![Должностная инструкция агента страхового Качества которыми должен обладать страховой агент](/uploads/65e59336a06ff1fab378e6d446375c54.jpg)
Скачать презентацию четвертый этап эволюции классической школы. История экономической мысли. Основы трудовой теории стоимости
Классическая
школа
политической
экономии
Докладчик
Леонова Анастасия Витальевна
Студентка факультета
международных отношений, группа
174702
Англия: конец 17 века
Развитиемануфактур
Быстрый
промышленный
подъем
Банки,
акционерные
общества,
биржи
Эпоха великих
изобретений
Новые
источники
прибыли
Промышленный
капитал
Вырос класс
наемных
рабочих
Новая экономическая школа
1)Что составляет богатство народа?↓
2) Исследование сферы производства
↓
3) анализ сферы обращения, но уже с новых
позиций, предложив новые принципы
ценообразования
↓
4)новое объяснение природы денег
Основные отличия классической школы экономической теории от меркантилизма:
Основные отличия классической школыэкономической теории от
меркантилизма:
Предметом экономического анализа
становится не сфера обращения, а сфера
производства
Различие между внутренней стоимостью и
ценой товара
Основа классической школы – трудовая
теория стоимости
Главное положение классической школы
Богатство общества создается не вобращении, а во всех сферах материального
производства. Купцы не производят никакого
продукта, а только доставляют его в
различных направлениях
Вильям Петти
Основы трудовой теории стоимости:
Стоимость товара «равна стоимостиколичества серебра или золота, которое за
то же время другой человек может добыть,
перевезти, начеканить из него монету»
Источник стоимости – конкретный труд по
добыче серебра, стоимость продукта труда
определяется в результате его обмена на
благородные металлы
Адам Смит
Разделение трудаДеньги и их функции
Теория стоимости
Принцип «невидимой руки»
Основные правила
налогообложения
Адам Смит
Разделение труда
Специализация↓
Многократное увеличение
производительности труда
«Великое колесо обращения»
Деньги- особый товар, стихийновыделившийся из всей массы товаров
Деньги - инструмент, который может
измерить ценность товаров
Теория стоимости
Затраты труда на производство товаровпредставляют основу для сопоставления их
стоимости.
Величина стоимости товара определяется
не затратами труда отдельного
товаропроизводителя, а средними
затратами для данного уровня развития
производства.
Принцип «невидимой руки»
Минимальное вмешательства в экономикуи рыночное саморегулирование
Экономический либерализм
«...пусть все идет само собой,
естественным образом, без
принуждения»
Основные правила налогообложения:
ПропорциональностьМинимальность
Определенность
Удобство для плательщика
Базовые принципы политической экономии
Исследование сферы производства (сфераобращения-вторична)
Затратная основа цен
Категория стоимость-единственная
исходная категория экономического
анализа
Повышения благосостояния населения
Роль денег как средства обращения
Библиография
Мировая экономическая мысль. Сквозь призмувеков. В 5 т. / под ред. Г.Г Фетисова, А.Г.
Худокормова. – М. :Мысль, 2005
Логачева Е. Экономическая теория. М, 2014
Курс экономической теории. Изд. 5 / под ред.
М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой – Киров: 2005
Смит А. Исследование о природе и причинах
богатства народов. М.,2009
Электронная библиотека экономической
литературы: www.libertarium.ru.
Классическая политическая экономия
это направление в развитии экономической мысли,
основанное на принципах невмешательства государства в
хозяйственную практику, зародившееся в период
утверждения рыночной экономики в качестве
господствующего способа хозяйствования.
отношений (обезземеливание
крестьян)
2. Буржуазная революция во главе
с Оливером Кромвелем (15991658) и последовавшее за этим
превращение Англии в
конституционную монархию.
3. Достигнут компромисс между
землевладельцами и буржуазией.
4. Решающую роль в политике
стали играть экономические
интересы буржуазии.
