Пример учетной политики малого предприятия осно. Готовая учетная политика - образец для организации. Бухгалтерская учетная политика при УСН

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая – четвертая.

3. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая.

4. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

5. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 29 июля 1998 г. № 34 н .

6. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 31 октября 2000 г. № 94 н .

7. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации». ПБУ 1/08. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 октября 2008 г. № 106 н .

8. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». ПБУ 3/2006. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 ноября 2006 г. № 154 н .

9. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 июля 1999 г. № 43 н .

10. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов». ПБУ 5/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 9 июня 2001 г. № 44 н .

11. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств». ПБУ 6/01. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 30 марта 2001 г. № 26 н .

12. Положение по бухгалтерскому учету «События после отчетной даты». ПБУ 7/98. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 25 ноября 1998 г. № 56 н .

13. Положение по бухгалтерскому учету «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные факты» ПБУ 8/10. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 13.12.2010 № 167 н.

14. Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации». ПБУ 9/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 32 н .

15. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации». ПБУ 10/99. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 6 мая 1999 г. № 33 н .

16. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов». ПБУ 14/2007. Утверждено приказом Министерства финансов РФ от 27 декабря 2007 г. № 153 н.

18. Указания по ведению бухгалтерского учета и отчетности и применению регистров бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 22 декабря 1995 г. № 331.

19. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

20. Альбом новых унифицированных форм первичной учетной документации. Утвержден постановлением Госкомстата России от 30 октября 1997 г. № 71 а .

21. О формах бухгалтерской отчетности организации. Приказ Министерства финансов РФ от 02.07.2010 № 66 н.

22. Об утверждении форм Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, Книги учета доходов индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента и порядков их заполнения. Приказ Министерства финансов РФ от 31 декабря 2008 г. № 154 н.

23. О классификации основных средств, включенных в амортизационные группы. Постановление Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1 .

24. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету». Приказ Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н.

25. «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившими силу приказа Министерства финансов РФ от 15 января 1997 г. № 3». Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 г. № 186 н.

7.2. Выбор системы бухгалтерского учета на малых предприятиях

В настоящее время применительно к малому предпринимательству можно выделить три системы учета:

Бухгалтерский учет, осуществляемый в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету (т. е. в общеустановленном порядке);

Бухгалтерский учет на основе упрощенной формы бухгалтерского учета;

Учет, осуществляемый в соответствии с нормами НК РФ.

Средние и большая часть малых предприятий обычно ведут бухгалтерский учет, используя первую систему.

Упрощенная форма бухгалтерского учета используется обычно на малых предприятиях с небольшой численностью работников и небольшим количеством хозяйственных операций, а также на микропредприятиях.

Предприятия, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, могут в соответствии с п. 3 ст. 4 Закона о бухгалтерском учете осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26 НК РФ. При этом учет основных средств и нематериальных активов они должны осуществлять в порядке, предусмотренном законодательством по бухгалтерскому учету.

Индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством Российской Федерации (п. 2 ст. 2 Закона о бухгалтерском учете).

Следует, однако, отметить, что норма законодательства об акционерных обществах (ст. 97 и 103 ГК РФ, ст. 29, 35, 42, 52, 78, 83, 84.6, 87–89, 92 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах») обязывает акционерные общества вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В соответствии с п. 1 ст. 47, п. 1 ст. 48, п. 3 ст. 52 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ годовая бухгалтерская отчетность подлежит обязательному утверждению на общем годовом собрании акционеров.

Для принятия решения по выявленному несоответствию следует иметь в виду, что законодательство по бухгалтерскому учету устанавливает порядок ведения бухгалтерского учета для всех юридических лиц, а законодательство об акционерных обществах является специальным. При выявлении таких несоответствий следует руководствоваться специальными нормативными актами (в данном случае – положениями ГК РФ и Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

В определении Конституционного Суда РФ от 13 июня 2006 г. № 319-О также указывается на необходимость ведения бухгалтерского учета в акционерных обществах. В письме Минфина России от 2 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/131 подтверждается мнение данного ведомства об обязанностях акционерных обществ, перешедших на УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке.

Нормы законодательства об обществах с ограниченной ответственностью (ООО) также обязывают ООО вести бухгалтерский учет, составлять бухгалтерскую отчетность и утверждать распределение убытков (п. 3 ст. 91 ГК РФ, ст. 18,

23, 25, 45, 46 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Данные бухгалтерской отчетности необходимы ООО для принятия решения по выпуску облигаций (ст. 31 Федерального закона № 14-ФЗ), по увеличению уставного капитала (ст. 18), расчета доли участника в уставном капитале (ст. 25) и в ряде других случаев.

Учитывая изложенное, Минфин России в письме от 19 сентября 2008 г. № 03-11-04/2/142 высказывает мнение об обязанности АО и ООО, перешедших на применение УСН, вести бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном порядке. Это мнение подтверждается также письмом Минфина России от 22 декабря 2008 г. № 03-13-04/2/200: «Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения и выплачивающие доходы в виде дивидендов другим организациям или физическим лицам, должны определять чистую прибыль в соответствии с правилами бухгалтерского учета».

В письме Минфина РФ от 31.05.2011 № 03-11-06/2/85 вновь указывается на необходимость вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность «…всеми акционерными обществами и обществами с ограниченной ответственностью, включая перешедшими на упрощенную систему налогообложения».

Необходимость учета складочного капитала и составления баланса полным товариществом обусловлена п. 1 ст. 78 ГК РФ. Вкладчик товарищества на вере имеет право в соответствии с п. 2 ст. 85 ГК РФ знакомиться с годовыми отчетами и балансом товарищества.

Предприятия, перешедшие на уплату единого налога на вмененный доход, также ведут бухгалтерский учет в общеустановленном порядке. Кроме того, следует иметь в виду, что при потере права на применение УСН в течение года предприятие обязано восстановить бухгалтерский учет задним числом с начала квартала. При отказе от УСН с начала отчетного года для определения вступительных остатков по данным бухгалтерского года также требуется восстановление бухгалтерского учета задним числом.

При решении вопроса о необходимости ведения бухгалтерского учета нужно также принимать во внимание роль бухгалтерского учета в управлении предприятием, важность бухгалтерской отчетности в отношениях с банками, поставщиками, покупателями, инвесторами и другими пользователями информации.

Принимая во внимание вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости и целесообразности ведения бухгалтерского учета на средних и малых предприятиях всех организационно-правовых форм, а также на большей части микропредприятий. При этом на микропредприятиях можно использовать упрощенную форму бухгалтерского учета.

7.3. Элементы учетной политики на малых предприятиях, обусловленные изменениями в нормативных документах по бухгалтерскому учету

С целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности приказом Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) внесены существенные изменения в ПБУ 1/2008, ПБУ 2/2008, ПБУ 9/99, ПБУ 10/99, ПБУ 15/2008, ПБУ 16/02, ПБУ 19/02, ПБУ 22/2010. Внесенные в указанные ПБУ поправки применительно к малым предприятиям носят разрешительный характер и их применение должно быть закреплено в учетной политике организации. Следует при этом отметить, что внесенные в перечисленные ПБУ изменения не распространяются на малые предприятия в форме кредитных организаций и на малые предприятия, являющиеся элементами публично размещаемых ценных бумаг.

