В упд грузополучатель обособленное подразделение ставится кпп. Приобретение и продажа товаров через обособленное подразделение: правильно оформляем счета-фактуры (Лисицына М., Лахман Р.). День составления УПД не совпадает с днем отгрузки

Указание КПП организации-грузополучателя в счетах-фактурах: спорный вопрос

Д.И. Крымский , юрист юридической компании "Пепеляев Групп", к.ю.н.

При оформлении счетов-фактур на практике возникает вопрос о порядке указания в них надлежащего КПП грузополучателя в тех случаях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации. Как ни странно, до настоящего момента неопределенность в правоприменительной практике по этому простому и даже "техническому" вопросу надлежащим образом не устранена: противоречивая позиция, отраженная в официальных разъяснениях, лишь подливает "масла в огонь". Как же следует поступить в этой ситуации и какие последствия могут возникнуть в случае ошибки?

Правовое значение указания КПП в счете-фактуре

Согласно п. 2 ст. 169 НК РФ счета-фактуры являются основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету при выполнении требований, установленных в форме и реквизитам счета-фактуры.

Так, п. 5 ст. 169 НК РФ предусмотрено, что в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), должны быть, в частности указаны: наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя; наименование и адрес грузоотправителя и грузополучателя.

Как указано в абз. 2 п. 2 ст. 169 НК РФ ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога .

Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных п. 5 ст. 169 НК РФ, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога , предъявленные продавцом.

Как указывал Конституционный Суд РФ в Определениях от 15.02.2005 г. № 93-О и от 18.04.2006 г. № 87-О, по смыслу п. 2 ст. 169 НК РФ соответствие счета-фактуры требованиям, установленным п. 5 и 6 данной статьи, позволяет определить контрагентов по сделке (ее субъекты), их адреса, объект сделки (товары, работы, услуги), количество объем) поставляемых (отгруженных) товаров (работ, услуг), цену товара (работ, услуг), а также сумму начисленного налога, уплачиваемую налогоплательщиком и принимаемую им далее к вычету. Таким образом, назначением счета-фактуры является установление определенного круга сведений. Если счета-фактуры, по которым оспаривается налоговый вычет, содержат полную и достоверную информацию о продавце и позволяют установить все указанные сведения, то отказ в вычете неправомерен.

Указание КПП в счете-фактуре НК РФ не предусмотрено , что объясняется в значительной степени тем, что этот показатель не является "идентифицирующим" налоговозначимым признаком именно в отношении налогоплательщика. КПП присваивается не только налогоплательщику, но и его обособленным подразделениям, которые плательщиками НДС не являются, то есть сам по себе реквизит КПП обусловлен лишь целями учета и не порождает обязанности по уплате налога. То есть, хотя КПП и свидетельствует о том, что в документе, в котором он упомянут, речь идет об обособленном подразделении, КПП носит скорее технический характер.

Так, если ИНН (идентификационный номер налогоплательщика) идентифицирует именно налогоплательщика, то КПП самого налогоплательщика не идентифицирует, не может служить целям такой идентификации и является дополнительным показателем. Такой вывод может быть сделан исходя из целей введения в налоговое законодательство и порядка формирования данного показателя.

Как было указано в Приказе Госналогслужбы РФ от 27.11.1998 г. № ГБ-3-12/309: "в связи с особенностями учета налогоплательщиков - организаций, определенных положениями абз. 2 п. 1 ст. 83 НК РФ, в дополнение к идентификационному номеру налогоплательщика (ИНН) организации вводится код причины постановки на учет, который состоит из следующей последовательности цифр слева направо: код государственной налоговой инспекции, которая осуществила постановку на учет организации по месту ее нахождения, месту нахождения ее филиала и (или) представительства, расположенного на территории Российской Федерации, или по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств (NNNN ); код причины постановки на учет (PP ); порядковый номер постановки на учет по соответствующей причине (XXX ). Структура кода причины постановки на учет представляет собой девятизначный цифровой код: NNNNPPXXX ". С учетом изложенного, КПП не может относиться к "идентификационному номеру", о котором говорится в п. 5 ст. 169 НК РФ.

Форма счета-фактуры и порядок его заполнения на основании п. 8 ст. 169 НК РФ установлены Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 г. № 1137 (далее - Постановление № 1137).

Указанным Постановлением № 1137, конкретизирующем положения ст. 169 НК РФ , предусмотрено, что в строке 6б счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, отражается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя. Однако в этом случае речь идет о КПП именно налогоплательщика -покупателя. В свою очередь в отношении НДС обособленные подразделения организации статусом налогоплательщика не обладают, что следует из норм гл. 21 НК РФ (ст. 143 НК РФ) и неоднократно подтверждалось финансовыми органами . Следовательно, формально, с учетом буквального смысла и системного толкования приведенных выше норм законодательства, основания для отражения КПП фактического грузополучателя-обособленного подразделения, отсутствуют. В таком случае законодательство не содержит "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), не позволяющих налогоплательщику избрать корректную, соответствующую закону, модель действий: по прямому указанию законодательства в счете-фактуре должен быть проставлен КПП покупателя, а не обособленного подразделения - фактического грузополучателя.

Кроме того, исходя из гражданско-правового содержания заключенных договоров, обособленные подразделения также не могут быть признаны покупателем в том случае, если в них указано, что покупателем выступает именно головная организация. В свою очередь, как указывал Конституционный Суд, для определения налоговых последствий необходимо учитывать их гражданско-правовую основу , т.е. обособленные подразделения как самостоятельные экономические субъекты в договорных отношениях по поставке не участвуют. Отражение КПП обособленного подразделения означало бы, что оно является покупателем товаров, что не соответствует заключенному договору. Разный КПП позволял бы дифференцировать покупателя, но если им с правовой точки зрения является лишь одно лицо (головная организация, как это отражено в договоре), то отражение КПП обособленного подразделения лишено смысла и обусловлено лишь целями "внутреннего" учета перемещения поставленного товара к структурному подразделению покупателя.

Противоречивые разъяснения

Исходя из буквального содержания правил оформления счетов-фактур (ст. 169 НК РФ и Постановления № 1137), следует критически оценивать разъяснения финансовых органов, которые не обладают силой законодательных актов .

Имеющиеся разъяснения Минфина России не восполняют какие-либо пробелы и не устраняют противоречия в законодательстве, а, напротив, порождают неопределенность для налогоплательщиков. Так, анализ официальных разъяснений показывает отсутствие единообразного подхода по рассматриваемому вопросу.

С одной стороны, Минфин России указывал, что "в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации " (письма от 07.08.2012 г. № 03-07-11/260, от 26.01.2012 г. № 03-07-09/03).

