Налоговая проверка на территории налогоплательщика. Какие существуют налоговые проверки ИП и ООО: сроки проведения и что проверяют. Налоговые органы не вправе проводить

Выездная налоговая проверка – привычная для большинства предпринимателей нашей страны форма налогового контроля со стороны государства. Как правило, деятельность предприятия или индивидуального предпринимателя подвергается процедуре выездного контроля раз в два года. Выездная проверка, в отличие от камеральной, проводится на территории, принадлежащей налогоплательщику. Это обеспечивает легкий доступ к необходимым документам и материалам и облегчает деятельность проверяющих.

В процессе проверки работники налоговой инспекции анализируют:

  • особенности налогового учета организации (предоставление достоверных отчетов в налоговые органы, наличие необходимых правоустанавливающих документов);
  • правильность исчисления налогов и сборов;
  • соответствие режима налогообложения виду хозяйственной деятельности;
  • точность расчета и оплаты страховых взносов.

Кого могут проверить

Выездные налоговые проверки проводятся в отношении:

  • индивидуального предпринимателя;
  • физического лица, не занимающегося предпринимательской деятельностью;
  • юридического лица;
  • консолидированной группы налогоплательщиков.

Если фискальные мероприятия проводятся в отношении физического лица, не зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, то права представителей налогового органа значительно сокращаются. Так, ревизоры могут находиться в жилых помещениях, принадлежащих налогоплательщику, только при условии согласия собственника (или собственников). Изъятие документов или иных доказательств, необходимых проверяющим, помимо воли проживающих лиц не производится. Эти правила не распространяются на нежилые квадратные метры (производственные, торговые, складские).

Итак, казалось бы, налогоплательщик-физическое лицо имеет законное право укрывать компрометирующие его документы и сведения, препятствовать ходу контролирующих мероприятий. Но не все так гладко. Если доступ к необходимым материалам затруднен, работники налоговой инспекции вправе рассчитывать суммы налогов, подлежащих уплате, что называется, «по среднему», исходя из сложившейся практики. Усредненную сумму и предъявят ко взысканию. Также поступят и с предпринимателем, препятствующему проведению ревизии.

Налоги определяют расчетным способом в следующих случаях:

  • непредоставление в период от двух месяцев и более налоговому органу документов для исчисления налогов;
  • отказ представителям фискального органа в доступе к производственным территориям;
  • некорректное ведение системы учета доходов и расходов или полное отсутствие учета;
  • сознательное укрытие объектов налогообложения.

Причины проведения выездной налоговой проверки

Любая проверка – и камеральная, и выездная – проводятся по плану, заранее утвержденному руководством налоговой инспекции. В исключительных случаях возможны внеплановые ревизии.

Первый этап подготовки контролирующих мероприятий – предварительный анализ экономической деятельности. Внимание ревизоров привлекут:

  • подозрительные схемы для вывода наличных;
  • низкие зарплаты сотрудников;
  • частая смена места регистрации бизнеса;
  • сверхнизкая прибыль или ее отсутствие;
  • фиксация убытков компании в течение двух лет деятельности;
  • расхождения в отчетности по проведенным операциям с декларациями связанных контрагентов;
  • необоснованно частое снятие и новая постановка на налоговый учет.

Эти признаки свидетельствуют о сознательном сокрытии доходов и искажении показателей бухгалтерской отчетности. Законный итог не совсем чистого ведения хозяйственной деятельности – назначение плановой выездной налоговой проверки.

Внеплановая проверка проводится по жалобам клиентов, контрагентов предприятия или его служащих.

Выездная налоговая проверка по всем правилам: сроки, регламент проведения, документы

Всякая ревизия – стресс и для руководителя предприятия, и для его служащих. Поэтому действия контролирующих органов должны проводиться по четкому плану с соблюдением всех процедурных тонкостей.

Сроки проверки

По Налоговому кодексу РФ (п. 6 ст. 89) выездная проверка проводится два месяца. По веским причинам (большой объем документации, необходимость проведения экспертиз) сроки обследования предприятия могут быть продлены до четырех месяцев. В исключительно сложных случаях ревизия проводится в течение 6 месяцев.

Увеличение сроков допускается, если:

  • организация относится к числу крупных налогоплательщиков региона;
  • компания насчитывает четыре и более обособленных филиала;
  • руководство компании-налогоплательщика противодействует должностным лицам и не предоставляет требуемые документы;
  • на месте проведения проверки происходят стихийные бедствия, техногенные катастрофы и прочие форс-мажорные обстоятельства.

Материалом исследования контролирующих органов может быть деятельность организации за предшествующие 3 года. Более ранние эпизоды не привлекаются к рассмотрению.

За год хозяйственную деятельность предприятия могут проверить не более двух раз. Также ограничено число проверок уплаты одного и того же налога за один и тот же временной промежуток – фискальный орган может дважды санкционировать ревизию.