В соответствии с п. 15.1 ПБУ 1/2008 малые предприятия могут отражать в бухгалтерской отчетности последствия изменения учетной политики оказавшие (способные указать) существенное влияние на финансовое положение организации, ее финансовые результаты в перспективе.

Пункт 14 ПБУ 22/2010 разрешает малым предприятиям исправлять существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, без ретроспективного перерасчета. Это означает, что исправления вносятся в том месяце отчетного года, в котором выявлена ошибка, и прошлые периоды пересчитываться не будут.

В учетной политике малые предприятия обязаны указать что:

Они используют право на перспективное отражение последствий изменений учетной политики;

Они отражают последствия изменений учетной политики в общем порядке;

Они исправляют существенные ошибки предшествующего отчетного года, выявленные после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год без ретроспективного пересчета;

Они исправляют указанные ошибки в общем порядке.

По всем нижеизложенным элементам учетной политики малые предприятия отражают в учетной политике свое решение об использовании предоставленных им прав или они намерены осуществлять учет по перечисленным элементам в общем порядке.

Малым предприятиям строительной отрасли разрешено не применять ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда (п. 7 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н).

Малые предприятия вправе признавать расходы после погашения задолженности, не дожидаясь передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию (товар, работу, услугу).

В соответствии с п. 1 приказа Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н малым предприятиям необязательно соблюдать все требования ПБУ 9/99 для признания в бухгалтерском учете выручки, в том числе требование о переходе прав на продукцию (товар, работы, услуги) от организации к покупателю (п. 1 приказа).

Малым предприятиям разрешено полностью включать в прочие расходы затраты по займам, в том числе проценты, включаемые прочими организациями в стоимость инвестиционного актива (п. 6 приказа). Согласно пункту 3 приказа

Минфина РФ от 08.11.2010 № 144 н (24) малые предприятия не обязаны использовать ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности» в отношении порядка раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности.

Малые предприятия вправе отражать в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности все финансовые вложения на любую отчетную дату по первоначальной стоимости, т. е. не осуществлять корректировку оценки финансовых вложений, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость (п. 4 приказа).

Вопросы для самоконтроля

1. Какие системы бухгалтерского учета могут применяться на малых предприятиях?

2. Могут ли акционерные общества осуществлять учет в соответствии с нормами НК РФ?

3. Каковы особенности упрощенной формы бухгалтерского учета?

4. Каким приказом Минфина РФ внесены существенные поправки в положениях по бухгалтерскому учету с целью упрощения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности?

Чем крупнее организация и чем больше у нее разнообразных операций и объектов учета, тем объемней будет и ее . Однако у крупных компаний достаточно специалистов и консультантов. А вот небольшим организациям, где часто главный бухгалтер - он же и единственный, помощь не помешает.
Именно поэтому в бухгалтерском учете малым предприятиям дан ряд послаблений. Но чтобы ими воспользоваться, надо:
- во-первых, определить, имеет ли право ваша организация называться таким предприятием (точнее - субъектом малого предпринимательства);
- во-вторых, закрепить свой выбор в учетной политике.
Напомним, что субъекты малого предпринимательства - это организации, у которых одновременно соблюдаются следующие три условия (Часть 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"; п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 556):
- суммарная доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных организаций и граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, организаций, которые не относятся к субъектам малого и среднего предпринимательства, в их уставном капитале не превышает 25%;
- средняя численность работников за предшествующий календарный год не превышает 100 человек;
- выручка от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не превышает 400 млн руб.
Но это еще не все. Приобрести статус субъекта малого предпринимательства можно, только если эти условия у вас соблюдаются в течение 2 календарных лет, следующих один за другим (Часть 4 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ).
Учтите, что статус малого предприятия не зависит от системы налогообложения.
Составляя наш конструктор учетной политики , мы ориентировались на небольшую торговую организацию, которая часть своих помещений сдает в аренду. В нашем образце учетной политики - только те показатели, без которых никак не обойтись. Чтобы вам было удобнее ориентироваться, для каждого такого показателя мы приводим несколько возможных вариантов его учета. Разумеется, в свою учетную политику надо переносить только один вариант из нескольких возможных - тот, который вам больше подходит.

Малые предприятия могут составлять отчетность в упрощенном виде . В баланс и в отчет о прибылях и убытках можно включать показатели по группам статей (без их детализации по статьям), то есть без каких-либо дополнений можно использовать формы, приведенные в Приказе Минфина России N 66н.
Однако по своему выбору малые предприятия могут детализировать показатели по статьям бухгалтерской отчетности, тем самым расширив предложенные Минфином формы.


Организация может установить критерий существенности ошибки не только от процентной доли показателя. К примеру, можно ориентироваться на сумму ошибки (например, признавать , из-за которых расхождения составили не менее 100 000 руб.).
Главное, чтобы критерий существенности отражал, насколько информация о показателе или об ошибке в нем важна для принятия пользователями отчетности экономических решений.


Организации, не являющиеся малыми предприятиями, должны исправлять существенные ошибки в отчетности ретроспективно (Пункты 9 - 14 ПБУ 22/2010 "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности", утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н).


Организации, не являющиеся малыми, не могут отказаться от применения этих и любых других ПБУ. А малые предприятия могут выбрать, какие из вышеперечисленных ПБУ применять, а какие - нет.


Только малые предприятия, не выпускающие обращающиеся на бирже ценные бумаги, могут выбирать, какой метод определения доходов и расходов применять: метод начисления или кассовый (Пункт 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; п. 18 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Поэтому если организация не относится к малым, то в учетной политике не требуется указывать метод определения доходов и расходов.


Управленческие расходы , учитываемые на счете 26 "Общехозяйственные расходы", организации могут также (Пункты 9, 20 ПБУ 10/99; Инструкция по применению Плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н):
(или ) учитывать в себестоимости продукции, работ, услуг (списывать в дебет счетов 20, 23, 29);
(или ) в качестве условно-постоянных относить напрямую в себестоимость продаж того отчетного периода, в котором возникли (в дебет субсчета 90-2 "Прочие расходы").

Только малые предприятия могут учитывать расходы по любым займам и кредитам в прочих расходах (Пункт 7 ПБУ 15/2008 "Учет расходов по займам и кредитам", утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н).

Малые предприятия, за исключением эмитентов ценных бумаг, обращающихся на бирже, могут учитывать финансовые вложения по их первоначальной стоимости.


Организация может установить в бухучете иной лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам - главное, чтобы он был менее 40 000 руб., а не более.
Также организация может решить, что все имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев учитывается в составе основных средств (Пункт 5 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).
Однако при утверждении лимита лучше учитывать, что в налоговом учете к амортизируемому относится имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб. (Статья 256 НК РФ).


Организация может установить иной уровень существенности (Пункт 6 ПБУ 6/01).


