Период застоя 1964 1985 кратко. Эпоха застоя в ссср. «Застой» в духовной сфере

После смещения Н. С. Хрущева страной последовательно руководили: в 1964-1982 гг. Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, в 1982-1984 гг. - Ю. В. Андропов, 1984-1985 гг. - К. У. Черненко. Главы правительства (Совета Министров) - A. Н. Косыгин (1964-1980) и Н. А. Тихонов (1980-1985). Это время позже стали называть периодом «застоя» (а тогда именовали «развитым социализмом»), «золотой век» советской бюрократии, достигшей всевластия. В 1977 г. принята новая Конституция, закреплявшая главенство КПСС (партия по 6-й статье считалась руководящей и направляющей силой общества) при формальной демократии. Критика сталинизма была свернута. После смерти Брежнева Андропов пытался укрепить дисциплину, отдал под суд многих взяточников, но сама система осталась неизменной. При К. У. Черненко пытались без видимых результатов вернуться к брежневским порядкам, но бесперспективность прежнего пути была очевидна.

В 1965 г. под руководством Косыгина началась экономическая реформа (ликвидированы совнархозы и восстановлены отраслевые министерства с широкими полномочиями, расширение самостоятельности предприятий; отчет по проданной, а не выпущенной продукции; материальное поощрение передовиков и др.). Она была спущена на тормозах к 1970 г., ибо материальные стимулы оставались слабыми (всего 3 % от зарплаты), самостоятельность ведомств при отсутствии конкуренции вела к выпуску однотипной и дорогой продукции. Попытка соединить на селе промышленные и сельхозпредприятия (агропромышленные комплексы) эффекта не дала. При ценах, установленных государством на сельхозпродукцию, колхозы и совхозы постоянно были в долгах у казны, их работники не были заинтересованы в результатах своего труда. Правда, были расширены приусадебные участки колхозников. Основным источником доходов СССР стал экспорт сырья (рост жизненного уровня в 1960-1970-х гг. был обусловлен во многом мировым ростом цен на нефть). Уровень жизни населения (особенно городского) вырос. К концу 1970-х гг. проявилось отставание в экономике. Попытки улучшить командно-административную систему без использования принципов рыночной экономики были обречены на провал.

Кризис административно-командной системы ("Застой" 1965-1985 гг).

Говоря о Брежневе можно сказать, что он с одной стороны был: энергичный, живой, деятельный. Воевал на ВОВ, Постоянно находился на высоких чиновьичьих должностях. Но в то же время тяжело больной, малоподвижный, впечатлительный и падкий на лесть (много наград): Это слабая личность со слабой волей и характером. У него не было силы воли Сталина и работоспособности Хрущева. Не было самостоятельности и реформаторских замыслов. Главная его заслуга - он сформировал в стране новый правящий класс. Вместо богатства и наследства основу этого класса состовляли связи с высокими правительственными чиновниками. Пренадлежность к этому классу означало включение в список на получение высоких и доходных должностей. При Брежневе в начале был экономический успех, а затем проблемы откладывались, а нерешались. Обламась попытка реабилитации Сталина. Усилилась безхозность и безолаберность. Нормой жизни стала коррупция. 20-тие правление Брежнева называли периодом “застоя”. В этот период стали сварачиваться реформы Хрущеа. Попытки смягчить политическуюе систему были преостановлены, как и дискуссия о Сталинском прошлом. Публикации на эту тему печатали и распрастраняли не легально и получили название “Самиздат”. Роль коммунистической партии не состояла больше в том, чтобы проводить преобразования в стране. Теперь партия занималась администратированием, т.е. хоздеятельностью и сохранением существующих порядков. Внешняя политика в период правления Брежнева была очень активной: был достигнут паритет (равновесие) между СССР и США, между ОВД и НАТО. В 1975 году в Хельсенки состоялось совещание по безопасности и сотруднечеству в Европе. Присутствовало 33 гос-ва + Канада и Сша. Оно выработало принципы взаимоотношений между гос-вами: А) Суверенное равенство. Б) Взаимный отказ от угроз силой. В) Нерушимость границ и территориальная целостность. Г) Мирное улегерирование споров. Д) Невмешательство во внутренние дела друг друга. Е) Уважение прав и свобод человека. (6) Разрядка международной напряженности. Улучшились торговые и экономические связи между социалистичекими икапиталистическими странами. Одна из задач СССР была - укрепить позиции СССР в соц лагере и среди коммунистических партий третьего мира. СССР оказывал помощь всем соц странам: идеологическую, материальную и военную. Но особенно тем странам, где шла война (Вьетнам, Северная Корея, Афганистан). А если какое-то гос-во пыталось выйти из сферы влияния СССР, то принимались меры, в том числе и военные. Так было с Чехословакией в 1968 году: оппозиция решила построить социализм с человеческим лицом, освободив его от негативных моментов. СССР сначало спокойно относилась к этому, а когда ситуация стала выходить из под контроля, стали требовать разрыва с СССР, ОВД были приняты военные меры. 21 августа 1968 года СССР и страны Варшавского договора ввели войска в ЧССР и подавили движение народа. Были большие жертвы.

