Регулирование рынка ценных бумаг в рф. Принципы и формы регулирования рынка ценных бумаг Основные принципы государственного регулирования рцб

Регулирование ценных бумаг – это упорядочение деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Различают государственное регулирование рынка, регулирование со стороны профессиональных участников рынка или саморегулирование и общественное регулирование через формирование общественного мнения.

Регулирование рынка преследует цели поддержки порядка на рынке, защиты интересов участников от недобросовестности, мошенничества и преступных действий отдельных лиц или организаций, обеспечение свободного и открытого ценообразования, создания эффективного рынка, выполняющего общественно-экономические функции.

Особенности рынка ценных бумаг не позволяют регулировать его традиционными методами, как, например, банковскую систему. Многовековая международная практика рынка ценных бумаг выработала некоторые типовые решения, делающие регулирование более точным и приближенным к истинным потребностям рынка - т.е. потенциально увеличивающим его ликвидность.

Прежде всего, это применение практики саморегулирования – особой формы государственного регулирования, в которой часть функций по регулированию конкретных участков рынка выполняют аппараты, находящиеся под двойным контролем - государства и участников рынка. Принципы государственного регулирования рынка изложены в Концепции развития рынка ценных бумаг, которая принята Указом Президента РФ 1 июля 1996г. Подсистема саморегулирования по предлагаемой концепции - это часть государственного аппарата.

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

Создание нормативной базы регулирования рынка ценных бумаг, законов, постановлений, правил, методических положений и других нормативных актов;

Отбор профессиональных участников рынка;

Контроль над участниками рынка за выполнением всех законодательных норм и правил;

Систему санкций (предупреждения, штрафы, уголовные наказания, устранение от участия в операциях на рынке ценных бумаг) за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий, а также отражают практику функционирования мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования российского фондового рынка являются:

Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с профессиональными участниками рынка – с другой стороны;

Выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных, т.е. выпускаемых сериями и массово, которые могут быть быстро реализованы, т.е. являются ликвидными, и рынок которых может быть быстро организован, поскольку именно таким бумагам может быть нанесен большой ущерб злоумышленниками;

Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка;

Введение

Заключение

Введение

Для чего нужно регулирование рынка ценных бумаг, деятельности его участников? Да и нужно ли оно вообще?

Естественно оно нужно, прежде всего для того, чтобы регулировать и отслеживать процессы, которые происходят на рынке, поддерживать порядок и создавать оптимальные условия для работы всех участников рынка, а также защищать всех действующих лиц от недобросовестности и мошенничества отдельных участников рынка.

Кто занимается регулированием рынка ценных бумаг? По каким законам осуществляется это регулирование?

На эти, и многие другие вопросы мы получим ответ ниже.

1. Понятие и цели регулирования

Регулирование рынка ценных бумаг (р. ц. б.) – это упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование р. ц. б. охватывает всех его участников:

    • эмитентов;
    • инвесторов;
    • профессиональных фондовых посредников;
    • организаций инфраструктуры рынка…

Регулирование участников рынка может быть внешним и внутренним.

Внешнее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации нормативным актам государства, других организаций, международным соглашениям.

Внутреннее регулирование – это подчинённость деятельности данной организации её собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, её подразделений и её работников.

Регулирование р. ц. б. охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

    • эмиссионные;
    • посреднические;
    • инвестиционные;
    • спекулятивные;
    • залоговые;
    • трастовые и т.п.

Регулирование р. ц. б. осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. С этих позиций различают:

    • государственное регулирование рынка, осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;
    • регулирование со стороны профессиональных участников р. ц. б., или саморегулирование рынка; процесс этот в данный момент развивается двояко. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников р. ц. б. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;
    • общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение; конечном счёте именно реакция широких слоёв общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг обычно имеет следующие цели:

    • поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;
    • защита участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;
    • обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;
    • создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;
    • в определённых случаях создание новых рынков, поддержка необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений и т.п. ;
    • воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышение темпов роста экономики, снижения уровня безработицы и т.д.) .

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает:

    • создание нормативной базы функционирования рынка, т.е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;
    • отбор профессиональных участников рынка; современный р. ц. б., как, пожалуй, и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворить определённым требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;
    • контроль за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами;
    • систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке; такими санкциями могут быть: устные и письменные предупреждения, штрафы, уголовные наказания, исключение из рядов участников рынка.