Организация может применять разные способы начисления амортизации к различным группам однородных основных средств. Однако изменить способ начисления амортизации по конкретному объекту после его ввода в эксплуатацию нельзя (Пункт 18 ПБУ 6/01).
Для простоты часто организации выбирают единый способ начисления амортизации по всем объектам основных средств.


При начислении амортизации объектов основных средств способом уменьшаемого остатка можно применять коэффициент ускорения, но не выше 3. Его надо закрепить в учетной политике (Пункт 19 ПБУ 6/01).
Если у вас на балансе есть лизинговое имущество, то, чтобы по нему начислять амортизацию с повышающим коэффициентом, надо выбрать способ уменьшаемого остатка. Иначе лизинговый коэффициент, даже если он предусмотрен в договоре, нельзя будет применять при расчете амортизации в бухучете.


Если транспортно-заготовительные расходы учитываются на отдельном субсчете к счету 10, надо определиться с порядком их признания в расходах:
(или ) полностью списывать их на финансовый результат по окончании каждого месяца;
(или ) списывать по среднему проценту, исходя из стоимости материалов, списанных за месяц.
При небольшом удельном весе транспортно-заготовительных расходов в выручке от реализации их можно полностью списывать на счета 20 "Основное производство", 25 "Вспомогательное производство" или на другие счета учета затрат (Пункт 88 Методических указаний по учету материально-производственных запасов, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


При взвешенной оценке исходят из среднемесячной фактической себестоимости, при расчете которой учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления за месяц. Это самый простой способ списания.
При скользящей оценке определяют фактическую себестоимость материала в момент его отпуска (списания), при этом при расчете учитывают количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления до момента отпуска (Пункты 16, 18 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 78 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


По продажным ценам можно учитывать товары, которые ваша организация планирует продавать в розницу (Пункт 16 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н).


Самый простой способ списания товаров - по средней взвешенной себестоимости.


Если в организации есть спецодежда со сроком службы более 12 месяцев, то независимо от стоимости ее можно учесть:
(или ) в составе материально-производственных запасов. Тогда стоимость спецодежды, переданной сотрудникам, включается в расходы равномерно (линейным способом) в течение срока ее службы (Пункты 13, 20, 26, 27 Методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н);
(или ) в составе основных средств с начислением амортизации исходя из срока ее службы (Письмо Минфина России от 12.05.2003 N 16-00-14/159).
Свой выбор надо закрепить в учетной политике.
(!) Помните, что в налоговом учете для целей расчета налога на прибыль стоимость спецодежды (Подпункт 3 п. 1 ст. 254 НК РФ):
(или ) со сроком службы не более 12 месяцев (независимо от стоимости) или сроком службы более 12 месяцев, но стоимостью менее 40 000 руб. - включается в состав материальных расходов единовременно при передаче ее в эксплуатацию;
(или ) со сроком службы более 12 месяцев и стоимостью более 40 000 руб. - включается в состав амортизируемого имущества (Пункт 1 ст. 256 НК РФ). Амортизация на нее начисляется по нормам, рассчитываемым исходя из нормативного срока службы.
Если у организации есть специальный инструмент, специальные приспособления и специальное оборудование, принципы их учета также надо закрепить в учетной политике (Пункты 9, 24 Методических указаний, утв. Приказом Минфина России от 26.12.2002 N 135н).


В бухгалтерском учете теперь есть только обязательные резервы, которые необходимо создавать в случае, если в организации выполняются условия для создания таких резервов. Для некоторых резервов в учетной политике требуется закрепить принципы формирования таких резервов.
Малые предприятия, отказавшиеся от применения ПБУ 8/2010, могут не создавать резервы по оценочным обязательствам. Однако они должны создавать другие резервы - к примеру, резерв сомнительных долгов.


Определять доходы и расходы по кассовому методу можно, только если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал (Пункт 1 ст. 273 НК РФ).


Если вы будете начислять амортизационную премию, то в учетной политике лучше закрепить порядок определения или сам размер (процент) этой премии.


Применение повышающих коэффициентов в налоговом учете возможно лишь в ряде случаев. К примеру, при лизинге или по ОС, работающим в условиях агрессивной среды (Статья 259.3 НК РФ).

Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно указать, что стоимость материалов определяется исходя из цен их приобретения, включая дополнительные расходы, которые учитываются при формировании себестоимости материалов в бухучете (в частности, комиссионные вознаграждения и таможенные пошлины).


Для сближения налогового учета с бухгалтерским можно установить, что в покупную стоимость товаров включаются те же расходы, что и в бухучете. В частности, расходы на транспортировку, разгрузку, посредническое вознаграждение.


При создании некоторых резервов в учетной политике надо закреплять отдельные элементы этих резервов - к примеру, предельную сумму отчислений в резерв.

Проектом нового правительственного положения о счетах-фактурах предусмотрено, что нумерация всех счетов-фактур (на отгруженные товары, на полученные авансы и корректировочных) должна быть единая (сплошная). Однако как сейчас, так и в дальнейшем при нумерации авансовых и корректировочных счетов-фактур организация может применять специальные символы.


Как мы уже упомянули, учетная политика будет тем больше, чем разнообразнее операции. Так, учетную политику придется дополнить, если в организации есть:
(или ) производство собственной продукции, работ, услуг (потребуется как минимум закрепить принципы распределения расходов на прямые и косвенные, оценки НЗП и готовой продукции);
(или ) операции, облагаемые и не облагаемые НДС, или же операции, облагаемые по разным режимам налогообложения (потребуется закрепить порядок раздельного учета).
Также придется дополнять учетную политику, если в организации есть обособленные подразделения, производство товаров с длительным циклом, нематериальные активы и ряд других активов и операций.

Учетная политика - это единый документ, устанавливающий правила ведения учета в коммерческой организации. В нем отражаются способы документооборота, инвентаризации, обработки информации, оценки и контроля операций и фактов деятельности. Применение выбранных правил влияет на финансовый результат и налогооблагаемую базу.

Нормативные акты, регулирующие бухгалтерский и налоговый учет, предоставляют выбор способов их ведения. Выбранный способ записывают в учетную политику (УП).

Существуют три вида учетной политики:

  • для бухгалтерских целей — обязательна для всех организаций;
  • для налоговых целей — обязательна для организаций и ИП;
  • для отчетности по международным стандартам МФСО — обязательна для организаций, составляющих отчетность по МФСО.

Если организация не закрепила выбранный метод приказом, то при проверке может быть применен способ учета, увеличивающий налоговую нагрузку.

Упрощенная учетная политика краткая и по смыслу должна содержать следующие разделы:

  1. Учетная политика для бухгалтерских целей.
  2. Рабочий план счетов.
  3. Формы первичных документов.
  4. Регистры бухучета.
  5. Учетная политика для налоговых целей.
  6. Регистры налогового учета.

Утвержденная приказом учетная политика применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения.

Сроки утверждения документа

Бытует мнение, что учетную политику требуется утверждать в конце каждого календарного года. Однако это не так. Если в деятельности, учете и налогообложении организации ничего не изменилось, то «переутверждать» документ не нужно. Следует пользоваться уже действующей учетной политикой.