В ноябре 82 года умер Брежнев и на пост генерального секретаря был избран Андропов, председатель КГБ, секретарь ЦК. Человек очень образованный, большой интеллектуал. Он признавал наличие в стране нерешенных проблем. Он начал с того, что убрал из ЦК КПСС одиозные, т.е. ненавистные народу фигуры. Провел чистку партийного и госаппарата. Начал борьбу с коррупцией. Были большие хищения. При обыске у секретарей горкома и обкома партии находили по 100-200 кг золота, сотни тысяч долларов. След тянулся к Кремлю. Большие хищения были обнаружены в рыбной, молочной, овощной, на ликероводочной промышленности директора заводов были расстреляны. Начал наводить дисциплину и порядок на производстве, хотя решение было принято верное, но методы применялись диктаторские: людей отлавливали в рабочее время в кинотеатрах, парикмахерских, магазинах. В феврале 84 года Андропов умер. И на пост генерального секретаря был избран престарелый и больной Черненко, друг Брежнева, сторонник его политики. Свою деятельность он начал с того, что восстановил в партию Молотова. Восстановил уволенных Андроповым чиновников. В печати появлялись статьи о небывалых успехах социализма. В народе было глухое недовольство многими негативными сторонами жизни. Особенно среди творческой интеллигенции. Появились диссиденты, они проводили конференции, издавали журналы, сборники, листовки. Оппозиция преследовалась, были судебные процессы над ее лидерами, их помещали в психушки, сажали под домашний арест. После смерти Черненко в марте 1985 года ГенСеком был избран Горбачев.

13 сентября 1964 г. Хрущев, находившийся на отдыхе в Пицунде, был срочно вызван в Москву на заседание Президиума ЦК, подвергнут там сокрушительной критике, после чего он вынужден был подписать заявление об отставке. 14 октября 1964 г. открылся Пленум ЦК, который сместил Хрущева с поста Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета министров. Хрущев был отправлен на пенсию, как сообщалось в газетах, «в связи спреклонным возрастом и состоянием здоровья ». Реальнымипричинами отставки быливолюнтаризм Хрущева,введение норм демократии в партийную жизнь, что представляло собой угрозу номенклатуре .

Его отставка была встречена с одобрением всеми слоями общества. Народ был недоволен отсутствием хлеба в свободной продаже, введением карточек на хлеб, снижением жизненного уровня.

Первым секретарем ЦК 14 октября 1964 г. был избран Л.И. Брежне в (в 1965 г. наXXIIIсъезде КПСС ввели должностьГенерального секретаря ЦК КПСС вместо Первого секретаря ЦК, им стал Брежнев), апредседателем Совета министров Косыгин .

На время установилось коллективное руководство. Существовали три группировки в ЦК КПСС: консерваторы, либералы и центристы.

Консерваторы. Лидеры – Шелепин. Требовали осудить хрущевскую десталинизацию реабилитировать Сталина, навести «порядок» ценой новых репрессий.

Центристы во главе с Брежневым мечтали покончить с крайностями реформ Хрущева и обеспечить номенклатуре спокойную жизнь, повысить темпы экономического развития.

