Учет операций по кассе предприятия. Бухгалтерский учет операций с наличностью. Порядок осуществления операций

В практике отечественного предпринимательства широкое распространение получили расчеты с использованием наличности. Обширное применение такого инструмента обуславливается его удобством и универсальностью. Но нужно учитывать, что использование наличных денег не должно нарушать нормы российского права, в том числе и об обязанности по учету кассовых операций.

Нормативное регулирование кассовых операций

Сфера применения наличных расчетов строго регламентирована Центробанком России в Указаниях от 07.10.2013 № 3073-У . Так, наиболее часто организации могут использовать деньги из кассы на заработную плату, выдачу под отчет, расчеты с партнерами, получение и внесение денег на соответствующий счет и так далее. На цели, не указанные Банком России, наличные денежные средства компании направлять не могут.

При любом использовании наличных денег соответствующее предприятие обязано неукоснительно соблюдать и иной нормативный акт Центробанка Российской Федерации, которым являются Указания от 11.03.2014 № 3210-У (далее — Указания). Поименованный нормативный документ содержит исчерпывающий перечень процедур, необходимых для правильного ведения кассовой дисциплины компании.

Лимиты кассы

Для того, чтобы начать осуществление наличных расчетов, соответствующее предприятие должно обзавестись кассой. В данном случае имеются в виду не ККМ или ККТ, а помещение и организация работы. Игнорирование предприятием описанной обязанности будет расценено контролирующими инстанциями в качестве нарушения кассовой дисциплины, а компания, совершившая названный проступок, может быть привлечена к ответственности в виде штрафа, размер которого установлен КоАП России.

Стоит отметить, что без надлежащей организации работы с наличными деньгами правильный учет кассовых операций невозможен.

Для исполнения предписаний Центробанка РФ компании, использующие наличность и оставляющие ее в кассе, должны рассчитать лимиты на остаток денег. От такой обязанности освобождаются предприниматели и малые предприятия.

Необходимо обратить внимание на отсутствие обязательности установления лимитов каждым предприятием, использующим в своей деятельности наличность. Расчет максимального размера остатка денег в кассе позволяет юридическому лицу не сдавать средства, вписывающиеся в расчетные рамки, в банк. Если же компания не рассчитала лимит, то он считается равным нулю и по окончании рабочего дня наличных денег у предприятия быть не должно.

Для правильного учета кассовых операций предприятие при определении лимита должно использовать формулы, разработанные Центробанком Российской Федерации. Поименованные алгоритмы отражены в приложении к Указаниям ЦБ РФ. В расчетах следует использовать фактические показатели каждого предприятия. Для законного увеличения лимита компаниям целесообразно брать максимальные значения показателей, используемых в расчете.

Важно отметить, что компания не имеет права применять лимит, установленный произвольно. Если расчет производится предприятием, созданным недавно и не имеющим необходимой статистики, то при определении лимита следует использовать планируемые значения.

Введение разработанного лимита в действие осуществляется через издание генеральным директором предприятия соответствующего приказа. Форма такого документа не утверждена, и специальные требования к ней не предъявляются. Поэтому каждая компания издает соответствующий приказ в произвольной форме. Обязательными к включению в такой документ являются сами размеры максимальных сумм наличности, период действия лимитов и их расчет.

Компании, имеющие в своем составе обособленные подразделения, которые территориально удалены от головной организации, при расчете лимитов должны учитывать свои структуры. В этом случае определяющее значение имеет адресат, куда сдаются наличные деньги.

Если наличные средства поступают в кассу головной компании, то лимиты рассчитываются с учетом доли соответствующего подразделения.

Иная ситуация возникает, когда обособленная структура сдает деньги в банк самостоятельно. В этом случае следует устанавливать самостоятельные лимиты для каждого такого подразделения.

Из сказанного выше следует, что правильный бухгалтерский учет кассовых операций невозможен без установления лимитов на остаток наличных. Это применяется в случаях, когда предприятие накапливает денежные средства по окончании рабочего дня.

