Порядок правильного заполнения европротокола при дтп, бланк и образец документа. Подводные камни российского европротокола Заполнение бланка извещения

По новым правилам о прямом возмещении убытков оформить аварию можно без инспекторов ГИБДД. Это становится возможным, если ущерб не превышает 25 000 рублей. Но помните, что если в последующем вскроются дополнительные, скрытые повреждения, то этих денег может не хватить.

Как правило, страховщики не желают полностью компенсировать ущерб и сознательно занижают результаты оценки. Главный их козырь – отсутствие единой методики оценки. Фактически, «независимые» эксперты могут сами написать методику оценки и успешно по ней работать. Ситуация вряд ли изменится с введением прямого урегулирования убытков и европротокола, когда пострадавшие смогут обратиться за выплатой в свою страховую. Просто теперь компании будут договариваться между собой, какую сумму заплатить клиенту.

Воспользоваться европротоколом по ОСАГО можно только при очень многих условиях:

  • В аварии участвует исключительно два автомобиля;
  • Не причинен вред здоровью;
  • Сумма ущерба не превышает 25 тыс. рублей. Если же ремонт окажется дороже, то даже через суд компенсировать ущерб будет практически невозможно, ведь авария не оформлена в ГАИ.
  • Также упрощенное оформление ДТП не распространяется на так называемые «обоюдки».

В связи с нововведением страховщики боятся всплеска мошенничества, и подозревать будут каждого. Вполне возможно, что доказывать свою добросовестность придется в суде. Так что разгрузить дороги от пробок из-за мелких аварий с помощью европротокола не получится. Чтобы избежать проблем, автовладельцам придется оформлять столкновения по-старому.

Хитрая схема

Типичная ситуация: утром, в самый час пик, случилось мелкое ДТП (ущерб менее 25 000 рублей). Более 80% городских аварий носит незначительный характер, инспекторы выезжают на них в последнюю очередь. А наши водители опаздывают на работу и ждать несколько часов приезда ИДПС просто не могут.

Выходом в данной ситуации будет использовать по ОСАГО. Для этого достаточно заполнить извещение о ДТП, нарисовать там примерную схему аварии и получить подпись второго участника. После этого каждый отвозит документы в свою страховую компанию, ведь именно там определяю виновника. Как видим, сотрудники ГИБДД в данной цепочке полностью отсутствуют.

Если же обстоятельства происшествия не столь очевидны (есть разногласия), то можно пойти другим путем. Мало кто знает, что в России уже давно существует альтернатива европротоколу. Дело в том, что правила позволяют самим составить схему ДТП, а затем приехать на ближайший пост ГАИ, где и будет произведено дальнейшее оформление аварии. В этом случае, в отличие от европротокола, вы получите на руки реальные справки, а виновника аварии будет определять не страховщик, а дознаватель (группа разбора). Главное, очень тщательно составить схему, указав адрес, ширину проезжей части и расположение автомобилей. Здесь имеет значение каждая мелочь: разброс осколков, состояние дорожного полотна и погодные условия.

Помните, если есть хоть малейшие сомнения или разногласия в обстоятельствах ДТП, то лучше оформляйте все по полной программе и дожидайтесь приезда наряда ГИБДД.

сайт попытались разглядеть и показать подводные камни, которые могут встретиться тем, кто пожелал воспользоваться европротоколом.

Напомним, что европротокол стал действовать на территории РФ с 1 марта 2009 года, принятый в рамках поправок в «Закон об ОСАГО». Затем с 1 января 2013 года, когда вступили в действие очередные корректировки данного закона, была увеличена максимальная сумма выплат и по европротоколу, составляющая сегодня 50 тысяч рублей.

Для того чтобы воспользоваться европротоколом, необходимо соблюдение следующих условий: 1) в аварии должно участвовать не более двух транспортных средств; 2) вред здоровью водителей и пассажиров нанесено не было: 3) оба участника имеют действующий полис ОСАГО; 4) нет разногласий по поводу виновности в ДТП и размере причиненных повреждений; 5) размер ущерба не превышает 50 тысяч рублей. И в каждом пункте автовладельца может ждать подвох!