Либералы во главе с Косыгиным: нужны экономические реформы, но политические идеи были консервативными (против реформ системы).

Косыгин предложил провести реформы с целью повысить материальную заинтересованность в труде.

Брежнев поддержал частичные экономические реформы Косыгина. В борьбе за власть Брежнев демонстрировал искусство политической интриги: без потрясений и скандалов он быстро лишил власти своих соперников и сформировал собственное окружение из людей ничтожных, но лично ему преданных. На 23 съезде КПСС в 1966 г. Брежнев был назначен Генеральным секретарем ЦК КПСС. В 1977 г. он стал председателем Президиума Верховного Совета СССР, и эти две должности занимал до своей смерти в 1982 г.

Феномен политического долголетия Брежнева объяснялся тем, что в наибольшей степени устраивал партийную. Государственную и хозяйственную бюрократию, «элиту». Недалекий, осторожный, всегда готовый выслушать совет и пойти на компромисс, с середины 1970-х гг. он впал в старческий маразм. Брежнев дал номенклатуре то, о чем она давно мечтала: уверенность в прочности своего положения – стабильность номенклатуры . Жизнь номенклатуры при Сталине была опасной и нелегкой: много работы и ответственности, постоянная угроза репрессий, отсутствие настоящей стабильности – все государственное, не свое – квартиры, дачи, машины. Хрущев избавил номенклатуру от страха перед репрессиями, но замучил своими волюнтаристскими реформами, реорганизациями, которые угрожали ее власти и привилегиям. С приходом к власти Брежнева положение номенклатуры улучшилось, стало стабильным. В 1965 г. ликвидированы совнархозы. Из Устава, принятого на 22 съезде КПСС 1961 г. выбросили все положения об обновлении выборных партийных органов и ограничении срока пребывания в должности (не более двух лет). Номенклатура успокоилась, т.к. можно было неограниченное время занимать должности. Началось перерождение старой коммунистической номенклатуры в «новый правящий класс ». В него входил высший слой партийных, государственных и хозяйственных чиновников, генералитет, руководители военно-промышленного комплекса –ВПК, руководство КГБ, верхушка комсомола, прокуратуры. «Новый класс представлял собой замкнутую социальную группу – 1,5% населения. Он обладал огромной властью и привилегиями.

Характерными чертами этого слоя – нового правящего классаноменклатуры становятся:

Семейственность и возникновение кланов

Фактическая несменяемость

Практическая неподсудность

Закрытость правящей элиты

Продвижение по службе по принципу личной преданности

Не разделяли коммунистические идеи, сохраняя лишь привычную коммунистическую риторику. Они использовали свое служебное положение.

С целью удержать власть партчиновники приняли советскую Конституцию в 1977 г. Она содержала6 статью, объявлявшей КПСС «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром ее политической системы». Ее называют Конституциейразвитого социализма.

Произошло падение профессианализма и компетентности в управлении на всех уровнях. Стабильность номенклатуры привела к старению политического руководства. К началу 80-х гг. средний возраст членов Политбюро превысил 70 лет.

Постоянно рос бюрократический аппарат. На содержание бюрократии расходовалось 10% бюджета государства. Авторитет Брежнева в общественном мнении неуклонно падал. Официальная пропаганда стремилась создать культ нового вождя. Но неудачно.

Первая половина 80-х гг. получила в народе название «пятилетка похорон»: скончалось три генсека и много членов Политбюро.

В ноябре 1982 г. умер Брежнев.

Генеральным секретарем был избран в 1982 г . бывший председатель КГБЮ.В. Андропов , но в феврале1984 г . умер.

С февраля 1984- до марта 1985 генсеком былЧерненко (старый, больной, ему было за 70 лет).

К середине 80-х гг. тоталитарная, командно-административная система была в глубоком кризисе.

Реформы Косыгина 1965 – 1970 гг.

Причины реформ:

Низкие темпы экономического развития

Кризис в с/х

В 1965 г. ликвидировали совнархозы (территориальные органы управления), вернулись к министерской системе управления экономикой.

