Услуги и транспорт западной сибири. Характеристика транспортной системы экономического района. Удельный вес производства инструмента, запасных частей и оснастки низкий, потому что в районе отсутствует специализированное производство запасных частей и спец

1.Из перечисленных субъектов Российск�1.Из перечисленных субъектов Российской Федерации подчеркни относящиеся к Западной Сибири:

а). Кемеровская обл. б).Вологодская обл.; в).Карачаево-Черкесская р-ка; г).Р-ка Удмуртия; д). Алтайский край; е). Ямало-Ненецкий авт. окр; ж).Нижегородская обл.; з). Р-ка Алтай; и).Курганская обл.; к). Новосибирская обл; л).Тверская обл.; м). Омская обл; н).Республика Коми; о).Челябинская обл; п).Ростовская обл; р).Тульская обл; с). Тюменская обл.; т).Алтайский край; у).Ханты-Мансийский авт. окр; ф). Томская обл.; ч).Чукотский авт. окр.
2.Из предложенных утверждений выбери верные:
На Кавказе климат мягкий.
В Поволжье климат очень холодный.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на юге Западной Сибири.
Транспортная сеть наиболее хорошо развита на севере Западной Сибири.
На западе Россия граничит с Украиной.
Поволжье имеет выход в моря.
Западная Сибирь находится восточнее, чем Уральский экономический регион.
Калининградская обл. самая западная область в России.
В Северо-Западной России богатейшие запасы топливных полезных ископаемых.
Нефти на территории Западной Сибири нет.
На западе Дальний Восток граничит с Восточной Сибирью
Р-ка Якутия самый большой субъект Р.Ф.
В Корякском авт. округе одна из наименьших в России плотность населения.
3.Из предложенных вариантов составь характеристику экономико-географического положения Поволжья.
а).Климат довольно жесткий.
б).Транспортная сеть хорошо развита.
в).Транспортная сеть наиболее хорошо развита на западе.
г).Имеет выход к государственной границе с Украиной.
д).Имеет выход к Северному морскому пути.
е). Имеет выход к государственной границе с Казахстаном.
ж).На востоке граничит с Уралом.
з).Маленькая плотность населения.
и).Климат довольно мягкий.
к).На востоке граничит с Восточной Сибирью.
л).Граничит с Центральной Россией.
м).Является связующим звеном между Азиатской и Европейской Россией.
4. Крупные месторождения железной руды в России расположены
1) в Белгородской области и в Карелии 2) в Вологодской области и в Поволжье
3) на Дальнем Востоке 4) в республике Коми
5.Наибольшее количество гидроэлектростанций построено:
а).На Енисее; б).На Ангаре; в).На Волге; г).На Оби.
7.Какие из перечисленных национальностей проживают на территории Западной Сибири?
а).Удмурты; б).Чукчи; в).Долганы; г).Манси; д).Шорцы; е).Адыгейцы; ж).Саами; з).Кабардинцы; и).Алтайцы; к).Ненцы; л).Селькупы; м).Татары; н).Башкиры; о).Русские.
8.Из списка выбери города миллионеры Поволжья и Центральной России:
а).Москва; б).Новосибирск; в).Уфа; г).Омск; д).Самара; е).Нижний Новгород; ж).Челябинск; з).Екатеринбург; и).Казань; к).Ростов-на-Дону; л).Пермь.
9.Численность населения России в настоящее время (млн. чел.):
а).30,2; б).125,2; в).145,4; г).292,5.
10.В настоящее время естественное движение населения характеризуется:
а).Естественным приростом; б).Естественной убылью.
11. В России преобладает население:
а).Мужское; б).Женское.
13.Что такое топливно-энергетический комплекс?___________________
14.Эксплуатация каких электростанций очень проста и требует минимальных затрат труда?
а). Тепловых; б).Гидравлических; в).Атомных.
15.Какой вид транспорта является самым дорогим?
а).Авиационный; б).Железнодорожный; в).Автомобильный.

1какими железными дорогами связана западная сибирь с западным макрорегионом и странами центральной азии??? 2какие транспортные пути используются для

Транспорт не создает товарную продукцию, а лишь перемещает, увеличивая ее стоимость на величину транспортных издержек. Транспортные издержки составляют сегодня около 10 % от валового продукта России. Отношение суммарных транспортных издержек к конечной стоимости продукта называют коэффициентом транспортной слагающей .

Снижение этого показателя в ближайшем будущем маловероятно, т.к. для исправления положения необходимо в течение ближайших 15-20 лет удвоить мощность транспортных коммуникаций России, а инвестиционные ресурсы сегодня отсутствуют.

В 1990-х годах рост транспортных издержек был связан с отпуском цен на энергоресурсы. В результате для Сибири и Дальнего Востока условия перевозок настолько ухудшились, что возникли предпосылки для их переориентации на другие рынки и увеличения региональной замкнутости.

Транспортно-географическое положение оценочная характеристика удаленности территорий .

По специфике транспортно-географического положения регионы России подразделяют на семь основных типов:

более благоприятные для предпринимательства

Пограничные;

Столичные;

Центральные;

Внутренние районы;

менее благоприятные для предпринимательства

Классические периферийные;

- "тупиковые";

- "пустые" районы.

Пограничные районы (Ленинградская, Калининградская, Псковская области, Республика Карелия и др.) с точки зрения транспортного фактора наиболее выгодны, т.к. близки к импортным "воротам" и имеют минимальные транспортные издержки.

