Как вяжется арматура крючком. Правила надежного армирования ленточного фундамента. Крючок для вязки арматуры

Вязка арматуры – это один из основных этапов работы, по созданию арматурного каркаса. Соединяя арматуру, создаётся армирующая конструкция, благодаря которой, бетон получает большую прочность как на сжатие, так и на растяжение. Выполнив неправильно соединение прутов, готовая монолитная конструкция не получит проектную прочность. Для того чтобы этого избежать, разберём как правильно вязать арматуру соблюдая все нормы и правила, и каким инструментом можно выполнить работу, это будет полезно для начинающих арматурщиков, и для строителей с опытом.

Рассмотрим всё существующие способы, как можно соединить арматуру. Каждый из вариантов хорош в чём-то своём, и используется строителями, в зависимости от типа строения и проектных требований. Существует 3 способа соединения прутов, с ихней помощью создаётся крепкий и надёжный металлический каркас:

  1. Вязка проволокой.
  2. Сварка.
  3. Пластиковые хомуты.

Эти способы вязки арматуры имеют свои особенности. Каждый из них правильный и применяется в зависимости от требований и используемого материала. При армирование ленточного фундамента для частного дома, часто соединяют арматуру методом сварки, а не связывают её проволокой. Но какой вариант является лучшим?

Преимущества и недостатки соединения сваркой

Несмотря на то что это разные технологии, правильный выбор может сэкономить средства и время на строительство, при этом без потерь прочности конструкции. Метод соединения элементов сваркой, раньше считали одним из самых надёжных и эффективных. Однако, подобная технология не всегда является уместной. Обычно её использовали при монтаже громоздких каркасов, которые усиливают фундамент для многоэтажных домов и габаритный коттеджей.

Подобный метод имеет некоторые недостатки:

  1. Требуется иметь навыки работы со сварочным аппаратом, иначе нужно потратиться на услугах профессионального сварщика. Себестоимость в таком случае увеличивается.
  2. Места сварки – слабое место конструкции. Там прочность каркаса становится ниже.
  3. Метод не подходит, если использовать . К тому же , которая является самой востребованной, не может быть соединена посредством сварки. Только пруты с индексом «С» подойдут для работы, например: арматура .

Поэтому в современном монолитном строительстве, сварку заменили вязкой. Для частных и жилых домов, строительства бани, гаража или других построек – это наилучший вариант соединения арматуры.

Плюсы и минусы соединения методом вязки

Чем же так хорош этот метод? Он имеет следующие положительные моменты:

  1. Быстрота выполнения работ. Вязка проволокой занимает мало времени, она простая и не требует навыков. Правда, если делать это вручную, то процесс замедляется. Дальше мы рассмотрим, как же быстро вязать арматуру.
  2. Простота устранения недочётов. При работе со сваркой, устранить ошибки, будет труднее, приходиться брать болгарку и разрезать сварочный шов. Проволоку же, достаточно откусить кусачками или же размотать крючком.
  3. Чтобы вязать арматуру не нужно быть профессионалом.
  4. Процесс армирования можно выполнить в опалубке.
  5. Себестоимость работы намного ниже.

Пример вязки сетки из арматуры проволокой.

Если говорить о недостатках, то отметим шаткость готового каркаса. Правда, это не является большой проблемой. Конструкция будет прочной, единственная проблема заключается в том, что при перемещении каркаса в опалубку она начинает расшатываться, в этом случае можно в нескольких местах сделать прихватки арматуры сваркой. Чтобы решить такую проблему со стеклопластиковой арматурой, надо привязать несколько раскосов, чтобы конструкция стала более жёсткая и устойчивая. Прогибаясь, натяжка в местах вязки изменяется, каркас гуляет. Поэтому при установке его в опалубку нужно быть осторожными. Лучше вязать арматуру в опалубке или над ней, если выполняется .

Особенности соединения арматуры пластиковыми хомутами

Основные достоинства этого метода, в том, что он не требует специальных навыков, у него высокая скорость выполнения работ, и надёжная фиксация арматуры.
Недостатки, у данного способа следующие:

  1. Стоимость. При больших объёмах проволока будет экономней.
  2. Скорость выполнения работы (если сравнивать с другими способами вязки).
  3. Исправление. Где-то ошиблись, придётся откусывать хомут, он становится негодным, проволоку же можно перевязать.
  4. Надёжность. Передвижение по конструкции, связанной пластиковыми хомутами не желательно.
  5. Температура. Лопаются при отрицательных температурах.

На основе этих данных можно сказать, что данный способ, подойдёт больше для частного строительства, при небольших объёмах, также он подойдёт, для людей которые сами хотят выполнить армирование своими руками.

Инструменты для вязки арматуры, технология работы с ними

Никто не выполняет работу вручную. Это практически невозможно. Для этой цели есть специальные инструменты, ускоряющие и упрощающие процесс. Каждый инструмент имеет свои особенности по использованию. Для связки арматуры существуют следующие приспособления:

  1. Ручной крючок.
  2. Вязальный пистолет.
  3. Шуруповёрт.
  4. Клещи.


Каждый из инструментов имеет свои плюсы и минусы, рассмотрим их, а также технологию их использования, и на основе этих данных и мнении эксперта (арматурщика с 10-летним стажем) подведём итоги и выберем лучший вариант для вязки арматуры.

Как правильно вязать арматуру крючком?

Особенности работы в том, что она выполняется вручную. Поначалу процесс будет длительным, так как нужно набить руку. Крюк делается из стали, а ручка из дерева или пластмассы. Стоимость такого крючка составляет 1 тыс. рублей.

В продаже есть даже автоматические крючки, но отзывы о них двоякие. Некоторые отмечают малый ресурс, другие говорят, что он скручивать проволоку толщиной 2 мм и более с трудом.

Существует несколько вариантов соединительных узлов при вязке арматуры крючком. Рассмотрим самые популярные.

Простой узел связки арматуры крючком

Самый распространённый и простой узел, выполняется следующим образом:

  1. Чтобы соединить пруты между собой, нужно взять проволоку длинно 15–20 см, и согнуть её пополам.
  2. Согнутая проволока снова сгибается, но не до конца, должен получиться крючок.
  3. Просовываем проволоку под арматуру, которую необходимо связать.
  4. Дальше в ход идёт сам крючок. Его нужно вставить в полученную петлю и зацепить свободный конец проволоки.
  5. Делается один оборот. При этом важно придерживать свободный конец.
  6. Натянув крючок на себя, докручиваем проволоку до её отрыва.

Пошаговая схема выполнения простого узла связывания арматуры крючком.