На мартовском 1965 г. Пленуме ЦК обсуждался вопросо сельском хозяйстве , критиковались хрущевские преобразования, был взят курс на материальную поддержку колхозов и совхозов.Реформы Косыгина :

Расширена самостоятельность колхозов и совхозов;

Сокращены посевы на целине;

увеличены капиталовложения – инвестиции в колхозы и совхозы в Европейской части СССР;

Был снижен план государственных закупок;

Списаны долги колхозов и совхозов

Сверхплановое продовольствие оставалось в колхозах и совхозах, его продажа государству была добровольной;

Повышены закупочные цены на основные виды сельскохозяйственной продукции;

Сверхплановую продукцию покупали по более высоким ценам; списаны долги колхозов;

Сокращены посевы кукурузы;

Отменены ограничения с приусадебных хозяйств (огородов)

Снижен подоходный налог

Колхозники стали получать ежемесячную заработную плату

Решения мартовского Пленума дали некоторый толчок развитию сельского хозяйства. Но эта антикризисная программа не меняла экономических отношений на селе.

На сентябрьском пленуме 1965 г. был рассмотрен вопросо реформе развитии промышленности. Главный организатор реформы – Косыгин.

Реформа Косыгина не имела целью изменить советскую экономическую модель.

Цели :

Остановить падение темпов производства

Переход к интенсивному производству с использованием достижений НТР

Интенсификация производства на основе науки и техники.

Решения:

- ввелихозрасчет – самоокупаемость .

Основной показатель работы предприятия – не вал, не объем производства продукции, а объем реализованной продукции.

- часть прибыли оставалась у предприятия и из нее создавались фонды развития производства, материального поощрения (премии), жилищного строительства, социокультурных мероприятий. Предприятия стали строить свои дома для работников, детсады, санатории. Профилактории, дворцы культуры, парки, больницы.

Сократилось количество плановых показателей

Администрация предприятий получила больше самостоятельности в распоряжении финансовыми и материальными ресурсами – хозрасчет.

Заговорили о рыночном социализме.

Однако реформы проводились только в годы 8 пятилетки в 1966-1970 гг. Затем начался период застоя с начала 70-х гг. Реформы имели ограниченный характер. Цены на продукцию определялись не спросом и предложением, а государством сверху. Предприятие не могло самостоятельно выбирать поставщика сырья и потребителя. Все распределялось централизованно государством. Сохранялось централизованное управление.

Реформа – это попытка сочетания государственного централизованного управления с расширением хозяйственной самостоятельности предприятий (хозрасчет ).

Свертывание «косыгинских реформ » показало, чтовозможности развития экономики по советской модели с ее планированием и командными методами управления исчерпаны.

К середине 1980-х гг. СССР подошел к необходимости изменения социально-экономической системы. Это стало осознавать часть партийно-госудасртвенной бюрократии.

Кризис экономики развитого социализма. Причины и проявления:

- невосприимчивость к научно-техническому прогрессу

Централизованные, командные, административные методы управления, покончившие с самостоятельностью предприятий

Экстенсивный путь развития – строили гигантские заводы. Особое внимание уделялось Сибири и Дальнему востоку. В 1974 – 1984 гг. строилиБайкало-Амурскую магистраль – БАМ . БАМ не окупила затрат на ее строительство.

Спад темпов производства промышленной продукции

Нехватка средств

Ставка на экспорт нефти и газа (нефтедоллары ), составлявшие более 50% экспорта. Падение цен на нефть в середине 80-х гг. стало одной из причин финансового и бюджетного кризиса

Неэффективное руководство

Недостаток финансирования (ВПК поглощал 45% бюджета)

Отсутствие материальных стимулов к труду

Отсутствие конкуренции не стимулировало модернизацию производства

Низкая производительность труда

По-прежнему преимущественно финансировалась тяжелая промышленность и военно-промышленный комплекс – ВПК .

Плановая командно-административная экономическая с истема была неэффективной .

В 1970 – 1980-е гг. вновь кризис с/х, спад сельскохозяйственного производства. Неэффективно использовались капиталовложения. Кризис в снабжении населения продуктами питания. Нехватка продовольствия. В 1980 г. приняли Продовольственную программу. НО результатов не было Государство закупало продовольствие за границей.