Регламент проверки

Всю процедуру проведения выездной налоговой проверки можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы:

  1. Предварительная подготовка. Это анализ деятельности налогоплательщика. Еще в стенах налоговой инспекции специалисты изучают представленные правоустанавливающие документы, декларации, сведения об имуществе. На этом этапе инспектор приблизительно просчитывает сумму недополученных поступлений. Результатом анализа становится издание официального распоряжения по проведению проверки.
  2. Собственно выездная налоговая проверка начинается с предъявления документа о проведении контролирующего мероприятия. В нем должны быть указаны следующие данные:
  • сведения о проверяемой компании или физическом лице: наименование, ИНН, анкетные данные руководителя;
  • цель ревизионных мероприятий – исследование всей деятельности компании или отдельных аспектов ведения бизнеса;
  • срок проведения проверки;
  • состав комиссии и персональные данные ее членов (должность, ФИО).

Документ о проведении ревизии должен быть правильно оформлен и заполнен. Перед началом проверочных действий на нем расписывается представитель фискального органа и заверяет его печатью. Руководитель предприятия, в свою очередь, должен поставить свою роспись и указать дату вручения. Возможно отправление документа заказным письмом по официальному адресу организации.

Срок начала проверки исчисляется с момента получения уведомления руководителем компании.

  1. В процессе проведения выездной налоговой проверки специалистами фискального органа могут проводиться следующие действия:
  • инвентаризация для уточнения предоставленных налогоплательщиком данных;
  • осмотр торговых, производственных, складских помещений, которые используются для получения прибыли;
  • истребование доступа к любой информации, связанной с хозяйственной деятельностью;
  • изъятие (выемка) документов и предметов для подтверждения фактов нарушения налогового законодательства;
  • привлечение сторонних экспертов;
  • допрос свидетеля, располагающего существенной для ревизии информацией;
  • привлечение переводчика;
  • отправка запросов в кредитные учреждения, в том числе и в зарубежные банки.

Итак, форма проведения проверки может быть совершенно разной – от безобидного анализа предоставленной документации до принудительного истребования и изъятия доказательств. Все эти действия совершенно законны. Налогоплательщик обязан обеспечить доступ должностных лиц ко всей значимой информации и не препятствовать получению нужных сведений.

  1. В конце ревизии директору предприятия или его законному представителю под роспись вручается справка. В ней указываются основные данные проведенной проверки: состав комиссии, предмет проверки, сроки. Дата выдачи справки – это дата завершения контролирующего мероприятия.

Сопроводительные документы

После выдачи справки у фискальных органов есть еще 2 месяца для того, чтобы составить акт выездной проверки. Поэтому время окончания ревизии в справке должно быть указано точно – если проверяющие проставят неверную дату, срок вручения акта затянется. В акте (в отличии от справки) подводятся итоги проведенных мероприятий.

Проверяющие делают выводы о нарушениях в деятельности компании. Наиболее часто выявляются:

  • несоответствие деятельности предприятия и выбранной системы налогообложения;
  • сокрытие доходов или их существенное занижение;
  • нарушения в области начисления и выплаты заработной платы сотрудникам;
  • сознательное использование незаконных (мошеннических) схем ведения деятельности.

Члены комиссии обязаны не только перечислить обнаруженные нарушения законодательства, но и подкрепить их доказательствами – собранными документами, экспертизами. В акте указывается сумма недополученных государством выплат, выносится решение о наложении штрафных санкций, взыскания пеней.

Акт выездной налоговой проверки – итоговый документ, который предъявляется руководителю предприятия или его доверенному лицу. В случае согласия с итогами ревизии акт подписывают все участники проверки. Проверяемое лицо вправе отказаться визировать документ, если результаты проверки вызывают недоверие. Тогда об этом ставится соответствующая отметка.

Таким образом, срок вынесения решения по выездной проверке составляет 2 месяца со дня окончания ревизии. Дата завершения отмечена в справке, выданной директору проверяемой организации или его полномочному представителю.

Законом (пункт 6 статьи 100 Налогового кодекса РФ) определен порядок обжалования итогов выездной ревизии. Важно не пропустить сроки предъявления возражений – на это отводится месяц. Законом допускается оформить претензии в виде протокола или акта разногласий по итогам проверки.

Причиной обжалования могут быть следующие нарушения в порядке проведения контролирующих мероприятий:

  • некорректное составление сопроводительных документов (постановления о назначении ревизии, справки, акта о завершении проверки);
  • неправомерное увеличение сроков налогового аудита;
  • искажение доказательной базы или привлечение недостоверных доказательств.

Перед составлением обжалования целесообразно обратиться к опытному налоговому консультанту.

Налоговая инспекция обязана рассмотреть представленные возражения в течение 10 дней. В результате принимаются следующие решения:

  • оставить без изменения акт о проведении налогового контроля и применить к виновному предприятию штрафные меры и взыскания;
  • отменить итоги ревизии в целом или частично, приняв во внимание представленные компанией аргументы;
  • вынести постановление о повторном аудите компании в ближайшее время (обычно – месячный срок).