В других разъяснениях изложен противоположный подход. К примеру, в письме от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36 отмечено, что "при приобретении товаров (работ, услуг) подразделениями организации по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего подразделения ". Аналогичный вывод содержится в письме от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 (эта позиция, как прямо указано в письме от 24.07.2013 г. № 03-07-09/29204, на сегодняшний день не изменилась), при этом Минфин отклонил ссылку на ранее изданное им же разъяснение, указав следующее: "что касается Письма Минфина России от 26.01.2012 N 03-07-09/03, … в соответствии с которым в случае приобретения товаров (работ, услуг) головной организацией для своих подразделений по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП головной организации, то указанное Письмо является ответом на частный запрос налогоплательщика о заполнении указанной строки счета-фактуры при приобретении головной организацией товаров (работ, услуг), которые в дальнейшем подлежат передаче обособленному подразделению " . Данный подход отражен и в ряде более ранних писем Минфина России (2009-2012 гг.).

Вместе с тем такие различия в разъяснениях, представляется, не свидетельствуют о наличии "неустранимых сомнений, противоречий и неясности" (п. 7 ст. 3 НК РФ), поскольку налогоплательщик должен руководствоваться нормами законодательства, по смыслу которых, как было показано выше, указание КПП покупателя не является определяющим реквизитом для целей НДС и в принципе относится только к налогоплательщику-стороне сделки , а не фактическому грузополучателю.

Нужно ли исправлять счета-фактуры?

Что касается необходимости внесения исправлений в счета-фактуры в части отражения КПП, то следует заметить, что в правилах заполнения счетов-фактур указано на то, что исправление счетов-фактур возможно в случае ошибок либо искажений. Вместе с тем, об искажениях и ошибках может идти речь, если законодательство о налогах и сборах с такими ошибками или искажениями связывает наступление каких-либо последствий, т.е. должна быть установлена значимость такого реквизита, его обязательность.

Иными словами, ошибкой/искажением является ситуация, когда в счете-фактуре не отражено то, что должно было быть отражено в соответствии с установленными правилами его заполнения. Если прямая обязанность по отражению именно такого реквизита и в таком порядке отсутствует, то нет и ошибки, а, следовательно, и оснований для внесения исправлений, замены счета-фактуры.

Неверный КПП или его отсутствие в счете-фактуре не препятствуют применению вычета по НДС

Независимо от того, какой КПП проставлен организацией в счете-фактуре, данное обстоятельство не признается в текущей правоприменительной практике как основание для отказа в применении вычетов.

Материалы судебной практики не свидетельствуют о возникновении риска в применении вычетов по налогу, хотя само наличие таких доводов со стороны налоговых органов в принципе свидетельствует, что появление подобных претензий исключить полностью нельзя. Вместе с тем, учитывая позицию судов, вероятность разрешения такого спора в пользу налогоплательщика является высокой.

В частности, отклоняя доводы налоговых органов, суды основываются на том, что ст. 169 НК РФ не предусматривает обязательное указание в счете-фактуре КПП, а, следовательно, неверное указание либо отсутствие КПП не препятствует праву на применение налоговых вычетов .

Такой подход закреплен не только в Определении ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08, но и в практике (последующей и предыдущей) нижестоящих судов, о чем свидетельствуют, к примеру, постановления ФАС Московского округа от 07.09.2011 г. № А40-136255/10-129-436, от 23.04.2009 г. № КА-А40/3582-09, от 22.09.2006 г. № КА-А40/8042-06, ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2008 г. № А33-6296/07-Ф02-967/08, ФАС Северо-Западного округа от 13.04.2007 г. № А42-5675/2006 (Определением ВАС РФ от 03.08.2007 г. № 9457/07 отказано в передаче в Президиум), 9ААС от 18.12.2009 г. № 09АП-24725/2009-АК, 4ААС от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09), 13ААС от 09.07.2007 г. № А21-6917/2006 (оставлено без изменения постановлением ФАС Северо-Западного округа от 24.10.2007 г. № А21-6917/2006), 9ААС от 16.10.2006 г. № 09АП-12910/2006-АК (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 29.12.2006 г. № КА-А40/12851-06) и др.

При этом даже в тех случаях, когда суды соглашаются, что ошибочное отражение либо отсутствие КПП является дефектом, они признают такой дефект счета-фактуры незначительным, не препятствующим применению вычетов по данным счетам-фактурам (постановления 10ААС от 16.11.2011 г. № А41-5915/11, 12ААС от 31.10.2008 г. № А12-8136/08-с29 и др.).

Данная практика сохраняется на протяжении последних лет и является стабильной.

Варианты действий

Таким образом, в ситуациях, когда покупателем по договору поставки является головная организация, а фактическим грузополучателем выступает обособленное подразделение этой организации, в отношении выставляемых счетов-фактур может быть избран один из трех вариантов действий:

Указание КПП головной организации. Такие действия будут формально соответствовать как Постановлению № 1137, так и не будут входить в противоречие с гражданским обязательством (содержанием заключенного договора поставки). Такой подход может быть оправдан ссылками на соответствующие разъяснения Минфина России;

Указание КПП обособленного подразделения. Несмотря на то, что такой подход тоже отражен в ряде писем Минфина России, напрямую он не вытекает из Постановления № 1137;

Указание одновременно двух КПП (обособленного подразделения - фактического получателя товара и головной организации - покупателя по договору) за счет внесения в утвержденную форму счета-фактуры дополнительного реквизита. Такой подход также допускается Минфином России .


В тех случаях, когда законодатель придавал указанию КПП правовое значение, на это прямо указывается в соответствующих нормах НК РФ (в частности, п. 9, 15, 18, 19 ст. 204 НК РФ применительно к акцизам).

