В каких формах может существовать государственный кредит. Государственный заем: виды и формы. Управление долговым обязательством

Государственным кредитом называется комплекс экономических взаимоотношений между государством от лица органов его власти и управления, с одной стороны, а также физ- и юрлицами — с другой стороны, при которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Гарантом государство будет при взятии им ответственности за погашение займов либо выполнение иных обязательств (которые брали физлица и юрлица) на себя.

Будучи заемщиком, государство имеет влияние на объем централизованных денежных фондов. Но не все кредитные отношения, в которых государство является гарантом, будут изменяться в этом направлении. Если задолжник вовремя и полностью выплачивает необходимые суммы , то гаранту (государству) нет необходимости тратить средства сверх одолженных. Однако в большинстве случаев государственные гарантии относятся к ненадежным заемщикам и становятся причиной дополнительных расходов из централизованных денежных фондов.

У государственного, банковского и коммерческого кредита есть сходства, но и есть отличие - у них разное обеспечение. У банковского либо коммерческого кредита в роли обеспечения зачастую берутся различные ценности. Когда берутся в кредит государственные деньги, для них обеспечением будет вся платежеспособность государства, все имущество, которое находится на его балансе.

Можно выделить несколько причин обязательного присутствия государственного кредита в любом государстве:

1) наличие кассового разрыва в исполнении бюджета, то есть разницы во времени поступления доходов в бюджет и совершения расходов;

2) дефицит государственного бюджета;

3) усиление социальной ориентации экономики, рост затрат на охрану окружающей среды, что требует увеличения государственных расходов.

Цели и задачи государственного кредита.

Не важно, какую форму имеет государственный кредит , он зачастую имеет добровольный характер. Исключением была ситуация, когда после ВОВ в СССР была введена обязательная подписка на государственные облигации, которые предназначались для сбора средств на восстановление народного хозяйства.

Государственный кредит применяется государством для решения таких проблем:

Государственный кредит и государственный долг.

Государственный кредит очень связан с понятием государственного долга . Рост количества кредитований от лица государства становится причиной увеличения государственного долга. Государственный долг РФ - это долговые обязательства страны перед юр. и физлицами, нерезидентами страны, международными организациями и другими субъектами международного права. Государственный долг обеспечивается всем находящимся во владении государства имуществом, которое составляет государственную казну.

Долговые обязательства РФ в рамках категории «государственный кредит » бывают в таких видах:

  • Кредитные соглашения и договоры, которые были заключены с кредитными организациями, иностранными государствами, международными организациями от имени РФ в пользу этих кредиторов;
  • Государственные долговые ценные бумаги, которые выпускаются от имени РФ;
  • Договоры о предоставлении государственных гарантий РФ, договоры поручительства РФ по обеспечению обязательств третьими лицами;
  • Соглашения и договоры, заключенные от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств государства минувших лет;
  • Переоформление долговых обязательств третьих лиц в долговые обязательства РФ, основываясь на действующем законодательстве.

Сроки погашения долговых обязательств РФ и ее субъектов не должны быть больше 30 лет.

Банки, кредиты, депозиты

Для страны государственный кредит – это один из способов привлечь денежные средства на свои потребности. Так что государственные кредиты являются частью всей системы государственных финансов. Практически каждая страна имеет потребность в привлечении дополнительных денежных ресурсов при ограниченных объемах налоговых поступлений и иных доходов. Так что кроме безвозмездных поступлений ресурсов (вроде налогов), государство привлекает еще и средства на возвратных началах, используя форму государственного кредита: и внешнего, и внутреннего.

Государство в этих экономических отношениях может выступать в роли заемщика, гаранта, кредитора.

Если государство возлагает на себя ответственность погасить займ или выполнить иные обязательства, оно становится гарантом. И если должник свои обязательства выполняет вовремя и полностью, то гаранту не придется нести дополнительные затраты. Однако зачастую государственные гарантии нужны заемщикам ненадежным, а значит, централизованным денежным фондам приходится нести расходы.