Если же произошли изменения, то придется переработать документ. Коррективы допустимо утвердить отдельным приказом, определим только конкретные нововведения. Также можно отменить действие старой учетной политики и подготовить новый приказ.

Сроки утверждения, а также внесения изменений в учетную политику определены на законодательном уровне:

Срок утверждения для БУ

Срок для налогового учета

Создание новой организации

Утвердите учетную политику не позднее 90 календарных дней с момента регистрации организации (п. 9 ПБУ 1/2008).

Утвердите новую учетную политику не позднее окончания первого отчетного налогового периода (п. 12 ст. 167 НК РФ ).

Внесение изменений в учетную политику

По общепринятым требованиям изменения внесите в текущем периоде, но применяйте обновленные положения с нового календарного года (п. 10 и п. 12 ПБУ 1/2008).

Если компания изменила методы ведения налогового учета или же были существенные изменения в деятельности, то применять изменения учетной политики следует с нового налогового периода (ст. 313 НК РФ ).

При изменении законодательных норм используйте нововведения учетной политики с даты вступления в силу законодательных нововведений.

Внесение дополнений в учетную политику

На момент, когда уточнения и дополнения стали необходимыми для дальнейшего ведения бухучета (п. 10 ПБУ 1/2008).

Утвердите дополнения в том периоде, в котором данные уточнения стали необходимыми для ведения налогового учета (ст. 313 НК РФ).

Обратите внимание, что дополнение и изменение учетной политики — это абсолютно разные вещи.

Важные нововведения 2019 года

Законодатели утвердили огромное количество изменений, которые вступают в силу с 01.01.2019. Конечно, не все новшества требуется отражать в учетной политике, но важные коррективы есть.

Итак, что отразить в учетной политике на 2019 год, важные изменения:

  1. Социальные гарантии в трудовых отношениях. Если сотрудники вашей компании получают заработную плату из расчета минимального размера оплаты труда, то закрепите в учетной политике, что с 01.01.2019 МРОТ увеличен. Новое значение минималки — 11 280 рублей. Данный показатель учитывайте и при начислении пособий по временной нетрудоспособности в отдельных случаях.
  2. Скорректируйте срок формирования счетов-фактур. Чиновники разрешили выставлять счета-фактуры только один раз в месяц. Однако новое приятное изменение касается далеко не всех налогоплательщиков. Так, один раз в месяц можно выставить сводную счет-фактуру и только в отношении поставщика, с которым сотрудничаете довольно продолжительное время. Например, компания, которая производит ежедневные поставки, отгрузки продуктов питания, может выставить один сводный счет-фактуру в конце месяца, а не дублировать документы на каждую поставку.
  3. Скорректируйте состав расходов по налогу на прибыль в своей политике для НУ. С 2019 года состав расходов по налогу на прибыль дополнен новым видом затрат. Теперь можно учесть и затраты на приобретение путевок для отдыха и оздоровления сотрудников и(или) их родственников. Однако условие действует только в отношении отдыха и оздоровления на территории России, зарубежные путевки учесть нельзя. Помните про ограничения: можно учесть только 6 % от фонда оплаты труда за отчетный период.
  4. Льготы по налогу на прибыль упразднены. Теперь региональные органы власти не вправе уменьшать ставку налога в региональный бюджет. Действующие льготы сохранятся, но не позднее 2023 г. Однако действующие послабления могут быть отменены уже с 01.01.2019. Эти коррективы коснутся всех налогоплательщиков, а не только производство.
  5. Обновите положения учетной политики в части налогообложения НДС. Напомним, что ставка налога увеличена до 20 %. Именно это необходимо закрепить в документе, если организация работает с налогом на добавленную стоимость. Не забудьте обновить договора, если в соглашении цена (стоимость) указана с учетом НДС. Например, 118 рублей с НДС.
  6. Утрата льгот по страховым взносам. Чиновники отменили пониженные тарифы по страховым взносам для некоторых категорий страхователей. Теперь аптека, применяющая ЕНВД, а также коммерческие фирмы и ИП на УСН не могут воспользоваться льготой по тарифам на соцобеспечение. Раньше такие страхователи платили только 20 % на ОПС, теперь придется платить по полной — 30 % (ОПС — 22 %, ОМС — 5,1 %, ВНиМ — 2,9 %). Не забывайте про взносы на травматизм: их нужно платить независимо от категории страхователя.

Все изменения, которые необходимо учитывать бухгалтеру в дальнейшей работе, в отдельных статьях:

  • Самые важные изменения в налоговом законодательстве в 2019 году ;

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

В данном документе рассматриваются общие способы ведения учета и отраслевая специфика.

Независимо от вида деятельности организации утверждают:

  • рабочий план счетов и формы первичных документов;
  • способ контроля заготовления, приобретения и списания материально-производственных запасов;
  • способ начисления амортизации;
  • порядок исправления ошибок.

Торговые организации указывают способ отражения транспортно-заготовительных расходов — в стоимости товара или по мере продажи.

Розничные торговые организации указывают метод учета товаров — по покупным ценам без наценки.

Организации с длительным циклом изготовления продукции указывают способ признания доходов по мере готовности работ, услуг, продукции.

Учетная политика для целей налогообложения

Образец учетной политики предприятия 2019 для целей налогообложения в данной статье не приводится, поскольку зависит от применяемого налогового режима.

В налоговой учетной политике рассматриваются следующие вопросы:

  • метод признания доходов для расчета налога на прибыль: кассовый или по начислению;
  • метод определения стоимости списания материалов и товаров: по стоимости единицы, средневзвешенный или метод ФИФО — по стоимости первых закупок;
  • метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов: линейный или нелинейный;
  • возможность начисления резервов для регулирования налога на прибыль: по сомнительным долгам на оплату отпусков, на гарантийный ремонт и ремонт основных средств;
  • форма налогового регистра для расчета налогооблагаемой базы: книга доходов и расходов, книга продаж и книга покупок, самостоятельно разработанные регистры.

Учетная политика для малых предприятий

Субъектам малого предпринимательства (СМП) дано право применять упрощенные бухгалтерские регистры и сдавать упрощенную бухгалтерскую отчетность.

Если организация хочет воспользоваться этим правом, это надо записать в УП.

СМП могут отказаться от применения 6 бухгалтерских стандартов, например, и других.

Следует перечислить все бухгалтерские стандарты, которые не применяются субъектом, в специальном разделе «Применение положений по бухучету».

Учетная политика для ИП

ИП не обязаны вести бухгалтерский учет, поэтому они утверждают только учетную политику для налоговых целей.

Образец учетной политики УСН «Доходы» (2019) в наиболее простом варианте может быть ограничен несколькими пунктами:

  1. Налоговый учет ведет главный бухгалтер (директор, бухгалтерская фирма).
  2. Объект налогообложения — доходы за вычетом целевого финансирования и доходов от переоценки валютных средств.
  3. Налоговым регистром является книга доходов и расходов, записи в которую делаются на основе первичных документов.
  4. Учет ведется с использованием программы 1С:Бухгалтерия.
  5. Сумма УСН уменьшается на уплаченные страховые взносы.

