Финансы и кредит Государственный кредит как экономическая и финансовая категория. Мягкова Е.Л. Финансы и кредит Государственный кредит как экономическая и финансовая категория Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Но она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и воз-мездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Финансовые отношения, возникающие между экономическими субъектами в связи с передачей друг другу во временное пользование свободных средств (стоимости) на принципах возвратности, платности и добровольности, называются кредитом. Назначение кредита как финансового категории заключается в удовлетворении временных потребностей в дополнительных средствах одних экономических субъектов и содействия выгодному размещению свободных средств - для других.

распределительную;

регулирующую;

контрольную.

Остановимся на рассмотрении данных функций более подробно.

1 Фискальная (распределительная).

Через фискальную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях доходы, полученные благодаря государственным займам, стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Это объясняется более быстрым темпом роста расходов по сравнению с увеличением налоговых поступлений.

Положительное воздействие фискальной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени. Налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа, не увеличиваются. Зато потом, когда кредиты погашаются, налоги взимаются не только для их уплаты, но и для погашения процентов по задолженности.

Налоги являются основным, но не единственным источником финансирования расходов, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга. Источники финансирования этих расходов зависят от направления использования средств. В случае производительного вложения мобилизованных капиталов построенный объект после вступления в действие начинает приносить прибыль, за счет которой и погашается заем. Никакого усиления налогового бремени в этом случае не происходит.

При непроизводительном использовании мобилизованных в результате государственных займов капиталов, например, финансирование за их счет военных или социальных расходов, единственным источником их погашения становятся налоги либо новые займы. Размещение задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

Тяжесть налогового бремени, переносимого на другие поколения, зависит от срока заимствования средств и процентов по кредиту уплачиваемых заемщиком. Чем выше доходность государственного займа для инвесторов, тем большую часть налогов вынуждено направлять государство на их погашение. Чем больше величина долга, тем выше доля средств, направляемая на его обслуживание.

2. Регулирующая функция.

Регулирующая функция государственного кредита также выполняет важную роль. Вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

Государство регулирует денежное обращение, размещая займы среди различных групп инвесторов. Мобилизуя средства физических лиц, государство сжимает их платежеспособный спрос. Тогда если за счет кредита будут профинансированы производственные затраты, например, инвестиции, произойдет абсолютное сокращение наличной денежной массы в обращении. В случае финансирования затрат на оплату труда, например, преподавателей и врачей, количество наличной денежной массы в обращении останется без изменения. Если же государственный долг финансируется за счет привлечения накоплений юридических лиц, а полученные средства направляются на выплаты населению, количество денег в обращении возрастает.

Выступая на финансовом рынке в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства и тем самым способствует росту цены кредита. Чем выше спрос государства, тем выше при прочих равных условиях уровень ссудного процента, тем более дорогим кредит становится для предпринимателей. Дороговизна заемных средств вынуждает бизнесменов сокращать инвестиции в сферу производства, в то же время она стимулирует накопление в виде приобретения государственных ценных бумаг.

До определенных пределов этот процесс не оказывает существенного негативного влияния на производство. В том случае, если в стране достаточно свободных капиталов, негативное воздействие будет равняться нулю до их полного поглощения. Только после этого активность государства на финансовом рынке выразится в росте ссудного процента, а отвлечение государством значительной доли денежных накоплений для непроизводительного использования существенно замедлит темпы экономического роста.

Положительное воздействие на производство и занятость государство оказывает, предъявляя спрос на товары национального производства за счет позаимствованных за рубежом средств, выступая в качестве гаранта и кредитора. В промышленно развитых странах распространена система поддержки малого бизнеса, экспорта продукции или производства в отдельных районах, испытывающих спад, путем гарантирования государством кредитов, предоставляемых банками согласно соответствующим программам.

Поддержка малого бизнеса предполагает, что государство берет на себя погашение задолженности банкам по кредитам, предоставленным мелким предпринимателям, в случае их банкротства. В большинстве промышленно развитых стран функционируют государственные или полугосударственные компании, которые по низким ставкам страхуют риск неплатежа экспортерам национальных товаров. Тем самым поощряется освоение новых рынков сбыта отечественной продукции.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые местными органами власти. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция.

Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в регулирующую функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденные особенностями этой категории:

функция тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

охватывает движение стоимости в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

Следующим этапом характеристики государственного кредита является рассмотрение его видов.

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования государственных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными государственными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит – это особая, во многом обособленная часть финансовой системы. Она имеет свои источники доходов, их особое назначение и порядок использования.

Существование государственного кредита вполне закономерно, так как кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между действием закона неуклонного возрастания общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений – финансов и кредита – и несет черты как тех, так и других. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т. е. и внебюджетных фондов.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий. Он имеет добровольный характер.