Обратите внимание! Чтобы не покупать вязальный крючок, можно сделать его своими руками. Потребуется кусок стального прута, а ручку можно изготовить из пластика или дерева. Сделав его один раз, можно постоянно пользоваться инструментом для вязки. Пошаговую инструкцию по изготовлению крючка своими руками смотрите .

«Мёртвый узел»

Данный узел применяется для армирования конструкций, состоящих из прутов арматуры и хомутов, это балки и колонны. Так как он надёжно фиксирует арматуру в угол хомута, арматурщики назвали его «мёртвым» узлом. Чтобы быстро и качественно выполнить такой узел, необходимо много практиковаться. Рассмотрим, инструкция по выполнению узла:

  1. Берём проволоку длиною 20–40 см, её размер зависит от диаметра используемой арматуры, и сгибаем пополам.
  2. Запускаем проволоку, петлей вперёд, под низ арматуры слева от хомута, оставляя 2–4 см для завершения узла.
  3. Заводим проволоку наверх хомута и загибаем опять под низ арматуры.
  4. Крючок вставляем в петлю и зацепляем свободный конец проволоки.
  5. Тянем крючок на себя и одновременно делаем несколько оборотов, пока не почувствуем что проволока зажалась, или пока не оторвётся петля.

Схема связки арматуры «мертвым» узлом с помощью крючка.

Следует отметить! Для того чтобы этот узел надёжно зафиксировал арматуру в угол хомута, проволоку следует как можно плотнее прижимать к арматуре и углу хомута, иначе завязка получится ненадёжной.

Проверить качество узла, можно подёргав хомут рукой, если шатается, то выполнен неправильно или до конца не затянут. Затягиваем либо делаем дополнительную завязку простым узлом.

Выполняя армирование сложных конструкций, например, полукруглых балок, узлы можно комбинировать. Сначала делается «мёртвый» узел, а потом два простых крест-накрест, как на фото ниже.

Специальный пистолет для вязки

Для вязки арматуры – это идеальный инструмент. С ним процесс выполняется намного быстрее и проще. Собирать металлический каркас с ним удобней всего. Единственный нюанс заключается в том, что подобный агрегат стоит не дешёво. Вот почему он используется на масштабных строительных объектах. Минимальная стоимость – 30 тыс. рублей.

Он выглядит как обычная дрель. Только в него вставляется рулон с проволокой. Для вязки нужно направить пистолет на место стыка и нажать на курок. Он сам выполнит вязку за считаные секунды. Это самый простой и доступный вариант, как связать арматуру.

На заметку! На 1 узел, связанный при помощи крюка, уходит 9 сек. Если взять автоматизированный крюк, то потребуется 7 сек. А вязка при помощи пистолета занимает всего 1 секунда на 1 узел.

Но и у этого способа есть свои минусы:

  1. Не везде им можно добраться, для выполнения вязки.
  2. Стоимость.
  3. При исправлении армирования, крючком узел уже не развяжешь.
  4. Не выполнишь вязку арматуры большого диаметра.

Использования шуруповёрта с крючком

Чтобы ускорить процесс и сделать его автоматизированным, используется модернизированный шуруповёрт. Достаточно вставить в него самодельный крючок. Для этой цели подходит шиферный гвоздь. Он зажимается в шуруповёрте и готов к работе.

Принцип его работы ничем не отличается от предыдущего варианта. Отличием является только то, что процесс значительно ускоряется. А если у шуруповёрта есть регулировка скоростей, то его настраивают так, чтобы при максимальной натяжке проволоки она не обрывалась.

Вязка арматуры клещами

Данный способ вязки хорош тем, что в процессе работы экономится проволока, за счёт того, что можно связать в одну, и не надо делать петли, как для вязального крючка.

Из минусов следует отметить:

  1. Требует больше практики, для скоростной вязки.
  2. Скорость вязки в 2 раза меньше чем у крючка.
  3. При вязке в 2 проволоки получается жёсткий с острым концом узел, необходимо носит спецобувь, а то можно пробить ногу.

На видео ниже, показано какой скорости, можно достичь вязкой клещами, но для этого нужно очень много практики. Профессиональный арматурщик, делает завязку за 3–4 сек.

Выбор проволоки для вязки арматуры

Проволока – один из важных элементов работы. А это значит, что от её выбора зависит качество будущего каркаса, его прочность и скорость выполнения работы.


Согласно строительным нормам СНиП, а также положению из ГОСТ 3282-74, проволока должна соответствовать прописанным требованиям. Вот некоторые из них:

  • если арматура имеет сечение до 12 мм, то потребуется проволока для вязания сечением 1,2 мм;
  • если сечение от 16 до 18 мм, то сечением 1,6 мм;
  • при сечении больше 18 мм, используем сечение 2 мм (или две по 1,2 мм).

Совет от мастера! За свой 10-летний стаж, в монолитном строительстве, хочу сказать, что самая популярная и удобная для работы проволока имеет диаметр — 1,2 мм. А самым подходящим инструментом для вязки арматуры являет ручной крючок, доказано практикой.

Арматура в фундаменте выполняет важную роль — не позволяет конструкции разрушаться при изгибе. Для соединения стержней между собой можно воспользоваться одним из двух методов: вязка или сварка. Первый способ наиболее предпочтителен, хоть и требует больших трудозатрат. Чтобы грамотно выполнить вязание арматуры нужно ознакомиться с технологией выполнения работ.

Соединение стержней между собой таким методом можно выполнять тремя способами: пистолетом, крючком или плоскогубцами. Первый вариант позволит сделать все без лишних трудовых и временных затрат, но потребует наличия специальной техники и способности обращения с ней.

Для вязки арматуры используют вязальную проволоку. Хомуты нужно выбирать в соответствии с ГОСТ «Проволока стальная низкоуглеродистая общего назначения. Технические условия». Материал должен пройти обработку обжигом, которая позволит увеличить гибкость и упростить работу по вязке каркаса из арматуры. При этом прочность хомутов для соединения не уменьшается, что позволяет не беспокоиться о надежности. При диаметре арматуры для фундамента не более 16 мм рекомендуется применять проволоку сечением 1,2-1,4 мм. Хомуты меньшего размера не смогут гарантировать прочность соединения, поэтому их складывают в несколько раз. При этом важно помнить, что чем толще проволока, тем сложнее ее будет изогнуть.

