Почему в беларуси не становится меньше тунеядцев. В Беларуси запустили базу тунеядцев. Кого включают в иждивенцы и как избежать полной оплаты ЖКУ Участие в финансировании госрасходов и НДС

В Беларуси в последние недели активизировалось обсуждение темы целесообразности . Когда в отношении их вводился налог, государство заявляло, что в стране 400-500 тысяч тунеядцев, но по факту налоговым органам удалось найти только 50 тысяч лиц, которым предписано уплатить специальный сбор.

Сколько в Беларуси на самом деле тунеядцев и стоило ли этих людей вообще облагать налогом?

Фото Spaul / Getty Images

Полмиллиона тунеядцев: как их считали

К 15 ноября лица, которых государство признало тунеядцами, должны уплатить социальный сбор на финансирование государственных расходов. Налог с тунеядцев, эквивалентный 20 базовым величинам или примерно 200 долларам, взимается в этом году впервые. Его должны уплатить лица, которые не работали в 2015 году более шести месяцев, и поэтому, по мнению властей, не участвовали как налогоплательщики в финансировании госрасходов.

По данным, которые Министерство по налогам и сборам озвучило в конце октября, извещения для уплаты упомянутого социального сбора были направлены 50 тысячам человек.

Стоит отметить, что в 2013-2014 гг., когда активно обсуждалась необходимость введения этого налога, власти неоднократно подчеркивали, что в стране насчитывается почти полмиллиона тунеядцев.

Одним из первых об этом заявил тогдашний премьер-министр Михаил Мясникович , оценивший летом 2013 года количество тунеядцев в . Осенью 2014 года Александр Лукашенко также оценил количество иждивенцев в 400-500 тысяч и потребовал вовлечь их « в работу».

На официальном уровне численность и структуру трудовых ресурсов в Беларуси оценивает Национальный статистический комитет путем проведения выборочных обследований домашних хозяйств по вопросам занятости. Несмотря на большой интерес к этим данным со стороны исследовательских организаций, они еще ни разу не были опубликованы, хотя такие выборочные обследования проводятся с 2012 года.

В балансах трудовых ресурсов за 2012-2015 гг., с которыми удалось ознакомиться корреспонденту БелаПАН , приводятся данные о структуре трудовых ресурсов Беларуси. Из подготовки баланса следует, что количество незанятых граждан в нем оценивается на основе упомянутого выборочного обследования домашних хозяйств.

К слову, именно на данные баланса трудовых ресурсов ссылался в октябре 2014 года Научно-исследовательский экономический институт Министерства экономики, который оценил тогда количество тунеядцев (лиц, не имевших официальных трудовых доходов) в 404,4 тысячи человек.

Баланс трудовых ресурсов за 2015 год, которые подготовил Национальный статистический комитет несколько месяцев назад, также косвенно указывают на то, что в прошлом году в стране насчитывались сотни тысяч потенциальных тунеядцев.

Так, по оценке Национального статистического комитета, помимо безработных, числящихся в службах занятости (41,3 тыс.) еще 202 тысячи являлись «лицами, не имеющими работы, активно ее ищущими и готовые приступить к ней». Почти в 60 тысяч человек статкомитет оценил лиц, которые считают, что у них нет возможности найти работу, а также тех, которые не имеют необходимости или желания работать. Кроме этого, причины незанятости еще 110 тысяч человек не определены.

Как видим, по методологии Белстата в стране насчитываются сотни тысяч лиц, которые не вовлечены в легальную экономику и потенциально могут быть отнесены к тунеядцам. Однако государство сегодня констатирует, что тунеядцев гораздо меньше - Министерство по налогам и сборам сообщило в конце октября, что извещения на уплату социального сбора на финансирование государственных расходов направлены 50 тысячам лиц.

Взимать этот сбор, предупреждали полтора года назад независимые эксперты, будет проблематично, поскольку причины трудовой незанятости разные, и доказать, что человек работать может, но не хочет, крайне сложно. Поэтому кампанию государства по борьбе с тунеядцами наблюдатели изначально сравнивали со «стрельбой в темноте» , точность которой всегда невысока.

