Фундаментальные исследования. Регулирования в целях противодействия уклонению Предложения по процедуре взимания налогов

Налоговая политика до 2018 года: совершенствование налогового администрирования (Зобова Е.П.)

Дата размещения статьи: 20.11.2015

Увеличивать размеры налоговых поступлений в бюджет можно разными способами: повышать налоговые ставки, расширять налоговую базу или увеличивать собираемость налогов. Поскольку до 2018 г. главным вектором развития налоговой политики Российской Федерации заявлено недопущение увеличения налоговой нагрузки, то на первый план выходит повышение собираемости действующих налогов. В этом направлении налоговые органы работают уже не первый год и результаты есть.

К сведению. В результате работы по активизации поступлений в бюджетную систему РФ в первом полугодии 2015 г. налоговым органам удалось урегулировать значительный объем задолженности. За этот период показатель "эффективность взыскания задолженности за счет применения мер принудительного взыскания" вырос и составил 69,6%, что является самым высоким значением за все время. Сумма урегулированной задолженности в расчете за год (расчет значений ведется с 01.07.2014 по 01.07.2015) составила 1,4 трлн руб., что на 93 млрд руб. больше, чем по итогам 2014 г. Так, поступления от применения мер принудительного взыскания возросли на 135 млрд руб. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Также на 13,4 млрд руб. увеличилась сумма задолженности, урегулированной путем зачета.

Кроме того, расчетное значение показателя "снижение соотношения объема задолженности по налогам и сборам к объему поступлений в бюджетную систему Российской Федерации", характеризующее долю задолженности в объеме поступлений в бюджет, по итогам первого полугодия 2015 г. составило 9,1%. В прошедшем году данный показатель за аналогичный период составил 9,6%.

Основные итоги в области налогового администрирования

В Основных направлениях подведены итоги реализации налоговой политики в области налогового администрирования. Выделим главное.

Начнем с Плана мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование налогового администрирования", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от 10.02.2014 N 162-р. Если проанализировать этот документ, то можно заметить, что основная часть планируемых мероприятий приходится на 2014 г. Так что же из запланированного было претворено в жизнь?

Во-первых, в настоящее время совершенствование налогового администрирования реализуется в рамках данной "Дорожной карты".

Во-вторых, разработаны все запланированные рассматриваемой "Дорожной картой" проекты федеральных законов, ряд из которых уже принят (см. таблицу 1). Отметим, что часть новшеств уже действует в 2015 г., а часть вступает в силу с 2016 г.

Таблица 1

Суть и значение изменения

Введен институт налогового мониторинга

Формирование оптимальной для РФ модели института предварительного налогового разъяснения на основе проведенного анализа;

Повышение прозрачности правоприменения законодательства РФ о налогах и сборах;

Существенное улучшение восприятия инвесторами делового климата;

Повышение прогнозируемости налоговых платежей;

Своевременное выявление пробелов и коллизий в законодательстве о налогах и сборах;

Сокращение затрат на проведение налоговых проверок, судебных издержек в связи с сокращением налоговых споров;

Обеспечение повышения уровня правовой культуры налогоплательщиков

Введено понятие "личный кабинет налогоплательщика"

Создан и совершенствуется функционал личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Обеспечена возможность получения налогоплательщиками документов (актов сверок расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, справок об отсутствии задолженности и иных документов по требованию налогоплательщика) от налогового органа по телекоммуникационным каналам с электронной подписью должностного лица налогового органа по требованию налогоплательщика. Урегулированы положения, связанные с использованием личного кабинета налогоплательщика как самими налогоплательщиками, так и налоговыми органами

Урегулирован вопрос о принятии к вычету НДС в случае его получения после окончания квартала

Предусмотрено право покупателя, получившего счет-фактуру от продавца товаров (работ, услуг), имущественных прав после завершения налогового периода, в котором эти товары (работы, услуги), имущественные права приняты на учет, но до срока представления налоговой декларации за налоговый период, принять к вычету сумму НДС в отношении таких товаров (работ, услуг), имущественных прав в том налоговом периоде, в котором указанные товары (работы, услуги), имущественные права были приняты на учет

Урегулирован вопрос об учете НДС при применении ЕСХН и УСНО в случае выставления счетов-фактур

Предусмотрено исключение из доходов при исчислении ЕСХН и налога, уплачиваемого в связи с применением УСНО, сумм НДС, уплаченных в бюджет при выставлении счетов-фактур с НДС, а также невключение в расходы уплаченных в указанных случаях сумм НДС

Расширена сфера применения УСНО

Исключено существующее ограничение на применение УСНО для организаций, имеющих представительства

Усовершенствовано администрирование НДФЛ

Установлена обязанность налоговых агентов по ежеквартальному представлению в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ;

Установлена ответственность налоговых агентов за непредставление и несвоевременное представление в налоговый орган расчета исчисленных и удержанных сумм НДФЛ, а также представление недостоверных расчетов и недостоверных сведений о доходах физических лиц;

Предоставлено право налоговым органам на приостановление операций налогового агента по счетам в банке в случае непредставления налоговым агентом указанного расчета

Продолжается работа в рамках применения "Дорожной карты" "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 29.06.2012 N 1128-р. Напомним, что программа мероприятий, предусмотренная указанным документом, рассчитана на период с 2013 по 2018 г., при этом основная часть мероприятий запланирована на 2015 - 2016 гг.