Государственный кредит, как и любой другой, отличает платность, срочность и возвратность. Однако от банковского или коммерческого кредита государственный отличается типом обеспечения. Банковский или коммерческий кредиты обеспечиваются какими-нибудь ценностями. Когда деньги занимает государство, то в качестве обеспечения выступает вся его платежеспособность, все принадлежащее ему имущество или доходы.

Можно назвать три причины, говорящие о том, почему государству в своей экономической деятельности сложно обойтись без государственного кредита:

Кассовый разрыв бюджета, то есть разница во времени между временем поступления средств в бюджет и их расходованием;

Наличие бюджетного дефицита тоже ведет к необходимости государственного кредита;

Возрастание ориентации экономики на социальную сферу, увеличение инвестирования в охрану окружающей среды, то есть процессы, требующие увеличить государственные расходы.

Обычно государственный кредит обладает добровольным характером. Хотя, конечно, есть и исключения. Например, после Второй мировой войны население обязали подписаться на государственные облигации, целью которых был сбор денежных средств, предназначенных для восстановления национальной экономики после войны. Принудительные займы, как правило, имеют место в государствах с тоталитарным режимом.

Как используется государственный кредит

Государство использует его в поисках ресурсов с целью финансирования расходов страны, для регулирования процессов в макроэкономике и микроэкономике, для того, чтобы воздействовать на социальную и денежно-кредитную политику.

Два вида государственного кредита – внешний и внутренний, имеют свои признаки. Понятие внешнего кредита тесно связано с внешним долгом государства. А вот внутренний означает задолженность государства по отношению к лицам внутри страны. Даже ситуация, когда государство не успело перечислить зарплаты или пенсии социальным работникам или незащищенным слоям населения, является государственным кредитом. К государственному кредиту относится и займ государством средств у коммерческих банков, выпуск государственных долговых обязательств – ценных бумаг с определенным сроком погашения.

До этого мы рассматривали ситуации, в которых государство выступает заемщиком, однако оно может быть и кредитором. Например, государство может кредитовать местные органы власти, организации, предприятия, также может выдавать им ссуды на льготных условиях. Кроме этого, государство может предоставлять и внешние займы.

Государственный займ – это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами в связи с мобилизацией временно свободных денежных средств в распоряжение государства от юридических и физических лиц, международных финансовых организаций путем эмиссии и размещения ценных бумаг, получения кредитов у специализированных финансово-кредитных институтов, иностранных государств. Таким образом, при государственном займе государство выступает в качестве заемщика, а кредиторами – прочие субъекты данной страны и других стран.

Отсюда следует, что государственный займ - это основная форма проявления государственного кредита.

Государственный займ привлекается с целью:

1. Финансирования бюджетного дефицита. Государственный кредит, используемый для покрытия бюджетного дефицита, как правило, не связан с производственной деятельностью, и задолженность по нему покрывается за счет налогов.

2. Финансирования капитальных вложений в национализированные и смешанные предприятия.

3. Финансирование предприятий местных органов власти.

4. Регулирования денежного обращения страны.

При этом в экономической литературе государственный кредит – это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, то есть отношения, в которых заемщиками выступают физические и юридические лица, а кредитором - государство в лице его органов. Предметом государственного кредита выступают средства бюджета.

Таким образом, отличие государственного кредита от государственного займа состоит в том, что государственные займы:

- ведут к образованию государственного долга, а государственный кредит позволяет со временем получить обратно и сумму долга, и проценты по нему;

Государственный займ связан с привлечением дополнительных средств в распоряжение органов государственной власти, а государственный кредит - с инвестированием государственных средств в зарубежные активы;

Государственный займ, являясь составной частью государственного бюджета, не является доходом бюджета.

Основными различиями между налогами и займами являются:

1. Займы носят возвратный характер. Налоги – это обязанность уплатить безвозвратно сумму государству.

2. Займ в отличие от налога носит добровольный характер. Государство, обеспечивая свои доходы через займы, не прибегает к принуждению.

3. Налог характеризуется односторонним движением денег. В случае предоставления займа государство выдает встречное финансовое обязательство, свободно обращающееся на рынке.

4. Налог – это доход государства. Заем подлежит возвращению, поэтому займы нельзя причислить к доходам государства.