При работе со специальным пистолетом проблем не возникает, но при частном домостроении к его помощи прибегают редко. Чаще строители выбирают вязальные крючки. Чтобы выполнить соединение нужно действовать по следующей схеме:

  1. Подготавливаются исходные материалы. В данном случае необходимо нарезать вязальную проволоку на части длинной 20-25 см каждая и сложить их вдвое.
  2. Проволоку слегка изгибают и подводят диагонально под пересечение прутков, которые нужно соединить.
  3. Крючок для вязки арматуры заводят в петлю, образовавшуюся при складывании проволоки пополам. Инструментом также зацепляют и второй конец крепежной детали. Для того чтобы конец не соскочил с крючка, его загибают. При этом продевать проволоку через петлю не нужно.
  4. Крючок вращают по часовой стрелке, закручивая тем самым проволоку (петлю и концы) до упора. Важно контролировать усилие, чтобы проволока не повредилась и не порвалась. Чтобы соединение было надежным достаточно ограничится тремя-четырьмя оборотами.
  5. После выполнения соединения нужно аккуратно вытянуть крючок из петли и переходить к следующему участку.

Схема вязки арматуры.

Такая технология применяется при необходимости соединить два стержня расположенных перпендикулярно друг другу. Особенно много таких участков в плитных фундаментах, где армирование производится сетками.

Могут возникнуть сложности при использовании гладкой арматуры класса А240. В данном случае хомуты могут свободно передвигаться, что приводит к снижению надежности соединений и смещению узлов сетки. Нормативные документы не рекомендуют применять для несущих конструкций стержни ниже класса А240, поэтому при соблюдении норм, таких проблем не возникает.

Чтобы упростить работу можно изготовить шаблоны для вязки. Эти элементы работают по принципу верстаков. Для изготовления берут деревянные заготовки шириной 30-50 см и длиной до 3 метров. На них просверливают пазы и отверстия, в которых позже будут зафиксированы стержни. Заранее потребуется разложить отрезки вязальной проволоки.

Подробнее о способах соединения арматуры читайте .

Вязка арматуры для ленточного фундамента

При армировании конструкции важно соблюдать все требования. Ленту следует усиливать каркасами. Схема включает в себя следующие виды армирования:

  • Рабочее. Принимается в зависимости от поперечного сечения фундамента и нагрузки на него. Для частных домов назначается только исходя из размеров ленты. Общая площадь сечения стержней вычисляется как 0,1% от поперечной площади армируемой конструкции. При этом важно учитывать минимальное значение, которое для ленты с длиной стороны менее 3 м составляет 10 мм, а для остальных случаев 12 мм.
  • Поперечное конструктивное. Минимальный диаметр составляет 6 мм.
  • Вертикальное конструктивное. При высоте ленты менее 80 см должно быть не менее 6 мм, в остальных случаях — 8 мм.

При укладке каркаса учитываются правила по защитному слою арматуры, который согласно «Пособию по проектированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжелого бетона без предварительного напряжения» принимается равным:

  • 40 мм для рабочего армирования при наличии бетонной подготовки, 70 мм при ее отсутствии;
  • 35 мм для конструктивного армирования при наличии бетонной подготовки, 65 мм при ее отсутствии.

Сборку каркаса ленточного фундамента можно выполнять двумя способами: в котловане или траншее и на поверхности. Проще всего контролировать точность и качество соединений при втором методе. После того, как все элементы армирования будут соединены, каркас опускают в выемку и устанавливают в проектное положение. При работе важно учитывать минимальный нахлест стержней при соединении по длине, который составляет 20 диаметров арматуры, но не менее 250 мм. Важно предусмотреть дополнительное усиление на углах ленты. Существует несколько схем для выполнения таких соединений (внахлест, с использованием дополнительных деталей), при этом шаг поперечного армирования уменьшают вдвое.

Одна из возможных схем армирования угла ленточного фундамента.

Подробнее о том как правильно армировать ленточный фундамент читайте .

Вязка арматуры для плиты

Плитный фундамент согласно упомянутому выше пособию армируют из такого расчета, чтобы общее сечение арматурных стержней в одном направлении составляло 0,3% от площади сечения плиты, диаметр стержней не менее 10 мм (12 мм при длине стороны более 3 м). При этом важно учитывать высоту конструкции. Если она составляет 150 мм и менее, то вяжут одну сетку, в остальных случаях потребуется уложить армирование в два ряда, предусмотрев между ними вертикальные хомуты.

Работу по сборке арматурного каркаса выполняют в следующей последовательности:


Подробнее о том как правильно армировать плитный фундамент читайте .

Вязка арматуры ростверка

Технология здесь схожа с ленточным фундаментом. Отличие лишь в том, что потребуется изменить схему армирования в узлах сопряжения ростверка и отдельно стоящей опоры. Железобетонный ростверк может устанавливаться для различных фундаментов:

  • железобетонных столбчатых;
  • буронабивных свай;
  • винтовых свай.

Во всех случаях закрепление ленты и опоры выполняется с помощью выпуска арматуры. При этом каркас вяжут так, чтобы два прута соединяли сваю с нижним поясом, а два с верхним. Присоединение только к нижнему ряду — неправильное. Армирование на углах и местах примыкания стен выполняется так же, как для ленточной конструкции.

Схема правильного армирования узла сопряжения ростверк/свая.

Подробнее как правильно армировать железобетонный ростверк .

Если изготовление каркаса выполняется не самостоятельно, а приглашается бригада строителей, недобросовестные работники могут предложить заменить вязку сваркой. Соглашаться на это не стоит. Эта попытка снизить трудоемкость процесса и повысить скорость производства работ может привести к снижению прочности стержней в местах соединения и преждевременной коррозии арматуры.

Совет! Если вам нужны подрядчики, есть очень удобный сервис по их подбору. Просто отправьте в форме ниже подробное описание работ которые нужно выполнить и к вам на почту придут предложения с ценами от строительных бригад и фирм. Вы сможете посмотреть отзывы о каждой из них и фотографии с примерами работ. Это БЕСПЛАТНО и ни к чему не обязывает.

От качества и правильности обустройства армирующего каркаса во многом зависят показатели прочности, надежности и долговечности фундаментной опорной конструкции. Армирующий пояс можно рассматривать в качестве своего рода скелета, способствующего существенному повышению устойчивости основания к поступающим нагрузкам.

Армирующий пояс
Устройство армирующего каркаса

Готовясь к предстоящей заливке фундамента, нужно, во-первых, разобраться, какую арматуру целесообразно и оптимально включать в состав подобной конструкции, во-вторых, какими способами может обеспечиваться соединение отдельных элементов в единый каркас.



С информацией в отношении перечисленных моментов и важных сопутствующих нюансов вам предлагается ознакомиться далее.


Стеклопластиковый каркас

Диаметр

При выборе арматуры для фундамента в первую очередь уделяют внимание диаметру прутьев. Зависимость проста: чем толще арматура, тем более серьезные нагрузки она способна выдерживать. При определении оптимального диаметра учитываются, прежде всего, характеристики грунта (главный момент – пучинистость) и предполагаемый вес готовой постройки с учетом массы ее внутреннего обустройства и жильцов/посетителей.

