Государственный бюджет и его функции. Функции бюджетов К функциям государственного бюджета относятся

Являясь главным звеном финансовой системы, выполняет две основные функции.

— Распределительная функция предполагает концентрацию денежных средств в государстве через различные каналы поступления и их использование для выполнения государственных целей и функций. Эту функцию выполняет государственное казначейство через свои органы.

— Контрольная функция проявляется в проведении контрольных мер за процессом формирования и использования денежных средств в различных структурных звеньях экономики. Ее осуществляют налоговые инспекции и налоговая полиция, государственные казначейства, Центральный банк и другие органы.

Сущность любой экономической категории, в том числе и бюджета, проявляется в ее функциях. Поскольку бюджет является наиболее объемной и базовой финансовой категорией, то ему принадлежат и все основные функции финансов : перераспределение ВВП ; государственное регулирование и стимулирование экономики; финансовое обеспечение бюджетной сферы и осуществление социальной политики; контроль рублем за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений , изменять структуру спроса и потребления.

Бюджет выполняет и ряд других функций. К их числу относятся:

— Информационная функция. Бюджет – это индикатор текущего состояния экономики страны, социальной сферы, политической ситуации. Структура его доходной и расходной части позволяет судить о приоритетах государственной политики, масштабах влияния на нее отдельных групп интересов. Более того, поскольку закон о бюджете на очередной год составляется как плановый документ, он выступает как прогноз будущей экономической ситуации. Его разработка сопровождается прогнозными расчетами основных показателей развития страны, на которые ориентируются не только государственные учреждения , но и организации негосударственного сектора экономики , а также простые граждане. Закладываемые в закон о бюджете планово-прогнозные показатели формируют в обществе определенные ожидания, которые могут быть как позитивными, так и негативными.

— Институционализация общественных предпочтений. В демократических государствах принятию закона о бюджете обязательно предшествует его рассмотрение в парламенте. На этом этапе в составленный правительством законопроект вносятся корректировки с учетом мнений депутатов, представляющих интересы своих избирателей. Таким образом, структура бюджета отражает общественные предпочтения в отношении государственной политики. Посредством механизмов представительной демократии эти предпочтения воплощаются в конкретных цифрах доходных или расходных статей.

Данная функция бюджета в разных странах реализуется по-разному. Она зависит от того, насколько развиты процедуры участия граждан и их представителей в разработке закона о бюджете и контроле за его исполнением. Важное значение имеет установленный порядок бюджетного процесса, степень реального участия в нем органов представительной власти, а также контроль избирателей за действиями выборных органов.

— Регулирующая функция. В условиях рыночной экономики основным инструментом государственного регулирования
является финансовая система, центральным звеном которой является бюджет. Любые значимые решения в области экономической политики должны иметь финансовое обеспечение, поэтому они подкрепляются соответствующими бюджетными расходами .

Влияние бюджета не ограничивается государственным сектором экономики и выходит далеко за его пределы. Регулирующее влияние оказывают не только бюджетные расходы, но и налоги, стимулирующие или сдерживающие развитие отдельных отраслей или сфер деятельности.

Функции бюджета - это дискуссионный вопрос. Существуют 2 подхода к определению функций бюджета: первый подход классический (выделяющий 2 функции: распределительная и контрольная), а также другой подход, добавляющий к вышеперечисленным функциям ещё три: общетеоретическую, аналитическую и критическую.

Итак, согласно классической теории бюджет выполняет следующие функции:

  • 1. распределительно-перераспределительную;
  • 2. контрольную.

Значение распределительно-перераспределительной функции обусловлено тем, что через бюджет осуществляется формирование государственных финансов и их распределение (использование).

Причем с экономической точки, зрения считается, что через бюджет происходит распределение и перераспределение валового внутреннего продукта, что придает бюджету макроэкономическое регулятивное значение.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и не-производственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем.

Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги. 1

Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

В более новой литературе к основным функциям добавляются ещё:

  • 1. Общетеоретическая;
  • 2. Аналитическая;
  • 3. Критическая.

Общетеоретическая функция бюджета заключается в его назначении способствовать развитию экономической (финансовой) и юридической (бюджетное право) науки, науки об обществе, о государстве, об экономике вообще (например, науки государственного управления, общей теории финансов и т.д.).

Аналитическая функция бюджета состоят в классификации и систематизации действующих потребностей и возможностей, контроле над их объемами.