Причины возникновения
классической
политической экономии в
АнглииАнглийский статистик и
экономист, Уильям Петти
(1623-1687)
Эти авторы осуждали
протекционистскую систему,
которая сдерживала свободу
предпринимательства. Ими
подчеркивалось приоритетное
значение либеральных
принципов хозяйствования в
создании национального
богатства в сфере
материального производства.
Французский экономист Пьер де
Буагильбер (1646-1714)Этапы эволюции классической политической экономии
Первый этап (с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в) – обоснование идей
свободной торговли и предпринимательства: экономические учения У. Петти и П.
Буагильбера. Особенности трактовок категорий богатство, деньги, стоимость,
доходы.
Богатство, по мнению У.
Петти, образуют не только
драгоценные металлы и камни,
включая деньги, но и земли,
дома, корабли, все товары.
Таким образом, богатство
создается в сфере
материального производства,
(а не в обращении).
Деньги У. Петти не считал
богатством страны и писал,
что надо не накапливать их,
а пускать в оборот.
Стоимость определяли
затраченным трудом, а
именно, трудом,
затраченным на добычу
серебра как денежного
материала.Второй этап (период последней трети XVIII в) – А. Смит:
становление политэкономии как науки. Учение А. Смита и
его труд "Исследование о природе и причинах богатства
народов".
Экономическое учение Адама Смита (1723 -1790)
Основные идеи:
1. Источник богатства – продукт совокупного труда всех
сфер производства, представителей различных видов труда
и профессий («годовой труд наций»).
2. Предпосылка роста богатства – разделение труда.
3.Трудовая теория стоимости – «труд является
единственным всеобщим, равно как и единственно точным
мерилом стоимости». Различные виды труда равнозначны.
4.Концепция «невидимой руки»
5.Государство выполняет роль «ночного сторожа» , а не
регулятора экономических процессов.
Предпосылки второго этапа:
Быстрое развитие капитализма за счет
внешней торговли, правительственных
займов, развития колоний.
Создание крупных централизованных
мануфактур и капиталистических ферм.
Продолжается процесс
обезземеливания крестьян, растет
число наемных рабочих.
Англия превращается в индустриальноаграрную страну.Недостатки учение А. Смита
1.Не понял сущности денег как всеобщего эквивалента, что деньги
выступают как общественная форма богатства. Деньги лишь
средство обращения, мимолетный посредник, облегчающий обмен
товаров.
2.В стоимость товара не включил перенесенную стоимость. Считая,
что накопление капитала – это превращение прибыли в
дополнительную зарплату, видел выгоду рабочих в накоплении
капитала.
3.Увязывал понятие «производительный» и «непроизводительный»
труд с понятием капитала.
4.«Производительный» труд оплачивается из прибыли на капитал,
«непроизводительный» труд прибыли не создает.Третий этап (первую половину XIX в.) - развитие политической экономии в трудах
экономистов Д. Риккардо, Ж. Б. Сэя, Т. Р. Мальтуса. Теории стоимости, капитала,
доходов, воспроизводства. «Железный» закон заработной платы Д. Рикардо.
Учение Ж. Б. Сэя. Теория трех факторов производства, теории доходов, стоимости.
Закон рынков Ж. Б. Сэя, или концепция о безкризисном экономическом росте.
Учение Т. Р. Мальтуса. Теория народонаселения.
Проводит различие между
стоимостью и
материальным
богатством. Предпосылка
увеличения богатства –
рост производительности
труда. Стоимость зависит
не от изобилия, а от
трудности или легкости
производства.
Население растет в
геометрической
прогрессии, а средства
существования – в
арифметической в силу
закона убывающего
плодородия земли
Перепроизводство
товаров и экономические
кризисы невозможны.Общее у Смита и Рикардо:
1. Выделяют в обществе три основных класса
(землевладельцы, предприниматели, рабочие) и
три вида доходов: рента, прибыль, заработная
плата.
