Комплексные методы прогнозирования социально экономического развития. Прогнозирование экономического и социального развития украины. Сущность социально-экономического прогнозирования

РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ

Прогнозирование – предплановая стадия технико-экономических исследований, которая формирует научно-аналитическую основу планов, позволяет в процессе их разработки наметить наиболее эффективные решения о направлениях, содержании, последовательности и сроках осуществления технических и экономических мероприятий. Одновременно прогнозирование является исходной базой перспективного планирования, так как для формирования перспективных планов должны использоваться прогностические оценки развития науки и техники, экономических результатов.

Прогноз призван обеспечить процесс планирования не только информацией о возможных в будущем технических и экономических решениях и действия по их выполнению, но и гарантировать выбор их эффективного распределения во времени.

Прогнозирование – это процесс формирования перспектив поведения объекта на основе анализа тенденций его развития. В свою очередь, прогноз – это вероятное суждение о состоянии какого-либо объекта в определенный момент времени в будущем. При составлении прогноза выделяют две фазы: качественную (аналитическую) и количественную.

На качественной фазе прогнозирования решаются следующие задачи:

― раскрытие тенденций и закономерностей экономического роста в настоящий период;

― выявление важнейших тенденций закономерностей прогнозного периода;

― определение связи настоящего и будущего;

― установление сроков действия выявленных тенденций и факторов.

На количественной фазе прогнозирования получают некоторый набор конкретных цифр развития экономической системы на рассматриваемый период времени.

В экономической науке различают два подхода к прогнозированию: генетический и нормативный.

При генетическом подходе к прогнозированию объект описывается с помощью набора конкретных данных статистики, предполагая, что сохраняются действующие тенденции. Чаше всего он применяется к составлению прогнозов на макроуровне, (народное хозяйство, территория, отрасль).



Нормативный подход к прогнозированию предполагает переустройство объекта в соответствии с представлениями о том, каким он должен быть. Важной особенностью при таком подходе является выработка критерия функционирования экономической системы (например, оптимизационные задачи построения прогноза).

Экономические прогнозы можно различать в зависимости от промежутка времени, на который рассчитан прогноз:

― оперативный (рассчитанный на перспективу, на протяжении которой не ожидается существенных изменений объекта исследований – ни количественных, ни качественных);

― краткосрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидаются только количественные изменения;

― среднесрочный рассчитан на перспективу, на протяжении которой ожидается преобладание количественных изменений над качественными;

― долгосрочный с преобладанием качественных изменений над количественными.

Возможны три основные типа предвидения явлений социально-экономической действительности:

Первый тип – это предвидение таких событий, которые представляются событиями иррегулярными. Например, конкретные размеры промышленного производства на определенную дату, конкретный уровень цен. Эти события являются однократными, конкретными, сами по себе они не могут быть включены в ту или иную формулу закона. Чтобы предвидеть их точно, нужно располагать идеальными знаниями хозяйственного положения в исходный момент. Но так как мы не имеем идеального запаса знаний, этот тип предвидения наиболее трудоемок.

Второй тип предвидения имеет места тогда, когда речь идет о предвидении наступления того или иного более иди менее регулярно повторяющегося события. Например, предсказания наступления экономических кризисов. Предсказания такого рода трудны.

Третий тип предвидения заключается в предвидении более общего развития социально-экономической тенденции. Например, рост или упадок отраслей, цен. Этот вид дает лишь приблизительные количественные границы развития тенденций.

При любом типе предвидения форма выражения предвидения может быть категорической или условной.

В первом случае формула предвидения такова: на основании данных мы считаем вероятным выход события X . Во второй случае: на – основании таких-то данных мы считаем, что если наступят события А , Б , В , то наступит и событие X . Отсюда формула выражения предвидения в первом и втором случаях различна.

Следует иметь в виду, что от точности разработанных прогнозов зависит и степень обоснования плана. Отсюда важное требование к прогнозу – уменьшение степени неопределенности.

Прогнозирование на предприятии должно осуществляться по следующим направлениям:

― прогнозирование объекта производства (продукции);

― прогнозирование технического, экономического уровней предприятия (технологии, состава средств труда, механизации и автоматизации производства). Однако прогнозирование служит не только для определения возможных изменений в перспективе, но также характеризует результаты развития явлений в виде определенного экономического эффекта;

― изменение трудоемкости или материалоемкости;

― снижение затрат на производство.

В связи с этим объектом является экономическое прогнозирование. Результаты прогноза следует сопоставлять с нормативами отрасли, «эталоном» технического и экономического уровней предприятия или данными передовых предприятий с целью определения степени их прогрессивности.

Методы прогнозирования

В условиях предприятия наиболее приемлемыми методами составления прогнозов являются методы экстраполяции и математического моделирования. Однако прогноз развития материально-технической базы производства, требующей одновременного учета большого количества факторов, целесообразно разработать путем составления «эталона», который позволяет характеризовать возможный нормативный уровень развития материально-технической базы в будущем.

В основе методе экспертных оценок лежат следующие принципы:

а) оценки следует получать от признанных экспертов в соответствующих областях;

б) мнение достаточного числа экспертов должно довольно точно характеризовать исследуемый вопрос;

в) необходимо перед экспертами ставить четко определенную задачу.

Типичным направлением такого прогноза является метод «Дельфи».

