Развитие ОПК: Новая государственная программа повысит конкурентоспособность военной продукции. Источники финансирования оборонной промышленности

Эксперт рабочей группы по развитию конкуренции в сфере государственного оборонного заказа ФАС России.

Также предполагается, что будет обеспечен рост объемов промышленного производства продукции, увеличится доля инновационной продукции и повысится уровень профессиональной подготовки работников организаций ОПК.

Госпрограммой предусмотрено продвижение продукции военного назначения на мировые рынки вооружений, обеспечение стабильного функционирования и роста промышленного производства организаций ОПК, развитие интеллектуального и кадрового потенциала.

В результате реализации госпрограммы, правительством запланирован рост объемов промышленного производства продукции в сфере ОПК в 1,8 раза к уровню 2014 года и увеличение доли инновационной продукции в общем объеме продукции с 34,4% в 2016 году до 39,6% в 2020 году.

Приоритеты ОПК

На современном этапе главным приоритетным направлением государственной политики в сфере развития ОПК является оснащение ВС РФ современными образцами военной продукции.

Второе по важности направление - повышение качества и конкурентоспособности промышленной продукции. Для этого в ОПК сейчас активно формируется научно-технический задел и проводится технологическая модернизация.

В числе приоритетных направлений можно также выделить обеспечение инновационного развития ОПК, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы управления и развитие международного сотрудничества в сфере промышленности.

Технологическая независимость

2015 год стал важным этапом повышения технологической независимости России. Вступил в силу Федеральный законпромышленной политике", нацеленный на развитие отечественных высокотехнологичных производств, сформированы предпосылки для территориального промышленного развития страны.

В российской экономике созданы условия для повышения многоуровневой локализации иностранных производств, развиваются процессы импортозамещения. Фонд развития промышленности Минпромторга России стал их основным координатором.

В ОПК продолжается активное техническое переоснащение и реконструкция производственной, экспериментально-технологической базы. В 2015 году во всех отраслях оборонной промышленности, за исключением, промышленности обычных вооружений наблюдался рост производства, превышающий средние показатели по экономике.

За счет почти 20-процентного роста объемов военной продукции в 2015 году, объем промышленной продукции, произведенной предприятиями ОПК, вырос на 12,9%.

Прирост объемов по сравнению с 2014 годом составил: радиоэлектронный комплекс - на 32,6%, промышленность боеприпасов и спецхимии - на 22,3%, судостроительная промышленность - 16,3%, ракетно-космическая промышленность - 7,6%, авиационная промышленность - 5,9%.

Падение производства на 3,2% в промышленности обычных вооружений было связано, прежде всего, со сложившейся ситуацией на ряде предприятий НПК "Уралвагонзавод" и некоторых других.

В результате успешного выполнения гособоронзаказа в 2015 году доля современных образцов техники и вооружения в войсках в 1,5 раза превысила плановые показатели и составила в среднем около 47%.

Портфель экспортных контрактов сейчас составляет более 56 млрд долларов, в 2015 году заключено новых более чем на 26 млрд долларов.

Инновации и конкурентоспособность

Главная цель новой госпрограммы - повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции на основе реализации инновационного потенциала и стимулирования развития ОПК.

Объем бюджетных ассигнований новой программы (в ценах соответствующих лет) составляет 34,9 млрд рублей.

В 2016-2020 годах в ОПК, кроме указанных результатов, ожидается рост в 1,3 раза объемов производства продукции гражданского назначения. Запланирована профессиональная переподготовка, обучение в системе дополнительного профессионального образования 152 тысяч работников организаций ОПК. Более 7 тысяч работников будет подготовлено на условиях софинансирования.

Государственная программа развития ОПК продолжает оставаться основным механизмом поддержки оборонной промышленности. Принятая программа, как и предыдущая, предусматривает прямое финансирование из бюджета. Сохранилось и субсидирование процентных ставок по кредитам, связанное с инвестициями из собственных и привлеченных источников.

Опыт реализации предыдущих программ показывает, что привлечение сторонних источников финансирования для предприятий ОПК часто оказывается формальностью, что влечет значительные риски для обеспечения полного выполнений программных мероприятий.

Риски реализации

Риски реализации также обусловлены низким уровнем рентабельности производства при высоком уровне непроизводительных издержек, операционных и накладных расходов. Сохраняется низкий уровень диверсификации использования технологических мощностей в сферу производства гражданской продукции.

Значительна доля морально и физически устаревших и основных производственных фондов, мало используемых вследствие отсутствия мотивации к их диверсифицированному применению. В то же время относительно новое оборудование используется на пределе.

