Финансовая неграмотность бьет по карману. Финансовая грамотность в россии. Что такое финансовая грамотность

Финансово грамотными называют людей, имеющих достаточный уровень знаний и умений в сфере распоряжения денежными средствами. Она позволяет давать правильные оценки ситуации и принимать соответствующие решения. Рассмотрим основы финансовой грамотности населения в данной статье.

Финансовая грамотность населения: проблемы и перспективы

Финансовая грамотность включает в себя умение граждан распоряжаться своими . Они осознают ответственность за решения, которые принимают. Освоить подобные знания можно без особых затруднений. Базовые сведения на тему «основы финансовой грамотности» имеются в специальной литературе. Проводятся лекции и семинары. Как сделать первые шаги, а также, каково значение финансовой грамотности, рассмотрим далее.

Распоряжение Правительства РФ от 25 сентября 2017 г. № 2039-р Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в РФ на 2017 — 2023 г. г.

Появление данного правительственного документа ставит целью рассмотрение того, что актуальность развития финансовой грамотности у населения имеет место. Особенно это важно в международном плане. Факторами, служащими основой для появления стратегии, являются:

  • возможность наступления кризисов;
  • усложнение финансовых продуктов;
  • несоответствие знаний населения динамике рынка;
  • обеспечение всеобщего доступа к информации.

В Распоряжении излагается состояние, в котором находится уровень финансовой грамотности, ставятся цели стратегии. А также указываются направления по реализации задач.

Влияние финансовой грамотности на уровень материального благосостояния

Повышению уровня финансовой грамотности населения способствует знакомство с основными денежными понятиями, навыки по применению их в жизни. Критерии оценки финансовой грамотности предполагают, что человек, правильно распоряжающийся своими средствами:

  • не допускает больших долгов;
  • планирует;
  • делает сбережения.

Финансовая грамотность включает в себя способность людей ориентироваться в финансовых продуктах, невзирая на степень их сложности. Они осознанно их приобретают. Граждане, имеющие навыки и теоретические знания, могут правильно применять инструменты страхования и накопления. Правительство содействует повышению уровня финансовой грамотности населения.

Информирование населения о вопросах финансовой грамотности и способах защиты прав потребителей финансовых услуг

Большинство жителей РФ распоряжаются деньгами по рекомендациям, а не анализируя имеющуюся информацию. Обучение финансовой грамотности требуется и по части прав потребителей при использовании денежных продуктов. Многие не знают, как их защищать, им требуется содействие по повышению уровня финансовой грамотности населения.

Так семьи должны быть осведомлены банками об эффективных ставках по кредитам. А также о наличии защиты со стороны государства при потере денег в фондах инвестиций. При этом около 30% населения считает, что государство возместит убытки, допущенные из-за отсутствия их личной ответственности. Все эти аспекты требуют повышения финансовой грамотности населения.

Работа программы повышения финансовой грамотности

Финансовая грамотность населения и ее уровень отражается на экономике государства. Недостаточность этой сферы влечет негативные последствия для общества. Зачем нужна финансовая грамотность, показывает уменьшение рисков невыплаты кредитов, числа случаев мошенничества, недобросовестности.

Методическое обеспечение повышения финансовой грамотности

В интернет имеются сайты, созданные с целью повышения финансовой грамотности населения.

  • Финаграм отвечает на массу вопросов по экономике. Банковская ассоциация РФ образовала также Финграм ТВ, где обучают денежной грамоте с нуля.
  • Система платежей Visa создала проект «Азбука финансов» для населения РФ.
  • Банки.ру — крупнейший ресурс РФ от сферы банковской системы. Имеется раздел «Банковский словарь» с объяснением терминов и рекомендациям.
  • Методические материалы по финансовой грамотности есть и на портале «Город финансов», образованном по федеральной программе.

Сотрудничество с финансовыми учреждениями

Взаимоотношения с банковской системой на практике тоже реализует основы финансовой грамотности. Подобные организации весьма заинтересованы в клиентах, которые обслуживаются сами, а также рекомендуют это своим знакомым. При таких обстоятельствах они являются партнерами людям, делающим сбережения.