Столичные и центральные районы (Москва и Московская область, Самарская, Свердловская, Воронежская, Нижегородская области и др.) транспортно удалены от границ, но доступны из всех провинциальных и даже очень удаленных центров.

Внутренние (полупериферийные) районы (Кировская область, Республика Калмыкия и др.) имеют выгодное положение только отчасти (перекресток магистралей, реки и железной дороги, железной дороги и шоссе), в них транспортный фактор может играть благоприятную роль для отдельных центров.

Классические периферийные районы (Читинская область, Республика Хакасия и др.) удалены от экономических центров страны и для них транспортные издержки играют определяющую роль в вопросах, связанных с кооперированием производства и экспортом продукции.

Тупиковые районы (Ямало-Ненецкий АО, Республика Саха (Якутия) и др.), хотя и имеют транспортную связь с остальной частью страны, но это единственный путь. Надежность сообщений с соседними районами крайне низкая или вообще отсутствует.

"Пустые" районы (Эвенкийский, Ненецкий автономные округа) практически не имеют сложившейся транспортной сети. Поэтому для них крайне затруднены не только внешние, но и внутренние связи.

При этом существуют и промежуточные территории (например, Приморский край относится к периферийным и к пограничным регионам).

Транспорт Западной Сибири . Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали на территории Западной Сибири действует Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в экономическом развитии Кузбасса и Алтая. От нее идет ряд линий в северном и южном направлениях, в том числе: Иртышская – Карасук – Камень-на-Оби – Алтайская и Тюмень – Тобольск – Сургут – Нижневартовск – Уренгой. Межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов в Западной Сибири осуществляются по рекам Обь-Иртышского бассейна. Широко представлен в Западной Сибири трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога по Чуйскому тракту, обеспечивающая связи с Монголией.

Транспорт Омской области . С точки зрения транспортно-географического положения Омская область занимает достаточно выгодное положение. Здесь присутствуют и активно используются практически все виды транспорта (кроме морского). Однако упадок промышленного производства сдерживает развитие этой отрасли.

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта в Западной Сибири

Регион

Объем перевозок грузов всеми видами транспорта, млн т

Алтайский край

Кемеровская область

Новосибирская область

Омская область

Томская область

Тюменская область

Республика Алтай

Железнодорожный транспорт традиционно наиболее эффективен для перевозок на средние и дальние расстояния, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородных сообщениях. Его значение обусловлено двумя основными факторами:

1) технико-экономическими преимуществами над другими видами транспорта;

2) совпадением грузовых потоков с расположением железнодорожных магистралей (в отличие от речного и морского транспорта).

Наиболее разветвленная сеть железных дорог в Европейской части России. Здесь, за исключением Северного экономического района, при средней насыщенности железными дорогами 51 км на 10 тыс. км 2 , она составляет от 136 км в Волго-Вятском до 276 км в Центрально-Черноземном районе. Для Восточной Сибири и Дальнего Востока характерна низкая плотность железных дорог (21 км и 14 км на 10 тыс. км 2) и их расположение в южных, наиболее освоенных территориях. Железнодорожное строительство на севере Западной Сибири в 1970-80 гг. повысило насыщенность региона железными дорогами – 36 км на 10 тыс. км 2 (в т.ч. в Тюменской области – 17 км).

Среди перевозимых железной дорогой грузов доминируют каменный уголь и кокс (1-е место в грузообороте и 2-е по объему перевозок) и минеральные строительные материалы (1-е место по объему перевозок и 2-е по грузообороту). На 3-ем месте идут нефтяные продукты (особенно мазут и светлые нефтепродукты). Значительную долю занимают руда, черные металлы, лес и зерно, минеральные удобрения. На долю всех этих грузов приходится около 90 % перевозок.

Железнодорожный транспорт отличает концентрация грузовых перевозок по направлению транспортно-экономических связей регионов. Поэтому 50 % грузооборота выполняется 1/6 частью железных дорог. При средней грузонапряженности железных дорог России 14 млн т на 1 км эксплуатационной длины в год, их грузонапряженность в 2 раза больше. К наиболее грузонапряженным линиям относится Транссибирская магистраль, особенно ее участок от Омска до Новосибирска (это самый напряженный участок железной дороги в мире – более 100 млн т на 1 км) за счет перевозок кузнецкого угля.

Железнодорожный транспорт играет существенную роль в пассажирских перевозках. Однако более 2/3 общего пассажирооборота приходится на дальние перевозки. В России преобладающее значение имеют два направления пассажирских перевозок от Москвы: южное (по Курскому направлению) и восточное (через Поволжье на Сибирь). Крупнейшими железнодорожными узлами отправления пассажиров в дальнем сообщении являются Москва, Санкт-Петербург в Европейской части и Новосибирск на востоке России.

В Омской области общая протяженность железнодорожных путей составляет 1 570 км. На этих магистралях расположено 62 станции, 3 грузовых и 1 пассажирское депо. Пропускная способность железных дорог области превышает 200 млн т груза в год. Транссибирская магистраль пересекает область в широтном направлении. По ней выполняются в основном транзитные перевозки, обеспечивая связи Урала и Европейской части страны с Кузбассом и Восточными районами. Осуществляется связь восточных районов области с западными участками: Называевская-Омск, Калачинск-Колония, Иртышская-Граничная, Исилькуль-Омск. Участок Омск-Иртышская проходит в южном направлении, обслуживая юго-восточную часть области.