Крайне важной проблемой развития ОПК, является стремление предприятий, вместо концентрации всех видов ресурсов на перспективных образцах, к модернизации устаревшей продукции или той, что устареет в ближайшие годы. Преобладает ориентация на ГОЗ, что не обеспечивает оптимальной загрузки мощностей и приводит к дисбалансу технологических мощностей при неполном уровне их загрузки.

Многими экспертами и контрольно-надзорными органами также отмечается высокая себестоимость производимой продукции, которая уже вплотную приблизилась к себестоимости зарубежных образцов и уже превысила себестоимость китайских аналогов, может значительно снизить конкурентоспособность российской военной продукции на внешнем рынке.

Резюмируя сказанное, можно утверждать, что в условиях действующих механизмов, основанных на бюджетном финансировании полного инвестиционного цикла и при существующей практике ценообразования, госпрограмма несет значительные риски недостижения планируемых показателей инновационного развития и диверсификации.

Сложность и неуверенность в реальности инновационного пути развития способствует тому, что, несмотря на принятие ряда концептуальных, доктринальных и программных документов, четкой экономической стратегии, в том числе оборонно-промышленной политики, основанной на приоритетах национальной безопасности, в России не выработано. Это подтверждает динамика изменения доли расходов от ВВП и общих расходов федерального бюджета по разделу “Национальная оборона” (табл. 1.5) [Арбатов, Ромашкин, 2003].

Относительный рост расходов на оборону не имеет упреждающей динамики для выхода на законодательно установленный барьер в 3,5% ВВП и сильно коррелирует с ростом общих расходов федерального бюджета в целом. Незначительность государственных инвестиций, направляемых на улучшение структуры основных фондов отраслей ОПК, иллюстрируют данные Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) [сайт ТС ВПК], представленные в табл. 1.6. В ежегодном труде “Военный баланс” эксперты Лондонского международного института стратегических исследований отметили, что масштабы реальных военных расходов РФ трудно поддаются оценке - основная их часть, как всегда, закрыта.

Кроме того, в объемы ассигнований военному ведомству не включаются некоторые расходы, имеющие отношение к национальной безопасности [Иванов, 2004]. Планы перевооружения военной организации России сформулированы в Государственной программе вооружения на период 2002-2012 гг. Основной упор в программе сделан на военные исследования и разработки. На эти цели до 2006 г. предполагается выделять основную часть ассигнований.

После этого большая часть средств будет направляться на закупки новых образцов ПВН. Как положительный фактор финансирования военного строительства в РФ эксперты Лондонского института отметили последовательный рост ассигнований на ГОЗ МО, включающий закупки, исследования и разработки, ремонт и модернизацию ВВТ. Однако эксперты Института считают, что ежегодный рост военных расходов РФ вовсе не дает оснований для успешной реализации Госпрограммы разработок и закупок вооружений в 2002-2012 гг. Высказывают они сомнения в соблюдении сроков, установленных этой программой. Следует отметить, что подобные серьезные опасения по этому поводу высказывают и некоторые руководители оборонных предприятий в самой России. Основные показатели бюджета МО в 2000-2005 финансовых годах представлены в табл. 1.7.

Приведенные цифры свидетельствуют о значительном увеличении расходов на оборону и ГОЗ, о росте ВВП. Однако они не учитывают инфляцию. Вместе с тем даже по наиболее “щадящим” оценкам инфляция в РФ составила в 2001 г. 16,5%, в 2002 г. - 15,7, в 2003 г. - 14,3, в 2004 г. - 11,7%, а на 2005 г. она прогнозируется на уровне 11,5%. Исходя из этого, за период с 2000 по 2005 г. инфляция составит, как минимум, 90%. С учетом этой поправки рост бюджетных расходов на национальную оборону за все пятилетие равен 58%, что примерно соответствует планировавшемуся приросту ВВП (60%). При этом ассигнования по данной статье так и не приблизились к обозначенному президентским указом уровню в 3,5% от ВВП, более того, этот показатель даже не смог преодолеть отметку в 2,9%.

В числе факторов, оказывающих в последнее время положительное воздействие на финансовое положение предприятий ОПК, следует перечислить следующие [Московский, 2004]:

урегулирование кредиторской задолженности Минобороны перед предприятиями ОПК, которая имеет устойчивую тенденцию к снижению;

улучшение ситуации с обеспечением полного, стабильного и ритмичного финансового обеспечения ГОЗ.

