Налоговые органы российской федерации. Налоговые органы в российской федерации Налоговые органы имеют право

Понятие налоговых органов

Налоговые органы РФ представляют собой особую систему контроля, основные цели, задачи, виды, меры, ответственность и действия которой направлены, прежде всего, на контроль за соблюдением действующего налогового законодательства России. Все принципы, роль, взаимодействие, нарушения, меры и их реализация налоговыми органами устанавливаются действующими законами Российской Федерации.

Местные территориальные налоговые органы и система налоговых органов России исполняют возложенные на них функции и задачи не только самостоятельно, но и путем взаимодействия с государственными органами субъектов РФ, а также с органами местного самоуправления. Взаимодействие через региональные или местные подразделения и уровни налоговой службы, а также через иные уровни, осуществляется путем письменной переписки, либо других способов связи, цель которых - максимальная эффективность.

Современное значение налоговых органов их представление и роль в существующей правовой системе РФ трудно переоценить.

Все основы экономической и бухгалтерской деятельности, администрирования, а также иные направления, неразрывно связаны с необходимостью уплаты налогов. Помимо этого, гражданам нередко требуется получить справки НДФЛ, либо зарегистрировать доверенность - по всем этим вопросам мы всегда обращаемся в налоговую инспекцию.

Развитие налоговых органов ФНС России и их деятельности, как отдельной правовой системы России, осуществлялось постепенно. Их роль, ответственность и правовой статус налоговых органов возрастали по мере развития экономической отрасли в РФ. Вместе с этим возрастала и ответственность за определенные нарушения законодательства, либо проявленное бездействие. Бездействие, также как и правонарушения в деятельности, влечет за собой исполнение определенных санкций, обеспечительные процедуры, основа и исполнение которых закреплены законом.

Задачи налоговых органов

Высокое значение налоговых органов, ответственность и важная роль их деятельности в правовой системе РФ объясняется, прежде всего, наличием большого количества регулярно возникающих различных задач. Эти задачи и полномочия налоговых органов выражаются в следующем:

  • осуществление необходимых действий по регистрации новых налогоплательщиков, реализация их дальнейшего учета и администрирования, статистика, контроль отсутствия нарушения, устранение нарушения, если оно уже имеется и т.д.;
  • обеспечительные меры и исполнение требуемых действий по проверке соблюдения налогоплательщиками действующих норм законодательства РФ;
  • регулярное составление отчетов для вышестоящих инстанций, взаимодействие;
  • контроль, статистика и отмена осуществляемых налоговых платежей, их постоянный учет, классификация, характеристика, проверка документов, например, доверенность, справка НДФЛ, выявление и обжалование нарушения, проведение администрирования. Справка НДФЛ является одним из самых распространенных налоговых документов, как и доверенность. Доверенность часто требуется при заключении определенных сделок, в то время как справка НДФЛ - для оформления определенных документов. Доверенность, как и справка НДФЛ, обязательно должна соответствовать установленной форме. Доверенность также может потребоваться и в суд;
  • взаимодействие и проведение необходимых действий по информированию определенных государственных органов РФ и других ФНС о поступлении тех или иных платежей;
  • обеспечительные действия по исполнению требований законодательства РФ об информировании налогоплательщиков, в случае каких-либо изменений, постоянное взаимодействие.

Понятие и структура налоговых органов, а также их основные цели и направления деятельности, установлены действующим законодательством РФ. Эффективность налоговой службы будет зависеть, прежде всего, от соблюдения данных норм в обязательном порядке. Бездействие налогового органа и не соблюдение законодательства влечет за собой наложение определенных санкций, в зависимости от конкретного вида нарушения.

Понятие «бездействие» может быть выражено в абсолютно разных вещах: непринятии справки НДФЛ, незаконные задержки и неправомерные отказы, не обеспечение защиты интересов иные нарушения ФНС, виды которых предусмотрены НК РФ.

Функции налоговых органов

Основные функции налоговых органов, их основа, виды, понятие и классификация приведены в действующем НК РФ. Основа и цели данных функций направлены, прежде всего, на контроль над постоянным соблюдением налогового законодательства, обжалование неправомерных решений, постоянная статистика и т.д.

Функции налоговых органов включают в себя:

  • проведение необходимых действий по постоянному учету всех налогоплательщиков конкретного муниципального, либо иного образования, их классификация, процедуры администрирования и характеристика;
  • контроль над верностью предоставленных налогоплательщиками документов, необходимых для аннулирования правонарушения, исполнения определенного требования налоговой службы, либо иного подразделения и т.д. Сюда также можно отнести проверку справок НДФЛ или доверенность, местные фискальные платежи и т.д. Доверенность и справки НДФЛ должны четко соответствовать установленным формам. Если справка НДФЛ или доверенность содержат ошибки, у налогового представителя будет законное право на отказ в принятии данных документов. Все эти правонарушения должны быть устранены в положенный срок;
  • удовлетворение требования заинтересованного лица о возврате излишне уплаченных средств, проверка отсутствия правонарушения, изучение деятельности, администрирования, устранение нарушения, обжалование и т.д.;
  • проведения разъяснительной работы, основой которой являются цели, требования, виды, принципы, меры и эффективность действующего налогового законодательства РФ;
  • выявление налогового правонарушения, его классификация, дальнейшие меры и ответственность за устранение данного нарушения;
  • исполнение распоряжения, требования какой-либо вышестоящей федеральной налоговой службы, либо иного подразделения, постоянное взаимодействие и обмен информацией;
  • обжалование решений муниципального образования, либо иной службы или подразделения, представление необходимой информации, заявление или исполнение определенного требования, устранение нарушения, проведение администрирования и т.д.

Единая централизованная система налоговых органов

По мере того, как основа, понятие, и значение налоговых органов возрастали, расширялась и сама система налоговых органов, появлялись новые местные отделы а также цели, направления и эффективность службы данной организации. Единая централизованная система включает в себя все муниципальные отделы, федеральные, региональные и местные налоговые образования в РФ, имеющие одинаковые цели деятельности, ее виды, требования, роль, ответственность и т.д.

Функционирующая единая система, ее основа, цели, роль, эффективность и меры направлены, прежде всего, на сохранение государственного бюджета и его своевременное пополнение, а также своевременное выявление любого налогового правонарушения. Любой вид этого правонарушения может повлечь за собой наложение определенных налоговых санкций, обжалование которых возможно лишь в суде.

Главным налоговым органом РФ, играющим важнейшую роль, является Федеральная налоговая служба.

Затем идут ее федеральные местные подразделения, местные службы и образования, между которыми осуществляется непрерывное взаимодействие и процедуры администрирования. На все эти федеральные, муниципальные, региональные службы распространяются одинаковые обеспечительные требования действующего законодательства РФ. В случае нарушения одного требования, либо нескольких, к виновным лицам могут быть применены определенные санкции и ответственность.

ФНС является органом исполнительной власти, ее требования, отправленные в иные подразделения и налоговые службы, являются обязательными для исполнения. Роль ФНС занимает важнейшее место в российской налоговой системе. Бездействие, неисполнение предписаний, а также иные правонарушения, могут обернуться вполне серьезным наказанием.

Территориальные органы ФНС России

Территориальные органы ФНС России представляют собой муниципальные налоговые службы, региональные отделы и федеральные подразделения, осуществляющие взаимодействие между собой. Их четкая характеристика, классификация, направления, роль, принципы, виды и цели представлены в положениях налогового законодательства.

Права налоговых органов ФНС заключаются в: истребовании необходимой информации от налогоплательщиков, предъявлении требований об уплате того или иного налога и т.д. Территориальное решение налогового органа, будь то местные муниципальные, региональные образования или федеральные отделения, является обязательным для исполнения ответственным лицом.

