Отчет 11 сделка как заполнить. Законодательная база российской федерации. Сдача отчетности предприятий с обособленными подразделениями

ТЕМА 6 ОПЕРАТИВНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Понятие, задачи и виды оперативного обслуживания в процессе оперативно-розыскного обеспечения расследования экономических преступлений

Оперативное обслуживание в процессе оперативно-розыскного обеспечения расследования экономических преступлений – это комплекс систематически проводимых гласных и негласных оперативно-розыскных мероприятий по обеспечению непрерывного получения оперативными подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями информации об оперативной обстановке на закрепленной зоне, объекте и своевременная ее реализация с целью выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, розыска скрывшихся преступников.

Первостепенными задачами оперативного обслуживания являются:

1. Установление и проверка лиц, замышляющих, подготавливающих и совершающих преступления; обнаружение разыскиваемых преступников.

2. Установление, учет объектов, представляющих оперативный интерес, определение способов их обслуживания.

3. Обеспечение оперативного наблюдения за обслуживаемой территорией, объектами и лицами, состоящими на оперативном учете.

4. Выявление и проверка ранее не известных лиц и фактов, представляющих оперативный интерес, постановка их на учет, осуществление оперативно-розыскного контроля.

5. Установление причин и условий конкретных преступлений, совершенных на обслуживаемой территории, принятие мер к их устранению.

Сущность оперативного обслуживания ограничивается определенными замками и заключается в:

Изучении объекта оперативного обслуживания;

Определении необходимых источников информации о состоянии оперативной обстановки;

Организации функционирования указанных источников;

Накоплении, систематизации и анализе информации.



Уровень оперативного обслуживания;

Виды (принципы) оперативного обслуживания;

Первоначальный анализ состояния оперативной обстановки;

Режим оперативного обслуживания;

Расстановка лиц, оказывающих конфиденциальное содействие как источников оперативно-значимой информации;

Организация функционирования источников гласной информации (взаимодействие с различными субъектами, располагающими осведомительной информацией);

Документальное оформление результатов деятельности по оперативному обслуживанию.

Рассматривая указанные элементы, следует отметить, что уровнем оперативного обслуживания определяется, какое оперативное подразделение по борьбе с экономическими преступлениями (согласно своему иерархическому положению) будет обслуживать тот или иной объект.

В своей деятельности оперативные подразделения по борьбе с экономическими преступлениями, в зависимости от различных факторов, используют различные виды оперативного обслуживания, из которых можно выделить следующие:

1. Объектово-отраслевой – закрепляет за оперативным сотрудником объекты по отрасли (например: все объекты промышленности; транспорта; бюджетные организации и т.д.).

2. Линейно-объектовый – предусматривает оперативное обслуживание объектов и иных мест, где могут совершаться такие преступления, как:

Фальшивомонетничество;

Валютные преступления.

3. Зональный (территориальный) – предполагает закрепление за оперативным сотрудником определенной территории, на которой он должен вести борьбу со всеми экономическими преступлениями.

4. Межотраслевой – его сущность заключается в том, что объекты, связанные единой технологической цепью обслуживаются одним оперативным сотрудником или группой (например: производство сельскохозяйственной продукции → ее заготовка → транспортировка → хранение → переработка → реализация).

5. Сквозное оперативное обслуживание – его сущность заключается в том, что оперативный сотрудник обслуживает объекты разных уровней (например: строительный трест → строительное управление → строящийся объект).

Элементы системы оперативного обслуживания

Элементами системы оперативного обслуживания являются:

Определение перечня объектов, отраслей экономики, линии работы (видов преступлений), территории и закрепление за ними оперативных сотрудников;

Изучение оперативной обстановки на закрепленных объектах (линии работы, территории) и определение режима оперативного обслуживания;

Подбор и расстановка на объектах обслуживания конфиденциальных источников информации;

Организация взаимодействия подразделений по борьбе с экономическими преступлениями между собой, подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, прокуратурой и другими органами;

Организация взаимодействия с государственными контрольно-ревизионными органами;

Организация взаимодействия со службами безопасности предприятий и учреждений, частными охранными предприятиями;

Ведение дел оперативного учета;

Формирование и использование информационно-поисковых систем оперативно-розыскного назначения.