5. Займы подлежат возврату, что увеличивает расходы государства.

Предоставление государственных кредитов регламентируется Бюджетным кодексом РФ. В качестве внутренних заемщиков могут выступать:

Органы исполнительной власти;

Нижестоящие бюджеты;

Бюджетные учреждения;

Государственные и муниципальные унитарные предприятия;

Российские предприятия и организации.

Способами обеспечения возвратности государственных кредитов могут выступать только банковские гарантии, поручительства, залог имущества.

1. Через распределительную функцию государственный кредит участвует в формировании централизованных денежных фондов го­сударства или их использовании на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспе­чивает дополнительные средства для финансирования своих расхо­дов.

2. Регулирующая функция государственного кредита. Вступая в кре­дитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно исполь­зуя государственный кредит как инструмент регулирования экономи­ки, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов.

Абсолютная величина, динамика и темпы изменений государственного кредита оказывают как положительное, так и отрицательное воздействие на экономику и финансы страны, отражая эффективность функционирования государственных структур.

Положительные стороны развития государственного займа :

Как способ покрытия дефицита бюджета, содействует сдерживанию инфляции;

Безэмиссионное пополнение доходов бюджета необходимо для удовлетворения общегосударственных потребностей, особенно если они связаны с чрезвычайными государственными и муниципальными расходами, а также для улучшения состояния расчетов в хо­зяйственном обороте при дестабилизации экономики страны;

Используется и для регулирова­ния денежного обращения. В условиях развития инфляционного процесса государственные займы у населения временно уменьшают его платежеспособный спрос. Из обращения изымаются избыточные денежные знаки, т. е. происходит отвлечение средств из денежного оборота на заранее оговоренный срок. Если мобилизо­ванные средства физических лиц будут инвестированы в сферу производства, произойдет сокращение наличной денежной массы в обращении.

Но есть и негативные последствия от чрезмерного увеличения государственного займа .

1. Государство, осуществляя заимствования на финансовом рын­ке, увеличивает спрос на заемные средства. Этот дополнительный спрос вызывает рост уровня процентной ставки на рынке кредитов, что делает кредиты дорогими для заемщиков, а следовательно, лишает сферу производства тех ресурсов, которые могли быть использованы в каче­стве производственных инвестиций.

2. Привлеченные государством временно свободные средства предприятий и физических лиц не попадают в сферу инвестиций в реальный сектор или для пополнения оборотных средств, а расходуются как платежные и покупательные средства. Они не приносят дополнительного дохода и увеличивают «цену» бюджетных доходов государства за счет последующей выплаты процентов или дисконта.

3. Использование государственного кредита ведет к росту непроизводственных расходов государства и муниципальных образований, так как денежные средства, используемые в качестве кредитных, подлежат обязательному возврату юридическим и физическим лицам (кредиторам) с уплатой процентов за пользование кредитом. Уплата же процентов по кредиту, как отмечалось выше, может приводить к росту налогов. При внешнем заимствовании недостатки этого способа покрытия бюджетного дефицита усугубляются тем, что доход получают иностранные кредиторы, а бремя обслуживания долга несут отечественные предприятия и население государства-должника. Это отрицательно влияет на уровень потребления и возможности экономического роста.

Источники государственного займа – временно свободные средства, которые появляются у:

Предприятий;

Пенсионных фондов;

Страховых фондов;

Населения.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним . Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - все это способствует интенсивному развитию внешнего (международного) государственного кредита.

Формы государственного кредита (внутреннего):

1. Выпуск государственных займов и обращение части вкладов населения в Сбербанках в государственные займы.

2. Казначейские ссуды. Казначейские ссуды выражают денежные отношения оказания финансовой помощи предприятию или организации органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств, в стабильной работе которого заинтересовано государство. Но это осуществляется на условиях срочности, платности и возвратности.

Как показывает практика, увеличение государственных займов отрицательно влияет на развитие страны, в частности на инвестиционную деятельность промышленных предприятий , так как будущий инвестор видит для себя высокие риски вложения в страну, имеющую большие долги.

Займы классифицируются по нескольким признакам.