Значение налоговых органов, характеристика, классификация и специфика их деятельности определяются исходя из их компетенции. Основные права и обязанности налоговых органов выражены в четком соблюдении текущего законодательства.

Все виды действий по надзору и контролю, а также иные меры должны являться правомерными. Если федеральные или региональные службы ФНС и налоговые образования допустили определенные правонарушения или неправомерные действия в процессе осуществления своей деятельности, либо проявили бездействие, за этим обязательно последует определенная ответственность и соответствующие меры российской правовой системы.

Межрегиональные налоговые инспекции

Классификация налоговых органов Российской Федерации, ее основа и статистика включают в себя и межрегиональные образования и подразделения. Фактически, это те же территориальные налоговые органы, входящие в ФНС. Деятельность такого муниципального налогового образования или подразделения и установленные принципы также основываются на нормах действующего законодательства.

Классификация налоговых органов устанавливает, что муниципальные или иные образования представляют собой налоговые органы, принципы, действия, меры и взаимодействие которых осуществляются в пределах одной конкретной территории.

Понятие и правовой статус налоговых органов регионального значения, а также обязанности налоговых органов, допустимые обеспечительные меры и их исполнение, принципы, виды, порядок действий, ответственность, бездействие, классификация и т.д., устанавливаются в отношении конкретного муниципального, либо иного образования.

Нормы и принципы действующего законодательства РФ используют понятие «территориального органа» именно для обозначения пространственного предела реализации определенной деятельности.

Вопрос-ответ

Бесплатная онлайн юридическая консультация по всем правовым вопросам

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут

Спросить юриста

Также вам будут полезны следующие статьи

  • Порядок досрочного прекращения налогового мониторинга
  • Порядок представления заявления о проведении налогового мониторинга, принятия решения о проведении (об отказе в проведении) налогового мониторинга
  • Общие положения о соглашении о ценообразовании для целей налогообложения
  • Проверка федеральным органом исполнительной власти полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
  • Подготовка и представление документации в целях налогового контроля
  • Общие положения о методах, используемых при определении для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица
  • Информация, используемая при сопоставлении условий сделок между взаимозависимыми лицами с условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми
  • Сопоставимость коммерческих и (или) финансовых условий сделок и функциональный анализ
  • Особенности признания цен рыночными для целей налогообложения при применении регулируемых цен
  • Общие положения о налогообложении в сделках между взаимозависимыми лицами
  • Рассмотрение дел и исполнение решений о взыскании налоговых санкций
  • Недопустимость причинения неправомерного вреда при проведении налогового контроля
  • Исполнение решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности
  • Вступление в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении в апелляционном порядке

Налоговое администрирование – это процесс управления налоговым производством, реализуемый налоговыми и иными органами (налоговыми администрациями), обладающими определенными властными полномочиями в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Предмет налогового администрирования - налоговое производство.

Объект налогового администрирования - про­цесс управления налоговым производством.

Субъекты налогового администрирования - налоговые и иные органы (налоговые админист­рации).

Налоговое производство - это совокупность законодательно установленных приемов, способов и методик , определяющих порядок добровольного исполнения налогового обязательства налогопла­тельщика, и полномочий налоговых администраций по контролированию, регулированию и принуж­дению налогоплательщиков к исполнению этого обязательства.

Налоговые администрации - это государственные налоговые и иные органы, которым на законо­дательной основе предоставлены определенные властные (административные) полномочия в отноше­нии налогоплательщиков и плательщиков сборов.

Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют :

    • с федеральными органами исполнительной власти ;
    • с органами исполнительной власти субъектов РФ;
    • с органами местного самоуправления;
    • с государственными внебюджетными фондами

посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Структура налоговых органов РФ

Структура ФНС (https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/fts/structure_fts/):

  1. Руководство и Центральный аппарат ФНС России;
  2. межрегиональные инспекции ФНС России:
    • по федеральным округам (8 округов);
    • по крупнейшим налогоплательщикам (№1-9);
    • по ценообразованию для целей налогообложения;
    • по централизованной обработке данных;
    • по камеральному контролю
  3. Управления ФНС России по субъектам РФ, в которые входят инспекции ФНС России в субъектах РФ.

В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 21 марта 1991 г. N 943-I «О налоговых органах РФ » главными задачами налоговых органов являются контроль:

    • за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
    • за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов, сборов и страховых взносов, соответствующих пеней, штрафов, процентов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, - иных обязательных платежей.

Функции налоговых органов РФ

Основные функции налоговых органов РФ:

    1. обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательства, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспечения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;
    2. участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;
    3. разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;
    4. своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Полномочия налоговых органов

Права налоговых органов установлены ст. 31 НК РФ, в соответствии с которой налоговые органы вправе:

  1. требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов;
  2. проводить налоговые проверки;
  3. производить выемку документов у налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;
  4. вызывать в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений;
  5. приостанавливать операции по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента в банках и налагать арест на имущество;
  6. осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;
  7. определять суммы налогов, подлежащие уплате налогоплательщиками в бюджетную систему РФ;
  8. требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований;
  9. взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы;
  10. требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в бюджетную систему РФ;
  11. привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  12. вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;
  13. заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности;
  14. предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски (заявления):
    • о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения;
    • о возмещении ущерба, причиненного государству и (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций;
    • о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите;
    • в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Остальные полномочия (контролировать, разъяснять, информировать и т.д.) вытекают из задач и функций налоговых органов.

Статья 30 Налогового кодекса РФ предусматривает, что налоговыми органами являются только Министерство Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальные подразделения. Правовой статус Министерства РФ по налогам и сборам определяется Конституцией РФ, Налоговым кодексом Российской Федерации, Законом РФ с изменениями и дополнениями от 8 июня 1999 года "О налоговых органах РФ" Положением о Министерстве Российской Федерации по налогам и сборам, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2000 г. №783.

Налоговые органы - правоприменительные органы, т.е. решая поставленные профессиональные задачи, действуют в строгом соответствии с налоговым и иным законодательством. Отсутствие в законодательстве определения термина "правоохранительные органы" позволяет отдельным юристам - теоретикам относить налоговые органы к правоохранительным, "обосновывая" это наличием у налоговых органов компетенции по реагированию на налоговые и административные правонарушения. Однако при отнесении того или иного органа к правоохранительным, следует руководствоваться иными критериями и ориентирами. Общеизвестно, что правоохранительная деятельность складывается из относительно разнообразных, но строго определенных функций:

  • 1) конституционного контроля;
  • 2) правосудия;
  • 3) организационного обеспечения деятельности судов;
  • 4) прокурорского надзора;
  • 5) выявления и расследования преступлений;
  • 6) оказания юридической помощи.

Каждое из направлений деятельности является прерогативой отдельно взятого правоохранительного органа и направлено на выполнение "своих" результатов. Ни одно из этих направлений деятельности не основополагающее для налоговых органов. Поэтому налоговые органы не могут быть правоохранительными органами. Всякий правоохранительный орган - правоприменительный, но далеко не всякий правоприменительный орган - правоохранительный.

Для реализации задач, возложенных на налоговые органы, они наделены полномочиями, которые можно подразделить на группы, исходя из их функций:

  • а) учет налогоплательщиков;
  • б) контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • в) исчисление окладных налогов;
  • г) приостановление операций по счетам в банках и наложение ареста на имущество налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов;
  • д) применение мер, направленных на пресечение и устранение выявленных нарушений налогового законодательства;
  • ж) осмотр любых помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения;
  • з) контроль за соответствием крупных расходов физических лиц их доходам;
  • и) проведение налоговых проверок, инвентаризации имущества налогоплательщиков;
  • к) полномочия налоговых органов в сфере валютного контроля;
  • л) взыскание недоимок по налогам и сборам, а также пени;
  • м) законодательства о налогах;
  • н) привлечение для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;
  • о) издание инструктивных и методических указаний по применению создание налоговых постов;

В соответствии с Налоговым кодеком РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика, плательщиков сборов, налоговых агентов, представителей налогоплательщиков и иных обязанных лиц следующую информацию:

документы, по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.

Налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном Кодексом.

Одним из наиболее действенных способов налогового контроля является налоговая проверка.

Налоговая проверка может быть камеральной или выездной. Если камеральная налоговая проверка проводится в самом налоговом органе в отношении всех налогоплательщиков на основе представленных декларации и документов, то выездная налоговая проверка проводится в отношении организации и индивидуальных предпринимателей на местах. НК РФ внес существенные коррективы в порядок осуществления и организации таких проверок. В отличие от ранее действующего законодательства, четко прописаны правила назначения, проведения и оформления результатов налоговой проверки, определены максимальные сроки проведения (3 месяца) с момента представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Налогоплательщик, к которому для проведения выездной налоговой проверки прибыло должностное лицо налогового органа, вправе потребовать предъявления должностным лицом своего служебного удостоверения и постановления руководителя налогового органа (или его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки этого налогоплательщика. Еще одно нововведение состоит в том, что налоговый орган не вправе проводить повторных выездных проверок по одним и тем же налогам, за исключением случаев, когда вторая проверка связана с реорганизацией или ликвидацией организации - налогоплательщика и когда повторная налоговая проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку.

Кроме того, налоговые органы вправе изымать по акту при проведении налоговой проверки у налогоплательщика документы. Во-первых, изъятию подлежат документы, свидетельствующие о совершении любых налоговых правонарушений; во-вторых, документы могут быть изъяты только в тех случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены. сокрыты, изменены или заменены; в-третьих, изымать документы в рамках налогового контроля налоговые органы вправе только в период проведения проверки.

При воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговых органов, проводящих налоговую проверку, на указанные территории или в помещения (кроме жилых), налоговые органы получили вправе самостоятельно определить суммы налогов, подлежащих уплате на основании оценки имеющихся у него данных о налогоплательщике или по аналогии.

По сравнению с ранее действовавшим законодательством, Налоговым Кодексом налоговые органы наделены правом определять сумму налога расчетным путем также в случаях отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшие к невозможности исчислить налоги.

Налоговые органы для осуществления своих функции, в том числе и функции налогового контроля, должны обладать необходимой информацией. Часть этой информации налоговые органы получают непосредственно в процессе своей деятельности, другую часть информации им предоставляют различные органы.

Новшеством в налоговом законодательстве явилось предоставление налоговым органом самостоятельно проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества. Под инвентаризацией понимается способ проверки соответствия фактического наличия средств в натуре данным учета. Она проводится с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского и налогового учета. Налоговые органы наделены правом требовать от налогоплательщиков и иных обязанных лиц устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Так же, существенные изменения произошли в регулировании права налоговых органов производить взыскание налогов, сборов и пеней. В силу п.1 ст.45 Кодекса принудительное взыскание налога с организации производится, как правило, в бесспорном порядке, с физического лица - в судебном порядке. Взыскание штрафных санкций осуществляется исключительно по решению суда.

Налоговые органы вправе предоставлять налогоплательщикам отсрочки и рассрочки по уплате санкций (штрафов) за налоговые правонарушения. Следует подчеркнуть, что налогоплательщик не вправе требовать от налоговых органов предоставления отсрочки или рассрочки по уплате штрафов - это исключительное право налоговых органов.

Налоговый Кодекс ввел новые права налоговых органов по вызову в качестве свидетелей любых физических лиц, которым могут быть известны какие - либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля с компенсацией им расходов на проезд к местонахождению и пребывание в налоговом органе. Налоговый орган вправе привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков.

При обнаружении нарушений в порядке выдачи лицензий на право осуществления определенных видов деятельности или нарушений условий лицензий налоговые органы вправе заявлять ходатайства перед органами, выдавшими лицензии, об аннулировании данных лицензий или о приостановлении их действий.

Главной обязанностью налоговых органов является проведение контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов. При осуществлении данной функции налоговые органы обязаны строго соблюдать законодательство о налогах и сборах, т.е. действия налоговых органов должны быть основаны на законах.

Налоговым кодексом РФ установлены следующие обязанности налоговых органов:

вести разъяснительную работу по применению законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах;

вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;

представлять формы установленной отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке предусмотренном Налоговым кодексом;

соблюдать налоговую тайну;

направлять налогоплательщику и иному обязанному лицу копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также требование об уплате налога и сбора.

Налоговым Кодексом предусмотрена обязанность налоговых органов сообщать органам налоговой полиции о возможных преступлениях в налоговой сфере. Соответствующие материалы должны направляться, если выявленные при проверках и иными способами обстоятельства позволяют предполагать совершение налогового преступления.

Тема 6 «Налоговые органы в Российской Федерации»

1 Состав, структура и функции налоговых органов

2. Структура и полномочия Федеральной налоговой службы

3 Функции и задачи Федеральной налоговой службы

Совокупность законных и подзаконных актов, регулирующих деятельность налоговых органов, разнообразна и объемна, требует усвоения для последующего применения в практической деятельности.

Налоговые органы РФ - государственные органы, осуществляющие в соответствии с действующим законодательством взимание налогов и сборов.

В Российской Федерации - единая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Налоговым кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основополагающей правовой базой служебной деятельности налоговых органов является Конституция Российской Федерации 12 декабря 1993 года. В основном законе государства содержатся исходные позиции, обязательные для сторон, участвующих в налоговых правоотношениях. Обязанность соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы возложена, как на органы государственной власти и самоуправления, должностных лиц этих органов, так и на граждан и их объединения. Федеральная Конституция имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на территории всей Российской Федерации.

Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации, административное и административно - процессуальное законодательство - относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

В порядке реализации и развития принципиальных положений, заложенных в Конституции России, приняты некоторые федеральные законы, направленные на защиту прав и свобод участников правоотношений. Из числа относящихся непосредственно к деятельности налоговых органов: часть первая и вторая Налогового кодекса РФ Гражданский кодекс РФ (части первая и вторая), Арбитражный процессуальный кодекс РФ, Закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации» от 24.06.1992 N 3119-1 (ред. от 28.06.2013 N 134-ФЗ).

В ходе реформирования органов исполнительной власти определена новая структура федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с которой в составе Министерства финансов РФ выделена Федеральная налоговая служба (Рис.1.).

Рис. 1.Подведомственные Минфину России федеральные службы

Система налоговых органов в России построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Основным элементом этой системы являются налоговые инспекции по районам, городам без районного деления и районам в городах. Второе звено включает в себя управления ФНС по республикам в составе России, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу. Возглавляет систему налоговых органов Федеральная налоговая служба - ФНС России (Рис.2.).Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных (на федеральном уровне) и межрайонных (на уровне субъектов РФ) инспекций В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности.

Рис.2.Схема трехуровневой системы управления налоговыми органами России

Таким образом, единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Налоговый кодекс Российской Федерации определяет налоговые органы как единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации и иных обязательных платежей.

Главными задачами налоговых органов является контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также осуществление функций агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Поставленные перед налоговыми органами задачи решаются во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Законодательством предусмотрено, что практическую помощь работникам налоговых органов при исполнении ими служебных обязанностей обязаны оказывать органы внутренних дел Российской Федерации. Они обеспечивают принятие предусмотренных законодательством мер по привлечению к ответственности лиц, препятствующих выполнению работниками налоговых органов своих должностных функций. На всех трех уровнях налогового администрирования можно выделить общие функции, которые реализуются налоговыми органами в процессе их деятельности (Рис.3.).

