Налоговый учет в организации: основы и принципы. Как совместить бухгалтерский и налоговый учет Данные налогового учета должны отражать порядок определения

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому.

Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения. Она утверждается приказом (распоряжением) руководителя. Изменения учетной политики допускаются в случае: изменения законодательства; изменения применяемых методов учета; если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (в учетной политике необходимо отразить порядок их учета). Изменения, внесенные в учетную политику, должны применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учета должны отражать:

  • порядок формирования суммы доходов и расходов;
  • порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;
  • сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;
  • порядок формирования сумм создаваемых резервов;
  • сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются:
  1. Первичные учетные документы.
  2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета. Регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Данные налогового учета должны отражать непрерывно в хронологическом порядке объекты бухгалтерского учета для целей налогообложения. Формы регистров, порядок отражения в них аналитических данных, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. НК РФ определяет обязательные для форм аналитических регистров реквизиты (наименование регистра; период (дату) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении и др.) Данные налогового учета могут фиксироваться в таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.
  3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей Налогового кодекса РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст. 315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

50. Налоговая документация, ее состав. Сроки хранения налоговой документации. Налоговая тайна.

НАЛОГОВАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ - совокупность документов установленной формы, используемых в процессе налогообложения, где фиксируется последовательность начисления налога, сумма налога, а также размер налогового обязательства. К Н.д. относятся четыре разновидности документов: отчетно-расчетная Н.д.; сопутствующая Н.д.; учетно-налоговые регистры; извещения. Особенность Н.д. в отсутствии специальных первичных налоговых документов: основанием для ведения Н.д. являются, как правило, первичные бухгалтерско-учетные документы, фиксирующие факт совершения хозяйственной операции. Отчетно-расчетная документация (налоговые расчеты и декларации) - документация, в которой фиксируется сумма налогового

обязательства. Документация подписывается руководителем и главным бухгалтером (декларация о совокупном годовом доходе - физическим лицом) и сдается в налоговую инспекцию поместу нахождения (или жительства) налогоплательщика. За непредставление или несвоевременное представление в налоговый орган расчетных документов предусмотрен штраф. Сопутствующая документация - документы, содержащие не основные данные, необходимые для исчисления налога, которые обосновывают и расшифровывают данные налоговых расчетов За некоторыми исключениями ответственность за непредставление сопутствующих документов налоговым законодательством не предусматривается. Учетно-налоговые регистры представляют собой сводные формы Н.д. на предприятии. Информация, содержащаяся в первичных документах бухгалтерского учета и необходимая для отражения в Н.д., должна накапливаться и систематизироваться в регистрах Н.д., разрабатываемых и утверждаемых МНС РФ, затем она обобщается за определенный налоговый период и переносится в налоговые расчеты. Примером налогового регистра может служить налоговая карточка физического лица, которую ведут в организациях в соответствии с Приложением № 7 к Инструкции МНС РФ № 35 от 29.06.95 г. по применению закона о подоходном налоге с физических лиц; книга доходов и расходов, которую ведут субъекты малого предпринимательства, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. Извещения налоговых органов (требования об уплате налога, уведомление) - документы, вручаемые (высылаемые) налоговыми органами налогоплательщикам и содержащие сведения о сроке и размере налога, который необходимо уплатить. Как правило, такие извещения направляются физическим лица. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ, налогоплательщики обязаны обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в течение четырех лет. К ним относятся данные бухгалтерского и налогового учета, а также документы, подтверждающие получение доходов, осуществление расходов и уплату (удержание) налогов. Аналогичное требование установлено для налоговых агентов (подп. 5 п. 3 ст. 24 Налогового кодекса РФ). Налоговая тайна — право налогоплательщика на неразглашение информации, предоставленной налоговым органам, гарантированное ст. 102 НК. Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; об идентификационном номере налогоплательщика; о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является РФ, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам). Налоговая тайна не подлежит разглашению налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов и таможенными органами, их должностными лицами и привлекаемыми специалистами, экспертами, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей. Поступившие в налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа. Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица по перечням, определяемым соответственно МНС, органами государственных внебюджетных фондов и ГТК. Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

«Налоги» – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычной необходимости представлять в налоговые инспекции декларации о доходах, горячо обсуждают, какие налоги и когда надо платить, каковы их ставки.