Кассовые операции

По общему правилу действия предприятий, связанные с приемом или выдачей наличных денег, являются кассовыми операциями. Их участником может быть любое лицо, отвечающее признакам дееспособности и правоспособности.

Для единообразного оформления движения наличных денег Госкомстат России Постановлением от 18.08.1998 № 88 разработал и утвердил унифицированные формы документов. Утвержденные бланки применяются субъектами для наличных расчетов и используются при учете кассовых операций. Их заполнение является обязательным. Составление документов по иным формам свидетельствует о нарушении кассовой дисциплины и наказывается штрафом.

Основной документацией по бухгалтерскому учету кассовых операций, необходимой для правильного оформления операций с наличными деньгами, является:

  • расходный кассовый ордер;
  • приходный кассовый ордер;
  • кассовая книга;
  • расчетно-платежная ведомость.

Любые движения наличных денег в кассе компании обязательно оформляются расходным или приходным ордерами. Такие документы подписываются бухгалтером и кассиром, при этом операции с наличными деньгами проводятся последним.

Генеральный директор вправе оформлять РКО и ПКО. Условием легитимности такого заполнения является осуществление операций с наличностью руководителем.

Важно помнить, что сотрудники, прямо не названные Центробанком России, лишены права совершать кассовые операции и составлять соответствующие документы. Ответственному работнику обязательно передаются печати и штампы, а также вручаются образцы подписей сотрудников, уполномоченных на подписание РКО и ПКО. Им разъясняются права и обязанности под личную подпись.

Еще одним необходимым документом является кассовая книга. Порядок ее заполнения и ведения подробно описан в нормативных актах России.

Все записи в кассовой книге должны быть подкреплены РКО и ПКО. По окончании смены кассир сверяет данные в форме № КО-4 со сведениями, указанными в ордерах. По итогам таких действий определяется остаток наличных денег.

Средства сверх лимита зачисляются на расчетный счет.

Если происходит выдача заработной платы работникам или стипендий, то необходимо заполнять и вести расчетно-платежную ведомость. Сведения в названном документе должны соответствовать данным кассовой книги и РКО.

При заполнении и оформлении кассовой книги или расчетно-платежной ведомости необходимо руководствоваться приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2015 № 52н , которым утверждены методические рекомендации по применению и заполнению форм первичных учетных документов.

Все документы по операциям с наличными деньгами могут вестись как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Для последнего способа необходимы электронная подпись и обеспеченность компании специальными техническими средствами.

Независимо от способа ведения документов в них не допускается наличие ошибок или неточностей. Документы должны быть заполнены аккуратно и разборчиво.

Следует отметить, что, помимо учета движения наличных денег, предприятия обязаны надлежащим образом осуществлять оформление операций с денежными документами с внесением в соответствующие формы отметки «фондовый».

Бухгалтерский учет кассовых операций

Министерство финансов Российской Федерации издало приказ от 31.10.2000 № 94н , которым утвердило не только План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, но и Инструкцию по его применению.

Указанным выше Планом счетов введен счет 50 «Касса».

Вышеназванный счет предназначен для ведения бухгалтерского учета кассовых операций с денежными средствами в кассах компаний.

Михайленко Анна Васильевна Управляющая, компания "Ариадна"

Воспользовались услугами данной компании по рекомендации партнёров. Отчетность сдали без проблем! Всё чётко и оперативно. Не один наш вопрос не остался без ответа. Всё объяснили буквально «на пальцах». Надеемся на долгосрочное сотрудничество.

Андрей Николаевич ЗАО «СМУ-47»

Отличная компания. Отличное сочетание: цена-качество! Выручают в любой момент, как консультацией по телефону, так и личным участием.

Спасибо за Вашу работу. 5+ .

Иванова М. И. Ген. директор, ООО "ГДК"

Хотелось поблагодарить Вашу компанию за отличную работу. Не первый раз пользуемся услугами Ваших специалистов и, кстати, рекомендуем знакомым, как профессионалов высокого уровня! Нас всё очень устраивает, и подход и расценки!

Отдельное спасибо, лично, Насте Галибиной, с которой работаем уже более двух лет, никаких нареканий!

