Китай и япония в начале 21 века. Внутренняя политика японии. Вопросы и задания для самостоятельной работы

В это статье приводится разбор документа «Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке».

Вводный раздел документа называется «Реализация потенциала Японии»:

Мы, японцы, долгое время не участвовали в дискуссиях о национальных устремлениях. За это время сложилось мнение, что дискуссии о целях или образе нации являются в некоторой степени запутанными и старомодными. Апатия, скука, недоверие политиков и бюрократии преобладали. Критика политики исходила от Национального Парламента, средств массовой информации и всех, кому не лень, но конструктивных предложений было предложено мало, частично по той причине, что правительство не обнародовало достаточно информации, которая давала бы возможность народу сформулировать такого рода предложения. Это отстранило общественность от проблем национального характера и препятствовало серьёзному обсуждению национальных целей и устремлений».

Скорее дело не в том, что правительство не предоставляло общественности необходимой информации, а в том, что люди, составляющие общественность, заняты в разных сферах деятельности общества и общаются друг с другом. Поэтому они (согласно принципу, иллюстрируемому Садом 15 камней) все вместе знают обстановку лучше, чем правительство. Но если в обществе стоит дух верноподданности или иждивенчества по отношению к государству, то общество относит такого рода задачи, как выдвижение конструктивных предложений, — исключительно к компетенции государственности, а не к компетенции граждан этого государства персонально и общественных инициативных организаций. Т.е. общественность самоустранилась от решения проблем общенационального характера.

Представляя наши мысли о целях Японии в XXI веке, мы надеемся сломать эту инертность. В настоящем докладе мы будем обсуждать устремления Японии, выражая наши надежды и нашу решимость сделать то, что должно быть сделано. Принимая во всеоружии вопрос о целях Японии в двадцать первом веке, мы предложим несколько принципов и вариантов политики.

Мы разделяем мнение о необходимости срочных мер. Мы опасаемся, что оставляя всё как есть, Япония держит курс на упадок. Такова обстановка как вокруг Японии, так и внутри неё самой.

Т.е. развитие на основе освоения достижений культуры Западной региональной цивилизации, проистекающей из библейской концепции управления — (каким путём Япония шла с середины XIX века) — себя исчерпало: потенциала дальнейшего развития нет, остались только усугубляющиеся проблемы, обусловленные перенятием тех или иных элементов образа жизни Запада. И такое положение дел не устраивает правящую «элиту» Японии. В отличие от неё наиболее деятельная часть российской «элиты» по извращённости ума фактологическим образованием западного типа стремится к усугублению проблем, порождаемых образом жизни Западной региональной цивилизации, это характерно как для либеральной части «элиты», так и всем претендентам на её место — библейски-православной «патриотической» тусовки и прочей оппозиции с её различными «пустышками»-проектами.

В девяностые годы множество японцев выражало беспокойство, что нечто в структуре нации подвергается серьёзному изменению. Они опасались, что «мыльные пузыри» экономики конца восьмидесятых и лопанье этих пузырей в начале девяностых подорвали не только экономику, но и политическое устройство, общество, и даже систему ценностей и этические нормы, лежащие в самом основании нации.

Это — один из прямых результатов заимствования западных способов организации саморегуляции макроэкономической системы общества.

В течение всей истории жизни в скудных и суровых природных условиях, мы воспитывали этические нормы, восхваляющие социальную и организационную гармонию. Однако социально-экономическое изобилие и интернационализация мешали сохранять эти этические нормы неизменными. И вот в девяностые годы, прежде, чем консенсус об этической системе, соответствующей обществу изобилия мог быть достигнут, Япония столкнулась с серьёзным препятствием и вошла в эру глобализации.

Эра глобализации для Японии, конечно, началась значительно раньше. Но наиболее значимое воздействие процессов глобализации по-западному на общество Японии выразилось во второй половине XX века в разрушении вырабатывавшейся на протяжении веков этической культуры Японии, ориентированной на согласование взаимоотношений людей в обществе как в целостном организме. Следующий абзац документа — иллюстрация этого утверждения.

Кроме того, сильным потрясением стало произошедшее в январе 1995 года Великое Землетрясение Ханшин-Аваджи. Неспособность правительства (и центрального, и местного) к кризисному управлению, неэффективность и безответственность привели общественность в состояние сильной обеспокоенности способностью правительства защитить жизни и собственность граждан. За этим последовала серия лишающих присутствия духа инцидентов, в том числе газовая атака Аум Сенрикё в Токийском метро (в марте 1995), убийство четырнадцатилетним подростком маленького мальчика и нападение на других детей, одно из них с летальным исходом (в 1997). Всё это оставило людей под впечатлением, что основные атрибуты японского общества, которым они гордились — семейная солидарность, качество образования (особенно начального и среднего), социальная стабильность и безопасность — рушились. Можно сказать, что эти эпизоды выявили уязвимость и негибкость японской экономики и японского общества. Возможно, всё это было ценой успеха.

Да, это так. Но это не «цена успеха», а расплата за некритичное перенятие элементов образа жизни Запада — библейской региональной цивилизации.

После Второй мировой войны Япония совершила кажущееся удивительным восстановление, достигла потрясающего роста, быстро присоединилась к категории экономически развитых стран и стала членом Западного лагеря. Япония смогла достичь и поддержать мир, стабильность и процветание. В целом, японцы помнят послевоенный период как историю успеха. Политические, экономические и социальные системы, созданные тогда, были также восприняты как компоненты успешной модели. Нельзя отрицать, что они внесли свой вклад в политическую и социальную стабильность. Тем не менее, эта успешная послевоенная модель — или, более точно, несомненная вера в эту модель — в настоящий момент истощила жизненную силу Японии.

Значимое признание, причём сделанное не на фоне экономической разрухи, подобной той, какая имеет место в России, а на фоне успешной производящей экономики по мнению большинства не-японцев, включая граждан России, и прежде всего, — потребителей японской продукции: автомобилей, кораблей, электроники и т.п.

Многие из имущественных прав и социальных соглашений, установленных в послевоенный период, сделали экономику и общество Японии строгими и устаревшими. Этой модели — «догнать и перегнать» — следовали не только в послевоенный период, но всё время с эпохи Мейдзи.

Т.е. задолго до начала второй мировой войны ХХ века. «Мейдзи» («мэйдзи») — по-японски «просвещённое правление», официальное название в истории Японии периода правления (с 1868 г.) императора Муцухито (возглавлял государство с 1867 по 1912 г.)

Сейчас Япония должна найти более качественную модель. Но мир больше не предлагает готовых моделей. Время, когда ответы могли быть взяты извне, прошло.

Развитие на основе принципов цивилизационного строительства Запада, который на протяжении последней трети ХХ века воспринимался многими людьми почти во всех странах как неоспоримый лидер человечества, — путь к катастрофе нынешней глобальной цивилизации. Т.е. надо менять принципы глобального цивилизационного строительства, что по существу означает смену концепции организации жизни общества — его культуры и экономики.

Большинство обществ оказывается перед тем же самым вызовом. Глобализация, которая как ожидают, охватит мир в двадцать первом столетии, принесёт большие выгоды, но вместе с тем и большие проблемы, бросая этот вызов каждой стране.

Эта фраза нуждается в уточнении, поскольку возводит глобализацию на основе принципов цивилизационного строительства Западной региональной цивилизации в ранг безальтернативной объективной данности, к которой предстоит некоторым образом приспособиться.

Без сомнения, страны отреагируют разнообразными способами.

Это подразумевает многовариантность возможностей глобализации, хотя реально будет осуществлён некий единственный вариант.