2. Принципы регулирования рынка ценных бумаг

Принципы регулирования российского р. ц. б. во многом зависят от существующих в стране политических и экономических условий, но одновременно они должны отражать и проверенную временем историческую практику мирового р. ц. б.

Основные принципы:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка – с другой. В первой связке регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом по ней обязанным; во второй – отношения, в которых заключаются и исполняются сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками; 2. Выделение из всех видов ц. б. так называемых инвестиционных, т.е. тех, которые выпускаются массово, сериями (траншами) и могут быстро распространяться и рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку именно такими инструментами злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка; 3. Максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка – эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках. Этим механизмом достигается возможность получения участниками рынка информации друг о друге для принятия деловых решений при операциях на рынке; 4. Необходимость обеспечения конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Этот принцип реализуется через неприятие регулятивных документов, делающих преференции отдельным участникам рынка. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами – в нормах не упоминаются конкретные имена или фирменные названия; 5. При Разделении полномочий между регулирующими органами следует исходить из того, что нормотворчество и нормоприменение не должны совмещаться одним лицом; 6. Обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка. Такой принцип повышает качество нормотворчества и его объективность; 7. Соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования р. ц. б., имеющей определённую историю и традиции. Нельзя не учитывать и всё растущую интеграцию национального фондового рынка с международным. Неэффективно начинать строить новую систему регулирования рынка "с центра поля", необходимо практически учитывать опыт мирового рынка, качественно перерабатывать его и использовать удачные регуляционные решения. Не следует делать из этого опыта догмы, т.к. повторение чужих ошибок может замедлить прогресс в регулировании рынка; 8. Оптимальное распределение функций регулирования р. ц. б. между государственными и негосударственными органами управления (коммерческими организациями, общественными организациями) .

3. Государственное регулирование российского рынка ценных бумаг

Государство на российском р. ц. б. выступает в качестве:

    • эмитента при выпуске государственных ценных бумаг;
    • инвестора при управлении крупными портфелями акций промышленных предприятий.
    • профессионального участника при торговле акциями в ходе приватизационных аукционов;
    • регулятора при написании законодательства и подзаконных актов;
    • верховного арбитра в спорах между участниками рынка через систему судебных органов.

Государственное регулирование р. ц. б. – это регулирование со стороны общественных органов государственной власти.

Система государственного регулирования рынка включает:

    • государственные и иные нормативные акты;
    • государственные органы регулирования и контроля.

Формы государственного управления рынка

Прямое или административное, управление р. ц. б. со стороны государства осуществляется путём:

    • установления обязательны требований ко всем участника р. ц. б. ;
    • регистрации участников рынка и ценных бумаг, эмитируемых ими;
    • лицензирования профессиональной деятельности на р. ц. б. ;
    • обеспечения гласности и равной информированности всех участников рынка;
    • поддержания правопорядка на рынке.

Косвенное, или экономическое, управление р. ц. б. осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

Структура органов государственного регулирования российского рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

На начало 1996 г. её составляли: Высшие органы государственной власти:

Государственная Дума издаёт законы, регулирующие р. ц. б.

Президент издаёт указы, поскольку законы принимаются довольно медленно и развитие р. ц. б. в России осуществляется в основном в соответствии с этими указами; главная их цель – осуществление и ускорение процесса приватизации и экономической реформы;

Правительство – выпускает постановления, обычно в развитие указов президента.

Государственные органы регулирования р. ц. б. министерского уровня: Федеральная комиссия по р. ц. б. (ФКЦБ) ; Министерство финансов РФ (Минфин) ; Центральный банк РФ (ЦБ) ; Государственный комитет по антимонопольной политике; Госстрахнадзор.

ФКЦБ имеет много полномочий в области координации, разработки стандартов, лицензирования, установления квалификационных требований и т.д. реально пока занимается только лицензированием деятельности реестродержателей и регулированием их деятельности, а также заканчивает разработку системы регулирования паевых инвестиционных фондов – разновидности фондов коллективного инвестирования. По мере создания организационной структуры может взять на себя основную нормотворческую и контрольную работу по регулированию р. ц. б.

Минфин РФ – министерство в составе Правительства – регистрирует выпуски ц. б. корпораций (кроме кредитных организаций) , субъектов федерации и органов местного самоуправления, лицензирует фондовые биржи, инвестиционные компании, инвестиционные фонды, устанавливает правила бухгалтерского учёта операций с ц. б., осуществляет выпуск государственных ц. б. и регулирует их обращение.