2. Сторонники трудовой теории стоимости
3. Сторонники экономического либерализма
Давид Рикардо (1772 -1823)Четвертый этап- завершающий этап классического направления (др. пол. ХІХ ст.) был ознаменован
трудами Дж.С.Милля и К.Маркса. Дж.С.Милль (1806-1873 гг.) в труде "Основы политической экономии",
1848 г., систематизировал экономические идеи классической школы и обосновал требования английской
либеральной буржуазии к социальному реформизму.
Дж.С.Милль
1873 гг.)
(1806-
Карл Маркс (18181883 гг.)Основная заслуга А. Смита и Д. Рикардо
Представили процессы,
происходящие в экономике в
наиболее обобщенном виде как
сферу взаимосвязанных законов и
категорий.
От поиска внешних сил или
обращения к разуму властей
повернули анализ в сферу выявления
внутренних причин, лежащих в
основе функционирования рыночной
экономикВажнейшие черты классической школы:
1.Концепция экономического человека.
2.Равенство договаривающихся сторон.
3.Полная информированность
4.Текучесть ресурсов.
5.Рост численности рабочего населения тесно зависит от совокупного фонда
оплаты труда.
6. Абсолютизация прибыли как цели предпринимательства.
7. Высокая подвижность уровня заработной платы.
8. Главное – накопление капитала.
9. Особое отношение к земле как к фактору производства.
10. Безусловный экономический либерализм.Недостатки классической политэкономии
Недостатки классической политэкономии заключались в недооценке роли государства в
экономике, в абсолютизации своих положений и выводов.
В рамках этого учения была сформулирована экономическая противоположность классов
буржуазного общества, что позволило некоторым социалистам-рикардианцам (Т. Годскин, У.
Томпсон и др.) сделать революционные выводы. В начале XIX в. экономическая теория
характеризуется возникновением новых направлений и школ внутри как классической
политической экономии, так и пролетарской политэкономии. В этот период произошел
промышленный переворот на базе новых производительных сил (паровой двигатель, массовое
производство, станкостроение и т.д.), появился промышленный пролетариат, профсоюзы,
произошли первые кризисы перепроизводства.
Презентация на тему: Классическая политическая экономия. Общая характеристика и этапы развития. А. Смит и Д. Рикардо
1 из 13
Презентация на тему: Классическая политическая экономия. Общая характеристика и этапы развития. А. Смит и Д. Рикардо
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Классическая школа: зарождение, развитие, макроэкономические теории В XVII-XVIII веках капиталистические отношения утвердились в европейских странах, и это стало исходным пунктом наступления условий «полного laissez faire» – экономического либерализма. С этого времени зарождается новая теоретическая школа экономическая мысль, получившая название классическая политическая экономия. После государственного переворота 1688 г. Англия превратилась в конституционную монархию, между землевладельцами и буржуазией наконец-то был достигнут компромисс, но меркантилистская идеология английского правительства еще не была преодолена: государство по-прежнему охраняло монополии, назначало ввозные пошлины и вывозные премии, регламентировало цеховую деятельность путем ограничения числа работающих в каждой профессии. Для изменения экономической политики требовалась новая идеология. Это задачу взяли на себя блестящие экономисты, родоначальники классической политической экономии, англичанин Уильям Петти (1623-1687) и француз Пьер де Буагильбер (1646-1714). Эти авторы осуждали протекционистскую систему, которая сдерживала свободу предпринимательства, ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального богатства в сфере материального производства.
№ слайда 3
Описание слайда:
Представители новой школы отличались и тем, что заново сформулировали метод и предмет изучения экономической теории. В качестве предмета изучения «классики» выдвинули сферу производства. Метод изучения и экономического анализа обрел новые черты через внедрения новейших методологических приемов, которые довольно успешно обеспечили глубокие аналитические результаты, меньшую степень эмпиричности. Экономисты-классики видели задачу экономической науки в изучении не действительно происходящих событий, а лишь тех сил, которые некоторым, не вполне понятным образом предопределили возникновение реальных явлений. Экономисты-классики подчеркивали, что выводы экономической науки, в конечном счете, основываются на постулатах, в равной степени почерпнутых из наблюдаемых «законов производства» и субъективной интроспекции. К. Маркс считал, что «классики», в творчестве своих лучших авторов А. Смита и Д. Рикардо, совершенно не допускали скольжения по поверхности экономических явлений. По его мысли, «классическая школа исследовала производственные отношения буржуазного общества». Классическая политическая экономия в своем учении исследовала анализ условий свободной хозяйственной деятельности только капиталистического строя.