Оперативный сотрудник, получивший в обслуживание определенную отрасль (зону, линию работы) должен знать сколько и каких на территории, обслуживаемой аппаратом по борьбе с экономическими преступлениями находится предприятий (учреждений, организаций). Перечень указанных объектов может быть получен в администрации района (города, области).

Местонахождении объекта, его подчиненности, структуре, основных хозяйственных связях (поставщики сырья, материалов, оборудования; смежники; потребители продукции; транспортное обслуживание);

Схеме производственно-технологического процесса, финансовой деятельности (банковские счета, иные источники поступления денежных средств и др);

Состоянии складского хозяйства, учете товарно-материальных ценностей;

Лицах, работающих на объекте (особенно в администрации и на материально-ответственных должностях).

К криминогенной характеристике относятся данные о:

Структуре, динамике, уровне преступности;

Способах совершения и маскировки преступлений;

Характеристике лиц, совершивших преступления;

Деятельности администрации по вопросам обеспечения сохранности собственности, а также укреплению правопорядка;

Состоянии контрольно-ревизионной работы;

Нарушениях, злоупотреблениях, непроизводительных потерях, рекламациях и др.

Анализ сведений социально-экономического и криминолого-криминалистического характера позволяет определить эффективность деятельности оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и других субъектов, в чью компетенцию входит обеспечение сохранности собственности.

В данном случае учитывается:

Наличие и качественные характеристики лиц, оказывающих конфиденциальное содействие;

Обеспеченность сотрудника оперативной и иной техникой;

Эффективность взаимодействия с другими правоохранительными, а также контролирующими органами и др.

В процессе анализа оперативной обстановки оперативный сотрудник определяет на объекте участки, наиболее подверженные криминогенным факторам, иными словами требующие повышенного внимания или более высокой интенсивности слежения.

Выработаны три вида режимов оперативного обслуживания:

1. Усиленный – устанавливается на объектах (участках), где состояние оперативной обстановки определяется как неблагополучное (то есть имеют место различного рода нарушения, злоупотребления, преступления, непроизводительные потери и др.) позволяющее предположить, что на объекте совершаются либо могут совершаться преступления.

Сущность усиленного режима заключается в том, что на объекте (участке) должны обязательно быть лица, оказывающие конфиденциальное содействие, и основной объем информации о состоянии оперативной обстановки должен поступать именно от них.

2. Нормальный режим обслуживания – устанавливается на объекте (участке), где хотя и выявлены определенные факты отклонений от нормального функционирования объекта, но результаты анализа не дают оснований полагать, что здесь совершаются экономические преступления.

Сущность нормального режима обслуживания заключается в том, что поступление информации о состоянии оперативной обстановки организуется в основном из гласных источников и лишь в необходимых случаях для этого привлекаются лица, оказывающие конфиденциальное содействие.

3. Облегченный режим обслуживания – устанавливается на объектах (участках), где результаты анализа состояния оперативной обстановки не вызывают опасений в плане нарушения интересов государства и общества.

Сущность облегченного режима обслуживания заключается в получении информации только из гласных источников, очень редко привлекая для этой цели оперативные возможности.

Определение режима оперативного обслуживания относится к компетенции руководителя оперативного подразделения.

Необходимо учитывать, что в процессе деятельности сотрудника подразделения по борьбе с экономическими преступлениями режим оперативного обслуживания может меняться.

Информационное обеспечение деятельности оперативного сотрудника предполагает функционирование источников информации. Сведения о состоянии оперативной обстановки поступают из источников двух видов:

Оперативных;

Гласных.

Следует отметить, что под источниками оперативной информации, в данном случае, подразумеваются не только лица, оказывающие конфиденциальное содействие, но и другие оперативные аппараты, а также сведения, полученные оперативным сотрудником в процессе использования возможностей оперативно-розыскной деятельности.

Осуществляя первоначальный анализ состояния оперативной обстановки на обслуживаемом объекте оперативный сотрудник определяет наиболее криминогенные участки и обеспечивает их прикрытие лицами, оказывающими конфиденциальное содействие. Следует пытаться привлечь к конфиденциальному содействию таких лиц, которые в силу своего должностного положения, профессиональных возможностей могут давать информацию о производственно-хозяйственной деятельности объекта (нескольких участков), лицах могущих быть объектом оперативного наблюдения и др. В самом общем виде к числу таких лиц могут относится сотрудники:

Производственных отделов;

Отделов снабжения и сбыта;

Бухгалтерии, складов;

Производственно-технологических участков;

Контролирующих органов;

Лица, непосредственно не работающие на объекте, но в силу своих служебных обязанностей либо по иным причинам располагающие информацией об объекте и др.