Конструктор учетной политики на 2019 год бесплатно предлагают некоторые сайты бухгалтерской направленности.

Последовательно выбрав в конструкторе способы оценки ОС, МПЗ, резервов, прочих доходов и расходов, можно скачать бесплатно учетную политику организации (образец 2019) для целей бухгалтерского учета.

Организации, зарегистрированные в текущем году и пожелавшие с начала своей предпринимательской деятельности использовать упрощенную систему налогообложения, как и все остальные организации, уже применяющие этот специальный налоговый режим, в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" обязаны вести бухгалтерский учет в полном объеме. До вступления же в силу Закона N 402-ФЗ организации на упрощенке обязаны были вести бухгалтерский учет только основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Причина такого исключения заключалась в том, что согласно ст. 346.12 НК РФ не вправе были применять упрощенную систему налогообложения организации , у которых, в частности, остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете, превышает 100 000 000 руб.
Если до 1 января текущего года "упрощенцы" еще задавали вопрос о необходимости составления учетной политики, то теперь все сомнения на этот счет отпали.
Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику . Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами (п. п. 1 и 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ).
Основы формирования учетной политики для целей бухгалтерского учета содержатся в Положении по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н). В ПБУ 1/2008 дано более расширенное определение учетной политики организации. Под таковой понимается принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2).
Выбор одного из предлагаемых нормативными документами вариантов методики учета конкретных операций, самостоятельная разработка способов ведения учета и обоснование отступлений от предписаний нормативных документов и составляют учетную политику организации.

Так как для расчета налога, уплачиваемого при использовании УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов", часто используются нормы гл. 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ, которые, в свою очередь, тоже предусматривают варианты учета, то и налоговая учетная политика организаций на упрощенке с указанным объектом также необходима.

Чаще всего упрощенную систему налогообложения применяют организации с небольшим штатом бухгалтерии (в основном только главный бухгалтер), поэтому у этих организаций возникает естественное желание максимально упростить и сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. К сожалению, это не всегда возможно. Хотя для субъектов малого предпринимательства, в том числе и "упрощенцев", возможностей больше, так как они могут не применять ряд положений по бухгалтерскому учету, а также для них предусмотрены особенности применения некоторых норм из отдельных ПБУ, которые позволяют сблизить бухгалтерский и налоговый учеты. (Критерии отнесения организации к субъектам малого предпринимательства приведены в ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".)

Поэтому учетную политику "упрощенца" следует начать с перечня нормативных актов, на основе которых он будет вести свой учет. В него следует включить кроме упомянутого Закона N 402-ФЗ следующие нормативные акты:

  • Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • План счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
  • перечень ПБУ, которые будут применяться в учете;
  • Информация Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства";
  • методические указания и рекомендации, выпущенные Минфином России и другими министерствами и ведомствами, необходимые в работе организации (данную фразу можно просто перенести в учетную политику, не перечисляя указания и рекомендации).

Естественно, если в одном приказе объединены и бухгалтерская, и налоговая учетная политика, то следует указать и главный налоговый документ - Налоговый кодекс РФ.

Также в учетной политике указываются ответственные лица за организацию и ведение бухгалтерского учета. Таковыми являются:

  • руководитель - за организацию бухгалтерского учета, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета (ст. 7 Закона N 402-ФЗ);
  • главный бухгалтер - за ведение бухгалтерского учета (ст. 7 Закона N 402-ФЗ) и формирование учетной политики (п. 4 ПБУ 1/2008).

Напоминаем, что согласно п. 3 ст. 7 Закона N 402-ФЗ на ведение бухгалтерского учета может быть заключен договор с организацией или специалистом, а на малых и средних предприятиях руководитель может вести учет самостоятельно. Это следует учесть при распределении ответственности.

Пунктом 4 ПБУ 1/2008 предусмотрено, что вместе с выбранными методами учета утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В учетной политике следует утвердить все используемые организацией первичные документы (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ). Это относится как к унифицированным формам первичных документов, утвержденным постановлениями Госкомстата России, так и к самостоятельно разработанным. Ведь унифицированные формы первичных документов теперь не являются обязательными для применения.

"Упрощенец" также должен в учетной политике закрепить выбор варианта форм бухгалтерской отчетности, ведь Приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н для субъектов малого предпринимательства предусмотрено право выбора между:

  • общими формами отчетности;
  • упрощенными общими формами;
  • формами, предназначенными только для малых предприятий.

С нашей точки зрения, для "упрощенцев", имеющих небольшой объем учета, предпочтительней применять формы, предназначенные для малых предприятий.

Еще одним обязательным элементом учетной политики является закрепление выбранного объекта налогообложения - "доходы" или "доходы, уменьшенные на величину расходов".

В следующем разделе "Методика ведения бухгалтерского и налогового учетов" учетной политики следует перечислить элементы учета, которые будет применять "упрощенец".

Регистры учета

С 2013 г. формы регистров бухгалтерского учета утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которого возложено ведение бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).

Регистры выбираются в соответствии с выбранной формой ведения бухгалтерского учета:

  • если учет ведется с помощью компьютерной программы, то применяются регистры, предусмотренные в этой программе (самый распространенный вариант);
  • при журнально-ордерной системе учета применяются журналы-ордера;
  • при мемориальной системе применяются мемориальные ордера;
  • при упрощенной системе учета для малых предприятий - книга хозяйственных операций без использования (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества (приведены в Приложениях N 1 - N 11 к Типовым рекомендациям по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утв. Приказом Минфина России от 21.12.1998 N 64н).

Статьей 346.24 НК РФ предусмотрен только один вариант регистра налогового учета - это Книга доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (утв. Приказом Минфина России от 22.10.2012 N 135н). При этом п. 1.4 Порядка заполнения книги учета доходов предусмотрена возможность ее ведения как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Именно этот выбор и следует закрепить в учетной политике.

Методы учета доходов и расходов

Большинство организаций учитывают в бухгалтерском учете доходы и расходы методом начисления (разд. IV Положений по бухгалтерскому учету "Доходы организации" (ПБУ 9/99) и "Расходы организации" (ПБУ 10/99), утв. Приказами Минфина России от 06.05.1999 N 32н и N 33н соответственно).

Но из этого правила есть исключение. Абзац 9 п. 12 ПБУ 9/99, абз. 2 п. 18 ПБУ 10/99 и разд. 4 упомянутых Типовых рекомендаций позволяют субъектам малого предпринимательства вести учет доходов и расходов кассовым методом. Особенности бухгалтерского учета при кассовом методе учета разъяснены в Типовых рекомендациях.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ (ст. 346.17) предусмотрено, что "упрощенцы" ведут учет доходов и расходов только кассовым методом.

Как видим, нормативные правовые документы позволяют "упрощенцу" использовать кассовый метод в обоих учетах. Однако такой выбор не приведет к уменьшению работы бухгалтера. Дело в том, что в ряде случаев различий между учетами при одинаковом методе больше, чем при применении разных методов учета доходов и расходов.