Исходя из стоящих перед налоговыми органами задач и выполняемых функций руководитель ФНС определяет и утверждает структуру внутренних подразделений центрального аппарата - департаментов и управлений. При определении состава внутренних подразделений исходят из следующих условий: наличия у ФНС основных и вспомогательных видов деятельности; особенностей налогового администрирования важнейших налогов или категорий налогоплательщиков; однотипности выполняемых процедур налогового администрирования (принцип функциональности) и др.

Рис. 3. Система налоговых органов Российской Федерации

В соответствии с Целевой федеральной программой развития налоговых органов создаются межрегиональные, межрайонные отраслевые и специальные инспекции, которые позволяют противопоставить вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (вертикально интегрированных компаний, холдингов, финансово-промышленных групп) вертикально интегрированное налоговое администрирование. Это усиливает налоговый контроль в целом ряде отраслей экономики, особенно в таких сферах деятельности, которые являются в части налоговых поступлений бюджетообразующими.

На федеральном уровне создаются межрегиональные инспекции двух видов: специализированные по отраслям экономики и по федеральным округам. По своему статусу межрегиональные инспекции (МРИ ФНС) занимают Промежуточное положение между Федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России. Они выполняют достаточно широкие управленческие функции и контролируют деятельность нижестоящих налоговых органов. В деятельности МРИ ФНС присутствуют элементы работы территориальных инспекций: мониторинг и анализ информации о нарушениях налогового законодательства, взаимодействие с конкретными налогоплателыциками, в том числе проведение налоговых проверок по вопросам, отнесенным к их ведению. В таких инспекциях на учет ставятся также налогоплательщики - организации, которые принадлежат к определенной отрасли и относятся к числу крупнейших. Межрегиональные инспекции созданы по семи федеральным округам. На них возложены следующие функции: а) контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа, в том числе за соответствием законов по налогам и сборам субъектов России федеральному законодательству; б) контроль за управлениями по республикам, краям и областям, расположенным в федеральном округе, в том числе за выполнением ими заданий по мобилизации налоговых платежей в бюджет и взысканием недоимок; в) проведение налоговых проверок крупнейших по федеральному округу налогоплательщиков.

К управлениям ФНС России по субъектам РФ (регионам) относятся: УФНС России по субъектам Российской Федерации, межрегиональные инспекции ФНС, инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня.

Их основные задачи: - контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах на территории соответствующего субъекта РФ; - обеспечение поступления налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.

УФНС осуществляют контроль за деятельностью нижестоящих налоговых инспекций. Они подотчетны ФНС России и информируют ее о результатах налогового администрирования.

Руководитель Управления ФНС России по субъекту РФ назначается руководителем ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента России по соответствующему субъекту РФ. Руководитель Управления утверждает структуру и функции структурных подразделений аппарата Управления, которые зависят: от численности населения региона; количества налогоплательщиков - юридических и, физических лиц; поступления налогов. Структура УФНС РФ по области представлена на рисунке 4.

Рис.4. Структура УФНС РФ по области

Нередко внутренние подразделения (отделы) управлений создаются с учетом необходимости осуществления контроля по определенным видам нало-гов и категориям налогоплательщиков (юридических или физических лиц). Некоторые отделы (например, учета, отчетности и прогнозирования, контроля налоговых инспекций) строятся по функциональному принципу.

УФНС России по субъектам РФ утверждают состав и виды межрайонных специализированных инспекций. Их направленность зависит от экономики региона и ее ориентации. Межрайонные инспекции имеют двойное подчинение: УФНС России и межрегиональной инспекции, администрирующей соответствующий сектор экономики. Межрайонные отраслевые инспекции осуществляют мониторинг и налоговый контроль за специфическими для региона крупными налогоплательщиками.

К числу крупных налогоплательщиков в регионах отнесены юридические лица, начисленные налоги и сборы в федеральный бюджет составляют от 75 млн. до 500 млн. руб., или выручка от реализации товаров (работ, услуг) - от 1 млрд. до 6 млрд. руб., или активы - от 1 млрд. до 7 млрд. руб.

Администрирование обычных налогоплательщиков осуществляют инспекции по районам и городам. В результате преобразований в ряде регионов были созданы инспекции по административным округам, а также межрайонные территориальные инспекции.

Из представленных функций налоговый контроль, безусловно, является наиважнейшей функцией налогового администрирования. Такая ситуация имеет объективную основу в связи с усилением в целом контрольной деятельности государства.

Для реализации контроля созданы и функционируют специальные государственные органы, часть из них осуществляют исключительно или преимущественно контрольные функции (например, Счетная палата РФ, Контрольное управление Президента РФ). Некоторые контролирующие органы действуют в качестве структурных подразделений министерств и ведомств. Однако есть такие органы, проверке со стороны которых обязательно подвергается каждый экономический агент. Это, конечно же, налоговые органы. К ним относится ФНС России, которая с марта 2004 г. (постановление Правительства РФ «Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г, № 506) находится в ведении Министерства финансов РФ. Ранее налоговые органы функционировали в качестве самостоятельного Министерства по налогам и сборам РФ. Налоговые органы имеют собственную трехуровневую структуру построения, включающую: центральный аппарат ФНС (/ уровень); территориальные органы - управления ФНС по субъектам РФ, межрегиональные инспекции ФНС (II уровень); инспекции ФНС по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС межрайонного уровня (III уровень) (Рис. 5.).

II уровень

Инспекции ФНС России

межрайонного уровня

III уровень

Рис.5. Трехуровневая схема построения налоговых органов

Современное построение налоговых органов в России осуществляется одновременно по двум принципам: территориальному и отраслевому.

Традиционное территориальное построение налоговых органов осуществлено в начале 1990-х гг. в соответствии с административно-территориальным устройством, принятым в России. Низовым звеном (III уровень) являются инспекции ФНС России (ранее инспекции МНС) по районам, районам в городах, городам без районного деления, средним звеном (II уровень) - управления ФНС по республикам в составе РФ, краям, областям, округам, городам Москве и Санкт-Петербургу, а высшее звено (I уровень) - это Центральный аппарат ФНС.

Между этими звеньями соблюдается строгая иерархия вертикальной подчиненности. Высшему звену подчиняются среднее и низшие звенья, а среднему - низовое звено. Администрирование низовым звеном таких налоговых органов осуществляется в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщиков.

В начале 2000-х гг. образованы еще межрегиональные и межрайонные инспекции ФНС России, сформированные как для координации деятельности нижестоящих налоговых органов, так и для администрирования отдельных категорий налогоплательщиков по отраслевому признаку. К таким категориям относятся крупнейшие и крупные налогоплательщики, деятельность которых выходит далеко за рамки отдельно взятой территории, контролируемой какой-либо одной инспекцией, что обуславливает целесообразность администрирования их соответственно на межрегиональном либо межрайонном уровне.

II уровень дополнили межрегиональные инспекции ФНС России трех типов, подчиняющиеся исключительно Центральному аппарату ФНС:

1) по централизованной обработке данных - одна инспекция;

2) по федеральным округам семь инспекций, по числу округов;

  • по крупнейшим налогоплательщикам в сферах: разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации нефти (МРИ № 1); разведки, добычи, переработки, транспортировки и реализации газа (МРИ № 2); производства и оборота этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции (МРИ № 3); производства и реализации электрической и тепловой энергии (МРИ № 4); производства и реализации продукции металлургической промышленности (МРИ № 5); оказания транспортных услуг (МРИ № 6); оказания услуг связи (МРИ № 7); производства и реализации продукции машиностроения (МРИ № 8); кредитной и страховой (МРИ № 9).