Так и получилось - вместо изначально заявленных 400-500 тысяч тунеядцев государство смогло найти лишь десятую часть.

О неэффективности борьбы с тунеядцами свидетельствуют и другие данные. За время действия декрета о тунеядцах, который принят в апреле 2015 года и был призван «стимулировать трудоспособных граждан к трудовой деятельности», количество занятых в экономике не только не увеличилось, но и сократилось. Если в начале 2015-го в экономике было занято 4,5 млн человек, то в августе 2016-го (согласно последним опубликованным данным) - менее 4,4 млн.

Налог, который нужно отменять

Гражданская кампания «Говори правду» в октябре этого года запрашивала у Министерства по налогам и сборах информацию о расходах государства на администрирование налога с тунеядцев, однако власти отказались раскрыть эти данные.

Между тем, белорусские экономисты, как и активисты упомянутой гражданской кампании, сомневаются, что специальный сбор в отношении тунеядцев окупает затраты государства по его взиманию.

«Извещения на уплату этого налога направлены 50 тысячам человек, но, вероятно, что заплатят этот сбор далеко не все: в одних случаях окажется, что человек не живет по месту прописки, в других - что у него нет денег, третьи будут его оспаривать. Поэтому с финансовой точки зрения будет много вопросов, насколько этот сбор окупит расходы государства по его взиманию », - отметила в комментарии для БелаПАН ведущий исследователь Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова .

«Воспитательный эффект от этого сбора не достигнут - занятость в экономике за время действия декрета о тунеядцах сократилась. Поэтому сложно говорить, что меры, принятые в этом направлении, оказались эффективными» , - говорит Екатерина Борнукова.

По мнению эксперта, государство, инициируя борьбу с тунеядством, пыталось таким образом снизить долю теневой экономики.

«Лица, не вовлеченную в легальную экономику, вероятно, занимаются предпринимательской деятельностью, которая может оказаться невыгодной, если ее официально зарегистрировать. Например, приграничная торговля для лиц, которые ею занимаются, вряд ли будет выгодной, если они будут платить все таможенные пошлины и налоги. Поэтому им проще заплатить налог на тунеядство, чем выводить свою деятельность из тени», - считает эксперт BEROC.

Аналогичного мнения придерживается директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик .

«Налог с тунеядцев - неправильный инструмент для решения задачи по снижению доли теневой экономики в стране. Если человек зарабатывает в «тени», получает доход, ему выгоднее заплатить раз в год введенный сбор, эквивалентный 200 долларам, чем легализовать свою деятельность», - считает Александр Чубрик.

По его мнению, взимание специального сбора с так называемых тунеядцев необходимо отменить, поскольку этот налог может обернуться против наиболее уязвимых слоев населения, которые из-за неблагоприятной экономической ситуации в стране попадают под сокращение.

«В 2016 году из-за ухудшения экономической ситуации в стране спрос на рабочую силу снизился. Поэтому люди в нынешних реалиях могут остаться без работы не потому, что они не хотят работать, а из-за изменения ситуации на рынке труда. Сегодня приоритетная для государства задача должна заключаться в создании экономических условий для развития частного бизнеса, возникновения новых рабочих мест, а не в борьбе с тунеядством», - резюмировал Александр Чубрик.

Борьба с тунеядцами пока не привела к уменьшению масштаба скрытой безработицы. Новые данные, которые подготовил статистический комитет, свидетельствуют, что размер незарегистрированной безработицы не снижается. Насколько в таком случае будут эффективны очередные меры по борьбе с тунеядцами, которые вступят в силу в 2019 году?

Фото носит иллюстративный характер. Фото: Александр Чугуев, TUT.BY

Кто в Беларуси не работает и почему

На этой неделе Министерство труда и соцзащиты сообщило, что на 1 июля на учете в службах занятости состояло 17,8 тыс. безработных, и за последний год их количество сократилось на 48%.