Основа метода – систематический сбор мнений экспертов и получение надежного обобщения по какому-либо вопросу в обстановке, исключающей прямые дебаты между экспертами, но вместе с тем, позволяющей им взвешивать свои суждения с учетом ответов коллег. Данный метод включает:

― постановку серии вопросов (с помощью специальных анкет);

― проведение нескольких туров опроса, в процессе которых вопросы все более уточняются;

― ознакомление экспертов после каждого тура опроса с информацией, полученной на основании обработки результатов предыдущего тура;

― получение от экспертов, чьи мнения резко отличаются от мнения большинства, объяснения причин этих отклонений;

― последовательную (от тура к туру) статистическую обработку ответов экспертов.

Метод «Дельфи» исключает открытые дискуссии, уменьшая тем самым влияние некоторых психологических факторов.

Существуют перспективные проблемы, характеризующиеся значительным элементом неопределенности. Например, проблемы освоения Луны, решение проблем перспективного развития национальной экономики. Для эффективного решения этих проблем наилучшим способом является разумное сочетание интуитивных и формальных методов анализа. Это метод системного анализа. Он предполагает существование, с одной стороны, группы специалистов, анализирующих весь комплекс решаемой проблемы, и, с другой стороны, лица или группы лиц, которые используют полученную в результате анализа информацию для принятия обоснованных решений. Считается, что такое взаимодействие практических работников, ответственных за принятие решения, и специалистов, способных всесторонне проанализировать любую проблему, дает наиболее эффективное решение поставленной задачи.

Весь цикл решения проблемы по методу системного анализа следующий:

― формулировка проблемы;

― определение целей, которые преследуют лица, принимающие решение;

― сбор максимально возможной информации о различных ситуациях (в том числе прогнозируемой информации и данных о параметрах);

― определение способов достижения поставленных целей;

― исключение маловероятных альтернатив;

― построение модели (в виде математических уравнений или словесного сценария);

― оценка на основе модели затрат на реализацию каждой альтернативы и ее эффективности с точек зрения поставленных целей.

Если получаемые результаты неудовлетворительны, то пересматриваются исходные посылки, уточняются цели, ищутся новые альтернативы.

Системный анализ предполагает обязательное сочетание количественного анализа с качественным, так как учитываются многие элементы неопределенности будущего, которые не могут быть выражены через количественные модели ожидаемой выгоды:

― проблема рассматривается в широком контексте многочисленных количественных и качественных факторов;

― источники информации часто бывают ненадежны, и поэтому полученные данные нередко неточны.

1

Рассмотрена методология прогнозирования социально-экономического развития региона для обоснования перспективного стратегического планирования. Выделены два подхода к прогнозированию: исследовательский и целевой. Выявлена связь этих подходов при построении моделей регионального развития. Обозначены проблемы в системе регионального прогнозирования, влияющие на качество прогнозирования. Обоснован выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода по двум направлениям. Дана сравнительная характеристика методологических подходов в зависимости от особенностей их применения к концепции прогнозирования, теоретическим основам, горизонту прогнозирования и возможностей совмещения с другими прогнозами. Рассчитан интегральный критерий прогнозной оценки социально-экономического развития региона как результата прогнозирования с позиции выбора методологического подхода.

интегральный критерий социально-экономического развития

целевой подход

исследовательский подход

методология

прогнозирование

1. Белкина Т. Д. Управление реализацией стратегического плана городского развития // Проблемы прогнозирования. – 2008. – № 1.

2. Захарова А. В. Отечественный опыт прогнозирования социально-экономического развития // Балтийский экономический журнал. Вып. 1 (3). – Калининград: Изд-во НОУ ВПО «Балтийский институт экономики и финансов» (БИЭФ), 2010. – С. 29 – 39.

3. Ивантер В. В. и др. Прикладное прогнозирование национальной экономики: Учебное пособие. / Под ред. В. В. Ивантера и др. – М.: Экономист, 2007.

4. Региональные факторы экономического роста: коллективная монография / Под ред. С. Н. Максимова. – СПб.: СПбГИЭУ, 2006. – 14 п.л./1,6 п.л.

5. Шеховцева Л. С. Интегральная оценка стратегической конкурентоспособности российских регионов // Вестник ИНЖЭКОНА: сер. Экономика. – 2007. – №4 (17). – С. 106–115. (0,8 п.л.).

Одним из главных направлений в современной российской экономике является повышение эффективности социально-экономического развития регионов за счёт имеющихся экономических ресурсов. Многие регионы исчерпали все возможные пути экстенсивного развития и поэтому стоят перед проблемой поиска вариантов интенсивного развития за счёт применения новых подходов и методов развития. Вопросы как эффективного использования имеющихся ресурсов, так и поиска новых подходов к региональному развитию во многом решаются с помощью прогнозирования .

Построение прогнозов всегда сталкивается в первую очередь с необходимостью выбора методологии прогнозирования, которая позволит учесть закономерности, сложившиеся на определённых этапах региональной экономики.

Прогнозирование уровня социально-экономического развития региональных систем опирается на объективные закономерности, логику, качественную статистическую информацию и математические методы.

Прогнозирование и планирование являются важной формой проведения региональной политики и направлены на обоснование перспектив социально-экономического развития региона. Прогнозирование как предвидение социально-экономической ситуации в регионе позволяет раскрыть возможную динамику показателей в зависимости от сложившихся факторов развития. Планирование способствует реализации соответствующих управленческих решений, принимаемых с учётом прогнозных ситуаций, выработанных для достижения желаемого состояния. Таким образом, прогнозирование и планирование регионального развития направлены на моделирование будущего социально-экономического состояния с учётом независящих от субъектов управления внешних и внутренних факторов .