/// уровень дополнили межрайонные инспекции ФНС России, подчиненные при этом Управлению ФНС по субъекту РФ. Эти инспекции бывают двух типов: по крупным налогоплательщикам и по нескольким административным районам (в целях экономии бюджетных средств).

Вторая ветвь построения налоговых органов созданы для повышения эффективности налогового администрирования налогоплательщиков, обеспечивающих наиболее значимые налоговые поступления. Эти органы призваны противопоставить объективно нарастающей тенденции вертикальной интеграции крупнейших налогоплательщиков (в различные холдинги, финансово-промышленные группы, вертикально интегрированные компании) адекватное вертикально интегрированное налоговое администрирование.

ФНС России имеет в подчинении ряд структур, реализующих научно-исследовательские, учебно-методические и информационно-аналитические задачи, актуальные для совершенствования теории и практики налогового администрирования: Главный научно-исследовательский вычислительный центр (ГНИВЦ); Государственный научно-исследовательский институт развития налоговой системы (ГНИИРаНС); учебно-методические центры - УМЦ (их в настоящее время пять); печатные издания «Российский налоговый курьер», «Налоговая политика и практика», «Вестник регистрации».

Критерии отнесения к разным категориям налогоплательщиков, администрируемых различными инспекциями, основываются, во-первых, на показателях их финансово-экономической деятельности за отчетный год и, во-вторых, на отношениях взаимозависимости между организациями.

К крупнейшим и крупным налогоплательщикам применяются критерии взаимозависимости. Организации, отношения с которыми в соответствии со ст. 20 НК РФ могут оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности другой организации, относятся к соответствующей категории налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ним налогоплательщика.

ФНС России осуществляет свою деятельность через свои территориальные органы в тесном взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.

ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность Правительством РФ по представлению министра финансов. Руководителей управлений ФНС по субъектам РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему федеральному округу. Руководители инспекций ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, а также инспекции межрайонного уровня назначаются начальниками управлений по субъектам РФ по согласованию с ФНС России. Руководители налоговых органов всех уровней несут персональную ответственность за выполнение возложенных на них задач и функций.

ФНС России осуществляет функции посредством реализации полномочий. ФНС России осуществляет другие полномочия в пределах компетенции налоговых органов, если они предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ.

Руководитель ФНС имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром финансов Российской Федерации по представлению руководителя Службы. Количество заместителей руководителя Службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Глава Федеральной налоговой службы: 1) распределяет обязанности между своими заместителями и представляет Министру финансов Российской Федерации (проект положения о Службе, предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников центрального аппарата и территориальных органов Службы, предложения о назначении на должность и освобождении от должности заместителей руководителя Службы, предложения о назначении на должность и освобождении от должности руководителей территориальных органов Службы, проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет об их исполнении, предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Службы), назначает на должность и освобождает от должности работников центрального аппарата Службы, назначает на должность и освобождает от должности в установленном порядке заместителей руководителей территориальных органов Службы, решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной службы в Федеральной налоговой службе, утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, утверждает численность и фонд оплаты труда работников территориальных органов Службы, в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, а также смету расходов на их содержание в пределах, утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете, на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.

При таком построении налоговых органов сложном принципиально обеспечить их единство. Оно обеспечивается, тем, что функции контроля за взиманием налогов всех уровней на территории РФ выполняют органы ФНС России, и законодательной нормой, запрещающей создание налоговых органов, не входящих в систему ФНС России.

Основными задачами Федеральной налоговой службы России -являются: 1. Контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей в соответствующий бюджет и внебюджетные фонды в соответствии с законодательством РФ; 2.Валютный контроль в соответствии с законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов; 3. Контроль производства и оборота этилового спирта, изготовленного из всех видов сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Налоговые органы представляют собой независимую от местных органов власти и управления систему контроля за соблюдением налогового законодательства. Все управления и инспекции ФНС России являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков и гербовые печати.

Функции налоговых органов - центрального аппарата, региональных и местных - несколько различаются. Инспекции ФНС по районам, районам в городах, городах без районного деления реализуют следующие функции:

Ведут в установленном порядке учет всех налогоплательщиков;

  • контролируют своевременность представления и достоверность документов, связанных с исчислением и уплатой налогов;
  • ведут оперативно-бухгалтерский учет (по каждому налогоплательщику и виду платежа) сумм налогов и фактически поступивших в бюджет, а также сумм пени и штрафов;
  • обеспечивают в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
  • проводят разъяснительную работу в отношении применения законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; бесплатно информируют налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, представляют налогоплательщикам формы установленной отчетности, разъясняют порядок их заполнения, порядок исчисления и уплаты налогов и сборов и обеспечивают налогоплательщиков иной необходимой информацией;
  • применяют установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
  • осуществляют взыскание недоимок, пеней и штрафов с нарушителей налогового законодательства;
  • осуществляют в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивают контроль за соблюдением условий указанной деятельности;
  • осуществляют в установленном порядке регистрацию контрольно-кассовых машин, используемых в организациях в соответствии с законодательством РФ;
  • осуществляют контроль за соблюдением правил использования контрольно-кассовых машин, полнотой учета выручки денежных средств в организациях, обязанных использовать контрольно-кассовые машины в соответствии с законодательством РФ;
  • обеспечивают передачу органам внутренних дел материалов по фактам нарушений, содержащих признаки налоговых преступлений;
  • составляют и представляют в вышестоящие налоговые органы налоговую отчетность.

Управления ФНС по субъектам РФ реализуют наряду с уже вышеперечисленными следующие функции:

Осуществляют организацию, координацию и контроль за деятельностью нижестоящих инспекций;

  • ведут аналитическую и статистическую деятельность, обеспечивают в соответствии с законодательством РФ меры по созданию информационных систем, автоматизированных рабочих мест и других средств автоматизации и компьютеризации работы налоговых органов;
  • обобщают практику применения законодательства о налогах и сборах, анализируют отчетные и статистические данные, результаты налоговых проверок и разрабатывают на их основе и в пределах своей компетенции приказы, инструкции, методические указания и другие документы по применению законодательства РФ о налогах и сборах;
  • организуют контроль за изданием актов, связанных с налогообложением, выпускаемых региональными органами власти и местными органами самоуправления;
  • анализируют отчетные и статистические данные, результаты проверок на местах, информацию и сведения, получаемые от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций; на их основе разрабатывают мероприятия по обеспечению государственного контроля за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;

Представляют в установленном порядке в пределах своей компетенции в соответствующие федеральные органы исполнительной власти, правоохранительные и контролирующие органы, их территориальные органы и органы исполнительной власти субъектов РФ информацию о выявленных нарушениях.

Центральный аппарат ФНС имеет дополнительные функции: участвует в разработке проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год; осуществляет руководство налоговыми органами, в том числе формирует методическое обеспечение процесса налогового администрирования; осуществляет организационную взаимосвязь и обеспечивает слаженность информационного обмена с другими налоговыми администрациями; готовит предложения по совершенствованию налоговой политики, планированию налоговых поступлений, развитию налогового законодательства в РФ, валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также законодательства о государственной регистрации юридических лиц; в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов, сборов, а также устанавливает порядок их заполнения; участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества, осуществляет реализацию указанных соглашений.

Для выполнения своих функций налоговые органы наделены соответствующими правами, которые реализуются через права различных должностных лиц этих органов. Права налоговых органов одновременно являются и обязанностью их должностных лиц.