№ слайда 4
Описание слайда:
В развитии классической политической экономии можно выделить четыре основных этапа. Первый этап. Начинается на рубеже XVІІ – начале XVІІІ вв., когда в Англии благодаря творчеству У. Петти и во Франции – П. Буагильбера, стали формироваться признаки, зачатки нового, альтернативного меркантилизму, учения, которое впоследствии назовут классической политической экономией. В их трудах были сделаны первые попытки затратных трактовок стоимости товаров и услуг (посредством учета количества затраченного в процессе производства рабочего времени и труда). Ими подчеркивалось приоритетное значение либеральных принципов хозяйствования в создании национального (неденежного) богатства в сфере материального производства.
№ слайда 5
Описание слайда:
Второй этап. Этот период целиком и полностью прикреплен к имени и творчеству великого ученого-экономиста Адама Смита, чьи гениальные творения стали наиболее значительными достижениями экономической науки всей последней трети XVІІІ в. на его теоретических изысканиях во многом основываются и современные концепции о товаре, его свойствах, о деньгах, заработной плате, прибыли, капитале и др. Третий этап. Хронологические рамки этого этапа охватывают всю первую половину XІX в., в течение которой в развитых странах, особенно в Англии и Франции, произошел переход от мануфактурного производства к заводам и фабрикам, т.е. к машинному, индустриальному производству. В этот период выделились такие экономисты, как Д. Рикардо, Т. Мальтус, Н. Сениор, Ж.Б. Сэй, Ф. Бастиа и пр., каждый из этих авторов, следуя за «отцом» классической политической экономии Адамом Смитом, оставили в истории экономической мысли весьма заметные следы. Четвертый этап. Последний период классической политической экономии приходится на вторую половину XІX в. и обусловлен трудами Дж. С. Милля и К. Маркса, которые взяли на себя обязанность кодифицировать лучшие достижения «классической школы». На четвертом этапе уже началось формирование нового, более прогрессивного направления экономической мысли – «неоклассической экономической теории». Однако популярность теоретических воззрений «классиков» оставалась довольно внушительной, потому как они симпатизировали рабочему классу и были обращены к социализму и реформам.
№ слайда 6
Описание слайда:
А. Смит и Д. Рикардо Заслуга Адама Смита в становлении классической политической экономии заключается в том, что он кодифицировал ее и составил базу для следующих поколений. Еще в «Теории моральных чувств» он ввел знаменитый принцип «невидимой руки» и продолжил развитие своих идей в в «Исследование о природе и причинах богатства народов». Здесь Смит полностью посвятил себя изучению развития экономики в обществе и способам повышения его благосостояния, применяя при этом абсолютно новые методологические приемы анализа и поддерживая концепцию экономического либерализма. Он признавал значимость законов, действующих в рыночной экономике и выступал за свободную конкуренцию. Он доказывал, что судьба каждого субъекта экономики предопределена, а бережливость – главный фактор увеличение прибыли. Основные идеи: теория конкуренции, принципы рыночного регулирования, трудовая теория стоимости и исследование факторов производства, исследование денег как средства обмена, закон обратной пропорциональности между заработной платой и прибылью Давид Рикардо: трудовая теория стоимости, теория заработной платы, теория капитала, теория прибыли, теория денег. Рикардо полагал, что стоимость не складывается из заработной платы, прибыли и ренты, а разлагается на них или – источником ренты является не особая щедрость природы, а прилагаемый труд.