Андреев М. А. АН "Ланс"

Регулярно пользуемся услугами компании «Казначей» для сопровождения налоговых проверок и квартальных отчетов. Неоднократно убеждались в их профессионализме и компетентности. Сопровождающий бухгалтер знает своё дело и готов к любым непредвиденным ситуациям. Команда профессионалов.

Спасибо за помощь!

Антонова М.А.

Невероятно удобный сервис для ИП. Специалисты могут, как проконсультировать по телефону, причем очень грамотно и на доступном языке, так и выехать по адресу и провести всю работу на месте, а так же подать все отчётные документы в ФНС.

Надеемся на долгосрочное сотрудничество)

Антонина Рогова Комм. директор ООО «ТрубАрм»

Выражаем благодарность ООО «Казначей», и непосредственно Захаровой Екатерине. За профессионализм, оперативность и просто человеческое участие. Давно сотрудничаем с Вашей компанией и Екатериной лично.

Очень довольны качеством предоставляемых услуг!

Зорина А. Н. Компания «Apartum»

Около месяца назад мы обратились в Вашу компанию за консультацией по вопросам, связанным с НДС. Консультант довольно оперативно разобрался в специфике нашей ситуации, и порекомендовали несколько путей решения. Дали профессиональные рекомендации по ведению бухучета, благодаря чему мы самостоятельно составили и отправили отчётность в налоговую.

В будущем, непременно, планируем регулярно обращаться к Вашим специалистам.

Литовский Андрей Юрьевич ген. директор ЗАО «Юнитрейд»

При выборе партнера по ведению бухгалтерской отчетности для меня основополагающими факторами является:
Оперативность обслуживания
— «Прозрачность»
— Надежность
Всё вышеперечисленное безоговорочно присутствует у «Казначеев», и что немаловажно они всегда объяснят, что нужно сделать, а чего не следует, переводя с «бухгалтерского языка» на человеческий))

Ежова Виктория Торговый Дом "Модная среда"

Около шести лет пользуюсь услугами этой компании и за эти годы у нас уже сложились довольно теплые, дружеские отношения.

Меня полностью всё устраивает, своевременная сдача отчетности (причем бухгалтер сама напоминает о тех или иных обязательствах), а так же возможность получения консультации в любое время.
Я всегда в полной уверенности в том, что мои бухгалтерские документы в полном порядке. Кроме того, в случае непредвиденных ситуаций, они всегда дадут правильный совет, помогут разобраться со всеми нюансами и, что немаловажно, поддержат морально.

Маркелова Е. А. ООО «Галеон»

Хотелось бы выразить благодарность ООО «Казначей» за ведение бухгалтерской отчетности нашей компании на протяжении 4 лет. Как надежному партнёру, профессионалу и эксперту в сфере бухгалтерских услуг.

Положения по бухгалтерскому учёту (ПБУ) — это стандарты национального российского бухгалтерского учёта. ПБУ регламентируют организацию бухгалтерского учета и порядок ведения учёта активов, обязательств или событий хозяйственной деятельности. Соблюдение требований и методологических рекомендаций, изложенных в ПБУ, является обязательным.

Положения по бухгалтерскому учету разрабатываются и утверждаются Министерством Финансов РФ. В представленной таблице собраны все действующие на данный момент ПБУ (всего их 24) с изменениями, актуальными на 2019 год. ПБУ уже опубликованы с изменениями, вступающими в силу с 2019 года. В таблице указаны номер ПБУ, его наименование (по ссылке можно перейти на полный текст Положения), а также дата начала действия ПБУ и дата его последнего изменения.

В ближайшие годы предстоит очередное масштабное обновление федеральных бухгалтерских стандартов. По ссылке можно скачать Приказ Минфина РФ, в котором указаны все ПБУ и даты планируемых обновлений.