ЦБ РФ – федеральный орган, действующий на основании закона, регистрирует выпуски ц. б. кредитных организаций, осуществляет операции и регулирует порядок осуществления кредитными организациями операций на открытом р. ц. б., ломбардного кредитования и переучёта векселей, устанавливает и контролирует антимонопольные требования к операциям на р. ц. б. кредитных организаций и организаций, производящих безналичные расчёты по сделкам с ц. б. (в том числе депозитариев) , контролирует экспорт и импорт капитала.

Государственный комитет по антимонопольной политике устанавливает антимонопольные правила и осуществляет контроль за их исполнением.

Госстрахнадзор регулирует особенности деятельности на р. ц. б. страховых компаний.

Основные законодательные акты, которыми регулируется российский р. ц. б.:

    • Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995 – 1996 гг.) ;
    • Закон "О банках и банковской деятельности" (1990 г.) ;
    • Закон "О Центральном банке Российской Федерации" (1995 г.) ;
    • Закон "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" (1991 г.) ;
    • Закон "О товарных биржах и биржевой торговле" (1992 г.)
    • Закон "О валютном регулировании и валютном контроле" (1992 г.) ;
    • Закон "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" (1992 г.) ;
    • Закон об акционерных обществах (1996 г.) ;
    • Закон о рынке ценных бумаг (1996 г.) ;
    • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг; за период с 1992 г. выпущено порядка пятидесяти указов, которыми в основном и регулируется российский рынок ценных бумаг;
    • постановления Правительства Российской Федерации в основном касаются регулирования и развития рынка государственных ценных бумаг во всех их разновидностях.

4. Саморегулируемые организации рынка ценных бумаг

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками р. ц. б. на добровольной основе, с целью регулирования определённых аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Количество и направленность саморегулируемых организаций должны устанавливаться государством, так как один и тот же предмет саморегулирования не может регулироваться сразу двумя или более однотипными органами.

Права саморегулируемой организации:

    • разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;
    • осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;
    • контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;
    • информационная деятельность на рынке;
    • обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников.

До принятия Закона о рынке ценных бумаг в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако, различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциаций (союзов) фондовых бирж, регистраторов и депозитариев, других профессиональных участников фондового рынка России.

Заключение

Регулирование р. ц. б. – упорядочение деятельности на нём всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование охватывает всех участников рынка. бывает внутренним и внешним. Имеет 6 основных целей.

Также есть 8 принципов регулирования российского рынка ценных бумаг, которые отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг.

Возможно государственное регулирование российского рынка ценных бумаг. Но структура органов государственного регулирования рынка ценных бумаг в настоящее время ещё не сложилась.

Ещё существуют законодательные акты, которыми и регулируется российский рынок ценных бумаг:

    • Гражданский кодекс РФ;
    • 8 законов;
    • Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг;
    • Постановления Правительства РФ.

Список используемой литературы

  1. Рынок ценных бумаг: Учебник / Под ред. В. А. Галанова, А. И. Басова. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 352 с.: ил.
  2. Закон РФ "О рынке ценных бумаг", ст. 2.
  3. Миркин Я. М. "Ценные бумаги и фондовый рынок". Москва, “Перспектива” , 1995г.
  4. Серебрякова Л. А. "Мировой опыт регулирования рынка ценных бумаг", Финансы. - 1996, N1.

В Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента России №1008 от 01.07.1996 г., сформулированы основные задачи государственной политики на рынке ценных бумаг. Из положений документа в качестве наиболее важных направлений следует отметить следующие.

В основе функционирования рынка лежит добровольное вложение временно свободных денежных средств инвесторами в инструменты рынка ценных бумаг. По этой причине главной практической задачей государственного регулирования, от решения которой зависит само существование рынка, является обеспечение доверия инвесторов к рынку. Предполагается, что данная цель может быть достигнута в первую очередь обеспечением стабильности в государстве, которая в свою очередь возможна только при грамотном законодательном регулировании.

Поскольку рынок ценных бумаг является одним из основных механизмов аккумуляции и распределения финансовых ресурсов, при формировании режима его регулирования необходимо учитывать и комплекс конкретных экономических и политических задач государства, а также необходимость формирования государственного контроля , обеспечивающего прозрачность и управляемость финансовых потоков в государстве.