Как следует из содержания указанных правил, требования к счету-фактуре в части указания КПП, отраженные в Постановлении, существенно дополняют нормы ст. 169 НК РФ. Вместе с тем, такое противоречие должно разрешаться в пользу ст. 169 НК РФ, чего, как показано далее, в целом придерживаются и суды. Так, к примеру, 4ААС в постановлении от 22.04.2010 г. № А19-24868/09 (оставлено без изменения постановлением ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.07.2010 г. № А19-24868/09) указал следующее: "факт неправильного указания кода причины постановки на учет в спорных счетах-фактурах не имеет правового значения для оценки правомерности применения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 г. № 914 является подзаконным нормативным актом , который, согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, не может дополнять или изменять законодательные акты о налогах и сборах ". В этом русле высказался и ФАС Северо-Кавказского округа, который в постановлении от 04.06.2008 г. № Ф08-3055/2008: "в данной норме [подп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ] отсутствует прямое указание на обязательное отражение в счете-фактуре КПП продавца и покупателя. Требование об обязательном проставлении в счете-фактуре КПП установлено лишь п. 12 постановления Правительства РФ от 16.02.2004 г. № 84 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2000 N 914": в строках счета-фактуры 2б "ИНН продавца" и 6б "ИНН покупателя" необходимо указывать КПП продавца и покупателя соответственно. Однако статья 169 Налогового кодекса Российской Федерации прямо говорит о том, что невыполнение требований к заполнению счета-фактуры, не предусмотренных пунктами 5 - 6 статьи 169 Налогового кодекса Российской Федерации, не является достаточным основанием для отказа в принятии к вычету или возмещению налога на добавленную стоимость. В Налоговый кодекс Российской Федерации изменения о необходимости проставления в счете-фактуре КПП не внесены, основным требованием является лишь проставление наименования, адреса и идентификационного номера налогоплательщика. Следовательно, отсутствие КПП или неправильное его указания не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога, поскольку не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации " (Определением ВАС РФ от 10.10.2008 г. № 12585/08 отказано в передаче в Президиум).

В частности, в письмах Минфина России от 02.11.2011 г. № 03-07-09/36, от 15.05.2012 г. № 03-07-09/55 и др. Также, исходя из п. 5 ст. 174 НК РФ, обособленные подразделения не представляют налоговую декларацию по НДС (такая декларация представляется по месту нахождения головной организации за всю организацию в целом, т.е. без разделения налога по обособленным подразделениям), кроме того гл. 21 НК РФ уплата НДС по месту нахождения обособленных подразделений не предусмотрена. К тому же, в п. 5 ст. 169 НК РФ в качестве реквизита счета-фактуры указано на "идентификационные номера налогоплательщика и покупателя ", т.е. законодатель имеет в виду именно налогоплательщиков-сторон сделки, а не их обособленные подразделения. Во взаимосвязи данные положения законодательства позволяют сделать вывод, что для целей НДС отражение в счете-фактуре именно обособленного подразделения не является юридически значимым.

Так, из правовой позиции, сформулированной в Постановлении от 13.03.2008 г. № 5-П, следует, что налоговые обязательства организаций являются прямым следствием их деятельности в экономической сфере и потому неразрывно с ней связаны; возникновению налоговых обязательств, как правило, предшествует вступление организации в гражданские правоотношения, т.е. налоговые обязательства базируются на гражданско-правовых отношениях либо тесно с ними связаны. Эту правовую позицию КС РФ воспроизводит и в более поздних Постановлениях (в частности, в Постановлении от 01.03.2012 г. № 6-П).

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если товары (работы, услуги) поставляются (выполняются, оказываются) обособленному подразделению покупателя, то поставщик (подрядчик, исполнитель) в строке 6б счета-фактуры должен указать ИНН покупателя и КПП соответствующего обособленного подразделения покупателя.

Обоснование вывода:
Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав сумм налога к вычету в порядке, предусмотренном НК РФ ( , НК РФ).
Требования к оформлению счетов-фактур, выставляемых при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, изложены в и НК РФ.
Если счета-фактуры не соответствуют требованиям, перечисленным, в и НК РФ, то по таким счетам-фактурам вычет покупателю не предоставляется ( НК РФ).
Однако ошибки в счетах-фактурах и корректировочных счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам при проведении налоговой проверки идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), имущественных прав, наименование товаров (работ, услуг), имущественных прав, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм налога ( НК РФ).
Согласно НК РФ в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, должны быть указаны наименование, адрес и идентификационные номера налогоплательщика и покупателя.
При этом нормы НК РФ не раскрывают порядка заполнения указанных реквизитов, равно как и не устанавливают каких-либо особенностей их заполнения при отгрузке товаров (оказании услуг, выполнении работ) через обособленное подразделение (обособленным подразделением) организации или при получении товаров (оказании услуг, выполнении работ) на склад обособленного подразделения (обособленному подразделению) организации.
НК РФ установлено, что форма счета-фактуры и порядок его заполнения, формы и порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж устанавливаются Правительством РФ.
Во исполнение данной нормы принято и действует Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по НДС" (далее - Постановление N 1137). В указанное Постановление Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 внесен ряд изменений, вступивших в силу с 01.10.2017.
В частности, изменения затронули порядок заполнения строк 2а "Адрес" и 6а "Адрес" счета-фактуры. Так, на основании пп.пп. "г", "к" п. 1 Правил заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС, утвержденных N 1137 (далее - Правила), с 01.10.2017 по этим строкам должен быть указан (смотрите также Минфина России от 10.11.2016 N 03-07-14/65748):
- для юридических лиц - адрес, указанный в Едином государственном реестре юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), в пределах места нахождения юридического лица;
- для индивидуальных предпринимателей - место жительства, указанное в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП).
На основании пп. "д" п. 1 Правил в строке 2б счета-фактуры указывается идентификационный номер и код причины постановки на учет налогоплательщика-продавца. В данной норме не говорится, каким образом заполнять ИНН и КПП продавца, если товары (работы, услуги) реализуются через обособленные подразделения организации.
С 01.10.2017 Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 в пп. "д" п. 1 Правил внесены изменения, заключающиеся в добавлении абзаца 6 следующего содержания: "При составлении счета-фактуры экспедитором, застройщиком или заказчиком, выполняющим функции застройщика, приобретающими у одного и более продавцов товары (работы, услуги), имущественные права от своего имени, указываются идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-продавца (экспедитора, застройщика или заказчика, выполняющего функции застройщика)". То есть новации, внесенные в пп. "д" п. 1 Правил с 01.10.2017, не изменяют порядка указания ИНН и КПП продавца при условии, что реализацию товаров (работ, услуг) налогоплательщик осуществляет через свое обособленное подразделение. Также в пп. "д" п. 1 Правил не говорится об указании в счете-фактуре КПП исходя из данных, указанных в ЕГРЮЛ.
Согласно позиции уполномоченных органов, если организация реализует товары (работы, услуги) через свое обособленное подразделение, то счета-фактуры по отгруженным товарам (выполненным работам, оказанным услугам) могут выписываться обособленными подразделениями только от имени организаций. При этом при заполнении счетов-фактур по товарам (работам, услугам), реализованным организацией через свое обособленное подразделение, в строке 2б "ИНН/КПП продавца" счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего обособленного подразделения ( Минфина России от 18.05.2017 N 03-07-09/30038, от 30.05.2016 N , от 03.06.2014 N , от 04.07.2012 N , от 03.04.2012 N , от 10.02.2012 N , от 26.01.2012 N , от 02.11.2011 N , ФНС России от 16.11.2016 N СД-4-3/21730@, письмо ФНС России от 08.07.2014 N ГД-4-3/13250@ (размещено на сайте ФНС в разделе "Разъяснения ФНС, обязательные для применения налоговыми органами")).
В силу пп. "л" п. 1 Правил в строке 6б счета-фактуры указывается идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-покупателя.
В данной норме не сказано, какой КПП указывать продавцу при реализации товаров (работ, услуг) обособленным подразделениям покупателя.
Правительства РФ от 19.08.2017 N 981 с 01.10.2017 никак не изменило норму пп. "л" п. 1 Правил, в том числе не обязывает продавца указывать КПП покупателя, согласно данным, указанным в ЕГРЮЛ.
В связи с этим в данный момент можно применять разъяснения уполномоченных органов по рассматриваемому вопросу, данные до 01.10.2017.
По мнению специалистов финансового ведомства в случае реализации товаров (работ, услуг) обособленному подразделению покупателя по строке 6б счета-фактуры "ИНН/КПП покупателя" указывается КПП соответствующего обособленного подразделения ( Минфина России от 04.05.2016 N 03-07-09/25719, от 26.02.2016 N , от 05.09.2014 N , от 15.05.2012 N , от 13.04.2012 N , от 02.11.2011 N , от 14.01.2010 N ). Аналогичной позиции придерживаются налоговые органы ( УФНС России по г. Москве от 19.05.2009 N 16-15/049391, от 20.03.2008 N ).
При этом специалисты Минфина России считают, что только в случае приобретения непосредственно головной организацией товаров (на ее склад), которые в дальнейшем будут переданы обособленному подразделению, по строке 6б "ИНН/КПП покупателя" в счете-фактуре указывается КПП головной организации ( Минфина России от 15.05.2012 N 03-07-09/55, от 26.01.2012 N ).
Таким образом, если товары (работы, услуги) поставляются (выполняются, оказываются) обособленному подразделению покупателя, то поставщик (подрядчик, исполнитель) в строке 6б счета-фактуры должен указать ИНН покупателя и КПП соответствующего обособленного подразделения покупателя.
При этом заметим, что НК РФ прямо не определяет КПП продавца (покупателя) в качестве обязательного реквизита счета-фактуры. Необходимость его указания в счетах-фактурах установлена Правилами.
В то же время акты исполнительных органов власти, в том числе Правительства РФ, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, то есть нормы НК РФ в целом и НК РФ в частности, что прямо установлено НК РФ.
Поэтому если рассматривать возможное неверное указание КПП как ошибку в счете-фактуре, то она не препятствует налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров, наименование товаров, их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, что не является основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС (смотрите, например, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2012 N 17АП-1211/12, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.01.2013 N 11АП-16278/12, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2017 N 15АП-4606/17).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Минфин уточнил, как нужно заполнять счета-фактуры при реализации товаров через обособленные подразделения