Таблица действующих в 2019 году ПБУ

Номер ПБУ Наименование ПБУ Приказ Минфина Последнее изменение
без номера Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации № 34н от 29.07.1998 № 74н от 11.104.2018

ПБУ 1/2008

Учетная политика организации

№ 106н от 06.10.2008

№ 69н от 28.04.2017

ПБУ 2/2008

Учет договоров строительного подряда

№ 116н от 24.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 3/2006

Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

№ 154н от 27.11.2006

№ 180н от 09.11.2017

ПБУ 4/99

№ 43н от 06.07.1999

№ 142н от 08.11.2010

ПБУ 5/01

№ 44н от 09.06.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 6/01

№ 26н от 30.03.2001

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 7/98

№ 56н от 25.11.1998

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 8/2010

№ 167н от 13.12.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 9/99

№ 32н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 10/99

№ 33н от 06.05.1999

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 11/2008

№ 48н от 29.04.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 12/2010

№ 143н от 08.11.2010

№ 143н от 08.11.2010

ПБУ 13/2000

№ 92н от 16.10.2000

№ 115н от 18.09.2006

ПБУ 14/2007

№ 153н от 27.12.2007

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 15/2008

№ 107н от 06.10.2008

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 16/02

№ 66н от 02.07.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 17/02

№ 115н от 19.11.2002

№ 64н от 16.05.2016

ПБУ 18/02

№ 114н от 19.11.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 19/02

№ 126н от 10.12.2002

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 20/03

№ 105н от 24.11.2003

№ 116н от 18.09.2006

ПБУ 21/2008

№ 106н от 06.10.2008

№ 132н от 25.10.2010

ПБУ 22/2010

№ 63н от 28.06.2010

№ 57н от 06.04.2015

ПБУ 23/2011

№ 11н от 02.02.2011

№ 11н от 02.02.2011

ПБУ 24/2011

№ 125н от 06.10.2011

№ 125н от 06.10.2011

В России сложилась четырёхуровневая система нормативно-правового регулирования бухгалтерского учета.

Первый (законодательный) уровень - федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Также право регулировать бухгалтерский учет предоставлено Центральному Банку РФ, Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, другим ведомствам. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».

Второй (нормативный) уровень — положения по бухгалтерскому учету (ПБУ, российские стандарты), утверждаемые Минфином РФ, в которых излагаются принципы и основные правила национального бухгалтерского учета; положения по бухгалтерскому учету по МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности), утвержденные Приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. К нормативному уровню также можно отнести План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н), Положение о документах и документообороте в бухгалтерском учете (утв. Минфином СССР 29.07.1983 № 105).

Третий (методологический) уровень - инструкции, рекомендации и методические указания по ведению бухгалтерского учета, иные документы инструктивного или рекомендательного характера, отвечающие на практические вопросы бухгалтерского учета и не вошедшие в предыдущий уровень. Подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами, профессиональным объединением бухгалтеров на основе документов первого и второго уровней. К документам этого уровня относятся инструкции по заполнению форм бухгалтерской отчетности, методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, методические указания по учету затрат, включаемых в издержки обращения и производства, финансовых результатов на предприятиях.

Четвертый уровень - документы, которые разрабатываются самим предприятием и определяют организацию и ведение бухгалтерского учета по отдельным видам имущества, обязательствам и хозяйственным операциям. Это рабочие документы организаций для внутреннего пользования, утверждаемые руководителем организации в рамках принятой учетной политики. На этом уровне главный нормативный документ по бухгалтерскому учету - учетная политика организации. Цель этого уровня - определить порядок ведения бухгалтерского учета операций, по которым действующими актами не предусмотрен конкретный порядок или существует вариативность. Указанные документы, их содержание, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяются руководителем организации.

  • определяют основные понятия и правила ведения учета;
  • регламентируют порядок ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации;
  • устанавливают перечень требований к раскрытию информации в отчетности.

ПБУ разрабатываются и утверждаются Министерством финансов Российской федерации, в настоящее время действуют 21 положение, устанавливающее правила ведения бухгалтерского учета.

Список действующих ПБУ и их краткое описание

ПБУ 1/2008 Учетная политика организации

Данное ПБУ устанавливает правила формирования учетной политики главным бухгалтером или иным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета организации. Документ регламентирует порядок утверждения: рабочего план счетов, форм первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации, способы оценки активов и обязательств, правила документооборота и технология обработки учетной информации. Кроме этого положение устанавливает порядок и правила внесения изменений в учетную политику организации.