Приоритетные целевые группы населения

Считается, что финансовая грамотность населения в РФ низка по уровню. Не так много людей могут ориентироваться в денежных, услугах. Критерии оценки финансовой грамотности выводились на основе мониторинга. Результаты свидетельствуют о том, что не все понимают принципы страхования вкладов, пользуются банковскими карточками. Лишь 11% имеют четкие представления относительно обеспечения своей старости.

Распоряжение Правительства № 2039-р от 25.09.17 указывает стратегию, по которой будет идти повышение финансовой грамотности. При этом выделяются целевые группы:

  • потенциал развития РФ;
  • средний доход и ниже, группа риска;
  • пенсионный возраст и лица, которым трудно дается повышение финансовой грамотности по состоянию здоровья.

Курсы по финансовой грамотности

Финансовая грамотность молодёжи и лиц любого другого возраста может быть повышена на курсах, проводимых в платной и бесплатной форме. Такие мероприятия организовываются при университетах и посредством частных инициатив, учебно-методических программ. Интернет предоставляет разнообразные ресурсы на тему: основы финансовой грамотности:

  • знакомство с семинарами;
  • посещение лекций онлайн;
  • тренинг по приобретению нужных навыков, обучение им;
  • курсы, видеоуроки:
  • другие .

Занятия в интернет зачастую проводятся так, что человеку не нужно выходить из дома. Возможность освоить главные правила финансовой грамотности есть практически у всех.

Формирование финансовой грамотности школьников в ходе изучения русской литературы

Возможно ли почерпнуть требуемые сведения в литературных произведениях? Скорее всего, что да. Некоторые книги содержат в своих сюжетах описание правильных привычек по отношению к деньгам. А также методы повышения финансовой смекалки и опыт по успешному распоряжению средствами.

Подготовка граждан к жизни в старости

Федеральная программа включает разработку стратегий, по которым будет идти повышение финансовой грамотности лиц пенсионного и предпенсионного возраста. Так в Распоряжении Правительства по стратегии отмечена низкая информированность населения о защите прав по социальным пособиям. К задачам отнесены:

  • формирование у людей грамотного поведения;
  • значение финансовой грамотности — вырабатывание способности у граждан планировать свои средства;
  • формирование механизмов взаимодействия с государством.

Значение и необходимость финансовой грамотности для современного человека

Финансово грамотный человек отличается тем, что не склонен принимать необдуманные решения, которые могут плачевно отразиться на благосостоянии. Он обычно в письменной форме , для чего иногда пользуется программами. Основы экономической грамотности предполагают обязательное наличие способности к подобному контролю.

При этом распоряжения денежными средствами приносят выгоду, а не убытки.

Уровень своего благополучия возможно не только стабилизировать, но и повысить. Из этого можно делать вывод: успешным называют не столько тех, кто имеет большие заработки, сколько сознательно расходующих. Такие люди обычно правильно вкладывают средства.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый?

Можно указать следующие признаки наличия или отсутствия грамотности при распоряжении своими доходами.

  • Безграмотный способен приобрести негодный кредитный продукт, навязанный ему спонтанным образом. Такие люди участвуют в пирамидах. Признак грамотности — осознать свои возможности и воздержаться от опрометчивых афер.
  • Малограмотные не получают эффекта прибыли от своих инвестиций, могут сделать ошибку при выборе пенсионных фондов. В это время более правильно — найти нужную экономическую информацию.
  • Человек может не увидеть своих преимуществ на рынке. Но если инвестировать осторожно, потребуется перечень всех вариантов, которые непременно следует изучить.

Негативным результатом является уменьшение . Но грамотное лицо находит средства для того, чтобы отложить их на случай непредвиденных обстоятельств. Каждому необходимо накопить . Ибо неграмотность пагубно отразится на будущей жизни в виде последствий.

Чтение специальной литературы посвящённой основам и принципам финансовой грамотности

Приобрести знания экономически грамотного человека можно посредством чтения содержащих нужную информацию книг. К примеру, «Как быть всегда при деньгах» П. Багрянцева содержит ряд практических советов, о которых не говорят в обычных учебных заведениях. Автор делится личным опытом своих финансовых достижений.

Не составит труда выбрать методику обучения из множества предлагаемых. Главные правила финансовой грамотности, а также различные тонкости в отношении к деньгам можно постичь в следующих источниках.

  • Труды по экономике.
  • Электронные книги о секретах финансовой психологии и на аналогичные темы.