Источниками гласной информации о состоянии оперативной обстановки выступают:

Администрация обслуживаемых объектов (сведения о производственном процессе, лицах, работающих на объекте и т.п.) ;

Государственные контролирующие органы (в процессе проверок, зачастую выявляются различные нарушения и злоупотребления позволяющие создать объективную картину состояния оперативной обстановки на обслуживаемом объекте);

Правоохранительные органы (в первую очередь органы прокуратуры, Госарбитража, Налоговой инспекции и др. располагают информацией о нарушениях и злоупотреблениях на объекте);

Средства массовой информации (информация, содержащаяся в аналитических обзорах, статьях, фельетонах, материалах журналистских расследований содержит сведения о состоянии оперативной обстановки);

Негосударственные организации (службы безопасности коммерческих структур, аудиторские фирмы могут располагать сведениями об оперативной обстановке на объекте);

Трудовые коллективы и общественные организации;

Граждане.

Очень важным элементом оперативного обеспечения является взаимодействие сотрудников оперативных подразделений по борьбе с экономическими преступлениями с различными лицами, органами и организациями. Такое взаимодействие осуществляется с:

Иными оперативными подразделениями по борьбе с экономическими преступлениями;

Иными подразделениями органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

Прокуратурой и другими правоохранительными органами;

Государственными контрольно-ревизионными органами;

Службами безопасности предприятий и учреждений;

Частными охранными предприятиями.

Формами такого взаимодействия являются:

Совместное планирование;

Выполнение поручений и заданий (розыскные задания, отдельные поручения следователя, задания на проведение технических мероприятий);

Обмен информацией (ориентировки, меморандумы, сообщения, например, в места лишения свободы и наоборот);

Проведение совместных мероприятий (операций по задержанию, рейдов и т.д.).

Получение осведомительной информации не является самоцелью, а используется для слежения за состоянием оперативной обстановки. Структурно деятельность по слежению за состоянием оперативной обстановки включает следующие элементы:

Активизация действий оперативного работника сообразно складывающейся ситуации;

Совершенствование системы сбора и обработки информации;

Принятие оперативных решений по изменениям оперативной обстановки;

Ужесточение контроля за выполнением принятых решений;

Внесение изменений в расстановку имеющихся сил и средств.

Для накопления, хранения, анализа информации о состоянии оперативной обстановки на обслуживаемом объекте, используются дела оперативного учета.

Объемы информации, виды документов по линиям работы определяются с учетом специфики выполняемых задач и обслуживаемых объектов.

Носителями информации о состоянии оперативной обстановки на объекте выступают различные документы, например:

Положение (Устав) о предприятии;

Схема производственного процесса и хозяйственных связей;

Списки должностных и материально-ответственных лиц;

Образцы бухгалтерских, технологических и иных документов;

Выписки из приказов, распоряжений администрации объекта (вышестоящих организаций);

Ориентировки, справки правоохранительных органов о способах совершения и маскировки преступлений;

Копии актов ревизии, проверок;

Справки, акты, распоряжения государственных контролирующих органов;

Сообщения лиц, оказывающих конфиденциальное содействие;

Рапорты, справки оперативного сотрудника о результатах проведения оперативно-розыскных мероприятий;

Копии заявлений, сообщений должностных лиц, общественных организаций, граждан;

Аналитические справки, обзоры, сообщения администрации, информация в органы исполнительной власти и др.

2.2.1. Оперативное обслуживание электроустановок может осуществляться как местными оперативными или оперативно-ремонтными работниками, за которыми закреплена данная электроустановка, так и выездными, за которыми закреплена группа электроустановок.

Вид оперативного обслуживания, число оперативных работников в смену или на электроустановке определяются лицом, ответственным за электрохозяйство, по согласованию с руководством предприятия (организации) и указывается в местных инструкциях.