ПБУ 2/2008 Учет договоров строительного подряда

Это Положение раскрывает порядок формирования и раскрытия в бухгалтерском учете и отчетности информации о доходах, расходах и финансовых результатах организаций являющихся подрядчиками либо субподрядчиками в договорах строительного подряда, длительность работы по которым носит долгосрочный характер и составляет более одного отчетного года или сроки начала и окончания которых приходятся на разные отчетные годы. Кроме этого, рассматриваемое ПБУ, используется при учете договоров оказания услуг в области архитектуры, инженерно-технического проектирования в строительстве и иных услуг, неразрывно связанных со строящимся объектом. Документ определяет требования к организации объектов бухгалтерского учета по указанным договорам, условия признания доходов и расходов, а так же правила определения финансового результата.

ПБУ 3/2006 Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте

Документ устанавливает особенности формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации об активах и обязательствах, стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе подлежащих оплате в рублях, организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. ПБУ регламентирует порядок пересчета выраженных в иностранной валюте стоимости активов и обязательств в рубли, требования к учету курсовых разниц, а так же устанавливает порядок отражения в бухгалтерском учете активов и обязательств, используемых организацией для ведения деятельности за пределами Российской Федерации.

ПБУ 4/99 Бухгалтерская отчетность организации

Данное ПБУ устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности - единой системы данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Документ определяет перечень форм бухгалтерской отчетности и общие требования к ней: правила оценки статей бухгалтерской отчетности, аудит бухгалтерской отчетности.

ПБУ 5/01 Учет материально-производственных запасов

Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о материально-производственных запасах организации. Определяет порядок оценки материально-производственных запасов и требования к порядку учета фактических затрат на их приобретение (затраты по заготовке и доставке, проценты по кредитам, таможенные пошлины и т.п.). Регламентирует порядок определения их себестоимости при передаче в производство и ином выбытии и требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 6/01 Учет основных средств

Положение устанавливает требования к правилам формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах предприятия. Описываются критерии по которым актив принимается организацией к учету в качестве основного средства. Раскрывается методика оценки основных средств и состав затрат для формирования первоначальной стоимости объекта (суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; затраты на доставку объекта, таможенные пошлины и таможенные сборы, проценты по кредитам и т. п.). Устанавливаются способы начисления амортизации объектов основных средств: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ). Порядок учета затрат организации на ремонт и восстановление объектов. Требования к отражению в бухгалтерском учете операций выбытия основных средств в случаях: продажи, прекращения использования вследствие морального или физического износа, ликвидации при аварии, стихийном бедствии и иной чрезвычайной ситуации, передачи в виде вклада в уставный (складочный) капитал другой организации, паевой фонд и иных случаях.

ПБУ 7/98 События после отчетной даты

Для целей бухгалтерского учета событием после отчетной даты признается факт хозяйственной деятельности, который оказал или может оказать влияние на финансовое состояние, движение денежных средств или результаты деятельности организации и который имел место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности за отчетный год. Данное ПБУ устанавливает порядок отражения в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации, событий после отчетной даты. Определяет требования к отражению таких событий и их последствий в бухгалтерской отчетности. В приложении к ПБУ приводится примерный перечень фактов хозяйственной деятельности, которые могут быть признаны событиями после отчетной даты.

ПБУ 8/01 Условные факты хозяйственной деятельности

Условным фактом хозяйственной деятельности в соответствии с ПБУ является имеющий место по состоянию на отчетную дату факт хозяйственной деятельности, в отношении последствий которого и вероятности их возникновения в будущем существует неопределенность, т.е. возникновение последствий зависит от того, произойдет или не произойдет в будущем одно или несколько неопределенных событий. Это Положение устанавливает порядок отражения условных фактов хозяйственной деятельности и их последствий в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Определяет состав условных фактов для бухгалтерского учета. Устанавливает правила их отражения и методику оценки последствий в денежном выражении. Раскрытие информации о последствиях условных фактов в бухгалтерской отчетности организации.