В основе государственного регулирования фондового рынка положены следующие принципы :

    Принцип государственного регулирования рынка ценных бумаг, который заключается в том, что вся система регулирования рынка (включая систему саморегулирования) создается государством , выполняющим универсальную функцию по защите граждан и их интересов, осуществляющим меры по защите прав участников рынка ценных бумаг на основе лицензирования и регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг ;

    Принцип единства нормативной базы , режима и методов регулирования рынка на всей территории Российской Федерации.

    Принцип минимального государственного вмешательства и принцип максимального саморегулирования, который означает,чтогосударство регулирует деятельность субъектов рынка лишь в тех случаях, когда это абсолютно необходимо , и делегирует часть своих нормотворческих и контрольных функций профессиональным операторам рынка ценных бумаг, организованным в саморегулируемые организации.

    Принцип равных возможностей , означающий:

    стимулирование государством конкуренции на рынке ценных бумаг через отсутствие преференций для отдельных участников рынка;

    равенство всех участников рынка ценных бумаг перед органами регулирования рынка ;

    гласное и конкурсное распределение государственной поддержки различных проектов на рынке ценных бумаг;

    отсутствие преимуществ для государственных предприятий , функционирующих на рынке ценных бумаг, перед коммерческими ;

    запрет для государственных органов давать публичные оценки профессиональных участников рынка ;

    отказ от государственного регулирования цен на услуги профессиональных участников рынка (кроме компаний-реестродержателей).

    Принцип преемственности в развитии системы регулирования рынка , который заключается в эволюционном, планомерном характере ее развития, следовании установленным долгосрочным ориентирам государственной политики в этой сфере, предоставлении возможностей адаптации к изменениям в системе регулирования рынка для всех субъектов регулирования;

    Ориентация на мировой опыт и учет тенденции глобализации финансовых рынков означает следование рекомендациям Группы 30 с целью создания цивилизованного и конкурентоспособного рынка ценных бумаг, а также разработку взвешенной политики по отношению к иностранным инвесторам и иностранным участникам российского рынка ценных бумаг.

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются различные методы как функционального, так и институционального регулирования.

Институциональное регулирование направлено на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования. К числу методов институционального регулирования относятся, например:

    установление требований к размеру собственных средств участников;

    регулирование структуры активов и пассивов;

    ограничение или запрещение участия в рискованных операциях, которые могут привести к финансовой несостоятельности объекта регулирования.

Институциональное регулирование является основой регулирования банковской деятельности, однако широко применяется и на рынкеценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов фондового рынка. К числу таких видов деятельности относится, например, хранение и обслуживание ценных бумаг.

В отличие отметодов институционального регулирования методы функционального регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций. Поскольку в большинстве случаев для защиты интересов инвесторов на рынке основной акцент делается именно на то, как профессиональные участники обслуживают клиентов, а не на финансовое состояние профессиональных участников, именно эти методысоставляют основу регулирования рынка ценных бумаг. Этим обуславливается необходимость принятия детальных стандартов профессиональной деятельности, которые являются одним из основных инструментов регулирования рынка ценных бумаг.

В основе регулирования всех видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг и деятельности по управлению инвестициями лежит лицензирование указанных видов деятельности. Следует отметить, что лицензирование в широком смысле не сводится к однократному акту выдачи лицензии тому или иному участнику рынка. Речь должна идти о систематических проверках деятельности участников рынка на предмет выполнения требований, вытекающихиз обладания лицензией на ведение конкретной профессиональной деятельности.

В общем смысле регулирование рынка ценных бумаг – это упорядочивание деятельности всех участников рынка и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия.

Регулирование участников рынка может быть:

    внешним . Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации нормативным актам государства, международным соглашениям;

    внутренним . Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности данной организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам и другим внутренним нормативным документам, определяющим деятельность этой организации в целом, ее подразделений и ее работников..

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельности и все виды операций на нём:

    эмиссионные ;

    посреднические ;

    инвестиционные ;

    залоговые ;

    трастовые и т.п .

Регулирование рынка ценных бумаг осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования. Различают:

    государственное регулирование рынка , осуществляемое государственными органами, в компетенцию которых входит выполнение тех или иных функций регулирования;

    регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. С одной стороны, государство может передавать часть своих функций по регулированию рынка уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг. С другой стороны, последние могут сами договориться о том, что созданная организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

    общественное регулирование , или регулирование через общественное мнение, именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной, по которой начинаются те или иные регулятивные действия государства или профессиональных участников рынка.