Источники книг по приобретению финансовой грамотности для современного жизненного уровня — магазины и интернет. Способствуют обучению популярнейшая книга Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» . В ней рассматриваются вопросы применения понятий активов и пассивов. Первые приносят деньги, их приобретают богатые люди. Вторые лишь расходуют средства.

Успешные миллионеры оказывают содействие повышению уровня финансовой осведомленности людей, для чего предоставляют рекомендации, советы, делятся опытом в виде точных цифр. Другая популярная книга, повышающая уровень финансовой грамотности, написана Б. Шеффером. Ее название — «Путь к финансовой свободе» . Содержание включает описание начинаний в бизнесе, инвестициях и денежных взаимоотношениях, правилах распоряжения средствами.

Посещение семинаров, курсов и вебинаров по повышению уровня финансовой грамотности

Тренинг Р. Кийосаки «Богатый папа, бедный папа» рекомендуют всем начинающим осваивать экономическую и финансовую грамотность. Ознакомившись с данным курсом, можно научиться смотреть на деньги иначе, как видит их обеспеченный человек. Утверждение Р. Кийосаки заключается в том, что данный фактор грамотности включает следующее.

  • Знакомство с налоговым кодексом на уровне понимания.
  • Знание теории и практики бухучета.
  • Элементарный навык по составлению .
  • Приобретенное понятие о том, что такое деньги и как ими распоряжаться.

Обучиться у Р. Кийосаки можно всего за несколько недель. Успешный ученик способен не только повысить уровень финансовой грамотности, но и усовершенствовать приобретенные навыки на практике. Многие практически отдыхают с помощью экономических игр , которые предоставляет интернет.

Выработайте у себя правильные финансовые привычки

Базовые правила финансовой грамотности не ограничиваются лишь тем, что человек откладывает деньги с каждого заработка. Необходимо также:

  • освоить основы макро — и микроэкономики;
  • иметь представление о кредитных организациях;
  • уметь ставить перед собой , а также выполнять их.

Такие основы личного экономического развития применимы, как критерии оценки финансовой грамотности. Приобрести правильные привычки помогают следующие методы.

  • Контроль личных денежных средств, применение вспомогательных программ.
  • Устранение затрат, не имеющих смысла.
  • Выделение основных расходов (коммунальные платежи, еда), организация распределения средств.
  • Откладывание 10%.
  • Выделение части своих для инвестиций, приумножение средств.
  • Стратегия повышения финансовой грамотности, совершенствование навыков .
  • Знакомство с изменениями в законодательстве РФ.
  • Принятие во внимание обеспечения своей старости.

Актуальность имеет правильное инвестирование средств. Примером является создание пассивного вклада, приносящего выгоду, но не связанного с основной деятельностью. Особенностью является образование нескольких источников для его обеспечения, что снижает риски денежных потерь.

Повышение — это также практическое применение полученных навыков и знаний. Не обязательно при этом существенно менять свою , увольняться с места работы. Дополнительный доход можно иметь без перехода к официальному предпринимательству. А именно — на активах, правильно распределять деньги. Основной доход при этом не будет потерян.

Каждый обязан усвоить истину, что именно человек управляет деньгами, а не они им. Личное экономическое развитие тормозится бессмысленными приобретениями, делающими мнимый статус, тратами. При этом вероятность достичь процветания уменьшается.

Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика Блискавка Евгения Александровна

1.6. Исследование уровня финансовой грамотности в России

1.6.1. Примеры исследований уровня финансовой грамотности в России

Поскольку проблема финансовой грамотности является для России относительно новой, очевидно, что разработке программ в области повышения ФГ должны предшествовать серьезные исследования ее текущего уровня. Результаты исследования могут послужить основой для определения наиболее эффективных направлений и способов доведения финансовых знаний до населения.

В целях изучения уровня ФГ населения проводились исследования различными организациями (Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ) , Фонд «Общественное мнение» по заказу ММВБ и др.) . Результаты свидетельствуют о необходимости повышать ФГ, так как:

До 40 % опрошенных считают, что правительство будет компенсировать им возможные потери, связанные с личными инвестициями;

Только 9 % взрослого населения планируют свои финансы на период, превышающий шесть месяцев, и лишь 0,5 % – превышающий один год;

В ходе опроса 2007 г. только 48 % респондентов ответили, что они знают о требовании раскрытия эффективной процентной ставки;

63,5 % опрошенных не доверяют банкам;

60 % – не уверены, что через 20 лет крупнейшие компании страхового рынка никуда не денутся. Население в незначительной степени знакомо с законами и нормативными актами по финансовым продуктам.