Больше двух не собираться

Начнем с самого очевидного, казалось бы, условия: «не более двух транспортных средств». Здесь понятие «два ТС» не равнозначно понятию «два участника движения». И автомобиль с грузовым прицепом, на который требуется отдельная регистрация с госномером и страховка, хоть и является «одним участником движения», но считается уже как два транспортных средства, поэтому европротокол здесь оказывается неприменим.

Также нельзя воспользоваться европротоколом в случае ДТП без непосредственного контакта между автомобилями либо тогда, когда такой контакт минимален. Типичный пример – один из автомобилей, пытаясь избежать столкновения, уклоняется от другого и врезается в столб. В этом случае придется вызывать ДПС.

Предъявите документы!

При желании воспользоваться европротоколом обоим водителям стоит повнимательнее просмотреть документы друг у друга, какое бы взаимопонимание и доверие между ними не возникло. Ибо, если полис ОСАГО одного из них будет просрочен, либо выписан на другое лицо, то выплаты от страховой компании не будет. Также в полном порядке должны быть документы на автомобиль и водительские права.

Особое внимание тем, чей автомобиль застрахован по КАСКО! Большинство страховых компаний для выплаты по этому полису требуют справку о ДТП, которую можно получить, только вызвав на место аварии ДПС. Поэтому европротоколом при страховании КАСКО воспользоваться будет нельзя. (Сейчас рассматривается возможность «расширения» действия европротокола и на застрахованных по КАСКО, но такой закон пока не принят.)

Скажем прямо

Самый важный и ответственный момент – заполнение бланка извещения о ДТП (выдается вместе с полисом). Здесь данные на каждый автомобиль и его владельца должны быть вписаны в полном объеме, также четко и полностью указаны полученные каждым автомобилем повреждения. Степень вины каждого участника обозначена прямо и без двусмысленностей. Например, если один из участников напишет фразу «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке будет отказано.

Бланк извещения не должен содержать никаких помарок и исправлений. Именно заполнение бланка извещения о ДТП (и по оценкам экспертов рынка, и по отзывам обычных автовладельцев) выступает главным «камнем преткновения» – как для тех, кто хотел воспользоваться европротоколом, но не решился, так и для тех, кто уже попробовал, но получил отказ в страховой выплате.

Презумпция виновности

Страховые компании смотрят на обращения по схеме европротокола весьма настороженно, изначально подозревая участников в сговоре и попытке мошенничества, хоть открыто и не признают этого. Такие утверждения делают и профильные эксперты, и показывает наш собственный мониторинг сетевых форумов, где автовладельцы сетуют, что страховщики «придираются к каждой запятой» в бланке извещения, стараясь под любым предлогом отказать в выплате. Есть, конечно, и положительные решения, но они в большинстве своем касаются небольших сумм порядка 5-10 тысяч, а там, где нужно платить больше, возникает сопротивление.

Стоит иметь в виду, что страховая компания может потребовать на осмотр автомобиль как самого обратившегося, так и второго участника ДТП, с чем могут возникнуть проблемы. Поэтому с большой осторожностью стоит использовать европротокол в случае ДТП с автомобилем из другого региона, особенно удаленного.

Ущерб замедленного действия

Сложным моментом оказывается и определение размера ущерба. Согласно правилам европротокола, свыше максимальной суммы в 50 тысяч рублей получить нельзя, даже если обнаружатся скрытые повреждения, сразу незамеченные владельцем. Например, простая царапина на диске при осмотре на СТО может «вылиться» в ремонт подвески с заменой деталей, соответственно, сильно увеличив сумму ремонта. Кстати, в таком случае невиновный участник ДТП (т.е. тот, кому полагается выплата по ОСАГО) может обратиться в суд и попытаться «отозвать» свою подпись, заявив, что «был в шоке», «подвергся уговорам и давлению» и т.п. И если суд пойдет навстречу, то недостающую сумму будет компенсировать уже не страховая компания, а ее станут взыскивать лично с виновного в ДТП. То же самое может произойти, если невиновный участник, подписавший европротокол, потом вдруг обнаружит у себя недомогания, вызванные ДТП. Если тот обратится в суд и это докажет, то компенсация вреда здоровью ляжет на виновного. При этом подать иск в суд на пересмотр европротокола возможно и в случае отказа от изначального признания своей вины. И в случае удовлетворения такого иска бывший «невиновный», получивший страховку, будет обязан как минимум вернуть полученную сумму страховой компании.