№ слайда 7
Описание слайда:
Зарождение либерального реформизма и возникновение социализма Представителем зарождавшегося либерального реформизма был Жан Батист Сэй (1767-1832). Основная работа Сея – «Трактат политической экономии», который имел 3 раздела: производство, распределение и потребление. Две основные идеи в творчестве Ж.Б. Сея: Теория производственных факторов: трем факторам производства – труду, капиталу и природе (земле) – соответствуют три основных дохода: труд создает заработную плату, капитал – процент, земля – ренту. Сумма этих трех доходов определяет величину стоимости продукта, а каждый из владельцев того или иного фактора получает вознаграждение или доход, созданный соответствующим фактором производства, как определенную долю стоимости продукта. Таким образом, производственные факторы рассматриваются Сэем как равнозначные источники ценности. Трехфакторная теория сыграла важную роль в развитии экономической науки. Из нее впоследствии был развит факторный анализ производства (метод производственной функции), смысл которого состоит в нахождении выгодной, оптимальной комбинации факторов производства для тех или иных конкурентных случаев.
№ слайда 8
Описание слайда:
Тождество Сэя или закон рынка, связанный с проблемой кризисов перепроизводства. Периодические кризисы перепроизводства, сопровождаемые депрессией, которая затем переходит в новый подъем, стали обнаруживаться, а затем регулярно повторяться начиная с 20-х годов XIX в. Закон рынков Сэя, гласящий, что производство всегда равно потреблению, исключал возможность общего перепроизводства товарной массы. Кризис перепроизводства, согласно закону Сэя, наступает не потому, что на рынке общее количество товаров превышает общее количество денег, а потому, что каких-то товаров произведено меньше, чем нужно. Возникшее структурное несоответствие неизбежно выравнивается в результате движения товаров и комбинаций цен. Постулат Сэя, заключающийся в том, что производство всегда порождает спрос, продукты покупаются на продукты, несмотря на последующую критику остается фундаментальным постулатом теории либерального направления в экономической науке и в настоящее время.
№ слайда 9
Описание слайда:
Джон Стюарт Милль (1806-1873) – английский экономист, представитель поздней классики, обобщивший основные достижения этой школы. По мнению Милля, в производстве действуют неустранимые, непреложные законы, появление которых можно сравнить с действиями законов природы. Другой тип законов действует в сфере распределения. Эти законы могут быть изменены людьми в соответствии с требованиями справедливости и общего блага. Поэтому законы распределения должны рассматриваться отдельно от законов производства. Также Милль исследовал теорию обмена. Теория производства сводится как у всех классиков к исследованию трех факторов, каждый из которых возрастает в соответствии со своими специфическими закономерностями.
№ слайда 10
Описание слайда:
Закон возрастания труда - это закон возрастания населения, неограниченный от природы. Но развитие культуры, разнообразных потребностей, жизненного комфорта постепенно становится ограничителем роста населения. Мощными, сдерживающими рост населения факторами выступают также нищета и страх перед нищетой. Рост капитала зависит от бережливости населения. Основным стимулом здесь является высокая норма прибыли, но многое зависит и от характера человека, от традиций общества. Если традиционно склонность к сбережению и накоплению сильна (как в Англии, Голландии), то достаточно и невысокой прибыли и процента, чтобы стимулировать сбережения. Таким образом, пишет Дж. Милль, второе условие возрастания капитала поддается увеличению, не имеющему каких-либо определенных границ. Иначе обстоит дело с третьим фактором производства - землей. Ограниченность земельных площадей и плодородия земли устанавливает пределы для увеличения производства. Здесь Дж. Милль ссылается на закон убывающей отдачи от вложений капитала и труда в землю, сформулированный еще в трудах Д. Рикардо. Однако Дж. Милль видит и контртенденции, противостоящие закону убывающей отдачи от вложений в землю. Это прогресс знаний и техники, «процесс цивилизации».