Свой статус сверхдержавы СССР поддерживал за счет развития военно-промышленного комплекса , расходы на который не позволяли в полной мере выполнить поставленные цели внутренней политики .

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОУ ВПО «ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА «МАРКЕТИНГ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО»

Реферат

по дисциплине

«История экономики»

Экономика СССР в 1965-1985г.г.Реформа 1965г.

Вариант 58


Введение

1.Социально – экономическое положение СССР

1.1. У истоков экономической реформы

1.2 СССР в период застоя: хозяйственная реформа

2. Международная военно - политическая обстановка

2.1Конфротация и её последствия для СССР

Заключение

Библиографический список


Введение

Шестидесятые годы стали переломными в истории советского общества. До этого времени сложившаяся в СССР модель хозяйствования достаточно успешно решала встававшие перед страной задачи. К началу 60-х гг. в Советском Союзе ценой огромных усилий и жертв был создан мощный индустриальный и научный потенциал. Советское общество стало городским и образованным. В сфере экономики в 60-80-е годы были предприняты попытки проведения одной из самых крупных экономических реформ. Реформа хозяйственного механизма была подготовлена и проработана еще в хрущевское время, но была реализована при Брежневе. Начало 60-х гг. с точки зрения развития экономической ситуации в стране было не таким благоприятным, как в предыдущее десятилетие. Высокие темпы роста в экономике, сопровождавшиеся – особенно во второй половине 50-х гг. – повышением эффективности производства, заметными достижениями в ряде областей науки и техники, расширением сферы потребления и т.д., в начале 60-х гг. стали уменьшаться.. Экономическая ситуация требовала научного осмысления, критического анализа с тем, чтобы не только поставить объективный диагноз современному состоянию экономики, но и определить принципы ее развития на будущее. Совершенствование заключалось главным образом в структурных изменениях схемы построения курса. Проблемы развития советского общества в 70-е годы, складывание механизма торможения стали предметом острой научной дискуссии. Историки совершенно справедливо выделяют 70 - первую половину 80-х годов в особый этап развития нашего общества. Период 70-х-первой половины 80-х годов, связанный с именем руководителя партии и страны Л.И.Брежнева получил определение как застойного. Анализ причин тех трудностей, с которыми наша страна столкнулась в эти годы, поможет нам понять причины последовавшего затем глубокого кризиса советского общества и социалистического общественного строя.


1 Социально – экономическое положение СССР

1.1 У истоков экономической реформы.

Необходимость подключения научной мысли к разработке экономической политики стал понимать и сам Хрущев: при его непосредственной поддержке в начале 60-х гг. начались экономические дискуссии. Те, кто видел глубинные пороки экономической теории, обусловленные ошибочностью подходов к анализу социалистической экономики как таковой, остались в меньшинстве. Достаточно было даже такому признанному экономисту, как Л.А.Леонтьев, высказать мысль о застойных явлениях в развитии экономического знания после 20-х гг., - его позиция почти сразу подверглась коллективному осуждению. Меньшинство предпочитало задумываться именно о цене и результатах уже сделанного и еще больше – о содержании и направлениях предстоящей экономической работы. В этом плане определенный интерес представляют мысли Л.Д.Ярошенко, который в ходе дискуссий в 1951 г. был подвергнут критике Сталиным и осужден, как и другие ученые, оказавшиеся в оппозиции официальной точке зрения. В чем же конкретно выражалась названная «немарксистской» точка зрения Ярошенко на проблемы политэкономии социализма? «…ключ к правильному теоретическому решению основных вопросов политэкономии социализма, - писал Ярошенко, - я вижу в признании того, что в условиях социализма и коммунизма не существует потребности отраслей народного хозяйства в рабочей силе, а существует потребность людей, работников в отраслях хозяйства». Человек, как цель экономического прогресса, а не абстрактная «производительная сила» или «трудовой ресурс» - в этом подходе суть поворота, который должен был определить доминанту в развитии и экономической теории, и хозяйственной практики. Не найдя выхода из тупика, экономическая мысль стала дробиться, склоняться к детализации: экономическая дискуссия, охватившая вначале широкий спектр проблем, постепенно сужалась до спора о показателях эффективности, о «главном» показателе, а затем приобрела ярко выраженную антиваловую направленность. В результате уже на стартовом уровне возможности будущей экономической реформы оказались существенно заниженными.