Через Омскую область проходит не только Транссибирская железнодорожная магистраль, но и линии от Омска на Тюмень – Свердловск и Иртышская – Карасук – Камень-на-Оби –Алтайская с отводом на Омск от станции Иртышская. Действует пять основных станций: "Омск-пассажирский" (пассажирские перевозки), "Омск-Северный" (товарная), "Омск-сортировочный" (технологическая), "Комбинатская" (нефтепродукты и др.), "Карбышево-1".

Автомобильный транспорт не составляет конкуренции железнодорожному транспорту в грузовых перевозках из-за высокой себестоимости перевозок и отсутствия сети современных автодорог. Сфера применения автомобильного транспорта – внутригородские, пригородные и внутрирайонные перевозки. В условиях России он выполняет в основном грузовые и пассажирские перевозки на короткие и средние расстояния. Средняя дальность перевозки одной тонны груза составляет всего 24 км.

Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет в тех случаях, когда отсутствуют другие виды транспорта (например, в северных и восточных районах), либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся (фрукты, овощи и пр.).

Автодороги общего пользования составляют в России чуть более половины (53 %) от всей автодорожной сети. Остальные дороги – ведомственные. Основу автодорожной сети России общей протяженностью 945 тыс. км (длина шоссейных дорог) составляют дороги с твердым покрытием. Однако протяженность автодорог современного уровня составляет лишь десятки тысяч километров.

Расположение автодорог повторяет радиально-кольцевую схему железнодорожной сети: крупнейшие автомагистрали (12 дорог) лучами расходятся от Москвы к Санкт-Петербургу (Ленинградское шоссе), Риге (Рижское шоссе), Минску (Минское шоссе), Киеву (Киевское шоссе), Симферополю (Симферопольское шоссе) и т. д. Однако к востоку от Урала число автодорог резко сокращается. В настоящее время строится сквозная автодорога в широтном направлении, соединяющая западные и восточные районы России.

В последние годы в крупных городах резко вырос парк индивидуальных легковых автомобилей, что привело к увеличению их доли в пассажирских перевозках. В России в 2001 г. эксплуатировалось 19,7 млн легковых автомобилей, в том числе 2,8 млн иномарок. Парк автобусов насчитывал 620 тыс. машин. В среднем на тысячу жителей страны приходится 167 автомобилей и автобусов.

В среднесрочной перспективе парк легковых автомобилей должен составить 24-26 млн штук. На грузовые автомобили, которых насчитывается 4,4 млн, приходится 8,7 % общего грузооборота транспортной системы России. В США, например, этот показатель равен 25 %, а в странах Западной Европы достигает 45 %.

Почти 90 % от всех перевозок пассажиров в России выполняют автобусы. Однако основная их часть (около 80 %) приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18 %, а междугородних – только 2 %.

Через г. Омск в южной половине Омской области проходят автомобильные дороги общегосударственного значения, связывающие областной центр с городами Новосибирском, Тюменью, другими центрами России и республикой Казахстан. Общая протяженность сети дорог – 17 087 км, из них 859 км – дороги федерального значения. Более 7,5 тыс. км дорог (68 %) имеют твердое покрытие. По показателю плотности автомобильных дорог с твердым покрытием область занимает 49 место в России.

Морской транспорт выполняет экспортно-импортные перевозки. Его роль в каботажных (внутренних) перевозках значительна только для северных и восточных регионов страны. Морские перевозки на большие расстояния очень дешевы, суда отличаются большой грузоподъемностью, а морские пути – практически неограниченной пропускной способностью. Энергоемкость перевозок также невелика.

В то же время зависимость морского транспорта от природных условий, сложное портовое хозяйство и удаленность экономических центров страны ограничивают сферу его применения в России. К тому же большая часть крупных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов сегодня отошла к другим государствам.

Российский торговый флот занимает 7-е место в мире по тоннажу (16,5 млн т дедвейта), но большая часть судов так изношена, что это не позволяет многим из них заходить в иностранные порты. Из 5,6 тыс. судов 46 % относятся к рыболовным и рыботранспортным, 1,1 тыс. судов предназначены для перевозки генеральных грузов, а 245 судов – нефтетанкеры. Флоту не хватает современных типов судов, таких как лихтеровозы, контейнеровозы, суда комбинированного типа, морские паромы, суда типа "Ро-Ро" (с горизонтальной погрузкой).

Специфика внешней торговли России и перевозок морским транспортом выражена в преобладании массовых и объемных грузов, прежде всего нефтяных. Велика доля руды, строительных материалов, лесных грузов и зерна.

Первое место в грузообороте перешло сегодня к Дальневосточному бассейну (около 45 % всех отправленных грузов). На втором месте – Черноморско-Азовский бассейн (23,7 % грузов). Через другие порты Черноморского бассейна ведется в основном экспорт нефти. Здесь находится самый крупный по грузообороту в России морской порт Новороссийск с глубоководным нефтепирсом "Шесхарис", позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. тонн. Меньшее значение имеет нефтяной порт Туапсе. Реализация крупных нефтедобывающих проектов в Казахстане и Азербайджане, а также потребности России в экспорте сжиженного газа создали предпосылки для строительства на Черноморском побережье России ряда новых нефтяных и газовых портов и причалов.

В бассейне Северного Ледовитого океана (третье место по объемам отправленных грузов – 14,9 %) выделяются два порта – Мурманск на побережье Баренцева моря и Архангельск в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота всего бассейна. Архангельск – специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск – единственный незамерзающий порт на севере России.

Важное значение для обеспечения районов Крайнего Севера имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на Северном морском пути. В наиболее грузонапряженном, западном, секторе Северного морского пути (Мурманск-Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты Провидения) навигация ведется эпизодически.