Результаты социологического исследования НАФИ показывают, что охват населения финансовыми услугами довольно низок – почти половина россиян (44 %) не пользуется финансовыми услугами (в группах с низким доходом эта цифра приближается к 55 %). В то же время в последние годы отмечены некоторые изменения. Если говорить о наиболее популярных услугах и продуктах, то список возглавляют банковские пластиковые карты (в основном карты, на которые перечисляется заработная плата) – 21 % и потребительские кредиты – 19 % (рис. 1.8).

Рис. 1.8. Использование населением различных финансовых услуг, % респондентов

Ожидания государственной поддержки физическим лицам, осуществляющим операции на финансовых рынках, представлены в табл. 1.1. Исследование подтвердило, что большое число россиян до сих пор рассчитывает, что правительство напрямую компенсирует потери, понесенные ими на финансовых рынках. Более четверти населения (28 %) полагает, что государство должно компенсировать их личные финансовые потери, связанные со снижением рыночной стоимости их доли в паевых инвестиционных фондах, стоимости обыкновенных акций или падением цен на недвижимость. Высок процент респондентов (32 %), которые не сформировали собственное мнение по этому вопросу. Только 9 % опрошенных считают, что ни в одной из перечисленных ниже ситуаций государство не должно играть роль страховщика.

Таблица 1.1.

Необходимость покрытия финансовых потерь государством:

Предоставим показатели уровня финансовой грамотности, исследуемые в опросе.

1. Ведение личного бюджета. Менее половины россиян (45 %) ведут систематический учет своих личных средств (рис. 1.9).

Ведение личного бюджета; % респондентов

2. Жизнь по средствам. Текущие расходы 28 % россиян систематически превышают их текущие доходы (рис. 1.10). Для малообеспеченного населения этот показатель составляет 40 %. Также было отмечено, что малообеспеченное население чаще берет деньги взаймы, чтобы покрыть разницу. В России до сих пор важным фактором является возможность взять деньги в долг у родственников.

Соотношение доходов и расходов, % всех респондентов*

3. Сравнение альтернативных финансовых услуг (продуктов). 40 % респондентов никогда не сравнивают условия, предлагаемые различными поставщиками финансовых услуг (рис. 1.11).

Сравнение финансовых услуг разных компаний*

4. Планирование на будущее. Россияне не уверены в своих доходах даже в краткосрочной перспективе (рис. 1.12), и большая часть населения не планирует свои расходы далее чем на 6 месяцев (рис. 1.13).

Уверенность в будущих доходах, % всех респондентов*

Планирование доходов, % всех респондентов*

Что касается базовых навыков финансовой арифметики, то 43 % респондентов не смогли правильно ответить ни на один из шести вопросов, предполагающих вычисления (понимание вопроса, процентная ставка, инфляция и т. д.). Только 11 % респондентов правильно ответили на все вопросы (табл. 1.2).

Таблица. 1.2.

Навыки финансовой арифметики

1.6.2. Потребность в финансовом образовании и дополнительной информации

Большое число респондентов исследования НАФИ заявляет о том, что они хотели бы больше узнать об управлении личными финансами. Пять самых популярных тем: как не стать жертвой мошенников, пенсионные сбережения, управление личным долгом, планирование расходов в долгосрочной перспективе и тонкости подписания контрактов с финансовыми учреждениями (рис. 1.14).

Исследование выявило долгосрочные проблемы финансовой грамотности россиян:

Необоснованно завышенные ожидания относительно государственной финансовой поддержки в случаях финансовых потерь;

Пять наиболее востребованных тем финансового образования, % всех респондентов

Низкая способность граждан к обеспечению личного (семейного) устойчивого финансового здоровья на основе индивидуальных финансовых решений;

Слабое знание базовых принципов и инструментов финансового рынка.