В рамках данной "Дорожной карты" на сегодняшний день плательщикам НДС, осуществляющим внешнеторговые операции, дано право представлять в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%, в электронном виде: в ст. 165 НК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 октября 2015 г. введены реестры документов в электронной форме, подтверждающие правомерность применения ставки НДС в размере 0%.

Среди прочих важных изменений в области налогового администрирования разработчики Основных направлений выделяют следующие:

Урегулирование внесудебного порядка взыскания налогов с лицевых счетов организаций, если взыскиваемая сумма не превышает 5 млн руб.;

Расширение возможности использования банковских гарантий;

Введение обязанности налогоплательщиков - физических лиц по налогам, уплачиваемым на основании налоговых уведомлений, однократно сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения по соответствующим налогам, в налоговый орган по месту жительства либо по месту нахождения объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими. Ответственность за неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком - физическим лицом налоговому органу указанного сообщения предусмотрена с 1 января 2017 г.;

Установление права налогоплательщика заявить налоговые вычеты по НДС в налоговых периодах в пределах трех лет после принятия на учет приобретенных им на территории РФ товаров (работ, услуг), имущественных прав или товаров, ввезенных им на территорию РФ;

Введение обязательности досудебного порядка обжалования любых ненормативных актов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц;

Установление права налогового органа при проведении камеральной налоговой проверки уточненной декларации (расчета), в которой уменьшена сумма налога к уплате, заявлена сумма убытка, требовать от налогоплательщика представления соответствующих пояснений;

Введение запрета на открытие налогоплательщиком нового счета в другом банке, если по существующим счетам операции приостановлены.

Все приведенные мероприятия должны способствовать в том числе улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации.

Параллельно с данными мероприятиями в рамках совершенствования налогового администрирования идет борьба с уклонением от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций. В целях создания действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций для создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды принят Федеральный закон, которым внедрены принципы налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. С 1 января 2015 г. вступили в силу новые положения НК РФ (см. таблицу 2).

Таблица 2

Изменение налогового законодательства

Суть изменения

Введена гл. 3.4 НК РФ, предусматривающая внедрение механизма налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний

Действие гл. 3.4 НК РФ распространяется на организации и физических лиц, участвующих в иностранных компаниях или контролирующих их. Введены новые понятия: "контролируемая иностранная компания" и "контролирующее лицо".

Главой 3.4 НК РФ вводятся условия в отношении иностранных компаний, соответствие хотя бы одному из которых влечет за собой освобождение прибыли этой компании от налогообложения.

Налоговые резиденты РФ (контролирующие лица) обязаны уведомлять налоговые органы об участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица), о контролируемых иностранных компаниях, а также уплачивать налог с нераспределенной прибыли контролируемой иностранной компании. При этом прибыль контролируемой иностранной компании учитывается при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций или по НДФЛ за налоговый период, если ее величина составила более 10 млн руб. (2015 г. - более 50 млн руб., 2016 г. - более 30 млн руб.)

Введено понятие "налоговое резидентство организаций"

Налоговыми резидентами РФ, помимо юридических лиц, образованных в соответствии с законодательством РФ, будут признаваться организации, местом фактического управления которых является РФ, если иное не предусмотрено международным договором. Такие организации будут уплачивать налог на прибыль организаций в РФ.

Иностранной организации, осуществляющей деятельность в РФ через обособленное подразделение, предоставлено право самостоятельно признать себя налоговым резидентом РФ, а также отказаться от такого статуса

Введено понятие "фактический получатель дохода"

Норма направлена на пресечение выведения доходов в низконалоговые юрисдикции с применением соглашений об избежании двойного налогообложения (в отношении дивидендов, процентов, платежей по нематериальным активам)

Кроме этого, в целях повышения эффективности мероприятий налогового контроля в рамках противодействия уклонению от налогообложения в Российской Федерации с помощью офшорных компаний:

Ратифицирована Конвенция о взаимной административной помощи по налоговым делам, положения которой обеспечивают возможность обмена налоговой информацией, включая проведение одновременных налоговых проверок со странами - участницами Конвенции, а также помощь по взиманию налогов на их территориях;

Утверждено Типовое межправительственное соглашение об обмене налоговой информацией, на основе которого возможно заключение соответствующих двусторонних межправительственных соглашений с офшорными и низконалоговыми юрисдикциями в целях противодействия использованию незаконных схем минимизации налогообложения.

