Контрабанда из Китая – правовые вопросы

Дата публикации: 08.07.2012 Печатать

Сравнивая правовые системы России и Китая, можно отметить как сходства, так и различия, обусловленные социальными и культурными особенностями российского и китайского народов.

В российской уголовной практике незаконное перемещение товаров через границу подпадает под термин «контрабанда» (и, соответственно, преследуется в уголовном порядке), если оно совершается:

 

  • помимо таможенного контроля;
  • с сокрытием от таможенного контроля;
  • с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации;
  • путем недекларирования или недостоверного декларирования.

Необходимыми признаками незаконно перемещаемого товара является:

  1. крупный стоимостной размер (на сегодняшний день – более 1,5 млн. руб.);
  2. отнесение товара к одному из следующих видов:
  • наркотические средства, психотропных вещества, их аналоги;
  • инструменты и оборудование, находящиеся под специальным контролем и используемые для производства и изготовления наркотических средств и психотропных веществ;
  • сильнодействующие, ядовитые, отравляющие, взрывчатые, радиоактивные вещества;
  • радиационные источники;
  • ядерные материалы;
  • огнестрельное оружие, взрывные устройства, боеприпасы;
  • оружие массового поражения, средства его доставки;
  • иное вооружение;
  • иная военная техника;
  • материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники;
  • стратегически важные сырьевые товары;
  • культурные ценности.

Таким образом, перемещение через границу иных предметов (не удовлетворяющих одному из вышеперечисленных признаков) не будет, по сути, являться контрабандой.

Квалифицирующими (отягчающими ответственность) признаками контрабанды являются совершение контрабанды одним из следующих способов:

  1. должностным лицом с использованием своего служебного положения (например, сотрудником таможенных органов);
  2. с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенной контроль;
  3. организованной группой лиц.

Анализ статей уголовных кодексов двух рассматриваемых стран позволяет выявить характерные особенности правового регулирования в данной сфере.

А что на счет контрабанды и законов в Китае?

Во-первых, в уголовном кодексе Китая содержится 8 статей, описывающих составы преступлений, так или иначе связанных с контрабандной деятельностью, и устанавливающих ответственность за их совершение (ст.ст. 151 – 157, 411 УК КНР). С учетом того, что каждая из статей подразделяется на части, всего выделяется 20 различных составов преступления. В тоже время уголовный кодекс РФ содержит только одну статью, в которой дается определение понятию «контрабанда» для целей уголовно-правового регулирования, описываются 4 состава преступления (чч.1 – 4 ст. 188 УК РФ) и указываются размеры соответствующих наказаний.

Отличительной особенностью уголовного кодекса КНР является отсутствие нормативно закрепленного понятия «контрабанда». Возможно, в китайской юридической практике этот термин является общеупотребительным и не требует отдельного уточнения.

Перечень товаров, контрабанда которых в КНР запрещена под страхом уголовного наказания несколько отличается от российского. В частности, в него входят:

  1. фальшивая валюта;
  2. драгоценные металлы;
  3. ценные животные и производимая из них продукция;
  4. уникальные растения и продукция из них;
  5. порнографические материалы.

Как в российском, так и в китайском перечнях запрещенных к перемещению через границу предметов присутствуют оружие, боеприпасы, ядерные материалы.

Теперь давайте сравним

Сравнивая данные перечни, можно проследить, на каких видах общественных отношений делает акцент законодатель в разных странах. Так, например, в России нет отдельного наказания за контрабанду фальшивой валюты, в то время как в Китае данное деяние по тяжести санкции приравнивается к контрабанде оружия и ядерных материалов. А, как известно, наличие в обращении фальшивых денежных знаков наносит серьезный урон по экономике государства.