1. В зависимости от субъекта, реализующего право эмиссии долговых обязательств:

Государственные займы Российской Федерации,

Государственные займы субъекта РФ (региональные)

Муниципальные (местные).

2. В зависимости от источника заимствований, места реализа­ции займов (национальный или внешний финансовый рынок), валюты займа :

Внутренние;

Внешние.

3. По форме размещения :

Облигационные, оформляемый в форме ценных бумаг;

Безоблигационные путем заключения кредитного договора государства с кредиторами (применяется в отношении крупных кредиторов).

4. По признаку держателей государственных и муниципальных ценных бумаг :

Универсальные, распространяемые как среди физических, так и юридических лиц;

Специальные, реализуемые либо только среди населения, либо только среди организаций.

5. По отношению к вторичному рынку :

Рыночные; свободно продаются и покупаются на вторичном рынке;

Нерыночные - после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке, выпускаются для привлечения в бюджет ресурсов опреде­ленных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и т. д.

6. По форме получения дохода :

Процентные (фиксированные и плавающие);

Выигрышные;

Дисконтные (со скидкой);

Беспроигрышные (выплата выигрыша по облигациям в течение срока их обращения);

Вещевые (погашаются товарами);

Пожизненные (погашение основного долга не происходит, выплачиваются повышенные проценты).

7. По срокам погашения :

Краткосрочные (до 1 года);

Среднесрочные (от 1 до 5 лет);

Долгосрочные (свыше 5 лет).

8. По методам размещения :

Добровольные;

Принудительные (в чрезвычайных военно-политических и экономических условиях).

Основной формой государственного кредита являются облигационные государст­венные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привле­каются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

Многообразие ценных бумаг обусловило возможность их клас­сификации по определенным признакам.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и не­рыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свобод­но обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государст­ву, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бу­маги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет).

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Ценные бумаги, выпущенные центральным правительством, называются федеральными или, как в России, - государственными. От имени государства их выпус­кает соответствующий уполномоченный орган, как правило, Мини­стерство финансов. В качестве агента последнего выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномо­чить определенные инвестиционные институты или банки высту­пить официальными дилерами.

Ценные бумаги разделяются на наличные (докумен­тированные) и безналичные, в том числе существующие в виде за­писей на счетах.

По способу выплаты доходов по государственным ценным бумагам различают установление фиксированного процентного платежа; применение ступенчатой процентной ставки; использование плавающей ставки процентного дохода; индексирование номинальной стоимости ценных бумаг; реализация долговых обязательств со скидкой (дисконтом) против их нарицательной цены; проведение выигрышных займов. В условиях стабильной экономики, при отсутствии высокой ин­фляции, чаще всего используются фиксированная доходная ставка, выигрышные займы. В период высокой инфляции такие ценные бумаги не пользуются спросом.

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми программами. Программа госу­дарственных внешних заимствований Российской Федерации предс­тавляет собой перечень всех внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с разделением на несвязанные (финансо­вые) и целевые иностранные заимствования (ст. 108 БК РФ). При этом для несвязанных займов и кредитов указываются источники привлечения, суммы заимствования и сроки погашения, а для целевых иностранных заимствований - конечный получатель, цели заимствования и направления использования, источники и суммы заимствования, сроки погашения, гарантии третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет (если такой возврат предусмотрен), оценка объема использованных средств до нача­ла финансового года и прогноз объема использования средств в очередном финансовом году.

Программа государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Рос­сийской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований субъек­та РФ - это перечень внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плано­вый период). В ней определяются предельный объем, перечень, объемы и сроки погашения внешних заимствований субъекта РФ на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) (ст. 108 БК РФ).

Программа государственных внутренних заимствований субъек­та РФ, муниципальных заимствований на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта РФ, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований (ст. 110 БК РФ).

  1. Государственный кредит представляет собой отношения заимствования временно свободной стоимости, обязательным участником которых является государство. Государство чаще всего выступает в роли заемщика (государственный займ) или гаранта. Цель привлечения средств государством:

Покрытие бюджетного дефицита

Регулирование денежного обращения

Аккумуляция средств для инвестиционных программ

Цель предоставления гарантий: государственная поддержка предпринимательской активности, поддержка займов на определенном территориальном уровне (как правило, субъектов федераций).