В совокупности указанные нормы направлены на обеспечение прозрачности ведения бизнеса, создание действенного механизма пресечения использования низконалоговых юрисдикций с целью создания необоснованных преференций и получения необоснованной налоговой выгоды, а также совершенствование норм законодательства о налогах и сборах в части налогообложения и контроля иностранных организаций.

Большая работа была проведена Минфином и ФНС в 2014 г. по принятию необходимых решений для создания нормативной правовой базы в области налогов и сборов на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя, в том числе для обеспечения синхронизации законодательства Республики Крым и города федерального значения Севастополя с законодательством РФ (по НДС, налогу на прибыль организаций, акцизному налогообложению). Были введены переходные положения, для чего внесены соответствующие изменения в Налоговый кодекс. А с 2015 г. на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя создана свободная экономическая зона.

Налоговое администрирование в 2016 - 2018 годах

Совершенствование налогового администрирования в 2016 - 2018 гг. планируется в разных направлениях:

- введение института предварительного налогового контроля. Такой институт, с одной стороны, поможет налогоплательщику значительно снизить налоговые риски, а также предоставит гарантию в отношениях с налоговым органом. С другой - позволит налоговым органам осуществлять предварительный налоговый контроль деятельности налогоплательщика и сократить временные издержки при проведении последующих налоговых проверок, а также поможет в борьбе с уклонением от уплаты налогов;

- оптимизация перечня информации, не относящейся к налоговой тайне. Речь идет прежде всего не об информации регистров налогового и бухгалтерского учета или конфиденциальной информации, характеризующей особенности деятельности налогоплательщика, а о таких показателях, как информация о представленной отчетности, показатели налоговой отчетности, средняя численность персонала, средняя заработная плата, сумма уплаченных налогов, бухгалтерская (финансовая) отчетность организации. Это расширит возможности налогоплательщиков по получению информации о своих контрагентах;

- совершенствование института консолидированной группы налогоплательщиков (КГН). В рамках обеспечения стабильности налоговых условий для ведения бизнеса до 2018 г. целесообразно рассмотреть вопрос о продлении на период до 1 января 2019 г. действующее в 2015 г. ограничение на вступление в силу зарегистрированных налоговыми органами договоров о создании КГН. Предлагается внести ряд изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на повышение эффективности КГН с целью обеспечения его прозрачности и сокращения возможностей для злоупотреблений;

- борьба с размыванием налоговой базы и выводом прибыли из-под налогообложения. Данная работа проводится по нескольким направлениям. Одним из них является обеспечение возможности автоматического обмена информацией по финансовым операциям для налоговых целей с иностранными юрисдикциями. Внесение изменений в законодательство РФ о налогах и сборах, направленных на обеспечение возможности автоматического обмена налоговой информацией по финансовым операциям с иностранными юрисдикциями, должно позволить в 2018 г. осуществить запланированное присоединение РФ к многостороннему соглашению по автоматическому обмену финансовой информацией, предусмотренному Единым стандартом отчетности (ЕСО) по финансовым операциям для налоговых целей, разработанным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), и начать обмен.

Важным направлением является изменение порядка налогообложения корпоративного заимствования (процентных расходов). Планируется продолжить совершенствование правил налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний. По результатам окончательной выработки рекомендаций ОЭСР/"Группы двадцати" в отношении ключевых положений будет принято решение о необходимости внесения соответствующих изменений в законодательство РФ о налогах и сборах.

Продолжится совершенствование правил налогообложения при трансфертном ценообразовании - за три года действия правил налогообложения при трансфертном ценообразовании практика их применения свидетельствует о необходимости совершенствования налогового контроля использования трансфертных цен. В связи с этим в плановом периоде предполагается:

1) пересмотр требований к раскрытию информации о контролируемых сделках, содержащейся в документации о ценообразовании в целях налогового контроля и в уведомлениях о контролируемых сделках, в том числе с учетом предложений, опубликованных ОЭСР в рамках Плана BEPS;

2) уточнение порядка применения методов определения цен для целей налогообложения, предусмотренных гл. 14.3 НК РФ;

3) уточнение условий, при которых внешнеторговые сделки с товарами, составляющими основные статьи экспорта РФ (нефть и товары, выработанные из нефти, черные металлы, цветные металлы, минеральные удобрения, драгоценные металлы и драгоценные камни), признаются контролируемыми;

4) уточнение полномочий ФНС при реализации положений разд. V.1 НК РФ.