Незаконный вывоз редких видов дикой природы давно является серьезной проблемой для России и для Дальневосточного региона в частности. Однако, несмотря на неоднократно вносимые таможенной службой предложения, до сих пор уголовный кодекс РФ не содержит отдельного запрета на их контрабандное перемещение. Уголовное преследование в отношении правонарушителей может быть возбуждено лишь в случае трансграничной перевозки крупных партий редких видов растений и животных (ч.1 ст. 188 УК РФ). Пользуясь данным пробелом, злоумышленники, как правило, вывозят указанные предметы в небольших количествах, что позволяет им уйти от уголовной ответственности. Однако в совокупности масштабы контрабанды объектов флоры и фауны являются весьма значительными. Применяемые к правонарушителям административные меры ответственности не являются адекватными сложившейся ситуации и не могут предотвратить дальнейшее расхищение национальных природных богатств.

С этой точки зрения редкие разновидности растений и животных Китая защищены от незаконного вывоза гораздо лучше. Правда тут стоит учесть, что проблема истребления определенных видов флоры и фауны в Китае стоит намного острее, что непосредственно связано с традициями китайской народной медицины. Используемые для приготовления традиционных лекарств животные и растения либо истреблены совсем, либо находятся на грани исчезновения. А, учитывая близость Китая к России, а также высокий спрос у китайцев на такие товары, как трепанг, корень женьшеня, мускусные железы копытных, желчь медведя, части и дериваты амурского тигра и т.д., в ближайшем будущем нас может ожидать то же самое. Сложившаяся ситуация требует принятия скорейших мер к ужесточению запрета на незаконный вывоз с территории России объектов дикой природы.

Также обращает на себя внимание акцент в уголовном кодексе КНР на запрет вывоза из страны драгоценных металлов (даже в минимальных количествах) и контрабанду порнографической продукции. Аналогичные нормы в российском уголовном законодательстве отсутствуют. Здесь также прослеживается более тщательная забота китайских властей о сохранности природных ресурсов своей страны и о нравственности своих граждан.

В РФ стоимость товара, в КНР – налоги и пошлины

Ответственность за контрабанду предметов, находящихся в свободном обороте, также имеет свои отличительные особенности. В частности, российское законодательство в качестве критерия отнесения деяния к уголовно-наказуемому использует стоимость незаконно перемещенного товара, китайское же – размер налогов и пошлин, недоплаченных в бюджет в результате совершения контрабандой операции. Таким образом, китайские нормы делают упор именно на экономический урон, нанесенный конкретным преступлением.

При этом стоит заметить, что по российскому уголовному закону уклонение от уплаты таможенных платежей образует отдельный состав преступления, ответственность за которое предусмотрено статьей 194 УК РФ, однако на практике уголовные дела по данной статье возбуждаются гораздо реже, чем по ст. 188 УК РФ – контрабанда.

Уголовный кодекс Китая содержит гораздо больше норм, устанавливающих ответственность за квалифицированные (особые) виды контрабанды. В частности за:

1. Самовольную реализацию на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов утвержденных к ввозу в страну с применением льготного налогообложения давальческого сырья, деталей для комплектации и сборки, являющихся предметом компенсационной торговли сырьем, запчастями, изделиями, оборудованием.

2. Самовольную реализацию на внутреннем рынке с целью получения прибыли без санкции таможенных органов и без доплаты соответствующей суммы налогов импортных товаров и предметов, в отношении которых было применено налогообложение по пониженной ставке или которые были освобождены от налогообложения.

(Данные действия приравниваются к контрабанде).

3. Незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста товаров, запрещенных государством к ввозу в страну, или незаконное приобретение непосредственно у контрабандиста иных контрабандно ввезенных в страну товаров и предметов в сравнительно крупных размерах.

4. Перевозку, покупку, перепродажу во внутренних морях и территориальных водах продукции, запрещенной государством к ввозу и вывозу из страны, или перевозку, покупку, перепродажу в сравнительно крупных размерах без наличия законного разрешения товаров и предметов, ввоз и вывоз из страны которых государством ограничен.

5. Ввоз из-за границы на территорию страны твердых отходов без проверки таможенных органов.

6. Сговор с контрабандистом, предоставление ему кредита, денежных средств, номера счета, чека, свидетельства или оказание ему транспортных услуг, услуг по хранению и почтовой пересылке (рассматриваются как участие в групповой контрабанде).