Если организация реализует товары через свое обособленное подразделение, то счета-фактуры по отгруженным товарам могут выписываться филиалом только от имени организации. При этом в строке 2б «ИНН/КПП продавца» счета-фактуры следует указывать КПП соответствующего обособленного подразделения. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 18.05.17 № 03-07-09/30038 .

Чиновники напоминают, что составлять счета-фактуры должны плательщики налога на добавленную стоимость. Обособленные подразделения плательщиками НДС не являются (ст. НК РФ). Вместе с тем, в соответствии с правилами заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. постановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137), в строке 26 «ИНН/КПП продавца» указываются идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки на учет налогоплательщика-продавца. Поэтому, если организация реализует товары через свои обособленные подразделения, то счета-фактуры по отгруженным товарам выписываются на имя организации-продавца (в частности, наименование, адрес, ИНН). При этом в строке 2б нужно отражать КПП соответствующего филиала. А как быть, если в строке 2б указано КПП головной организации? Будет ли такая ошибка являться основанием для отказа покупателю данного товара в принятии к вычету НДС? Прямой ответ на этот вопрос авторы письма не дали. Но при этом напомнили положения пункта 2 статьи НК РФ. Согласно этой норме, ошибки в счетах-фактурах, не препятствующие налоговым органам идентифицировать продавца, покупателя товаров (работ, услуг), наименование товаров (работ, услуг), их стоимость, а также налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю, не являются основанием для отказа в принятии к вычету сумм НДС.

Отметим, что КПП не входит в число обязательных реквизитов счета-фактуры (п. 5 ст. НК РФ). Отсутствие КПП или неверный номер не мешают идентифицировать продавца, а значит, не могут препятствовать вычету НДС в силу положения пункта 2 статьи НК РФ. В этой же норме сказано, что невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи НК РФ, не может являться основанием для отказа в вычете. Обоснованность этого подхода подтверждается судебной практикой (см. «Какие ошибки в счетах-фактурах не препятствуют вычету: свежие примеры из арбитражной практики »).

Однако для того, чтобы избежать споров с налоговиками, лучше руководствоваться приведенными выше разъяснениями Минфина. Поэтому тем, кто покупал товары (работы, услуги) у филиалов, стоит проверить, правильно ли в счетах-фактурах указан КПП продавца. Сделать это можно с помощью специальных сервисов, которые позволяют автоматически сопоставить данные не только в счетах-фактурах, но и в книгах покупок/продаж и журналах полученных и выставленных счетов-фактур.

Вопрос: Учет по обособленным подразделениям в УТ 10.3 и БП ред2


Доброго всем времени суток.

Базы: Управление торговлей 10.3 и Бухгалтерия предприятия (2 редакция)
У организации два территориально разделенных склада Склад1 и Склад2. Решили оформить обособленное подразделение на Склад2. Обособленное подразделение не будет выделено на собственный баланс.
1. Вопрос по методологии ведения учета в УТ 10.3.
В базе уже ведется учет и заведены Склад1 и Склад2. На сколько понимаю, не нужно заводить отдельную организацию для обособленного подразделения? А передача товаров между подразделениями осуществляется документом ПеремещениеТоваров?
В печатных формах документов РеализацияТоваровИУслуг и ПоступлениеТоваровИУслуг как отразить факт движения по обособленному подразделению, т.е. что КПП другой? Есть штатный механизм?
2. Ведение учета в Бухгалтерия предприятия (2 редакция)
Для меня вообще темный лес. Нужно обязательно на версию КОРП переходить, для учета по обособленным подразделениям? Поделитесь опытом.
3. При выгрузке данных из УТ в БП штатными средствами по каким критериям определяется какому подразделению принадлежит документ? По реквизиту "Подразделение" в документах?