Кроме того, планируется разработка порядка заключения соглашения о ценообразовании в отношении внешнеторговой сделки, хотя бы одна сторона которой является налоговым резидентом иностранного государства, с которым заключен договор (соглашение) об избежании двойного налогообложения, с участием уполномоченного органа исполнительной власти такого иностранного государства;

Ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов. Данные меры направлены на противодействие созданию и использованию недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов и незаконного возмещения налогов из бюджета. Одной из мер по противодействию налоговым злоупотреблениям, направленным на уклонение от уплаты налогов и незаконное возмещение налогов из бюджета, является четкое закрепление на законодательном уровне механизмов, ограничивающих использование налогоплательщиками так называемых фирм-"однодневок", а также налоговых схем с использованием офшорных компаний. Планируется разработать предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс в части введения правового механизма противодействия налоговым злоупотреблениям в виде использования налогоплательщиками формально правомерных действий с основной целью неуплаты или уплаты налогов в меньшей сумме, а также в рамках решения задач по деофшоризации российской экономики в части закрепления в законодательстве о налогах и сборах прямого запрета на злоупотребление правами в сфере налогообложения;

- улучшение инвестиционного климата в РФ. Предполагается снижение рисков налогоплательщиков за счет введения механизма, регулирующего налоговое консультирование и ответственность налоговых консультантов, повышение эффективности деятельности налоговых органов за счет обеспечения более грамотной работы налогоплательщиков при одновременном сохранении добровольности института налогового консультирования. Кроме этого, планируется расширение электронного документооборота между участниками налоговых правоотношений, сокращение времени и материальных затрат на подготовку и представление налоговых деклараций (расчетов) в налоговые органы, повышение эффективности налогового администрирования и налогового контроля, в том числе:

1) снижение порога со 100 до 50 человек для перехода на обязательное представление налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме;

2) совершенствование порядка проведения дополнительных мероприятий налогового контроля и ознакомления проверяемых лиц со всеми материалами налогового контроля, включая материалы по результатам дополнительных мероприятий.

В Основных направлениях подведены итоги работы в области совершенствования налогового администрирования. В 2015 г. была завершена разработка проектов федеральных законов, предусмотренных "Дорожной картой" "Совершенствование налогового администрирования". При этом часть законов уже принята и действует, остальные нормы налогового администрирования вступают в силу с 2016 г.

В периоде 2016 - 2018 гг. планируется осуществить ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе ужесточение мер по противодействию злоупотреблению нормами законодательства о налогах и сборах в целях минимизации налогов, для чего планируется ввести прямой запрет на злоупотребление правами в сфере налогообложения, в том числе на законодательном уровне закрепить механизмы, ограничивающие использование фирм-"однодневок" и офшорных компаний.

Можно выделить следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы РФ:

·Снижение общей налоговой нагрузки.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико. Часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок и нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

·Упрощение налоговой системы.

Установления исчерпывающего перечня налогов и сборов при сокращении их общего числа и максимальной унификации действующих режимов исчисления и порядка уплаты различных налогов и сборов.

·Совершенствование работы налоговых органов.

Необходимо осуществлять постоянный контроль качества работы соответствующих органов, а также осуществлять проверку компетентности их работников.



·Введение прогрессивной шкалы подоходного налога.

Например, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога: в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

Во всем мире лица с более высокими доходами платят в бюджет более весомые налоги, а малообеспеченные слои населения от них освобождаются. С отменой прогрессивной шкалы подоходного налога оказался нарушен один из важнейших принципов налогообложения - его справедливость.

Например в Индии необлагаемый налогом месячный доход установлен до 8125 руб., в Бразилии - до 24 750 руб., а в России - 400 руб., что примерно в 45 раз ниже среднего по Европе.

·Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются.

С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

·Работа по снижению задолженности по налогам и сборам.

В Российской Федерации серьезной проблемой стало уклонение от уплаты налогов, распространение различных схем обхода налоговых законов. Основной задачей остается эффективный выбор объектов налогового аудита и повышение качества проводимых документальных проверок, просветительская работа по повышению налоговой дисциплины и ответственности налогоплательщиков. Поэтому перед налоговыми органами стоит задача не просто выявлять факты сокрытия доходов и ухода от налогообложения, но и совершенствовать нормативно-правовую базу, оперативное перекрытие возможных каналов возникновения налоговых нарушений.

·Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний.

·Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС.

При расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.

·Необходимо снизить или отменить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны.

·Необходимо упростить налоговую отчетность.

Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных.

·Развитие международного сотрудничества по вопросам налоговой политики.

Можно сделать вывод, что необходимой мерой при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является постоянное изменение и дополнение налогового законодательства.

Налоговая политика государства на данном этапе направлена на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

Очень важна комплексность проведения реформы налоговой системы: все предусмотренные в ней механизмы должны запускаться одновременно и в полном объеме.