Балтийский бассейн занимает примерно такое же место по отправлению грузов, как и бассейн Северного Ледовитого океана (14,5 %). В его пределах расположен самый крупный порт на Балтике – Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский порт. Однако его значение для обеспечения транспортных связей Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить. Для обеспечения внешнеторговых транспортных связей через Балтийское море около Санкт-Петербурга запроектировано строительство нового крупного морского порта.

В Каспийском бассейне (всего 0,3 % отправленных грузов) действуют два крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной – Астраханский порты. В связи с повышением уровня Каспийского моря в работе каспийских портов, особенно Махачкалинского, наблюдаются значительные трудности.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он превратился в специфический вид технологического транспорта для перевозки минерально-строительных материалов.

Единая глубоководная система Европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. включает глубоководные участки Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), реки Москва, Дон и межбассейновые глубоководные соединения Московско-Волжское, Волго-Балтийское, Беломоро-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, эта система выполняет свыше 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.

Наиболее существенную роль речной транспорт играет либо в тех регионах, где направления основных экономических связей и речных путей совпадают (Волжско-Камский речной бассейн в Европейской части России), либо в слабоосвоенных регионах с отсутствием альтернативы (Север и Северо-Восток страны). Преобладающую часть грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

На долю Волжско-Камского бассейна приходится более 50 % грузооборота речного транспорта России. Подавляющая часть перевозок осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупнымие порты бассейна: три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский. На втором месте по объему выполняемой работы стоит Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Ведущий порт бассейна – Архангельск. Другие крупные порты – Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги, Салехард. Главной магистралью Северо-Западного бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой.

Протяженность эксплуатации внутренних водных судоходных путей в Омской области составляет 1 667 км. Грузовой и пассажирский водный транспорт имеет основной порт в г. Омске и осуществляет перевозки грузов и пассажиров от Павлодара на юге до Северного Ледовитого океана на севере, включая малые реки среднего и нижнего Приобья и Заполярья.

В 1990-х гг. объем перевозок грузов внутренним водным транспортом стабильно сокращался в основном за счет снижения перевозок строительных материалов, на долю которых приходится более 60 % общего объема перевозок. Связано это в первую очередь со структурными изменениями в этой отрасли, что проявлялось в росте перевозок наливных грузов.

Трубопроводный транспорт пока остается специализированным видом транспорта для перекачки жидких и газообразных продуктов. По назначению магистральные трубопроводы делятся на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. В последнее время получают развитие другие виды трубопроводов (пульпопроводы, пневмопроводы и др.). Развитие трубопроводного транспорта неразрывно связано с освоением нефтяных и газовых месторождений, территориальной организацией нефте- и газоперерабатывающей промышленности, размещением основных потребителей нефти, газа и продуктов их переработки на внутреннем и внешнем рынках.

Преобладание в производстве энергоносителей в России газа и нефти, огромный территориальный разрыв между нефтяными базами, районами добычи газа и основными их потребителями (средняя дальность перекачки 1 т груза по трубопроводам – более 2 400 км) привели к росту доли трубопроводного транспорта в общем грузообороте страны. Так, с 1990 по 1995 гг. удельный вес трубопроводного транспорта резко увеличился (с 42,1 % до 51,9 %) за счет сохранения объемов перекачки природного газа на фоне резкого (в два раза) сокращения перевозок грузов другими видами транспорта.

Сеть магистральных нефтепроводов России составляет 48 тыс. км и образует несколько систем. Из основных нефтедобывающих районов (Западная Сибирь и Урало-Поволжский район) нефтепроводы проложены:

в западном направлении : Сургут – Тюмень – Уфа – Альметьевск – Нижний Новгород – Рязань – Москва с ответвлением Нижний Новгород – Ярославль – Кириши (крупный нефтеперерабатывающий завод вблизи Санкт-Петербурга); Сургут – Пермь – Нижний Новгород – Полоцк; экспортная нефтепроводная система "Дружба" (3 трубопровода большого диаметра) Нижневартовск – Самара – Унеча – Мозырь – Брест – Европа с ответвлениями Унеча – Полоцк – Вентспилс (крупнейший нефтеэкспортный порт бывшего СССР в Балтийском бассейне) и Мозырь – Ужгород – Восточная Европа;

в юго-западном направлении : Самара – Лисичанск – Кременчуг – Снигиревка – Николаев – Одесса с ответвлением от Снигиревки на Херсон; Самара – Волгоград – Тихорецк – Новороссийск (крупнейший нефтеэкспортный порт на Черном море);

в восточном направлении : Александровское – Анжеро – Судженск – Ачинск – Ангарск (крупный нефтехимический комбинат);

в южном направлении из Западной Сибири : Сургут – Омск – Павлодар – Чимкент – Чарджоу.

К этим системам подключены нефтяные месторождения Республики Коми (нефтепровод Ухта – Ярославль), Северного Кавказа (Грозный – Тихорецк), Казахстана (Новый Узень-Гурьев – Самара и Гурьев – Орск – Уфа) и др. На Дальнем Востоке проложен нефтепровод через Татарский пролив: Оха – Комсомольск-на-Амуре.