Государственный кредит отличается от других видов кредита. При заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности, имущество данной территориальной единицы или какой-либо ее доход.

На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов.

Размещение новых государственных займов для погашения задолженности по уже выпущенным называется рефинансированием государственного долга.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Государство регулирует денежное обращение, размещая займы различных групп инвесторов.

Большую роль в стимулировании развития производства и занятости играют кредиты, предоставляемые за счет бюджетов территорий или внебюджетных фондов. С их помощью обеспечивается ускоренное развитие определенных районов или необходимых направлений экономики той или иной территории.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Но она имеет свои специфические особенности: тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и воз-мездность получения средств; осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

1.Государственный кредит как экономическая

В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Главным способом их получения является государственный кредит. Он выражает отношения между государством и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда, наряду с бюджетом, в руках государства. При осуществлении кредитных операций внутри страны государство обычно является заемщиком средств, а население, предприятия и организации - кредиторами. Тем не менее государство может оказаться и в роли кредитора. Такое явление встречается не только в сфере межгосударственных отношений, но и во внутренней финансовой жизни по линии использования казначейских ссуд.

Особенность государственного кредита состоит в возвратности, срочности и платности предоставленных взаймы средств.

Взятые взаймы денежные средства поступают в распоряжение органов государственной власти, превращаясь в их дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются, как правило, на покрытие бюджетного дефицита. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают средства бюджета. Однако, наладив отношения по линии государственного кредита, правительство не отказывается от возможности мобилизации дополнительного финансового фонда и в условиях сбалансированного бюджета. Это вполне оправданный шаг, поскольку за счет средств фонда государственного кредита могут финансироваться дополнительные программы хозяйственного и социально-культурного немедленно без ожидания поступления обычных доходов.

Тем не менее в любом случае - и при бюджетном дефиците, и при сбалансированном бюджете - заемные средства не могут считаться доходами государства и отражаться в доходной части бюджета. Средства фонда государственного кредита должны направляться на покрытие дефицита или дополнительное финансирование правительственных расходов, не влияя на размер обычных доходов государственного бюджета. Несоблюдение этого может привести к серьезным негативным последствиям. Дело в том, что устранение границы между текущими бюджетными доходами и заемными средствами уменьшает бдительность правительства, искажает представление о его реальных финансовых возможностях. При этом может происходить финансирование общественных потребностей при уверенности в полном финансовом благополучии, хотя фактически развитие идет на дефицитной основе и за счет будущих поколений. Неизбежным результатом такой практики будет расстройство финансовой и денежно-кредитной системы.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства. В сферу госкредитных отношений попадает только часть доходов и денежных фондов, сформированных на стадии первичного распределения. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций.

Формирование дополнительных финансовых ресурсов государства за счет свободных денежных средств - это одна сторона госкредитных отношений. Второй стороной выступают финансовые связи, обусловленные возвратностью и платностью средств, дополнительно мобилизованных государством. Выплата доходов кредиторам обеспечивается за счет бюджетных поступлений. При этом круг налогоплательщика не совпадает с кругом держателей государственных ценных бумаг.

Целесообразность использования государственного кредита для формирования дополнительных финансовых ресурсов государства и покрытия бюджетного дефицита определяется значительно меньшими негативными последствиями для государственных финансов и денежного обращения страны по сравнению с монетарными приемами (например, эмиссией денег) балансирования доходов и расходов правительства. Это достигается на основе перемещения спроса от физических и юридических лиц к правительственным структурам без увеличения совокупного спроса и количества денег в обращении.

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов получаемых физическими и юридическими лицами. У населения постоянно образуются временно свободные денежные средства: прежде всего в связи с неравномерным получением доходов, выплатой гонораров, премий, отпускных, получение наследства и т.п.

Аналогичные тенденции имеют место и в движении средств предприятий и организаций. Большие временные колебания в получении выручки от реализации продукции и услуг могут иметь место в связи с длительностью производственного цикла или сезонностью производства. Временно свободные финансовые ресурсы у юридических лиц могут образовываться в виду неравномерности осуществления крупных капитальных вложений в производство и социальную сферу. Временно свободными могут быть резервные фонды предприятий. С ростом эффективности общественного производства увеличиваются и возможности привлечения средств предприятий и организаций в сферу государственного кредита.

Отношения по линии государственного кредита нельзя смешивать с банковским кредитом. Ссудный фонд, выступающий материальной основой банковского кредитования, используется для предоставления заемных средств предприятиям и учреждениям в целях обеспечения бесперебойности и повышения эффективности процесса расширенного воспроизводства. Кредиты могут получать и частные лица. При государственном кредите происходит формирование дополнительных финансовых ресурсов в руках политической надстройки. Поэтому государственный кредит выражает часть финансовых отношений общества. Это обстоятельство не допускает вольного обращения с ссудным фондом страны и беспрепятственного привлечения части банковских ресурсов к финансированию правительственных расходов.