То же самое может быть сказано относительно старения общества. Япония столкнётся с этим вызовом раньше любой другой страны мира. Весь мир наблюдает, как Япония собирается справиться с этим.

У Японии нет готовой модели, которую она могла бы немедленно использовать. Изучая примеры со всего мира, мы должны найти решение таких проблем внутри Японии.

Таким образом, особенно важно раскрыть скрытые таланты и потенциалы внутри Японии. Это — ключ к будущему Японии».

Это главный исходный принцип перспективной политики Японии, выраженной в рассматриваемом документе.

Есть ещё одна проблема, о которой нам необходимо задуматься. В мире двадцать первого века индивидуальность будет обладать несравненно большей силой, чем когда-либо».

По-русски это выражается в словах: значимость всякой личности в будущей истории будет возрастать. При этом надо помнить, что положение обязывает. Тех же, кто думает, что положение всякого представителя вида «Человек разумный» в биосфере Земли его лично ни к чему не обязывает, будут вымирать.

Интернет даёт обычным людям лёгкий доступ к ресурсам всего мира. Кроме того, некоммерческие организации и деятельность добровольцев расширили масштаб деятельности людей. Разнообразные сети увеличивают индивидуальные способности. Всё более распространённым явлением становится «увеличение полномочий» личности.

Но главное всё же в этом процессе не интернет: как заметил С.Лем «95% информации в интернете — хлам»; а оставшиеся 5% в этом хламе надо ещё найти и правильно осмыслить, что требует методологического образования, о котором в рассматриваемом документе ни слова. Главное — методологическое образование и психологические практики, открывающие возможности непосредственного мысленного (т.е.биополевого) воздействия людей на Мир.

Максимальное развитие этой способности очень важно. В то же время, эти способности могут быть использованы для оживления правительства и общества. Важно, чтобы синергия сетей не только расширяла частную сферу, но и укрепляла общественную.

Проблема в том, что в современной Японии реализации талантов мешают большое количество разнообразных предписаний, преград и социальных соглашений. Много скрытого потенциала остаётся неиспользованным. Мы должны исследовать эту обширную область. Короче говоря, предел достижений Японии теперь находится внутри самой Японии.

Это означает, что общество нуждается в более высоком качестве самоуправления, нежели это могут обеспечить исторически сложившиеся нормы культуры и деятельность государственности как системы управления на профессиональной основе делами общественной в целом значимости.

В XXI веке мы должны сделать выявление скрытого потенциала Японии и японцев нашим главным приоритетом. Как мы можем обнаружить этот потенциал? Как способности индивидуумов могут быть использованы эффективнее? Здесь мы выделяем два существенных изменения. Первое — изменить методы и системы, посредством которых граждане взаимодействуют с обществом. Имеется в виду установление отношений между гражданами, уполномочивающими правительство, и правительством, которое в контексте новых форм управления, «ведомо» народом».

Это — цель преобразований в сфере взаимоотношений «общество — государственность как система управления делами общественной в целом значимости на профессиональной основе».

После Второй Мировой Войны в японском обществе была установлена демократия, и хотя форма общества изменились, содержание осталось неизменным. Характерно, что в силу привычки традиционные каналы и структура однонаправленной (верхушка — низам или государственный сектор — частному) передачи решений и демонстрации силы остались неизменными. Необходимо заменить их более равными, договорными отношения между теми, кто «ниже», и теми, кто «выше», или между частным и общественным секторами. Люди должны осознать до конца, что правительство работает на них.

По существу это признание в том, что демократические процедуры в Японии насаждены вместе с продиктованной США конституцией и функционируют формально, но народовластия как образа жизни общества — не получилось (в частности: «форма общества изменились, содержание осталось неизменным»), поскольку психология людей по-прежнему толпо-«элитарная», в которой в основе этики признаваемых полномочий лежит определённость своего и чужого иерархического статуса.

Второе существенное изменение — пересмотреть и перестроить отношения между частной и государственной сферами общества. В первую и главную очередь это означает развитие индивидуальности и личных инициатив: высвобождение сильных личностей, которые свободны, опираются на себя и ответственных личностей, чья способность к эмпатии (наша вставка: способности эмоционально отзываться на переживания других людей) делает их исключительными. Эти сильные, гибкие личности будут принимать участие в общественных дискуссиях по собственной инициативе, создавая динамическое общественное пространство. Созданное таким образом общественное пространство, предоставит личностям большее разнообразие выбора и возможностей. Это, в свою очередь, приведёт к появлению общества и индивидуумов, разнообразием и устремлениями, индивидуумов и общества, смело берущих на себя риск, принимающих вызовы, творческих и одарённых богатым воображением.

В стилистической форме документа ошибка в расстановке приоритетов, которая может стать ошибкой по существу, т.е. не формальной, а содержательной при не различении причин и следствий: Если люди с такими личностными качествами, о которых идёт речь, составляют большинство общества, то народовластие будет осуществляться именно ими, и они сами выработают адекватные пути и процедуры его осуществления, т.е. изменят методы и системы, посредством которых граждане взаимодействуют с обществом и государством (что было названо в документе «первым», хотя осуществление «первого» — автоматическое следствие того, что было названо «вторым»).

Нам также следует подумать о развитии системы создания стимулов таким личностям и предоставления «спасательного круга» для потерпевших неудачу. Построение новой системы управления, «уполномочивающей» индивидуумов, и создание нового общественного пространства требует утверждения духа опоры на себя и толерантности, которые ещё не имели возможности проявиться в японском обществе достаточно сильно. Общество, в котором нет места для крепких, но гибких индивидуумов, хрупко. Талант, стремление, этические нормы, эстетическая восприимчивость, мудрость личностей, опирающихся на самих себя, создаёт структуру и гордость нации. За ними — будущее. Этот дух опоры на самих себя позволяет индивидуумам реализовывать их скрытый потенциал. Общество должно быть толерантным и восприимчивым, чтобы принять разнообразные свойства и таланты индивидуумов, позволить индивидуумам развивать их, и дать возможность каждому человеку занять свое место в обществе.

Иначе общество увядает. Дух терпимости позволяет выявить скрытые силы общества».

Это — главный смысл рассматриваемого документа, повторённый в нём неоднократно в разных аспектах и с разными акцентами. Но этот смысл, прочитанный в японском документе, заставляет вспомнить отечественную истории и обратиться к работе И.В.Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» 1952 г.:

Необходимо, в-третьих, добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем членам общества всестороннее развитие их физических и умственных способностей, чтобы члены общества имели возможность получить образование, достаточное для того, чтобы стать активными деятелями общественного развития… («Экономические проблемы социализма в СССР», стр. 68, отд. изд. 1952 г.).

Было бы неправильно думать, что можно добиться такого серьёзного культурного роста членов общества без серьёзных изменений в нынешнем положении труда. Для этого нужно прежде всего сократить рабочий день по крайней мере до 6, а потом и до 5 часов. Это необходимо для того, чтобы члены общества получили достаточно свободного времени, необходимого для получения всестороннего образования. Для этого нужно, далее, ввести общеобязательное политехническое обучение, необходимое для того, чтобы члены общества имели возможность свободно выбирать профессию и не быть прикованными на всю жизнь к одной какой-либо профессии.

Для этого нужно дальше коренным образом улучшить жилищные условия и поднять реальную зарплату рабочих и служащих минимум вдвое, если не больше как путем прямого повышения денежной зарплаты, так и особенно путем дальнейшего систематического снижения цен на предметы массового потребления. Таковы основные условия подготовки перехода к коммунизму («Экономические проблемы социализма в СССР», стр. 69).