Первоначальной процедурой формирования любого плана является прогнозирование. Сущность его заключается в том, что на основе определённой методологии выявляются тенденции и закономерности объекта наблюдения и затем выполняется построение моделей будущего состояния объекта исследования. Методология прогнозирования социально-экономического развития региональных систем базируется на двух подходах к прогнозированию: исследовательском и целевом .

Каждый регион обязан планировать перспективы своего развития с учётом факторов развития и требуемых критериев. В этом случае основой для прогноза является предполагаемая цель и её будущие параметры, на основании которых исследуются долгосрочные прогнозы регионального развития. Такой подход к региональному прогнозированию называется целевым.

С другой стороны любой хозяйствующий субъект в рыночной экономике занимается изучением своего текущего состояния в зависимости от наличных ресурсов (факторов). И такой подход называется исследовательским прогнозированием, когда основой прогнозирования служит база ретроспективных аналитических данных. Связь двух подходов к прогнозированию очевидна (рис. 1).

Рис. 1. Связь двух подходов к прогнозированию

Следовательно, процесс прогнозирования является ключевым моментом и начальным этапом развития любой социально-экономической системы, в том числе региона. От успешности прогнозирования напрямую зависит эффективность принимаемых решений не только на региональном, но и на федеральном уровне.

Несмотря на существующие методологические принципы прогнозирования, возникает много проблем в системе регионального прогнозирования (рис. 2).

Рис. 2. Выявленные проблемы в системе регионального прогнозирования

Наличие проблем в системе прогнозирования подтверждает необходимость методологической и методической проработки процедуры прогнозирования.

Таким образом, можно выделить ряд условий, обеспечивающих качественное прогнозирование регионального развития.

Во-первых, регион следует рассматривать как организационную систему, в которой доминирующими показателями являются факторы социально-экономического развития. В этом случае цели развития соотносятся с существующими ресурсами и возможным потенциалом региона.

Во-вторых, при прогнозировании обязательно должны учитываться закономерности взаимодействия факторов регионального развития и их воздействие на ключевые показатели, характеризующие уровень этого развития.

В-третьих, на основании выявленных закономерностей должны быть получены прогнозные модели поведения социально-экономических систем. И эти модели должны быть имитационными, чтобы прогнозировать реакцию региональных систем на изменение факторов развития. Что, в целом, обеспечит эффективность прогнозирования.

В-четвёртых, прогнозирование должно учитывать многовариантность не просто экономического роста региональной системы, а качественное её изменение, то есть социально-экономическое развитие.

Выбор инструментов прогнозирования в практике регионального развития в целом определяется методологическими принципами двух подходов (рис. 3).

Рис. 3. Выбор инструментов прогнозирования с учётом методологического подхода

С учётом двух направлений методологического построения прогнозных вариантов социально-экономического развития систем, главным является вопрос выбора наиболее подходящего варианта прогнозирования. Для этой цели автором выполнено сравнение двух методологических подходов к прогнозированию по преимуществам и недостаткам (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика методологических подходов к прогнозированию

Сфера применения

Подходы к прогнозированию

Исследовательский подход

Целевой подход

1. Концепция прогнозирования регионального развития

Индикативное

прогнозирование

Оптимальность и многовариантность прогнозов

2. Теоретическая основа (техника прогнозирования)

Исследование многофакторных моделей с применением математических теорий

Учёт динамики экономических показателей при более широком применении формализованных методов

3. Горизонты прогнозирования

Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные прогнозы с приоритетом социальной сферы

Учёт рисков в динамике социально-экономического развития на перспективу

4. Возможность совмещения с другим прогнозом

Многовариантность и многоплановость с учётом соподчинённости планов

Индивидуальность вариантов прогноза сочетается с глобальными прогнозами

Разнообразие существующих методов прогнозирования порождает проблему выбора. Необходимо учитывать, в первую очередь, временные интервалы прогнозирования, так называемый «горизонт прогнозирования». По горизонту прогнозирования социально-экономического развития регионов выделяются краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный прогноз. Затем для выбора метода прогнозирования необходимо определиться с наличием и качеством ретроспективной и текущей информации. В этом случае требуется достаточно разработанный для прогнозирования инструментарно-методический аппарат исследования региональных показателей социально-экономического развития .

Предсказать стратегический вектор социально-экономического развития в определённом интервале можно путём использования различных подходов и методов прогнозирования. Возникает объективная необходимость использовать определённые приёмы комбинирования различных методов при разработке прогнозов регионального развития, характеризующихся наличием сложных взаимозависимостей факторов развития.

В прогнозных моделях социально-экономического развития очень важны не только количественные параметры существующего положения региона, но и качественные характеристики протекающих в регионе процессов и условий их изменения для получения необходимых результатов. В то же время на выбор модели оказывают сильное влияние условия их информационного обеспечения, как правило, ухудшающегося по мере увеличения горизонта прогнозных расчётов .

Таким образом, в связи с многофакторностью сущности прогнозирования регионального развития, описываемого большим количеством факторных показателей (40-50), использование какого-либо одного из методов прогнозирования не представляется возможным. В этом случае предлагается применять концепцию комплексного подхода к прогнозированию стратегических показателей, а для этого первоначально необходимо выявить общую математическую зависимость, которая в достаточно точной мере будет описывать ход развития уровня региональной экономики как обобщающего (интегрального) критерия из ретроспективы в перспективу.