Налоговые органы в соответствии со ст. 31 НК имеют право: требовать от налогоплательщика или налогового агента документы (по установленным формам), являющиеся основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов и сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и сборов; проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК; производить при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента выемку документов в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой; приостанавливать в установленном порядке операции по счетам в банках налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов и налагать арест на их имущество;

  • осматривать (обследовать) любые помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения, независимо от места их нахождения — производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества; определять суммы налогов, подлежащих уплате налогоплательщиком в бюджетную систему; при отказе налогоплательщика допустить должностных лиц налогового органа к обследованию производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых им для извлечения дохода, имеют право производить соответствующие расчеты самостоятельно на основании имеющейся у них информации и данных об аналогичных налогоплательщиках; они имеют право совершать аналогичные действия также в случае непредставления в течение более двух месяцев налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчисления налогов; требовать от налогоплательщиков, налоговых агентов, их представителей полного устранения выявленных нарушений налогового законодательства и контролировать выполнение указанных требований; взыскивать недоимки по налогам и сборам, а также пени и штрафы в установленном НК РФ порядке; требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов налогоплательщика, плательщика сборов, налоговых агентов и с корреспондентских счетов банков сумм налогов, сборов, пеней и штрафов; привлекать для проведения налогового контроля в случае необходимости соответствующих специалистов, экспертов и переводчиков; вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля; ходатайствовать об аннулировании или о приостановлении действий выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности; предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: о взыскании недоимки, пеней и штрафов за налоговые правонарушения; о возмещении ущерба, причиненного государству (или) муниципальному образованию вследствие неправомерных действий банка по списанию денежных средств со счета налогоплательщика после получения решения налогового органа о приостановлении операций, в результате которых стало невозможным взыскание налоговым органом недоимки, задолженности по пеням, штрафам; о досрочном расторжении договора об инвестиционном налоговом кредите; в иных случаях, предусмотренных НК РФ.

Налоговые органы в соответствии со ст. 32 НК обязаны: соблюдать законодательство о налогах и сборах; осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; руководствоваться письменными разъяснениями Минфина РФ по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также доводить до них сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов; принимать решение о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять соответствующие поручения в территориальные органы Федерального казначейства для исполнения, осуществлять зачет сумм излишне уплаченных и излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов; соблюдать налоговую тайну и обеспечить ее сохранение; направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных НК РФ, - налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; представлять налогоплательщику, плательщику сбора и налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, пеням и штрафам в течение пяти дней со дня поступления письменного запроса; осуществлять по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку сумм уплаченных налогов, сборов, пеней и штрафов; по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого заявителя.

Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора) налогоплательщик (плательщик сбора) полностью не погасил данную недоимку, размеры которой позволяют предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Кроме того, налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные НК РФ и иными федеральными законами.

Первоочередным условием формирования эффективного налогового контроля является современная, основанная на передовых информационных технологиях система представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде. Преимуществами процесса автоматизации приема отчетности налогоплательщиков для органов ФНС России являются: оперативность ввода информации в базу данных инспекции, качественная обработка отчетности при дальнейшем проведении камеральной проверки, формирование перечня налогоплательщиков для выездной проверки, автоматизация сверки регистрационных данных налогоплательщика с информацией, содержащейся в базе данных, возможность оперативного формирования статистики посредством выборок и др.

Целенаправленное и настойчивое внедрение проектов телекоммуникационного взаимодействия плательщиков и налоговых органов должно обеспечить в ближайшей перспективе эффективное функционирование процессов электронной обработки данных и массовый переход на представление информации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В 2011 году приказом № ММ-7-4/259@ году ФНС России утвердила квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей федеральными государственными гражданскими служащими центрального аппарата и территориальных органов Федеральной налоговой службы. Например, руководители должны знать: Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы с Министерством финансов, федеральными органами исполнительной власти, передовой отечественный и зарубежный опыт налогового администрирования, формы и методы работы со средствами массовой информации, обращениями граждан, правила делового этикета и др. Кроме того, руководители должны иметь навыки руководства структурным подразделением, оперативного принятия и реализации управленческих и иных решений, подбора и расстановки кадров, управления персоналом, ведения деловых переговоров, публичного выступления, составления делового письма и т. д.

Эффективный выбор объектов для налогового учета и контроля возможен только в том случае, когда состав показателей ин-формационной базы налоговой инспекции отвечает следующим требованиям: содержать возможно более полную информацию о тех сторонах хозяйст-венной деятельности предприятия, которые связаны с исчислением и уплатой им налогов; предоставлять налоговым органам возможность быстро разыскивать на-логоплательщиков и их должностных лиц; позволять получать как стандартные отчеты, так и сводки и выборки по произвольным запросам; давать возможность контролировать достоверность информации, посту-пившей из различных источников путем ее автоматизированного сопоставления и анализа; позволять оперативно получать и анализировать сведения обо всех кон-тактах налогоплательщиков с государственными органами и банками. Чтобы создать информационную основу налоговой работы, налоговые органы должны получать качест-венную информацию от налогоплательщиков (бухгалтерская отчетность, нало-говые декларации; сведения о наличии счетов в банках, суммах дебиторской и кредиторской задолженности; учредительные документы и т. д.), а также иную информацию.

Основные направления повышения эффективности работы налоговых ор-ганов в РФ определяются целями Федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов в Российской Федерации (2008—2012 гг.)»: совершенство-вание контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, изменение приоритетов в работе налоговых органов с целью улучшения обслуживания на-логоплательщиков, повышение эффективности функционирования налоговой системы за счет внедрения новых ИТ»

К задачам относится: совершенствование механизмов, обеспечивающих поступление налогов в бюджет; развитие системы учета налогоплательщиков; повышение правовой грамотности налогоплательщиков; внедрение единой ин-формационной, программно-технической и телекоммуникационной системы налоговых органов; внедрение прогрессивных форм организации работы нало-говых органов, повышение профессионального уровня их работников.

В программе предусматривается комплекс мероприятий, затрагивающих важнейшие элементы организации налогового контроля: правовая база (совершенствование правовой основы налоговой системы и налоговой администрации в направлении комплексных изменений на-логового законодательства); система налоговых органов (совершенствование структуры и организа-ции работы налоговых органов в направлении усиления функционально-го подхода); формы и методы (усиление аналитической составляющей, налогового контроля, возрастание роли камеральной проверки); совершенствование материально-технического, кадрового, информационного обеспечения налоговых органов.

Современная налоговая политика ориентирована на существенное снижение налоговой нагрузки на экономику страны. Такое снижение не должно сопровождаться значительным уменьшением налоговых поступлений в бюджеты различных уровней, в связи с этим необходимо существенно повысить эффективность налогового администрирования по двум основным направлениям:

1. Необходимо существенно повысить результативность функционирования системы выявления и пресечения налоговых правонарушений и преступлений для того, чтобы вовлечь в сферу налоговых отношений и легальный теневой сектор экономики, дабы налоговая нагрузка распределялась на всех хозяйствующих субъектов.

2. Необходимо повышать собираемость налогов и снижать издержки налогового администрирования. Несмотря на позитивный процесс повышения уровня собираемости налогов, характерный для последних пяти лет, проблема принуждения налогоплательщиков к единообразному исполнению своих обязанностей остается крайне актуальной. Кроме того, особую актуальность приобретает задача снижения издержек исполнения налоговых обязательств налогоплательщиками и процесса их администрирования со стороны государства.

Основные цели и задачи модернизации налоговых органов представлены на рисунке (Рис. 6.).