Диаметр арматуры, масса, суммарная площадь поперечного сечения


Так должно быть в идеале и по правилам. Наряду с этим, многие частные застройщики отказываются от составления проектной документации и выполнения сопутствующих обширных расчетов, придерживаясь усредненных и общепринятых значений. В случае со строительством относительно небольших построек, к примеру, таких как баня, подобный подход является допустимым.


Класс

Вторым важным показателем является класс арматуры. Для частного фундамента подойдет материал класса А-3.

Арматура рифленая а3 марка стали А500С, ГОСТ 5781-82

Арматура этой группы очень удобна в работе (легко гнется без применения специальных инструментов), прочна и надежна. Реже используются прутья класса А-2 (их можно гнуть на 180 градусов, А-3 – на 90 градусов).

Материал

Не менее важным показателем является материал изготовления арматуры. Ранее в отношении этого момента не возникало никаких вопросов – прутья изготавливались из прочной стали, альтернатив не было.

Однако строительный рынок неустанно развивается и расширяется. Одним из подтверждений этому стало появление в продаже стеклопластиковой арматуры.

Прутья этой группы характеризуются улучшенными эксплуатационными и практическими характеристиками. Среди главных преимуществ стеклопластиковой арматуры нужно отметить нижеперечисленные моменты:

  • высокие показатели надежности, прочности и долговечности;
  • сравнительно невысокую стоимость;
  • малый вес.

Использование стеклопластиковой арматуры позволяет сэкономить в среднем до 30-40% на покупке и транспортировке материала для обустройства армирующего каркаса по сравнению с более традиционными стальными элементами.

Малый вес стеклопластиковой арматуры делает возможной ее транспортировку в простом легковом автомобиле. Арматура не имеет ограничений по длине. Для нарезки прутьев применяется обыкновенная болгарка.

Важно! Перед резкой стеклопластиковой арматуры обязательно наденьте защитный комбинезон, перчатки, очки и респиратор.

В продаже доступна стеклопластиковая арматура различных диаметров, предполагающая применение разных вариантов вязки. Преимущественно для продольного армирования используются 8-миллиметровые стержни, для поперечного – 6-миллиметровые.

Скрепление стеклопластиковой арматуры чаще всего выполняется 2 способами:

  • с помощью вязальной проволоки;
  • при помощи пластиковых хомутов.

Порядок реализации обоих методов остается идентичным для стальной и стеклопластиковой арматуры и будет рассмотрен в соответствующих разделах.

Цены на стеклопластиковую арматуру

стеклопластиковая арматура

Проволока, хомут, фиксатор: особенности существующих крепежей

Скрепление арматурных прутков в единый каркас может выполняться с применением проволоки, хомутов и специальных фиксаторов. О них в таблице.

Таблица. Материалы для скрепления арматуры

Материал для скрепления Описание
Наиболее традиционный, бюджетный и привычный (в особенности для строителей «старой школы») материал для вязки арматуры. Изготавливается из отожженной стали.

Продается преимущественно «оптом», т.е. в упаковках (удобнее, т.к. материал уже нарезан на куски подходящей длины) либо специальных катушках. Вес упаковки и длина отрезков проволоки могут меняться в зависимости от производителя. Наиболее удобными считаются 5-килограммовые пачки, заполненные 40-сантиметровыми отрезками проволоки. В одной такой упаковке обычно содержится от 1000 до 1500 кусков проволоки.

По принципу использования мало чем отличается от вязальной проволоки – те же способы, аналогичные инструменты. Характеризуется большим удобством использования (проще сгибать и закручивать). Стоит немного дороже, чем проволока. Имеет увеличенный диаметр (в среднем 4 мм против 1,2 мм у проволоки). Для обеспечения надежного соединения арматурных прутков, достаточно использовать 20-сантиметровый хомут на одну точку пересечения.
Наиболее современный вариант соединения арматурных прутков. Фиксаторы изготавливаются из пластика. Лучше всего проявляют себя в комплексе со стеклопластиковой арматурой. Преимущества перед стальной арматурой и вязальной проволокой очевидны. Чтобы полностью их уяснить, нужно обратить внимание всего лишь на 1 недостаток стальной арматуры – она подвержена коррозии. Ржавчина способна на порядок увеличить диаметр металлического прутка. Его прочность, при этом, меняется не в лучшую сторону.

Коррозия приводит к появлению пор в бетоне. В поры проникает вода. Зимой вода расширяется и увеличивает размеры трещин.

Фиксаторы же не ржавеют, да и соединять с их помощью арматуру гораздо проще, удобнее, и быстрее, нежели проволокой. В продаже доступно несколько разновидностей крепежей, позволяющих обеспечивать соединение арматурных прутков в различных пространственных направлениях, обустраивать «подставки» (как на изображении) и решать прочие задачи, связанные с армированием.

Ввиду того, что рассматриваемое руководство посвящено именно вязке арматуры, порядок соединения прутьев специальными фиксаторами рассматриваться не будет – сей процесс не является вязкой в традиционном понимании и в целом интуитивно понятен.

Проволоке же и хомутам следует уделить большее внимание.

Во-первых, проволока.






Для изготовления таковой, как отмечалось, применяются низкоуглеродистые марки стали. Отожженный материал относительно легко гнется и отлично справляется с возлагаемыми на него задачами. В продаже доступна неоцинкованная вязальная проволока (имеет черный цвет) и ее оцинкованный аналог (белая).

Многие мастера считают покупку оцинкованной вязальной проволоки для обустройства фундамента излишеством и нецелесообразной тратой денежных средств, аргументируя свою позицию тем, что армирующий каркас после заливки бетона становится недоступным для воздуха, следовательно, ржаветь ничего не будет. Наряду с этим, исключать возникновение коррозии, как отмечалось ранее, нельзя.

  • если решено использовать стальную арматуру, можете вязать как оцинкованной, так и неоцинкованной проволокой – если коррозия доберется до армирующего каркаса, ей будет все равно, что «есть», хоть арматуру, хоть проволоку, и избежать ухудшения качественных характеристик фундамента при таких обстоятельствах не удастся;
  • если решено использовать стеклопластиковую арматуру, лучше осуществлять вязку оцинкованной проволокой – благодаря этому будет минимизирован риск возникновения коррозии и обеспечен более длительный срок службы опорной конструкции.

Что касается диаметра, наиболее оптимальным в отношении удобства использования и надежности является 1,2-1,4-миллиметровый вариант. «Единичка» слаба для фундамента, на работу с «двойкой» будут уходить лишние усилия.

Во-вторых, хомуты.