Однако данные о зарегистрированной безработице не учитывают количество тех безработных, которые не хотят идти в службы занятости и регистрироваться. Мизерный размер пособия по безработице (в среднем около 27 рублей, то есть менее 15% бюджета прожиточного минимума) приводит к тому, что большинство просто не хочет собирать ворох документов для получения этих копеек.

Примерное понимание реальных масштабов незарегистрированной (скрытой) безработицы дает обследование домашних хозяйств по вопросам занятости. Однако результаты этого обследования обнародуются лишь однажды — в годовом бюллетене «Трудовые ресурсы и занятость населения в Республике Беларусь».

Данные за 2017 год, опубликованные в последнем выпуске бюллетеня, свидетельствуют, что в стране 230,8 тыс. «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней». С учетом того, что официально в стране трудоустроено 4,35 млн человек, выходит, что экономика не досчитывается около 5% работников, которые потенциально могли быть в ней заняты.

Кстати, помимо «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней», в экономике по разным причинам не заняты еще более 1 млн человек, находящихся в трудоспособном возрасте. В том числе 350,3 тыс. человек находятся в отпусках по беременности и родам, а также по уходу за ребенком до трех лет. Около 405 тыс. получают образование.

Кроме этого, согласно оценкам статкомитета, в стране 91,6 тыс. лиц ведут домашнее хозяйство, 82,4 тыс. лиц работают за границей, 38,6 тыс. человек считают, что нет возможности найти работу, а 20,8 тыс. человек официальная статистика относит к лицам, «не имеющим необходимости или желания работать».

Учитывая старение населения, государство хотело бы, чтобы количество тех, кто не занят в экономике, сокращалось. Однако борьба с так называемым тунеядством в 2016—2017 годы («заставить всех работать») в действительности не привела к сокращению масштабов незарегистрированной безработицы.

Результаты обследования домашних хозяйство по вопросам занятости свидетельствуют, что в 2012—2017 годы количество «лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих и готовых приступить к ней», даже увеличилось (с 211,1 тыс. в 2012-м до 230,2 тыс. и 230,8 тыс. в 2016—2017 годы соответственно).

Почему масштабы скрытой безработицы не удается снизить?

В 2017—2018 годы в Беларуси наблюдается снижение количества безработных, находящихся на учете в службах занятости. Почему же на этом фоне не удается снизить количество незарегистрированных безработных, которых государство в последние годы пытается вовлечь в экономику?

«Снижение количества зарегистрированных безработных ожидаемо. Во-первых, экономика вышла из рецессии, рынок труда стал оживать и стало появляться больше вакансий, которые закрыли часть безработных. Во-вторых, отменен налог в отношении тунеядцев, и безработным сейчас нет смысла регистрироваться в службах занятости, чтобы его не платить», — отмечает директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик.

Что касается масштабов незарегистрированной безработицы, то ее размер пока не удается снизить, поскольку не решены структурные проблемы, считает экономист.

«Борьба с тунеядством была направлена на то, чтобы заставить людей работать. Но как можно заставить работать тех, чья квалификация не соответствует потребностям рынка труда? Нужно не заставлять людей работать, а адаптировать их к потребностям рынка труда. Это актуально, в частности, по отношению к лицам предпенсионного возраста», — полагает Александр Чубрик.

В экспертных кругах существует также гипотеза, что часть незарегистрированных безработных на самом деле трудоустроены, но только не в Беларуси, а за пределами страны.

К слову, за 2015−2017 годы (по данным обследования домашних хозяйств) количество граждан Беларуси, трудоустроенных за границей, существенно увеличилось (38,9 тыс. в 2015-м, 59,3 тыс. в 2016-м, 82,4 тыс. в 2017-м).

Эксперты предполагают, что эти цифры не полностью отражают реальную ситуацию, так как не все белорусские гастарбайтеры трудоустроены официально и готовы в этом признаться.