Так, на примере Республики Хакасия, с помощью экономико-математического моделирования при обработке большого массива статистических данных (более 2500 показателей) были получены взаимосвязи и зависимости по обобщающим критериям развития: экономическому, социальному, инновационному и экологическому. Затем получен интегральный критерий уровня социально-экономического развития региона:

где - экономический критерий, - социальный критерий, - инновационный, - экологический.

С помощью интегрального критерия можно планировать требуемый уровень развития региона по соответствующим направлениям.

Таким образом, процесс прогнозирования при выборе любого методологического подхода может включать в себя поиск универсальных показателей и критериев социально-экономического развития.

Выбор методологии прогнозирования даёт широкий диапазон практического применения прогнозных моделей в связи с их многовариантностью.

Поэтому при постановке конкретных задач прогнозирования для выбора соответствующих подходов следует прежде всего чётко формулировать региональные ограничения и допуски, при которых будет выполняться прогнозирование.

Рецензенты:

Антамошкин А. Н., д-р техн. наук, профессор, зав. кафедрой математического моделирования и информатики института менеджмента и информатики КрасГАУ, г. Красноярск.

Краснова Т.Г., д.э.н., профессор, министр экономики Республики Хакасия, г. Абакан.

Библиографическая ссылка

Краснов Г.И. МЕТОДОЛОГИЯ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=9113 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Анализ и прогнозирование социально-экономического развития является отправной точкой работы по управлению региональным развитием. На основе обоснованного прогноза определяются цели социально-экономического развития региона, уточняются программные мероприятия и приоритеты в развитии регионального хозяйственного комплекса. Прогнозирование социально-экономического развития региона - предвидение будущего состояния экономики и социальной сферы, составная часть государственного регулирования экономики, призванная определять направления развития регионального комплекса и его структурных составляющих.

Результаты прогнозных расчетов используются государственными органами для обоснования целей и задач социально-экономического развития, выработки и обоснования социально-экономической политики правительства, способов рационализации использования ограниченных производственных ресурсов. В состав прогноза социально-экономического развития региона входят набор частных прогнозов, отражающих будущее отдельных сторон жизни общества, и комплексный экономический прогноз, отражающий в обобщенной форме развитие экономики и социальной сферы региона.

В частных прогнозах оцениваются:

  • демографическая ситуация в регионе;
  • состояние природной среды, включая такие сферы, как разведанные запасы природных ископаемых, земельные, водные и лесные ресурсы;
  • будущее состояние научно-технических достижений и возможность их внедрения в производство;
  • основные факторы производства (капитал , труд, инвестиции);
  • величина и динамика спроса населения на товары и услуги;
  • платежеспособный спрос населения на отдельные товары и
  • услуги;
  • темпы развития отдельных отраслей народного хозяйства, территорий и других общественно значимых сфер деятельности.

В комплексном экономическом прогнозе отражается будущее развитие экономики региона как целостного образования. Разработка комплексного прогноза базируется на научных основаниях, которые адекватно объясняют функционирование и развитие регионального хозяйственного комплекса. По временному горизонту комплексные прогнозы экономического развития регионов можно подразделить на три вида: долго, средне- и краткосрочный.

Долгосрочный прогноз разрабатывается один раз в пять лет на десятилетний период. Он служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. В целях обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке среднесрочных прогнозов, концепции и программ социально-экономического развития страны.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки концепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы. В целях всеобщего ознакомления данные долго- и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.


Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и служит основой составления проекта государственного бюджета. Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правительством России Федеральному собранию.

В состав этого пакета входят:

  • данные о социально-экономическом развитии страны за прошедший период текущего года;
  • прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;
  • проект сводного финансового баланса на территории России;
  • перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение которых будет направлена политика Правительства РФ;
  • перечень федеральных целевых программ, намеченных финансированию в предстоящем году за счет средств федерального бюджета;
  • перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенклатуре;
  • проектировки развития государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство России представляет проекты законов, которые оно считает необходимым принять для успешной реализации намеченных задач. В качестве рабочих инструментов комплексного прогноза используются: экстраполяция сложившихся в прошлом тенденций в развитии экономики и социальной сферы на будущее, эконометрические расчеты на базе данных системы национального счетоводства, система макроструктурных моделей, включающая модифицированную модель межотраслевого баланса, модель динамики капитала и инвестиций в реальный сектор экономики. Эта модель пока не имеет завершенного вида и используется лишь для экспериментальных прогнозных расчетов. Возможны два принципиально различных подхода к прогнозированию экономических объектов: генетический и телеологический.

Генетический подход основывается на анализе предыстории развития объекта, фиксирует его основополагающие факторы, определяющие особенности развития. На этой основе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем. Этот подход в большей мере присущ «сторонним наблюдателям» происходящих процессов. Целевые установки социально-экономического развития при этом подходе не играют особой роли. Наиболее ярким представителем данного подхода в нашей стране являлся Н.Д. Кондратьев с его теорией «длинных волн».

Стратегическое планирование регионального развития.

Стратегический план развития региона — это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различных аспектов деятельности по развитию региона.

Подготовка такого документа предусматривает:

  • постановку целей развития региона;
  • определение путей достижения поставленных целей;
  • анализ потенциальных возможностей, реализация которых позволит достичь успехов;
  • разработку методов организации движения по избранным
  • направлениям;
  • обоснование рациональных способов использования ресурсов.