Основными причинами регулирования рынка ценных бумаг является необходимость:

    снижения рисков инвесторов;

    обеспечения раскрытия информации;

    повышения рыночной культуры инвесторов и профессиональных участников;

    снижения возможности для мошенничества;

    обеспечения устойчивого развития и привлечения через фондовый рынок инвестиций в развитие реального сектора;

    внедрения лучших стандартов профессиональной деятельности;

    развития экономики в целом.

В соответствии с обозначенными причинами, выделяют следующие цели регулирования рынка ценных бумаг:

    поддержка порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

    защита участников рынка ценных бумаг от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

    обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

    создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и на котором каждый риск адекватно вознаграждается;

    воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (повышения темпов роста экономики, снижения уровня безработицы).

Цели регулирования реализуются посредством :

    создания нормативной базы функционирования рынка, т. е. разработка законов, постановлений, инструкций, правил, нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую норму;

    отбора профессиональных участников рынка; современный рынок ценных бумаг, как и любой другой рынок, невозможен без профессиональных посредников. Однако не любое лицо или не любая организация могут занять место такого посредника. Чтобы это сделать, необходимо удовлетворять определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу, которые устанавливаются уполномоченными на это регулирующими организациями или органами;

    контроля за соблюдением выполнения всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка; этот контроль выполняется соответствующими контрольными органами.

Рынок ценных бумаг является одним из наиболее регламентированных рынков в мире.

С точки зрения организационного устройства государственное регулирование представляет собой сложную многоуровневую систему органов регулирования и надзора: государственных органов и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, которым государство делегирует определенные права. Эти органы могут функционировать на национальном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях.

Система государственного регулирования рынка ценных бумаг включает:

    государственные и иные нормативные акты ;

    государственные органы регулирования и контроля .

Формы государственного регулирования: административное или прямое, экономическое или косвенное.

Прямое или административное регулирование рынка ценных бумаг со стороны государства осуществляется путём:

    установления обязательных требований к деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и ее стандартов;

    регистрации выпусков эмиссионных ценных бумаг и проспектов эмиссии и контроля за соблюдением эмитентами условий и обязательств, предусмотренных в них;

    лицензирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг;

    создания системы защиты прав владельцев и контроль соблюдения их прав эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг;

    запрещения и пресечения деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность на рынке ценных бумаг без соответствующей лицензии.

Косвенное, или экономическое, управление рынка ценных бумаг осуществляется государством через находящиеся в его распоряжении экономические рычаги и капиталы:

    систему налогообложения;

    денежную политику;

    владение государством пакетов акций в корпорациях.

В мире известны различные подходы к организации государственного регулирования рынка ценных бумаг:

    система прямого правительственного регулиров ания (Ирландия, Нидерланды, Португалия);

    система контроля со стороны органов, регулирующих финансовую и банковскую систему (Бельгия, Дания, Япония);

    система контроля через специальную организацию (США, Великобритания, Италия, Франция, Испания);

    смешанные модели .

В зависимости от специфики деятельности различных участников рынка органами государственного регулирования применяются

    методы функционального регулирования . Эти методы регулирования связаны с установлением правил совершения определенных операций для защиты интересов инвесторов и применяются на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда совершение операций профессиональными участниками рынка ценных бумаг, эмитентами может привести к нарушению прав инвесторов. Эти методы регулирования обеспечивают поддержание качественных и технических параметров рынка ценных бумаг и применяются с целью обеспечения ликвидности ценных бумаг, предотвращения системных кризисов, которые могут быть вызваны сбоями в работе клиринговых и расчетных систем;

    методы технического или институционального регулирования . Эти методы регулирования связаны, прежде всего, с регулированием финансового положения конкретных финансовых институтов, качеством управления ими и направлены на предупреждение финансовой несостоятельности объектов регулирования (например, установление требований к размеру собственных средств участников, регулирование структуры активов и пассивов, ограничение или запрещение участия в рискованных операциях и др.). Методы институционального регулирования применяются на рынке ценных бумаг в тех случаях, когда специфика конкретных видов профессиональной деятельности делает необходимым контроль за финансовым положением участников для защиты интересов инвесторов и других субъектов рынка (например, депозитарная и расчетно-клиринговая деятельность).