Если вынесенное заключение не удовлетворяет представителей организации, возможно продолжить процедуру апелляционного обжалования в суде. В этом случае жалобу подают сразу после вынесения решения налоговым органом.

Процедура ходатайства в налоговые органы поможет уменьшить штрафные санкции

Кроме составления протокола или акта разногласий, налогоплательщик вправе обратиться в налоговые органы с ходатайством о смягчении взыскания. Правильно составленное обращение поможет сильно сократить штрафные суммы (в некоторых случаях – до нуля). Ходатайство следует подавать в фискальные органы до вынесения решения по результатам проведенного аудита.

В документе указывают смягчающие обстоятельства:

  • признание вины по акту проверки;
  • наличие большого кредитного обременения;
  • высокая кредиторская задолженность;
  • обязательства по договорам лизинга.

Чем больше обстоятельств, смягчающих вину, приведет в свое оправдание налогоплательщик, тем меньше штрафных санкций будет к нему применяться.

До составления обращения в налоговую инспекцию необходимо проконсультироваться с адвокатом: общее признание вины по акту может повлечь за собой непредсказуемые последствия.

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.

В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления. Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок. Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы. Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.

Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях. Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.

Заранее проведенный независимый аудит минимизирует налоговые риски и позволит в случае необходимости выстроить надежную защиту в налоговых или судебных инстанциях.

Заключение

В результате проведенного проверки предприниматель получает развернутый отчет о деятельности своей компании. В нем перечисляются нарушения, допущенные организацией в сфере налогообложения и бухгалтерского учета. Другими словами, работники налоговой инспекции проведут полный (и бесплатный!) аудит предприятия. После анализа допущенных ошибок руководитель предприятия должен так организовать свою работу, чтобы не допускать повторения досадных промахов. Это, разумеется, идеальная схема проведения ревизии.

На деле выездная ревизия отнимает очень много времени, людских ресурсов, нервов руководителей. Иногда негативные стороны, связанные с ответственностью учредителей и руководства компании, полностью перечеркивают положительные аспекты проверки. Поэтому важно знать основные правила проведения мероприятия и требовать от представителей налоговой инспекции их неукоснительного выполнение.

Любой бухгалтер с опаской ждет выездную налоговую проверку (ВНП). При этом он с замиранием сердца слушает рассказы коллег и читает обсуждения на форумах, как и у кого такие проверки проводились. Но, к сожалению, не все дают правильную информацию, вот и обрастают выездные проверки разными мифами. Мы хотим развеять самые распространенные заблуждения о вероятности проведения ВНП.

МИФ 1. В течение первых 3 лет существования проверка не грозит

Скорее всего, это заблуждение возникло в связи с некорректным толкованием бухгалтерами Закона, защищающего права юрлиц и предпринимателей при проверках их госорганам иЗакон от 26.12.2008 № 294-ФЗ . В этом Законе говорится, что контролирующие органы не вправе проверять организацию или индивидуального предпринимателя (ИП) до истечения 3 лет с момента регистрации, то есть первые 3 года компании и ИП не трогаю тпп. 2 , 8 ст. 9 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Однако многие не обращают внимания на тот факт, что этот Закон не распространяется на налоговый контрол ьподп. 4 п. 3.1 ст. 1 Закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ . Да и Налоговый кодекс не содержит никаких ограничений относительно проверок организаций и ИП, работающих менее 3 лет.

Безусловно, налоговики заинтересованы в доначислениях. А чем меньше проверяемый период, тем меньше у них шансов нарыть достойные нарушения. Однако привлечь внимание может и организация, проработавшая всего год, например, если:

  • <или> организация заявила к возмещению из бюджета большую сумму НДС. Обычно налоговики прилагают все усилия, чтобы ничего не возмещать. В такой ситуации первыми начинают работать камеральщики. А уж если они не успели найти оснований для отказа в возмещении, то тогда уже подключается тяжелая артиллерия - «выездники»;
  • <или> налоговикам поступил запрос из органов МВД о проведении совместной проверки. Здесь речь идет об организациях, в отношении которых полицейскими проводились оперативные мероприятия, например, в связи с чьей-нибудь жалобой. И в ходе таких мероприятий у них возникло предположение, что организация мухлюет с налогами.

Так что, если вы не возмещаете НДС, да и в отношении других налогов вас можно назвать добросовестным, можно не бояться ВНП.

МИФ 2. Проверка будет, если принято решение о ликвидации

Сообщив в ИФНС о решении прекратить деятельност ьподп. 4 п. 2 ст. 23 НК РФ ; п. 1 ст. 20 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ , члены ликвидационной комиссии с трепетом ждут проверяющих. И зря это делают.