Это, как отмечалось, осовремененный и улучшенный вариант вязальной проволоки. Изготавливаются они из пластика, а не из стали, поэтому при использовании таких крепежей вероятность возникновения коррозии внутри опорной конструкции исключается. Наряду с этим, именно из-за материала изготовления пластиковых хомутов у многих застройщиков возникает ряд вполне обоснованных вопросов в отношении крепежей этой группы.

  1. Смогут ли хомуты выдержать нагрузки, создаваемые внутри фундамента? Смогут.
  2. Не разорвется ли крепеж со временем, нарушив равномерность распределения нагрузок и в целом ухудшив качество фундамента? Не разорвется.
  3. Действительно ли пластиковый хомут надежен? Действительно, но нужно правильно подойти к вопросу его выбора.

Полезный совет! Для вязки арматуры лучше всего походят пластиковые хомуты с использованием стальной проволоки в качестве сердечника. Стоят подобные фиксаторы дороже, чем стальная проволока, зато удобства в работе им не занимать.

Важное примечание! Пластиковые хомуты нельзя использовать для вязки арматуры при проведении работ по обустройству фундамента в зимнее время – на холоде материал изготовления фиксаторов практически мгновенно становится хрупким. Исключение – специальные фиксаторы из полиамида.

Цены на проволоку вязальную

проволока вязальная

Во-первых, запомните главное правило: арматура не соединяется с помощью сварки, а именно связывается.

Связывание арматуры – схема

Суть в следующем: контакт металла с электродом способствует уменьшению прочности первого настолько, что даже нагрузки, происходящие при минимально возможной усадке фундамента, способны привести к катастрофическим последствиям, последовательность которых обычно следующая:

  • места соединения арматуры разрушаются;
  • армирующий каркас распадается;
  • бетонная конструкция начинает трескаться.

Чем это грозит возведенной на фундаменте конструкции, в комментариях не нуждается. В качестве исключения можно рассматривать лишь специальные арматурные прутки, технология изготовления которых по ГОСТу изначально предполагает возможность последующего сваривания.

Во-вторых, вертикальные опорные стержни, устанавливаемые в качестве опор для горизонтально ориентированных прутков, нельзя просто забивать в землю. Правильно делать так: нижний армирующий ряд укладывается на специальные пластиковые фиксаторы (т.н. «подстаканники», демонстрировались ранее), а верхняя часть вертикальных прутьев связывается с верхним рядом каркаса. Подобное размещение исключит контакт прутьев с внешней средой.

В-третьих, верхний горизонтальный ряд каркаса должен обвязываться изнутри – так сложнее, но правильнее. Нередко неосведомленные застройщики допускают ошибку, оставляя верхний ряд каркаса незафиксированным. Если бетон будет заливаться вручную, ничего страшного в подобных условиях не случится. При заливке же специальным бетононасосом смесь подается под давлением. Создаваемое давление будет приводить к раздвиганию арматуры в стороны, в результате чего проволока может лопнуть.

В-четвертых, при выполнении армирования нужно уделять особое внимание углам конструкции, т.к. именно они являются самым слабым местом фундамента. В таких участках прутья не укладываются под прямым углом, а сгибаются. Перехлесты, при этом, прячутся в стене. Важно, чтобы соседние арматурные прутки не перехлестывались в одной точке. Принцип продемонстрирован на изображении.

Правильным считается армирование, по результатам которого получается жесткий пространственный каркас, выдерживающий вес человека без видимых изменений структуры.

Цены на пластиковый фиксатор для арматуры

фиксатор для арматуры пластиковый

Для вязки арматуры можно использовать самые разнообразные приспособления – от плоскогубцев до специальных автоматических пистолетов.

Применение плоскогубцев и кусачек с предварительно затупленными зубцами – самый примитивный вариант. Его единственным преимуществом является отсутствие необходимости покупки дополнительных приспособлений, однако закручивать проволоку подобными подручными средствами долго, неудобно и утомительно. Поэтому мы воздержимся от их рассмотрения.

Если вы ограничены в бюджете, сделайте хотя бы элементарный самодельный крючок для вязки. Для этого вам не понадобится ничего кроме гвоздя диаметром 4-5 мм, заготовки для ручки или старой ненужной отвертки/шила и молотка.

Для изготовления крючка сделайте следующее:

  • подготовьте ручку. Можете использовать любую подходящую деревянную заготовку (в древесину удобнее и проще вбивать гвоздь), к примеру, от отслужившего свое домашнего инструмента. Ручка может быть выполнена и из других материалов, главное, чтобы вам было удобно ее использовать;
  • вбейте гвоздь в ручку, оставив свободными 3-4 см;
  • отрежьте шляпку гвоздя, к примеру, с помощью кусачек или другого подходящего приспособления;
  • загните гвоздь в крючок. Делается это следующим образом: вы кладете гвоздь на подходящую подставку, к примеру, кирпич, и постепенно с помощью молотка придаете заготовке форму крючка для вязания.

Порядок изготовления крючка из отвертки/шила сводится к выполнению последнего этапа вышеприведенного руководства. На выходе вы должны получить приспособление, имеющее примерно следующий вид.

Вязка обычным крючком

Подготовив самодельный крючок или купив готовый инструмент в хозяйственном магазине, приступайте к выполнению работы. Для начала тщательно потренируйтесь на сторонних кусках арматуры, пока досконально не уясните принцип действий. Заключается он в следующем:

  • кусок вязальной проволоки длиной не менее 200 мм складывается пополам;
  • полученная заготовка оборачивается по диагонали в точке выполнения соединения;
  • крючок продевается в созданную петлю;
  • свободные концы вязальной проволоки аккуратно протягиваются через петлю. На этом этапе также помогает крючок;
  • не доставая рабочий инструмент, его поворачивают по направлению часовой стрелки до получения надежного соединения. Обычно хватает нескольких (до 3-4) витков. Перекручивать проволоку слишком сильно не стоит – оборвется. Лишние части концов проволоки загните. Если концы получились слишком длинными, можете отрезать их кусачками или другим подходящим инструментом.

Схематически процесс представлен на следующем изображении.

Для лучшего понимания технологии, ознакомьтесь с поэтапными иллюстрациями.

Существует несколько других вариантов вязки арматуры крючком, но приведенный выше способ является самым надежным, рекомендуется придерживаться именно его.

Также неплохо проявляет себя способ, в соответствии с которым исполнитель должен последовательно выполнить нижеперечисленные манипуляции:

  • сложить отрезок проволоки вдвое, как в предыдущем случае;
  • завести сложенную проволоку под арматуру в месте соединения;
  • захватить петлю вязальным крючком;
  • перегнуть через крючок оставшийся свободным «хвост»;
  • закрутить полученную петлю.

Порядок выполнения работы в соответствии с этим способом продемонстрирован на следующих иллюстрациях.

