Низкая налоговая нагрузка по ндс объяснение, образец. Расчет налоговой нагрузки по НДС: пример Налоговая нагрузка в году по отраслям

Любой предприниматель, стремясь к увеличению своей прибыли, ощущает неизбежное налоговое бремя. Естественно стремление снизить расходы на уплату налогов, при этом важно не переходить грань, определенную законом. Тем не менее, и слишком низкой налоговая нагрузка быть не может, потому что в таком случае практически наверняка налицо нарушения налогового законодательства, на выявление которых может быть направлена плановая либо внеплановая .

Из каких компонентов состоит налоговая нагрузка, какова ее роль в предпринимательской деятельности, как вычислить ее на разных экономических уровнях, под силу ли предпринимателю сделать это самостоятельно – все эти вопросы обсуждаем ниже. Присоединяйтесь!

Абсолютная и относительная налоговая нагрузка

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Государственные документы

Поскольку налоговая нагрузка занимает первое место среди критериев выбора «счастливчиков» для выездной налоговой проверки, документальное ее регламентирование относится прежде всего к документам, изданным ФНС. Отношения между плательщиками налогов и контролирующими органами регламентируют такие акты:

  • Приказ федеральной налоговой службы Российской Федерации «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 и его приложение № 3 – информационные данные, ежегодно пополняющиеся и обновляющиеся;
  • Письмо ФНС РФ «О работе комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы» от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 содержит формулу расчета налоговой нагрузки по различным видам налогов и особых налоговых режимов.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Вся эта информация содержится и на официальном сайте ФНС.

Кому и зачем это нужно

Определение, сколько денег уходит на налоги, является важным моментом, определяющим деятельность экономических субъектов на различных уровнях:

Какую именно нагрузку будем считать?

Упомянутые документы, помимо информационных сведений, могут дать предпринимателям возможность самостоятельного расчета налоговой нагрузки по специально разработанным формулам.

В первом документе (приказе ФНС) приведена общая формула, которая поможет в расчете совокупной налоговой нагрузки , то есть той доли средств, которые начислялись к уплате на основе налоговых деклараций, по отношению к сумме выручки, зафиксированной Госкомстатом (в отчете о доходах и прибылях).

ВАЖНО! В расчет такой нагрузки включается НДФЛ, а НДС – нет. При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС.

Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Формула расчёта налоговой нагрузки

Совокупная нагрузка

вычисляется очень усреднено. Формула ее крайне проста: это частное налоговых отчислений и выручки. В уточненном варианте она может выглядеть так:

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

– сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;
СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.
Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

: 1 100 000 + 1 200 000 + 520 000 + 250 000 + 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Нагрузка по конкретному налогу

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Уровень нагрузки по налогу на прибыль

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

Ее вычисляют по такой формуле:

ННп = Нп / (Др + Двн),

где:
ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;
Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;
Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;
Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.
Полученный результат умножается на 100%.

Уровень налоговой нагрузки по НДС

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

Нюансы налоговой нагрузки для разных типов предпринимателей

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение . Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС .

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой? » сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.11.2019 составляет

Информацию по безопасной доле вычета по регионам — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.11.2019 составляет

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 . Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей () .
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей () .
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил
1 400 000 / 1 500 000 = 93,33% .
Это больше порогового значения 88,76% для Москвы (на 1 ноября 2019 г.) , а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш» .

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 168 600 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу :

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Налоговая нагрузка – один из основных критериев, влияющий на решение налоговых органов о проведении выездной проверки . Чем ниже налоговая нагрузка, тем больше риск, что налогоплательщик будет включен налоговиками в план проверок . Более подробно о том, как рассчитать налоговую нагрузку предприятия самостоятельно, расскажем в нашей статье.

Налоговая нагрузка

В целом определить налоговую нагрузку можно, как процентное соотношение налогов, уплачиваемых налогоплательщиком, и его дохода. Налоговая нагрузка может рассчитываться для конкретной организации, ИП или физлица, для группы предприятий, для отрасли в целом и т.д.

На сегодня существуют разные методики расчета налоговой нагрузки, отличающиеся перечнем налогов, включаемых в расчет, и показателями, с которыми эти налоги сравнивают. ФНС в рамках налогового контроля применяет официальную методику расчета величины налоговой нагрузки, приведенную в Концепции системы планирования выездных проверок (утв. приказом ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333 в ред. от 10.05.2012).

Сделав предварительный расчет налоговой нагрузки, налогоплательщик может сам определить, какому уровню она соответствует, т.е. не является ли более низкой, чем требуется для конкретной предпринимательской отрасли. Для этого ФНС ежегодно публикует на своем официальном сайте средние отраслевые показатели налоговой нагрузки, также они приведены в приложении № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333. Если полученный показатель ниже среднеотраслевого, то организацию, скорее всего, отметят как кандидата на включение в план выездных проверок.