  • 2.2.2. К оперативному обслуживанию электроустановок допускаются работники, знающие оперативные схемы, должностные и эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда, особенности оборудования и прошедшие обучение, дублирование и проверку знаний настоящих Правил и ПТЭ.
  • 2.2.3. Оперативные работники, обслуживающие электроустановки единолично, и старшие в смене или бригаде, за которыми закреплена электроустановка, должны иметь группу по электробезопасности IV в электроустановках напряжением выше 1000 В и III - в электроустановках напряжением до 1000 В.
  • 2.2.4. Оперативные работники должны работать по графику, утвержденному лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия или структурного подразделения.
  • 2.2.5. Оперативные работники, придя на дежурство, должны принять смену от предыдущего дежурного, сдать смену следующему дежурному в соответствии с графиком,

Уход с дежурства без сдачи смены запрещается. В исключительных случаях оставление рабочего места допускается с разрешения вышестоящего лица из числа оперативных работников.

  • 2.2 ,6 При приемке смены оперативный работник обязан:
    • - ознакомиться по схеме с состоянием и режимом работы оборудования на своем участке путем личного осмотра в объеме, установленном инструкцией; ;
    • - получить сведения от дежурного, сдающего смену, о состоянии оборудовании, за которым необходимо вести тщательное наблюдение для предотвращения аварии и неполадок, и об оборудовании, находящемся в ремонте или резерве;
    • - проверить и принять инструмент, материалы, ключи от помещений, средства защиты, оперативную документацию и инструкции;
    • - ознакомиться со всеми записями и распоряжениями за время, прошедшее с его последнего дежурства;
    • - оформить приемку смены записью в журнале, ведомости, а также в оперативной схеме подписями работника, принимающего смену и работника, сдающего ее;
    • - доложить старшему по смене о вступлении на дежурство и о неполадках, выявленных при приемке смены.
  • 2.2.7. Приемка и сдача смены непосредственно во время ликвидации аварии, производства переключений или операций по включению и отключению оборудования запрещается.

При длительном времени ликвидации аварии сдача смены осуществляется с разрешения лица, ответственного за электрохозяйство предприятия.

2.2.8. Запрещается приемка и сдача смены в случаях, когда на обслуживаемом участке рабочие места неубранные, оборудование загрязнено.

Приемка смены при неисправном оборудовании или ненормальном режиме его работы допускается только с разрешения лица, ответственного за электрохозяйство предприятия, или вышестоящего оперативного работника, о чем делается отметка в оперативном журнале.

  • 2.2.9. Оперативные работники во время своего дежурства являются ответственными за правильное обслуживание и безаварийную работу всего оборудования на закрепленном за ними участке.
  • 2.2.10. Старший по смене оперативный работник единолично или совместно с администрацией предприятия,

цеха, участка обязан выполнять обоснованные требования работников энергоснабжающей организации.

2.2.11. Старший по смене оперативный работник I обязан немедленно поставить в известность диспетчера

энергоснабжающей организации об авариях, вызвавших отключение одной или нескольких линий электропередачи, питающих предприятие.

Список работников, имеющих право проведения оперативных переговоров с энергоснабжающей организацией, определяется лицом, ответственным за электрохозяйство, утверждается руководителем, согласовывается с Госнадзорохрантруда и передается в соответствующую оперативную службу энергоснабжающей организации.

2.2.12. При нарушении режима работы, повреждении или аварии с электрооборудованием оперативный работник обязан немедленно принять меры по восстановлению нормального режима работы и сообщить о происшедшем непосредственно старшему по смене работнику или лицу, ответственному за электрохозяйство.

В случае неправильных действий оперативных работников при ликвидации аварии, вышестоящий оперативного работник обязан принять на себя руководство и ответственность за дальнейший ход ликвидации аварии.

2.2.13. Оперативные работники обязаны проводить обходы и осмотры оборудования и производственных помещений на закрепленном за ними участке.

Осмотр электроустановок может выполняться единолично:

  • - административно-техническим работником с группой V в электроустановках выше 1000 В и с группой IV - в электроустановках до 1000 В;
  • - оперативным работником, обслуживающим данную электроустановку.

Осмотр электроустановок неэлектротехническими работниками и экскурсии при наличии разрешения руководства предприятия могут проводиться под надзором работника с группой IV, имеющего право единоличного осмотра.

Осмотр должен выполняться в соответствии с требованиями настоящих Правил.

Список административно-технических работников, которым разрешается единоличный осмотр, устанавливается лицом, ответственным за электрохозяйство, и утверждается руководителем предприятия.