Цель кредитования: поддержка воспроизводственных функций государственных предприятий и некоторых стратегически важных для государства отраслей или предприятий. Кредит может предоставляться также и населению с целью реализации социальной политики государства.

Главной причиной наличия государственного кредита в условиях трансформационной экономики является недостаток бюджетных средств. Поэтому привлекаемые ресурсы передаются органам государственного управления для покрытия бюджетного дефицита. Эта практика является более целесообразной, чем эмиссия денег, следствием чего является инфляция.

По своей экономической сущности государственный кредит – это форма вторичного перераспределения ВВП. Его источником являются свободные средства населения, предприятий и организаций. Государственные заимствования необходимо осуществлять только тогда, когда исчерпаны остальные возможности формирования доходов или необходимо снизить налоговое бремя. При этом обязательно должна функционировать система эффективного и результативного использования заемных средств.

Источники погашения ссуд:

Доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные процессы

Дополнительные поступлення от налогов

Экономия средств от сокращения расходов

Эмиссия денег

Привлеченные от новых займов средств (рефинансирование долга)

Обеспечение государственного кредита выступает все имущество, которое имеется в собственности государства, но объем залога в кредитном соглашении не указывается.

Субъектами государственно-кредитных отношений со стороны Украины выступают:

Кабинет Министров Украины

Органы власти АРК

Органы местного самоуправления (муниципальный кредит? …)

Министерство финансов Украины (в частности Государственное казначейство

Государственный кредит является источником привлечения дополнительных ресурсов в бюджет, оказывает влияние на денежное обращение и процентную ставку через операции на открытом рынке.


  1. Виды и формы государственного кредита.

Государственный кредит бывает двух видов: внешний и внутренний. Внешний государственный кредит представляет собой отношения заимствования между государством и субъектами других стран. Внутренний государственный кредит – между государством и субъектами данный страны.

Основной формой государственного кредита является государственный займ.

По правому оформлению государственный займ делится на виды:

Государственный займ, обеспеченный выпуском ценных бумаг (облигации и казначейские обязательства (векселя).

Государственный займ, предоставляемый на основе соглашения.

Облигация – это средне или долгосрочное долговое обязательство государства, по которому в установленные сроки кредиторам возвращается долг и выплачивается доход в форме процента, выигрыша или путем оплаты купонов. Цель – покрытие бюджетного дефицита и конкретные проекты (целевой).

Казначейские обязательства (векселя) – краткосрочное долговое обязательства на покрытие бюджетного дефицита. По ним выплачиваются проценты. Реализуются только физическим лицам. Срок погашения до года, среднесрочные – до 5 лет.

Государственный заем на основе соглашения – это, как правило, кредиты, предоставляемые правительством других стран, международными организациями и финансовыми институтами.

По субъектам кредитных отношений государственные займы делятся на те, которые размещаются:

Центральными органами управления

Местными органами управления.

По месту размещения: Внешние займы – предоставляются лицами других стран, международными организациями и финансовыми институтами. Внутренние – внутри страны.

По срокам привлечения средств:

Краткосрочные (погашаются до 1 года для, как правило, покрытия временных кассовых разрывов)

Среднесрочные (1 до 5 лет)

Долгосрочные (5 лет и выше)

По признаку обеспеченности:

Закладные (облигации обеспечиваются определенными доходами или имуществом)

Беззакладные (облигации не обеспечиваются ничем конкретным).

По форме выплаты доходов:

Процентные – собственники получают твердый доход, ежегодно, путем оплаты купонов, или одноразово при погашении суды путем начисления процентом на номинальную стоимость ценных бумаг

Выигрышные – доход получается в форме выигрышей в момент погашения облигации по тем облигациям, которые попали в тираж выигрышей.

Беспроигрышные – гарантируют выигрыш на каждую облигацию в течение срока действия ссуды.

По методу определения дохода займы делятся на обязательства:

С твердым доходом – ставка процента фиксируется на весь период

С плавающим доходом – ставка процента зависит от разных факторов, например от спроса и предложения на эти ценные бумаги на финансовом рынке.