А ведь первоначально налоги называли «auxilia» (помощь) и собирали с граждан только в экстренных случаях. Но на содержание армии и постоянно возрастающего чиновничьего аппарата непрерывно требовалось всё больше и больше денег, и налоги, из временного, превратились в постоянный источник государственных доходов.

И вот, со времени появления налогов, проблема совмещения интересов государства и прав налогоплательщиков стоит на первом месте. Государство стремится пополнить казну, а налогоплательщик стремится защитить свои интересы, добиваясь, чтобы налоговый гнёт был минимальным и не губил интереса к предпринимательству.

Один из главных доходных источников федерального бюджета, а также региональных и местных бюджетов является налог на прибыль. Налог на прибыль занимает центральное место в системе налогообложения предприятия, организаций.

Поэтому цель работы заключается в исследовании по налогообложению прибыли.


Под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по определенному налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в установленном порядке.

В организациях должна быть установлена единая система ведения налогового учета. Ее целью является установление единых принципов и подходов к организации системы налогового учета в организации с целью правильного и точного исчисления налогов, сборов, других обязательных платежей, их удержание и внесение в установленные законодательством сроки в бюджеты разных уровней и внебюджетные фонды.

Основными задачами системы организации налогового учета являются:

определение общих принципов разделения полномочий и ответственности налоговых и учетных служб на каждом уровне управления (по вертикали) и внутри каждого уровня управления (по горизонтали);

создание единой системы внутрифирменных документов, регламентирующих деятельность налоговых и учетных служб в системе ведения налогового учета организации.

Такими документами могут являться:

Положения о налоговых и учетных службах;

учетная политика в целях налогообложения;

различного рода внутренние инструкции и положения, составленные на основании действующего налогового законодательства, но с учетом специфики деятельности предприятия.

Следует отметить, что система налогового учета организуется предприятиями самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета. Это означает, что данная система должна применяться последовательно от одного налогового периода к другому. При этом порядок ведения налогового учета устанавливается организациями торговли и общепита в своей учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя.

Изменение порядка налогового учета отдельных хозяйственных операций или объектов может осуществляться предприятием как в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета, так и по своему желанию (в установленных налоговым законодательством пределах). Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

Изменения учетной политики для целей налогообложения также следует утвердить приказом (или распоряжением) руководителя организации.

Структура учетной политики в целях налогообложения

Учетная политика для целей налогообложения может быть сформирована как в виде отдельно утвержденного документа, так и в виде раздела общей учетной политики предприятия, принимаемой и для бухгалтерского учета, и в целях налогообложения. Поскольку обязательность принятия отдельного положения налоговым законодательством не регламентирована, организации торговли и общепита могут самостоятельно выбирать порядок ее утверждения.

В части построения учетной политики для целей налогообложения каких-либо рекомендаций налоговых или иных органов не существует. Есть только отдельные положения налогового законодательства (касающиеся налога на прибыль и НДС), подлежащие отражению в этом документе.

Ниже предлагается примерная форма построения такой учетной политики, включающая в себя три основных раздела:

1) организационные моменты налогового учета в организации;

2) методы и способы налогообложения;

3) налоговые учетные регистры.

Рассмотрим особенности формирования каждого из указанных разделов.

Организационные моменты налогового учета

Этот раздел целесообразно начать с общих принципов построения налогового учета в организациях торговли или общественного питания.

Поскольку такой учет осуществляется на всех уровнях управления предприятием, то ведение такой работы может быть возложено либо на бухгалтерию организации (в частности, ее отдел, отвечающий за процесс налогообложения данного предприятия), либо на специально созданное в организации налоговое управление (отдел, службу), входящее в структуру организации в качестве отдельного подразделения. Данный момент должен быть обязательно отражен в учетной политике для целей налогообложения.

Также возможно отражение в учетной политике отраслевых особенностей предприятия, которые могут оказать влияние на построение налогового учета.

Если организация имеет территориально обособленные структурные подразделения (филиалы, представительства), которые наделены функциями расчета и уплаты налогов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты, необходимо определить сроки представления данных расчетов налоговым органам по месту нахождения филиала (представительства), а также головному подразделению для ведения налогового учета в целом по предприятию.

Естественно, необходимо также предусмотреть правила утверждения самой учетной политики в целях налогообложения (кто утверждает, сроки принятия учетной политики на отчетный год, каким образом данный документ формируется: в составе общей учетной политики предприятия или отдельным положением и т.п.), порядок внесения в нее изменений.