Значение критической функции бюджета заключается в первую очередь в выявлении в процессе бюджетных отношений недостатков действующего законодательства и пробелов позитивного права в сфере бюджетной деятельности, в установлении несоответствий правовых норм реалиям экономической действительности, задачам государственного регулирования экономики и интересам государства в целом. Поэтому в широком смысле эта функция направлена на повышение эффективности норм действующего законодательства. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства.

В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Как видим, перечисленные функции бюджета взаимозависимы и как бы вытекают одна из другой. Кроме того, поскольку наука о бюджетной деятельности развивается в рамках науки финансовой, она тесно взаимосвязана и активно использует (претворяет в жизнь, реализуя на практике) передовые научные достижения российского права и экономической мысли, а, следовательно, указанные функции реализуют сущность бюджета как экономико-правовой категории.

Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.). Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным институтом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстро окупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства «сигнализировать» о том, как поступают в доход бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений.

Бюджетный контроль преследует три основные цели:

Мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; - соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;

Повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Контрольная функция бюджет выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции. Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются: 1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики; 2) контроль за образованием и использованием фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяются около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию денежных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.

Под бюджетом можно понимать денежную сумку государства и её содержимое. Государственный бюджет можно рассматривать с двух позиций: как экономическую категорию и как финансовый план.

Как экономическая категория бюджет представляет собой денежные отношения, возникающие у государства с физическими и юридическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетных средств.

Как финансовый план государственный бюджет состоит из доходов и расходов. Являясь основным финансовым планом государства, он даёт органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает объёмы необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределения ВВП, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.

Государственный бюджет выполняет следующие функции: распределительную; стимулирующую; социальную; контрольную.

Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных денежных средств по уровням государственной и территориальной власти. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей и регионов.

Регулируя финансово-экономические отношения, государство усиливает или сдерживает темпы роста производства, ускоряет или ослабляет рост капиталов и частных сбережений, изменяет структуру спроса и потребления. В этом проявляется стимулирующая функция бюджета.

Социальная функция бюджета состоит в аккумуляции средств в бюджете и использовании их на осуществление социальных программ, направленных на развитие здравоохранения, культуры, образования, поддержку малоимущих.

Контрольная функция бюджета предполагает возможность и обязательность государственного контроля над поступлением и использованием бюджетных средств.

Перераспределение ВВП через бюджет имеет две взаимосвязанные и одновременно происходящие стадии:

1) образование доходов бюджета;

2) использование бюджетных средств (расходы бюджета).

Доходы бюджета – денежные средства, поступающие в безвозвратном порядке в распоряжение органов государственной власти Федерации, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Доходы бюджета носят налоговый и неналоговый характер. Источником налоговых доходов являются вновь созданная стоимость, доходы, полученные в результате распределения (прибыль, заработная плата, ссудный процент, рента, дивиденды и т.д.), а также накопления.

Неналоговые доходы образуются в результате либо экономической деятельности самого государства, либо путём перераспределения уже полученных доходов по уровням бюджетной системы. Неналоговые доходы включают: доходы от продажи государственной и муниципальной собственности; доходы от внешнеэкономической деятельности; доходы от реализации государственных запасов.

Расходы бюджета – денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.

Расходы государственного бюджета включают следующие основные группы: на национальную оборону, на развитие экономики, социально-культурные нужды, содержание государственного аппарата управления, на обслуживание государственного долга.

Государственный бюджет – это главное звено финансовой системы и один из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование. Он даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, на ход общественного воспроизводства. Именно посредством бюджета государство стимулирует развитие приоритетных отраслей экономики, регулирует объём совокупного спроса и тем самым влияет на краткосрочные колебания экономической конъюнктуры.