7. Вооруженное прикрытие контрабанды.

8. Препятствование задержанию контрабандистов посредством угроз и насилия.

9. Попустительство контрабанде, совершенное работником таможенных органов, из корыстных побуждений.

Таким образом, мы видим, что законодательство Китая содержит гораздо более широкий перечень деяний, характеризующихся как контрабанда, либо связанных с совершением контрабанды, за которые предусмотрена ответственность.

За контрабанду ответят и юридические лица

Характерной особенностью уголовного кодекса КНР является возможность привлечения к уголовной ответственности (и за контрабанду в том числе) не только физических лиц, как в уголовном праве России, но и организаций. Юридические лица могут нести уголовное наказание как в виде штрафа, так и в виде ограничения деятельности.

Также за определенные деяния УК КНР установлен лишь нижний предел наказания (например, контрабанда оружия влечет лишение свободы на срок свыше 7 лет). Таким образом, верхний предел наказания зачастую не ограничен, и судья, рассматривающий дело, вправе определить нарушителю любой срок лишения свободы, который сочтет целесообразным. То же самое относится и к размеру штрафных санкций. В статьях китайского уголовного кодекса, касающихся контрабанды, говорится лишь о том, что за определенные деяния может быть назначен штраф. Однако диапазоны возможных сумм штрафных санкций не конкретизированы.

В российском же законодательстве верхний предел наказания всегда ограничен (нижний, как правило, тоже). Да и наказание за контрабанду в целом более мягкое.

Так, максимальная санкция за совершение контрабанды в России – 12 лет лишения свободы (за совершение контрабанды организованной группой), в Китае – смертная казнь (например, за контрабанду оружия при отягчающих обстоятельствах).

Что в итоге?

Итак, подведем итоги. В первую очередь, в обеих странах контрабанда считается серьезным правонарушением, за совершение которого предусмотрена уголовная ответственность. При этом в российском уголовном праве само понятие «контрабанда» более конкретное, поскольку определение данному термину дается непосредственно в уголовном кодексе. В Уголовном кодексе КНР такое определение отсутствует, соответственно и само понятие носит черты абстрактности и может трактоваться более широко.

В целом же китайский уголовный закон более жесток к контрабандистам. Бережливость и расчетливость китайцев проявились в том, что их экономика и природные ресурсы гораздо лучше защищены от внешних угроз. В Китайском уголовном кодексе содержится больше статей, предусматривающих наказание за различные виды контрабандой деятельности. Перечень товаров, перемещение которых через границу находится под особым контролем государства, гораздо шире (в том числе в него входят редкие виды флоры и фауны, чего нет в российском УК). А занятие контрабандой грозит серьезными последствиями для виновного – вплоть до смертной казни.

В результате реализации комплекса мер, направленных на защиту экономических интересов, в том числе борьбу с контрабандой, Китайская Народная Республика смогла значительно укрепить социально-экономическое положение в своей стране. Китайская экономика является на сегодняшний день одной из самых стабильных и динамично развивающихся в мире. Соответственно и социальная обстановка в целом является более стабильной.

В России же законодательство более либерально. Ни драгоценные металлы, ни редкие объекты дикой природы не включены в перечень товаров, контрабанда которых будет наказываться в уголовном порядке независимо от стоимости перемещаемых предметов (по аналогии с контрабандой наркотиков и оружия). Уголовное преследование данных действий возможно лишь в случае ввоза/вывоза в крупном размере. А с учетом того, что с 9 апреля 2010 года в России вступил в силу новый закон, согласно которому минимальная сумма «крупного размера» увеличена с 250 тысяч до 1,5 миллиона рублей, перспективы охраны указанных предметов от незаконного вывоза становятся еще более туманными…

Рубрики: Доставка из Китая

Теги: ,

Похожие записи

Один комментарий


  1. Vofus, 4 год. назад Ответ

    После прочтения статьи еще больше задумываешься о несовершенстве российского законодательства. Складывается такое ощущение, что законы пишутся специально для нечестных граждан.


Написать комментарий