Т.е., если рассматривать только аспект целеполагания, то в постановке задач общественного развития Япония отстала от СССР почти что на 50 лет (2000 г. — “Цели Японии”, 1952 г. — «Экономические проблемы социализма в СССР»), хотя суть общих задач для всех народов задач развития выразила в иной терминологии и в другом историко-политическом контексте. Эти задачи в СССР не были выполнены не потому, что И.В.Сталин якобы ошибся и поставил перед обществом объективно не осуществимые задачи, поскольку они якобы не соответствуют сути человеческой личности и общества. И.В.Сталин не ошибся. Причины того, что поставленные им задачи не были осуществлены, в другом:

На этом вводный раздел документа «Внутренняя граница. Цели Японии в XXI веке» заканчивается. Как видно из его содержания, если в нём заменить «японцы» на «россияне», «Японию» на «Россию» и убрать упоминания фактов из специфически японской истории, то документ будет вполне актуален и для России наших дней.

Следующий раздел (мы будем считать его первым) документа «Цели Японии» посвящён глобализации. Мы приведём только его начало, где излагается понимание глобализации авторами документа и высказываются требования к государственности и обществу, удовлетворение которых должно обеспечить благоустроенность жизни и дальнейшее развитие японского общества в процессе глобализации :

Глобальные тенденции и их значение

В то время, как мир входит в двадцать первый век, он сталкивается с серьёзными вызовами. Тенденции, которые форсировали изменения тех, кто не набрался опыта в течении двадцатого века, сейчас охватили всю планету. Сила и скорость потоков перемен будет несравненно большими, чем в ушедшем столетии.

Это их указание на то явление, которое в России получило название — изменение соотношения эталонных частот биологического и социального времени. Суть его в том, что на заре цивилизации через практически неизменный в технико-технологическом и организационном отношении мир проходило множество поколений, то, начиная со второй половины ХХ века, на протяжении жизни одного поколения успевает смениться несколько поколений техники и технологий одного и того же назначения, организационных форм, успевают появиться и умереть многие профессии. Это оказывает сильнейшее воздействие на психику людей и обществ и является с одной стороны, — мощным внешним стимулом к личностному развитию, а с другой стороны — фактором, уничтожающим тех, кто уклоняется от переосмысления жизни и личностного развития.

Основные тенденции, с которыми миру придётся столкнуться в двадцать первом веке, это: глобализация, всемирная грамотность, революция в информационных технологиях, прогресс науки, падение уровня рождаемости и старение населения.

Что касается демографии, то сказанное действительно может стать среднестатистически выражающейся глобальной тенденцией, но наряду с этим в государствах, успешно разрешающих проблемы своих обществ, появится тенденция к тому, что демографическая пирамида их обществ будет обретать правильную форму, т.е. стремиться к тому, чтобы количество населения в каждой младшей возрастной группе было больше, чем в любой из более старших возрастных групп. Другим же странам, в которые успела придти медицина и качественно понизить уровень заболеваемости и смертности, но где рождаемость сохраняется на естественно-биологическом «домедицинском» уровне, а общества продолжают жить по нормам прошлых веков, предстоит столкнуться с перенаселением и голодомором, а также, возможно, и с силовым подавлением попыток массовой миграции населения из них в более благополучные государства.

Последнее многим может представляться как нарушение «прав человека» и геноцид. На сей счёт есть возражения:

1. Глобализация

Глобализация продвинулась дальше этапа, когда могла считаться «процессом». Рынки и средства массовой информации всего мира стали более интегрированными, а люди, товары, капиталы, информация и образы свободно пересекают национальные границы в огромных количествах. Преграды между странами стали ниже, а эффекты от усовершенствований в одной части мира тут же появляются повсюду; мир как будто бы становится меньше. Данная тенденция усиливается в двадцать первом веке. В результате, универсальность и эффективность систем и стандартов в различных отраслях, в том числе экономике, науке, академическом обучении будут подвергнуты оценке на глобальном уровне. Каждой стране придётся пересмотреть и переоценить существующие системы и практики на основании глобальных перспектив. Грядёт эра мегасоревнования систем и стандартов. Этот эффект распространится с политики и дипломатии на экономику, общественную и повседневную жизнь; закрытые системы, направленные внутрь себя в пределах одной страны, станут пустыми и бессильными.

Это то, чего не могут понять российские «патриоты»-изоляционисты, неприемлющие глобализации в её исторически сложившемся виде и не задумывающиеся о её объективных и субъективно обусловленных качествах, что в принципе позволяет чувствующим жизнь, умным и волевым людям — всё это должно сочетаться в одном лице — придать глобализации иной — человечный характер).

Глобализация ускорит процесс диверсификации, как внутри страны, так и по всему миру. Это принесёт людям возможность широкого выбора и таким образом послужит росту жизненных сил, но в тоже время спровоцирует прямой контакт с иностранными элементами, и таким образом будет служить источником трения и конфликта.

Глобализация подняла много проблем для Японии, в том числе необходимость поддерживать скорость развития, участвовать в процессе создания правил и предоставлять бóльшие возможности индивидуумам. Япония сделала ставку на занимающий много времени процесс достижения консенсуса с помощью системы ринжи (по которой циркуляр, содержащий предложенное решение, должен быть одобрен каждым департаментом). Однако формально прописанные нормы так и не стали явными, а невербальное общение по-прежнему ценилось высоко. В этом контексте произошло размывание ответственности, а идеи и творчество индивидуума так и не использовались в полной мере.

Подобно рода практика в грядущей эпохе поставит Японию в невыгодное положение. Япония должна брать за основу своих систем и правил чёткие международные стандарты. Также необходимо пересмотреть подотчётность, сделать процесс принятия решений прозрачным и быстрым, придать большее значение мудрости и идеям индивидуумов, а также прояснить индивидуальные полномочия и ответственность. Мы должны построить общество, которое не позволит прецедентам, предписаниям, имущественным правам и другим преградам стоять на пути передовых концепций, общество, в котором люди, потерпевшие неудачу, имеют шанс начать всё снова.

Как можно понять из этого абзаца, руководство Японии ставит задачу: дебюрократизировать управление.

Некоторые считают, что глобализация — это не больше, чем американизация или одностороннее применение американских стандартов. Действительно, сейчас Соединенные Штаты наслаждаются огромными преимуществами множества глобализационных процессов. Но даже Соединенные Штаты должны противостоять распространяющимся негативным реакциям и возмущениям, появляющимся из-за увеличения разрыва в уровне доходов как внутри страны, так и по всему миру, и роста антиамериканских настроений.

Суть глобализации по-библейски:

  • Скупка планеты Земля, включая регионы с их населением, на основе иудейской расово-корпоративной монополии на международное ростовщичество.
  • Управление информационными потоками в науке и искусстве посредством системы персональных авторских и смежных прав, их скупки и предоставления информации по усмотрению кураторов библейского проекта глобализации.

США — «локомотив» глобализации по-библейски, отсюда и определённые их преимущества перед другими государствами, но отсюда же проистекают и антиамериканские настроения во всём мире. Но ещё раз: США — только один из инструментов осуществления глобализации, но не её инициатор, и не ради их блага она делается…

Если в стране и за рубежом появляются антиглобалистские импульсы и движения к протекционизму, достичь соглашения по международным правилам станет сложно. Японии следует иметь в виду негативные элементы глобализации, и в тоже время полностью использовать её позитивные элементы. Наша страна должна принимать более активное участие в формировании глобальных систем и стандартов, и в создании правил.