Вполне очевидны и проблемные вопросы финансирования ГОЗ для ОПК:

ограниченные финансовые возможности государства по содержанию своей военной организации; недостатки проводимой в государстве ценовой политики, которые проявляются в отсутствии компенсирующих и регламентирующих механизмов увязки цен на различных этапах разработки и реализации научно-технической продукции в рамках ГОЗ и ГПВ с перманентными и не всегда предсказуемыми изменениями налогов, энергетических, транспортных, таможенных тарифов;

поскольку ряд производственных стадий отраслевой кооперации остался в странах ближнего зарубежья, необходимы средства на воссоздание утраченных звеньев; предельные цены на ПВН, устанавливаемые государством, не позволяют предприятиям проводить активную стратегию технического перевооружения своих основных фондов;

государство же практически не выделяет целевым назначением средств на эти важные цели, что крайне негативно отражается на технических возможностях предприятий и качестве их продукции.

Влияние указанных факторов непосредственно сказывается на замедлении темпов реализации ГПВ и ГОЗ, а ряд их заданий выполняется с отставанием относительно установленных сроков, о чем упоминалось выше. В ситуации недостатка средств на техническое оснащение военной организации страны только государственный оборонный заказ не может стимулировать высокие темпы роста производства и его модернизацию. Дополнительную позитивную роль приобретают и другие факторы: зарубежные заказы на ПВН, приносящие значительную прибыль, капитальный ремонт и модернизация техники, находящейся в силовых структурах, стратегичеекая переориентация на производство продукции гражданского и двойного назначения, объемы выпуска и ассортимент которой постоянно растут.

Важным политическим решением, непосредственно влияющим на увеличение экспорта, стало введение с 1 января 2004 г. внутренних цен российских производителей на продукцию, поставляемую государствам - членам Организации договора коллективной безопасности (ОДКБ). Если рассматривать факт недостаточности финансирования ГОЗ с позиции предприятий ОПК, то следует отметить, что отсутствие средств на модернизацию влечет за собой невозможность создания ими современных средств компьютерного моделирования и натурных стендов для отработки новой продукции, использование которых многократно сокращает сроки проектирования и минимизирует расходы на этапе разработки этих изделий, особенно на этапе, например, их летных испытаний, когда опытные дорогостоящие образцы безвозвратно утрачиваются.

На заседании Правительства, посвященном принятию ГОЗ-2005, его председатель озвучил точку зрения, имеющую важное значение для предприятий ОПК. Согласно этому мнению, ГОЗ представляет собой очень важный инструмент стимулирования экономического развития страны в целом. Государственный оборонный заказ является ключевым механизмом реализации военно-технической политики, развития вооружения и военной техники, но этим его значение не исчерпывается. На ГОЗ “работает каждый десятый рубль бюджета”, что превращает его в эффективный регулятор социально-экономического развития страны, а также поддержки регионов со стороны федерального правительства. Следует отметить, что в целом по ОПК это позволило изменить к лучшему ситуацию с размером заработной платы. По информации Роспрома, в 2004 г. ее увеличение составило более 20%, при этом в научных организациях - около 25%. Средняя зарплата по ОПК на конец 2004 г. оценивалась в 7,2 тыс. руб. [Экономика ВПК, 2005].

20 апреля 2019 , Высшее, послевузовское и непрерывное образование О бюджетных ассигнованиях на завершение строительства и реконструкции общежитий МГТУ им. Н.Э.Баумана Постановление от 16 апреля 2019 года №455. На завершение строительства комплекса общежитий в 2019–2020 годах выделяются бюджетные ассигнования в размере 1085,3 млн рублей. Это позволит создать дополнительно около 1350 мест в общежитиях для студентов.

19 апреля 2019 , Государственная статистика Актуализирован Федеральный план статистических работ Распоряжение от 10 апреля 2019 года №680-р. Цель принятых решений – оптимизировать состав статистических работ, выполняемых Росстатом и другими субъектами официального статистического учёта, повысить качество обеспечения информационных потребностей в официальной статистической информации, снизить отчётную нагрузку на респондентов.

18 апреля 2019 , Защитные меры во внешней торговле О защитных мерах в торгово-экономических отношениях с Украиной Постановление от 18 апреля 2019 года №460-25. Постановлением Правительства от 29 декабря 2018 года №1716-83 был введён запрет на ввоз на территорию России товаров, страной происхождения которых является Украина, либо перемещаемых через территорию Украины, и утверждён список таких товаров.

16 апреля 2019 , Национальный проект «Демография» О бюджетных ассигнованиях на поддержку семей при рождении детей на Дальнем Востоке Распоряжения от 13 апреля 2019 года №743-р, №744-р. В целях реализации федерального проекта «Финансовая поддержка семей при рождении детей» национального проекта «Демография» в субъектах Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ, из резервного фонда Правительства выделяется 3146,26 млн рублей для единовременной выплаты при рождении первого ребёнка, предоставления регионального материнского капитала при рождении второго ребёнка, ежемесячных выплат при рождении третьего и последующих детей.