Если организация относится к субъектам малого предпринимательства либо перешла на упрощенную систему налогообложения, то данный факт также следует отразить в учетной политике для целей налогообложения, так как для таких предприятий существуют некоторые особенности налогового учета и налогообложения.

Правила и способы налогообложения

В данном разделе отражаются правила и способы (методы) ведения налогового учета.

Правила ведения налогового учета касаются случаев, когда законодательными или нормативными документами не предусматривается вариантность ведения учета, но допускается детализация и конкретизация порядка учета самой организацией. Соответственно в учетной политике отражаются только такие моменты (правила), которые имеют некоторые специфические особенности налогового учета (налогообложения).

Под способами ведения налогового учета подразумевается тот факт, что законодательными или нормативными документами предусмотрена вариантность применения отдельных принципов налогообложения. В этом случае организация самостоятельно выбирает один из возможных вариантов (способов, методов).

Ниже приводится примерный перечень позиций, который следует отразить в учетной политике организаций торговли и общественного питания для целей налогообложения в разрезе отдельных налогов.

1.1 Исходные данные

1.1 Выписка из Устава организации

1. ЗАО «Домино» зарегистрировано 20.04.2002 г. Учредителями организации являются ООО «Кедр» и ЗАО «Климат».

2. Величина Уставного капитала составляет 10 000 р. и формируется путем размещения обыкновенных акций Общества номинальной стоимостью 10 р.

3. Доля ООО «Кедр» в Уставном капитале Общества составляет 90%, ему принадлежат 900 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ООО «Кедр» составляет 900 р.

Доля ЗАО «Климат» составляет 10%, ему принадлежат 100 акций номиналом 10 р. Общая стоимость доли ЗАО «Климат» в Уставном капитале Общества составляет 1000 р.

4. Общество создано с целью получения прибыли. Основными видами деятельности Общества являются:

– строительно-ремонтные работы;

– торговля строительными материалами;

– предоставление консалтинговых услуг по строительству;

– маркетинг рынка недвижимости;

– внешеэкономическая деятельность и пр.

1.2 Выписка из учетной политики организации

1. Объекты сроком службы более одного года являются объектами основных средств.

2. Износ по объектам основных средств начисляется ежеквартально, исходя из установленных норм амортизации.

3. Объекты сроком службы менее 1 года и стоимостью менее J0 000 р. относятся к категории хозяйственного инвентаря и оборудования.

4. Стоимость хозяйственного инвентаря и оборудования относится на расходы единовременно при передаче в эксплуатацию.

5. Доход от реализации и внереализационных операций определяется кассовым методом.

6. Все объекты налогообложения считаются существующими после фактического поступления денежных средств.

1.3 Журнал хозяйственных операций организации за первое полугодие

1. Затраты на банковское обслуживание за весь отчетный период составили 3000 р., в том числе расчетно-кассовое обслуживание, оплата междугородних платежей, информационные услуги банка. Налогом на добавленную стоимость (далее – НДС) не облагается.

Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цель налогового учета:

Это обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами, т.е. формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Порядок и организация ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, в которой должны быть оговорены следующие моменты:

Выбранные организацией способы формирования налоговой базы (по каждому виду налога указывается конкретный способ формирования налоговой базы);

Схема ведения налогового учета;

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

Порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения;

Порядок определения даты реализации в целях начисления отдельных видов налогов;

Вариант определения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

Способ ведения раздельного учета затрат для целей возмещения НДС;

Виды деятельности, по которым обеспечивается раздельный учет затрат (в части НДС);

Базы распределения общехозяйственных и других косвенных налогов по видам деятельности.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

Возможны два варианта ведения налогового учёта.

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья НК РФ устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта.

Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4. Определить объекты раздельного налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Итак, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

Определение налоговой базы по налогу на прибыль;

Формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

Оценка имущества;

Распределение убытков между налоговыми периодами.

В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета:

Порядок организации налогового учета;

Принципы и порядок налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

Формы аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации;

Способы ведения налогового учета.

К учетной политике прилагаются формы аналитических регистров и порядок отражения в них информации. При этом каждый регистр должен содержать следующие реквизиты: наименование, период составления, измерители операции, наименование операции, подпись лица, ответственного за составление регистра. Принятая учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Способы ведения налогового учета, выбранные организацией, применяются последовательно от одного учетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

Изменения законодательства о налоге на прибыль;

Изменения применяемых способов налогового учета.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Итак, первичные документы являются основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

На исследуемом субъекте создана автономная система налогового учета, не связанная с бухгалтерским учетом.