На самом деле налоговики не проверяют всех решивших ликвидироваться. Ведь проверяющим в этом случае придется в срок, отведенный для заявления требований кредиторов (чаще всего это 2 месяца)п. 1 ст. 63 ГК РФ , не только проверить организацию, но и: написать акт; вынести решение по результатам проверки; дождаться его вступления в силу; выставить требование об уплате налогов. А это не всегда реально. Однако у налоговиков есть установка в связи с ликвидацией проверять:

  • крупнейших налогоплательщиков (для данной ИФНС);
  • организации, в отношении которых у налоговиков есть информация о нарушении налогового законодательства.

В остальных случаях, как правило, налоговики принимают решение о нецелесообразности проведения ВНП ликвидирующейся организации. И даже если это решение согласовывают с УФНС (такая практика существует в некоторых регионах), управление, как правило, поддерживает решение инспекции о том, что проверку проводить не надо.

А вот предпринимателей могут проверить и после регистрации прекращения предпринимательской деятельности. Ведь по долгам перед бюджетом, возникшим в период ведения предпринимательской деятельности, человек все равно продолжает отвечать. Правда, взыскать доначисления можно только через су дстатьи 19 , 48 НК РФ ; Определение КС от 25.01.2007 № 95-О -О ; Постановление ФАС СЗО от 25.11.2009 № А52-1130/2009 ; Определение Мосгорсуда от 17.08.2010 № 33-23193 . При этом ВНП могут провести за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Например, в 2012 г. могут проверить 2009- 2011 гг.п. 4 ст. 89 НК РФ То есть если предприниматель прекратил деятельность в 2008 г., то сейчас его проверить уже нельзя. Но, как правило, налоговики считают, что с большинства предпринимателей много не возьмешь, и поэтому их не трогают.

МИФ 3. Попали в поле зрения УФНС - быть проверке

Это не так. Если у УФНС есть информация о возможных нарушениях организацией налогового законодательства, эти данные направляются в инспекцию, где организация состоит на учете. Налоговики отрабатывают полученную информацию и самостоятельно оценивают целесообразность проведения ВНП. Поэтому, даже если у УФНС и возник интерес к компании, последнее слово все-таки за инспекцией.

Но не стоит путать эту ситуацию с заданием УФНС, где есть четкое указание, когда инспекторы должны выйти на проверку.

МИФ 4. Проверки можно избежать, если вы попали в план ВНП, но сменили ИФНС

Нельзя! Проверка будет обязательно! Если вы были включены в план проверок, то, как только вы подадите заявление о внесении изменений в учредительные документы в связи со сменой адреса, «выездники» вынесут решение о проведении ВНП. При этом они могут еще и привлечь для проверки инспекторов из вашей новой ИФНС. Чаще всего это бывает, когда организация «переезжает» в другой регион.

Если же по каким-то причинам «выездники» из старой ИФНС не успеют вынести это решение до того, как в ЕГРЮЛ появится запись о смене адреса, то проверять вас они уже не имеют прав ап. 2 ст. 89 НК РФ . Правда, за то, что проверка не была начата вовремя, инспекторов накажут. Поэтому они могут попробовать вынести решение задним числом, но это достаточно рискованно: если это обнаружится, то речь пойдет уже о фальсификации документов. Скорее всего, пропустившие срок инспекторы будут слезно просить своих коллег из вашей новой инспекции вынести решение и все-таки провести ВНП.

МИФ 5. Проверка гарантирована, если работаешь в убыток

Это не совсем так. Конечно, такие организации находятся под пристальным вниманием налоговиков. Но это не значит, что организация автоматически попадает в план ВНП, если она несколько лет работает в убыток. Ведь «выездникам» нужно пополнить бюджет страны, а вероятность перекрыть убыток, да еще и доначислить налог на прибыль, невелика. Поэтому, если нет возможности доначислить какие-то другие налоги, помимо налога на прибыль, такую организацию, скорее всего, трогать не будут.

МИФ 6. ВНП не будет, если не попадаешь ни в одну из зон риска

Всем известно, что налоговая служба разработала критерии для самостоятельной оценки налоговых риско вПриказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . При этом, если вы не выявили у себя этих рисков, это еще не гарантирует, что «выездники» не придут к вам в гости. Основанием для включения организации в план ВНП могут послужить и задание вышестоящего налогового органа, и информация, полученная из внешних источников, например из других ИФНС или из МВД. А уж организации, являющиеся крупнейшими налогоплательщиками, включают в план ВНП обязательно даже при отсутствии зон риска и иных оснований.

Наверное, вероятность прихода инспекторов с ВНП потому и обрастает мифами, что никто не знает, когда их ждать. Кого-то они «навещают» каждые 3 года. А кто-то работает 10 лет, но «выездников» ни разу не видел. Если вы относитесь к числу последних, желаем вам и дальше спокойно работать.

Появление на пороге офиса налогового инспектора – неизбежное явление в жизни в хозяйственной жизни любой организации. Выездная проверка проводится по плану, избежать ее невозможно. Но зная,как проводится эта процедура, вполне реально пережить ее с минимальными потерями.