16 апреля 2019 , Бюджеты субъектов Федерации. Межбюджетные отношения О предоставлении дотации Забайкальскому краю на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы Распоряжение от 11 апреля 2019 года №698-р. Забайкальскому краю направляются средства для обеспечения выплаты заработной платы работникам бюджетной сферы.

16 апреля 2019 , Отдельные вопросы национальной обороны Об индексации в 2019 году отдельных выплат военнослужащим и сотрудникам силовых ведомств Постановление от 12 апреля 2019 года №435. Утверждено решение об индексации с 1 января 2019 года размеров страховых сумм, единовременных пособий и ежемесячных компенсаций отдельным категориям военнослужащих и приравненных к ним лиц на 4,3%.

16 апреля 2019 , Регулирование страховой деятельности О порядке возмещения ущерба за утраченное в результате чрезвычайной ситуации жильё с использованием механизма добровольного страхования Постановление от 12 апреля 2019 года №433. Установлен минимальный объём обязательств страховщика по риску утраты жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации и утверждены правила расчёта максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ возмещения ущерба жилым помещениям с использованием механизма добровольного страхования.

16 апреля 2019 , Железнодорожный транспорт Увеличен уставный капитал ОАО «Российские железные дороги» Распоряжение от 12 апреля 2019 года №718-р, постановление от 12 апреля 2019 года №438. Уставный капитал ОАО «РЖД» увеличен на 7,02 млрд рублей в целях повышения уровня экономической связанности территории России, создания основы для развития скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами. Соответствующие финансовые средства в федеральном бюджете предусмотрены.

15 апреля 2019 , Инструменты управления общественными финансами Утверждён порядок формирования списка налоговых расходов и их оценки Постановление от 12 апреля 2019 года №439. Установлено, что будет проводиться оценка целесообразности и результативности налоговых расходов.

15 апреля 2019 , Организация системы здравоохранения. Медицинское страхование Об изменениях в Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Постановление от 12 апреля 2019 года №440. В Программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов внесены изменения, направленные на повышение доступности паллиативной медицинской помощи, а также на конкретизацию гарантий при прохождении гражданами профилактических медицинских осмотров, в том числе в рамках диспансеризации.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Белая Холуница» в Кировской области Постановление от 12 апреля 2019 года №432. Создание ТОР «Белая Холуница» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Боровичи» в Новгородской области Постановление от 12 апреля 2019 года №431. Создание ТОР «Боровичи» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Алексин» в Тульской области Постановление от 12 апреля 2019 года №430. Создание ТОР «Алексин» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Горный» в Новосибирской области Постановление от 12 апреля 2019 года №429. Создание ТОР «Горный» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Михайловка» в Волгоградской области Постановление от 12 апреля 2019 года №428. Создание ТОР «Михайловка» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующих предприятий, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Миасс» в Челябинской области Постановление от 12 апреля 2019 года №427. Создание ТОР «Миасс» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующего предприятия, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Моногорода Создана территория опережающего социально-экономического развития «Мценск» в Орловской области Постановление от 12 апреля 2019 года №426. Создание ТОР «Мценск» будет способствовать диверсификации экономики города, снижению зависимости от градообразующих предприятий, повышению инвестиционной привлекательности города, созданию новых рабочих мест, привлечению инвестиций.

15 апреля 2019 , Денежно-кредитная политика. Финансовые рынки О социальных выплатах с использованием национальной системы платёжных карт Постановление от 11 апреля 2019 года №419. Принятые решения направлены на дальнейшее продвижение и популяризацию национальных платёжных инструментов, развитие национальной системы платёжных карт. Утверждён порядок внесения изменений в конструкции автомобилей Постановление от 6 апреля 2019 года №413. Принятое решение позволит сделать государственный надзор в сфере проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию более прозрачным и понятным.

1

Россия: шоковый эффект

Ряд процессов - прежде всего окончание холодной войны; процесс глобализации во всех сферах жизни, в том числе в экономике; политические изменения в ряде регионов мира, особенно в Европе, - стали причиной сокращения объёмов производства и, соответственно, сжатия ОПК не только России, но и стран НАТО (Рисунок 1).

Но падение объёма заказов более чем в полтора раза за 10 лет в странах НАТО оказало не такой шоковый эффект на оборонную промышленность, как десятикратное уменьшение объёма заказа в нашей стране. Однако сжатие рынка вооружений резко обострило внутреннюю конкуренцию между военно-промышленными корпорациями. Промышленные компании вынуждены реагировать на такие изменения проведением масштабных реструктуризационных мероприятий, повышающих их эффективность, заметно снижающих издержки.