Саморегулируемые организации – это некоммерческие, негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе, с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий поддержки, выражающаяся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

Саморегулируемая организация учреждается профессиональными участниками рынка ценных бумаг для:

    обеспечения условий профессиональной деятельности рынка ценных бумаг;

    соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг;

    защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами саморегулируемой организации;

    установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Саморегулируемые организации осуществляют регулирование профессиональной деятельности посредством возложенных на них прав :

    разработка обязательных правил и стандартов профессиональной деятельности и операций на рынке;

    осуществление профессиональной подготовки кадров, установление требований, обязательных для работы на данном рынке;

    контроль за соблюдением участниками рынка установленных правил и нормативов;

    информационная деятельность на рынке;

    обеспечение связи и представительства (защиты) интересов участников рынка в государственных органах управления.

Важнейшей целью регулирования рынка ценных бумаг является создание эффективной системы защиты прав инвесторов.

В качестве задач , направленных на реализацию данной цели выделяются следующие:

    повышение прозрачности эмитентов на фондовом рынке .

Совершенствование системы раскрытия информации означает обеспечение получения инвесторами необходимой и достаточной информации для принятия ими стратегических и тактических инвестиционных решений.

Обязательное раскрытие стандартизованной информации обо всех компаниях, акции которых обращаются на рынке, позволит:

    инвесторам взвешенные решения, что способствует росту эффективности рынка и увеличению объемов инвестиций;

    снижать затраты на получение необходимой информации об эмитенте, что также способствует росту эффективности рынка;

    осуществлять инвестиции тем российским и зарубежным инвесторам, у которых существуют строгие стандарты инвестирования, запрещающие инвестировать в компанию, если она не раскрывает информацию о себе на регулярной основе;

    защищать инвесторов от мошенничества, препятствует случаям использования конфиденциальной информации инсайдерами и разрешает проблему конфликта интересов, обеспечивая внешний контроль за действиями руководства предприятия;

    стимулировать конкуренцию между предприятиями, раскрывая информацию о предприятиях и оценивая их достижения, и тем самым, способствуя укреплению эффективности рынка;

    повысить добросовестность и ответственность менеджеров предприятий.

законодательное обеспечение защиты инвестиций и прав инвесторов на фондовом рынке .

Качественное и эффективное нормотворчество, направленное на регулирование фондового рынка, способствует повышению уровня защищенности инвесторов. Одновременно оперативное реагирование на нестандартные, потенциально конфликтные, дестабилизирующие ситуации на фондовом рынке также необходимо и для самих финансовых посредников и инфраструктурных институтов.

  1. снижение ущерба от нарушений законодательства о фондовом рынке .

Обеспечение эффективного надзора за деятельностью финансовых посредников и инфраструктурных институтов на фондовом рынке является одним из важнейших условий для повышения защищенности прав инвесторов на фондовом рынке и, как следствие, уровня доверия инвесторов;

    развитие новых инструментов на фондовом и товарном рынках .

Решение данной задачи предполагает снижение уровня концентрации финансового посредничества на рынке ценных бумаг через повышение уровня предоставляемых услуг.

Различают: Государственное регулирование рынка осуществляемое государтвенными органами. Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг или саморегулирование рынка. В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 9

Регулирование рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг охватывает все виды деятельно c ти и все виды операций на нем, осуществляется органами или организациями, уполномоченными на выполнение функций регулирования.

Различают:

Государственное регулирование рынка, осуществляемое государтвенными органами.

Регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка.

Общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение.

В соответствии с поставленными целями и способами их достижения регулирование участников рынка ценных бумаг может быть внешним и внутренним. Внешнее регулирование базируется на выполнении всех законодательных и нормативных актов страны, обеспечивающее нормальное функционирование всех институтов рынка. Внутреннее регулирование основано на принятых непосредственно участником рынка ценных собственных нормативных документах: уставах, правилах, положениях, должностных инструкциях. С одной стороны, государственные органы регулирования стремятся к формированию всеми участниками рынка принципа саморегулирования путем передачи части полномочий непосредственно участнику. С другой же стороны, государство оставляет за собой право вносить изменения или дополнения в существующие правила и инструкции.

Регулирование рынка ценных бумаг (РЦБ) обычно преследует следующие цели:

Поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех его участников.

Защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций.

Обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования
на ценные бумаги на основе спроса и предложения.

Создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности и каждый риск адекватно вознаграждается.

В определенных случаях создание новых рынков, поддержка не-
обходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных
начинаний и нововведений.