  1. Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга. Его сумма состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних, так и внешних), включая гарантии по кредитам, выдаваемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным предприятиям.

Различают текущий и капитальный, внутренний и внешний долг.

Текущий – сумма задолженности, подлежащая погашению в текущем году и подлежащих уплате в этот период процентов по всем ранее выпущенным займам. Капитальный – сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по ссудам. Внутренний долг - задолженность кредиторам данный страны. Внешний – задолженность кредиторам других стран.

Управление государственным долгом состоит в обеспечении платежеспособности государства, т.е. возможности погашения долга.

Существует несколько способов регулирования заемной политики:

Конверсия

Консолидация

Унификация

Отсрочка погашения

Реструктуризация

Аннулирование.

Конверсия – изменение доходности ссуд. Осуществляется в случае изменения ситуации на финансовом рынке или ухудшения финансового состояния государства, когда не возможно выплатить предполагаемый доход.

Консолидация – передача обязательства по ранее выпущенному займу на новый займ с целью продления срока ссуды. (обмен старых облигация на новые)

Унификация – объединение нескольких займов в один. С целью упрощения управления государственным долгом

Отсрочка погашения – перенос сроков выплаты задолженности

Реструктуризация – использования в комплексе полностью или частично названых выше методов

Аннулирование – отказ государства от своей задолженности.

Основной задачей финансовой политики Украины является постепенное уменьшение долгового давления на Государственный бюджет и экономику страны и оптимизация структуры государственного долга. Но большой размер долга создает угрозу финансовой безопасности страны.

Внешняя угроза:

Возрастание внешней задолженности

Вмешательство в национальную финансовую сферу международных финансовых организаций

Негативное сальдо торгового баланса

Дефицит платежного баланса

Зависимость национального финансового рынка от мирового

Внешняя угроза.

Рост внутреннего государственного долга

Неэффективность налоговой системы и массовой уклонение от уплаты налогов

Бюджетный дефицит

Неразвитость фондового рынка и слабость банковской системы

Кризис платежей

Низкий уровень инвестиционной деятельности.

Тема 9 . Финансовый контроль

Государственный кредит представляет собой специфическую сферу государственных финансов. Он не имеет ни отдельного финансового фонда, ни особого органа управления, и вместе с тем он характеризует особую форму финансовых отношений государства.

Государственный кредит по своей экономической сути – это совокупность экономических отношений между государством в лице органов власти управления, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами – с другой, в которых государство является заемщиком, кредитором и гарантом.

Основная классическая форма государственно-кредитных отношений, когда государство выступает заемщиком средств . При этом при помощи государственного кредита привлекаются свободные финансовые ресурсы юридических и физических лиц, которые используются для удовлетворения государственных потребностей.

Будучи кредитором , государство за счет средств бюджета предоставляет на платной и возвратной основе кредиты юридическим и физическим лицам.

В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашение займов или исполнение прочих обязательств, взятых на себя физическими или юридическими лицами, оно является гарантом .

Между банковским и государственным кредитом существуют отличия.

Банковский кредит используется для кредитования предприятий с целью обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства, повышения его эффективности. Отличительной чертой банковского кредитования является производительное использование заемного капитала (или с целью развития социальной инфраструктуры). Использование кредитных ресурсов как капитала создает условия для погашения кредита и выплаты процентов по нему за счет увеличения стоимости дополнительного капитала.

Государственный же кредит представляет собой поступление бюджетных средств в распоряжение органов государственной власти, по сути является их дополнительными финансовыми ресурсами. Используются эти средства, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных кредитов и процентов являются средства бюджета.

Объективная необходимость использования государственного кредита на удовлетворение потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных фондов.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны в сравнении с валютными приёмами (например, эмиссией денег) сбалансирования доходов и расходов правительства.

Назначение государственного кредита состоит в том, что он является средством мобилизации государством дополнительных финансовых ресурсов. Мобилизованные средства могут использоваться как на погашение бюджетного дефицита, так и на финансирование социально-экономических программ.

Государственный кредит выполняет три функции:

· регулирующая – проявляется в том, что, вступая в кредитные отношения, государство влияет на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость.