Политическая ситуация после отставки Хрущева в октябре 1964 г. тоже не способствовала углублению творческого поиска. Самая крупная за послевоенный период реформа опоздала, т.к. ее практическое воплощение пришлось на тот момент, когда наиболее благоприятное, с точки зрения состояния общественной атмосферы, время для осуществления реформ осталось уже позади. Думается, что главная причина неудач реформ 50-60-х гг. заключается в разности потенциала перемен, которым располагало общество, с одной стороны, и его лидеры – с другой. Расхождение в первоначальных устремлениях, которое наметилось между ними в ходе предварительной работы 1953-1955 гг., в дальнейшем углублялось и конкретизировалось, мешая достигнуть взаимоприемлемого компромисса.

1.2 СССР в период «застоя»: хозяйственная реформа.

Смена политического руководства. Период с 1964 - 1985 гг. вошёл в историю страны вначале как "эпоха развитого социализма", позже как "период застоя". После смещения Хрущева, первым секретарём ЦК КПСС, а с 1966 г. - Генеральным секретарём стал Л.И. Брежнев. Председателем Совета Министров СССР был назначен А.Н. Косыгин. Более полувека страна жила в чрезвычайных условиях. Новые руководители считали, что обществу нужна стабильность. Стабильности можно достичь при отказе от политического курса последних лет, от политики десталинизации и реформ. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ. Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью. Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда). Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е., своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин.

Первые шаги реформы вселяли надежду. Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг. её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года. Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями. В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии. Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения. Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения - агропромышленные, торгово-промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки. Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно-Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования. От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели, себестоимость. Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику. Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху. Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом. Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х гг. было автоматизировано только 15% предприятий. В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года. Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета. Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов. Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг. многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей). Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.

Эпоха застоя (период застоя) - время в развитии Советского Союза, характеризующееся относительной стабильностью всех сфер жизни государства, достаточно высоким уровнем жизни граждан и отсутствием серьезных потрясений.

Период застоя, как и любой временной отрезок в истории России, не имеет четких границ, однако чаще всего историки имеют в виду отрезок в 20 лет между приходом к власти Л.И. Брежнева (середина 1960-х гг.) и началом (начало 1980-х). Условно обозначается, что период застоя длился с 1964 по 1986 г.

Понятие эпохи застоя

Понятие «застой» было впервые использовано в докладе М.С. Горбачева на 27-м Съезде ЦК КПСС, когда он отметил, что в развитии Советского Союза и жизни граждан начинают проступать застойные явления. С тех пор термин «период застоя» прочно вошел в историю как обозначение этого времени.

Вопреки кажущейся негативной окраске термина «застой» он имеет двоякое значение. С одной стороны, он обозначает один из самых светлых периодов в развитии Советского Союза. Именно в эти 20 лет, по мнению историков, СССР достиг своего наивысшего расцвета: строились новые города, страна добилась успехов в деле покорения космоса, в спорте, культурной жизни и других сферах, выросло материальное благополучие граждан. Отсутствие серьезных политических и экономических потрясений в этот период укрепило стабильность, царящую в стране, и уверенность граждан в завтрашнем дне.

Однако следует отметить, что многие ученые связывают стабильность в экономике того периода с резким ростом цены на нефть, что позволяло руководителям государства и дальше откладывать реформы, не теряя при этом прибыли. Рост экономики существенно замедлился в эпоху застоя, но продажа нефти сгладила эти явления, поэтому государство не испытывало существенных трудностей.

Таким образом, получается, что эпоха застоя, с одной стороны, была наиболее благоприятным периодом в жизни СССР, отметившимся покорением космоса и высокой социальной защищенностью, но, с другой стороны, этот период был лишь «затишьем перед бурей», так как высокие цены на нефть не могли сохраняться вечно, а значит, экономику, которая застопорилась в своем развитии, ждали серьезные потрясения.