Воздействие на рынок с целью достижения каких-то общественных целей (например, для повышения темпов роста экономики,
снижения уровня безработицы и т. п.).

Конкретные цели регулирования рынка ценных бумаг всегда определяются текущей экономической и бюджетной политикой, состоянием экономического роста и рядом других факторов.

Основными принципами регулирования рынка ценных бумаг являются:

1. Разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и отношений с участием профессиональных участников рынка — с другой.

2. Выделение ценных бумаг, которые прежде всего нуждаются в тщательном регулировании (например, инвестиционные ценные бумаги).

3. Обеспечение конкуренции между участниками рынка.

4. Обеспечение гласности нормотворчества.

5. Соблюдение принципов преемственности российской системы
регулирования рынка ценных бумаг и учет опыта мирового рынка. Механизм регулирования рынка ценных бумаг представлен
на схеме (рис. 1).

Рис. 1. Механизм регулирования ценных бумаг

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

Идеологическая и законодательная функции (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка).

Концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства рынка, в первую очередь на создание инфраструктуры.

Установление «правил игры» (требований к участникам операционных и учетных стандартов).

Контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций).

Создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг и обеспечение его открытости для инвесторов.

Формирование системы защиты инвесторов от потерь (страхование).

Предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок
других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового).

Предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг, отвлекающих часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства.

В настоящее время преобладающим является косвенное регулирование рынка ценных бумаг, а именно:

Контроль за денежной массой в обращении и объемом предоставленных кредитов с помощью влияния на ставки ссудного процента;

Изменения в налогообложении и сроках амортизационных отчислений;

Гарантии правительства (по депозитам, займам частного сектора и др.);

Внешнеэкономическая (операции с иностранной валютой, золотом, мероприятия по стимулированию экспорта, валютные ограничения и т. д.) и внешнеполитическая деятельность (развитие или свертывание политических контрактов, отражающиеся на внешней торговле и экономических связях, военные действия и пр.).

В Российской Федерации правительственные органы, занимающиеся внешнеэкономической деятельностью, стремятся повысить роль национальных ценных бумаг на внешних рынках и национальных рынков в международном движении фиктивного капитала. Неразвитость механизма обслуживания процесса мобилизации и перераспределения прибыли корпораций приводит к отставанию в экономическом развитии, к стремлению направить капиталы за границу и оставить там доходы. При этом сдерживается развитие национальных производительных сил и страна проигрывает в конкурентной борьбе.

Государственная деятельность по отношению к бирже не должна быть запретительной. Ее цель — стимулирование и координация, забота об интересах массового держателя ценных бумаг, поощрение торговли ценными бумагами при соблюдении известных правил.

В первые годы существования фондового рынка было необходимо его регулировать. Основные проблемы в этой области заключаются не в самом факте регулирования, а в конкретных способах и формах, которыми оно должно осуществляться. Кроме того, учитывая, что наше государство само является крупным акционером, необходимо иметь механизм общественного (независимого) контроля и регулирования рынка ценных бумаг.

В 1994 г. началась, в 1995-1996 гг. была продолжена реорганизация системы регулирования РЦБ, в рамках которой функции утверждения стандартов и правил, а также в ряде случаев лицензирования и контроля переходят к Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве Российской Федерации. Исполнение и контроль за исполнением законов в сфере рынка ценных бумаг должны стать функцией прежде всего саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также в отдельных случаях заинтересованных министерств и ведомств, региональных комиссий по ценным бумагам.

До принятия Закона «О рынке ценных бумаг» в российской практике отсутствовала юридическая основа для саморегулируемых организаций, однако различного рода объединения участников рынка имелись в виде ассоциации (союзов) фондовых бирж, регистраторов, депозитариев и т. д.

Саморегулируемые организации — это некоммерческие негосударственные организации, создаваемые профессиональными участниками рынка ценных бумаг на добровольной основе с целью регулирования определенных аспектов рынка на основе государственных гарантий, поддержки, выражающихся в присвоении им государственного статуса саморегулируемой организации.

В настоящее время саморегулируемыми организациями рынка ценных бумаг являются организаторы РЦБ (биржи) и общественные объединения различных групп профессиональных участников.