· распределительная – обеспечивается формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

· контрольная – состоит в контроле за привлечением заемных средств и их погашением, за целевым использованием средств, сроками возврата, своевременной уплатой процентов.

Государственный кредит может быть внутренним и внешним.

Внутренний государственный кредит выступает в следующих формах :

· государственные займы,

· превращение части вкладов населения в государственные займы,

· заимствование средств общегосударственного кредитного фонда,

· казначейские ссуды,

· гарантированные займы.

Государственные займы как основная форма внутреннего государственного кредита характеризуются тем, что временно свободные средства населения, предприятий и организаций привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Облигация – наиболее распространенный вид государственных ценных бумаг. Она символизирует государственное долговое обязательство и дает право ее владельцу по истечении определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать проценты в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении этого срока вернуть и сумму долга.

Казначейские обязательства(векселя) имеют характер долгового обязательства, направленного только на покрытие бюджетного дефицита. Выплата дохода осуществляется в форме процентов. Казначейскими обязательствами, как правило, оформляются краткосрочные займы (иногда среднесрочные – казначейские ноты).

В тесной связи с государственными займами находится вторая форма государственного кредита, функционирование которой опосредуется системой сберегательных учреждений. В отличие от первой формы государственного кредита, когда физические и юридические лица покупают ценные бумаги за счет собственных временно свободных средств, сберегательные учреждения предоставляют кредит государству за счет заемных средств.

Преобразование части вкладов населения в государственные займы , предназначенные на нужды государства, осуществляется через покупку особых ценных бумаг (например, казначейских сберегательных сертификатов) или рыночных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств), а также оформлением безоблигационных займов. В нашей стране сейчас это достигается через приобретение Ощадбанком государственных ценных бумаг.

Использование государством средств заемного фонда как форма государственного кредита характеризуется тем, что государственные кредитные учреждения непосредственно (не ограничивая этих операций покупкой государственных ценных бумаг) передают часть кредитных ресурсов на покрытие расходов правительства. Эта форма государственного кредита экономически не оправдана и предопределяет инфляционные процессы.

Казначейские ссуды как форма государственного кредита выражают отношения по оказанию финансовой помощи предприятиям и организациям органами государственной власти и управления за счет бюджетных средств на условиях срочности, платности и возвратности. В нашей стране форма государственного кредита пока используется не очень активно.

Казначейские ссуды выдаются на льготных условиях по срокам и норме процента. Они возможны в случае финансовых затруднений предприятий и хозяйственных организаций из-за их особое положение на рынке или ухудшения экономической ситуации в стране. Казначейские ссуды не имеют коммерческой цели, а является средством поддержания жизненно важных для народного хозяйства экономических структур.

По гарантированным за ймам правительство реально несет финансовую ответственность только в случае неплатежеспособности плательщика.

Международный государственный кредит представляет собой совокупность отношений, в которых государство выступает на мировом финансовом рынке в роли заемщика или кредитора. Как и внутренние займы, они выдаются на условиях возвратности, срочности и платности.

Международный государственный кредит выступает в следующих формах :

· государственные внешние займы;

· займы международных финансовых органов;

· межправительственные займы;

· банковские кредиты государства.

Сумма полученных внешних займов и процентов по ним включается в государственный долг страны.

Предоставление внешних займов осуществляется за счет бюджетных средств или специальных правительственных фондов.

Получателями средств могут быть центральные правительства, республиканские и местные органы власти.

Кредиторами могут быть финансово-кредитные учреждения и прочие юридические лица иностранных государств, частные лица, международные финансовые институции, иностранные государства.

Классификация государственных займов осуществляется по следующим признакам:

1. По правовому оформлению:

· займы, оформленные подписными обязательствами или договорами (безолигационные);

· займы, обеспеченные выпуском ценных бумаг;

2. В зависимости от места размещения:

· внутренние;

· внешние;

3. По праву эмиссии:

· государственные;

· местные займы;

4. По характеру использования ценных бумаг:

· рыночные – оформленные ценными бумагами свободного обращения;

· нерыночные займы – не допускают выхода ценных бумаг на рынок, т.е. их собственники не могут их перепродавать;

5. В зависимости от установленного обеспечения:

· обеспеченные;

· необеспеченные;

6. По сроку погашения:

· краткосрочные;

· среднесрочные;

· долгосрочные;

7. По характеру выплаты дохода:

· процентные;

· выигрышные;

· дисконтные.