Видео – Вязка арматуры крючком

Вязка полуавтоматическим крючком

Полуавтоматический, он же реверсивный и винтовой крючок является усовершенствованной и более удобной в использовании версией вышерассмотренного приспособления.

Длина (как правило, она составляет 32 см) и в целом особенности конструкции реверсивного крючка позволяют обеспечивать качественную скрутку проволоки с одного затягивания. Мягкая ручка из резины делает работу с инструментом еще более удобной и безопасной, исключая вероятность возникновения мозолей на руках.

Порядок использования такого крючка следующий:

  • исполнитель обводит арматурные прутки проволокой в месте соединения (порядок действий такой же, как и в случае использования обыкновенного крючка, вся необходимая информация приводилась выше);
  • крючок вставляется в петлю;
  • исполнитель тянет ручку инструмента на себя.

На этом все. В результате таких нехитрых действий приспособление, работающее подобно «юле», быстро затягивает проволоку, обеспечивая получение плотного, надежного и аккуратного узла. Трудоемкость и затраты времени на выполнение работы сокращаются в разы.

Инструмент подходит как для профессионального, так и для частного использования. В каком-либо специальном техническом обслуживании реверсивный крючок не нуждается – достаточно лишь периодически смазывать рабочие элементы маслом.

Принцип работы винтового вязального крючка детально продемонстрирован в следующей видеозаписи.

Видео – Вязка полуавтоматическим крючком

Ручная вязка крючком – довольно затяжное и трудоемкое мероприятие. И хотя полуавтоматический крючок, рассмотренный в предыдущем разделе, позволяет существенно облегчить и ускорить выполнение армирующих работ, доступна прекрасная возможность сделать все гораздо быстрее и с еще меньшими усилиями. В этом поможет дрель-шуруповерт.

Все, что вам нужно сделать, – это изготовить крючок (в качестве заготовки подойдет обыкновенный гвоздь диаметром 0,5 см, с принципом изготовления крючка вы уже ознакомились в одном из предыдущих разделов) и зафиксировать его в патроне шуруповерта так, как устанавливаются обыкновенные сверла (подробно последовательность замены рабочего инструмента следует уточнить в инструкции конкретно к вашему шуруповерту, т.к. для разных моделей инструментов эти моменты могут несколько различаться).

Выглядеть такая конструкция будет следующим образом.

Дальнейший порядок действий не имеет отличий от технологии вязки арматуры крючком: вы все так же складываете проволоку вдвое, заводите ее под арматуру, захватываете петлю крючком, но закручиваете уже не вручную, а с помощью шуруповерта, прилагая минимальные усилия.

При закручивании проволоки инструмент практически не испытывает нагрузки, поэтому для вязки можно использовать даже самую бюджетную дрель-шуруповерт с минимальной мощностью. Лучше, чтобы модель была оснащена регулятором оборотов вращения. Перед работой выставьте его на минимум.

Видео – Вязка арматуры шуруповертом

Пистолет делает вязку арматуры максимально быстрой, простой и удобной – самые совершенные модели таких пистолетов способны создавать соединение менее чем за секунду. Каких-либо подготовительных мероприятий не требуется: проволока намотана на катушку пистолета, пользователь попросту подносит инструмент к месту соединения и нажимает соответствующую кнопку. Информацию в отношении специальных опций и функций уточняйте в инструкции к конкретному инструменту.

Выглядит это следующим образом.

Нарезать проволоку перед работой не нужно: инструмент все сделает самостоятельно. Это является большим преимуществом – отходы в виде обрезков вязальной проволоки отсутствуют, благодаря чему величина нецелесообразных затрат и рабочих издержек существенно уменьшается.

Пистолет удобен в работе – его можно держать одной рукой, второй, при этом, придерживая арматурный каркас, что исключает необходимость привлечения дополнительной рабочей силы в виде помощников.

Автоматический пистолет, в отличие от ручных инструментов, позволяет рассчитывать на постоянное высокое качество вязки. По умолчанию во всех моделях присутствуют функции регулирования длины отрезков и силы затягивания.

Марка пистолета Вес Размер арматуры Цена
1,4 кг D19хD18 48 780 руб.
1,5 кг D20хD22 60 920 руб.
2,25 кг - 52 000 руб.
2,4кг от 20 до 35 мм 165 000 руб.

Среди недостатков автоматического пистолета для вязки арматуры можно выделить следующие моменты:

  • высокую стоимость инструмента и комплектующих (катушек с проволокой);
  • необходимость предварительного обучения работе с пистолетом (в целом ничего сложного, но дополнительное время все равно тратится. На практике оно с лихвой компенсируется экономией временных затрат на скрутку проволоки);
  • невозможность использования пистолета в труднодоступных местах. Даже располагая столь серьезным помощником, вы все равно не сможете полностью отказаться от применения ручных инструментов для вязки. К примеру, пистолетом не получится связать прутки в углах армирующего каркаса. Помимо этого, лишь крючок вы сможете просунуть между хлыстами для подвязывания 2-го слоя упрочняющего каркаса.

Видео – Вязка арматуры пистолетом

Несколько слов о хомутах

Для вязки арматурных прутков, как отмечалось, можно использовать специальные хомуты. Выглядят они так.

Таким образом, один конец хомута свободный, а на втором располагается фиксатор.

Порядок использования хомута следующий:

  • изделие заводится под арматурные стержни в месте пересечения;
  • свободный конец затягивается в отверстие фиксатора до упора;
  • положение крепежа фиксируется, за счет чего обеспечивается соединение арматуры.

В продаже доступно достаточно много разновидностей хомутов. В комплексе с арматурой наилучшим образом проявляют себя изделия, изготовленные из полиамида 6.6. Такие хомуты нормально себя «чувствуют» в температурном диапазоне -40-+85 градусов, не лопаясь, не трескаясь и не растекаясь. Хороший хомут должен быть эластичным. Проверить этот параметр можно следующим образом: возьмите изделие и согните его пополам. Если в месте сгиба появилась трещина, откажитесь от использования такого хомута.

В продаже доступны специальные пистолеты, позволяющие сделать процесс обустройства хомутов более простым и быстрым.

Цены на кабельные стяжки (хомуты)

кабельные стяжки

Видео – Вязка арматуры хомутами

К числу аналогичных крепежей можно отнести металлические скрепки (коннекторы) для соединения арматурных прутков в единый каркас. Один конец такой сетки оснащен крючком, другой – петлей. Диаметр стальной скрепки составляет в среднем 2-4 мм. В месте связки арматуры происходит зацепление крючка и петли за нижний стальной стержень. Средняя часть фиксатора прижимает верхний прут к нижележащему.

Вязка арматуры скрепкой
Скрепки для вязки арматуры

Удачной работы!