По существу эта фраза означает: Наша страна должна выработать и осуществить альтернативный проект глобализации, т.е. Япония должна стать культурным лидером человечества

Остальное

В последующих разделах документа положения, высказанные во вводном разделе «Реализация потенциала Японии» и в первом разделе «Глобальные тенденции и их значение», повторяются во взаимосвязи с другими аспектами жизни японского общества и человечества в целом. Общий же смысл документа можно выразить кратко с учётом сопутствующих, не упоминаемых в нём исторических обстоятельств, так:

  • Кризис общественного развития Японии с перспективой упадка — прямое следствие вовлечения Японии в проект глобализации на основе библейских принципов цивилизационного строительства, положенных в основу культуры передовых стран Запада.
  • Преодоление кризиса руководству Японии представляется возможным, для чего требуется решение трёх задач:
    • 1. Прежде всего, воспитания и образования новых поколений так, чтобы они, став взрослыми, были носителями таких личностных качеств, которыми не обладает большинство ныне живущих японцев. Какие личностные качества должны стать преобладающими в японском обществе, поясняется в самом рассматриваемом документе.
    • 2. Как следствие решения первой задачи должна возникнуть иная культура взаимодействия личности с другими личностями, личности и общества в целом с государственными институтами, что должно качественно изменить характер общественного самоуправления, повысить его эффективность и сделать его более адекватным требованиям их современности и стоящих перед ними перспектив.
    • 3. Как следствие решения обеих вышеназванных названных задач — подчинить самобытной политике Японии процесс глобализации, реализуя принцип «Подчиняясь — подчиняй» — своего рода «политическое дзюдо». Все остальные задачи (экономического, образовательного, научно-исследовательского характера, построения системы взаимоотношений с другими государствами и т.п.), о которых идёт речь в последующих разделах рассматриваемого документа, являются либо автоматическим следствием (это касается и подчинения глобализации политической воле руководства Японии с приданием глобализации нового качества) решения первых двух названных задач (иные кадры и иная этика с архитектурой систем управления) либо служат их решению.

Это обстоятельство открывает возможность проанализировать предполагаемый руководством Японии характер решения только двух названных задач и тем самым избежать практически поабзацного комментирования всего многостраничного документа, подобного тому, что было осуществлено в отношении его двух первых разделов. При этом необходимо особо обратить внимание на то, что: Как можно понять из документа, руководство Японии принимает тенденцию к сокращению рождаемости и старению населения как объективную данность, которой надо подчинить свою политику. О какой-либо государственной программе стимулирования рождаемости с целью придания демографической пирамиде более органичных форм в документе, по крайней мере в его опубликованном переводе, ничего не говорится.

Заметим, что в переводе рассматриваемого документа нет ни слова о России. Является ли это следствием исключения некоторых фрагментов в процессе перевода, либо оставить Россию в умолчаниях сочли за благо сами авторы документа, — мы не знаем.

Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие Тимошина Татьяна Михайловна

§ 5. Развитие экономики Японии во второй половине XX – начале XXI века

Экономическая ситуация в первые послевоенные годы. Реформы 1940-1950-х годов. Поражение во Второй мировой войне вплотную приблизило японскую экономику к краху, даже несмотря на то что в целом ее производственно-техническая база сравнительно мало пострадала в ходе военных действий. Война унесла жизни 2 млн человек, сотни тысяч людей погибли и получили радиационное облучение в результате атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки. Но наиболее чувствительным ударом для Японии была потеря всех территорий, захваченных ею в течение предыдущих десятилетий. Прекратились поставки сырья, топлива, продовольствия из колоний, от которых она в значительной мере зависела. Большинство предприятий простаивало, японские товары были полностью вытеснены с мировых рынков.

В стране набирала темпы инфляция, поскольку денежную эмиссию уже трудно было остановить: количество бумажных денег за 1945–1947 гг. увеличилось в четыре раза , реальная заработная плата рабочих составляла 13 % довоенного уровня. Количество безработных достигло 10 млн человек. В их число входили демобилизованные солдаты и офицеры, работники военных предприятий, закрытых после капитуляции, а также японцы, депортированные из бывших колоний и оккупированных территорий.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. автора

Глава 4 Становление и развитие рыночной экономики Великобритании (XVI–XXI века)

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 5. Развитие английской экономики во второй половине XX – начале XXI века Последствия Второй мировой войны. Развитие экономики в 1940– 1950-х годах. После окончания Второй мировой войны экономика Англии, как и в 1920-х годах, оказалась в очень тяжелом положении. Второй раз на

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 5. Развитие экономики Франции во второй половине XX – начале XXI века Экономические итоги Второй мировой войны. Экономика Франции в первые послевоенные годы. В результате внутренних противоречий Франция не смогла организовать достойного сопротивления германским

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 1. Характерные черты экономического развития Германии в XVI – первой половине XIX века Экономика Германии в период Позднего Средневековья. Зарождение рыночной экономики в Германии происходило гораздо позже, чем в Англии или Франции, где в XV–XVI веках началось разложение

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 4. Экономика Германии во второй половине XX – начале XXI века Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939–1945 гг.) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными: в войну было вовлечено более 60 государств, где

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 4. Экономическое развитие США во второй половине XX – начале XXI века Вторая мировая война и ее экономические последствия. Экономика США в первые послевоенные годы. США вступили во Вторую мировую войну на стороне антигитлеровской коалиции в декабре 1941 года, после того как

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 8 Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

§ 4. Экономическая и военная экспансия Японии в первой половине XX века Как уже отмечалось, промышленный переворот уже в 1870–1880 годах был ограничен относительной узостью внутреннего рынка, поэтому Япония всячески стремилась захватить внешние рынки. Кроме того,

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 4. Становление и развитие рыночной экономики Великобритании (XVI–XXI века) XVI–XXI

Из книги Экономическая история зарубежных стран: учебное пособие автора Тимошина Татьяна Михайловна

Глава 8. Характерные черты формирования и развития рыночной экономики Японии (XVIII–XXI века) XVIII–XXI

Из книги Мировая кабала. Ограбление по… автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги Империализм доллара в Западной Европе автора Леонтьев А.

автора Дусенбаев А А

14. Экономическое развитие русских земель в XIV-первой половине XV вв Этот период представляет собой время роста крупных землевладений, начавшегося еще в XIII веке. Возникающие боярские вотчины сначала были маленькими. По мнению ученых, они служили небольшими подсобными

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

23. Экономика России во второй половине XVIII в После смерти Петра I наследников не осталось. В связи с этим обстоятельством для России начался нелегкий период, когда одна власть сменяла другую, а престол переходил из рук в руки шесть раз. Власть в стране стала передаваться по

Из книги Экономическая история России автора Дусенбаев А А

56. Россия во второй половине 1990-х гг. Экономические кризисы Во второй половине 1990-х гг. экономическая ситуация в РФ продолжала осложняться. Почти на 30 % сократились инвестиции в производство. Привлечение иностранного капитала не осуществлялось в желаемом объеме, так как

Из книги Шпаргалка по истории экономики автора Энговатова Ольга Анатольевна

84. РОССИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1990-Х ГГ В 1997 г. впервые с начала реформ официальная статистика зарегистрировала некоторый, хотя и незначительный (0,4 %) рост ВВП, который наблюдался в периоде за последние 11–12 лет.Можно выделить четыре фактора, обеспечившие если не рост, то

В 1993 г. японские избиратели положили конец правлению Либерально-демократической партии Японии. Наступила череда коалиционных правительств, сопровождающаяся политическими кризисами из-за неспособности вывести государство из депрессивного состояния. Нарушилась важная для японского общества система: партия –правительство – объединение предпринимателей.