№ слайда 11
Описание слайда:
Теория стоимости. Дж. Милль делит все товары на три группы. Товары, количество которых увеличить невозможно; стоимость этих товаров определяется их полезностью и редкостью. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала при прежних затратах на единицу товара; стоимость этих товаров определяется издержками производства. Товары, количество которых может быть увеличено с помощью приложения труда и капитала, но не с фиксированными, а с возрастающими затратами на единицу товара. Таковы продукты сельского хозяйства и добывающей промышленности. Стоимость и цена этих товаров определяются предельными (максимальными) издержками их производства.
№ слайда 12
Описание слайда:
Социалисты-утописты Социализм представлен трудами Томаса Мора, Робера Оуэна, Клода Анри де Рувруа Сен-Сисмонди, Франсуа Мари Шарля Фурье. Выступали с критикой капитализма, требовали отмены частной собственности, реорганизации производства, распределения, потребления и ликвидации противоположности между умственным и физическим трудом. Самым знаменитым произведение Т.Мора стала «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве утопии». В первой части приводится критика современных Мору социальных порядков, вторая – дает систему идеального социального строя. Р. Оуэн считал, что нельзя ставить человеку в упрек его невежество и другие пороки, поскольку человек – продукт среды и его недостатки – следствие пороков существующего общества. Он был родоначальником фабричного законодательства. Он сократил рабочий день на управляемой им фабрике, повысил заработную плату, изменил жилищные условия, организовал систему воспитательных и образовательных заведений для детей и взрослых.. Экономический кризис 1815-1817 гг. породил у него критическое отношение к капиталистическому способу производства. Р. Оуэн выдвинул план организации трудовых коммун, поселков – общин без частной собственности, духовенства и властей. Он выступал за создание коммунистического общества без революционных идей.
№ слайда 13
Описание слайда:
К. Сен-Симон пропагандировал идеи равенства, братства и свободы. Сен-Симон большое внимание уделял развенчанию капиталистического строя, предрекал ему неминуемую гибель, предлагал программу создания справедливого общественного строя, основанного на началах ассоциации. Он предлагал объединить наемников и работодателей (буржуазию) в единую группу промышленников. По мнению Сен-Симона, каждая общественная система является шагом вперед в истории. История развития проходит соответственно 3 фазы: теологическую – период господства религии (охватывает рабовладельческие и феодальные общества), метафизическую – период крушения теологической и феодальной системы, позитивную – будущий общественный строй как закономерный результат предшествующей истории. Будущее должно было основываться на научной и плановой организации крупной промышленности при сохранении частной собственности. Ш. Фурье увлекался философией, пытался объяснить проблему счастья и совместить счастье одного и многих. Интересовался организацией труда, оценивая ее эффективность по степени свободы труда. По его мнению, буржуазное общество настолько противоречиво, настолько античеловечно, что неизбежно – чем раньше, тем лучше – должно быть устранено, сменено обществом социальной гармонии, подготовленным всей предшгествующей историей.
Cлайд 1
Cлайд 2
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img1.jpg)
Cлайд 3
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img2.jpg)
Cлайд 4
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img3.jpg)
Cлайд 5
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img4.jpg)
Cлайд 6
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img5.jpg)
Cлайд 7
Cлайд 8
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img7.jpg)
Cлайд 9
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img8.jpg)
Cлайд 10
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img9.jpg)
Cлайд 11
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img10.jpg)
Cлайд 12
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img11.jpg)
Cлайд 13
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img12.jpg)
Cлайд 14
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img13.jpg)
Cлайд 15
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img14.jpg)
Cлайд 16
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img15.jpg)
Cлайд 17
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img16.jpg)
Cлайд 18
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img17.jpg)
Cлайд 19
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img18.jpg)
Cлайд 20
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img19.jpg)
Cлайд 21
![](https://i2.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img20.jpg)
Cлайд 22
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img21.jpg)
Cлайд 23
![](https://i1.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img22.jpg)
Cлайд 26
![](https://i0.wp.com/bigslide.ru/images/6/5323/389/img25.jpg)