2.2.14. Во время осмотра в электроустановках выше 1000 В запрещается открывать двери помещений, ячеек, не оборудованных сетчатыми ограждениями или барьерами, если расстояние между дверьми и токоведущими частями менее указанного в таблице 2.3. Перечень таких помещений и ячеек утверждается лицом, ответственным за электрохозяйство.

В электроустановках выше 1000 В, в которых вход в помещения, ячейки оборудован сетчатыми ограждениями или барьерами, во время осмотра запрещается открывать двери сетчатых ограждений и проникать за ограждения или барьеры.

  • 2.2.15. Запрещается во время осмотра электроустановок выполнять какую-либо работу.
  • 2.2 -16. Осмотры, выявление и ликвидация неисправностей в электроустановках без местных дежурных работников производятся централизованно выездными работниками, осуществляющими надзор и работы по объекту (или группе объектов). Периодичность этих работ устанавливается лицом, ответственным за электрохозяйство, в зависимости от местных условий. Результаты осмотров фиксируются в оперативном журнале.
  • 2.2.17. Работники, не обслуживающие данную электроустановку, допускаются к осмотру с разрешения лица, ответственного за электрохозяйство предприятия, цеха, участка.
  • 2.2.18. Двери помещений электроустановок (щитов, сборок и т.п.) должны быть постоянно заперты.

Для каждого помещения должно быть не менее двух комплектов ключей, один из которых является запасным. Ключи от помещений РУ не должны подходить к дверям ячеек и камер.

  • 2.2.19. Ключи должны быть пронумерованы и находиться на хранении у оперативных или административно-технических работников. В электроустановках без местных оперативных работников ключи должны находиться на пункте управления у старшего по смене оперативного работника. Ключи должны выдаваться под расписку:
    • - на время осмотра работникам, которым разрешен единоличный осмотр, и оперативно-ремонтным работникам, в том числе не находящимся на смене, при выполнении ими работ в электроустановках по наряду или распоряжению;
    • - на время производства работ по наряду или по распоряжению - руководителю работ, допускающему или наблюдающему.

Ключи подлежат возврату ежедневно по окончании работы.

При производстве работ в электроустановках без местных оперативных работников ключи подлежат возвращению не позднее следующего дня после полного окончания работ.

2.2.20. Персональные ключи для входа в помещения разрешается иметь только оперативным работникам, принимающим и сдающим смену по телефону.

В помещениях электроустановок запрещается хранение материалов и инструмента, не имеющего отношения к данной электроустановке.

Оперативное обслуживание электроустановок - это комплекс работ по ведению требуемого режима работы электроустановки; производству переключений, осмотров оборудования; подготовке к производству ремонта (подготовке рабочего места, допуску); техническому обслуживанию оборудования, предусмотренному должностными и производственными инструкциями оперативного персонала.

В электроустановках напряжением выше 1000 В работники из числа персонала, единолично обслуживающие электроустановки, или старшие по смене должны иметь группу по электробезопасности IV, остальные работники в смене – группу III. В электроустановках напряжением до 1000 В работники из числа оперативного персонала, обслуживающие электроустановки, должны иметь группу III.

Оперативное обслуживание может осуществляться как местным персоналом, закрепленным за электроустановкой, так и выездным, за которым закреплена группа электроустановок, прошедших обучение и проверку знаний.

Правила выполнения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Искусственное дыхание проводится в тех случаях, когда пострадавший не дышит или дышит очень плохо (редко, судорожно, как бы со всхлипыванием), а также, если его дыхание постоянно ухудшается.

Наиболее эффективным способом искусственного дыхания является способ «изо рта в рот» или «изо рта в нос», которые основаны на методе вдувания воздуха насильно в дыхательные пути пострадавшего.

Зажать нос, захватить подбородок, запрокинуть голову пострадавшего и сделать максимальный выдох ему в рот (желательно через марлю, салфетку или маску «рот в рот»).

Если проведение искусственного дыхания способом «рот в рот» представляет угрозу для жизни и здоровья спасателя (отравление ядовитыми газами или инфицирование), то можно ограничиться только проведением непрямого массажа сердца.

Непрямой массаж сердца делают резким надавливанием двумя руками на среднюю часть грудной клетки (примерно на два ребра выше окончания грудной клетки), причем одну руку кладут на другую. Руки при надавливании должны быть выпрямлены в локтевых суставах. Располагать ладонь на груди так, чтобы большой палец был направлен на спасателя. Частота нажатия 50-80 раз в минуту. Глубина продавливания грудной клетки должна быть не менее 3-4 см.