ПБУ 9/99 Доходы организации

В соответствии с ПБУ 9/99 доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов, денежных средств, иного имущества или погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов собственников имущества. Документ устанавливает правила классификации доходов, раскрывает перечень, состав доходов организации и порядок их признания. Данное ПБУ применяется коммерческими организациями (за исключением кредитных и страховых) и регламентирует порядок отражения информации.

ПБУ 10/9 Расходы организации

Определяет правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах предприятий, классифицирует их состав и устанавливает условия для признания расходов. Описывает порядок признания и раскрытия коммерческих и управленческих расходов в отчетности.

ПБУ 11/2008 Информация о связанных сторонах

Это Положение устанавливает порядок раскрытия информации о связанных сторонах в бухгалтерской отчетности. Определяет перечень операций со связанной стороной, а так же обязательный состав информации подлежащий раскрытию.

ПБУ 12/2000 Информация по сегментам

Положение применяется организацией при составлении сводной бухгалтерской отчетности в случае наличия у нее дочерних и зависимых обществ, а также если на нее учредительными документами объединений юридических лиц (ассоциаций, союзов и др.), созданных на добровольных началах, возложено составление сводной бухгалтерской отчетности.

ПБУ 13/2000 Учет государственной помощи

Документ устанавливает правила формирования в учете информации о получении и использовании государственной помощи, предоставляемой коммерческим организациям (кроме кредитных организаций), являющимся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (далее организации), и признаваемой как увеличение экономической выгоды конкретной организации в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества).

ПБУ 14/2007 Учет нематериальных активов

Устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о нематериальных активах организаций. Определяет условия для принятия к бухгалтерскому учету объекта в качестве нематериального актива, и регламенирует прорядок первоначальной оценки. Задает правила учет операций, связанных с предоставлением (получением) права использования НМА.

ПБУ 15/2008 Учет расходов по займам и кредитам

ПБУ раскрывает особенности формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности информации о расходах, связанных с выполнением обязательств по полученным займам (включая привлечение заемных средств путем выдачи векселей, выпуска и продажи облигаций) и кредитам (в том числе товарным и коммерческим).

ПБУ 16/02 Информация по прекращаемой деятельности

Устанавливает порядок раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций. Описывает понятие прекращаемой деятельности, условия ее признания и оценки. Задает требования к раскрытию информации в отчетности.

ПБУ 17/02 Учет расходов на НИОКР и технологические работы

Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности коммерческих организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации (за исключением кредитных организаций), информации о расходах, связанных с выполнением научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

ПБУ 18/02 Учет расчетов по налогу на прибыль организаций

Это ПБУ определяет правила формирования в учете и порядок раскрытия в бухгалтерской отчетности информации о расчетах по налогу на прибыль организаций для организаций, признаваемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке налогоплательщиками налога на прибыль (кроме кредитных организаций и бюджетных учреждений), а также определяет взаимосвязь показателя, отражающего прибыль (убыток), исчисленного в порядке, установленном нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету Российской Федерации (далее - бухгалтерская прибыль (убыток)), и налоговой базы по налогу на прибыль за отчетный период (далее – налогооблагаемая прибыль (убыток)), рассчитанной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

ПБУ 19/02 Учет финансовых вложений

Определяет правила формирования в бухгалтерском учете и отчетности информации о финансовых вложениях организации. Правила их первоначальной и последущей оценки, выбытия, а также требования к порядку определения доходов и расходов по финансовым вложениям.

ПБУ 20/03 Информация об участии в совместной деятельности

Настоящее Положение устанавливает правила и порядок раскрытия информации об участии в совместной деятельности в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (кроме кредитных организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству РФ. Раскрывает понятия: cовместно осуществляемые операции, совместно используемые активы и совместная деятельность. Определяет требования к раскрытию информации в бухгалтерской отчетности.

ПБУ 21/2008 Изменение оценочных значений

Данное ПБУ устанавливает правила признания и раскрытия в бухгалтерской отчетности информации об изменениях оценочных значений и устанавливает порядок раскрытия таких данных в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности.

Статьи по теме