В последнем случае население, во-первых, демонстрирует низкую способность к перспективному планированию, люди не отреагировали на насущную необходимость самостоятельно накапливать себе средства на пенсионный период. Хотя большинство знает, что коэффициент замещения, скорее всего, будет очень низким в будущем (на 2020 г. прогнозируется около 24 %) и что одних пенсий не хватит, чтобы свести концы с концами, только 11 % населения вступили в какие-то программы формирования пенсионных финансовых накоплений. Свыше 50 % населения вообще ничего не знают о частных пенсионных фондах. Лишь незначительное число участников накопительной системы обязательного пенсионного обеспечения самостоятельно выбрали управляющую компанию.

Во-вторых, как было отмечено выше, около трети опрошенных систематически выходят за рамки своего текущего дохода. Малообеспеченные слои чаще занимают деньги для покрытия своих финансовых «дыр» (у ближних и дальних родственников).

В-третьих, большинство населения по-прежнему возлагает неоправданно большие надежды на помощь государства в обеспечении их личного благосостояния. Эти ожидания создают отрицательные стимулы для долгосрочного индивидуального финансового планирования. В результате одна треть взрослого населения России не осуществляет регулярного планирования расходов. Те же, кто занимается таким планированием, ограничиваются краткосрочным периодом – от месяца до полугода. Только 9 % населения планируют на период, превышающий шесть месяцев. Свыше половины потребителей финансовых услуг не осведомлены о своих законных правах в качестве потребителей финансовых услуг.

Свыше 60 % населения не знают об обязанности кредитора раскрывать годовую эффективную процентную ставку по кредиту. Только 11 % населения знает, что государство не покрывает все убытки, возникшие в результате снижения стоимости активов инвестиционных фондов. Лишь 14 % смогли правильно назвать сумму страхового покрытия по вкладам населения. 6 % населения полагает, что государственное страхование распространяется на все банковские вклады в полном объеме или до миллиона рублей. Кроме того, было выявлено, что люди практически не знают, где искать надежную информацию относительно прав потребителей финансовых продуктов и услуг.

В-четвертых, уровень доверия российских потребителей к финансовому сектору как правило, низок. 9 % потребителей, не формирующих сбережений, объяснили это своим «недоверием к финансовым организациям». Только у 11 % семей имеются страховые полисы, при этом 21 % потребителей считают необходимым страховать жизнь, но не делают этого, потому что «не верят, что страховые компании действительно выплатят страховку в случае их смерти».

В-пятых, российские потребители финансовых услуг обладают низким уровнем уверенности в возможности легкого и справедливого разрешения проблем, связанных с финансовыми операциями. 77 % потребителей считают, что шансы добиться «быстрого и справедливого» разрешения споров с финансовыми организациями равны «50:50» или даже меньше. Потребители также проявляют пассивность в защите своих законных прав. 8 % респондентов заявили, что за последние пять лет они получили финансовую услугу (обычно тот или иной вид потребительского кредита), которая не удовлетворила их потребности. И они делают вывод, что их обманули поставщики этой услуги. При этом свыше 60 % неудовлетворенных респондентов не предприняли никаких действий по этому поводу. Только 4 % обратились с претензией в финансовую организацию, а 3 % направили жалобу в соответствующий государственный орган.

В-шестых, российские потребители уже принимают меры по защите своих интересов. Свыше 40 % домохозяйств ответили, что сравнивают условия финансовой услуги, прежде чем приобрести ее, хотя 46 % ориентируются на репутацию банка (и только 37 % учитывают стоимость кредита) в качестве определяющего фактора при выборе банка-кредитора. Свыше 80 % получают финансовую информацию из газет, журналов и специализированных телевизионных программ. Вместе с тем при принятии финансового решения 51 % респондентов обращается за советом к членам семьи и друзьям, а 36 % – к «консультантам», сопровождающим предоставление этой услуги.