Характеристики эпохи застоя

    Консервация политического режима . Практически за 20 лет правления Брежнева административно-управленческий аппарат мало изменился. Уставшие от постоянных перестановок и реорганизаций, члены партии с радостью восприняли лозунг Брежнева «Обеспечить стабильность», что не просто привело к отсутствию серьезных изменений в структуре правящего аппарата, но фактически заморозило ее.

    За весь период не было проведено никаких перестановок в партии, а все должности стали пожизненными. В результате средний возраст членов структуры государственного управления составлял 60-70 лет. Подобная ситуация также привела к усилению партийного контроля - партия теперь контролировала деятельность многих, даже крайне мелких государственных учреждений.

    Возрастание роли военной сферы . Страна находилась в состоянии с США, поэтому одной из основных задач было повысить свою военную мощь. В этот период начали производить в больших количествах оружие, в том числе ядерное и ракетное, велась активная разработка новых боевых систем.

    Промышленность, как и в период , во многом работала на военную сферу. Снова возросла роль КГБ не только во внутренней, но и во внешней политике.

    Упадок аграрной промышленности и прекращение развития экономики . Хотя в целом страна успешно двигалась вперед, росло благосостояние, экономика погрузилась в застой и резко снизила темпы своего развития. Основные средства СССР получал от продажи нефти, большая часть предприятий постепенно перебралась в крупные города, а сельское хозяйство потихоньку загнивало.

    После проведенной аграрной реформы многие крестьяне фактически лишились работы, так как были введены знаменитые «поездки на картошку» среди студентов. Колхозы и совхозы все чаще приносили убыток, так как работу выполняли студенты, а не профессионалы. Потери урожая возросли в некоторых областях до 30%.

    Подобная ситуация в селе привела к тому, что граждане стали массово переселяться в города, урожайность падала, и к концу периода застоя начал назревать продовольственный кризис. Особенно тяжело в этот период пришлось Украине, Казахстану и другим регионам, основной деятельностью которых было сельское хозяйство и добывающая промышленность.

    Социальная жизнь . Хотя дальнейшее развитие экономики внушало опасения, обыденная жизнь граждан значительно улучшилась, выросло благосостояние. Многие граждане СССР имели возможность тем или иным способом улучшить свои жилищные условия, многие стали обладателями хороших автомобилей и других качественных вещей.

    Однако вместе с ростом обеспеченного населения произошло увеличение количества малоимущих, но это пока не достигло катастрофичных масштабов, так как продукты питания стоили относительно дешево. В среднем обычный советский гражданин стал жить гораздо лучше по сравнению с предыдущими периодами.

    Итоги и значение эпохи застоя

    Как уже было сказано выше, эпоха застоя стала лишь «затишьем перед бурей». Хотя эти 20 лет страна наконец познала стабильность и в некоторых сферах (космос) выбилась в первые ряды в мировом рейтинге, кажущаяся во всем стабильность заставила руководство СССР в очередной раз отложить экономические преобразования. Экономика, живущая на продаже нефти, не развивалась и к концу 70-х гг. превратилась в отстающую, что в результате и дало крайне негативные последствия, когда цена на нефть значительно снизилась. Во многом благоприятные годы для граждан в эпоху Брежнева принесли с собой серьезные потрясения во времена перестройки.

После отставки Н. С. Хрущева первым (затем Генеральным) секретарем ЦК КПСС становится Л. И. Брежнев (1964–1982).

В эти годы достигается паритет (примерное равенство) в стратегических вооружениях с Западом, расцветает политика «детанта» (разрядки), заключены Хельсинские соглашения (1975).

Брежнев приходит к власти под лозунгом «стабильности» , но уже в 1970–1980‑е гг. начинают проявляются застойные явления в экономике и жизни («стагнация») , формируется т. н. «механизм торможения» , увеличивается экономическое отставание от Запада. Поэтому эти годы называют периодом «застоя» . усиливаются сталинистские тенденции :

В декабре 1979 г. началась советская интервенция в Афганистане. война продлилась 10 лет, погибло 14 тыс. советских солдат и около миллиона афганцев (главным образом мирного населения).

После смерти Л. И. Брежнева в ноябре 1982 г. на посту генерального секретаря ЦК КПСС сменилось еще два больных человека: Ю. В. Андропов умер в 1984 г., К. У. Черненко - в 1985-м.