Сотрудники ФНС считают, что самое эффективное контрольное мероприятие — выездная налоговая проверка, порядок проведения которой регулируется ст.89 НКРФ. Ее законная цель состоит в том, чтобы проверить правильность исчисления налогов и полноту их уплаты, а по сути - это выявление "скрытой" недоимки. Поэтому фактор "неожиданности" логично вписывается в нее как средство достижения конечного результата.

Кто, где и когда имеет право проверять

Ревизия проводится налоговыми органами в помещении организации, но если условия не позволяют этого сделать — она может быть перенесена в здание инспекции. Закон предоставляет налогоплательщикам следующие гарантии:

  1. одну организацию в течение календарного года нельзя проверять больше 2-х раз (если руководителем ФНС не принято особое решение по имеющимся обстоятельствам);
  2. не допускается повторная проверка по одному и тому же налогу за рассмотренный ранее период;
  3. документы истребуются не более чем за 3 предшествующих года, не считая текущего.

Ограничения пункта 2 не касаются случаев, когда налоговая проверка проводится вышестоящим органом ФНС в порядке внутреннего служебного контроля, а также, если в предоставленной уточненной декларации произошло уменьшение суммы налогов. За нарушения, выявленные во время повторного посещения, к организации не могут быть применены штрафные санкции.

Сроки проведения процедуры

Все действия сотрудники ФНС обязаны завершить в 2-х месячный срок, но он может быть продлен до 4-х, а в исключительных случаях — до 6-ти месяцев. Поводом могут послужить любые обстоятельства, например, большой объем сведений, технологические трудности и так далее — список является открытым.

Какие документы требуется представить

Перечень документов, которые имеют право проверить, не установлен законом. Следовательно, могут «попросить»все, что, по мнению ревизоров,имеет отношение к налоговым платежам. Единственное ограничение:их нельзя требовать после выдачи справки об окончании ревизии. Приблизительный список приводится в Методических указаниях ФНС от 25.07.2013, это:

  1. Устав, учредительный договор, лицензии;
  2. бухгалтерская документация: приказ об учетной политике, планы счетов;
  3. первичные хозяйственные документы: книги покупок, продаж; счета, фактуры, книги учет и т.д.;
  4. налоговая отчетность , перевозочные, банковские и кассовые документы;
  5. путевые листы, акты приема-передачи, выполненных работ.

Как себя вести себя во время проверки

Налоговый инспектор может появиться в организации только с решением руководителя ФНС, не допускается его подписание ИО без расшифровки. Руководитель и главный бухгалтер, а также любые другие лица, например, сторонние приглашенные эксперты (при наличии доверенности) могут присутствовать во время работы налоговиков.При первом их появлении, рекомендуется следующий порядок действий.

  1. Нужно попросить у ревизора программу, в которой перечислены вопросы, на которые должны быть получены ответы в результате проведения проверки. Это служебная, но не секретная информация. Особенно обратить внимание на детализацию отдельных пунктов.
  2. Постараться уже в ходе проверки дать устные и письменные разъяснения по всем моментам, не ясным для инспекции.
  3. Устранить по возможности мелкие нарушения в бухгалтерском и налоговом учете, привлекая независимых специалистов.
  4. Обдуманно относиться к требованиям инспектора, оценивая их с точки зрения будущих последствий. Например, не желая изучать первичку, они могут предложить составить аналитические справки, выписки, то есть провести определенную работу, создать новые документы - это не предусмотрено порядком. Но не исключено, что практичнее будет пойти навстречу.
  5. Фиксировать нарушения ревизоров, но не помогать им в их устранении. При необходимости, составить письменный акт с привлечением 2-х свидетелей.

Как оформляются результаты, порядок оспаривания

После окончания работы сотрудники ФНС должны представить организации два документа, которые не нужно путать.

Справка, подтверждающая дату окончания проверки, оформляется в последний день работы налоговиков и остается в организации. Результаты - отражаются в акте, который составляется в течение 2-х месяцев после ее окончания.

После даты, указанной в справке, проверяющие не имеют права что-либо требовать и осуществлять действия, направленные на ее продолжение. Акт выездной налоговой проверки оформляется независимо от того, имеются нарушения или нет. Внимательно изучить его после получения. Все отмеченные нарушения должны сопровождаться ссылкой на соответствующую статью закона.В случае несогласии с результатами, нужно представить в ФНС в течение 1 месяца со дня получения акта, письменные мотивированные возражения с приложением доказательных документов.

Срок их рассмотрения руководителем ФНС - 10 дней. Организацию должны уведомить о месте и времени разбирательства. Если это условие не выполнено - решение ФНС может быть отменено(п. 4 ст. 101 НК РФ).Во время заседания ведется протокол, по результатам делается вывод о том, имело ли место налоговое нарушение. Может быть вынесено решение о дополнительной проверке длительностью не более месяца. В результате выносится одно из двух решений: отказать в привлечении либо привлечь налогоплательщика к ответственности за нарушение.