Так, например, в бухгалтерском учете при кассовом методе материальные расходы признаются при условии их оплаты и списания на затраты, а в налоговом учете при кассовом методе для их признания достаточно лишь факта оплаты.

Учет недорогих активов, отвечающих критериям основных средств

Следует определить, как будут учитываться активы с невысокой стоимостью - в составе МПЗ или основных средств, а также эту "пограничную" стоимость (п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" (ПБУ 6/01), утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н).

Лучше выбрать в качестве "пограничной" стоимости минимальную стоимость основных средств, указанную в п. 1 ст. 256 НК РФ, - 40 000 руб. (она же сейчас предлагается и в п. 5 ПБУ 6/01). В этом случае учет МПЗ будет одинаков и для бухгалтерского учета, и при УСН.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Пунктом 18 ПБУ 6/01 предусмотрены следующие способы начисления амортизации по основным средствам:

  • линейный способ;
  • способ уменьшаемого остатка;
  • способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;
  • способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для начисления амортизации нематериальных активов п. 28 Положения по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) предусмотрены следующие способы: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ альтернативы в учете расходов на приобретение (сооружение, изготовление) основных средств, на их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов "упрощенцу" не предоставляет. Такие расходы признаются в соответствии с п. 3 ст. 346.16 НК РФ.

Следует принять решение о проведении переоценки основных средств и нематериальных активов или отказе от нее в бухгалтерском учете (п. 15 ПБУ 6/01, п. 16 ПБУ 14/2007).

Метод списания сырья и материалов

Пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н) предусмотрены следующие варианты оценки при отпуске МПЗ в производство и ином их выбытии:

  • по себестоимости каждой единицы;
  • средней себестоимости;
  • себестоимости первых по времени приобретения материально-производственных запасов (способ ФИФО).

Материальные расходы принимаются в уменьшение полученных доходов в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 254 НК РФ (п. 2 ст. 346.16 НК РФ). Пунктом 8 этой статьи предусмотрены следующие методы оценки при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг):

  • по стоимости единицы запасов;
  • средней стоимости;
  • стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);
  • стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Расходы по доставке товаров

Пункты 6 и 13 ПБУ 5/01 предусматривают вариантность учета расходов по заготовке и доставке товаров до склада организации:

  • включение их в стоимость товара (счет 41 "Товары");
  • учет их в составе расходов на продажу (счет 44 "Расходы на продажу") и списание пропорционально реализации товаров.

Для целей расчета налога по УСН расходы, непосредственно связанные с реализацией товаров, в том числе расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты (пп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ). Учет данных расходов не зависит от учета товаров.

Но даже если "упрощенец" выберет одинаковый вариант в обоих учетах (не включать эти расходы в стоимость товара), минимизировать работу бухгалтера не получится. Ведь в бухгалтерском учете расходы по заготовке и доставке товара следует распределять между реализованными и оставшимися на складе товарами.

Учет процентов по долговым обязательствам

Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н) выбор предоставлен только субъектам малого предпринимательства. Согласно п. 7 ПБУ 15/2008 малые предприятия вправе по выбору признавать все расходы по займам прочими расходами либо прочими расходами, за исключением той их части, которая подлежит включению в стоимость инвестиционного актива.

Для целей расчета налога по УСН гл. 26.2 НК РФ предусмотрена возможность учета процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов) (пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Такие проценты согласно п. 2 ст. 346.16 НК РФ учитываются в порядке, предусмотренном для исчисления налога на прибыль организаций ст. 269 НК РФ. В силу же этой нормы расходы по процентам принимаются для учета в пределах рассчитанного лимита. Существует два способа его расчета:

  • в пределах 20% от среднего уровня процентов, уплачиваемых по долговым обязательствам, выданным в одном и том же квартале на сопоставимых условиях. Под долговыми обязательствами, выданными на сопоставимых условиях, понимаются долговые обязательства, выданные в той же валюте на те же сроки в сопоставимых объемах, под аналогичные обеспечения;
  • в пределах ставки рефинансирования Банка России, увеличенной в 1,8 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях и коэффициента 0,8 - по долговым обязательствам в иностранной валюте.

Прочие элементы учетной политики

К таковым можно отнести:

  • порядок принятия к учету материально-производственных запасов в бухгалтерском учете. Планом счетов предусмотрены два варианта: по фактической себестоимости их приобретения (заготовления) на счете 10 "Материалы" или по учетным ценам (возможность использования дополнительных счетов 15 "Заготовление и приобретение материальных ценностей" и 16 "Отклонение в стоимости материальных ценностей"). В налоговом учете - только по фактической стоимости;
  • порядок создания резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности);
  • порядок исправления существенных ошибок в бухгалтерском учете. Необходимо определить, какие ошибки будут считаться существенными. Субъекты малого предпринимательства вправе выбрать способ их исправления: в общем порядке, предусмотренном Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н), или в порядке, установленном для несущественных ошибок, то есть в корреспонденции со счетом 91 "Прочие доходы и расходы" и без ретроспективного пересчета (т.е. перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

Организациям, применяющим УСН и ЕНВД, необходимо также разработать порядок раздельного учета доходов и расходов по указанным специальным налоговым режимам. В случае невозможности разделения распределять пропорционально долям доходов в общем объеме доходов, полученных при применении указанных специальных налоговых режимов (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Приведенный перечень элементов учетной политики не является исчерпывающим. Каждая организация должна учесть нюансы своей деятельности и предусмотреть порядок их учета в учетной политике.

Пример учетной политики для малого предприятия, применяющего УСН

Положение
об учетной политике ООО "XXX"
на 2013 год

1. Общие положения

1.1. ООО "XXX" ведет бухгалтерский учет в соответствии с:

  • Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. Приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н);
  • Планом счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99) (утв. Приказом Минфина России от 06.07.1999 N 43н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/01 (утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "События после отчетной даты" (ПБУ 7/98) (утв. Приказом Минфина России от 25.11.1998 N 56н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов" (ПБУ 14/2007) (утв. Приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 107н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 (утв. Приказом Минфина России от 10.12.2002 N 126н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Изменения оценочных значений" (ПБУ 21/2008) (утв. Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н);
  • Положением по бухгалтерскому учету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) (утв. Приказом Минфина России от 28.06.2010 N 63н);
  • Информацией Минфина России N ПЗ-3/2012 "Об упрощенной системе бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности для субъектов малого предпринимательства", -

1.2. ООО "XXX" применяет упрощенную систему налогообложения и ведет налоговый учет в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Объект налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов.

1.3. Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организации, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций и хранение документов бухгалтерского учета несет руководитель организации (ст. 7 Закона N 402-ФЗ).

1.4. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности (ст. 7 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008).

2. Организационно-технический раздел

2.1. Бухгалтерский учет организует и ведет бухгалтерский отдел ООО "XXX".

2.2. Бухгалтерский учет в организации ведется в компьютерной программе YYY.