Налоговый учет - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Налоговый учет нужен для того, чтобы сформировать полную и достоверную информацию о налогооблагаемой базе, контролировать правильность, полноту и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налога. Кроме того, он призван обеспечить информацией внутренних и внешних пользователей.

Если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ, налогоплательщик вправе вводить дополнительные реквизиты. Таким образом, будут формироваться регистры налогового учета.

Система налогового учета организуется, налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике организации, утверждаемой приказом (распоряжением) руководителя.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде. А также сумму остатка расходов (убытков), которая должна быть отнесена на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов и размер задолженности перед бюджетом.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Налогоплательщики самостоятельно устанавливают порядок документооборота, определяют, в какой последовательности выполняются операции по формированию показателей налогового учета. Они же выбирают форму представления данных на бумажных носителях (надо понимать, именно внешнюю форму представления). То есть третье из отмеченных организационных мероприятий отдано на откуп предприятиям.

Регистры налогового учета - это документы, в которые заносится вся информация, необходимая для расчета налога на прибыль (ст. 314 НК РФ). На основании этой информации, систематизированной и обобщенной в регистрах, составляют расчет налоговой базы.

Единой формы регистров нет, поэтому каждая фирма должна разработать их самостоятельно. Затем эти регистры необходимо утвердить и приложить к приказу об учетной политике для целей налогообложения. Каждый регистр должен содержать обязательные реквизиты. Вот они:

наименование;

период (дата) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистра.

Можно воспользоваться уже готовыми. Так, Федеральная налоговая служба разработала рекомендации по составлению регистров налогового учета «Система налогового учета, рекомендуемая ФНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) на любых машинных носителях. За правильностью отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета следят те, кто их составил и подписал. Если в регистре налогового учета обнаружена ошибка, исправлять их вправе только ответственное лицо. Причем исправление должно быть не только заверено подписью последнего (с указанием даты), но и письменно обосновано.

Аналитический учет данных налогового учета в целом должен быть так организован, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

Положение по бухгалтерскому учету "Учет расчетов по налогу на прибыль" ПБУ 18/02 утверждено приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г.

ПБУ 18/02 вводится в действие, начиная с бухгалтерской отчетности за 2003 год, т.е. с 01.01.2003. Применять его должны все фирмы за исключением банков, страховых и бюджетных организаций. Малые предприятия могут не использовать это положение в своей отчетности. Согласно ПБУ 18 вводится счет 09 «Отложенный налоговый актив», на нем учитываются вычитаемые временные разницы в том отчетном периоде, когда они возникают, при условии существования вероятности того, что будет получена налогооблагаемая прибыль в последующих отчетных периодах, бухгалтерская амортизация больше налоговой- по ОС стоимостью свыше 10 тыс.руб. Вычитаемая временная разница возникает в двух случаях:

когда величина расхода, отражается в бухгалтерском учете в данном отчетном периоде, превышает сумму расхода, подлежащую включению в состав расходов для целей налогообложения в отчетном периоде;

когда величина дохода, отраженная в бухгалтерском учете в данном отчетном периоде, меньше суммы подлежащей включению в состав дохода для целей налогообложения в данном отчетном периоде.

На счете 77 «Отложенное налоговое обязательство» учитываются налогооблагаемая временная разница, т.е. часть отложенного налога на прибыль, которая должна привести к увеличению налога на прибыль, подлежащего уплате в бюджет в последующих отчетных периодах. Налогооблагаемая временная разница возникает в следующих случаях:

когда величина расхода, отражается в бухгалтерском учете в данном отчетном периоде, меньше сумм расхода, подлежащей включению в состав расходов для целей налогообложения в отчетном периоде;

когда величина дохода, отраженная в бухгалтерском учете в данном отчетном периоде, больше суммы подлежащей включению в состав дохода для целей налогообложения в данном отчетном периоде.

Бухгалтерская прибыль (убыток), отраженная в Отчете о прибылях и убытках, как правило, не совпадает с налогооблагаемой прибылью (убытком), отраженной в Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций. Применение данного ПБУ позволит отразить в бухгалтерском учете и отчетности разницу между налогом на бухгалтерскую прибыль и той суммой налога на прибыль, которую вы реально должны уплатить в бюджет.