  • Тема 2. Потребности и ресурсы. Проблема выбора в экономике. Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.1 Потребности и их классификация. Закон возвышения потребностей.
  • 2.2 Ресурсы и факторы производства, их классификация и характеристика. Труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
  • 2.3 Физический капитал. Основной и оборотный капитал. Физический и моральный износ. Амортизация.
  • 4. Экономические блага: виды, основные характеристики. Взаимозаменяемость и взаимодополняемость благ.
  • 2.5 Ограниченность ресурсов и проблема выбора в экономике. Фундаментальные вопросы экономического развития общества: что, как и для кого производи
  • 2.7 Эффективность производства и ее показатели. Факторы повышения эффективности производства. Общественное разделение труда и его формы.
  • Доцент, к.Э.Н.,Лебедько е.Е. Тема 3. Экономические системы
  • 3.1. Экономическая система общества: понятие, субъекты, элементы, уровни, классификация.
  • Марксизм
  • Неоклассицизм
  • Институицонализм
  • Эволюция экономических систем
  • 3.2 Собственность в экономической системе, ее типы и формы. Реформирование собственности
  • Собственность в экономическом смысле
  • Собственность
  • 3.3 Способы координации хозяйственной жизни: традиции, команда, рынок. Натуральное и товарное хозяйство.
  • Способы координации хозяйственной жизни
  • Типы экономических систем
  • Тема 4: Рыночная экономика и ее модели
  • 4.1. Рынок: понятие, основные черты и функции
  • 4.2. Конкуренция: понятие, виды
  • 4.3. Структура и инфраструктура рыночной экономики. Кругооборот ресурсов, продуктов и денег в рыночной экономике
  • 4.4. Фиаско рынка. Роль государства
  • 4.5. Модели рыночной экономики.
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • Тема 5. Спрос, предложение и рыночное равновесие.
  • 1. Спрос. Закон спроса. Функция спроса и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы спроса
  • 2. Предложение. Закон предложения. Функция предложения и ее графическая интерпретация. Неценовые факторы предложения.
  • 3.Рыночное равновесие и его модели. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.
  • 4. Излишек потребителя и производителя.
  • Тема 6. Эластичность спроса и предложения.
  • 1.Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Коэффициенты эластичности спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене.
  • 2.Перекрестная эластичность спроса по цене. Коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене. Эластичность спроса по доходу.
  • 3.Эластичность спроса по доходу. Коэффициент эластичности спроса по доходу.
  • 6.4. Эластичность предложения по цене.
  • 4. Практическое значение теории эластичности.
  • Тема 7. Основы поведения субъектов современной рыночной экономики
  • 7.1. Домашнее хозяйство как экономический субъект. Теория предельной полезности о поведении рационального потребителя на рынке.
  • 7.2. Предприятие как хозяйствующий субъект. Организационно-правовые формы предприятий
  • 7.3. Производственные периоды. Общий, средний и предельный продукты в краткосрочном периоде. Закон убывающей предельной производительности переменного фактора.
  • 7.4. Производственная функция, её графическая интерпретация. Изокванта. Предельная норма технологического замещения.
  • 7.4. Изокоста. Правило минимизации издержек. Траектория роста.
  • 7.6. Понятие и классификация издержек. Внешние и внутренние издержки. Нормальная прибыль. Бухгалтерские и экономические издержки.
  • 7.7. Издержки производства в краткосрочном периоде. Постоянные и переменные издержки. Общие, средние и предельные издержки. Правило равенства предельных и средних издержек.
  • 7.8. Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба. Проблема оптимального размера предприятия.
  • 7.9. Доход и прибыль фирмы. Общий, средний и предельный доход. Нормальная прибыль. Экономическая и бухгалтерская прибыль. Правило максимизации прибыли.
  • 7.10.Государство как субъект хозяйственной деятельности. Государственное микрорегулирование.
  • Тема 8. Основные макроэкономические показатели
  • § 8.1. Общая характеристика национальной экономики
  • 8.2. Система национального счетоводства
  • 8.3. Формы национального продукта
  • 8.4. Номинальный и реальный ввп. Индексы цен
  • 8.5. Национальное богатство, его состав и структура.
  • Тема 9. Денежный рынок. Денежно- кредитная система
  • Коммерческие банки
  • Тема 10. Финансовый сектор экономики и основы его функционирования.
  • 12.1. Понятие, структура и функции финансовой системы
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура
  • 12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.
  • 12.4.Налогообложение: сущность, принципы.
  • Тема 11. Общее макроэкономическое равновесие: модель совокупного спроса и совокупного предложения (модель аd-as)
  • 11.1. Совокупный спрос. Кривая совокупного спроса. Неценовые факторы совокупного спроса.
  • 11.2. Совокупное предложение. Краткосрочная и долгосрочная кривые совокупного предложения. Неценовые факторы совокупного предложения.
  • 11.3. Краткосрочное и долгосрочное равновесие в модели ad-as. Изменения в равновесии. Эффект храповика
  • Тема 12. Макроэкономическая нестабильность
  • 2. Безработица
  • Последствия безработицы. Выделяют экономические и неэкономические последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном, так и на общественном уровне.
  • 3. Инфляция, её сущность, формы, измерение. Причины и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции
  • Тема 13.Мировая экономика и современные тенденции ее развития.
  • 5. Республика Беларусь в системе мирохозяйственных связей.
  • Содержание
  • 12.2. Государственный бюджет, его функции и структура