Заранее признателен за ответы.

Ответ:

Одна тема - один вопрос, тем более, что ответ на один вопрос зависит от решения других

Для учета по обособленным подразделениям надо заводить организации и использовать БП Корп. Неочевидно, что Вам нужен такой учет, особенно в УТ

Если уж менять конфигурации, то имеет смысл посмотреть в сторону БП3.0 и УТ11.2, где гораздо больше возможностей учета по обособленным подразделениям (ОП) штатными средствами

Для выбора-печати КПП ОП в УТ10.3 надо допиливать - добавлять в подразделения (а не в склады, раз уж обмен с БП) реквизит КПП. Не буду развивать эту тему, т.к. я небольшой сторонник использования нештатного функционала

Без допиливания (и перехода на другие конфигурации) - в справочнике Контрагенты заводите собственного контрагента (своей) организации, т.е. со всеми теми же данными (головной) организации, но с КПП обособленного подразделения. У пользователя выставляете этого контрагента как основного грузоотправителя - будет по умолчанию выставляться в документах по умолчанию и прописываться в печатных формах.

Вопрос: УПП подстановка КПП обособленного подразделения в УПД и СФ


Здравствуйте.

Продаём товары сетям. У них есть обособленные подразделения.

Завёл контрагента "Головной" и "Обособленный" поставил галочку входит в холдинг и указал головную организацию. У них одинаковый ИНН и Юр адрес. Но разные КПП.

Затем оформляю Реализацию. В качестве контрагента указан "Головной" контрагент. В качестве грузополучателя "Обособленный". При печати СФ или УПД берётся КПП контрагента, а не грузополучателя.

Где то читал что должно подставляться КПП грузополучателя("Обособленного" контрагента).

Кто нибудь сталкивался? Вручную можно указать по гиперссылке в документе. А как сделать что бы автоматически подставлялся КПП грузополучателя?

Ответ:

эм.
Да нормально вроде работает все (ну счет-фактура по крайней мере, УПД не пользуюсь). Хотя у меня печать счет-фактуры несколько переделанная, поэтому как в оригинале работает не могу утверждать.

Да, в счет фактуре должен быть КПП грузополучателя.

Там это, тот который обособленный, у него в карточке в поле "Вид" что выбрано?

Вопрос: Иерархия обособленных подразделений в БП Корп 2.0


Настроен обмен между ЗУП 2.5 и БП Корп 2.0. Обмен практически типовой. По сути из ЗУП выгружается только документ "отражение зарплаты в регл. учете".
В ЗУП сейчас есть иерархия подразделений такого вида: у родителя (назовем подразделение А) включен флаг "обособленное подразделение", у самого-же подразделения (подразделение В) этот флаг не установлен. Т.е. структура вида А -> В. При выгрузке в БП КОРП появляется такая-же иерархия, но заметил, что при попытке записи в БП Корп подразделения Б пишется такое сообщение:
"Указанное подразделение является обособленным.
В группу обособленных подразделений может входить только обособленное подразделение". Т.е. конфигурация запрещает внутри обособленного подразделения делать необособленные.
Может кто знает, почему такое ограничение установлено (причем этого ограничения нет в ЗУП). Мне кажется что как раз такая структура более логична, чем когда в обособленных подразделениях внутри тоже обособленные...
Ну и раз это все каким-то образом загрузилось в БП Корп какие глюки из-за этого могут появиться?
К сожалению пока довольно далек от особенностей бух. учета, поэтому если можно, то более понятно объяснить))
Спасибо.

Ответ: () расчет долей будет неверным, т.к., насколько я помню, во всех запросах во всех условиях в запросах стоит "= &ОбособленноеПодразделение", а не "В ИЕРАРХИИ" и т.п.

() "Когда на практике хотят, чтоб это было не так, то регают в программе обособку"
Это у кого такая практика? У методологов фирмы 1С?
Вот чтоб такой х..ней не заниматься, а нормально распределять затраты по реально существующим подразделениям внутри обособленного требуется секс с программой.

Вопрос: Перемещение обособленного подразделения в ЗУП 3.1


День добрый.

В справочнике Подразделения есть два корневых подразделения, одно из которых обособленное.
Кадры решили, что пора этому обособленному подразделению войти в состав другого, не обособленного - технически просто перенести одно в другое.

Возник вопрос, так ли все просто - как это отразится на дальнейшем ведении учета - на расчете зп, налогов, расчете при увольнении, отпуска, больничных и прочее.

Есть ли подводные камни, или можно просто перенести одно в другое и не париться?

Ответ: когда коту заняться нечем...

передайте это своим кадровикам.

Если подразделение существовало в виде обособленного давно, то ничего уже не нужно переделывать, только из-за того, что хвост виляет собакой - списочный состав текущего подразделения уже работает в обособленном и для него ничего не меняется.

А что сам элемент справочника подразделений изменит свою управленческую, а не регламентированную принадлежность - от этого ни холодно, ни жарко.

Вопрос: Бух. 3.0 КОРП - нет обособленных подразделений


Всем привет. Заметил, что в одной из баз нет обособленных подразделений, хотя конфигурация КОРП. Есть подозрение, что не поставил какую то злосчастную галочку, аккуратно спрятанную разработчиками.
Если зайти в подразделения, то мы не можем ему задать статус обособленного и в плане счетов нет группировки по ним.

Хотя в других базах оно есть. Например вот:

И настройки все сравнил и в конфигураторе посмотрел предопределенные в плане счетов, не могу найти в чем причина. Прошу помощи гуру.

Ответ: Налоговая инспекция задана, нашел в константах "ВестиУчетПоПодразделениям" и проставил "ДА". В подразделениях теперь можно выбрать обособленное а в счете так и не появился по ним отбор. Может еще есть варианты?

Вопрос: Оплата от обособленного подразделения


Добрый день. Имеем УТ 10 10-3-36-1 (невидоизмененную)

Вопрос 1:
есть ли какой-то механизм в торговле: когда оплата проходит от контрагента, а забирает товар обособленное подразделение этого контрагента(со своим расчетным счетом и КПП), как сделать так чтоб разрыва не было между оплатой и товаром??
Вопрос 2:
Вопрос тот же самый, только участники это контрагент и дочерняя компания.

Ответ:

Головная, та - что платит обычно, по договору проходит, а обособленное указываете, как грузополучателя для документов.

Вопрос: бухгалтерия 3.0 отчет 6-НДФЛ обособленное подразделение


1С:Предприятие 8.3 (8.3.6.2390)
Бухгалтерия предприятия, редакция 3.0 (3.0.43.241)

Как сделать отчет 6-НДФЛ по обособленному подразделению?