Депутатами, вышедшими из Либерально-демократической партии, была создана Новая партия Японии. Основной оппозиционной силой стала Партия новых рубежей. Наряду с названными, ведущей партией страны являлась Социал-демократическая партия, опирающаяся на часть наемных рабочих и средние слои. Также была образована Демократическая партия Японии.

В начале 90-ых гг. страну поразил экономический кризис. Особенности кризиса :

–правительство оказалось не в силах предотвратить спад экономики, вызванный ростом курса йены;

– произошел рост стоимости производства товаров в Японии в сравнении со средним международным уровнем;

– наблюдался подрыв конкурентоспособности экспортеров Японии;

– возникла угроза рабочим местам в связи с уходом производственных мощностей из Японии в страны с более дешевой рабочей силой.

– были снижены цены на внутреннем рынке, так как более дешевые импортные товары хлынули в страну и вынудили японских производителей снижать цены, чтобы не утратить своей доли рынка;

– произошло удешевление йены. Падение курса йены продолжалось до середины июня 1998 г.

и было приостановлено интервенцией центральных банков США и Японии;

– возникла угроза стабильности банковской системы в связи с накопившимися долгами;

– наблюдался недобор налогов в казну в результате снижения прибыли предприятий и сокращения доходов населения;

– пострадали мелкие, средние и крупные предприятия, в том числе и связанные с экспортом, ранее вытягивавшие всю экономическую машину Японии;

– произошло падение темпов экономического роста;

– выросла безработица.

Трудности, с которыми столкнулась японская экономика в 1990-е гг., значительно обострили существующие в Япониисоциальные проблемы :

v старение населения Японии, изменение соотношения между лицами пожилого и молодого возраста не в

пользу последних, падение уровня рождаемости;

v изменения в структуре рабочей силы, проблемы обеспечения занятости лицстаршего возраста, создания для них специальных условий труда и организации профессионального переобучения;

v проблемапредоставления средств существования для престарелых (резкое увеличение финансового бремени на каждого трудящегося, изменения в государственном бюджете, финансирование социального обеспечения осуществлялось и за счет личных взносов трудящихся в страховой фонд);

v уменьшение количества ежегодных вакансий на рабочие места.

Основные причины проблем, с которыми столкнулось японскоеобщество в 1990-е гг.:

– системный кризис японской экономической модели;

– опора на традиционные «семейные» законы в менеджменте, гарантировавшие персоналу «место в строю» в обмен на социальную стабильность;

– чрезмерная зарегулированность и несвобода японского рыночного механизма;

– сравнительно низкая производительность труда;

– отсутствие свободной конкуренции внутри страны;

– огромная внутренняя задолженность;

– спекулятивность финансового рынка;

– чрезмерно раздутая система управления;

– рост конкуренции на международном рынке, особенно со стороны Китая и стран ЮВА.

В начале первого десятилетия XXI в. Японию продолжали потрясать политические скандалы, связанные с коррупцией и злоупотреблениями, а также неспособностью справиться с депрессивным состоянием.

· Экономический и финансовый кризис 2008 г. затронул Японию в меньшей степени, чем страны Америки и Европы: японские банки, помняпоследствия раздутого и лопнувшего в начале 90-х гг. «мыльного пузыря», не стали играть на рынке опасных ценных бумаг;

· важное место в политике занимало и стимулирование научно-технического прогресса.

Все это дало повод представителям правительственных кругов говорить о вполне оптимистических прогнозах развития страны на 2011 г.

Но разрушительное землетрясение и цунами в марте 2011 г. существенно подорвали экономику страны и вызвали сокращение ВВП.Дополнительную проблему для Японского правительства создала авария на ряде атомных электростанций - в первую очередь, опасность радиационного заражения на АЭС «Фукусима-1».

Размер госдолга приблизился к критическому. Последствия землетрясения и цунами привели к нарушению инфраструктуры нескольких префектур, разрушению жилых и производственных зданий, портов и аэропорта.

Во главе правительства Японии в 2011 г. встал ЙосихитоНода (Демократическая партия). В качестве первостепенных задач , стоящих перед его правительством, были определены следующие:

1. Ликвидация последствий аварии на АЭС «Фукусима-1».

2. Восстановление пострадавших от землетрясения и цунами восточных регионов Японии.

3. Снижение высокого курса национальной валюты – йены.

В мире привыкли воспринимать японцев как трудолюбивую, самобытную нацию, а Японию как страну с развитой экономикой, высоким уровнем и большой продолжительностью жизни. Здесь не случается европейской «лихорадки» и глобальных обвалов на мировых рынках, а японская йена давно получила репутацию «палочки-выручалочки», в которую в тяжёлые времена переводят свои сбережения, чтобы уберечь от потерь.

Но это не значит, что в стране нет никакой напряжённости в той же экономической сфере, или проблем, связанных с экологией. А социальные проблемы Японии, такие как глобальное старение нации, не имеющее аналогов в мировой истории, отказ молодёжи от традиционных ценностей, являются серьёзной угрозой благосостоянию страны.

Старение нации – это не только демографическая и социальная проблема. Сокращение числа трудоспособного населения приводит к снижению производительности труда и, соответственно, негативно влияет на темпы экономического роста. Кроме сокращения числа полноценно работающих людей, существует ещё и вопрос перераспределения налоговой нагрузки: количество граждан, нуждающихся в соцобеспечении, с каждым годом растёт, а вот число тех, кто способен нести это налоговое бремя и обеспечивать стариков, наоборот – падает.

Другая проблема – это повышение конкурентоспособности зарубежных товаров . Новые азиатские индустриальные страны, такие как Сингапур, Южная Корея, Тайвань, Гонконг, стали серьёзными конкурентами Японии и в качестве, и в производительности. Японские товары не могут больше рассчитывать на безоговорочное лидерство в отраслях, где главным фактором является передовая технология.

Проблемы современной Японии не ограничиваются экономической сферой. Япония – островное государство, где кроме экологических проблем, свойственных всем современным странам, существует постоянная опасность землетрясений и цунами. Как показала авария на АЭС Фукусима 11 марта 2011 года, последствиями могут быть не только разрушенные города и искалеченные людские судьбы. После Чернобыльской катастрофы эта авария, произошедшая в результате сильнейшего землетрясения и цунами, признана самой масштабной ядерной катастрофой. Ещё долгие годы довольно большая часть территории страны будет оставаться зоной заражения, не пригодной для проживания.

В социальной сфере тоже не все так радужно, как кажется. Кроме всеми обсуждаемой проблемы старения нации, японцев очень беспокоит то, что молодежь в условиях развитой экономики, отсутствия необходимости постоянного труда, становится более далекой от традиционных японских ценностей. Отпала необходимость жить по старинному японскому принципу, когда три поколения (родители, дети, внуки) жили под одной крышей. Рост благосостояния позволяет молодым жить отдельно от родителей, порой вдалеке от них, и это ведёт к увеличению количества одиноких стариков.

Так же большой процент японской молодежи стал отказываться от «вакансии на всю жизнь». Раньше это было пределом мечтаний, гарантией обеспеченности семьи, и карьерного роста. Но сегодня многие не хотят годами работать на низкооплачиваемых должностях, чтобы медленно и верно двигаться к увеличению зарплаты и более высоким постам в компании, даже с гарантией стабильной работы. Некоторые готовы перебиваться случайными заработками, но не зависеть от системы.

Политические партии. В Японии существует две основные партии. В 2009 году социал-либеральная Демократическая партия Японии получила большинство в парламенте, сменив консервативную Либерально-демократическую партию, правившую 54 года. В 2012 году Либерально-демократическая партия по результатам досрочных парламентских выборов вернула себе большинство мест в парламенте.