Рис. 6. Основные цели и задачи модернизации налоговых органов

Некоторые из представленных задач в настоящее время уже успешно решены, большинство же активно и целенаправленно решайся. В частности, достигнуты существенные результаты в повышении качества обслуживания налогоплательщиков. Повсеместно в инспекциях созданы отделы по работе с налогоплательщиками, специализирующиеся на предоставлении им всего комплекса услуг: информационно-консультационных, приема налоговой и бухгалтерской отчетности, приема различных заявлений и выдачи соответствующих документов и т.д. Налоговыми органами успешно внедрена «технология одного окна» при регистрации юридических лиц и решена задача упрощения данной процедуры. Также решена задача внедрения бесконтактных форм взаимодействия с налогоплательщиками при сдаче отчетности по каналам связи. Сейчас на повестке дня выработка инструментария, позволяющего решить перспективные задачи обеспечения доступа налогоплательщика к персональным ресурсам расчетов с бюджетом и проведения сверок расчетов в электронном виде по каналам связи.

Одной из задач модернизации налоговых органов являлся переход от доминировавшей ранее структуры инспекции с ярко выраженной специализацией отделов по видам налогов к преимущественно функционально-ориентированным структурам инспекций. Суть функционального подхода состоит в обеспечении рационального использования кадрового состава инспекций за счет углубленной специализации по выполняемым функциям.

Переход к унифицированной функциональной типовой организационной структуре территориальной инспекции сопровождался кардинальной перестройкой и перераспределением работы внутри инспекции, организацией типовых рабочих мест, созданием соответствующих инструкций на эти места, повышением требовательности к образовательной подготовке и переподготовке персонала. В созданной унифицированной структуре выделены четыре функциональных блока, в каждый из которых входят по несколько отделов инспекции (Рис. 7.).

Практика внедрения таких типовых структур показала необходимость их корректировки в зависимости от специфических условий хозяйствования на соответствующей территории.

Велением времени стали задачи кардинального улучшения информационно-коммуникационного обеспечения налоговых органов, соответствующего требованиям научно-технического прогресса, и повышения квалификации практически всего кадрового состава, способного использовать новые информационные технологии. Данные задачи активно реализуются в практике модернизации, однако говорить об их решении пока преждевременно. Особое место в планах модернизации налоговых органов занимает задача повсеместного внедрения программного комплекса «Система электронной обработки данных (ЭОД) местного уровня», реализуемая в настоящее время. В системе ЭОД используется более 400 таблиц нормативно-справочной информации, ряд из которых настраивается и поддерживается в актуальном состоянии в процессе эксплуатации непосредственно в районных инспекциях, что позволяет отстраивать эту систему под специфику конкретной инспекции. Полномасштабное использование его позволяет реализовать в налоговом администрировании целый ряд стратегических новаций, в том числе перейти к полностью автоматизированным процедурам камеральных проверок с соответствующим переносом акцентов налогового контроля с выездных на камеральные проверки, задействовать автоматизированные процедуры использования внешних информационных ресурсов баз данных других государственных органов.

Рис.7. Унифицированная структура территориальной инспекции ФНС

В целом следует заметить, что все поставленные программой развития налоговых органов задачи модернизации достаточно успешно решаются, что позволяет говорить о формировании новой технологической основы налогового администрирования и переходе на этой основе к новому качеству взаимоотношений с налогоплательщиками. Самым серьезным недостатком данной программы является отсутствие внятных и вразумительных перспектив значительного повышения материального обеспечения работников налоговых органов. Такое обеспечение, которое устранит текучесть кадров, создаст невозможность неформальных отношений с недобросовестными

Литература

  1. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Д.Г.Черник, Е.А. Кирова, А.В. Захарова, В.А. Сенков - М, ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 369 с.
  2. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Г.А. Волкова, Г.Б. Поляк, Л.А. Крамаренко, М.Е. Косов - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 631 с.
  3. Налоги и налогообложение: Учебное пособие / Н.В. Грызунова, М.В. Радостева - М., Московский гуманитарный университет, 2012 - 631 с.
  4. Налоги и налогообложение Часть 1: Учебное пособие / Е.Б. Шувалова, Е.А. Шувалов, Т.А. Шуртакова, Е.И. Сычева, А.С. Антипова, Г.А. Гроза - М., Евразийский открытый институт, 2009 - 328 с.

Статья 107. Основные функции налоговых органов

Основными функциями налоговых органов являются:

1) обеспечение исполнения и соблюдения налогового законодательст- ва, выработка механизмов налогового администрирования с целью обеспе- чения своевременного и полного поступления налогов в бюджеты всех уровней;

2) участие в подготовке проектов законов и других нормативных правовых актов по вопросам налогообложения, в том числе договоров с другими государствами;

3) разъяснение налогоплательщикам их прав и обязанностей;

4) своевременное информирование налогоплательщиков об изменениях налогового законодательства.

Статья 108. Правовая основа деятельности налоговых органов и под-

разделений налоговой полиции

Правовую основу деятельности налоговых органов и подразделений налоговой полиции составляют Конституция Республики Таджикистан, конс- титуционные законы, настоящий Кодекс и другие законы Республики Таджи- кистан, совместные постановления Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан, постановления Маджлиси Милли, постановления Маджлиси намояндагон, нормативные правовые акты Прези- дента Республики Таджикистан и Правительства Республики Таджикистан, международные правовые акты, признанные Республикой Таджикистан.

Статья 109. Принципы деятельности налоговых органов и подразделе-

ний налоговой полиции

1. Деятельность налоговых органов и подразделений налоговой поли- ции Республики Таджикистан осуществляется на основе принципов:

1) законности;

2) соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

3) подконтрольности и подотчетности вышестоящим органам.

2. В системе налоговых органов и подразделений налоговой полиции не допускается создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Сотрудники налоговых органов и подразделений налоговой полиции не могут быть ог- раничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений.

3. Налоговые органы и подразделения налоговой полиции осуществля- ют свою деятельность во взаимодействии с другими государственными ор- ганами, общественными объединениями и гражданами, а также налоговыми органами других государств на основе международных договоров и обяза- тельств, признанных Республикой Таджикистан.

Статья 110. Статус и структура налоговых органов Республики Тад-

жикистан

1. Налоговые органы Республики Таджикистан (далее - "налоговые органы") состоят из уполномоченного государственного органа и его со- ответствующих территориальных подразделений - налоговых управлений по Горно-Бадахшанской автономной области, областям и городу Душанбе, на- логовых инспекций по районам, городам и районам в городах, налоговой инспекции крупных налогоплательщиков при уполномоченном государствен- ном органе с отделениями по областям и городу Душанбе (далее - "терри- ториальные налоговые органы"), и образуют единую централизованную сис- тему налоговых органов Республики Таджикистан.

2. Уполномоченный государственный орган является центральным го- сударственным исполнительным органом, обеспечивающим практическую реа- лизацию функций налоговых органов в Республике Таджикистан и, в уста- новленных нормативными правовыми актами случаях, за пределами Респуб- лики Таджикистан, осуществляющим руководство системой налоговых орга- нов Республики Таджикистан и непосредственно подчиняющимся Правитель- ству Республики Таджикистан.

Территориальные налоговые органы являются структурными подразде- лениями уполномоченного государственного органа на местах и подчиняют- ся непосредственно по вертикали соответствующим вышестоящим налоговым органам.

3. Уполномоченный государственный орган входит в систему цент- ральных органов исполнительной власти Республики Таджикистан.

4. Уполномоченный государственный орган и территориальные налого- вые органы являются юридическими лицами, имеют самостоятельные балан- сы, специальные счета в Казначействе Министерства финансов Республики Таджикистан, его органах на местах, печати с изображением Государс- твенного герба Республики Таджикистан со своим наименованием на госу- дарственном языке.

5. Руководители налоговых органов по Горно-Бадахшанской автоном- ной области, областям и городу Душанбе, налоговых инспекций в районах, городах и районов в городах, инспекции крупных налогоплательщиков с отделениями по областям и городу Душанбе обеспечивают реализацию воз- ложенных на налоговые органы задач на соответствующих территориях, ор- ганизуют, координируют и контролируют деятельность подчиненных им под- разделений.