Чтобы оценить свои шансы на посещение инспекторами ФНС, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку. Сделать расчет можно самостоятельно, воспользовавшись уже названной выше Концепцией, а также письмом ФНС РФ от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 (с изм. от 21.03.2017). Эти документы содержат критерии и формулы, по которым налоговики определяют уровень налоговой нагрузки, рассмотрим их подробнее.

Совокупная налоговая нагрузка: формула расчета

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. Исключаются из расчета: страховые взносы , НДС на ввозимые в РФ товары, таможенные пошлины (письма ФНС РФ от 22.03.2013 № ЕД-3-3/1026 и от 11.01.2017 № 03-01-15/208).

Приведем пример расчета налоговой нагрузки:

ООО «Актив» работает на «упрощенке », занимаясь производством текстильной и швейной продукции. Показатели деятельности компании и исчисленные к уплате налоги в 2016 г., по данным представленных в ИФНС налоговых деклараций и расчетов, были следующими:

  • Выручка 45 млн руб.,
  • Налог, уплачиваемый в связи с применением УСН «доходы минус расходы» - 2,15 млн руб.,
  • Земельный налог – 100 тыс. руб.,
  • Транспортный налог – 150 тыс. руб.,
  • НДФЛ с выплат персоналу – 850 тыс. руб.,
  • Страховые взносы в ПФР, ФОМС, ФСС – 1,7 млн руб.

ООО «Актив» расчет налоговой нагрузки в 2017 году производит, основываясь на собственных показателях за прошедший календарный год (2016), а также с учетом среднеотраслевых показателей, опубликованных на сайте ФНС за 2016 год.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки предприятия не включается лишь сумма страховых взносов (1,7 млн руб.), а налоговые начисления по УСН, НДФЛ, земельному и транспортному налогам учесть необходимо:

Для текстильного и швейного производства 2016 г. среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 7,7% (приложение № 3 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). В случае «Актива» совокупная нагрузка ниже, чем в среднем по отрасли, а значит, велика вероятность включения компании в план ближайших выездных проверок.

Как посчитать налоговую нагрузку по налогу

Низкой нагрузкой по налогу на прибыль ФНС считает нагрузку менее 3%, а для торговой деятельности – менее 1% (письмо ФНС РФ № АС-4-2/12722 с изм. от 21.03.2017).

По НДС уровень налоговой нагрузки признается низким, когда вычеты по налогу за определенный период составляют более 89% по отношению к начисленному НДС (п. 2 приложения № 2 к приказу ФНС РФ № ММ-3-06/333). Но это усредненный показатель по стране в целом, а в субъектах РФ, на местных сайтах ФНС, регулярно обновляется информация о допустимом уровне вычетов по НДС, рассчитанная по региональным данным. Перед тем, как посчитать налоговую нагрузку предприятия, нужно учесть, что эти показатели могут быть как выше, так и ниже общероссийского уровня. Например, на 01.05.2017 г. «безопасная» доля вычетов по НДС в Дагестане составляла 86,1%, в Приморском крае – 92,7%, а в Московской области – 90,4%.

Если налоговая нагрузка низкая

Как видим, в интересах налогоплательщика знать, как считать налоговую нагрузку. Обнаружив при самостоятельном расчете отклонения от общепринятых показателей нагрузки в сторону занижения, лучше заранее подготовиться к объяснениям с налоговой инспекцией.

Далеко не всегда низкий уровень налогового бремени указывает на «уход» компании от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют иные ошибки, то причины могут быть вполне объективными, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Налоговая нагрузка – один из ключевых показателей деятельности компании. В этой статье расскажем, для чего нужен этот показатель, на что влияет и как его считать.

Есть два понятия налоговой нагрузки: абсолютная и относительная. Абсолютная – это общая сумма налогов и взносов, которые фирма перечисляет в бюджет. Относительная – это соотношение между суммой уплаченных налогов и каким-либо финансовым показателем, например, выручкой.

Пример

Абсолютная налоговая нагрузка фирмы за год – 1,5 млн руб.
Относительная – 12% от выручки.

То есть абсолютная нагрузка просто показывает, сколько налогов заплатила компания. Это не слишком информативный показатель для налоговой инспекции, он нужен больше самой компании для анализа. Относительная налоговая нагрузка характеризует, какая часть от денег компании уходит в бюджет. В этой статье мы будем говорить о нем.