Сеть нефтепродуктопроводов получила меньшее развитие и составляет 15 тыс. км. Ее основу формирует магистраль, протянувшаяся от Уфы на восток до Новосибирска и на запад до Бреста. Строительство нефтепродуктопроводов экономически целесообразно при объемах транспортировки не менее 2-3 млн т. В остальных случаях используют железнодорожный, водный и автомобильный транспорт. По нефтепродуктопроводам перекачивают только светлые нефтепродукты (бензин, керосин и др.). Мазут и другие темные нефтепродукты из-за их вязкости перевозят железнодорожным транспортом.

Магистральными трубопроводами Омской области ежегодно перекачивается около 30 млн т нефти и около 2 млн т нефтепродуктов. В 2002 г. введен в строй нефтепровод местного значения длиной 60 км, доставляющий нефть с Западно-Краспивинского месторождения.

Газопроводный транспорт – самый молодой вид транспорта. Начало строительства магистральных газопроводов в нашей стране относят к 1946 г., когда вступил в строй газопровод Саратов-Москва. Через десять лет, в 1956 г. был введен в эксплуатацию крупнейший в то время в Европе газопровод Ставрополь-Москва. В 1963 г. газ Средней Азии пошел по газопроводу Бухара-Урал, а в 1967 г. – по газопроводу Газли-Воскресенск, положившему начало созданию газопроводной системы "Средняя Азия – Центр".

Особенно быстро газопроводный транспорт развивался в 1970-80 гг., достигнув своей максимальной протяженности (149 тыс. км) в 1991 г. С начала 1970-х годы основные районы строительства магистральных газопроводов сместились на север страны, где были сооружены газопроводы Медвежье – Надым – Ухта – Торжок – Минск с ответвлением Надым – Пунга – Пермь, Уренгой – Сургут – Тюмень – Челябинск. В 1984 г. построена крупнейшая в России газопроводная система "Западная Сибирь – Европа", в основе которой лежит газопровод Уренгой – Помары – Ужгород протяженностью 4,5 тыс. км. Среди других выделяется экспортный газопровод "Союз" (Оренбург – Волгоград – Ужгород) протяженностью 2 750 км.

Администрацией Омской области реализуется областная программа газификации при участии РАО "Газпром", соглашение с которым было подписано в феврале 1997 года. С широким использованием природного газа связывается существенное (в некоторых районах области в 3 раза) снижение затрат на энергоносители, улучшение условий жизни сельского населения.

В 1997-2000 гг. в Омской области введено в эксплуатацию более 300 км газоразводящих сетей, две газораспределительных станции, природный газ подан в 50 тысяч домов и квартир. Для реальной оценки масштабов этой работы следует иметь в виду, что в 1990-97 гг. были проложены газопроводы протяженностью всего 80 км.

Воздушный транспорт относится к узкоспециализированным видам транспорта – он предназначен для пассажирских перевозок на дальние и средние расстояния, хотя имеет значение и при транспортировке ценных, скоропортящихся и срочных грузов. В общем объеме перевозок перевозка пассажиров составляет 80 %, остальное – грузы и почта.

Считается, что на расстоянии свыше 1 000 км в пассажирских перевозках преобладает воздушный транспорт. Поэтому среднее расстояние перевозки одного пассажира воздушным транспортом на внутренних линиях достигает 2 тыс. км, что в три раза выше показателя железнодорожного транспорта (перевозка пассажиров в дальнем сообщении).

Особую роль играет воздушный транспорт для слабоосвоенных районов Сибири и Дальнего Востока, где он вместе с сезонным речным транспортом является единственным средством сообщения. Не меньшее значение для развития международных связей имеет наличие аэропортов, способных на современном уровне обслуживать международные авиалинии.

Администрация Омской области уделяет большое внимание завершению строительства международного аэропорта "Омск-Федоровка". В бюджете области предусмотрено выделение значительных средств на продолжение его строительства, не прекращается поиск инвесторов для реализации столь масштабного проекта.

Сегодня воздушный транспорт в Омской области представлен аэропортом международных линий (г. Омск) и местных линий (13 направлений). Ежегодно авиацией отправляется около 12 тыс. тонн грузов и 987 тыс. пассажиров. Количество пассажиров, летающих коммерческими рейсами, составляет 20-25 % от числа пассажиров.

Городской транспорт . Несмотря на регулярное повышение тарифов на городском пассажирском транспорте, перевозки пассажиров в г. Омске остаются убыточными. Убытки компенсируются за счет дотаций из городского и областного бюджетов.

Наиболее распространенным видом общественного городского пассажирского транспорта являются автобусы. В целом ими осуществляется около 50 % всех пассажирских перевозок в городе. Хотя широкое распространение маршрутных такси постепенно меняет это соотношение в свою пользу.

В конце 1990-х гг. на территории Омска был реализован федеральный проект "Городской общественный транспорт". Всего же в реализации проекта участвовало 14 городов России. В результате этого проекта на 329 млн долларов США в Омск поставлено около 300 автобусов марок "Мерседес-Тюрк" и "Мерседес-Россиянин". Также восстановлено 30 автобусов и 17 троллейбусов, закуплено оборудование для предприятий и станции сервисного обслуживания, поставлены запасные части к автобусам и проведена подготовка специалистов по ремонту и сервисному обслуживанию. Кроме того, Администрацией города было заключено два соглашения с Пражским филиалом "Ай-Эн-Джи"-Банка на получение займов в размере 20,7 млн долларов США.

Контрольные вопросы

1. Дайте краткую характеристику состояния транспортной инфраструктуры Российской Федерации.

2. Покажите роль и место Омской области в межрегиональных транспортных связях.

3. Выделите приоритетные направления развития транспорта в Омской области.

1. Горизонты транспорта: эффективная транспортная политика. – М.: Социум, 2004.