Таким образом, российский европротокол как был, так и остается по сей день «палкой о двух концах», которая может бить «по правому и виноватому»... И неудивительно, что число воспользовавшихся европротоколом, по разным оценкам, порядка 5-7% от общего количества заявителей на выплаты по ОСАГО. Европротокол у нас есть, и это хорошо и правильно, но пока наше общество, бизнес и право до него еще «не дозрели». И сейчас пользоваться европротоколом в России можно только, что называется, «на свой страх и риск».

В данной статье обсудим наиболее распространенные подводные камни, связанные с оформлением европротокола при ДТП.

В каких случаях можно прибегнуть к Европротоколу?

Во-первых, оформлять документы без привлечения сотрудников ГИБДД возможно только в случае, если ущерб причинен непосредственно имуществу, т.е. транспортным средствам без потерпевших и лиц, которым причинен вред жизни или здоровью.

Кроме того, согласно п.11.1 новой редакции закона об ОСАГО, также должны участвовать в этом дорожно-транспортном происшествии не более двух транспортных средств, с учетом транспортных средств, с прицепом к нему.

И, кроме того, не нужно забывать, что гражданская ответственность данных лиц должна быть застрахована в установленном законом порядке.

Ну, естественно, плюс между водителями не существует разногласия относительно вины, обстоятельств ДТП и причинно-следственной связи.

Можно покинуть место ДТП и оформить документы в ГАИ?

Водители могут, в случае наличия обстоятельств выше перечисленных, покинуть место ДТП и не оформлять европротокол, а обратиться в ближайший пункт ДПС либо в ближайшее отделение полиции и оформить документы там, что, по своей сути, будет нести ту же юридическую силу, что и документы, оформленные на месте ДТП.

Но обязательно должна быть первичная фиксация, не вызывающая сомнения о действительном наличии данного ДТП. Т. е. это фото, видео и, возможно, применение иных средств фиксации.

Если один участник дорожно-транспортного происшествия повредил машину, сдавая, например, задним ходом, стукнулся с бордюром либо другим каким-то ограждением, не повредив его, также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) место расположения автотранспорта на проезжей части.

Также нужно убрать машину с проезжей части в кратчайший срок и обратиться в пункт оформления ГИБДД.

Если три и более участника, которые участвовали в ДТП и, определившись по виновности, также имеют полисы ОСАГО, согласны все с материальным ущербом, тогда также необходимо зафиксировать (фото-видео фиксация) расположение транспортных средств на проезжей части.

Данные нормы введены для того, чтобы на проезжей части не создавались заторы (в т. ч. и в часы пик), а также сократить время ожидания сотрудников Госавтоинспекции.

С какими сложностями рискуют столкнуться водители при оформлении европротокола?

Подводные камни, которые могут здесь быть, прежде всего, это факт того, что на сегодняшний день по-прежнему лимит ответственности страховщика при таком оформлении дорожно-транспортного происшествия, составляет 50 тысяч рублей на территории всей Российской Федерации, за исключением городов федерального значения (Москвы и Санкт-Петербурга), а также Московской области и Ленинградской области.

Там лимит уже расширен до 400 тысяч рублей, т. е. до общего лимита ответственности страховщика.

К сожалению, на всей остальной территории Российской Федерации лимит по-прежнему составляет 50 тысяч, поэтому лица при оформлении таким образом дорожно-транспортного происшествия, должны понимать, что потерпевший получит от страховщика лишь 50 тысяч рублей.

Предъявлять иные требования имущественного характера в отношении ущерба транспортного средства, принадлежащего потерпевшему, они не имеют права.

Однако скажем сразу, что на сегодняшний день это не лишает возможности потерпевшего в дальнейшем предъявлять разницу между реальным ущербом и лимитом, который выплатила страховая компания, непосредственно к виновнику самого дорожно-транспортного происшествия.

Поэтому, прежде всего, здесь нужно хорошо подумать самому виновнику дорожно-транспортного происшествия, который берет на себя такого рода ответственность.

И если есть сомнения относительно объема повреждений и стоимости дальнейших восстановлений транспортного средства, т. е. приведения его в то состояние, в котором оно находилось до ДТП, то лучше оценить сразу этот риск и все-таки оформить документы в установленном законом порядке с привлечением, соответственно, сотрудников ГИБДД.

Что может потребовать страховая компания при оформлении ДТП по европротоколу?