Заместитель заведующего кафедрой народонаселения экономического факультета Московского госуниверситета Ирина Ивахнюк презентовала в 2017 году в Минске доклад о евразийском рынке труда, в котором отмечалось, что численность белорусских работников, трудоустроенных в России, может достигать миллиона человек.

А в исследовании, подготовленном в этом году российским Институтом демографии Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», говорится, что в 2017-м миграционный прирост населения России произошел в основном за счет прибывших в страну белорусов.

Ссылаясь на оперативные данные учета иностранных граждан, прибывающих в Россию, авторы исследования «Миграция в России. Предварительные итоги 2017 года» отмечают, что в 2017 году по сравнению с 2016-м «миграционный прирост населения России увеличился в обмене с Беларусью в 4,5 раза».

«На мой взгляд, имеет место быть арифметический казус, и граждане Беларуси, которые считаются незарегистрированными безработными, во многих случаях полностью или частично работают в России», — полагает заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации Георгий Гриц.

Между тем, государство не теряет надежду официально трудоустроить ту часть населения, которая пока в экономике не занята. В этом году Минтруда намерено создать базу данных лиц, не занятых в экономике, и с 1 января 2019 года «тунеядцы» должны будут оплачивать по полным тарифам горячее водоснабжение, а с 1 октября 2019 года газоснабжение и теплоснабжение.

Однако эксперты считают, что даже резкое повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги по отношению к так называемым тунеядцам не уменьшит масштабы скрытой (незарегистрированной) безработицы.

«Людей, которые хотят работать, но не могут найти достойную работу, нужно адаптировать к рынку труда путем переобучения и организации программ, которые гарантируют трудоустройство. Если вместо этого им повысят тарифы на жилищно-коммунальные услуги, мы увидим рост задолженности населения по оплате таких услуг, а не сокращение количества безработных», — прогнозирует Александр Чубрик.

Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в отношении лиц, не занятых в экономике, является неправильным решением, считают эксперты.

«В Конституции записано, что каждый гражданин имеет право на труд, а не обязанность. В стране нужно формировать условия для создания высокопроизводительных рабочих мест, а не заставлять людей выполнять работу, которую они делать не хотят», — резюмировал Георгий Гриц.

Вадим Долинин

В Белоруссии отменили сбор с граждан «налога на тунеядство». Президент республики Александр Лукашенко подписал декрет № 1 «О содействии занятости населения». Согласно новому документу, государственная политика будет направлена на стимулирование неработающих граждан к легальной занятости. Однако эксперты сомневаются, что властям страны удастся выполнить задачу по всеобщему трудоустройству - этому могут помешать объективные экономические обстоятельства. RT изучал новые методы борьбы с тунеядством в Белоруссии.

  • Reuters
  • Vasily Fedosenko

25 января президент Белоруссии Александр Лукашенко №1 «О содействии занятости населения». Этот документ стал «наследником» декрета №3 «О предупреждении социального иждивенчества», который в народе прозвали «декрет о тунеядцах».

Новый документ не предполагает взимания с трудоспособных неработающих граждан сбора на финансирование государственных расходов (прозванного в обществе «налог на тунеядцев»). При этом те, кто ранее был признан плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты. Новая концепция, прописанная в декрете №1, предусматривает всеобщее трудоустройство.

«Документ направлен в первую очередь на активизацию работы органов власти по максимальному содействию гражданам в трудоустройстве, стимулированию трудовой занятости и самозанятости населения», — указывает пресс-служба президента Белоруссии.

  • Александр Лукашенко
  • Maxim GUCHEK

Комиссии местного значения

Вся нагрузка по выполнению норм декрета перекладывается с налоговых органов на местные органы власти. Для этого исполкомы будут создавать постоянно действующие комиссии, в состав которых будут включаться депутаты всех уровней, представители местных органов власти и общественных объединений. Возглавлять эти комиссии будут председатели советов депутатов.