2. Гребцова В.Е. Экономическая и социальная география России: основы теории и практики: Учеб. пособие для вузов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

3. Сафронов Э.А. Транспортные системы городов и регионов. – М.: АСВ, 2005.

Нормативно-правовые акты и документы

1. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 г. № 848 "О федеральной целевой программе "Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)" // Справочная правовая система "Гарант". – М.: НПП «Гарант-сервис», 2006.

2. Постановление Правительства РФ от 14.02.1997 г. № 174 "О Межведомственной комиссии по вопросам повышения конкурентоспособности российских предприятий и организаций транспорта" // Справочная правовая система "Гарант". – М.: НПП «Гарант-сервис», 2006.

3. Постановление Омского городского Совета от 16.01.2002 г. № 553 "О решении Омского городского Совета "О программе развития метрополитена и других видов скоростного внеуличного транспорта в городе Омске до 2015 г. с выделением первой очереди строительства до 2005 г." // Справочная правовая система "Гарант". – М.: НПП «Гарант-сервис», 2006.

Задания к семинарскому занятию

1. Охарактеризуйте состояние одного из транспортных предприятий Омской области в контексте развития соответствующей подотрасли.

2. Прокомментируйте процессы, происходящие в одной из подотраслей транспорта Омской области.

Предыдущая

Транспортная система Западной Сибири сочетает в себе все виды сообщений, но роль и размещение их в разных частях района различны: на юге резко преобладает значение железных дорог и трубопроводов. Там же, на юге, проходят и почти все автомобильные дороги. Роль же водного транспорта здесь очень ограничена и сводится главным образом к перевозкам грузов и пассажиров в северные районы, где наоборот, сохраняет ведущие позиции речной транспорт. Вместе с тем в северной половине Западной Сибири особенно важную роль играет авиация.

Опираясь главным образом на то, что ЗСЭР занимает лидирующее положение по добыче топливно-энергетических ресурсов, огромное значение имеет транспортный комплекс Западной Сибири, который наибольшее развитие получил в южной степной зоне, где проходят широтные Транссибирская и Среднесибирская железнодорожные магистрали с ответвлением в сторону Южного Казахстана (Турксиб).

Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложена магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района). В настоящее время осуществляется подготовка к пионерному строительству каркаса железных дорог в Надым-Пур-Тазовском и Ямальском газовых промрайонах и планируется соединение Западно-Сибирского Севера с Норильским промрайоном в Красноярском крае.

Немало важны и автомобильные дороги. Исходя из свойств и значимости автомобильных дорог в экономике и социальной сфере, разработанная «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно- Сибирском регионе» определяет целесообразность формирования следующих магистральных автомобильных дорог:

1. Автомобильная дорога в широтном направлении «Нижневартовск - Сургут - Ханты-Мансийск - Советский»

Направления развития этой дороги за пределами округа обеспечивается:

  • 2. На запад - г.Ивдель - г.Серов (Свердловская-область) - г.Пермь с вхождением в общетраспортную инфраструктуру европейской части России и в северный транспортный коридор;
  • 3. На восток - г.Томск, с вхождением в транспортный коридор вдоль главной Сибирской железнодорожной магистрали. С формированием этой дороги образуется вторая широтная дорога России, которая в перспективе должна иметь важное государственное значение.
  • 4. Автомобильная дорога в меридиональном направлении «Тюмень - Тобольск - Сургут -Ноябрьск - ст. Пуровск» с дальнейшим развитием на г.г.Надым, Салехард и Воркуту. Это единственная дорога, которая сегодня обес?ечивает выход автотранспорта из Ханты - Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов на дорожную сеть России.
  • 5. Автомобильная дорога, формирующаяся в меридиональном направлении г.Надым -г.Нягань (вдоль коридора газопроводов) с выходом на широтную дорогу и, в последующем, на г.Урай- п.Междуреченский -г.Тюмень.

Обе меридиональные автомобильные дороги, помимо большого воздействия на социально-экономическое развитие автономных округов, в перспективе с другими видами транспорта, образуют крупный транспортный коридор «север-юг». На севере - это вхождение в Северный морской путь, на юге (через Казахстан) - вхождение в транспортную сеть Азиатского региона.

Железные дороги обслуживают, в основном, межрегиональные и транзитные перевозки, а автомобильный транспорт занимается большей частью внутрирайонными перевозками.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. В меньшей степени он используется для?перевозки местных грузов и товарообмена с Казахстаном. Значительная часть северного завоза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в?период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири. Главная река района - Обь с ее многочисленными притоками, которая впадает в Карское море. Обь занимает?первое место по площади бассейна и третье по водности.

Морской транспорт мало востребован в Западной Сибири из-за невозможности захода морских судов в мелководную Обскую губу. Исключение составляет экспериментальная доставка морским путем грузов, предназначенных газовикам Ямала, однако ее сдерживает отсутствие здесь морских портов.

Для пассажирских и грузовых?перевозок велико значение воздушного транспорта, без которого трудно представить осуществление регулярных внутренних и внешних связей.

По югу Западно-Сибирского района проходят воздушные линии всероссийского значения. На долю авиационного транспорта в Западной Сибири приходится большая часть грузовых и пассажирских перевозок. Регулярным воздушным сообщением между собой связаны все областные центры и многие другие, даже небольшие, города. Кроме того, в северных районах всё более распространяются перевозки на обычных автомобилях по зимним дорогам и замерзающим рекам и на вездеходах, приспособленных для движения по болотам.