Так, при полуторном сокращении заказа на ВВТ за те же 10 лет занятость в ОПК уменьшилась почти вдвое. Помимо сокращения занятости, важным элементом реакции ОПК на сокращение рынков стала концентрация разработок и производства. За десятилетний период на треть сократилось число компаний, участвующих непосредственно в производстве вооружений.

Безусловно, в 1990‑е годы отечественный ОПК под воздействием ряда известных факторов также «просел». Многие предприятия просто перестали существовать. Но те коллективы, которые имели серьёзные научные заделы и перспективы, смогли выжить. В тяжелейших условиях, когда не выплачивалась заработная плата, уходили сотнями профессионалы, в таких коллективах удалось сохранить научные школы.

Например, Радиотехнический институт имени академика Александра Львовича Минца в 1994 году потерял сразу тысячу с лишним специалистов, которые перешли на работу в «Билайн». Но институт по-прежнему плодотворно работает на благо страны, являясь бесспорным лидером в России в области создания современных РЛС дальнего обнаружения.

Последствия глобализации мировой экономики

Важнейшим фактором реструктуризации ОПК в последнее десятилетие является глобализация мировой экономики.

К движущим силам глобализации в сфере ОПК могут быть отнесены:

  • обострение конкуренции с созданными в середине 1990‑х годов, прежде всего в США, крупными компаниями (такие слияния, как «Боинг» - «Макдоннелл Дуглас» - «Рокуелл Дефенс», «Локхид» - «Мартин Мариэтта» - «ГД Аэроспейс» - «Лорган», «Рэйтеон» - «Хьюз» и др.);
  • снижение совокупного спроса на ВВТ вследствие сокращений оборонных бюджетов;
  • относительный рост спроса на результаты НИОКР для создания высокотехнологичных систем вооружений;
  • подготовка к ведению коалиционных войн в рамках военных доктрин большинства развитых стран;
  • неадекватность структуры большинства оборонных отраслей новым задачам и требованиям, излишек устаревших мощностей, усиливающаяся неэффективность их дальнейшего использования;
  • массовое осуществление программ по оптимизации бюджетных расходов с целью максимизации отдачи от вложенных средств;
  • усиление ориентации промышленности на фондовый рынок в интересах максимизации акционерной прибыли в связи с расширением участия частного капитала в ОПК.

Проблема реструктуризации ОПК пересекается в этой сфере ещё с одной деликатной проблемой глобализации в рамках Всемирной торговой организации - проблемой государственной поддержки субъектов рынка. Поэтому, учитывая опыт разгорающихся торговых споров внутри ВТО, зарубежные корпорации ОПК вынуждены учитывать и запреты на косвенное субсидирование гражданской продукции за счёт военных заказов. Программы реструктуризации диверсифицированных корпораций вынуждены принимать во внимание и ограничения таких международных соглашений, как ВТО.

В целом система условий, в которых оказался российский ОПК, требует не только изменения его масштаба, но и диктует необходимость существенного изменения базовых принципов его функционирования, взаимоотношения с вооружёнными силами, государством, мировым сообществом.

Текущие проблемы российского ОПК

1. Утрата отечественной базы электронного машиностроения ОПК.

В настоящее время в России практически отсутствует производство современного промышленного оборудования для радиоэлектронной промышленности. Радиоэлектронная отрасль в России превратилась в крупное сборочное производство финальных изделий из импортной элементной базы и на оборудовании в основном ведущих западных и китайских фирм.

2. Потеря научно-технологической базы ОПК.

Отечественные разработки по прорывным перспективным технологиям крайне малочисленны. Но даже их внедрение в серийное производство сталкивается с непреодолимыми организационными и финансовыми проблемами. Поэтому радиоэлектронная отрасль существует либо на отечественной, но устаревшей технологической базе, либо на современной, но зарубежной. Большой проблемой является недостаточное количество молодых перспективных, высококвалифицированных кадров. Нужна скоординированная система мер и стимулов для закрепления молодёжи в ОПК.

3. Переход страны на рыночные отношения в ОПК не создал рыночные механизмы ценообразования.

Действующая система ценообразования не стимулирует предприятия к повышению производительности труда, эффективности работы в целом. Регулирование средних зарплат, их нормирование построено таким образом, что предприятиям невыгодно повышать эффективность производства, так как сверхприбыль изымается в доход государства. Это не позволяет высокими темпами перевооружать производство и стимулировать экономически более успешные предприятия.

Необходимо коренным образом изменить систему ценообразования и создать реальные механизмы стимулирования производительности труда и внедрения инновационных продуктов в ОПК.