У таких комиссий будет две ключевые задачи. Первая — содействие гражданам в трудоустройстве, вторая — составление списков граждан, которые могут, но не хотят работать. С 1 января 2019 года такие лица будут оплачивать субсидируемые государством услуги по полной стоимости. Конкретный перечень услуг поручено определить правительству. Однако уже сейчас известно, что неработающие граждане лишатся субсидий по оплате коммунальных услуг, будут на 100% оплачивать медицину и образование.

Комиссии местных исполкомов будут также решать, действительно ли гражданин не хочет работать (ведёт асоциальный образ жизни) или он оказался в тяжёлой жизненной ситуации, а потому может не оплачивать социальные услуги по полной стоимости. Также местные органы власти должны будут индивидуально работать с гражданами по вопросу их трудоустройства.

При этом правительство страны должно принять ряд постановлений, которыми будут в том числе определены порядок отнесения трудоспособных граждан к не занятым в экономике, перечень социальных услуг, оказываемых данным гражданам по полной стоимости, порядок расчёта платы за эти услуги. Также именно правительство должно придумать, чем занять безработных граждан в регионах, — Совмину уже предписано установить прогнозные показатели в области содействия занятости населения.

В декрете также выделены «проблемные территории» — депрессивные регионы Белоруссии, в которых нет действующих производств, а значит, и рабочих мест за пределами бюджетных организаций.

На протяжении года правительство должно определиться с мерами экономического развития таких регионов, прежде всего за счёт поддержки местного малого и среднего бизнеса. В свою очередь, областные советы депутатов смогут дополнительно направлять средства местных бюджетов на мероприятия по содействию занятости населения на территориях с напряжённой ситуацией на рынке труда.

Как это было

Декрет «О предупреждении социального иждивенчества» Александр Лукашенко подписал в апреле 2015 года. Документ предусматривал, что граждане, не работающие более 183 календарных дней в году, должны заплатить в бюджет 20 базовых величин. На тот момент это была сумма в 360 белорусских рублей ($180).

Поначалу документ в обществе всерьёз не восприняли — до декабря 2016-го, когда налоговые инспекции разослали около 470 тыс. извещений о необходимости заплатить «налог на тунеядство».

Получилось, что декрет №3 фактически ввёл налог на безработных. Это , прокатившихся по стране в феврале — марте 2017 года. Предписанную сумму заплатили лишь 54 тыс. человек из 470 тыс.

9 марта 2017 года действие декрета было приостановлено, а на правительственном совещании Лукашенко заявил, что в течение года с неработающих не будут взимать сбор. Налоговым службам поручили вернуть деньги тем, кто уже заплатил «налог на тунеядство». Одновременно президент всех безработных.

Тогда же началась кардинальная переработка документа, результатом которой стало появление декрета №1.

Вопросы остались

«Само главное, что остаётся непонятным, — как требование к неработающим оплачивать, например, медицину стыкуется с Конституцией, по которой государственная медицина бесплатна для всех граждан, без каких-либо различий? Или образование — ребёнка неработающих родителей, получается, не возьмут в бесплатную школу?» — отметила в беседе с RT белорусский политик, лидер Международного центра гражданских инициатив «Наш Дом» Ольга Карач.

Она уточнила, что статья 41 белорусской Конституции прямо запрещает использование принудительного труда, и эта норма содержится во многих международных соглашениях, которые подписала республика.

«А тут, получается, мы видим принуждение к труду. Пока нет никакой ясности, как правительство решит эти противоречия», — подчеркнула Карач.

Другой важный вопрос, по мнению экспертов, — насколько реально всех трудоустроить. Несмотря на принимавшиеся правительством меры, данные государственного статистического ведомства («Белстат») показывают: в январе — сентябре 2017 года в экономике Белоруссии было занято 4 351 800 человек. Это почти на 65 тыс. (на 1,4%) меньше, чем в тот же период прошлого года.