Ведь основа для формирования прибыли одна - это

хозяйственные операции, производимые организацией в

налоговом периоде. Поэтому, сравнив отражение одних и тех

же операций в каждом из видов учета, можно выявить

причины, по которым данные бухгалтерского и налогового

учета расходятся. Собственно на этом принципе выявления различий и отражения в бухгалтерском учете суммы налога на прибыль, рассчитанной на их основе, и строиться ПБУ.

Как правило, в бухгалтерском учете расходы признаются полностью.

В Налогом кодексе существует ряд расходов, которые не учитываются в налогообложении. Поэтому складывается ситуация, когда фирма фактически потратила средства и признала их расходами в бухгалтерском учете, но уменьшить их на сумму налогооблагаемую прибыль не может.

Можно построить налоговый учет на основе бухгалтерского. Для этого нужно четко определить, в чем правила налогового и бухгалтерского учета одинаковы, а в чем они различаются.

Затем нужно по возможности максимально сблизить бухгалтерскую и налоговую учетную политику, установив одинаковые способы:

амортизации основных средств и нематериальных активов;

списания материально-производственных запасов в производство;

определения производственной себестоимости продукции, оценки незавершенного производства, готовой продукции на складе и т.д.

Тогда многие операции, отраженные в бухгалтерском учете, будут без изменения участвовать в расчете налога на прибыль.

Можно организовать отдельный налоговый учет, то есть построить независимую систему налогового учета, которая с бухгалтерским никак не связана. В этом случае придется разрабатывать регистры налогового учета для каждой хозяйственной операции. Одну и ту же операцию нужно будет одновременно фиксировать как в регистрах бухгалтерского, так и в регистрах налогового учета.

Рассмотрим налоговый учет доходов от реализации.

Реализация - это переход права собственности на товары (результаты работ или услуг) от продавца (исполнителя) к покупателю (заказчику).

Для целей налогообложения товаром считается любое реализуемое или предназначенное для реализации имущество фирмы. Это могут быть любые ценности: основные средства, нематериальные активы, материалы, ценные бумаги, готовая продукция, покупные товары и т.д. Доходы от их продажи учитывают в составе выручки от реализации.

В бухгалтерском учете выручкой от реализации считается только доход от продажи готовой продукции, товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг. Доходы же от продажи прочего имущества (основных средств, нематериальных активов, материалов и т.д.) в выручку от реализации не включают. Их отражают в составе прочих доходов фирмы.

В какой момент нужно отразить выручку в налоговом учете? Это зависит от метода признания доходов (расходов) для целей налогообложения прибыли.

Таких методов два:

метод начисления

кассовый метод.

В ООО «Престиж-Ремонт» используют метод начисления.

При методе начисления выручку отражают в момент перехода права собственности на товары (результаты работ или услуг) от продавца к покупателю (заказчику).

Заплатить налог на прибыль придется по итогам того отчетного (налогового) периода, в котором товары были переданы покупателю или работы выполнены (услуги оказаны) для заказчика.

Когда ООО «Престиж-Ремонт» получит деньги за отгруженные товары (выполненные работы, оказанные услуги), значения не имеет.

Отчетные периоды по налогу на прибыль - это первый квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (для тех фирм, которые платят налог ежеквартально или перечисляют ежемесячные авансовые платежи, исходя из прибыли, полученной за предыдущий квартал). Или один месяц, два месяца, три месяца и т.д. (если фирма платит налог ежемесячно, рассчитав его от прибыли, фактически полученной за прошедший месяц).

В ряде случаях в бухгалтерском и налоговом учете выручка от реализации товаров (работ, услуг) формируется по-разному. Так, некоторые доходы по правилам бухгалтерского учета увеличивают выручку, а по правилам налогового учета - нет.

Как видно из таблицы 2, по правилам налогового учета в состав выручки от реализации не включают:

суммовые разницы;

проценты по коммерческим кредитам;

проценты (дисконт) по векселям.

Выручку от продажи имущества (работ, услуг) отражают в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав. В ряде случаев сумму выручки указывают также и в дополнительных регистрах налогового учета. Перечень этих регистров зависит от вида проданного имущества.