Исполнительная власть. Правительство – высший орган исполнительной власти, его возглавляет премьер-министр Японии – глава Кабинета министров, формирующий состав правительства. На эту должность назначается императором по представлению парламента один из его членов. С 26 декабря 2012 года эту должность занимает Синдзо Абэ.

Судебная система Японии состоит из четырёх уровней: Верховного суда, апелляционных, основных и дисциплинарных судов . Верховный суд, подобно конституционным судам в других странах, имеет полномочия отмены правовых норм на основании их неконституционности. Членов верховного суда назначает император по представлению правительства, а остальные судьи назначаются Кабинетом министров по представлению Верховного суда. Суды апелляционной инстанции – высшие суды, суды первой инстанции – окружные суды, низшее звено судебной системы – дисциплинарные суды. Органы прокурорского надзора – Верховная Прокуратура, высшие прокуратуры, окружные прокуратуры, районные прокуратуры.

Вооружённые силы Японии . Девятая статья Конституции Японии запрещает стране иметь свою армию и участвовать в войнах. Современные вооружённые силы Японии называются силами самообороны , и их военная деятельность, не связанная непосредственно с обороной страны, сильно ограничена. С 2007 года ими управляет Министерство обороны Японии. В случае чрезвычайного положения государственного уровня премьер-министр уполномочен распоряжаться различными подразделениями сил самообороны Японии при условии согласия парламента. В экстремальных условиях такое разрешение может быть получено постфактум. Силы самообороны состоят из сухопутных, морских и воздушных сил. Силы самообороны Японии комплектуются на добровольной основе.

На 2013 год в Силах самообороны Японии служили 247 450 человек. Из них в сухопутных силах 151 350 человек, в морских силах самообороны 45 500 человек. Воздушные силы насчитывали 47 100 человек. Начиная с 1992 года силы самообороны принимают участие в миротворческих операциях, в том числе в Ираке в 2004 году.

Внешняя политика Японии. Япония поддерживает близкие экономические и военные отношения с Соединёнными Штатами Америки. Их основой служит договор о взаимодействии и безопасности между США и Японией. Япония входит в состав ООН с 1956 года, а также является непостоянным членом Совета Безопасности ООН (всего по состоянию на 2010 год она входила в Совет Безопасности 19 лет). Кроме того она входит в группу G4 с целью стать постоянным членом Совета Безопасности. Как член большой восьмёрки, Группы десяти, АТЭС, участник саммита АСЕАН плюс 3 и Восточноазиатского саммита, Япония активно участвует в международных отношениях и улучшает связи с важными для неё партнёрами по всему миру. В марте 2007 года она подписала совместную декларацию о сотрудничестве в области безопасности c Австралией, а в октябре 2008 – с Индией.

Особенностью внешней политики Японии является её стремление лидировать в мире, прежде всего через ООН и в гуманитарной сфере, выделяя на эти цели немалые средства. Например, в 2013 году доля Японии в финансировании ООН составила 10,83%, то есть больше, чем у Франции и Великобритании вместе взятых. Тем не менее, доля Японии в финансировании ООН заметно снизилась по сравнению с началом 2000-х годов, а доля Китая увеличилась. В 2004 году Япония обеспечила 19,47% финансирования ООН. Другим инструментом японского влияния в мире является её активное участие в предоставлении Официальной помощи в целях развития. В 1989 году Япония обошла США по объёмам предоставляемой другим странам международной экономической помощи и оставалась её главным донором в мире на протяжении следующих 10 лет. В 2001 году объёмы предоставляемой Японией международной помощи резко сократились и на первое место в списке стран-доноров вышли США. В предоставлении японской помощи имеются следующие особенности – основная её часть поступает в страны Азии, а её предоставление африканским странам с начала 1990-х годов увязывается с демократизацией и соблюдением прав человека. Например, Судану было прекращено оказание любой японской помощи, кроме гуманитарной с 1993 по 2003 годы. Распределением официальной помощи в целях развития и льготных кредитов занимаются японское агентство международного сотрудничества и Банк Японии для международного сотрудничества. С 1965 года действует Организация волонтеров Японии, волонтеры которой работали на начало 2010-х годов в 70 странах мира.

Япония вовлечена в территориальные споры с несколькими соседними государствами. Согласно официальной японской позиции, южные Курильские острова, де-факто находящиеся в составе России, являются частью территории Японии. Также Япония оспаривает принадлежность островов Лианкур, контролируемых Южной Кореей. Китай и Тайвань оспаривают принадлежность островов Сэнкаку, находящихся под контролем Японии.

Менталитет японцев. Японцы признаются, что для них любой иностранец, даже говорящий по-японски – «хэнна гайдзин» – странный иностранец. На первый взгляд кажется, что японцы тщательно оберегают свои обычаи и культуру от влияния Запада, но оказывается, что в японском обществе походить на европейца очень престижно. Некоторые даже носят голубые контактные линзы и красят волосы в каштановый цвет. А молоденькие девушки выпрямляют и удлиняют ноги хирургическими методами.

1. Общение. Общение в Японии тоже специфично. Иностранцу, прибывшему в эту страну, возможно, будет сначала некомфортно, поскольку японцы в общении очень дружелюбны, порой настолько, что в диалоге или споре собеседник может подумать, что оппонент принял его точку зрения, хотя на самом деле это далеко не так. Таков менталитет японцев – с самого раннего детства их учат уважению, тактичности и умению «читать между строк ». Грань между личным и общественным очень размыта. Большое значение японцы придают дружбе и причастности к какой-нибудь социальной группе. Им чужда американская уверенность только в собственных силах. Японцы придерживаются принципа «енрё » – уважительного дистанцирования . Практически каждый японец состоит в какой-нибудь социальной группе, чему придается большое значение.

2. Стремление к новизне. Мода и интересы сменяют друг друга в этой стране с удивительной быстротой. Это проявляется даже в ханами (цветении сакуры), как бы странно это не звучало. Изысканное цветение этих нежных и красивейших цветов очень недолговечно, и когда они опадают на землю – их тут же сметают, чтобы не осталось ни одного лепестка. Красота остается лишь в памяти . Идеи бренности всего мира пронизывает всю японскую литературу. Отличительной чертой характера японцев, является сентиментальность. Очень популярны песни и проза, которые повествуют о душевных терзаниях, разбитых сердцах и любви. Японцы постоянно стремятся к новизне и прогрессу, что очень притягивает в эту страну крупные компании. Но особенности Японии таковы, что любое новшество не задерживается надолго. По мнению японцев, жизнь никого не ждёт, а стремление идти вперёд несмотря ни на что – развитие, а развитие значит жизнь.

1. Ёросику – не потерять лица. Японцы читают то, что между строк, а точнее, то, что за текстом. Каждому известно, что за татэмаэ – официальной установкой или тем, что выражено словами, находится хоннэ – истинные намерения. Иными словами, невербальная масса эмоций, отражающих истинное положение вещей. Это остается как бы за кадром, и только умеющий разгадывать докопается до сути. Японец тихо отодвинется – психологически, если не физически, – от того, кто не способен понять эту тонкость. Более того, японцы стараются просто не иметь дела с тем, что для них неприемлемо. Очевидно же, что если чего-то не замечать, то можно считать, что этого просто не существует.

В прежние времена харакири – самоубийство считалось весьма благородным способом сохранения лица. В наше время такую крайность заменили формальные извинения. Они, довольно эффективно сглаживают неловкие ситуации. Очевидные всем ещё минуту назад вещи растворяются без следа, словно ничего и не было. Высокопоставленное лицо фирмы низко склоняет голову, прося об отставке, – и лист снова девственно чист. Люди перестают задавать неудобные вопросы, поскольку дело закрыто. В данном контексте формальные извинения не являются признанием вины, – скорее это средство реабилитировать себя и заткнуть рот обвинителям.