2.3. Организация в качестве первичных учетных документов применяет унифицированные формы документов, утвержденные Постановлениями Госкомстата России:

  • от 05.01.2004 N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты";
  • от 25.12.1998 N 132 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций";
  • от 18.08.1998 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации";
  • от 27.03.2000 N 26 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации ИНВ-26 "Ведомость учета результатов, выявленных инвентаризацией";
  • от 21.01.2003 N 7 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету основных средств";
  • от 30.10.1997 N 71а "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве";
  • от 01.08.2001 N 55 "Об утверждении унифицированной формы первичной учетной документации N АО-1 "Авансовый отчет";

унифицированные формы документов, утвержденные Положениями Банка России:

  • от 19.06.2012 N 383-П "О правилах осуществления перевода денежных средств";
  • от 12.10.2011 N 373-П "О порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации",

а также самостоятельно разработанные первичные документы (приложение N 1 к учетной политике).

Обязательными реквизитами первичного учетного документа являются:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единицы измерения;
  • наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • подписи лиц, предусмотренных предыдущим пунктом, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Остальные реквизиты являются дополнительными и заполняются по мере возможности (ст. 9 Закона N 402-ФЗ).

2.4. Регистры бухгалтерского учета соответствуют регистрам из компьютерной программы YYY.

Регистры бухгалтерского учета, составленные автоматизированным способом, выводятся на бумажный носитель по окончании отчетного периода, а также по мере необходимости и по требованию проверяющих органов.

Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учета являются (ст. 10 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008):

  • наименование регистра;
  • наименование экономического субъекта, составившего регистр;
  • даты начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;
  • хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учета;
  • величина денежного измерения объектов бухгалтерского учета с указанием единицы измерения;
  • наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;
  • подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

2.5. Лицами, имеющими право подписывать первичные учетные документы, являются:

________________________________,

________________________________

2.6. Рабочий план счетов соответствует предусмотренному плану в компьютерной программе YYY (приложение N 2).

2.7. График документооборота приведен в приложении N 3.

2.8. Инвентаризация проводится в соответствии с законодательством, но не реже одного раза в год (перед составлением годовой отчетности). Инвентаризация основных средств проводится один раз в 3 года (ст. 11 Закона N 402-ФЗ, п. 4 ПБУ 1/2008, п. 27 Положения по ведению бухгалтерского учета, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49)).

2.9. Изменение учетной политики.

Последствия изменения учетной политики отражаются в бухгалтерской отчетности перспективно (п. 15.1 ПБУ 1/2008).

2.10. Исправление существенных ошибок.

Существенность каждой ошибки будет определяться в каждом конкретном случае главным бухгалтером совместно с руководителем организации.

Исправление существенных ошибок предшествующего отчетного года, выявленных после утверждения бухгалтерской отчетности за этот год, осуществляется в порядке, установленном для несущественных ошибок, т.е. в корреспонденции со счетом 91 и без ретроспективного пересчета (перспективно) (п. 9 ПБУ 22/2010).

2.11. Бухгалтерская отчетность оформляется с использованием форм бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках субъектов малого предпринимательства (п. 6.1 Приказа Минфина России от 02.07.2010 N 66н).

2.12. Способы оценки активов и обязательств.

В соответствии с п. 25 Положения по ведению бухгалтерского учета организация ведет бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в рублях и копейках.

3. Методика ведения учетов

Элементы
учетной
политики

Бухгалтерский
учет

Основание

Учет в целях
налогообложения

Основание

Регистры учета

Формы регистров,
разработанные в
компьютерной
программе YYY

Пункт 4
ПБУ 1/2008,
ст. 10 Закона
N 402-ФЗ

Книга доходов и
расходов в
электронном виде

Статья 346.24
НК РФ, п. 1.4
Порядка
заполнения
Книги учета
доходов и
расходов,
утв. Приказом
Минфина
России от
22.10.2012
N 135н

Методы учета
доходов и
расходов

Метод начисления

Раздел IV
ПБУ 9/99,
разд. IV
ПБУ 10/99

Кассовый метод

Статья 346.17
НК РФ

Амортизация ОС
и НМА

Линейный способ

Пункт 18
ПБУ 6/01 и
п. 28
ПБУ 14/2007

В соответствии с п. 3
ст. 346.16 НК РФ

Учет недорогих
активов

Активы
стоимостью не
выше указанной в
п. 5 ПБУ 6/01
учитываются в
составе МПЗ
независимо от
срока их
использования

Пункт 5
ПБУ 6/01

Активы
стоимостью не
выше указанной в
п. 1 ст. 256 НК
РФ учитываются в
составе МПЗ
независимо от
срока их
использования

Статья 256
гл. 25 НК РФ

Переоценка ОС
и НМА

Не проводится

Пункт 15
ПБУ 6/01

Не предусмотрена

МПЗ учитываются
по фактической
себестоимости

План счетов

МПЗ учитываются
по фактической
стоимости

Статья 254
гл. 25 НК РФ

Формирование
стоимости
товаров

Затраты по
заготовке и
доставке товаров
до склада
организации
учитываются в
расходах на
продажу

Пункты 6, 13
ПБУ 5/01

Расходы,
непосредственно
связанные с
реализацией
указанных
товаров, в том
числе расходы по
хранению,
обслуживанию и
транспортировке,
учитываются в
составе расходов
после их
фактической
оплаты

Подпункт 2
п. 2
ст. 346.17 НК
РФ

Оценка МПЗ (в
т.ч. и
товаров) при
выбытии

По фактической
себестоимости

Пункт 16
ПБУ 5/01

По фактической
стоимости

Подпункт 2
п. 2
ст. 346.17 НК
РФ

Резервы по
сомнительным
долгам

Резерв по
сомнительным
долгам создается
в отношении
дебиторской
задолженности,
не погашенной в
сроки,
установленные
договором, и не
обеспеченной
соответствующими
гарантиями, при
условии что ее
величина
превышает 50% от
соответствующей
статьи баланса
на конец
отчетного
периода

Пункт 70
Положения по
ведению
бухгалтерского
учета и
бухгалтерской
отчетности в
Российской
Федерации

Не предусмотрены

Учет процентов
по долговым
обязательствам

Учитываются на
счете 91.
Признаются
расходами того
периода, в
котором они
произведены

Пункт 7
ПБУ 15/2008

Предельная
величина
процентов,
признаваемых
расходом,
принимается
равной ставке
рефинансирования
Банка России с
учетом
коэффициента,
установленного в
ст. 269 НК РФ

Статья 269
гл. 25 НК РФ

На любом предприятии независимо от его масштаба и вида деятельности должна быть учетная политика!

Этот документ носит локальный характер, но он определяет порядок всего учетного процесса и документооборота, а также порядок формирования показателей для целей налогообложения. Поэтому подходить к формированию учетной политики следует очень тщательно.

Что представляет собой этот документ?

Учетная политика в общем виде представляет собой свод правил, по которым предприятие будет строить свой учет и рассчитывать налоги.