4. Слабая взаимная координация работ, проводимых в ОПК.

Неэффективны механизмы взаимодействия между предприятиями отрасли. Для деятельности отдельных холдингов характерно ведение «натурального» хозяйства, направленного исключительно на свои нужды. Как следствие, в ОПК до сих пор не решена проблема устранения дублирования проводимых работ. Необходимо скорейшее создание единой базы данных существующих и разрабатываемых технологий и мощной экспертно-аналитической структуры, обеспечивающей аналитическую поддержку решений руководства отрасли.

5. Слабая увязка целей государственной программы развития ОПК с обеспечением реализуемости ГПВ.

Требуется разработка целевых функций и индикаторов, отражающих степень достижения целей содействия реализации ГПВ, для количественной оценки - насколько государственная программа развития ОПК подкрепляет и обеспечивает реализуемость ГПВ. Структура программы и её организационная часть должны быть увязаны с конкретными приоритетными образцами ВВТ и предприятиями (холдингами), отвечающими за разработку и производство данных изделий. Такая структуризация программы позволит детализировать и закрепить ответственность за реализацию программных мероприятий и целей ГПВ.

Для реализации государственной программы развития ОПК при её разработке необходимо ориентироваться на крупные предприятия (холдинги) - головных разработчиков финальных образцов ВВСТ. Мероприятия программы должны обосновываться и формироваться с их непосредственным участием, с повышением их роли и ответственности за внедрение результатов технологических работ ОПК в конкретные образцы ВВСТ.

6. Несовершенство системы принятия решений о направлениях финансирования НИОКР.

Система принятия решения о финансировании НИОКР не подкреплена долгосрочным видением развития технологий в радиоэлектронике, а механизм распределения средств на конкретные проекты и контроля результатов исследований недостаточно прозрачен и требует уточнения и детализации.

7. Несовершенство инфраструктуры национальной инновационной системы.

Коммерциализация технологий находится на низком уровне, недостаточно используется потенциал конверсии конкурентоспособных специальных технологий в гражданские направления. Степень воплощения результатов научных разработок инновационной направленности в конкретные изделия промышленного производства на внутреннем рынке не превышает 20%. Менее 13% от производимой продукции экспортируется. В экспорте преобладает продукция специального назначения. При этом только малая часть отечественных производителей участвует в международных кооперационных цепочках, в то время как большинство компаний выпали из мировой системы кооперации.

8. Низкая производительность и эффективность процессов.

На крайне низком уровне находится производительность и эффективность процессов, что обусловлено:

  • недофинансированием в сочетании с устаревшими, не соответствующими требованиям современного рынка производственно-технологической базой, бизнес-моделями, операционными моделями;
  • слабым уровнем развития рыночных компетенций у многих российских компаний;
  • недостаточной эффективностью процессов вывода и продвижения продукции на рынке.

Таким образом, радиоэлектронная отрасль России в своём нынешнем состоянии практически неконкурентоспособна на глобальном уровне. Громадное отставание по эффективности, малая доля рынка и малый выпуск, технологическое отставание остро ставят вопрос о скорейшей масштабной модернизации радиоэлектронной промышленности.

Необходимо продолжать начатые изменения в отрасли и в этом процессе максимально использовать потенциал и компетенции, сохранённые российскими компаниями в отдельных сегментах и нишах рынка (Рисунок 2).



Необходимые меры государственной поддержки предприятий ОПК

Решение возникающих при этом проблем особенно актуально для предприятий, выполняющих работы за счёт кредитного авансирования.

При формировании и реализации государственной программы развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации необходимо выработать гибкую систему мер государственной поддержки технического оздоровления предприятий ОПК. В частности, представляется необходимым:

  • осуществить возврат инвестиционной льготы по налогу на прибыль, в частности инвестиций на оборудование, а также НИР и ОКР в полном объёме;
  • отменить налогообложение части прибыли предприятий, направленной на модернизацию и техническое перевооружение производства ВВТ;
  • снизить стоимость лизинга как единственного на сегодняшний день реального механизма, способного обеспечить техническое перевооружение
  • российской промышленности в короткие сроки;
  • предоставить налоговые и таможенные льготы для предприятий, развивающих технологическую базу передовых исследований и разработок.

В организационном плане представляется полезным:

  • создание в Российской Федерации структуры (например, национального центра) по выработке и реализации государственных научно-технических и инновационных стратегий в разработке технологий двойного назначения и по адаптации в интересах ОПК открытых исследований и разработок, выполненных за счёт федеральных средств;
  • организация межотраслевых координационных центров с целью объединения усилий по созданию элементной базы нового поколения (прежде всего в электронике и робототехнике) в интересах ОПК;
  • обеспечение эффективной законодательной защиты прав интеллектуальной собственности, а также результатов работы по НИР и ОКР.