6. Налоговые органы обладают всей полнотой власти в вопросах обеспечения государственного контроля за полной и своевременной упла- той налогов, кроме случаев, в которых настоящим Кодексом предусмотрено взимание налогов другими органами.

Статья 111. Полномочия первого руководителя уполномоченного госу-

дарственного органа

Первый руководитель уполномоченного государственного органа:

1) организует деятельность уполномоченного государственного орга- на и территориальных налоговых органов, других подразделений, входящих в систему уполномоченного государственного органа, по исполнению воз- ложенных на эти органы и подразделения функций, задач и обязанностей и несет ответственность за результаты этой деятельности;

2) вносит предложения в Правительство Республики Таджикистан о назначении на должность и освобождении от должности своих заместите- лей, об утверждении персонального состава членов коллегии уполномочен- ного государственного органа;

3) в соответствии с действующими в Республике Таджикистан норма- тивными правовыми актами об оплате труда утверждает штатные расписания и сметы расходов на содержание налоговых органов, других подведомс- твенных предприятий, организаций и подразделений, кроме подразделений налоговой полиции, уполномоченного государственного органа, которые регистрируются в финансовых органах;

4) определяет функциональные обязанности своих заместителей, ут- верждает Положения об управлениях, самостоятельных отделах и других подразделениях уполномоченного государственного органа, кроме подраз- делений налоговой полиции, в установленном порядке издает приказы, указания, инструкции и методические рекомендации;

5) назначает на должность и освобождает от должности первых руко- водителей территориальных налоговых органов;

6) определяет перечень должностей работников налоговых органов, других подведомственных уполномоченному государственному органу предп- риятий и организаций, кроме подразделений налоговой полиции, назначае- мых и освобождаемых от должности первым руководителем уполномоченного государственного органа и руководителями территориальных налоговых ор- ганов;

7) в установленном порядке присваивает работникам налоговых органов классные чины и работникам налоговой полиции специальные звания;

8) в установленном порядке представляет Президенту Республики Таджикистан ходатайство о присвоении высшему офицерскому составу налоговой полиции специальных званий и работникам налоговых органов классных чинов;

9) отменяет противоречащие настоящему Кодексу и иному законода- тельству Республики Таджикистан приказы, инструкции и указания руково- дителей нижестоящих налоговых органов и подразделений налоговой поли- ции;

10) вносит в соответствии с действующим законодательством в госу- дарственные органы, должностным лицам предприятий, учреждений и орга- низаций, независимо от формы собственности, и в общественные объедине- ния обязательные для рассмотрения представления и предложения об уст- ранении обстоятельств, способствовавших совершению налоговых преступ- лений и правонарушений;

11) выполняет другие функции, установленные действующими норма- тивными правовыми актами.

Статья 112. Финансирование и материально-техническое обеспечение

налоговых органов и подразделений налоговой полиции

1. Финансирование расходов налоговых органов и подразделений на- логовой полиции производится за счет республиканского бюджета.

2. Порядок и нормы материально-технического обеспечения налоговых органов и подразделений налоговой полиции устанавливаются Правительст- вом Республики Таджикистан.

3. Имущество налоговых органов и подразделений налоговой полиции является государственной собственностью. Указанное имущество привати- зации не подлежит.

Статья 113. Сотрудник налогового органа

1. На должности сотрудников налоговых органов всех уровней назна- чаются лица, отвечающие квалификационным требованиям для занятия долж- ностей, утверждаемым уполномоченным государственным органом в установ- ленном порядке.

2. Сотруднику налогового органа в установленном порядке присваи- вается классный чин.

3. Классные чины сотрудников налоговых органов, определяются Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли Республики Таджикистан.Положение о порядке присвоения классных чинов сотрудникам налоговых органов ут- верждаются Президентом Республики Таджикистан.

4. Сотрудникам налоговых органов выдается форменная одежда, об- разцы и нормы выдачи которой утверждаются Правительством Республики Таджикистан.

5. Сотрудникам налоговых органов в подтверждение их полномочий выдается служебное удостоверение, образец которого утверждается упол- номоченным государственным органом.

Статья 114. Прохождение службы в налоговых органах

1. Прохождение службы в налоговых органах регулируется законода- тельством Республики Таджикистан и настоящим Кодексом.

2. Сотрудники налоговых органов проходят аттестацию в установлен- ном нормативными правовыми актами порядке.

3. Сотрудникам налоговых органов запрещается:

1) наряду с основной должностью выполнять иную оплачиваемую работу (кроме научной, творческой и педагогической деятельности), заниматься предпринимательской деятельностью;

2) вмешиваться в деятельность налогоплательщика по вопросам, не связанным с предметом проверки или контроля;

3) взимать с налогоплательщика в наличной форме налоги, штрафы, проценты и иные обязательные платежи, за исключением случаев, установленных статьей 87 настоящего Кодекса;

4) использовать факт наличия налогового нарушения в качестве основания для вмешательства или ограничения иной законной деятельности налогоплательщика;

5) требовать предоставления документов, объяснений, и материалов, не относящихся к предмету налоговой проверки;

6) использовать и распространять информацию о налогоплательщике, полученную в процессе налоговой проверки в целях, не предусмотренных настоящим Кодексом, и совершать другие действия, противоречащие нормативным правовым актам Республики Таджикистан.

Статья 115. Взаимоотношения налоговых органов и подразделений на-

логовой полиции с органами государственной власти

1. Налоговые органы и подразделения налоговой полиции осуществля- ют свои законные обязанности независимо от центральных и местных ис- полнительных органов государственной власти, правоохранительных, фи- нансовых и других государственных органов и взаимодействуют с этими органами.

2. Органы государственной власти обязаны оказывать содействие и предоставлять информацию по просьбе налоговых органов и подразделений налоговой полиции в целях обеспечения исполнения налогового законода- тельства и установления контроля за уплатой налогов. Этим органам зап- рещается вмешательство в деятельность налоговых органов и подразделе- ний налоговой полиции, если иное не установлено законодательством.

3. Таможенные органы и органы Фонда социальной защиты населения при Правительстве Республики Таджикистан обязаны регулярно в установ- ленном порядке предоставлять налоговым органам имеющуюся у них инфор- мацию, необходимую для исполнения налогового законодательства.

Статья 116. Передача руководителем полномочий другим лицам

Руководитель налогового органа может передать должностному лицу налоговых органов полномочия или обязанности, доверенные ему или воз- ложенные на него законодательством, за исключением полномочий, предус- мотренных в части 2 статьи 120 настоящего Кодекса.

Статья 117. Годовые отчеты

1. В течение шести месяцев после окончания каждого финансового года уполномоченный государственный орган обеспечивает опубликование в общедоступных печатных органах отчета о работе налоговой системы Рес- публики Таджикистан.

2. Отчет должен содержать следующую информацию:

1) суммы налогов, собранных налоговыми органами с указанием наи- менования налогов, в соответствии с которыми они были собраны, и ра- йонных (городских) налоговых инспекций, в которых они были уплачены (собраны);

2) суммы задолженности по налогам (недоимки) с разбивкой в соот- ветствии с пунктом 1) настоящей части;

3) расходы, понесенные налоговыми органами в процессе сбора нало- гов;

4) статистические данные по предоставленным налоговым льготам и отсрочкам недоимки, в том числе в течение отчетного финансового года;

5) описание достижений и недостатков в работе налоговой системы;

6) список фамилий и имен физических лиц, наименований юридических лиц, налог с которых был начислен, но остается неуплаченным в сумме, превышающей 5000 месячных минимальных размеров заработной платы, с указанием также размера недоимки.

Статьи по теме