Дополнение

Нужна более детальная консультация что делать если вас ожидает или уже к вам пришла налоговая проверка? Задайте любые вопросы профессиональному юристу посредством онлайн-сервиса "Правовед" (получение первого ответа в течении 15 минут).

Суть любой налоговой проверки состоит в том, чтобы проанализировать, насколько правильно и в каком объеме выполняются требования НК РФ.

Какие типы проверок существуют

Законодательство РФ предполагает 2 основных вида налоговых проверок: камеральная и выездная. Рассмотрим, каковы их основные черты и чем они отличаются друг от друга.

Выездная проверка.

Если они докажут, что это делается неправомерно, вам доначислят все налоги, которые нужно платить при применении .

После проверки законности проверяющие будут анализировать, насколько правильно вы ведете учет. Но сразу отметим, что индивидуальные предприниматели не обязаны.

Проверка ИП на ЕНВД

Для начала стоит отметить, что такая проверка применяется, если вы уже допускали нарушения налогового законодательства.

Это может быть неправильное заполнение деклараций, нарушений сроков ее подачи, подозрения в сокрытии доходов.

В целом проверка на ЕНВД заключается в подтверждении физических или иных показателей, которые применяются для исчисления налога: расчет среднесписочной численности, правоустанавливающие документы на помещения, территории, если ваш бизнес – автостоянка, а также заключенные договора и иные документы.

Проверка при закрытии ИП

Даже если вы уже благополучно , в течение трех лет к вам могут прийти с .

Хотя стоит сказать, что выездная проверка проводится не во всех случаях и обязательной не является. Но даже если ваш бизнес находится в процессе , проверить вас налоговики имеют право.

Конечно, к вам домой проверяющие не придут, но могут сделать следующее:

  • Провести инвентаризацию;
  • Запросить документацию, которая касается деятельности вашего ИП;
  • Осмотреть помещения (если таковые имеются).

Специалисты налоговой обладают правом провести выездные проверочные мероприятия в отношении вашего ИП в течение 36 месяцев после того, как вы его закроете.

Выездная проверка ООО: причины назначения

  • В отчетности более 2-х лет отражается, что компания убыточна;
  • Рост расходов опережает рост доходов;
  • Вы неоднократно меняли обслуживающую налоговую;
  • Есть основания полагать, что ваша компания сотрудничает с фирмами-однодневками;
  • Вы не предоставляете разъяснения о расхождении данных в отчетности.

Данный список может дополняться в зависимости от ситуации.

Мероприятия дополнительного характера

В процессе проверки инспекторы могут проводить контрольные мероприятия дополнительного характера:

  • Истребовать бумаги и осуществлять их выемку;
  • Осматривать территорию и имущество;
  • Проводить инвентаризацию имущества;
  • Проводить допрос свидетелей;
  • Пользоваться услугами экспертов и переводчика.

Подобные мероприятия могут проводиться инспекторами только с соблюдением всех требований законодательства.

Сроки проверки ООО

Стандартный срок – 2 месяца. Но ее могут продлить по разным основаниям до 6-месячного срока.

Основания таковы:

  • Компания очень крупная;
  • Нужно проводить дополнительные проверочные мероприятия;
  • У ООО есть обособленные подразделения;
  • Вы предоставили документацию несвоевременно.

Проверка ООО на УСН

Процедура практически аналогична проверке ИП. Сначала налоговики выясняют, имеете ли вы право применять режим УСН, соблюдаете ли все предъявляемые к этому режиму налогообложения требования.

Затем проверяются расчеты налоговых платежей по упрощенке, после этого правильность заполнения документации и порядок осуществления хоз. операций.

Как проходит налоговая проверка при ликвидации ООО

При выездные проверочные мероприятия проводятся практически всегда.

Проверять у вас будут информацию по абсолютно всем налоговым платежам за последние 36 месяцев. При этом не важно, когда вашу компанию проверяли в плановом режиме.

Срок проведения будет зависеть от того, в каком состоянии находится документация, как ведет себя ликвидационная комиссия, какова структура вашей компании.

Если у вашей фирмы есть филиалы, их тоже проверят.

Фиксация результата проверки

Все результаты будут отражены в протоколе и итоговой справке. В ней отражаются суммы задолженности, а также сведения о нарушении законодательства (если таковые были обнаружены).

Если же вы с результатами проверки не согласны, в течение 15 дней с даты получения итогов проверки, вы можете их обжаловать.

Как избежать проверки при ликвидации

Законных вариантов избежать общения с налоговиками несколько:

  • Осуществлять все платежи вовремя и полностью;
  • Продать компанию;
  • Оформить ликвидацию с нулевым балансом;
  • Обратиться за помощью к посредникам.

Камеральные проверки ИП и ООО

Это мероприятие прежде всего направлено на то, чтобы проконтролировать, соблюдаете ли вы требования налогового законодательства.