За одну минуту необходимо сделать не менее 60 надавливаний и 12 вдуваний, т.е. выполнить 72 манипуляции, поэтому темп реанимационных мероприятий должен быть высоким. Опыт показывает, что наибольшее количество времени теряется при выполнении искусственного дыхания. Нельзя затягивать вдувание, как только грудная клетка пострадавшего расширилась, вдувание прекращают.

Оптимальное соотношение надавливаний на грудную клетку и вдохов искусственной вентиляции легких – 30:2, независимо от количества участников реанимации.

Выполнять комплекс реанимации:

Либо до появления самостоятельной сердечной деятельности;

Либо до прибытия медицинских работников;

Либо до появления признаков биологической смерти.

Билет № 20-III

1. Организация работ по распоряжению в электроустановках напряжением до 1000 В .

Распоряжение имеет разовый характер, срок его действия определяется продолжительностью рабочего дня исполнителей. При необходимости продолжения работы, при изменении условий работы или состава бригады распоряжение должно отдаваться заново.

При перерывах в работе в течение дня повторный допуск осуществляется производителем работ.

Распоряжение на работу отдается производителю работ и допускающему. В случаях, когда нет местного оперативного персонала, распоряжение может быть отдано непосредственному работнику, выполняющему работу.

Работы, выполняемые по распоряжению, могут по усмотрению работника, выдающего распоряжение, проводиться по наряду.

Допуск к работам по распоряжению должен быть оформлен в Журнале учета работ по нарядам и распоряжениям установленного образца.

В электроустановках напряжением до 1000 В допускается выполнять по распоряжению следующие работы:

Работы на сборных шинах РУ и на присоединениях, по которым может быть подано напряжение на сборные шины;

На ВЛ с использованием грузоподъемных механизмов;

Работы по обслуживанию сети наружного освещения.

В электроустановках напряжением до 1000 В, расположенных в помещениях (кроме особо опасных помещений), работник, имеющий группу III и право быть производителем работ, может работать единолично.

По распоряжению единолично уборку коридоров ЗРУ и электропомещений с электрооборудованием напряжением до и выше 1000 В, где токоведущие части ограждены, может выполнять работник, имеющий группу II. Уборку в ОРУ может выполнять один работник, имеющий группу III.

В помещениях с отдельно установленными распределительными щитами (пунктами) напряжением до 1000 В убору может выполнять один работник, имеющий группу I.

Необходимым и важнейшим условием надежного электроснаб­жения потребителей и эффективной работы электросетевого пред­приятия является жесткая структура оперативно-диспетчерского управления и контроля, предусматривающая распределение функ­ций между отдельными уровнями, а также подчиненность ниж­них уровней управления вышестоящим.

Основными задачами оперативных подразделений ПЭС явля­ются:

ведение заданных режимов работы оборудования;

планирование и подготовка ремонтных работ;

обеспечение устойчивости электрических сетей;

обеспечение экономичности работы;

производство переключений;

локализация аварий и восстановление нормальных режимов ра­боты.

Оперативное обслуживание электроустановок проводят в стро­гом соответствии с нормами и правилами, принятыми в электро­энергетике и определяющими условия подготовки и допуска пер­сонала, безопасные условия работы и правильность выполнения технологических процессов.

Персонал, занимающийся обслуживанием оборудования элек­тросетей, условно подразделяют на три категории: оперативный, оперативно-ремонтный и ремонтный. К оперативному относит­ся персонал, имеющий право оперативных переключений, к опе­ративно-ремонтному - специально обученный и подготовлен­ный для оперативного обслуживания в утвержденном объеме за­крепленных за ним электроустановок персонал, имеющий право оперативных переключений, а к ремонтному - персонал, зани­мающийся эксплуатационно-ремонтным обслуживанием и на­ладкой электрооборудования электростанций и подстанций, ВЛ, КЛ, релейной защиты и автоматики, измерительных приборов и т. п. Все работы в электроустановках должны проводиться по нарядам или распоряжениям, которые определяют содержание работ, место, время, меры безопасности и лиц, которым эти работы поручены.