8. По характеру погашения:

· разовая выплата;

· выплата частями;

9. В зависимости от обязательств государства по погашению займа:

· с правом досрочного погашения;

· без права досрочного погашения.

Источниками погашения государственных займов могут быть:

· доходы от инвестирования заемных средств в высокоэффективные проекты;

· дополнительные налоговые поступления;

· экономия средств от уменьшения расходов;

· эмиссия денег;

· средства, привлеченные в новых займах (рефинансирование долга).

Существование государственного кредита приводит к появлению государственного долга и необходимости системы управления ним.

Государственный долг – это сумма задолженности государства перед внутренними и внешними кредиторами.

Общая сумма государственного долга состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства (как внутренних так и внешних), процентов по ним, включая выданные гарантии по кредитам, предоставленные местным органам власти и физическим лицам.

Текущий долг – это сумма задолженности, которая подлежит погашению в текущем году, а также сумма процентов по всем выпущенным займам, подлежащая уплате в текущем периоде.

Капитальный долг – это общая сумма задолженности и процентов, которые должны быть уплачены по займам.

Структурно государственный долг делится на внутренний и внешний.

Внутренний долг – это совокупность обязательств государства перед резидентами.

Внешний долг – совокупность обязательств государства перед нерезидентами.

Обслуживание государственного долга – это погашение займов, выплата процентов по ним, уточнение и изменение условий погашения выпущенных займов. Погашение займов осуществляется за счет бюджетных средств или за счет средств, полученных путем рефинансирования долга.

Расходы по обслуживанию долга составляют: выплата процентов, выигрыши, расходы по изготовлению, пересылке и реализации ценных бумаг, проведение тиражей розыгрышей, тиражей погашения и т.д.

Обслуживание внешнего долга осуществляется в процессе выполнения государственного бюджета. Оплату осуществляет Государственное казначейство.

Коэффициент обслуживания внешнего долга определяется делением всех платежей по внешней задолженности на валютные поступления государства. Нормальным уровнем обслуживания является 25%.

Источниками погашения внешнего долга являются:

· бюджет;

· золотовалютные резервы;

· средства, полученные от приватизации государственного имущества;

· новые займы.

Обслуживание государственного внутреннего долга осуществляет Министерство финансов через банковскую систему путем проведения операций по размещению государственных ценных бумаг, их погашения и выплаты дохода.

Предельный размер государственного внутреннего и внешнего долга устанавливает Верховная Рада Украины одновременно с утверждением Государственного бюджета на будущий год.

Эффективность использования государственных займов во многом зависит от системы управления долгом.

Управление государственным долгом – это комплекс мероприятий, осуществляемых государством в лице ее уполномоченных органов по определению условий привлечения средств, их размещения и погашения, и обеспечения платежеспособности государства. Цель политики управления долгом – получение наибольшего эффекта от финансирования за счет заемных средств и нивелирование макроэкономических трудностей и проблем платежного баланса в будущем.

Этапы процесса управления долгом :

1. Привлечение средств – выбор форм и видов заимствований.

2. Размещение средств – использование средств на увеличение производственных мощностей.

3. Возврат долга и уплата процентов.

С целью обеспечения платежеспособности государства применяют различные методы корректировки политики заимствования.

Рефинансирование долга – это погашение основной суммы долга и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов.

Реструктуризация задолженности – это отсрочка выплаты части долга на определенных условиях.

Методы управления государственным долгом :

· конверсия – предусматривает изменение доходности займа;

· консолидация – предусматривает увеличение сроков действия выпущенного займа;

· унификация – предусматривает объединение нескольких займов в один, облигации ранее выпущенных нескольких займов обмениваются на облигации нового займа ;

· отсрочка погашения займа;

· аннулирование долга.

Статьи по теме