  • Рабочие в цехе на территории завода в Белоруссии
  • РИА Новости
  • Евгений Биятов

«Занятость населения — это в первую очередь сфера ответственности конкретного региона. И кто, как не местные органы власти, видит ситуацию, владеет всей информацией для того, чтобы решать имеющиеся вопросы? Так что занятость людей становится одним из важнейших критериев оценки работы власти на местах», — заявила в интервью информагентству БелТА министр труда и социальной защиты Белоруссии Ирина Костевич.

По её словам, местные органы власти отвечают за реализацию конкретных мер по обеспечению занятости населения, «в том числе создание рабочих мест, содействие в трудоустройстве, переобучение, предоставление временной работы».

Стало известно, что Президент Беларуси 25 января 2018 года подписал Декрет №1 «По содействию занятости», который полностью изменяет ранее действовавший акт законодательства.

Так, новый декрет фактически отменяет ранее действовавший Декрет Президента №3.

Главное изменение состоит в том, что в соответствии с новым Декретом не будет взиматься с трудоспособных неработающих граждан сбор на финансирование государственных расходов.

Лица, которые ранее признавались плательщиками этого сбора, освобождены от его уплаты.

Однако, с 1 января 2019 года лица, ранее признававшиеся «тунеядцами», будут производить оплату субсидируемых государством услуг по их 100% стоимости.

Внимание!

Согласно постановлению Совета Министров РБ №314 от 24 апреля 2018 года трудоспособные граждане, не занятые в экономике , оплачивают стоимость коммунальных услуг, которые соответствуют полному возмещению затрат государства на оказание таких услуг, а именно:

  • горячее водоснабжение
  • теплоснабжение
  • газоснабжение (при наличии индивидуальных газовых отопительных приборов)

Также указывается, что будут создаваться комиссии, которые обеспечат максимально индивидуальный подход к каждому гражданину.

Комиссии будут предназначены для содействия в трудоустройстве неработающих граждан.

Работа специально созданных комиссий будет направлена на:

  • создание рабочих мест
  • содействие в трудоустройстве
  • представление временной работы
  • переобучение

По сути, часть статьи, которая идет ниже данной нивелируется из-за неожиданности подписания Президентом Декрета №1.

Декрет №3

В январе 2017 вышел Декрет Президента Республики Беларусь от 12.01.2017 «Об изменении Декрета Президента Республики Беларусь №3». В нем доработан Декрет Президента №3 «О предупреждении социального иждивенчества». Глава государства пояснил, что не будет взыскивать сбор за 2016 год с тех лиц, кто должен платить, а те, кто заплатил, не будут уплачивать за 2017 год, при условии их занятости на работе. Отменен данный декрет не будет, но его проработают в связи с многочисленными жалобами граждан.

Кому необходимо уплачивать сбор?

Платить нужно тем, кто не работал в течение года более чем 183 дня . Не платят лишь те, кто входит в перечень лиц, который недавно был дополнен новым декретом:

  • спортсмены национальных сборных команд Беларуси
  • студенты, получающие образование впервые на очном отделении
  • ИП, уплатившие налогов более чем на 20 базовых величин, установленной на 1 января соответствующего налогового периода
  • тяжелобольные
  • люди творческих профессий, подтвердившие членство в творческом союзе
  • представители церковных организаций
  • официально зарегистрированные безработные
  • один из родителей, воспитывающий ребенка в возрасте от 3 до 7 лет, не получающий дошкольное образование
  • военнослужащие
  • и другие (см. полный перечень )

Таким образом, государство борется с теми, кто вообще не работает или работает «неофициально».

Если работал менее чем 183 дня в году?

В случае, если вы работали менее 183 дней в году, но уплатили налогов на 20 и более базовых величин (базовая величина считается на момент 1 января года, за который вы платите сбор), то не подпадаете под Декрет №3. Однако, если налогов было уплачено менее чем 20 базовых за год, то уплачиваете лишь разницу между 20 базовых величин и фактической суммы, уплаченной вами.