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была так же адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Заключение

В современных условиях одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения предприятий с государством в условиях перехода к рыночному хозяйству, становится налоговая система. Она призвана обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

В нашем исследовании мы:

1.Изучили исторический аспект становления налоговой системы в России.

Российская налоговая система на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в её политическом устройстве и вместе с историческими вехами.

2.охарактеризовали основные принципы построения налоговой системы функции налогов.

Выделяются следующие общепринятые принципы построения эффективной налоговой системы:

·экономическая эффективность;

·определенность налогообложения;

·справедливость налогообложения;

·простота налогообложения и низкий уровень издержек по взиманию налогов.

В условиях развитых рыночных отношений налогам присущи следующие функции:

1.фискальная;

2.регулирующая;

Стимулирующая;

Распределительная.

3.осуществили анализ текущего состояния налоговой системы РФ.

В состав налоговой системы входят:

·виды налогов, установленные на территории государства;

·субъекты налога (налогоплательщики);

·законодательная база;

·органы государственной власти, на которые возложена обязанность по взиманию налогов и сборов с налогоплательщиков и контролю за своевременной и полной уплатой соответствующих налогов и сборов.

Состав налогового законодательства включает:

) федеральное налоговое законодательство;

) региональное налоговое законодательство;

) муниципальные налоговые акты.

В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

Согласно статистическим данным по поступлению налогов и сборов в бюджет РФ, экономика страны показывает стабильный рост.

4.выявили основные проблемы, которые характерны для налоговой системы Российской Федерации:

1)нестабильность налоговой политики и несовершенство налогового законодательства;

2)чрезмерное налоговое бремя, возложенное на налогоплательщика;

3)высокий уровень задолженности по налогам и сборам;

4)чрезмерное распространение налоговых льгот;

5)отсутствие стимулов для развития реального сектора экономики и перенос основного налогового бремени на производственные отрасли;

6)единая ставка налога на доходы физических лиц;

7)некомпетентность сотрудников налоговых служб;

8)наличие теневая экономика.

5.выделии следующие основные предложения по совершенствованию налоговой системы.

ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ

──────────────────────────┬─────────────┬──────────────┬─────────────────── │ Вид │Срок внесения │ Ответственные │ документа │ в │ исполнители │ │Правительство │ │ │ Российской │ │ │ Федерации │ ──────────────────────────┴─────────────┴──────────────┴─────────────────── 1. Урегулирование порядка проект I квартал Минфин России осуществления налоговыми федерального 2013 г. Минэкономразвития органами контроля за закона России исполнением кредитными ФНС России организациями с участием Банка обязанностей, России установленных Налоговым кодексом Российской Федерации 2. Развитие проект декабрь Росфинмониторинг информационного обмена федерального 2012 г. Минфин России между налоговыми органами закона Минэкономразвития и банками в отношении России сведений о счетах, ФНС России вкладах (депозитах) с участием Банка организаций и физических России лиц 3. Предоставление проект декабрь Росфинмониторинг налоговым органам права федерального 2012 г. Минфин России истребовать документы закона Минэкономразвития (информацию), касающиеся России деятельности лиц, с ФНС России участием (при посредничестве) которых проверяемым налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) совершается сделка (совокупность сделок) по реализации (перепродаже) товаров (выполнению работ, оказанию услуг) 4. Размещение в проект I квартал Минфин России информационно- федерального 2013 г. Минэкономразвития телекоммуникационной сети закона России "Интернет" на официальном ФНС России сайте ФНС России и в средствах массовой информации перечня налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов, банков), которые не исполнили в течение 2 месяцев со дня истечения сроков исполнения направленных им требований об уплате (перечислении) налогов (сборов, пеней, штрафов и процентов) в полном объеме обязанность по уплате (перечислению) сумм налогов (сборов, пеней, штрафов и процентов) 5. Определение налоговых проект декабрь Росфинмониторинг последствий сделок, федерального 2012 г. Минфин России совершенных с участием закона Минэкономразвития организаций, имеющих России признаки "фирм- ФНС России однодневок" 6. Введение проект декабрь Росфинмониторинг обеспечительной меры в федерального 2012 г. Минфин России виде приостановления закона Минэкономразвития операций по счетам России налогоплательщика- ФНС России организации в банке в случае отсутствия организации по месту нахождения, указанному в Едином государственном реестре юридических лиц 7. Совершенствование проект декабрь Росфинмониторинг процедуры камеральной федерального 2012 г. Минфин России налоговой проверки закона Минэкономразвития налоговой декларации по России налогу на добавленную ФНС России стоимость, налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного, а также налоговой декларации по налогу на прибыль организаций, в которой указан убыток 8. Совершенствование проект декабрь Росфинмониторинг ответственности лиц, федерального 2012 г. Минфин России решения которых привели к закона Минэкономразвития возникновению России задолженности организации ФНС России по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации и неисполнению денежных обязательств перед Российской Федерацией 9. Уточнение перечня проект декабрь Росфинмониторинг оснований для отказа в федерального 2012 г. Минфин России государственной закона Минэкономразвития регистрации юридических России лиц ФНС России 10. Усиление уголовной проект декабрь Росфинмониторинг ответственности за федерального 2012 г. МВД России легализацию (отмывание) закона Минфин России доходов, полученных Минэкономразвития преступным путем, а также России за нарушение ФНС России законодательства в части трансграничного перемещения валютных средств 11. Подготовка проект IV квартал Минфин России предложений, направленных федерального 2013 г. Минэкономразвития на противодействие закона России избежанию налогообложения ФНС России с использованием "оффшорных" юрисдикций, включая определение в законодательстве понятий "налоговый резидент- организация", "фактический получатель дохода". Определение порядка налогообложения нераспределенной прибыли иностранных контролируемых компаний 12. Совершенствование проект II квартал Минфин России порядка применения федерального 2013 г. Минэкономразвития контрольно-кассовой закона России техники при осуществлении ФНС России наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт ───────────────────────────────────────────────────────────────────────────