Государственный кредит может быть внешним и внутренним. Основная доля государственных расходов осуществляется в национальной валюте, поэтому преимущественное развитие получает внутренний государственный кредит. Но широкое международное разделение труда, обмен технологиями и научно-техническими идеями, оказание финансовой помощи иностранным государствам - всё это обуславливает интенсивное развитие международного государственного кредита. В систему госкредитных отношений включается так же условный государственный кредит, когда государство выступает в роли гаранта по кредитам, предоставляемым иностранным заемщикам, местным органам власти, государственным объединениям и т.п.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Капитальный государственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты, которые должны быть выплачены по этим обязательствам. Текущий государственный долг составляют расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых уже наступил.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Сама природа существования государства характеризуется целым рядом объективных противоречий. Среди них – противоречие между потребностями государства в финансовых ресурсах для выполнения общегосударственных функций и возможностями мобилизации требуемых ресурсов. Возникновение государственного кредита – один из вариантов разрешения данного противоречия.

Государственный кредит является формой дополнительной мобилизации государством финансовых ресурсов для финансирования общегосударственных потребностей и выполнения своих функций. Он затрагивает вторичное распределение стоимости внутреннего валового продукта общества, касается значительных объемов финансовых ресурсов, которые не распределяются через бюджетную сферу.

В качестве звена финансовой системы государственный кредит обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства, т.е. бюджета и внебюджетных фондов.

Государственный кредит (заем) используется, как правило, для покрытия дефицита бюджета. Такой метод значительно эффективнее, чем эмиссия денежных ресурсов. Государственный заем временно сокращает платежеспособный спрос населения и хозяйствующих субъектов, регулирует (балансирует) натурально-вещественные и стоимостные пропорции общества. С помощью займа в рамках закона денежного обращения регулируется необходимое количество денег в обращении.

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд особенностей, отличающих его от классических финансовых категорий, например, от налогов.

В отличие от налогов государственный кредит имеет:

Добровольный характер, хотя в истории нашего государства известны случаи отхода от принципа добровольности при размещении займов;

Возвратный характер, если налоги движутся только в одном направлении – от плательщика в бюджет или внебюджетные фонды, то внесенная сумма государственного кредита возвращается;

Платный характер, т.е. возврат сумм государственных займов идет с процентами.

Государственный кредит отличается от других видов кредита.

Отличие государственного кредита от банковского заключается в следующем:

1. Потребность в госкредите определяется прежде всего необходимостью покрытия бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите определяется неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена.

2. Госкредит получают органы власти и управления. Банковский кредит могут получать физические и юридические лица на цели, установленные законом.

3. На уровне центрального правительства государственные займы не имеют конкретного целевого характера. Тогда как на заимствование средств на более низких уровнях имеет достаточно четко выраженную целевую направленность. Например, займы на строительство новой дороги, жилого массива.

4. Срок возврата банковской ссуды строго регламентирован и его нарушение приводит к возникновению соответствующих санкций. Госкредит, как правило, не предусматривает экономических санкций к государству.

5. Госкредит используется, как правило, не строго по целевому назначению и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Банковский кредит используется, как правило, на конкретные цели для обеспечения вещественно-натуральных элементов производства и реализации товаров, работ и услуг.

6. Экономические интересы участников банковского кредитования (кредитора и заемщика) совпадают. При госкредите интересы участников кредитных отношений обособлены. Интересы кредиторов государства имеют иногда политические, экологические, корпоративные и другие обособленные цели, которые в конечном виде имеют экономическую форму, но до получения этого состояния неоднократно трансформируются и видоизменяются.

7. Если банковский кредит в некоторых случаях может служить причиной появления избыточной денежной массы в народнохозяйственном комплексе, то госкредит всегда является средством сокращения количества денег в обращении.

1. Через распределительную функцию государственного кредита осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.

2. Регулирующая функция государственного кредита заключается в том, что, вступая в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику.

3. Контрольная функция государственного кредита органически вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет и свои специфические особенности, порождаемые особенность этой категории:

Очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;

Охватывает движения стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;

Осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами.

Еще по теме 12.2. Государственный кредит как экономическая и финансовая категория:

  1. Понятие государственных финансов, их содержание и структура. Государственный бюджет как средство реализации финансовых функций государства. Бюджетная система. Состав и структура доходов и расходов Федерального бюджета.
Статьи по теме