Таблица 2 Бухгалтерский и налоговый учет выручки от реализации

Вид доходов

Учет доходов

бухгалтерский

налоговый

Сумма выручки, полученная (причитающаяся к получению) от покупателя товаров, работ, услуг (за минусом НДС)

Включается в состав выручки от реализации (п.6 ПБУ 9/99)

То же (ст.249 НК РФ)

Курсовые разницы, которые возникают, если выручка получена в иностранной валюте.

Включаются в состав прочих доходов или расходов (п.8 ПБУ 9/99, п.12 ПБУ 10/99

Суммовые разницы, которые возникают, если стоимость товаров, работ или услуг выражена в условных денежных единицах.

Увеличивают или уменьшают выручку от реализации (п. 6.6 ПБУ 9/99, п. 6.6 ПБУ 10/99

Включаются в состав прочих доходов или расходов (ст. 250, 265 НК РФ)

Проценты, полученные за отсрочку оплаты товаров, работ, услуг (коммерческий кредит)

Проценты или дисконт по векселям, полученным в оплату товаров, работ, услуг.

Увеличивают выручку от реализации (п. 6.2 ПБУ 9/99)

Включаются в состав прочих доходов или расходов (ст. 250 НК РФ)

Данные о реализации продукции, товаров, работ или услуг отражают в регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав.

Его заполняют на основании первичных документов, которыми оформляют отгрузку товаров или продукции, а также передачу результатов выполненных работ и оказанных услуг. Такими документами являются акты сдачи-приемки, счета-фактуры, накладные, договоры и т.п.

В бухгалтерском учете выручку от продажи основных средств отражают в составе прочих доходов на счете 91 «Прочие доходы и расходы». В налоговом учете доход от продажи основных средств считается выручкой от реализации.

Данные о списании объекта основных средств отражают в трех налоговых регистрах:

регистре учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав;

регистре-расчете «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»;

регистре информации об объекте основных средств.

Сумму всех доходов, которые ООО «Престиж-Ремонт» получила в течение отчетного (налогового) периода, указывают в регистре учета доходов текущего периода. Это сводный регистр налогового учета.

Его заполняют на основании данных других налоговых регистров (например, регистра учета операций выбытия имущества, работ, услуг, прав; регистра-расчета «Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества»). Каждый вид доходов (выручку от реализации товаров, готовой продукции, материалов, основных средств и т.п.) отражают в регистре отдельно.

Данные из этого регистра переносят в декларацию по налогу на прибыль.

Рассмотрим налоговый учет НДФЛ.

Первичный документ налогового учета - налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма N 1-НДФЛ) (налоговая карточка). Налоговые карточки согласно п. 1 ст. 230 НК РФ обязаны вести все организации и индивидуальные предприниматели, которые производят выплаты физическим лицам и удерживают с них НДФЛ (т.е. все налоговые агенты). Они ведутся персонально по каждому физическому лицу.

Налоговую карточку ведет ООО «Престиж-Ремонт» по каждому физическому лицу.

В налоговой карточке отражаются все доходы, полученные налогоплательщиком в налоговом периоде, подлежащие учету при определении налоговой базы, включая доходы, в отношении которых предусмотрены налоговые вычеты. Не подлежащие налогообложению доходы в налоговой карточке не отражаются.

Налог должен быть перечислен в бюджет не позднее того дня, в который были получены наличные денежные средства на выплату дохода или сумма дохода была перечислена на банковский счет сотрудника.

Однако если сотрудник получил доход в виде материальной выгоды или в натуральной форме, то налог нужно перечислить в бюджет не позднее того дня, который следует за днем фактического удержания налога.

Налог перечисляют по месту постановки организации на налоговый учет.

Если у фирмы есть обособленные подразделения (филиалы или представительства), налог уплачивают как по месту нахождения головного отделения, так и по месту нахождения его подразделений.

Сумму налога, подлежащую уплате по месту нахождения обособленных подразделений, определяют исходя из суммы дохода, выплачиваемого сотрудникам этих подразделений.

Если общая сумма удержанного налога, подлежащая уплате

в бюджет, составляет менее 100 рублей, ее добавляют к сумме налога, подлежащей перечислению в следующем месяце. В любом случае эту сумму нужно перечислять не позднее декабря текущего года. В конце года на каждого человека, получившего доход в организации, составляется справка о доходах по форме N 2-НДФЛ. Справки о доходах направляют в налоговую инспекцию по месту регистрации организации ежегодно не позднее 1 апреля.

Статьи по теме