У сотрудников установлено: основное подразделение, обособленное подразделение.
Обособленное подразделение не выделено на отдельный баланс.

В форме 6-НДФЛ можно выбрать ИНФС.
Но привязки обособленного подразделения к ИФНС я не могу найти. Может подскажете как привязать?

Ответ: В коде отчёта есть деление по Организации,КПП,ОКТМО.

Вопрос: Ограничение прав доступа по обособленному подразделению


Приветствую!

Бухгалтерия 3.0 КОРП. Столкнулся с задачей: нужно ограничить права доступа по обособленным подразделениям. Решил использовать типовой функционал по ограничению прав по организациям. Завели все обособленные подразделения в справочник организаций с указанием головной организации, пользователям ограничения по созданным организациям назначили. Однако не работает. Стал смотреть ограничение доступа справочника "Организации" в конфигураторе, там следующее прописано:

// ОрганизацияЧтение
// Можно читать если есть доступ к (по или) // Организации // Головной организации данной организации // Любой организации с головной организацией равной головной организации данной
Что же получается, разделить доступ таким образом не получится, если у организаций указана одна головная? Кто-нибудь сталкивался? Можно как-нибудь обмануть?

Ответ: Разбираюсь с шаблонами ограничений. Если я правильно понял, есть используемый шаблон ограничений, а есть дополнение к нему, которое прописывается для каждого объекта отдельно. Например, для справочника организаций ограничение доступа к данным имеет следующий вид:

// ОрганизацияЧтение // Можно читать если есть доступ к (по или ) // Организации // Головной организации данной организации // Любой организации с головной организацией равной головной организации данной #ПоЗначениямРасширенный("Справочник.Организации", "Чтение", "", "ЛЕВОЕ СОЕДИНЕНИЕ Справочник.Организации КАК ОбособленныеПодразделения
ПО  //Т.ГоловнаяОрганизация <> ЗНАЧЕНИЕ(Справочник.Организации.ПустаяСсылка)  //И (  // Т.ГоловнаяОрганизация = ОбособленныеПодразделения.ГоловнаяОрганизация  // ИЛИ  // Т.ГоловнаяОрганизация = ОбособленныеПодразделения.Ссылка  //)  //ИЛИ  //Т.Ссылка = ОбособленныеПодразделения.ГоловнаяОрганизация Т.Ссылка = ОбособленныеПодразделения.Ссылка", "", "Организации", "Т.Ссылка", "ИЛИ (", "Организации", "Т.ГоловнаяОрганизация","И", "","Т.ГоловнаяОрганизация <> ЗНАЧЕНИЕ(Справочник.Организации.ПустаяСсылка)", ") ИЛИ", "Организации", "ОбособленныеПодразделения.Ссылка", "", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","", "","","")
Т.е. используется шаблон "#ПоЗначениямРасширенный" и к нему потом еще присоединяется условие по головное организации. Закомментировав строки как показано выше, я получил необходимое мне ограничение. Но получается, это нужно делать для каждого объекта конфигурации и для каждой роли, предоставляющей доступ к этому объекту отдельно? Или я тут не правильно понимаю что-то?

Дату составления универсального передаточного документа необходимо указать в строке 1 «Счет-фактура № ___ от __________». Она должна соответствовать дате, которая отражается в строке 11 УПД «Дата отгрузки, передачи (сдачи)„__“ ___________ 20__ г.».

При этом допускается незначительное расхождение между моментом составления универсального передаточного документа и датой отгрузки (передачи) ценностей в следующих случаях:

  • если отгрузка фактически состоялась на следующий день после оформления документа;
  • если оформление документа происходит после даты фактической отгрузки (передачи).

Такой вывод следует из части 3 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, приложения № 3 к письму № ММВ-20-3/96.

Нумерация УПД

Организации, являющиеся плательщиками налога на добавленную стоимость и применяющие универсальные передаточные документы, в качестве счетов-фактуры и передаточных документов (статус «1»), нумеруют их (поле «Счет-фактура № «) в хронологическом порядке, для нумерации счетов-фактур. Это связано с тем, что для счетов-фактур номер является обязательным реквизитом.

Согласно приложениям 1 и 2 к постановлению Правительства РФ № 1137, порядковые номера счета-фактуры, корректировочного счета-фактуры присваиваются в общем хронологическом порядке. Таким образом, нумерация счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, счетов-фактур на аванс, универсальных передаточных документов со статусом документа «1» должна быть единой.

Кстати, покупатель вправе заявить вычет по налогу на добавленную стоимость по счету-фактуре, даже если поставщик неправильно нумерует такие документы. Такие разъяснение приведены в письме от 11 октября 2013 г. № 03-07-09/42466.

Универсальный передаточный документ со статусом «2» нумеруется в порядке, установленном в организации, поскольку для первичных учетных документов законодательством о бухгалтерском учете такой реквизит, как «Номер документа», в качестве обязательного не установлен.

А вот если организация, являющаяся плательщиком налога на добавленную стоимость, оформляет универсальный передаточный документ как со статусом «1», так и со статусом «2», тогда эти документы подлежат раздельной нумерации.

Обязательные реквизиты УПД

Для вычета НДС. С той частью УПД, которая является счетом-фактурой, все привычно. Здесь нужно ориентироваться на привычные правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137. Согласно этому документу, в общем случае заполнять нужно все реквизиты счета-фактуры. За исключением тех, показатели по которым отсутствуют, например по российским товарам не надо заполнять графы 10, 10а и 11.

Для подтверждения расходов. Эти данные можно определить из таблиц, приведенных в приложении № 3 и 4к письму ФНС России № ММВ-20-3/96. Часть показателей уже содержится в части счета-фактуры. Поэтому перечислим другие данные, которые не связаны с НДС.

Основание передачи и получения товаров (работ, услуг) - строка

В рекомендациях прямо не сказано, что эта строка является обязательной для заполнения. Тем не менее ее лучше не оставлять пустой. В УПД безопаснее привести дату и номер договора, по которому компания отгружает товары или оказывает услуги. Если поставщик выдавал товары по доверенности, то нужно также указать реквизиты этого документа. Это дополнительно будет доказывать реальность сделки.

Должности и подписи сотрудников продавца и покупателя, которые отгрузили или получили товары, услуги, работы - строки , . А также собственно за оформление этих операций у поставщика и покупателя - строки , .

Если это те же работники, которые отгружают (принимают) товар, подпись можно второй раз не ставить, а указать только должность.