Необходимо тщательно проанализировать мировой опыт развития ОПК, учесть собственные особенности, сохранить историческую преемственность в отечественной оборонной промышленности, оценить нужды армии и флота исходя из современных угроз нашей безопасности (и их перспективного предвидения). При этом необходимо разработать и реализовать на практике систему мер для решения перечисленных проблем отечественного ОПК, увеличить эффективность его управления, провести в кратчайшие сроки модернизацию оборонной промышленности и создать условия для развития внутренней конкуренции в этой сфере. Наличие мощной национальной промышленности - это признак суверенности и состоятельности государства.

Именно это сейчас крайне необходимо нашей стране (Рисунок 3).



Родилась 27 июля 1963 года в г. Узловая Тульской области. Окончила Якутский государственный университет, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. С октября 1997 г. - заместитель председателя правления ЗАО АКБ "МИБ". Замужем, имеет двух сыновей.


ПРЕДПРИЯТИЯ, КОТОРЫЕ НУЖДАЮТСЯ В РЕСУРСАХ

Не секрет, что российский оборонно-промышленный комплекс является достаточно неоднородной структурой. По одной из классификаций предприятия, принадлежащие данной отрасли, можно разделить на четыре группы. К первой группе относят компании производящие продукцию военного назначения, ориентированные в первую очередь на ее последующий экспорт. Вторая группа - заводы, осуществляющие производство стратегически важной продукции военного назначения для внутренних целей. Третья категория компаний активно работает в сфере проектов, связанных с отечественным сырьевым и транспортным комплексами, то есть уделяет большое внимание производству продукции гражданского назначения, хотя и стратегически значимой. И, наконец, четвертая группа предприятий не имеет ни экспортных, ни стратегических внутренних заказов, однако производит продукцию, в той или иной степени востребованную рынком или государством. Соответственно, в зависимости от того, к какой группе принадлежит компания, можно будет определить предпочтительные методы и источники ее финансирования.

Итак, если начать с последней группы, то входящие в нее предприятия, как правило, очень ограниченно осуществляют техническое перевооружение, неактивны в сфере НИОКР, поэтому в случае необходимости дополнительного финансирования они получают его на общих с другими субъектами хозяйственной деятельности основаниях.

НАИБОЛЕЕ ВОСТРЕБОВАННЫЕ И ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЕ

Что касается третьей группы, то здесь необходимо иметь в виду следующее. Несмотря на капиталоемкость проектов в сфере топлива и энергетики, их осуществление, как правило, не требует радикально новых технологий, а реализуемые технические решения, как правило, являются доработкой уже существующих. Соответственно, подобные проекты могут финансироваться как за счет средств заказчиков, так и за счет внутренних ресурсов.

Если говорить о второй группе предприятий, очевидно, что существенный объем финансирования приходится на гособоронзаказ (ГОЗ). Последнее время власти уделяют все большее внимание развитию отечественного ОПК, в особенности в тех сферах, где затрагиваются стратегические интересы нашей страны. Как заявил на втором заседании Военно-промышленной комиссии в июне ее председатель - министр обороны Сергей Иванов, "правительство РФ выделит до 5 трлн. руб. на реализацию госпрограммы развития вооружения на 2007-2015 годы". При этом он отметил, что "в ныне действующей программе приоритет отдан научно-исследовательским и опытно-технологическим работам".

Что же касается первой группы, очевидно, что здесь ключевую роль играют экспортные контракты на продажу военной техники. Будучи конкурентоспособными на мировом рынке и осуществляя крупные экспортные поставки, такие предприятия имеют возможность достаточно эффективно развиваться.

ЗАДЕЛ ДЛЯ БУДУЩЕГО И НАСТОЯЩЕГО

Необходимо обратить внимание на один важный момент: как на внутреннем, так и на внешнем рынке продукция предприятий ОПК будет востребована лишь тогда, когда ее разработка и внедрение осуществляется в ногу со временем. То есть вопрос разработки и внедрения технологий более чем остро стоит как для первой, так и для второй группы из приведенной классификации.

Здесь уместно добавить, что на третьем заседании, в июле, Военно-промышленная комиссия, о которой уже говорилось выше, утвердила перечень критических технологий, без которых невозможна разработка и создание новой военной техники. После ее завершения об этом сообщил первый заместитель главы ВПК Владислав Путилин. "Этот перечень - составная часть государственной программы вооружения до 2015 года. В нем перечислены примерно 300 технологий", - отметил он. Подобная позиция государства понятна и выглядит вполне логичной, если учесть, что реализация продукции военного назначения является фактически единственной, помимо продажи сырья, значимой статьей экспорта. Не стоит забывать и о другом - на долю ОПК приходится более 70% всей производимой в России научной продукции.