Проводят ее на территории ФНС после того, как вы подадите декларацию. При этом разрешения руководства инспекции на проведение проверки не требуется.

Извещать вас о проведении проверки инспекторы ФНС не обязаны. Вы узнаете о ней, если у проверяющих возникнут к вам вопросы или потребуются пояснения.

Документацию, которую налоговая примет решение истребовать, вы должны будете предоставить в десятидневный срок после того, как получите требование об этом.

Если же откажетесь их предоставить, на вас могут наложить взыскание в виде штрафа либо привлечь к административной ответственности.

Проверку будут проводить за тот период, который вы ранее указали в декларации.

Что касается сроков, то он составляет три месяца, а его отсчет начинается с даты, следующей за датой предоставления декларации в ФНС.

Камеральная проверка ОООработающих на УСН и проводится по тем же принципам, что и проверка по общей системе налогообложения.

Изменения по проверкам в текущем году

Что касается изменений, которые будут работать в текущем году, то стоит отметить одно: проверки станут более тщательными и опасными для предпринимателей.

Это становится возможным благодаря новому программному обеспечению налоговых инспекций, которое детально анализирует предоставляемые декларации, отчеты, соотношение контрольных показателей и таким образом формирует список кандидатов на проверку. Анализ проходит практически без участия налогового инспектора, а результаты формируются в короткой справке.

Так, к примеру, внедрение электронной системы АСК НДС, в настоящее время уже 2-ой версии, позволило сократить практически в 8 раз незаконное возмещение НДС из бюджета.

Обязательное применение онлайн-касс, передающих информацию в налоговую инспекцию в режиме реального времени, также позволяет пресекать неуплату НДС и сводить к минимуму «серые» схемы ухода от налогов.

Еще одно нововведение – камеральную проверку может проводить иная ИФНС, а не та, в которую вы обычно сдаете отчеты. Это делается с целью исключить какие-либо личные контакты, а также повысить эффективность проводимых мероприятий.

В настоящее время, согласно статистике, наибольшая собираемость налогов происходит именно в результате камеральных проверок, а не выездных. А это значит, что увеличивается и вероятность того, что от вас будут требовать пояснения и производить более крупные доначисления, чем ранее.

Самыми тщательными и опасными являются те проверки, которые ФНС проводит вместе с сотрудниками правоохранительных органов. Количество таких проверок уже перевалило за 4,5 тысячи.

Заключение

Каждый руководитель или владелец бизнеса должен понимать, что избежать проверки вряд ли получится. Ваша задача состоит в том, чтобы соблюдать все требования закона, а если проверяющие пришли, предоставить им возможность осуществлять законные действия.

Еще одна не менее важная проверка, осуществляемая органами исполнительной власти – это налоговая проверка. ФНС России проверяет соблюдение юридическими лицами и ИП законодательства о налогах и сборах.

Порядок проведения налоговых проверок урегулирован , посвященной налоговому контролю.

Существует два типа проверок: камеральные (без выезда, проводимые в налоговом органе) и выездные (с визитом по месту нахождения организации).

При камеральной налоговой проверке налоговый орган анализирует изначально имеющиеся в распоряжении у налогового органа документы в отношении налогоплательщика, налоговые декларации, а также документы, предоставленные налогоплательщиком по запросу проверяющего.

Камеральная проверка проводится в течение трех месяцев и не требует специального решения руководителя налогового органа о ее проведении.

Если камеральная проверка выявляет ошибки, несоответствия или противоречия в документах, проверяющий запрашивает у налогоплательщика пояснения и требует исправления нарушений. Организация в свою очередь может возражать, подкрепляя свои пояснения по факту допущенных ошибок документами бухгалтерского учета. Если по итогам проверки все же будет установлен факт нарушения налогового законодательства, налоговый орган составит акт проверки.

Выездная проверка проводится на основании решения руководства налогового органа непосредственно в помещении по месту нахождения проверяемой организации.

Предметом проверки является правильность исчисления и уплаты одного или нескольких налогов за определенный период (не более трех лет ранее предшествующего налогового периода).

Выездная проверка проводится в двухмесячный срок (в исключительных случаях не более четырех месяцев, в особо исключительных случаях – не более шести месяцев).

Течение срока проверки может быть приостановлено в связи с истребованием документов, назначением экспертизы, переводом документов на русский язык, получением информации от иностранных органов. В этом случае действия налогового органа на территории проверяемого юридического лица прекращаются и последнему возвращаются все запрошенные подлинники документов (не считая изъятых в ходе выемки).

Повторная выездная проверка проводится в случаях, если вышестоящий налоговый орган примет решение проверить качество ранее проведенной проверки вашей организации или в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларацией по проверяемом налогу с суммой налога в размере меньше ранее заявленного.