Наименование компаний, которые составили документ, - строки и .

В данном случае налоговики имеют в виду компанию, которая выписала УПД. Как правило, это поставщик или исполнитель услуг (работ). И ее контрагента - покупателя или

Необязательные реквизиты УПД

Остальные реквизиты обязательными не являются. Но многие из них все же лучше заполнить, чтобы у контролеров не было лишних

Дата отгрузки и получения товаров (работ, услуг) - строка

Здесь должна стоять дата фактической отгрузки. Если компания не заполнит эти данные, будет считаться, что товар отгружен на дату составления документа (строка 1).

Налоговики допускают ситуацию, когда даты в строке 1 и будут отличаться-то есть компания составит УПД раньше, чем отгрузит товар. Например, поставщик составит универсальный документ в декабре. Но из-за того, что транспорт сломался и товар отгрузили только в январе, УПД бухгалтер зарегистрирует в книге продаж за I квартал. В таком случае датой выставления счета-фактуры будет считаться показатель строки , то есть день фактической отгрузки. И такое несовпадение не должно мешать вычетам и расходам.

Хотя напомним, раньше чиновники настаивали, что счет-фактуру нельзя выставлять раньше отгрузки товаров (письмо Минфина России от 9 ноября 2011 г. № 03-07-09/39), несмотря на то, что запрета на это нет (п. 3 ст. 168 НК РФ). А вот по правилам бухучета первичный документ составляют, когда компания совершает сделку или хозяйственную операцию, а не раньше этого момента (п. 3 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).

Поэтому безопаснее все-таки не составлять УПД до отгрузки товаров. Исключением могут быть ситуации, которые мы приводили выше. То есть если товар не смогли отгрузить покупателю по объективным причинам.

Покупателю ревизоры советуют всегда фиксировать в строке дату, когда компания получила товары, приняла услуги или работы. Если этот показатель покупатель все-таки не укажет, будет считаться, что он получил товар на день, указанный в строке . А если и эта строка не заполнена, то на дату документа в строке 1. Здесь главное не запутаться, ведь от этой даты зависит период, в котором покупатель заявляет вычеты или списывает расходы.

Данные о перевозке - строка

В УПД желательно указать реквизиты транспортной накладной, путевых листов или других документов, которые подтверждают доставку товара покупателю. Это позволит подтвердить факт поставки товаров.

Бланк УПД предполагает наличие печати (М.П.). Но из разъяснений по заполнению документа следует, что печать можно не ставить. Ведь этот реквизит для первички обязательным не является.

Тем не менее печать повышает доверие к документу как со стороны инспекторов, так и контрагентов. Поэтому лучше заверять универсальный документ печатью. К тому же, если на печатях есть полные названия компаний, их можно не дублировать в строках и .

Дополнительные показатели

По разъяснениям ФНС России, налогоплательщик вправе добавлять в составляемый документ дополнительные сведения, необходимые сторонам оформляемой операции (п. 3 письма от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121). Ведь и в счет-фактуру, заменой которого, по сути, и является УПД, можно вводить дополнительные реквизиты (письма Минфина России от 4 сентября 2012 г. № 03-07-08/264 и от 9 февраля 2012 г. № 03-07-15/17).

В частности, ФНС России (письмо от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121) указала, что налогоплательщик вправе внести в УПД дополнительные столбцы по аналогии со столбцами «А» и «Б» или добавить новые строки по аналогии со строками 8-19.

Впрочем, непосредственно в УПД и так предусмотрены поля, в которых стороны могут отразить дополнительную информацию по сделке. В частности, в строке 12 продавец может указать иные важные сведения, касающиеся отгрузки товара или передачи иного актива покупателю. В свою очередь покупатель вправе отразить дополнительные сведения об их получении или приемке в строке 17. Хотя, конечно, при заполнении типовой формы УПД в этих строках может просто не хватить места для указания всей необходимой информации. Так что проще вводить в УПД дополнительные реквизиты или поля.

Кроме того, ФНС России не против добавления в УПД дополнительных подписей должностных лиц продавца или покупателя, если, согласно утвержденному у них документообороту, за правильность оформления конкретной операции отвечают одновременно несколько работников. Это указано в рекомендациях по заполнению строк 13 и 18 УПД (приведены в приложении № 3 к письму ФНС России № ММВ-20-3/96).

Также в ФНС России указали, что применение УПД не ограничивает права компаний на использование иных форм первичных учетных документов (письма от 29 января 2014 г. № ГД-4-3/1402 и от 21 октября 2013 г. № ММВ-20-3/96). Главное, чтобы эти документы соответствовали требованиям, предъявляемым к первичке (ст. 9 Закона о бухгалтерском учете).

Например, чтобы факт оказания услуг контрагенту, российская организация может в дополнение к УПД составить акт об их оказании. Причем она вправе оформить его на двух языках (письмо ФНС России от 29 января 2014 г. № ГД-4-3/1402). Впрочем, в этом случае использование УПД вряд ли будет иметь смысл. Ведь главная цель перехода на использование данного документа заключается в упрощении документооборота. Если же организация станет дублировать УПД другими первичными документами, ей, наоборот, потребуется больше времени на оформление хозяйственных операций и сбор подписей всех ответственных лиц. Хотя в отдельных случаях, наверное, и это допустимо (например, по просьбе крупного или особо важного контрагента).

Таким образом, если форма универсального передаточного документа по определенным причинам не удовлетворяет требования сторон сделки, российская организация, использующая в отношениях с российскими деловыми универсальный передаточный документ, вправе применять документ иной формы (в том числе составленный на двух языках) для оформления аналогичных хозяйственных операций с иностранными контрагентами, не зарегистрированными на территории России. Таким иным документом может быть, например, самостоятельно разработанный двуязычный акт сдачи-приемки выполненных работ, оказанных услуг, который должен содержать все семь обязательных реквизитов, предусмотренных пунктом 2 статьи 9 Закона о бухгалтерском учете, и был утвержден в составе учетной организации или в отдельном приложении к договору.

Это значит, что применение универсального передаточного документа можно совмещать с применением иных форм первичных учетных документов. В этом случае часть сделок, например по оказанию услуг, у организации будет оформлена универсальным передаточным документом, а часть - двуязычным актом и счетом-фактурой. Никаких налоговых рисков здесь не возникнет.