При оформлении такого рода ДТП, за страховщиком всегда остается право потребовать предъявить от обоих участников транспортные средства для осмотра, т.е. для осмотра определенных повреждений, и страховщик имеет право их оценить. Поэтому не предъявить транспортные средства оба участника не имеют права.

Более того, даже если такое требование страховщиком не заявлено, то согласно вышеуказанному закону об ОСАГО, тому же пункту 11.1, они не имеют права восстанавливать транспортные средства и утилизировать их в течение 15 календарных дней, за исключением нерабочих и праздничных дней, также с целью ожидания вот этого требования страховщика. По истечении данного времени, автомобили могут быть восстановлены.

С 1 марта 2009 года вступили в силу изменения к статье 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (Закон об ОСАГО), согласно которым владельцам транспортных средств при определенных условиях предоставлено право оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии самостоятельно, без участия уполномоченных на то сотрудников милиции (упрощенное оформление ДТП или Европейский протокол).

    Возможность оформления документов о ДТП без участия уполномоченных на то сотрудников милиции может быть реализована при наличии одновременно следующих условий:
      1. В ДТП участвовало только два транспортных средства;
      2. Ответственность владельцев транспортных средств застрахована по договорам ОСАГО;
      3. В результате ДТП пострадало только имущество;
      4. Разногласия по поводу обстоятельств причинения вреда, а также по поводу перечня видимых повреждений транспортным средствам между участниками ДТП отсутствуют.

Таким образом, при соблюдении перечисленных условий водители имеют право оформить документы о ДТП без вызова на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Обстоятельства происшествия водители должны зафиксировать в извещениях о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с требованиями, установленными Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (п. 2.6.1 Правил дорожного движения Российской Федерации (утв. постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090)).

На первый взгляд все выглядит весьма заманчиво: наконец-то водители избавлены от многочасовых ожиданий прибытия сотрудников ГИБДД на место ДТП. Однако, на практике с реализацией Европротокола не так все просто.

Первая проблема – это заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии

Надлежащим образом оформленное извещение о ДТП необходимо для получения страхового возмещения (п. 7 ст. 11 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»).

Часто задают вопрос, где взять европротокол?

Ответ содержится в пункте 7 статьи 11 Закона об ОСАГО: бланки извещений должен выдавать страховщик.

Бланки извещений о ДТП были утверждены Приказом МВД от 23.05 2008 года № 449. На сегодняшний день, а точнее с 1 апреля 2011 года согласно Приказу МВД от 01.04. 2011 года № 155 «Об утверждении бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии» действуют новые бланки извещений. При этом до 1 апреля 2012 года наряду с бланками извещений нового образца будет действовать и бланки извещения о ДТП, изготовленные ранее.

Проблема заключается в сложности оформления извещения. Малейшее отступление в порядке его заполнения может повлечь за собой отказ страховщика в выплате страхового возмещения.

При заполнении извещения особое внимание необходимо обратить на оформление схемы ДТП (п. 17 Извещения о дорожно-транспортном происшествии).

В настоящее время действуют «Правила применения Типовых схем дорожно-транспортных происшествий и распределение ответственности участников дорожно-транспортного происшествия за причиненный ими вред при оформлении документов по дорожно-транспортным происшествиям без участия уполномоченных на то сотрудников милиции», утвержденные Решением Российского Союза Автостраховщиков (РСА). Указанные Правила содержат схемы наиболее распространенных дорожно-транспортных происшествий с участием двух автотранспортных средств.

15 февраля 2012 года Президиумом РСА было утверждены Методические рекомендации по оформлению документов о дорожно-транспортном происшествии без участия сотрудников полиции. Документ разъясняет, какие действия следует предпринять водителям, попавшим в ДТП, также в документы приведены общие рекомендации по заполнению Извещения о ДТП.

Внимание к правильному оформлению схемы дорожно-транспортного происшествия связано, прежде всего, с тем, что страховая компания именно по схеме, составленной участниками ДТП, будет определять виновного.