Структурный состав налогов выглядит следующим образом: наибольший удельный вес занимает налог на прибыль, который составил 57,02%, следующий по величине налог на доходы физических лиц равный 24,22%, и третий, формирующий значимую часть доходов, налог на имущество организаций составляет 16,2 % всех налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.

Анализ структуры налоговых доходов консолидированного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа в 2009 показал, что значимые налоги, которые формируют бюджет, не меняются: налог на прибыль организаций, который составил 55 283 млн. рублей, налог на доходы физических лиц, равный 26 200 млн. рублей и налог на имущество организаций составляющий 21 638 млн. рублей. Стоит отметить и наличие других, не менее важных налогов, таких как: транспортный налог, составляющий 630 млн. рублей, земельный налог равный 158 млн. рублей, налог на игорный бизнес, составляющий 32 млн. рублей.

Рис. 3.9 - Структура поступлений доходов в консолидированный бюджет Ямало-Ненецкого автономного округа по видам налогов в 2009г

Анализ динамики налоговых поступлений позволил определить, как изменились суммы налоговых доходов в рассматриваемом периоде.

Сумма налога на прибыль организаций увеличилась на 14% ,что составило 6995 млн. рублей, налог на доходы физических лиц увеличился на 27% ,что составило 5633 млн. рублей, сумма налога на имущество организаций увеличилась на 42% ,что составило 6407 млн. рублей. Положительная динамика наблюдается не у всех налогов, за рассматриваемый период уменьшились поступления таких налогов как, налог на игорный бизнес (164 млн. рублей), земельный налог(24 млн. рублей), налоги за пользование природными ресурсами(880 млн. рублей).

Таким образом, анализ налоговых поступлений федерального бюджета показал, что имеют место положительные тенденции в динамике практически всех видов налоговых доходов, наибольший доход приносят налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость, налог на доходы физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами. В рассматриваемом периоде наблюдается увеличение поступлений практически всех видов налогов, так налог на добавленную стоимость составил в 2010 году 41 % всех налоговых поступлений, против 39% предыдущего года. Однако всвязи с негативной экономической ситуацией в мире и соответственно в государстве поступления по налогу на прибыль уменьшились по сравнению с 2008 годом более чем в три раза и составили 8%. налоговых доходов.

Проанализировав налоговые доходы консолидировнного бюджета Ямало-Ненецкого автономного округа можно сделать вывод, что поступления налогов в 2009 году уменьшились по сравнению с 2008 годом и составили 107 839 млн.руб. Наибольшую долю в налоговых доходах занимает налог на прибыль,который составляет 51% всех налогов в регионе.

3.Н аправления совершенствования налоговой системы Российской Федерации

3.1 Предложения по совершенствованию налогового регулирования

К основным направлениям совершенствование налогового регулирования можно отнести:

    снижение общей налоговой нагрузки;

    упорядочение и упрощение налогового законодательства;

    увеличение доходов бюджета за счет выведения бизнеса «из тени».

Для успешного функционирования налоговой системы государства необходимо постоянно совершенствовать законодательную технику в соответствующей области. Нормы, предписывающие вменение того или иного налога, должны соответствовать выбранной налоговой модели. От того, насколько правильно построена система налогообложения, от корректности юридической техники налоговых норм зависит надлежащая реализация налоговых функций, что является предпосылкой для эффективного развития всего хозяйственного механизма страны. Анализ налоговых правоотношений может иметь положительные результаты только в том случае, если в основе их будут лежать экономические отношения, а также правотворческие документы государства в области налогообложения.