Поэтому организация вправе оставить за собой свободу действий при выборе того или иного первичного документа, подтверждающего отгрузку товаров, выполнение работ или оказание услуг как российским, так и иностранным контрагентам. Она может утвердить универсальный передаточный документ в качестве первичного учетного документа, который может использоваться для отражения фактов хозяйственной жизни. Наравне с этим организация может оставить в перечне применяемых первичных документов и товарную накладную, акт выполненных работ/оказанных услуг или иной документ. Также в своей учетной политике организация может указать, что по выбору либо по согласованию с контрагентом, в том числе иностранным, она вправе использовать любую из форм первичных учетных документов, которые подтверждают передачу контрагенту товара, выполнение работ, оказание услуг, передачу имущественных прав.

Регистрация документа

Для регистрации УПД в книге продаж и книге покупок нужно разобраться с датой совершения операции.

По мнению налоговиков, регистрация УПД, так же как и счета-фактуры, производится в том налоговом периоде (квартале), в котором возникает налоговое обязательство у продавца (исполнителя).

Напомним, что моментом определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) является одна из следующих дат (п. 1 ст. 167 НК РФ):

  • день передачи товара (груза) покупателю или перевозчику для доставки покупателю;
  • день передачи имущественного права;
  • день оказания услуг (при длящихся услугах - последний день налогового периода, то есть квартала);
  • день сдачи заказчику результатов выполненных работ (и в тех случаях, если созданная (обработанная, переработанная) в ходе работ вещь передавалась для перевозки в более ранние сроки).

Если УПД составлен на одну из этих дат, то она и считается днем совершения операции в целях налогообложения.

Универсальный передаточный документ регистрируется в книге продаж за тот налоговый период, к которому относится момент определения налоговой базы, а это дата отгрузки, совпадающая с датой составления счета-фактуры (кроме случаев сдачи работ, когда моментом определения налоговой базы является дата их приемки).

Ситуация меняется, если дата оформления (выставления) универсального передаточного документа не совпадает с днем совершения хозяйственной операции. Тогда день составления УПД является просто показателем, позволяющим однозначно документ. В книге продаж УПД регистрируется не на дату его составления, а исходя из момента определения налоговой базы, то есть даты фактической отгрузки, кроме случаев сдачи работ, когда моментом определения налоговой базы является дата их приемки.

Регистрация счетов-фактур в книге покупок производится по мере возникновения права на налоговые вычеты и не ранее принятия на учет полученных товаров, результатов работ, услуг.

Право на налоговые вычеты возникает у налогоплательщика в налоговом периоде, в котором приобретенные товары (работы, услуги), имущественные права приняты к учету на основании первичных учетных документов, и при наличии счетов-фактур (письмо Минфина России от 21 апреля 2014 г. № ГД-4-3/7593).

В этой связи исправленный счет-фактура (УПД) регистрируется покупателем в книге покупок и, соответственно, суммы НДС предъявляются покупателем к вычету в том налоговом периоде, в котором получен исправленный счет-фактура (УПД), при одновременном соблюдении иных условий, предусмотренных главой 21 Налогового кодекса РФ.

А как быть, если покупатель товаров (работ, услуг), имущественных прав до внесения продавцом исправлений в счет-фактуру (УПД) зарегистрировал его в книге покупок и принял сумму НДС к вычету?

Тогда покупателю следует внести соответствующие изменения в книгу покупок в порядке, установленном пунктом 9 Правил ведения книги покупок, применяемом при по НДС согласно постановлению Правительства № 1137.

При регистрации исправленного УПД в книге продаж продавцу товаров (работ, услуг), имущественных прав необходимо руководствоваться порядком, установленным пунктом 11 Правил ведения книги продаж, применяемом при расчетах по НДС согласно постановлению Правительства № 1137.

Обратите внимание: начиная с I квартала 2015 года большинство компаний больше не должны вести журнал учета выставленных и полученных счетов-фактур (п. 3 ст. 169 НК РФ). Значит, и отражать в нем УПД больше не нужно.

Журнал учета обязателен только для посредников (п. 3.1 ст. 169 НК РФ). Не важно, работают они на общей системе или спецрежиме. Под посредниками в данном случае понимаются:

  • комиссионеры и агенты, которые реализуют или приобретают товары от своего имени;
  • застройщики;
  • компании, которые работают по договору транспортной экспедиции и учитывают в доходах только посредническое вознаграждение.

Порядок и срок хранения УПД

Обычно организация хранит первичные учетные документы и счета-фактуры отдельно друг от друга. Универсальный передаточный документ - это комплексный документ, объединивший счет-фактуру и передаточный (отгрузочный) документ. Если организация приняла решение применять универсальный передаточный документ, ей придется самой утвердить правила хранения таких документов. Ведь ни бухгалтерское законодательство, ни постановление Правительства РФ № 1137 не устанавливают специальных требований к хранению первичных учетных документов, в том числе являющихся основанием для получения налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость (п. 2 письма ФНС России от 24 января 2014 г. № ЕД-4-15/1121).

Возможны такие варианты хранения универсальных передаточных документов (см. также таблицу):

1) хранить универсальные передаточные документы отдельно от первичных учетных документов и счетов-фактур (первичных и корректировочных);

2) хранить универсальные передаточные документы вместе со счетами-фактурами.

Хранение универсального передаточного документа

Статус УПД Назначение УПД Какие традиционные документы нужны/не нужны Нумерация УПД Хранение УПД

Статус «1» Используется одновременно и как счет-фактура, и как передаточный документ (для получения вычетов по НДС и подтверждения расходов в бухгалтерских и налоговых целях) Обычный счет-фактура и обычный первичный учетный документ не нужны В хронологическом порядке, установленном для нумерации счетов-фактур По выбору организации, закрепленному в учетной политике:

  • или отдельное хранение УПД от первичных учетных документов и от счетов-фактур (первичных и корректировочных);
  • или хранение УПД вместе со счетами-фактурами. Срок хранения - не менее пяти лет после года составления

Статус «2» Используется только как передаточный документ, подтверждающий расходы в целях бухгалтерского учета, и в целях при упрощенке (с объектом «доходы минус расходы»), при уплате ЕСХН Необходим еще обычный счет-фактура В порядке, установленном в организации (в зависимости от действующей в организации системы идентификации документов)

По нашему мнению, последний вариант является наиболее предпочтительным, поскольку хронология нумерации универсальных передаточных документов и счетов-фактур едина. Используя такой способ хранения, организация сможет быстро найти необходимый документ. Выбранный вариант хранения надо отразить в учетной политике организации.

Конкретные сроки хранения универсального передаточного документа ФНС России в своих рекомендациях и разъяснениях не установила. Безопаснее универсальные передаточные документы хранить, как и обычные первичные учетные документы, - не менее пяти лет после года составления, то есть по правилам, которые действуют для хранения первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета и (ч. 1 ст. 29 Закона о бухучете).

Статьи по теме