2. Инстинкт вежливости. Японская культура считается невербальной, и многие вещи просто не произносятся вслух, но когда дело касается вежливости, нужно многое озвучить, прежде чем приступить к действию.

Например, когда вы садитесь есть, нельзя сразу приступить к еде. Сначала вы должны вслух объявить о том, что намерены воспользоваться предоставленным вам гостеприимством – Итадакимасу . Так поступают не только в тех случаях, когда вас пригласили на званый обед. То же самое говорят и хозяева дома, приготовив трапезу для гостей или домочадцев. Следует произнести это и в ресторане, куда вы пришли с приятелем. Казалось бы, шеф-повар явно вас не услышит, и каждый платит за себя сам, так что перед кем демонстрировать вежливость? Но таков ритуал на уровне инстинкта. Точно так же вы не можете просто встать и молча выйти из-за стола. Вы должны сказать: «Как все было восхитительно вкусно!» – (Гочисосама . Даже если это вовсе не так. Некоторые сочтут такое поведение лицемерным, но не японцы. Для них это необходимый инстинкт. Появление на чужой территории тоже сопровождается своим набором ритуальных фраз. Если вы зашли в офис, то должны принести извинения за вторжение «Одзяма-симасу », даже если вы пришли туда по просьбе хозяев.

«Вот я и дома!» – Тадаима! Так кричат вовсе не ленивому супругу, который не потрудился выйти встретить вас у порога. Эту фразу говорят, возвращаясь в офис с конференции или домой после школы. Точно так же необходимо произнести: «Ну, я пошел» - даже когда ваши намерения уйти ни у кого не вызывают сомнений.

3. Скромность. На горячих источниках и в бане люди голышом сидят в горячей воде на открытом воздухе, единственная уступка приличиям – скромность. В виде маленького полотенчика, размером не больше бархотки для обуви, прикрывающем те части тела, что не предназначены для нескромных глаз. Те же, у кого над водой торчат только головы, дружелюбно болтают с проходящими мимо, не снимая полотенчика с головы. В данном случае оно прикрывает единственное, что видно, и тоже является символом скромности.

4. Сумимасэн – «мне нет прощения». Деньги – непростой вопрос для японца. Их можно использовать, но нельзя показывать. Чеки не слишком популярны, так что во многих случаях приходится расплачиваться наличными. И вот тут главное, чтобы этого никто не видел. Если вы взяли в долг, то не имеете права вернуть деньги, сунув банкноты в руку кредитору. В идеале деньги должны быть вложены в конверт. В крайнем случае, их следует завернуть хотя бы в салфетку. И никогда не вручайте замусоленные, мятые купюры. Сначала сходите в банк и поменяйте их на хрустящие, свежеотпечатанные бумажки. Дело усугубляется тем, что деньги в Японии – очень распространенная форма подарка. На свадьбах, похоронах и в прочих подобных обстоятельствах дарение денег – вполне нормальное явление. При этом неприлично выписывать чек или переводить сумму на кредитную карточку одариваемого: следует взять в банке новенькие купюры, положить их в конверт и подать в руки. Если вы хотите, чтобы все было в высшей степени пристойно, это нужно сделать тайком. Так достойнее, чем кичиться своей щедростью. Послушать японцев, так они дарят друг другу только «пустяковые» подарки и представляют друг друга своим «глупым» братцам. Все это происходит под речитатив однообразных извинений: «к сожалению, мне не удалось быть вам полезным».

Трюк состоит в том, что в подобных случаях следует читать между строк. Ещё лучше вообще не замечать строки, а сосредоточиться на пробелах между ними. Подобная вербальная эквилибристика показной скромности – свидетельство благовоспитанности и изысканности по-японски. Цивилизованность в Японии измеряется степенью умения сложиться пополам в низкопоклонническом смирении, по крайней мере, на словах, если не в мыслях.

Словечко сумимасэн – японский вариант «простите». На самом деле оно буквально переводится как «мне нет прощения» и употребляется на каждом шагу. Иногда оно заменяет простое приветствие. В последнее время его стали использовать даже вместо «спасибо», потому что раз люди побеспокоились о вас, то вы очень сожалеете об этом и крайне признательны. Японцы слышат это слово, подходящее на все случаи жизни, от всех и каждого сотни раз на дню, так что истинное его значение практически стёрлось. И когда речь идет о действительном вреде или неудобстве, требующем нормальных, а не дежурных извинений, то используют совсем другое выражение. Оно означает примерно следующее «Я просто не могу подобрать слов, чтобы выразить своё сожаление».

Попробуйте назначить деловую встречу коллеге, и первое, что вы услышите, будет «сумимасэн» . Посетитель, заходя в совершенно пустую булочную, тоже крикнет «Сумимасэн!» , словно извиняясь за не имеющий оправдания возмутительный проступок. На самом же деле он хочет сказать: «Эй, есть тут кто-нибудь?!» А в подтексте считает возмутительным поведение продавца, которого нет на месте.

5. Пунктуальность и сервис. Пунктуальность и постоянство имеют очень большое значение. Если написано, что магазин открывается в 7.00 утра, он откроется ровно в семь, даже если случится забастовка железнодорожников или тайфун. Служба доставки вручит вам почту и всё что нужно в тот самый день, когда вы позвоните и сообщите, что вернулись домой. Никто никогда не видел в Японии неисправный торговый автомат. Когда один посетитель пожаловался, что его монетка закатилась под банкомат, банк тут же закрыл решёточкой щель между машиной и полом.

Контроль качества отличается в Японии невероятной тщательностью. Клиенты должны быть полностью удовлетворены. Любая погрешность или недостаток в товаре вызовет неминуемый гнев клиента. Фирма примет незамедлительные меры по исправлению дефекта. Дефектом может считаться даже косо поставленное клеймо изготовителя на донышке чайной чашки. Ярлыки на брюках или рубашке должны быть встрочены строго в шов, даже если шов находится в глубине бокового кармана и невидим постороннему глазу. Допустимый порог недостатков при доставке новенького сверкающего автомобиля не опустится ниже нескольких пятнышек на ветровом стекле.

Одно и то же японское слово означает «посетителя» «клиента» и «гостя». «Клиенты – как боги», – гласит пословица. Будь то банк, магазин или отель, к клиентам относятся как к божествам. Если сервис не соответствует уровню, клиент вправе выразить своё неудовольствие, что он не преминёт сделать незамедлительно. Посетителя никогда не станут подгонять, торопить. Даже если вы зашли перед самым закрытием заведения, хозяин любезно позволит вам выбирать покупку столько времени, сколько потребуется, и сколько бы вы ни бродили среди полок, вам будут кланяться с бесконечной учтивостью и умолять вновь оказать честь и почтить магазин следующим визитом. Если вам вздумается пройтись за покупками под мелким дождиком, голос из репродуктора выразит вам благодарность за вашу любезность: «Дамы и господа, вы оказали нам честь, посетив нас, несмотря на дождливую погоду».

В больших универмагах клиентов холят и лелеют. Помощники продавцов аккуратнейшим образом завернут покупку, сначала в один, потом во второй и в третий слой тончайшей обёрточной бумаги, дабы товар не пострадал на пути домой. После этого покупку ещё раз упакуют – на сей раз в более плотную бумагу с непременным фирменным знаком магазина. Затем украсят изысканной ленточкой подходящего тона. После чего сверток положат в чистый и подходящий по размеру пакет, причём размер пакета должен соответствовать размерам свертка; один и тот же размер на все случаи жизни – неслыханное для Японии дело. Процесс тщательной упаковки товара будет отличаться изысканной точностью и молниеносной быстротой, после чего помощник продавца непременно принесёт вам свои нижайшие извинения за то, что заставил так долго ждать.