Излишне уплаченные (взысканные) суммы сбора подлежат возврату или зачету в порядке, установленном налоговым законодательством.

Я работаю, но все равно приходит извещение об уплате сбора

Как мы помним, за 2015 год многим людям приходило извещение об уплате налога. Не пугайтесь, это ошибка налогового органа. В этом случае, если вы реально работали, то достаточно взять справку по месту работы, которая удостоверяет факт вашей занятости в данной организации (компании). Далее идете в налоговый орган, приславший вам извещение и вам аннулируют его.

Нет денег на налог

В соответствии с Декретом Президента №3 Местные Советы депутатов или местные исполнительные и распорядительные органы вправе освобождать от уплаты сбора, в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации. Под данной ситуацией понимается объективное обстоятельство или их совокупность, которое не зависит от гражданина, и он не может его преодолеть за счет имеющихся средств (например, смерть супруга (супруги), неспособность к самообслуживанию).
Важно!

За неуплату налога или уклонение от неуплаты грозит штраф, арест, а также отправка на принудительные работы.

Повлиял ли закон на безработицу?

В целом, численность безработных в 2017 году снизилась, по сравнению с 2016. Безработица составила 0,6%, а в 2016-0,8%. Также, увеличился спрос на рабочую силу, граждане стали чаще обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите населения. Число безработных по половому признаку-лидируют мужчины. Статистика идет с каждым годом в сторону уменьшения безработицы.

Хотите найти работу? Смотрите вакансии в Минске по ссылке:

От иностранных граждан, постоянно проживающих в Беларуси, потребовали предоставить «документ, подтверждающий наличие законного источника доходов».

«В связи со служебной необходимостью просим предоставить в срок до 07.12.2018 года в отделение гражданства и миграции Лидского РОВД… документ, подтверждающий наличие законного источника доходов». Такое письмо (или письма) отправлены гражданам Лиды за подписью начальника ОГиМ Лидского РОВД Л.Шадровой .

“Самодеятельность отдела по гражданству и миграции”

Ситуацию комментирует Олег Волчек , руководитель правозащитного центра «Правовая помощь населению» (зарегистрирован в Украине):

– Я получил несколько обращений от граждан, которым отдел по гражданству и миграции Лидского РОВД разослал гражданам других государств, постоянно проживающим на территории Беларуси. Возможно, эти действия предприняты в рамках реализации декрета №1. С людьми, которые обратились за помощью, я знаком еще с 2017 года: во время первой волны борьбы с тунеядством они получали «письма счастья» из налоговой на оплату налогового сбора. Тогда жители Лиды нигде не работали. Теперь их накрыла вторая волна борьбы с тунеядством.

– Что делать в такой ситуации?

– Такая форма подачи требований вызывает много вопросов. Например, что такое «служебная необходимость»? Каким нормативным актом такая «необходимость» регулируется? Почему не налоговая инспекция занимается изучением доходов иностранных граждан, а отдел по гражданству и миграции? Этот отдел вообще не имеет никакого отношения к источникам дохода граждан. Также непонятно, какой «документ» требует ОГиМ Лидского РОВД? Самодеятельность местного отдела по гражданству и миграции – иначе и не скажешь.

– Мне не понятна ни форма требования, ни мотив обращения к гражданам другого государства.

– Совет простой: в соответствии с законом «Об обращении граждан и юридических лиц» необходимо написать заявление на имя начальника Лидского РОВД с просьбой ответить на все те вопросы, на которые я указал выше. На основании полученного ответа нужно решить, насколько требования отдела по гражданству и миграции являются законными и обоснованными.

–Хотелось бы, чтобы руководство милиции проявляло уважение к иностранным гражданам, которые покупают здесь недвижимость, тратят свои сбережения и дают работу беларусам.

– Спешить с предоставлением в милицию документов не стоит, следует выяснить законность и обоснованность подобных требований.

Статьи по теме