Стратегический план социально-экономического развития региона — это индиктивный документ, который позволяет администрации региона и региональному сообществу действовать совместно. Это — документ не исключительно администрации, а в большей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического процесса. Это — не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ориентир, выработанный с участием всех агентов экономической деятельности. Такой план предусматривает взвешенные и согласованные действия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он представляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратегических действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

  • выделение сильных и слабых сторон региональной экономики, стремление усилить, развить, сформировать конкурентные преимущества региона с ориентиром прежде всего на создание лучших условий жизни людей;
  • краткие идеи и принципы, которые ориентируют производителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию и население, помогая им осуществлять решения, базирующиеся на видении будущего развития;
  • партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона должен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Этапы разработки стратегического плана социально-экономического развития региона включают:

1) оценку достигнутого уровня и особенностей социально-экономического развития региона, предполагающую также проведение анализа региональной ресурсной базы этого развития;

2) выработку концепции развития экономики региона, проработку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Определение «полюсов» регионального развития является важнейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Главным направлением реформирования экономики большинства регионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриального типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентированной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.

Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

Основными составляющими стратегии социально-экономического развития должны стать:

Проведение целенаправленной структурной, научно-технической и инвестиционной политики;

Решение социальных проблем при реформировании экономики;

Стимулирование деловой активности реального сектора экономики.

Зажиточной части и бедных слоев населения.

Методика прогнозирования – набор рабочих приемов, формирующих технологию прогно­зирования, которыми пользуются разработчики прогнозов.

Наряду с методами, приведенными ранее, в прогнозировании используются и другие методы.

Прогнозы экономического развития страны разрабатываются по крайней мере в трех временных горизонтах: долгосрочный – на семь – десять лет, среднесрочный – на период от трех до пяти лет, краткосрочный – до одного года.

Долгосрочный прогноз служит основой для разработки концепции социально-экономического развития страны на долгосрочную перспективу. Для обеспечения преемственности проводимой экономической политики данные долгосрочного прогноза используются при разработке средне­срочных прогнозов, концепций и программ социально-экономического развития страны. Данные долгосрочных и среднесрочных прогнозных расчетов, а также концепции социально-экономического развития публикуются в открытой печати.

Среднесрочный прогноз социально-экономического развития страны разрабатывается на период от трех до пяти лет с ежегодной корректировкой данных. Он служит основой для разработки кон­цепции развития экономики в рамках среднесрочной перспективы.

Краткосрочный прогноз социально-экономического развития разрабатывается ежегодно и явля­ется основой составления проекта государственного бюджета.

Вышеназванные документы являются составной частью пакета, представляемого Правитель­ством РФ Федеральному Собранию. В состав этого пакета входят:

Итоги социально-экономического развития страны за прошедший период текущего года;

Прогноз социально-экономического развития на предстоящий год;

Проект сводного финансового баланса на территории России;

Перечень основных социально-экономических проблем (задач) развития, на решение кото­рых будет направлена политика Правительства РФ;

Перечень федеральных целевых программ, намеченных к финансированию в предстоящем году за счет средств Федерального бюджета;

Перечень и объем поставок продукции для государственных нужд по укрупненной номенк­латуре;

Данные о развитии государственного сектора экономики.

Наряду с этим Правительство РФ представляет проекты законов, которые оно считает необхо­димым принять для реализации намеченных задач.

Методы прогнозирования различаются в зависимости от уровня (макроэкономический прогноз, отраслевой, региональный и др.) и объекта прогнозирования. Методы демографического прогноза, научно-технического или прогноза природных ресурсов имеют свою специфику.

По оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования. В качестве основных на практике используются не более 15 методов. Рассмотрим методы прогнозирования в целом, не отмечая их специфики в каждой из областей прогнозирования.

Основой методики прогнозирования являются: проведение аналитического исследования; подготовка базы данных; качество базы данных; изучение и соединение информации в целое. Будущее во многом становится предсказуемым, если правильно и полно учитываются сложив­шаяся ситуация, факторы и тенденции, способствующие ее изменению в перспективе. Без этих предпосылок прогнозирование превращается в вероятностное гадание.

Совокупность методов прогнозирования можно сгруппировать по различным признакам: степени формализации; общему принципу действия; способу получения и обработки информации; направ­лениям и назначению прогнозирования; процедуре получения параметров прогнозной модели и др. Например, по принципу обработки информации об объекте можно выделить: статистические методы, методы аналогий.

Статистические методы объединяют методы обработки количественной информации по принципу выявления в ней математических взаимосвязей характеристик объекта с целью получения про­гноз­ных моделей.

Наиболее распространена группировка методов прогнозирования по степени формализации, в соответствии с которой все методы можно разделить на интуитивные и формализованные . Рас­смотрим эти методы более подробно.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования.

Интуитивные (экспертные) методы прогнозирования применяются в основном в следующих случаях:

Объект прогнозирования не поддается математическому описанию, формализации;

Отсутствует достаточно представительная статистическая выборка, которая позволяет сде­лать вывод;

Невозможно учесть влияние многих факторов из-за значительной сложности объекта прогно­зирования;

Возникли экстремальные ситуации, когда требуется принятие быстрых решений.

Методы экспертных оценок

При методе интервью осуществляется непосредственный контакт эксперта со специалистом, при аналитическом методе проводится логический анализ какой-либо прогнозируемой ситуации, составляются докладные записки.

Метод выборочных обследований дает возможность получать обширную и оперативную инфор­мацию об уровне жизни различных групп населения. Результаты выборочных обследований служат основой для характеристики различных социально-экономических процессов, дифференциации населения по уровню доходов, выделения различных типов регионов. Методом выборочных обсле­дований определяют повторную занятость населения, уровень фактической безработицы и т.п.