Вопросы и задания для самостоятельной работы.

1. На контурной карте найдите моря и океаны, омывающие

Азию; найдите и обозначьте границы Западной, Северной, Центральной, Восточной, Южной и Юго-Восточной Азии. Укажите страны этих азиатских регионов и их столицы.

2. Составьте тезисы к докладу на одну из тем:

Образование, структура и функции ШОС.

Географическое положение и внутренняя политика Китая, Тайваня, Монголии, Северной Кореи, Южной Кореи, Индии, Японии, Турции, Израиля, Сирии, Ливана, Иордании, Палестины, Ирана, Афганистана, Саудовской Аравии, Пакистана, Индонезии, Филиппин, Брунея, Малайзии, Сингапура, Таиланда, Вьетнама, Камбоджи, – страна на выбор;

Колониальная политика Японии.

Колониальная политика Китая.

Религии Азии.

Культура и цивилизация Китая.

Культура и цивилизация Индии.

3. Как вы понимаете словосочетание «азиатская культура и цивилизация», составьте тезисы к его толкованию.

4. Дайте письменную характеристику ментальных особенностей китайцев.

5. Дайте письменную характеристику ментальных особенностей индусов.

6. Дайте письменную характеристику ментальных особенностей японцев.

Контурная карта Азии


Похожая информация.


В европейском сознании культура Японии тайна, в котором много странного, а то и совершенно непостижимого. Переплетение жестких традиции и современных технологии так причудливо, что условия жизни формируют новое сознание.
Несмотря на поразительное развитие всего, что касается технологий, японская культура - одна из самых консервативных, закрытых и непонятных.
Сознание - это управление психическими процессами
познания и переживании человека, и у японцев как форма отражения действительно мира принимает не менее причудливую, если не сказать странную или жуткую форму.

Современная агрессивная развлекательная продукция вступает в конфликт с традиционным воспитанием и психика использует своеобразные методы защиты, что проявляется в жизни самыми неожиданными способами, формируя сознание японца в 21 веке.

Хикикомори. Интернет не безобиден


-это молодые люди, которые не желают общаться с окружающим миром.
Особенность японских «затворников» - возраст.

Обычно «отшельниками» становятся люди старшего или даже пожилого возраста, многие из которых страдают такими психическими расстройствами, как депрессия или агорафобия навязчивый страх открытых пространств).

Причины появления хикикомори:
первое, само собой - это интернет ,
, которую мало кто может выдержать, и,
наконец, любящие родители , которые готовы содержать своих отпрысков до старости, лишь бы они не вылетали из «гнезда».
Хикикомори это молодые люди, просидевших в своей комнате без работы и общения больше полугода.
Психологи уже говорят о «потерянных миллионах».

Преступность . За высокий уровень жизни расплата низким уровнем нравственности.


Япония одна из самых законопослушных стран, не смотря на легенды о якудза.
Всё оружие - от пистолетов до церемониальных мечей, обязательно регистрируют в полиции.

Однако если вы уж попали на скамью подсудимых - пиши пропало. 99 процентов судов заканчиваются обвинительным приговором. Кроме того, в Японии до сих пор приговаривают к смертной казни, обычно через повешение. В год казнят по 2-3 человека, причём о предстоящей казни приговорённых оповещают всего за несколько часов. Семье сообщают уже о свершившейся казни.
Однако нельзя сказать, что Япония этакий островок благополучия в мировом кризисе нравственности. Для этого она слишком сильно интегрирована во все цивилизационные процессы. А за интеграцию приходится «платить» не только высоким уровнем жизни, но и низким уровнем морали, и прежде всего детей .
Многие жители Островов боятся, что Япония теряет молодое поколение. Общее число преступлений совершаемых подростками от 14 лет и старше на этом фоне растёт не значительно, всего несколько процентов в год. Но доля тяжких и особо тяжких среди них, тоже увеличивается тревожно быстро (10-15%). Не стоит думать, что в этом конфликте поколений взрослым отводится роль жертв. Число преступлений против детей и подростков каждый год увеличивается примерно на 5%. Среди них преступления сексуального характера в течение 15 лет растут в среднем 3% в год, а жестокое обращение, в том числе с летальным исходом на 7%.

Кланы японского криминалитета, якудза (японская организованная преступность), поделив сферы влияния. активно осваивают новые виды преступной деятельности, уходя от оставленной для них отдушины - запрещённых азартных игр. Они контролируют рэкет, проституцию, торговлю наркотиками и незаконную манипуляцию недвижимостью.
На стороне якудзе и более чем тысячелетие традиции, такие как строгая иерархия, профессиональная подготовка и жестокость. Не все кланы ниндзя и самураев, в разное время оказавшиеся не удел, спешили добровольно «рассосаться». На их основе выросла одна из самых известных в мире мафиозных структур.

Религиозное отношение к работе.


Японцы - одни из самых дисциплинированных и трудолюбивых людей в мире .
Потому что сознание японцев воспринимает труд как религию, именно религиозное отношение к работе лежит в основе экономического успеха Японии.
Их мотивацией к усердному труду отчасти является подсознательное желание достигнуть состояния Будды.

Однако, японцы в действительности много пьют; на корпоративах саке льётся рекой.
Но сколько бы японец не выпил вечером, утром он приступит к работе точно в срок.

Кроме того, в японской культуре считается совершенно нормальным немного вздремнуть на рабочем месте, это даже приветствуется. Считается, что человек, который приклонил голову на рабочий стол, трудится до изнеможения и особенно предан своему делу.

Кодокуши. Смерть в одиночестве.

Феномен Кодокуши (одинокая смерть) - это силуэт тела умершего человека. Он образуется, когда тело долгое время остаётся необнаруженным.

Рабочие, которые занимаются перевозкой мебели, говорят, что очень часто наталкиваются на такие вот "кодокуши”. По оценкам одной частной компании, примерно в 300 случаях из 1500 они натыкаются на эти печальные символы человеческого одиночества.

Традиционный образ японской семьи, когда под одной крышей уживалось несколько поколений, уже устарел, и теперь старики всё чаще живут в одиночестве и одинокая смерть неминуема.

Такое случается и с временными рабочими, или работниками по контракту - многие мужчины и женщины этой категории рабочей силы никогда не женятся и не выходят замуж. Они умирают в одиночестве, и никто не знает о их смерти.

Порно
Японские нравы всегда отличались строгостью, в том числе и по отношению к «фильмам для взрослых». И хотя запрета на то, чтобы снимать жёсткое порно в Японии не существует, гениталии на видео обязательно должны быть размыты, чтобы соответствовать национальным представлениям о морали.

Огромное количество молодых японцев не выказывают вообще никакого интереса к сексу, особенно парни. Их называют «сошоку данши» или «вегетарианцы».

Яэба .Двойной зуб


Такие зубы обычно могут появится у детей при травме десны. Их стараются удалить, даже если не мешают.
В то время как весь мир тратит большие деньги на то, чтобы сделать себе безупречно ровные зубы, японские подростки увлечены прямо противоположным.
Среди японской молодёжи распространяется тренд называется «яэба» (буквально «двойной зуб»). Это насадка, которая создаёт впечатление торчащего изо рта клыка. Между прочем, довольно дорогое удовольствие.

Статьи по теме