43. Ссср в период Перестройки (1985–1991)

К середине 1980-х гг. необходимость перемен явственно назрела. Лидером перемен стал новый генеральный секретарь ЦК партии М. С. Горбачев , объявивший курс на Перестройку (1985–1991). (Сначала перемены шли под лозунгом ускорения .)

главные идеи Перестройки - гласность, выборность, демократизация партии и страны, повышение роли человеческого фактора - были с воодушевлением встречены интеллигенцией и в народе, но насторожили его консервативную часть. Особенно - партийно-государственный аппарат.

Начался пересмотр нашего прошлого. освоение «белых пятен» истории происходило драматически, общество быстро политизировалось и поляризировалось. была прекращена бесславная война в Афганистане (1989), расширена самостоятельность предприятий, проведены первые альтернативные (из нескольких кандидатур) выборы на I Съезд народных депутатов СССР (1989), возрождалась многопартийность.

Однако порожденные Перестройкой ожидания не находили удовлетворения. Общественное напряжение росло.

Попытка реставрации , предпринятая консервативными силами (ГКЧП) 19–22 августа 1991 г. не удалась. Но вслед за тем произошел своего рода «переворот наоборот»: инициированный Б. Н. Ельциным роспуск СССР 8 декабря в Беловежской пуще и создание СНГ 21 декабря 1992 г. в Алма-Ате положили конец Перестройке как неудавшейся попытке адаптации политической системы к новым условиям путем самореформирования .

Первый и последний президент СССР М. С. Горбачев в конце 1991 г. ушел в отставку.

44. Становление новой российской государственности (после 1991 г.)

Наступивший Переходный период (1991–?) проходит под лозунгом рыночных реформ и политического плюрализма либерально-западного образца.

В президентство Б. Н. Ельцина либерализация цен с 1992 г. (проводил Гайдар) и приватизация госимущества с раздачей населению ваучеров и передачей промышленного потенциала страны в частные руки (проводил Чубайс) способствовали быстрому разрушению производства, катастрофическому росту гиперинфляции и многократному росту цен.

Драматической была осень 1993 г., когда противостояние двух ветвей власти - законодательной (Верховный Совет) и исполнительной (президент) - при слабости третьей (Конституционный суд) приняло острую форму и чуть не привело к гражданской войне. Президентский приказ № 1400 и блокирование властями «Белого дома» на берегу Москвы-реки, где заседал Верховный Совет, привели в конце сентября к уличным беспорядкам в центре столицы. в ходе штурма «Белого дома», по некоторым сведениям, погибло 156 человек, по другим - порядка 500. Верховный Совет был разогнан, вслед за ним распущены Советы по всей стране.

Вскоре была принята новая Конституция (12 декабря 1993 г.), по которой президент наделен практически неограниченной властью. На выборах 1996 г. президентом России вновь был избран Б. Н. Ельцин.

Всероссийский экономический кризис 17 августа 1998 г. понизили уровень жизни населения и на ряд лет отбросили назад экономику страны.

В новогоднем обращении с телеэкранов 31 декабря 1999 г. Ельцин заявил о своем уходе с поста президента. С 2000 г. два срока подряд президентом России был В. В. Путин . c 7 мая 2008 г. президентом является Д. А. Медведев .

Переходный период - это период перехода к капитализму. Усиливается имущественное и социальное расслоение общества. Наш доморощенный капитализм нередко называют грабительским .

Важным успехом современного развития стали отмена цензуры, деидеологизация общественной жизни и рост приватности личной жизни граждан. Однако при общей демократизации наблюдается усиление авторитарности центральной власти, рост бюрократизма . Можно сказать, что у нас строится капитализм по-советски .

самым тревожным следствием реформ последних двадцати лет является их демографический результат , подтверждающий кризисность новой экономики: это снижение рождаемости, срока жизни и общей численности населения России, рост его смертности .

Можно предположить, что нынешнее поколение российских людей обречено на неблагополучное существование в неблагоприятных условиях долгих политических и социально-экономических экспериментов, проб и ошибок.

Статьи по теме