При экспертном прогнозировании широко используется метод анкетирования. Сложно фор­мировать вопросы анкеты – они могут быть как закрытыми вариантами ответов, так и открытыми (с нерегламентированными ответами). Из анкет делается репрезентативная выборка, что позволяет после обработки их иметь выводы по исследуемой проблеме. Сложным также является формиро­вание работоспособной группы экспертов.

При методе написания сценария определяется логика процесса или явления во времени при различных условиях. Под сценарием понимают описание возможной последовательности событий, связывающих настоящее и будущее. Цель сценария – определить стратегическое направление раз­вития событий. Как правило, сценарий разрабатывается для стратегического планирования. Для объективного прогноза необходимо иметь несколько сценариев развития событий (оптимистический, пессимистический и средний). Средний сценарий является наиболее вероятным или ожидаемым. Основным преимуществом методов являются возможность максимального использования инди­видуальных способностей экспертов и незначительность психологического давления.

Методы коллективных экспертных оценок имеют следующие разновидности: метод комиссий, метод Дельфи, метод коллективной генерации идей «мозговая атака», метод дерева целей и др. Метод дерева целей позволяет разбивать основную задачу прогнозирования на подзадачи (подцели) и создавать систему «взвешенных» по экспертным оценкам связей.

Формализованные методы прогнозирования

К основным формализованным методам относятся методы экстраполяции и методы математи­ческого моделирования.

Экстраполяция заключается в изучении сложившихся в прошлом и настоящем устойчивых тенденций экономического развития и перенесении их на будущее. В прогнозировании экстрапо­ляция применяется при изучении временных рядов и представляет собой нахождение значений функции за пределами области ее определения с использованием информации о «поведении» данной функции в некоторых точках, принадлежащих области ее определения.

Методы математического моделирования

Экономико-математическое моделирование состоит в построении модели, означающей меру, образец. Экономическая модель представляет собой условный образ объекта исследования соци­ально-экономического процесса. Она является некоторым подобием (адекватностью) исследуемого объекта. Экономико-математическое моделирование позволяет имитировать реальные экономические процессы. Моделирование позволяет количественно отразить взаимосвязь ряда факторов.

Строго классифицировать экономико-математические модели, применяемые в прогнозировании, трудно, можно лишь с известной условностью выделить несколько групп:

Модели эконометрического типа, связанные с обработкой статистической информации ретро­спективного характера;

Факторные экономико-математические модели.

Они позволяют прогнозировать ту или иную экономическую величину (зависимую переменную) на основе предполагаемого изменения одного или нескольких факторов (независимых переменных).

Факторные модели могут описывать влияние на прогнозируемую величину одного или ряда факторов. В прогнозировании используются однофакторные и многофакторные модели.

Конкретным примером многофакторной модели может служить модель производственных функций, отражающих зависимость уровня производства (зависимые переменные) от затрат раз­личных производственных ресурсов (независимые переменные). Зависимость между различными видами ресурсов и объемов выпуска продукции выражается уравнениями. Многофакторная модель (производственные функции) может быть построена для предприятия, отрасли, национальной экономики.

Развитой формой экономико-математического моделирования являются структурные модели, среди которых ведущее место занимает модель межотраслевого баланса. Другим примером может служить модель структуры потребления.

Оптимизационные (оптимальные) модели представляют собой систему уравнений, равенств и неравенств, которые, кроме ограничений (условий), включают также особого рода уравнение, назы­ваемое функционалом или критерием оптимальности. С помощью такого критерия находят решение, наилучшее по какому-либо показателю.

Критерий оптимальности количественно выражает предельную меру экономического эффекта принимаемого решения. Это может быть, например, максимум прибыли, минимум трудовых затрат, время достижения цели и т.д.

Методы логического моделирования используются преимущественно для качественного опи­сания развития прогнозируемого объекта. Они исходят из общих закономерностей экономиче­ского развития и имеют цель – выделить наиболее важные долгосрочные проблемы развития и главные пути и последовательность их достижения.

Рассмотренные методы составляют лишь небольшую их часть. Как правило, в прогнозировании применяется комбинация методов, например, экспертные методы могут опираться на экстраполяцию.

Из приведенной классификации видно, что значительная часть методов неформализована и носит эвристический характер.

В прогнозировании возможны два методических подхода к экономическим объектам: генети­ческий и телеологический.

Генетический подход основан на анализе предшествующего развития прогнозируемого объекта, отражает устойчивые тенденции роста, и на этой базе делаются выводы относительно состояния прогнозируемого объекта в будущем.

Генетический подход реализуется через систему экономико-математических моделей эконо­метрического типа. Модели строятся на результатах обработки статистической информации, отно­сящейся к прошлому, а также на оценках отдельных переменных и их параметров, которые могут быть получены экспертным путем и включены в эконометрические модели.

Телеологический подход, его называют еще нормативным (целевым) подходом, отражает другой аспект прогнозируемых процессов, их управляемый характер, зависимость от поставленных целей развития. Цель может быть зафиксирована через какое-либо нормативное состояние (например, уровень достижения цели) и в виде желательной траектории перехода от сложившегося состояния к нормативному. Например, переход в потреблении от прожиточного минимума к рациональному потребительскому бюджету, бюджету достатка и т.п.

Генетический и нормативный подходы дополняют друг друга. Если выдвигается цель, никак не связанная с действующими закономерностями, то не могут быть обозначены пути ее достижения в будущем, а значит, прогноз теряет всякое научное обоснование. Если же предвидение отражает лишь сложившиеся тенденции, то исчезает возможность оценки и управляемости социально-эконо­мических процессов для достижения заданных целей.