ДОСТАТОЧНО ЛИ СУЩЕСТВУЮЩИХ ИСТОЧНИКОВ?

Несмотря на кажущееся многообразие инструментов финансирования, ситуация отнюдь не является такой радужной, как хотелось бы. Положение дел становится более прозрачным, если каждый источник финансирования рассмотреть по отдельности. Так, стоит начать с широко распространенных за рубежом венчурных проектов. Данные технологии для предприятий имеют ряд плюсов: им, как правило, не приходится предоставлять какой-либо залог или заклад за полученные средства, в отличие, например, от банковского кредитования. Прибыль венчурного инвестора возникает лишь тогда, когда через оговоренный срок инвестор сумеет продать принадлежащий ему пакет акций по цене, в несколько раз превышающей первоначальное вложение.

Власти поддерживают инвесторов, осуществляющих подобные проекты: на проходившем в конце июня международном экономическом форуме в Петербурге, который специалисты называют "Русским Давосом", министр обороны РФ Сергей Иванов отметил, что государство активно поддерживает индустрию прямых венчурных инвестиций, включая региональные и отраслевые частно-государственные венчурные фонды, электронные биржи высоких технологий. И все же венчурное финансирование в России не слишком распространено. С одной стороны, это новый для нас вид финансирования, с другой - то, что для предприятий является плюсом, оказывается существенным минусом для владельцев капитала: речь идет о фактическом отсутствии гарантии возвратности средств.

В последнее время все больше проектов возникает в сфере финансирования зарубежными фондами научных разработок, в том числе так или иначе связанных с ОПК. Как отметил Сергей Иванов в рамках того же "Российского Давоса", "очевидно, что инновационный процесс на предприятиях ОПК мог бы получить и дополнительный импульс, в том числе и за счет развития международного сотрудничества в научно-технической сфере и области высоких технологий". Вместе с тем, несмотря на все сделанные в этом направлении шаги, остается одна важная проблема - стратегическая важность и частичная секретность многих проектов, что нередко создает серьезные преграды на пути зарубежного капитала.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ СПОСОБ ПОЛУЧИТЬ ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РОСТА

Еще один инструмент - банковские кредиты, когда-то не слишком популярные из-за высоких ставок и достаточно коротких сроков. Однако сейчас ситуация в сфере корпоративного кредитования меняется качественным образом - данный способ стал универсальным и без ограничений пригодным для всех категорий оборонных предприятий, о которых говорилось выше. Его, образно говоря, "всеприменимость" и реальное удобство обусловлены двумя основными причинам. Во-первых, макроэкономическими. Замедление инфляции, снижение ставки рефинансирования, стабильность на рынке рубль/доллар - все это привело к тому, что ставки по кредитам снизились, а условия получения стали более доступными. Во-вторых, появились кредитные организации, обладающие колоссальным опытом взаимодействия и сотрудничества со стратегически важными заводами, принадлежащими в том числе сфере ОПК и отрасли научных разработок. Одна из них - ЗАО АКБ "МИБ", более 12 лет работающее на отечественном кредитном рынке.

ВОСТРЕБОВАННЫЕ КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА

Знание специфики функционирования бизнеса предприятий ОПК и разработчиков ноу-хау, достаточная ресурсная база и способность трансформировать предлагаемые услуги таким образом, чтобы они максимально соответствовали потребностям клиентов - вот три кита, на которых базируется работа ЗАО АКБ "МИБ" и которые обеспечивают постоянное расширение клиентской базы банка. В основе клиентской политики банка - индивидуальность каждого клиента и каждого финансируемого предприятия, фактически каждого проекта, и мы максимально стремимся подготовить наиболее выгодные и удобные схемы финансирования.

Основными направлениями кредитной и инвестиционной деятельности банка являются судостроение, разработка полезных ископаемых, драгоценные металлы, высокие технологии. Банк успешно участвует в обслуживании крупных международных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества России с зарубежными странами, а также ряда международных программ и проектов.

Большинство клиентов нашего банка являются предприятиями реального сектора экономики, в числе которых ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения" (КСМК). ЗАО АКБ "МИБ" успешно сотрудничает с ФГУП "Рособоронэкспорт", и мы намерены и дальше предоставлять банковские услуги в соответствии с теми высокими стандартами, которые утверждают предприятия отечественного ОПК.

Статьи по теме