Для чего нужен коэффициент налоговой нагрузки компании

Коэффициент налоговой нагрузки – это показатель, который используют налоговики, когда анализируют детальность компаний и выбирают, кого включить в план выездных проверок. Чем меньше налоговая нагрузка, тем больше вероятность, что организацию заподозрят в нарушении НК РФ и включат в план.

В Приказе ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» приведены критерии, по которым организация попадает в зону риска при составлении плана проверок. Первый пункт в списке – налоговая нагрузка на бизнес меньше, чем в среднем по отрасли.

Кроме того, показатель налоговой нагрузки в числе прочих используют и банки, когда решают, выдавать ли организации кредит. А еще банки контролируют налоговую нагрузку в целях соблюдения «антиотмывочного» закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ. Так, согласно Методическим рекомендациям ЦБ РФ № 18-Р, утвержденным в 2017 году, если сумма оплаты налогов меньше 0,9% от общего оборота по счёту, то это признак «плохого» клиента. Банк может отказать в обслуживании такому клиенту.

Как рассчитать налоговую нагрузку организации

Согласно Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ совокупную нагрузку считают как соотношение всех уплаченных налогов.

В письме от 29.06.18 № БА-4-1/12589@ ФНС конкретизировала порядок расчета:

    выручку нужно брать без НДС и акцизов;

    в сумму налогов включают и уплаченный НДФЛ;

    страховые взносы в расчет не включают.

Полученный показатель надо сравнивать с данными из Приложения 3 того же приказа, где ФНС ежегодно публикует усредненные данные по отраслям.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности по итогам 2018 года ()


В таблице справочно приводится и фискальная нагрузка по страховым взносам.

Пример

Строительная организация по данным налоговых деклараций уплатила за 2018 год 950 тыс. руб. налогов, включая НДФЛ. Страховые взносы – 430 тыс. руб. Выручка организации за 2018 год без НДС составила 10,5 млн руб.

Суммарная налоговая нагрузка:
950 000 / 10 500 000 * 100 = 9,05
Налоговая нагрузка по страховым взносам:
430 000 / 10 500 000 = 4,1

Сравним полученные коэффициенты со средней нагрузкой по отраслям за 2018 год. Для строительства среднее значение совокупной нагрузки – 10,4, по страховым взносам – 4,4.

У компании из нашего примера показатели ниже среднеотраслевых, а значит она попадает в зону риска и ее, скорее всего, включат в план проверок.

Бывает, что некомпетентные инспекторы при расчете налоговой нагрузки берут не все показатели, например, только налог на прибыль, а сравнивают со среднеотраслевой нагрузкой из указанного письма. Так они получают неверную картину с заниженной налоговой нагрузкой и запрашивают у организации пояснения. В такой ситуации направьте в налоговую свой расчет, с учетом всех налогов, и пояснения к расчету.

Проверить налоговую нагрузку компании и сравнить ее со среднеотраслевыми показателями можно с помощью специального сервиса на сайте ФНС «Налоговый калькулятор для расчета налоговой нагрузки» . Он подходит для тех, кто платит налоги по общей системе налогообложения.Сервис позволяет сравнить свою налоговую нагрузку, в том числе по отдельным налогам, со средними значениями по отрасли в разрезе регионов. Также в сервисе есть информация о среднем уровне зарплаты, рассчитанном на основе справок 2-НДФЛ.

Любая организация хочет платить поменьше налогов. Это нормально и не запрещено, если не применять незаконные методы оптимизации. С другой стороны, стоит компании снизить платежи и отклониться от средних цифр по отрасли – к ней приходят с проверкой. 1C-WiseAdvice тщательно следит за тем, чтобы нагрузка всегда оставалась в безопасной зоне и не отклонялась от референтных значений больше, чем на 10%. Это позволяет не привлекать внимания ФНС и снизить риск выездной налоговой проверки практически до нуля.

Нагрузка по НДФЛ

Письмо ФНС от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@ определяет налоговую нагрузку ИП по НДФЛ как отношение исчисленного НДФЛ от предпринимательской деятельности к общей сумме доходов от данной деятельности.

Если нагрузка по НДФЛ низкая, предпринимателя вызовут на комиссию в налоговую инспекцию. Но что считать низкой налоговой нагрузкой – в письме не сказано.

Но в этом же письме есть другой критерий – доля профессиональных вычетов для расчета НДФЛ. Если это доля превышает 95%, ИП становится кандидатом для вызова на комиссию .