10. Антимонопольное регулирование

Система антимонопольного регулирования в РФ.

Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой.

Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.

Развитие антимонопольного регулирования очень актуально для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте. Так, "РАО ЕЭС России" контролирует 98% потребителей электроэнергии, "РАО ГАЗПРОМ" - 94 % внутреннего газового рынка, МПС - 77% грузооборота.

Антимонопольное регулирование в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства и организацией защиты прав потребителей служат одним из существенных условий успешного социально-экономического развития России.

Методы антимонопольного регулирования

Современная конкуренция является регулируемой. Главной задачей регулирования конкуренции служит недопущение монополизации рынка фирмами.

Рассмотрим основные методы антимонопольного регулирования.

Ø Административное (законодательное) регулирование. Главным инструментом государственной антимонопольной политики выступает государственно-правовой механизм – антимонопольное законодательство и система органов законодательной, исполнительной исудебной власти. С помо­щью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регули­рование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции.

Административное (законодательное) регулирование конкуренции основывается на противо­действии недобросовестной конкуренции, монополизации экономики путем издания законода­тельных актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

Ø Регулирование доступа на рынок и контроль над рыночной концентрацией. При определении монопольной ситуации обычно выделяют товарные рынки, на которые доступ новым конкурентам затруднен. Это экономия на крупных масштабах производства и сбыта (предприятия, освоившие крупные серии выпуска продукции и создавшие сбытовые сети, имеют преимущества в издержках); защищенная патентами технологическая монополия; контроль над сырьем и в целом вертикальная интеграция предприятий; необходимость вложения крупных капиталов для доступа на рынок, т.е. финансовые препятствия; устойчивый потребительский выбор (покупатели предпочитают про­дукцию какой-либо фирмы, и, чтобы конкурировать с ней, нужны крупные затраты на рекламу). Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует индексы рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка (отрасли) и поведением предприятий – их ценами выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои.

Индексы рыночной концентрации применяются для регламентации слияний предприятий, независимо от того, каким способом осуществляются слияния (через покупку акций, по взаимному соглашению или путем передачи прав управления). Слияния предприятий устраняют конкуренцию более жестко, чем сговоры о ценовой и сбытовой политике. В то же время слияние – это способ реализации экономии на масштабах, чего в принципе запрещать нельзя, поскольку экономический эффект от крупномасштабного производства может быть объективно необходим. Однако считается, что если в ходе эволюции фирма наращивает мощности и завоевывает позиции на рынке, то она проходит жесткий рыночный отбор, а при слиянии такого отбора не происходит.

Ø Методы нормативно-ориентирующего воздействия. Наряду с законодательным антимоно­польным регулированием в странах с рыночной экономикой применяются и методы нормативно-ориентирующего воздействия. К ним относятся:

Правительственные заказы;

Проценты;

Государственные субсидии.

Используя эти рычаги, государство имеет возможность влиять на интенсивность конкуренции в разных секторах и сегментах рынка.

Основная черта нормативно-ориентирующегося регулирования конкуренции – стимулирование предпринимательской активности фирм. С этой целью практикуются конкурсные условия в госу­дарственной контрактной системе, применяются налоговые льготы и субсидии на развитие при­оритетных направлений производства, особое значение имеющие для поддержки новых фирм. Вновь созданным компаниям оказывается не только финансовая и материальная поддержка, но и инфор­мационное, консультативное содействие.

Осуществляя нормативно-ориентирующее регулирование деловых отношений, Правительство выступает, прежде всего, как инструмент государственной поддержки бизнеса, содействующий через активизацию конкуренции развитию рыночной экономики.

Ø Антимонопольный контроль. Для предупреждения и пресечения монополистической деятель­ности ведется Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов, дейст­вующих на товарных рынках, который начал формироваться в России с 1992 г. В него включаются хозяйствующие субъекты, доля которых превышает 35% на соответствующем рынке и которые нарушают антимонопольное законодательство. Уровень монополизации в плановой экономике был очень высоким. В процессе разгосударствления он сократился. Однако в последние годы число предприятий-монополистов в России заметно выросло.

Основные методы регулирования естественных монополий.

Практически во всех странах есть группы отраслей, выведенных из-под действия антимоно­польных законов. Это так называемые отрасли прямого регулирования, в которых государство специально устанавливает и охраняет доминирующее положение производителей, независимо от формы собственности. Они известны также под названием «естественные монополии».

Естественной монополией является предприятие или организация, производящая продукцию, удовлетворение спроса на которую в силу технологических особенностей производства эффективно при отсутствии конкуренции.

Речь идет о тех видах деятельности, в которых по технологическим и иным условиям не может быть конкуренции. Это отрасли, организованные по принципу крупномасштабного сетевого хозяйства с дорогостоящим оборудованием (такое хозяйство не может быть продублировано на его территории); отрасли, где объем спроса задан технологией (например, емкостью кабелей связи, числом частот эфира); отрасли, в которых только крупномасштабное производство имеет низкие издержки, а продукцией пользуются практически все, и потребителей следует защищать от дискриминации и от монопольно высоких цен. Это отрасли общественного пользования, к которым относятся элек­троэнергетика, газовое хозяйство, водоснабжение, а также железнодорожный, воздушный и муни­ципальный транспорт, связь, радиовещание и телевидение. Доступ в эти отрасли регулируется разрешениями соответствующей администрации, которая руководствуется балансом спроса и пред­ложения в данном районе (на транспорте – по маршрутам), чтобы спрос в районе (маршруте) был полностью покрыт и не слишком сильно превышен.