Все устанавливаемые в стране налоги имеют единую цель - формирование бюджетов, обеспечивающих каждому гражданину РФ, независимо от того, на территории какого субъекта Федерации или муниципального образования он проживает, гарантированный Конституцией РФ минимум социальных благ, и единую базу - доходы физических и юридических лиц, изъятие которых не может превышать налогового предела.

Единство цели и единство базы определяют взаимосвязь и взаимозависимость всех взимаемых налогов, и необходимость централизованного регулирования основных принципов их взимания.

Особого внимания заслуживает принцип надлежащего выбора объектов обложения в соответствии с учетом объективных экономических реалий. В современных условиях развития российской экономики из под налогового обложения должны быть максимально выведены: изготовление средств производства и предметов потребления первой необходимости, продукции сельского хозяйства; наука; культура; здравоохранение; образование.

Облегчение налогового бремени для добросовестного налогоплательщика без ущерба для бюджета в целом может быть достигнуто за счет отмены целого ряда льгот (эта тенденция уже прослеживается в Налоговом кодексе РФ). Количество льгот по различным видам налогов в действующем российском законодательстве велико; часто льготы получаются в результате лоббирования интересов отдельных хозяйственных группировок; нередко отмечается фиктивное применение льгот.

Почти каждое изменение действующего порядка налогообложения сопровождалось принятием дополнительных мер, призванных полностью компенсировать возможные потери бюджета от реформы. Введение плоской шкалы подоходного налога фактически вылилось в рост минимальной ставки с 12 до 13 %, и реально эффективная база этого налога по-прежнему составляет менее половины фактических доходов. Снижение налога на прибыль до 20 % сопровождалось отменой инвестиционных льгот, которые позволяли заметно сокращать эффективную ставку налога. Результатом налоговых преобразований, ориентированных прежде всего на краткосрочный результат, вопреки многочисленным заявлениям официальных лиц, стало не снижение налоговой нагрузки, а, напротив, ее рост (в особенности для предприятий производственной сферы).

Сокращение налоговой нагрузки на уровне федерального бюджета было компенсировано ростом налоговых поступлений от увеличения налоговой базы. На местном уровне это увеличение было не столь заметно

Предложения по совершенствованию налогового регулирования:

    Ввести прогрессивную шкалу подоходного налога, практически во всех странах, добившихся успехов в экономике, действует прогрессивная шкала подоходного налога в Китае - до 45%, в Бразилии - до 27,5%, в Индии - до 30%. Равномерность распределения доходов, обеспечиваемое прогрессивной шкалой, - одно из обязательных условий экономического развития любой страны. Исследования Мирового банка показывают, что высокое неравенство доходов губительно для экономического роста. А долговременное сохранение такого состояния приводит к существенному обнищанию и деградации большинства населения. Российский опыт это подтверждает.

    Отменить предельную величину годового дохода (415 тыс. рублей), выше которого социальные взносы не взимаются. С 2011-го повышены социальные взносы с 26% до 34% от фонда оплаты труда. Велика опасность, что эта мера нанесет удар по планам развития несырьевой экономики и ничего не даст бюджету. Если отменить данную льготу, то только в виде социальных взносов бюджет получит дополнительно более двух миллиардов рублей.

    Повысить налогообложения дивидендов акционеров крупных компаний. Например, сумма дивидендов (около 80 млрд. руб. в год), полученных десятком акционеров 15 крупнейших российских металлургических компаний, почти вдвое превысила фонд оплаты труда 160 тыс. работников этих компаний. Поскольку эти компании зарегистрированы за рубежом (в основном на Кипре), дивиденды ушли туда же и налогами в нашей стране почти не облагались.

    Упростить методику расчета для российских предприятий, не имеющих льгот по НДС: при расчете НДС за налоговую базу следует принимать не реализацию продукции, как это предписано сегодня Налоговым кодексом, а входящую в нее добавленную стоимость, которая включает в себя фонд оплаты труда, прибыль, амортизацию и налоги и легко может быть определена по данным бухгалтерского учета.

    Следует отменить или существенно снизить ставку возмещения НДС при экспорте сырья. Так поступил Китай. Эта мера позволит сохранить в бюджете сотни миллиардов рублей.

    Необходимо снизить налоги на производителей товаров широкого потребления и на малые обрабатывающие и инновационные предприятия, которые сегодня неконкурентоспособны на рынке труда внутри страны и не могут выдержать конкуренцию с контрабандной и контрафактной продукцией. Тогда несырьевое развитие нашей страны станет реальностью, а на российском рынке будет больше российских товаров (одежды, обуви, мебели, глянцевых журналов, бытовой техники и т.п.). Сегодня налоговые поступления от вышеуказанных предприятий ничтожны. Еще более ничтожными будут потери бюджета, если снизить на них налоговую нагрузку.