Основным звеном управления электрическими сетями в горо­дах и районах являются районные энергетические управления (предприятия), входящие в состав производственно-энергетиче­ских объединений. В энергоуправление входят электростанции и электрические сети, связанные между собой общностью режима в непрерывном процессе производства, преобразования и распре­деления электроэнергии при общем управлении этим режимом. Энергоуправление осуществляет: диспетчерское управление под­станциями и сетями, надзор за рациональным использованием


электроэнергии потребителями, технический надзор за эксплуа­тацией подстанций и электрических сетей на данной территории.

Обслуживание электроустановок проводится постоянным или выездным оперативным персоналом, которым является дежур­ный персонал, обслуживающий производственные участки, и оперативно-ремонтный, т.е. ремонтный персонал с правом экс­плуатационного обслуживания и выполнения оперативных пе­реключений на участках. Объем обслуживания, число лиц в сме­не или бригаде устанавливается распоряжением. В отдельных слу­чаях, учитывая дальность расположения транзитных или произ­водственных подстанций, разрешается оперативное обслужива­ние дежурным на дому, т.е. персонал проживает недалеко от подстанции и за ним закрепляется приказом зона действия и объем работ по обслуживанию. Небольшие по мощности под­станции, расположенные в черте города или недалеко от горо­дов и поселков, обслуживаются электромонтерами электросетей. Каждое посещение подстанции записывается электромонтерами в оперативном журнале, отмечается причина посещения и про­деланная работа.

Оперативное обслуживание проводится посменно. Число ра­ботников и форма обслуживания оперативного персонала в сме­не определяются производственной необходимостью. При обслу­живании электроустановок напряжением выше 1000 В старший в смене должен быть с квалификационной группой не ниже IV, а при обслуживании электроустановок напряжением до 1000 В - не ниже II. График дежурств составляется на месяц. Сдачу и при­емку дежурства отмечают в специальном журнале. Смену прини­мают по общим правилам, начиная с осмотров электроустано­вок и электрооборудования. Электрооборудование осматривают в неполном объеме; вновь приступивший к дежурству знакомит­ся с наиболее ответственными местами. Более подробные осмот­ры выполняют в сроки, установленные инструкцией или графи­ком в зависимости от состояния оборудования. Они являются одной из составляющих оперативного обслуживания электро­установок и основным фактором, обеспечивающим безаварий­ную работу. Обнаруженные дефекты записывают в оперативный журнал, а затем принимают меры к их устранению. Оперативный персонал, обслуживающий электрооборудование напряжением до 1000 В, при осмотре элементов пускорегулирующей аппара­туры имеет право единолично открывать дверцы щитов пуско­вых устройств, пультов управлений и др. В период осмотра запре­щается проведение каких-либо работ, при этом проверяют на­личие предупредительных плакатов по технике безопасности и надписи с наименованием и назначением электроустановок на всех дверцах силовых сборок и шкафов, конструкциях и в других установленных местах. Запрещается снимать предупредительные


плакаты и ограждения, проникать за них, прикасаться к токоведущим частям, обтирать и чистить их.

Оперативные переключения в распределительных устройствах выполняются по распоряжению или с ведома вышестоящего де­журного персонала. Сложные переключения производят два лица, причем старший по должности контролирует выполнение опе­раций вторым лицом. Если в распределительных устройствах на­пряжением выше 1000 В имеются блокировочные устройства, исключающие неправильные операции, то эти переключения осу­ществляют без бланка переключения. При их отсутствии опера­тивные переключения выполняют по бланку переключения. Бланк переключения - это документ, в котором указываются начало переключения, последовательность операций отключения и вклю­чения аппаратов части электроустановок, окончание переклю­чения и фамилии работников, ответственных за указанные опе­рации.

Силовые и измерительные трансформаторы отключают, начи­ная с низшего напряжения нагрузки во избежание обратной транс­формации.

Все действия оперативного персонала по переключению вы­полняются с соблюдением мер безопасности: в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем коврике, подставке или в ботах. Переносные заземления устанавливают также в диэлектрических перчатках. В установках напряжением выше 1000 В наложение за­земления проводят в диэлектрических перчатках, предварительно отключив разъединители. Все действия оперативно-диспетчерско­го персонала по переключениям отражаются в оперативном жур­нале. Дежурный персонал обязан во время дежурства проводить обходы и осмотры электрооборудования подстанций и распреде­лительных устройств. Их осуществляют по графику и в соответ­ствии с местными инструкциями. Обходы и осмотры проводят как в дневное, так и ночное время.

Статьи по теме