    Главным звеном финансовой системы является государственный бюджет. Государственный бюджет – централизованный фонд денежных ресурсов, который используется правительством для выполнения соответствующих функций государства на микро- и макроуровнях. Совокупность общегосударственного бюджета и бюджетов административно - территориальных единиц представляет собой бюджетную систему страны. Её структура зависит от государственного устройства. В унитарных странах бюджетная система имеет двухуровневое построение – государственный и местные бюджеты (бюджеты городов, районов областей). В странах с федеративным государственным устройством имеется промежуточное звено – бюджеты штатов, земель, республик. В целом бюджеты различных уровней составляют консолидированный бюджет страны.

    Государственный бюжет выполняет основные функции :

      Распределительную – обеспечивает формирование и расходование денежных средств государства на удовлетворение общенациональных потребностей.

      Контрольную – гарантирует формирование денежных средств и их расходование по предусмотренному назначению.

    Государственный бюджет состоит из доходной и расходной частей.

    Структура доходной части:

      Налоги с юридических лиц.

      Налоги с физических лиц.

      Государственные займы.

      Прочие доходы:

      неналоговые платежи и сборы,

      поступления от продажи лотерейных билетов,

      поступления от продаж объектов государственной собственности, и т.д.

    Структура расходной части:

      Социально-культурная деятельность.

      Экономическая деятельность.

      Дотации местным бюджетам областей и г. Минска.

      Оборона и гос. управление.

      Пополнение государственных запасов и резервов.

      Внешнеэкономическая.

    К бюджетным средствам относятся внебюджетные фонды , которые количественно не включаются в состав госбюджета, но по принципу распределения и использования равнозначны бюджетным расходам государства. Их наличие обусловлено потребностью в привлечении дополнительных средств на конкретные цели. Внебюджетные фонды находятся в распоряжении центральных и местных органов власти и группируются по целевому назначению.


    12. 3. Бюджетный дефицит и бюджетный профицит.

    Государственный долг

    Когда государственные расходы превышают доходы, то имеет место бюджетный дефицит , в противном случае – профицит (излишек ).

    Причины бюджетного дефицита :

      Расщирение социально-экономических функций государства.

      Увеличение расходов на управление.

      Увеличение расходов на оборону.

      Периодические спады общественного производства.

    Дефицит госбюджета финансируется за счёт:

      Займов у населения, то есть посредством продажи процентных бумаг, таким образом образуется государственный долг.

      Выпуска новых денег, что является более стимулирующим способом финансирования дефицитных расходов по сравнению с расширением займов.

    Различают:

      Структурный дефицит государственного бюджета, который представляет собой превышение государственных расходов над налогами в условиях полной занятости (это разность между расходной и доходной частями бюджета в условиях полной занятости).

      Циклический дефицит государственного бюджета – это разница между фактическим бюджетным дефицитом и структурным дефицитом, который возникает в результатн циклического падения производства.

    Государственный долг – это общий размер задолженности государства своим и иностранным физическим и юридическим лицам. Он становится неизбежным при бюджетном дефиците. Количественно государственный долг определяется как разница между накопленными за определённый период времени бюджетными дефицитами и бюджетными излишками. Критический уровень государственного долга по оценкам Всемирного банка составляет 50% ВВП.

    Государственный долг подразделяется на:

      Внутренний – задолженность государства перед своими гражданами. Образуется в результате выпуска долговых обязательств, задолженности по выплате заработной платы и трансфертных платежей.

      Внешний – результат заимствований за пределами государства. Обслуживание государственного долга приводит к следующим экономическим последствиям :

      Снижается уровень потребления для населения данной страны.

      Вследствие роста процентной ставки вытесняется частный капитал, что ограничивает экономический рост.

      Увеличивается уровень налогов, что снижает экономическую активность.

      Перераспределяется национальный доход в пользу держателей государственных облигаций.

    Погашение государственного долга и процентов по нему, то есть управление государственным долгом, осуществляется за счёт:

      Рефинансирования, то есть выпуска новых займов для покрытия задолженности по старым займам.

      Конверсии, то есть изменения условий займа относительно доходности (изменение процентных ставок).

      Консолидации, то есть изменения условий относительно сроков погашения (превращение краткосрочных облигаций в среднесрочные и долгосрочные).

    Статьи по теме