Саморегулирование направлено в конечном счете на достижение высоколиквидного рынка и предполагает установление квалификационных и эстетических норм для его участников, их ответственности перед клиентами, правил осуществления торговых операций, а также контроля за соблюдением этих норм и правил. Создаваемые биржами биржевые ассоциации, федерации вправе издавать свои внутренние документы (решения, правила, регламенты, инструкции), регулирующие фондовую деятельность.

Основные законодательные акты, регулирующие российский рынок ценных бумаг:

1. Гражданский кодекс РФ, части I и II (1995-1996 гг.).

2. Закон о банках и банковской деятельности (1990 г.).

3. Закон «О центральном банке Российской Федерации» (1995г.).

4. Закон «О приватизации государственных и муниципальных пред-
приятий в РСФСР» (1991 г.).

5. Закон «О товарных биржах и биржевой торговле» (1992 г.).

6. Закон «О валютном регулировании и валютном контроле»
(1992г.).

7. Закон «О государственном внутреннем долге Российской Федерации» (1992 г.).

8. Закон «Об акционерных обществах» (1996 г.).

9. Закон «О рынке ценных бумаг» (1996 г.).

10. Указы Президента по развитию рынка ценных бумаг.

11. Постановления Правительства Российской Федерации.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14162. Правовое регулирование рынка ценных бумаг 26.47 KB
Общественные отношения регулируемые нормами о ценных бумагах и их рынке. Характеристика норм о ценных бумагах и их место в правовой системе. Принципы правового регулирования общественных отношений по выпуску и обращению ценных бумаг.
9234. Участники рынка ценных бумаг. Государственный контроль за рынком. Саморегулирование как форма организации рынка. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг 65.46 KB
Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг. Участники рынка ценных бумаг. Конкретные формы структурной организации на российском рынке ценных бумаг.
7813. Участники рынка ценных бумаг 15.83 KB
Главным государственным органом регулирования и контроля РЦБ в Российской Федерации является Федеральная служба по финансовым рынкам ФСФР ранее ФКЦБ. Доходом брокера является комиссионное вознаграждение. Дилерской деятельностью является совершение сделок куплипродажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет. Деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг является сбор обработка хранение и предоставление данных о владельцах ЦБ.
18662. Анализ рынка ценных бумаг 14.89 KB
В современности российский рынок ценных бумаг еще формируется и играет важную и значимую роль. Именно фондовый рынок является наиболее эффективным источником привлечения капитала в экономику страны для компаний и предприятий, а для инвесторов предоставляет шанс грамотно распоряжаться своими накоплениями.
7812. Сущность рынка ценных бумаг 19.25 KB
Сущность рынка ценных бумаг. Экономическая и юридическая сущность рынка ценных бумаг.Инфраструктура рынка ценных бумаг.Налогообложение операций с ценными бумагами.
14176. Общая характеристика рынка ценных бумаг 23.65 KB
Понятие и функции рынка ценных бумагах. Внутренняя структура и виды рынка ценных бумаг. Понятие и классификация субъектов рынка ценных бумаг. Информационное обеспечение рынка ценных бумаг
14164. Профессиональные участники рынка ценных бумаг 30.4 KB
Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Понятие и особенности профессиональных участников рынка ценных бумаг Среди субъектов рынка ценных бумаг особое место занимают профессиональные участники. Как и тогда сегодня легальное определение профессиональным участникам рынка ценных бумаг дается посредством перечисления видов профессиональной деятельности которыми они могут заниматься.
7806. Методы анализа рынка ценных бумаг 149.21 KB
Методы анализа рынка ценных бумаг. Методология фундаментального анализа Фундаментальный анализ используется для определения реальной стоимости ценных бумаг предприятияэмитента исходя из расчета текущей стоимости активов предприятия с учётом всех видов ожидаемых доходов. Главной задачей фундаментального анализа является выявление наиболее недооценённых акций или иных ЦБ обладающих наивысшим потенциалом роста в перспективе. Таким образом определяется степень недооценки компаний по отношению к отрасли в среднем и формируется...
14144. Иные участники рынка ценных бумаг 25.67 KB
Инвесторы и защита их прав на рынке ценных бумаг. Финансовые консультанты на рынке ценных бумаг. Саморегулируемые организации профессиональных участников рынка ценных бумаг.
17613. Развитие мирового рынка ценных бумаг 31.82 KB
Определить понятие мирового рынка ценных бумаг, его особенности и виды; выявить исторические этапы формирования и развития мирового рынка ценных бумаг; оценить современное состояние мирового рынка ценных бумаг.
Статьи по теме