    Необходимо упростить налоговую отчетность. Сегодня общий объем деклараций, сдаваемых в налоговую инспекцию, составляет от 50 до 80 страниц. На каждой из этих страниц возможны ошибки с последствиями вплоть до уголовных. Между тем объем налогового отчета можно сократить до 1-2 страниц, на которых легко поместятся реквизиты предприятия и налоговой инспекции, налоговые базы, ставки налогов, суммы уплаченных и подлежащих уплате налогов. О целесообразности сокращения объема налоговых деклараций писали и говорили многие эксперты. В сегодняшнем отчете ничего не видно. Зато много никому не нужной информации .

3.2 Меры по совершенствованию налоговой системы, планируемые к реализации в 2011 году и плановом периоде 2012-2013 годов

В трехлетней перспективе 2011-2013 приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики остаются такими же, как и ранее - создание эффективной налоговой системы, сохранение сложившегося к настоящему моменту налогового бремени. При этом в отличие от предыдущих лет налоговая политика, впервые после долгого перерыва будет проводиться в условиях дефицита федерального бюджета. Вместе с тем основные направления налоговой политики составлены с учетом преемственности ранее поставленных базовых целей и задач.

Однако при этом следует принимать во внимание, что налоговая политика, с одной стороны, будет направлена на противодействие негативным эффектам экономического кризиса, а с другой стороны, - на создание условий для восстановления положительных темпов экономического роста. В этой связи важнейшим фактором проводимой налоговой политики будет являться необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.

Для поддержания стабильных темпов роста экономики и улучшения предпринимательского климата продолжится курс на расширение стимулирующей роли налоговой системы с учетом необходимости поддержания сбалансированности бюджетной системы. Важнейшей задачей здесь является упрощение административных процедур при расчете и уплате налогов.

Будут реализованы меры по налоговому стимулированию увеличения затрат предприятий и граждан на образование, здравоохранение, приобретение жилья.

Меры по совершенствованию специальных налоговых режимов будут направлены на стимулирование развития малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей. В частности, будет разработан механизм определения базовой доходности по видам предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход .

В процессе реализации налоговой политики следует также обращать внимание на анализ практики применения и администрирования налоговых льгот, содержащихся в налоговом законодательстве. Принятие решений по вопросам сохранения применения тех или иных льгот необходимо осуществлять по результатам такого анализа, при этом введение новых льгот следует производить на временной основе, для того, чтобы по истечении определенного срока решение о пролонгации действия льготы принималось также по результатам проведенного анализа результативности .

В 2009 году были приняты изменения в Кодекс, предусматривающие ежегодную индексацию ставок акцизов в 2010-2012 годах с учетом прогнозируемого уровня инфляции. Одновременно были существенно повышены ставки акцизов на пиво, табачную продукцию, слабоалкогольную продукцию. Впервые с 2005 года были индексированы ставки акциза в отношении нефтепродуктов. Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов, Бюджетными посланиями Президента Российской Федерации было предусмотрено введение налога на недвижимость взамен действующих земельного налога и налога на имущество физических лиц. Учитывая сложность и комплексный характер этой реформы, в прошедшем периоде велась работа по подготовке к введению налога на недвижимость в Российской Федерации .

К 2011 году планируется завершить внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на внедрение в Российской Федерации новых правил регулирования трансфертного ценообразования в налоговых целях, а также на предоставление возможности крупным холдингам исчислять и уплачивать налог на прибыль организаций в целом по консолидированной налоговой базе холдинга (введение в законодательство института консолидированной налоговой отчетности по налогу на прибыль организаций) .

Величина налоговой нагрузки в Российской Федерации, рассчитанная как соотношение поступления налогов, иных обязательных платежей и валового внутреннего продукта, в 2000-2008 гг. находилась на уровне 35-36% ВВП. Эта величина сопоставима со средней величиной нагрузки в странах, входящих в Организацию экономического содружества и развития (далее – ОЭСР). Однако факторный анализ по результатам международных сопоставлений уровня налоговой нагрузки в странах ОЭСР и Российской Федерации показал, что с учетом значений факторов, характеризующих уровень экономического развития в странах ОЭСР, и зависимости налоговой нагрузки от этих факторов, теоретическое значение налоговой нагрузки составляет от 28,2% ВВП до 29,3% ВВП (в зависимости от применяемой методологии). Такой результат факторного анализа означает, что фактический уровень налоговой нагрузки в Российской Федерации превышает тот уровень, который сложился бы в стране в существующих условиях с учетом взаимосвязей между уровнем экономического развития и уровнем налоговой нагрузки в странах ОЭСР }

Статьи по теме