Одним из последствий применения европротокола является ограничение по размеру ущерба, подлежащему возмещению страховой компанией. Согласно п. 10 статьи 11 Закона об ОСАГО размер страховой выплаты при оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии не может превышать 25 тысяч рублей. И здесь возникает еще одна проблема: как на «глаз» определить размер ущерба? Кроме этого, помимо видимых повреждений ведь могут быть и скрытые неисправности. По мнению ряда специалистов должно быть разработано справочное пособие, заглянув в которое можно было бы определить стоимости ремонта каждой детали на машинах разной ценовой категории. Поэтому, если, по мнению водителя, стоимость восстановительных работ явно превышает сумму в 25 тысяч рублей – необходимо дождаться сотрудников ГИБДД и оформить документы в обычном порядке.


Еще одной помехой на пути реализации упрощенного порядка оформления документов при ДТП без участия сотрудников ГИБДД, является наличие у виновника аварии полиса КАСКО. При наличии такого полиса вызов сотрудников ГИБДД на место дорожно-транспортного происшествия является обязательным, поскольку отсутствие справок от компетентных органов может привести к отказу со стороны страховой компании в выплате страхового возмещения (и в том случае, если соблюдены все условия, предусмотренные для европротокола).

Таким образом, несмотря на то, что изменения, внесенные в Закон об ОСАГО, казалось бы должны были облегчить жизнь автолюбителям, на самом деле вызвали ряд затруднений с их реализацией на практике. Поэтому, прежде, чем остановиться на выборе европротокола, необходимо быть твердо уверенным, что с составлением извещения о ДТП не возникнет проблем, а также в том, что сумма причиненного ущерба составляет менее 25 тысяч рублей. Указанные рекомендации позволят избежать судебных разбирательств со страховыми компаниями.

Обновлено 2018-09-26 Опубликовано 2012-09-30

Много слышал про европротокол. Например, что юристы категорически не рекомендуют им пользоваться. Почему? Что с этим европротоколом не так?

Василий

Европротокол – система, которая позволяет оформить ДТП самостоятельно, без участия сотрудников ГИБДД, а также убрать с дороги свои транспортные средства. Ее принципы полностью соответствуют новой норме законодательства, которая вступила в силу 1 июля 2015 года. Этот термин пришел к нам из Европы, где подобный способ оформления ДТП без участия полиции используется уже давно.

Европротокол возможен при следующих обстоятельствах:

  • в ДТП принимало участие не более двух автомобилей;
  • не был причинен вред жизни и здоровью водителей, пешеходов, пассажиров;
  • не был нанесен ущерб другому имуществу, кроме автомобилей участников ДТП;
  • наличие ОСАГО у каждого из водителей;
  • если у участников ДТП нет разногласий относительно его обстоятельств, а также перечня и характера повреждений автомобилей.

Минусы европротокола

Рассказывает руководитель юридического отдела Агентства по урегулированию споров со страховыми компаниями Елена Чувашова.

1. Максимальный размер компенсации, которую выплатит страховая, составляет 50 тыс. руб.

2. На автомобиле могут оказаться скрытые повреждения, невидимые при беглом осмотре. Исправление некоторых из них порой обходится очень дорого. А водители, которые не являются экспертами, могут их не заметить.

3. При заполнении европротокола (это двусторонний бланк с двумя колонками, каждый водитель заполняет свою) обязательно должно быть написано, что виновник признает свою вину полностью и претензий не имеет. Если в протоколе будет фраза «свою вину частично признаю», то в выплате по страховке пострадавшему будет отказано.

! Кстати, получить бланк можно в страховой компании при оформлении ОСАГО.

4. С момента ДТП в течение 5 дней оба участника должны отнести бланк в свою страховую компанию. Если нарушить это правило, потерпевший может также остаться без выплат.

5. В протоколе обязательно должны расписаться оба водителя. Если один из них не ставит свою подпись – европротокол недействителен, и нужно вызывать ГИБДД. Если есть необходимость внести корректировки или дополнения в документ извещения о ДТП после подписания и разъединения бланков, они должны быть заверены подписями обоих участников ДТП.

6. Если бланк порван, испорчен или трудночитаем, нужно заполнить новый бланк. После подписания и разъединения бланков не допускается никаких изменений, исправлений или дополнений.

После заполнения бланков место ДТП можно покинуть. Если вы намерены обратиться в страховую компанию, приложите к заявлению свой экземпляр европротокола.

По данным Российского союза автостраховщиков, 12% из 1368 ДТП, которые произошли в Ижевске в 2015 году, были оформлены по европротоколу

Статьи по теме