Так создается территориальная монополия поставщика, который должен быть достаточно крупным, чтобы обеспечивать экономию на масштабах деятельности. Предприятия в этих отраслях не могут закрываться (даже временно) без разрешения государственной администрации и обязаны обслуживать всех клиентов без дискриминации. Им вменяется в обязанность подавать в органы исполнительной власти планы капиталовложений развития и капитального ремонта оборудования, а также калькуляцию себестоимости по монопольной продукции, балансовую оценку имущества и бухгалтерскую отчетность, т.е. сведения, которые в других отраслях составляют коммерческую тайну предприятий.

Тарифы на продукцию (услуги) этой группы отраслей регулируются государством, и в случаях резкого роста издержек (например, при повышении цен на топливо для электростанций) государ­ство субсидирует тарифы из бюджета.

Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле зарубежного опыта.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная собственность. Поэтому некоторые отрасли естественных монополий служили первоочередными объектами национализации.

В других отраслях естественных монополий действуют негосударсвенные компании.

Основными методами регулирования являются: ценовое регулирование, т.е. прямое опреде­ление цен (тарифов) или назначение их предельного уровня; определение потребителей для обяза­тельного обслуживания и установление минимального уровня их обеспечения в соответствии с российским законодательством. Органам регулирования также вменяется в обязанность контроли­ровать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по при­обретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду иму­щества.

Государственное регулирование цен (тарифов) отраслей естественных монополий включает регулирование тарифов как на электрическую, так и тепловую энергию. В настоящее время в системе тарифного регулирования естественных монополий в России происходят серьезные изменения. Провозглашено создание единого тарифного органа, сокращение перекрестного субсидирования, переход на адресную систему социальных льгот. В то же время у государства отсутствует целостная долгосрочная концепция ценового регулирования естественных монополий.

Концепция реформы естественных монополий с точки зрения ценового регулирования должна предусматривать, прежде всего, введение новых, взаимоувязанных тарифов на их продукцию. Для этого необходимо обоснование общей модели тарифной системы, адекватной для переходных условий экономики России.

Модель ценового регулирования должна базироваться на таких общих принципах регулиро­вания тарифов в отраслях естественных монополий, как принцип справедливой цены и принцип индексирования тарифов в соответствии с ростом уровня цен.

Совершенствование ценового регулирования естественных монополий оказывает сильное влияние не только на сам сектор естественных монополий, но и на экономику в целом. Важно отме­тить, что в России такое регулирование не согласовано с другими методами государственного регулирования естественных монополий. Решения по поводу цен на услуги естественных монополий зачастую становятся результатом конъюнктурных политических решений, не имеющих достаточного экономического обоснования.

Более перспективным и эффективным направлением в области регулирования естественных монополий является их реструктуризация. Реструктуризация отраслей естественных монополий предполагает создание условий для внедрения элементов конкуренции в этих отраслях, устранение барьеров входа – выхода на монополизированные рынки для других хозяйственных субъектов.

Данный способ регулирования может быть эффективным не только для отдельных монополистов, но, что особенно важно, и для государства в целом, так как позволяет делать прозрачными финан­совые потоки в рамках различных посреднических фирм, уводящих финансовые потоки в обход как самой компании, так и бюджета.

Влияние естественных монополий на экономику России .

Их влияние может быть как позитивным, так и негативным.

Россия не избежала и негативного воздействия отраслей – естественных монополий в условиях рынка – на производство и уровень жизни населения.

С общим сокращением производства в России спрос на продукцию и услуги отраслей – есте­ственных монополий, за исключением отраслей связи, постоянно снижался. Эти отрасли являются чрезвычайно капиталоемкими, значительная часть их издержек носит постоянный характер. В ре­зультате росла доля постоянных издержек в цене единицы продукции. Кроме того, до последнего времени субъекты естественных монополий финансировали инвестиции в значительной мере за счет внутренних источников (инвестиционные и стабилизационные фонды, формируемые за счет себестоимости и прибыли), что определило чрезмерную нагрузку на тарифы.

Практически во всех отраслях сохранялось перекрестное субсидирование одних групп потре­бителей за счет других. Низкие тарифы для населения и бюджетных организаций субсидировались за счет промышленных и коммерческих потребителей. Например, на железнодорожном транс­порте убытки по пассажирским перевозкам покрываются за счет грузовых тарифов.

Быстрый и значительный рост цен в электроэнергетике, газовой промышленности, отраслях связи и на железнодорожном транспорте обусловил необходимость постановки вопроса об обос­нованности издержек (расходы на заработную плату, социальные выплаты, инвестиционную дея­тельность) и о соответствии качества предлагаемых продукции и услуг уровню цен. В отраслях естественных монополий заработная плата превышала среднюю по экономике и их работники пользовались большими социальными льготами по сравнению с другими отраслями.

Учитывая затратообразующую сущность этих отраслей, очевидно, что рост цен на произво­димую ими продукцию явился мощным фактором макроэкономической инфляции, которая охарак­теризована экономистами как инфляция издержек.

Однако нельзя однозначно утверждать, что отрасли – естественные монополии за годы перехода к рынку обеспечили себе процветание за счет всей остальной экономики. Ценовая дискриминация, катастрофические неплатежи больнее всего ударили именно по собственному источнику.

Статьи по теме