Особенностью межрайонных связей является преобладание вывоза над ввозом. Район вывозит нефть, газ, уголь, пиломатериалы, металл, концентраты руд цветных металлов и др. ввозятся машины и оборудование, продовольствие, товары народного потребления.

Для России с ее огромными пространствами, суровым климатом и крупными перевозками массовых грузов на большие расстояния первостепенное значение имеют всепогодные виды наземного транспорта, отличающиеся наименьшими издержками. К таким видам транспорта в первую очередь относятся железнодорожный и трубопроводный. Именно на них падает основной объем грузовой работы отечественного транспорта.

Современное состояние транспортного комплекса страны определяется сложившимся социально-экономическим положением, характеризующимся спадом производства, снижением инвестиционной активности, ростом цен, нестабильностью внутриполитической обстановки. Это привело к снижению спроса на перевозки, сокращению их объемов, осложнению финансового положения транспортных предприятий и ускорению изношенности транспортных средств. В условиях либерализации тарифов и падения спроса на перевозки появились свободные перевозные возможности, возникает рыночная конкуренция на всех видах транспорта и между ними. Наиболее ярко это выразилось в увеличении роли трубопроводного транспорта в суммарном грузообороте страны. Сегодня он, оттеснив железнодорожный на вторые роли, занимает лидирующие позиции в перевозках грузов в России на дальние расстояния.

Важнейшие тенденции функционирования транспортного процесса, наметившиеся в 90-е гг., сводятся к устойчивому сокращению неплатежеспособного спроса на перевозки, а также к снижению перевозок пассажиров всеми видами транспорта.

Транспортный комплекс в Западно-Сибирском районе развит недостаточно, и это тормозит дальнейшее развитие его производительных сил. Тем не менее, он характеризуется высокой грузонапряженностью.

Большое значение имеет речной транспорт, значение которого существенно возрастет в связи со строительством речных портов в Томске, Тобольске, Сургуте, Нижневартовске и Колпашево, улучшением судоходства на реках Томи, Кети, Туре и Тоболе.

Значительный объем грузоперевозок обеспечивается пароходствами рек Обь-Иртышского бассейна. Важное значение для пассажирских и грузовых перевозок имеет воздушный транспорт, на который ложится основная нагрузка по обеспечению жизнедеятельности городов и поселков северных территорий, не имеющих железнодорожных и речных связей с основными территориями района.

Основной вид транспорта - железнодорожный. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали функционирует Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее ряд линий отошли в северном и юном направлениях. Большую роль в освоении севера Тюменской области и развитии нефтегазового комплекса сыграла железнодорожная магистраль Тюмень-Тобольск-Сургут-Нижневаторск-Уренгой. Имеются различные варианты продолжения этой магистрали. Она может через Томск соединиться с Транссибирской магистралью или выйти на Абалаково, вдоль реки Кеты. На территории комплекса были построены лесовозные дороги Ивдель-Обь, Тавда-Сотник, Асино-Белый Яр.

Больше всего грузов перевозит автотранспорт. В структуре грузоперевозок около 80% приходится на автомобильный транспорт . Однако его роль в общей тонно-километровой работе (грузообороте) транспорта России невелика. Это объясняется крайне незначительными средними расстояниями перевозки грузов (плечом): в основном в пределах городов и их ближайшего окружения, в карьерах открытых разработок полезных ископаемых, на лесовозных дорогах в районах лесозаготовок и т.д.

В настоящее время вокруг Самотлора построены внешнее и внутреннее автодорожное кольцо с твердым покрытием, создаются подъездные автодороги к железнодорожной магистрали Тюмень-Тобольск-Сургут. Однако транспортная сеть еще не достаточно развита. В расчете на один квадратный километр территории протяженность железных дорог здесь почти в 3 раза и автомобильных дорог с твердым покрытием в 2 раза меньше, чем в целом по стране.

Для хозяйства района с громадными расстояниями между поставщиками и потребителями всех видов продукции и материалов характерна высокая доля транспортных затрат.

Основной поток грузов Западной Сибири имеет западное направление, на него приходится свыше 70% вывоза и более 60% ввоза всех грузов. Восточное направление грузопотока имеет гораздо меньшее значение: по вывозу - около 15%, ввозу - 30%. С учетом возможности выхода России на рынки Тихоокеанского бассейна грузопоток в восточном направлении может резко возрасти.

По суммарным объемам перевозки грузов и тонно-километровой работе транспорта Россия, наряду с США, занимает лидирующие позиции в мире. Однако столь значительные объемы работы отечественного транспорта обусловлены не высоким уровнем экономического развития страны, а одним из самых топливо- и сырьеемким в мире хозяйственным комплексом и гигантскими расстояниями перевозки грузов.

Максимальный объем грузооборота отечественного транспорта - 5890 млрд. тонно-км - был достигнут в 1990 г. Затем по мере развития и углубления социально-экономического кризиса и в связи с быстрым падением объемов производства практически во всех отраслях народного хозяйства он стал стремительно сокращаться.

Поток нефти и газа составляет основу транспортно-энергетических трубопроводных систем России, распространяющихся по всей территории Сибири и Европейской зоны, а также выходящих за пределы страны с целью обеспечения экспортных обязательств.