Видео – Вязка арматуры для фундамента своими руками

Армирование железобетонных конструкций является ключевым фактором, предопределяющим их надежность и долговечность. Сооружения из бетона усиливаются арматурными каркасами, собирающимися с помощью вязальной проволоки, о которой мы поговорим в данной статье.

В публикации представлена проволока для армирования, рассмотрена сфера ее использования, разновидности и особенности применения. Приведена инструкция по расчету расхода материала и рекомендации по его выбору.

1 Вязальная проволока — где и зачем используется?

Арматурная проволока применяется в сфере индивидуального и промышленного строительства для изготовления каркасов, используемых с целью армирования железобетонных конструкций. Посредством вязальной проволоки выполняется соединение смежных прутков арматуры в месте их перехлеста.

Материал может использоваться при сборке следующих типов каркасов:

  • фундаментных (ленточных, монолитных, столбчатых);
  • перекрытий (цокольных и междуэтажных);
  • стяжек полов.

Наиболее распространена проволока для армирования в монолитном строительстве. При промышленном изготовлении железобетонных изделий — свай, плит перекрытия, ЖБ блоков, их каркасы, с целью экономии затрат времени, стыкуются с помощью точечной сварки.

1.1 Как рассчитать расход материала?

Согласно положениям СНиП, норма расхода вязальной проволоки при сборке армокаркаса составляет 30 см на одно соединение либо 4 кг на тонну арматуры . Чтобы узнать, какое количество материала вам потребуется использовать, необходимо определить число точек стыковки арматуры в каркасе и высчитать общий расход.

В качестве примера приводим расчет расхода проволоки для армирования фундамента ленточного типа. Используем условный размер фундамента 5*6 м, в нем будет 2 пояса продольной арматуры — верхний и нижний, по 3 прутка в каждом, соединенные вертикальными и поперечными перемычками с шагом 40 см.

Алгоритм определения расхода:

  1. Высчитываем периметр каркаса: 5*6 = 30 метров.
  2. Определяем количество перемычек исходя из шага в 40 см: 30/0,4 = 75 шт.
  3. На каждой перемычке будет по 6 точек стыковки (по 3 прутка на каждом поясе), определяем количество соединений: 75*6 = 450 шт.
  4. Высчитываем расход вязальной проволоки: 450*0,3 = 135 м.

Итого, для соединения прутков каркаса нам потребуется использовать 135 метров материала. Аналогичным образом, определив количество соединений и умножив их на нормативный расход, можно высчитать общий расход проволоки для сборки армокаркаса любой конфигурации.

2 Классификация и разновидности

Проволока для армирования классифицируется на разновидности по таким параметрам как:

  • наличие либо отсутствие защитного покрытия;
  • термическая обработка;
  • класс прочности.

В зависимости от наличия защитного покрытия материал делится на две разновидности: изготовленный из обычной и . Покрытие наносится посредством горячего цинкования, которое подразумевает выдерживание бухт проволоки в ваннах расплавленного цинка.

Материал с защитным покрытием делится на два класса — 1Ц и 2Ц. Отличия между ними заключаются в толщине слоя оцинковки, в материале класса 2Ц защитный слой значительно толще: для сравнения — 155 против 85 г/м 2 в проволоке диаметром 6 мм. Альтернативой оцинкованным материалам является проволока МНЖКТ из медно-никелевого сплава, однако в строительстве ее применение неоправданно ввиду высокой стоимости.

По типу закалки арматурная проволока классифицируется на необработанную и прошедшую отжиг (имеет в маркировке литеру О). Суть термической обработки заключается в нагреве материала до заданной температуры в доменной печи и его последующего охлаждения. В результате отжига изменяется кристаллическая структура металла и разрушается внутреннее напряжение стали, что обеспечивает повышенную эластичность и механическую прочность проволоки.

В зависимости от класса прочности изделия классифицируются на две группы В-1 (обычная) и В-2 (высокопрочной). Отличия между ними заключается в марке используемых сплавов, для изготовления проволоки В-1 применяется низкоуглеродистая сталь, для В-2 — сталь с увеличенным количеством компонентов. Материалом В-2 выполняется соединения каркасов из напрягаемой арматуры, тогда как класс В-1 предназначен для монтажа ненапрягаемых конструкций.

2.1 Типоразмеры и вес

Диаметр материала зависит от наличия защитного покрытия — оцинкованная проволока выпускается в диаметрах 0.2-6 мм, без покрытия — 0.16-10 мм . С завода изделия поставляются в мотках (вес от 15 до 250 кг) либо катушках (500-1500 кг). Моток должен состоять из одного отрезка проволоки, катушка — не более, чем из 3-ех.

Приводим таблицу проволока вязальная вес 1 метра, марка ВР, наиболее востребованной на рынке:

  • ВР-1 (диаметр 1 мм) — вес 0.012 кг;
  • ВР-2 (диаметр 2 мм) — вес 0.025 кг;
  • ВР-3 (диаметр 3 мм) — вес 0.06 кг;
  • ВР-4 (диаметр 4 мм) — вес 0.1 кг;
  • ВР-6 (диаметр 6 мм) — вес 0.23 кг.

Характерной особенностью марки ВР является наличие рифленых стенок, за счет которых увеличивается адгезия (сцепление) материала с прутками арматуры, что позитивно влияет на общую прочность железобетонных конструкций.

Проволока "Казачка

"

В последнее время распространение на рынке получила проволока для вязки арматуры с кольцами, также именуемая «Казачка». Она выпускается в виде отрезков длиной 8, 10, 12 и 14 см, на концах которых расположены кольца под крючок для вязки. Соединение арматуры «Казачкой» выполняется значительно быстрее, чем стандартным аналогом, поскольку отпадает необходимость в нарезке и самостоятельном формировании колец. Поставляется материал в виде бабин, состоящих из 1-5 тысяч отрезков.

2.2 Вязка арматуры проволокой (видео)


2.3 Как вязать?

Для сборки каркаса из прутков арматуры 10-14 мм нужно использовать проволоку диаметром 1.2-1.4 мм . Если материал имеет плохую эластичность бухту необходимо выдержать в течении 20-30 минут в костре, после чего дать охладиться при естественной температуре. Использовать изделия меньшего диаметра можно, однако в таком случае выполняя соединение потребуется перегибать ее в два раза.

Существует всего два способа крепления арматуры в каркасе: электросварка и вязка. Мы не будем открывать дискуссию о том, какой из них предпочтительнее. Скажем лишь, что при вязке не снижается прочность рабочих стержней.

Любая сварка ослабляет металл, поскольку создает в нем локальные напряжения. Это негативно сказывается на надежности всей конструкции.

По сравнению со сваркой вязальные работы более трудоемкие.