Налоговый орган имеет право:

  • проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика;
  • производить осмотр производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий налогоплательщика;
  • истребовать документы, необходимые для проверки (при этом требование о представлении документов передается руководителю или уполномоченному представителю организации лично под расписку);
  • производить выемку документов при наличии оснований полагать, что документы, относящиеся к предмету проверки, могут быть сокрыты от проверяющих, подменены, изменены или уничтожены, например, при отказе в предоставлении документов (выемка производится только на основании отдельного мотивированного постановления);
  • вызвать любое физическое лицо, которому могут быть известны обстоятельства, имеющие значение для целей проверки, в качестве свидетеля для дачи показаний;
  • при воспрепятствовании доступу проверяющих на территорию или в помещения налогоплательщика составить акт и самостоятельно определить сумму налога, подлежащую уплате;
  • производить фото- и видеосъемку при проведении осмотра, копировать документы;
  • привлекать специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, для участия в осмотре и иных действиях по осуществлению налогового контроля;
  • истребовать у вашего контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика эти документы (информацию);
  • вскрывать помещения или иные места, где могут находиться подлежащие выемке документы и предметы при отказе лица, у которого производится выемка добровольно дать доступ к документам;
  • привлекать экспертов для разъяснения вопросов, требующих специальных познаний в науке, искусстве, технике или ремесле (экспертиза назначается на основании отдельного постановления, при этом налогоплательщик вправе заявить отвод эксперту, предлагать кандидатуры экспертов, ставить вопросы перед экспертом, присутствовать во время проведения экспертизы, знакомиться с результатами экспертизы, давать объяснения и представлять возражения на заключения эксперта, просить о назначении дополнительной или повторной экспертизы).

Налоговый орган не имеет права:

  • истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если их представление не предусмотрено законом;
  • проводить более одной выездной проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период;
  • проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение года (за исключением особых случаев);
  • проводить выездные налоговые проверки за период, за который проводится налоговый мониторинг;
  • без участия понятых проводить осмотр территорий, помещений налогоплательщика, а также осмотр документов и предметов;
  • требовать нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган;
  • истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок;
  • производить выемку документов и предметов в ночное время;
  • ставить перед привлеченным экспертом вопросы, выходящие за пределы специальных познаний эксперта;
  • привлекать в качестве понятых сотрудников ФНС;
  • причинять неправомерный вред проверяемому и его имуществу.

Краткий порядок действий при появлении проверяющих из ИФНС в вашем офисе.

  • Пригласите вашего юриста или адвоката для того, чтобы он оказал вам юридическое сопровождение в ходе проверки.
  • Попросите проверяющего предъявить служебное удостоверение и решение о проведении проверки.
  • Предоставьте проверяющим возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, являющихся предметом проверки.
  • Выдайте проверяющим истребуемые документы лично (через представителя) либо по почте заказным письмом, в электронной форме или через личный кабинет налогоплательщика в течение 10 дней.
  • Если вы не имеете возможности представить истребуемые документы в установленный срок, то вам необходимо в течение одного дня письменно уведомить проверяющих о невозможности представления в указанные сроки документов с объяснением причин, и о сроках, в течение которых вы можете представить истребуемые документы. Напомню, что непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ в соответствии со .
  • Проверьте наличие у проверяющего постановления о производстве выемки, если таковая производится.
  • Проверьте правильность содержания протокола выемки и описей к нему (там должно содержаться точное указание наименования, количества и индивидуальных признаков предметов, а по возможности – стоимость предметов).

Последствия проверки

По итогам проверки составляется акт.

В случае если вы не согласны с фактами, изложенными в акте налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих, то в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки вам необходимо представить в налоговый орган письменные возражения по указанному акту с приложением документов, подтверждающих ваши доводы (при наличии).

На рассмотрение материалов налоговой проверки руководителем налогового органа вызывается сам налогоплательщик, который может давать свои пояснения по всем обстоятельствам, связанным с вменяемым ему нарушениями.

В результате рассмотрения материалов проверки налоговый орган устанавливает, имело ли место налоговое правонарушение, имеются ли основания для привлечения налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие вину обстоятельства.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель налогового органа может назначить дополнительные мероприятия по налоговому контролю для получения дополнительных доказательств (на срок не более одного месяца) либо вынести решение о привлечении к ответственности налогоплательщика или об отказе в привлечении к ответственности.

В решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения указываются размер выявленной недоимки и пеней, а также размер штрафа, указываются срок, в течение которого налогоплательщик вправе обжаловать решение, порядок обжалования решения. Решение вступает в силу по истечении одного месяца со дня его вручения проверяемому лицу.

Если проверяющие нарушили вышеописанные правила рассмотрения материалов налоговой проверки, например не обеспечили налогоплательщику возможности присутствовать при рассмотрении материалов проверки, возможности давать объяснения, решение о привлечении к ответственности может быть отменено вышестоящим налоговым органом.

В случае неисполнения в добровольном порядке решения налогового органа о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение нарушения, налоговые органы вправе обратиться в суд.

Статьи по теме