Возрастание межрайонного грузооборота и внутрирайонных перевозок способствовало расширению транспортной сети. На территории региона построены нефтепроводы Шаим-Тюмень, Усть-Балык-Омск, Александров-ское-Анжеро-Судженск-Красноярск-Иркутск, Самотлор-Тюмень-Альме-тьевск, Усть-Балык-Курган-Самара, Омск-Павлодар и газопроводы на участках Медвежье-Надым-Урал (две очереди), Надым-Пунга-Центр, Уренгой-Надым-Ухта-Торжок, Вэнгапур-Сургут-Тобольск-Тюмень, Ямбург-Центр, Нижневартовск-Мыльджино-Томск-Новокузнецк, Ямбург-Западная граница России. Этот мощный трубопроводный транспорт обеспечивает доставку потребителям почти 400млн. т нефти и 450 миллиардов кубических метров газа. В настоящее время для выхода тюменской нефти построены трубопроводы протяженностью свыше 10 тысяч километров. Газовые магистрали протянулись более чем на 12 тысяч километров. Здесь впервые применены трубы диаметром 1420 мм.

Транспорт и экономические связи. Транспортные магистрали Западной Сибири отличаются высокой грузонапряженностью. Помимо основной Сибирской железнодорожной магистрали была построена Южно-Сибирская магистраль, сыгравшая большую роль в развитии производительных сил Кузбасса и Алтая. От нее отошли линии в северном и южном направлениях. Была также построена железная дорога: Иртышская –Карасук– Камень–на –Оби –Алтайская.

Новой железнодорожной магистралью является: Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск - Уренгой.

В значительной мере межрайонные и внутрирайонные перевозки грузов Западной Сибири осуществляются по рекам Обь - Иртышского бассейна. Особенно широкое развитие в Западной Сибири получили трубопроводный транспорт и линии электропередач. Большое значение имеет автомобильная дорога - Чуйский тракт, обеспечивающая связи с Монголией. Важное значение для пассажирских и грузовых перевозок имеет воздушный транспорт.

Железнодорожный транспорт.

На севере железнодорожная сеть продолжает формироваться. От ранее построенной железной дороги к центрам нефтедобычи Тюмень - Тобольск - Сургут - Нижневартовск была проложе­на магистраль до Уренгоя (центра крупнейшего газопромыслового района).



Основу железнодорожной сети образуют части Транссибирской (Челябинск–Омск–Новосибирск – Красноярск), Среднесибирской (Иртышская – Корсун – Камень-на-Оби – Алтайская) и Южно-Сибирской (Кулунда – Барнаул – Артышта – Новокузнецк – Тайшет) магистрали, находящиеся на территории района.

Большое значение имеют также железные дороги Томск - Асино - Белый Яр – Ивдель – Обь, Тавда – Сотник (для перевозки леса и лесоматериалов), Тюмень – Сотник – Сургут – Нижневартовск – Уренгой (для освоения нефтегазовых ресурсов), Кия – Шалтырь – Ачинск (для связи Кузбасса с Восточной Сибирью).

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт в Западной Сибири имеет важное значение для экономического развития региона. В настоящее время сеть автомобильных дорог с твердым покрытием в Сибирском регионе развита слабо. Расширение сети автомобильных дорог в основном происходит за счет освоения новых месторождений полезных ископаемых, для связи их между собой, а также с крупными населенными пунктами, производственными базами, портами и железнодорожными станциями. Также в сеть автомобильных дорог входят магистральные дороги общего пользования, их основная часть сосредоточена в южных и центральных районах региона.

Важнейшие автомобильные дороги: Тюмень - Омск, Тю­мень - Сургут, Кемерово - Барнаул, автомагистраль в сторону Красноярска, а также Чуйский тракт в сторону Монголии.

Автомобильный транспорт Западной Сибири также в основном осуществляет внутрирайонные перевозки, доставляя грузы к железнодорожным станциям, речным портам и потребителям. По протяженности автодорог с твердым покрытием Западная Сибирь занимает 5-е место в стране (68,3 тыс. км).

Водный транспорт.

Важную роль для экономического развития региона играют водные транспортные пути. Крупные речные порты находятся в Новосибирске, Тобольске, Омске, Томске, Сургуте и Барнауле.

Речной транспорт в Западной Сибири выполняет главную функцию - завоз различных грузов в районы добычи нефти и газа в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Значительная часть северного за­воза, осуществляемого с помощью речных судов, происходит в период весеннего половодья, когда по большой воде грузы доставляются по малым и средним рекам в глубинные районы Западной Сибири.

Трубопроводный транспорт.

Сибирь является главным поставщиком нефти и газа, поэтому в этом регионе быстрыми темпами развивается трубопроводный транспорт. Крупнейшая в мире система магистральных трубопроводов "Дружба", связавшая между собой социалистические страны Совета экономической взаимопомощи, проходит и в Сибири. По этому нефтепроводу также осуществляется поставка нефти в страны дальнего зарубежья. К числу наиболее известных нефтепроводов Сибирского региона относятся «Сургут-Перьмь-Н.новгород-Ярославль-Рязань-новолипецк», «Сургут-Курган-Уфа-Альметьевск» и другие.

Вся система газопроводов страны объединена между собой в Единую систему газоснабжения России. Она дает возможность обеспечить газом населенные пункты вдоль трассы газопровода, создавать новые рабочие места и приносит доход в бюджет региона. Газопроводы Сибирского региона также включены в Единую систему газоснабжения России, к ним относятся «Уренгой-Сургут- Уфа-Новопсков», «Угенгой – Курск – Киев – Ужгород», «Уренгой – Медвежье – Ухта – Ярославль – Москва». Развитие магистральной сети трубопроводов позволяет развивать местную инфраструктуру и улучшить жизнь жителей региона.

Статьи по теме