Несмотря на это, в частном строительстве с его небольшими объемами лучше выбрать их. Особенно, когда речь идет о таких ответственных конструкциях, как фундамент и плиты перекрытия.

В этой статье мы расскажем начинающим строителям о том, как правильно вязать арматуру. Рассмотрим инструменты, материалы и технологии, применяемые для этой работы. Надеемся, что полученная информация поможет вам уверенно обращаться с металлом, собирая прочные и надежные каркасы.

Способы вязки арматуры

Существует два способа фиксации арматурных прутков: ручной и автоматизированный.

При ручном методе используются четыре вида инструментов:

  • Пассатижи;
  • Крючок (простой и реверсивный);
  • Шуруповерт с насадкой.

Пользоваться пассатижами не очень удобно. Поэтому их применяют редко и только для сборки небольших каркасов. Крючком пользуются чаще. Это простое приспособление при известной сноровке помогает быстро соединять стальные стержни.

Существует усовершенствованная модификация простого крючка (реверсивный). Ее основа — винт, который вращается при вытягивании рукоятки назад.

Объединив крючок с шуруповертом, домашние умельцы создали еще одно удобное приспособление для фиксации стальных прутков в каркасе.

Автоматизированную вязку выполняют так называемым пистолетом. Это довольно сложное и дорогое устройство, применяемое на крупных объектах. Производительность его такова, что завязывание одного узла происходит за 1 секунду.

Устройство снабжено отсеком, в котором установлена бобина с проволокой. Рабочий орган пистолета подает ее к арматуре и связывает в узел.

Технология работы крючком

Ничего сложного в этой операции нет. Проделав ее несколько раз, вы быстро «набьете руку».

Суть метода заключается в следующем: место пересечения стержней охватывают стальной проволокой, сложенной вдвое. Вязальный крючок вставляют в петлю и захватывают им другой свободный конец. После этого инструмент вращают до момента стягивания. Концы проволоки загибают внутрь каркаса.

Мастера знают один маленький секрет, гарантирующий плотный контакт: немного не докрутив петлю, ее нужно потянуть на себя и только после этого довернуть до конца.

Схема вязки арматуры с помощью крючка

Работа с шуруповертом не имеет принципиальных отличий от вязки крючком. Преимущество заключается в более высокой скорости и меньшей трудоемкости. Используя шуруповерт, не забудьте выставить на минимум скорость вращения его патрона.

Электродрелью вязать арматуру не следует. Большая инерционность данного инструмента не позволяет точно определить момент завершения затяжки.

Способы соединения стальных стержней и основные виды узлов показаны на схеме ниже.

Материалы

Для сборки каркаса используют специальную отожженную проволоку. Она прочная, но при этом достаточно мягкая. Это позволяет затягивать узлы, не рискуя порвать ее. Рекомендуемый диаметр данного материала зависит от сечения арматурных стержней и составляет от 1,0 до 1,4 мм.

Дешевая проволока идет без покрытия и называется черной. Более стойкая к коррозии имеет защитный слой из цинка.

Вязальная проволока изготавливается в двух вариантах: в бухтах и мерная (в отрезках). Работать с мотком сложнее, поскольку его приходится вручную резать на куски. Мерный материал можно сразу пускать в дело. Особенно удобна проволока, у которой на концах сделаны петли.

Нормы и правила выполнения работ

Указания по проектированию и изготовлению арматурных каркасов содержатся в двух нормативных документах. ГОСТ 10922-2012 оговаривает технические условия для вязаных и сварных соединений железобетонных конструкций. Свод правил СП 52-101-2003 регламентирует требования к проектированию каркасов.

На основе этих нормативов разработаны типовые схемы вязки арматуры под ленточный фундамент, размеры нахлестов, диаметры используемой арматуры и другие правила производства работ.

При стыковке стержней на прямых и угловых участках важное значение имеет длина нахлестов. СНиП устанавливает данный параметр в зависимости от диаметра рабочей арматуры (в миллиметрах):

  • 300 мм для прутков диаметром 10 мм;
  • 380 для 12 мм;
  • 480 для 16 мм;
  • 580 для 18 мм;
  • 680 для 22 мм;
  • 760 для 25 мм.

Вязка каркаса ленточного фундамента

На дно траншеи на подставки (бобышки) толщиной 4-5 см укладывают расчетное количество продольных стержней (диаметр 12-18 мм). Расстояние между ними зависит от размера фундамента и может составлять от 5 до 20 см. Если стандартной длины одного стального прутка (6 метров) не хватает на всю «ленту», то используют несколько стержней. Между собой их соединяют, соблюдая нормативный нахлест.

Подставки под арматурный каркас

К рабочим пруткам вертикально крепят хомуты из гладкой или рифленой стали диаметром 8-10 мм. Шаг хомутов по строительным нормам должен быть не менее 3/8 от высоты фундамента (20-50 см).

Установив хомуты, к ним проволокой крепят верхний пояс рабочей арматуры, соблюдая проектное расстояние между стержнями.

На углах и примыканиях хомуты ставят чаще (1/2 шага), а рабочую арматуру загибают, связывая со стержнями пересекаемого участка «ленты».

Длина загиба должна составлять не менее 50 диаметров рабочей арматуры.

Изготовление арматурного каркаса в траншее – работа трудоемкая и неудобная. Поэтому опытные строители используют вот такое простое приспособление.

Уложив продольные хлысты на деревянные подставки, к ним привязывают хомуты и нижний пояс рабочих стержней. Готовую конструкцию переносят и ставят в траншею.

Сборка арматурного каркаса монолитной плиты проще, чем ленточного фундамента. Конструкция здесь состоит из двух плоских сеток. Нижние стержни укладывают перпендикулярно с заданным шагом и связывают между собой. Затем в точках их пересечений ставят подставки из стальных прутков и прикручивают к ним верхнюю сетку.

Подставка для монтажа верхнего каркаса монолитной плиты

В последние годы для сборки каркасов начали использовать арматуру из стеклопластика.

Вязать ее можно несколькими способами:

  • отожженной стальной проволокой;
  • пластиковыми стяжками-хомутами;
  • пластмассовыми клипсами-фиксаторами.

Ориентировочные цены

Стоимость вязки арматуры, как говорят сметчики, «сидит» в суммарной цене 1м3 железобетона. В квадратных или погонных метрах ее считают индивидуально для каждого вида конструкции. При этом приходится учитывать различные параметры (ширину и высоту ростверка, толщину плиты, сечение арматуры, уровень сложности каркаса и т.д.).

Для ориентировочного подсчета строители используют расценку в рублях за 1 тонну используемого металла. На сегодняшний день в 2017 году она составляет в среднем от 20 тысяч рублей.

Статьи по теме