Формируется документ предприятием самостоятельно, но в рамках действующего законодательства:

  • если в нормативных актах дается сразу несколько вариантов учета, предприятие выбирает один из них, какой наиболее подходит для его целей;
  • если же законодательством не предусмотрен способ ведения бухучета в отношении конкретной его области, то предприятие вправе разработать такой способ самостоятельно, но в пределах компетенции, которая дана хозяйствующему субъекту действующими законами.

Однако учетная политика является не только сводом учетных правил :

  • она утверждает необходимые предприятию документы, разрабатывать которые разрешил закон;
  • устанавливает систему документооборота, которой должны подчиняться все на предприятии;
  • определяет базовые критерии организации учета. Например, учет ведется с применением журнально-ордерной формы или автоматизировано, руководителем или эта обязанность передана бухгалтеру – штатному или внештатному, и т.д.

Утверждается учетная политика приказом, и при необходимости (смена вида деятельности, изменения в нормативных актах, и т.д.) в нее вносятся корректировки. Цель этой политики – создать единую систему учета, которая применяется на предприятии последовательно из года в год. А это означает – достоверность формируемых финансовых и имущественных показателей.

Правила формирования

Политику по учету разрабатывает главный бухгалтер предприятия, а при отсутствии этой должности в :

  • штатный бухгалтер, выполняющий функции главного бухгалтера;
  • руководитель компании (если у него достаточно квалификации);
  • приглашенный специалист.

Учетная политика необходима всем предприятиям, которых обязали вести бухучет в соответствии с законом «О бухучете» №402-ФЗ.

Исключение составляют:

  • предприниматели и частнопрактикующие лица, но только при условии, что указанные субъекты ведут учет показателей, необходимых для исчисления налогов с учетом требований законодательства о налогах. Однако очень часто появляется и у них необходимость издавать локальные нормативные акты, где закрепляется порядок учета того или иного объекта или операции;
  • действующие в России обособленные подразделения организации, созданной по законам иностранного государства. Но тоже при условии, что эта организация ведет учет налоговых показателей, исходя из требований Налогового Кодекса РФ.

Учетная политика на предприятии формируется на основе :

  • федерального закона №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (по тексту – закон №402-ФЗ);
  • положений по бухгалтерскому учету, которые распространяются на все компании, но действуют до утверждения федеральных стандартов;
  • отраслевых стандартов, которые устанавливают специфические условия ведения учета, отражающие в себе особенности сферы деятельности компании.

Также к этому списку можно добавить методические рекомендации по бухучету, и обязательно – .

О том, что такое учетная политика, рассказано в следующем видеоуроке:

Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы: Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн. Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь , как это стало просто!

Порядок разработки

Учетную политику можно сформировать в одном из двух вариантов:

  1. в общеустановленном;
  2. в упрощенном. Этот вариант предназначен для малых предприятий; для организаций, имеющих статус участника Сколково, и для некоммерческих организаций. Причем, указанные лица могут использовать и общие для всех правила ведения учета.

Кроме того, предприниматели, которым дано право не вести бухучет и которые этим правом не воспользовались, также могут выбирать вариант учетной политики. Об этом говорит закон №402-ЗФ, разрешая упрощенную форму учета субъектам малого предпринимательства, к которому относятся не только юридические лица, но и предприниматели.

Учетная политика формируется с момента государственной регистрации субъекта и подлежит применению из года в год. Утверждается она руководителем предприятия отдельным приказом , к которому прикладывается полный текст самой политики. И в случае изменения законодательства в этот документ вносятся коррективы отдельным приказом – с указанием какой пункт в учетной политике признать утратившим силу и по какой причине, и с изложением новой его редакции.

Учетная политика может содержать не только перечень правил учета, но и образцы самостоятельно разработанных предприятием форм, график и порядок документооборота, рабочий план счетов (если он разрабатывается предприятием).

Приказ, утверждающий учетную политику , должен обязательно содержать:

  • название «Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учетов»;
  • дата издания приказа при утверждении правил учета на следующий год должна быть не позже 31 декабря. Если вносятся изменения из-за перемен в законодательстве, то следует сориентироваться с тем, на какой период эти изменения распространяются. Как правило, на грядущий отчетный либо налоговый период. В этом случае дата приказа должна быть не позже даты наступления данного периода;
  • далее идет уточнение причины издания приказа. Например, при внесении в учетную политику изменений: «В соответствии с изменениями Федерального закона…». А если принимается документ на следующий год, то в таком приказе уточнение причины не делается;
  • после слова «ПРИКАЗЫВАЮ» пишется фраза «утвердить согласно приложению учетную политику на ___год». Приложением является сама учетная политика;
  • если же вносятся изменения в действующий документ, в тексте приказа следует указать какой пункт учетной политики более не имеет силы и изложить ниже его новую редакцию.


Подписывает
приказ руководитель предприятия.

Как правило, она содержит в себе три основных блока :

Кроме этих основных блоков в учетной политике должны присутствовать :

  • образцы разработанных бланков и регистров;
  • система документооборота;
  • состав комиссий для проведения , списания активов и т.д.
  • рабочий (или типовой) план счетов;
  • и иная информация, которая необходима для организации учета.

Очень важный момент: нужно указать, что в налоговом учете используются данные, получаемые из бухгалтерских первичных документов и регистров. Иначе, придется формировать отдельные налоговые регистры.

Ответственность за нарушение или отсутствие документа

Непосредственно за отсутствие самой учетной политики или ее нарушение ничего не будет.

Однако не стоит забывать, что этот документ – свод учетных правил, которые утверждаются для целей учета и расчета налогов, а значит, не соответствие им грозит штрафами, в частности:

  • статья 120, Налоговый Кодекс РФ – за грубое нарушение учетных правил от 10 тысяч руб. до 20 % от неуплаченной суммы налогов (и не меньше 40 тысяч рублей);
  • статья 15.11, КоАП РФ – нарушение бухгалтерского учета чревато потерей должностным лицом от 5 тысяч рублей до дисквалификации на срок до 2- х лет.

Таким образом, прямой ответственности за нарушение именно учетной политики нет, но зато она предусмотрена за последствия такого нарушения.

Нюансы, на которые стоит обратить внимание

На предприятии, работающем в сфере торговли , важным является отражение всех расходов через счет 44 «Расходы на продажу» без распределения на другие счета. В этом случае необходимо правильно организовать аналитический учет.

Для производственных предприятий важным считается:

  • порядок учета готовой продукции – с использованием счета 40 «Выпуск продукции» или с применением сразу 43-го счета «Готовая продукция»;
  • порядок учета незавершенного производства;
  • порядок учета полуфабрикатов и брака.

Для малых предприятий важен выбор варианта учетной политики – упрощенный (снизит объем документооборота и учетных операций) или общий.

Для ООО важна полнота отражения данных для определения , за счет которой происходит начисление дивидендов. Именно поэтому многие предприятия, даже малые, применяют неупрощенный вариант учетной политики, считая его более точным.

Для сельскохозяйственных предприятий важна организация формирования по всем направлениям деятельности. Это может быть и растениеводство, и животноводство, и т.д. И каждое из этих направлений обязывает к более детальному – по видам – учету.

Статьи по теме