Что касается организаций, то здесь налоговики анализируют не относительную нагрузку по НДФЛ, а динамику уплаченных сумм. Инспекторы анализируют показатели отчетов 6-НДФЛ и вызывают на комиссию, если:

  • поступления НДФЛ снизились по сравнению с прошлым кварталом или годом больше, чем на 10 процентов;
  • по суммам НДФЛ сделали вывод, что организация платит зарплату меньше среднего уровня в регионе по этому виду деятельности.

Таким же образом анализируют расчеты по страховым взносам и смотрят, не снизились ли суммы взносов при том же количестве работников.

Нагрузка по налогу на прибыль

В действующих документах нет методики расчета нагрузки отдельно по налогу на прибыль. Она была прописана в письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, которое сейчас отменено.
Но не исключено, что налоговики и сейчас могут пользоваться той же методикой при анализе нагрузки налогоплательщиков.

Формула расчета выглядит так:


В упомянутом письме под низкой понимают налоговую нагрузку:

Нагрузка по НДС

Ситуация та же, что и с нагрузкой по налогу на прибыль. Методика была прописана в отмененном письме ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

Но в части НДС налоговиков куда больше интересует не относительная налоговая нагрузка по НДС, а удельный вес вычетов в общей сумме начисленного НДС.

Его рассчитывают так:



Согласно приказу ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ организация относится к группе риска, если удельный вес вычетов превысит 89%. Это общероссийский показатель, в разных регионах эта величина может быть чуть меньше или больше. Информацию о безопасной доле вычетов по регионам можно получить

Если доля вычетов в вашей компании превышает безопасный уровень, вас могут включить в план выездных проверок, запросить пояснения или вызвать на комиссию, где будут убеждать сдать уточненную декларацию с меньшими вычетами.

Полезно перед сдачей каждой декларации проверять удельный вес вычетов по НДС. Если удельный вес окажется выше безопасного, можно перенести часть вычетов на будущее, чтобы не привлекать внимания. Но вы не обязаны этого делать. Если у вас все чисто, и вы готовы к вопросам, приготовьтесь дать пояснения и предоставить подтверждающие документы.

Как видите, единого метода расчета нет, и никто не знает, каким именно способом воспользуются налоговики на местах, когда будут проводить предпроверочный анализ. Юристы 1C-WiseAdvice имеют многолетний опыт работы в ФНС, поэтому способны взглянуть на проблему глазами налоговика.

Обратитесь к нам за комплексным бухгалтерским обслуживанием – и вы сможете быть уверены в том, что налоговая нагрузка на ваш бизнес никогда не станет объектом для внимания налоговиков. Мы всегда держим руку на пульсе, а налоговая нагрузка – одна из контрольных точек, которая отслеживается каждый раз накануне сдачи отчетности.

Так, за две недели до сдачи очередной налоговой отчетности мы сообщаем клиенту размер планируемой налоговой нагрузки, а также предлагаем варианты ее корректировки с целью оптимизации налоговых платежей. И только после согласования предложенных вариантов делаем финальный расчет налогов и формируем налоговую отчетность.

Заказать услугу

При решении вопроса о проведении в отношении организации выездной проверки ИФНС исследует различные факторы. Основной из них — показатель налоговой нагрузки. Что понимается под налоговой нагрузкой и как рассчитывается налоговая нагрузка по НДС, расскажем в нашей консультации.

Что такое налоговая нагрузка?

Под налоговой нагрузкой (НН) понимается показатель, определяемой как частное от деления суммы уплаченных налогов (Н) к обороту (выручке) (О) (п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

НН = Н / О

Указанный показатель может рассчитываться как по конкретному налогоплательщику, так и по их группам. Например, для определения среднеотраслевых коэффициентов налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, ведь показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности являются открытой информацией. Эти сведения размещаются на официальном сайте ФНС в специальном разделе .

Так, например, средний показатель налоговой нагрузки в целом по отраслям по итогам 2017 года составил 10,8%, а в т.ч. в сельском хозяйстве - 4,3%, в строительстве - 10,2%, в торговле - 3,2% (Приложение № 3

Соответственно, если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается риск назначения в отношении такого налогоплательщика выездной налоговой проверки (п. 1 Раздела 4 Приложения №1 , п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В расчете налоговой нагрузки участвуют все уплаченные организацией или ИП налоги, за исключением страховых взносов и ввозного НДС. А оборот берется по данным бухгалтерского учета как сумма выручки без НДС и прочих доходов (Письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208 , Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@).

О том, как можно составить пояснения на запрос ИФНС о снижении налоговой нагрузки, мы рассказывали .

Налоговая нагрузка по НДС

Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога. Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить. И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание. Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.

Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100).

Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев. О том, что понимается под безопасной долей НДС-вычетов, мы рассказывали в отдельном .

Статьи по теме