В то же время в России высоки спрос на финансовое образование и стремление узнать, как можно защитить свои интересы при взаимодействии с финансовыми организациями, а также как распознавать мошеннические финансовые схемы и избежать их. 3/4 семей хотели бы получить ФО как для защиты своих финансовых интересов, так и для планирования своих будущих доходов. 1/3 опрошенных хочет узнать о законах, защищающих права потребителей финансовых услуг, а также что следует делать, если эти права нарушаются. Свыше 13 % хотели бы получить информацию о потребительских кредитах населению, а еще 16 % хотят ознакомиться с возможностями получения кредита на приобретение жилья. Приблизительно 26 % взрослого населения хотело бы научиться разбираться в пенсионной системе, а также узнать, какие существуют способы обеспечения сбережений на старость. Еще 22 % населения хотят научиться тому, как «не увязнуть в слишком больших долгах при пользовании кредитами». Молодежь в особенности интересуется стратегиями планирования крупных покупок и ипотеки. Пожилые респонденты большее внимание уделяют вопросам пенсий. Обеспеченные домохозяйства отмечают необходимость более четкого понимания, на какую информацию потребитель должен обращать внимание при подписании договоров с финансовыми организациями, чтобы не стать в будущем жертвой мошенничества или недобросовестной практики. Четвертая часть всех опрошенных не выразила интереса к финансовому обучению любого вида. Население хотело бы, чтобы услуги по ФО предоставлялись органами государственного регулирования, а также представителями вузов и некоммерческих организаций (HKO).

Как отмечено в исследованиях НАФИ, значительная часть экономически активного населения России не готова брать ответственность за свои финансовое благополучие. Этим во многом объясняются ожидания граждан получить от государства «защиту» не столько в правовом аспекте «защиты прав и интересов», сколько в патерналистском смысле государственной «опеки и попечительства». И как следствие этого – низкая финансовая грамотность и экономическая инертность значительной части населения.

В маркетинговых исследованиях влияния кризиса 2008–2009 гг. на финансовое поведение граждан показано, что российские граждане не проявляют склонности делать сбережения (рис. 1.15).

Период, в течение которого домохозяйство может жить за счет своих сбережений, сохраняя прежний уровень потребления (%)

В этих же исследованиях показано, что те, кто не могут правильно рассчитать процентные ставки по кредитным продуктам и сопоставить кредитную нагрузку со своей платежеспособностью, склонны к накоплению кредитной задолженности и испытывают трудности в погашении долгов на протяжении длительного периода. Таким образом, на основании данных, изложенных выше, можно сделать вывод, что проблема финансового образования и повышения ФГ для России крайне актуальна. Уровень финансовой грамотности населения в настоящее время чрезвычайно низок, и его повышение – актуальная потребность для всех .

Из книги Руководство богатого папы по инвестированию автора Кийосаки Роберт Тору

Глава 15 Урок инвестора № 13: СНИЖЕНИЕ РИСКА ЗА СЧЕТ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Была ранняя весна 1974 года. До моего увольнения из вооруженных сил оставалась всего пара месяцев. Я все еще не знал, что буду делать после того, как выеду за ворота базы в последний раз. У президента

Из книги Эксперт № 11 (2013) автора Эксперт Журнал

Глава 16 Урок инвестора № 14 ПРОСТО О ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "Твой отец постоянно испытывает финансовые трудности потому, что он грамотен в словах, но неграмотен в финансах, - часто говорил мне богатый папа. - Если бы он уделил немного времени тому, чтобы научиться

Из книги Повышение финансовой грамотности населения: международный опыт и российская практика автора Блискавка Евгения Александровна

О небывалой финансовой грамотности Александр Привалов Александр Привалов Минфин предлагает ввести в школах новый предмет «Финансовая грамотность». Минобр согласен признать дисциплину как дополнительную. Готовятся учебники для школьников всех классов, с первого

Из книги Пора подниматься! автора Кийосаки Ким

2.2. Участие бизнеса в повышении финансовой грамотности населения Ряд ведущих международных банков и финансовых компаний активно участвуют в различных программах повышения финансовой грамотности, имеющих образовательные и социальные цели.Основные целевые аудитории,

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

2.3. Примеры программ финансовой грамотности для школьников Особенностью зарубежных подходов к вопросам образования в сфере личных финансов и финансовой грамотности является то, что многие программы направлены на детей школьного возраста. Необходимость и важность

Из книги автора

2.5. Программы финансовой грамотности на рабочем месте Программы финансовой грамотности на рабочем месте становятся все более распространенными. Финансовое образование полезно как для сотрудников компаний, так и для работодателей. Исследования показывают, что данные

Из книги автора

2.7. Национальные программы повышения финансовой грамотности: пример Польши и

Из книги автора

Глава 3. Российская практика повышения финансовой грамотности

Из книги автора

3.1. Обзор ситуации в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг в России Финансовый сектор – один из самых динамично развивающихся в российской экономике. Однако столь быстрый рост финансовых продуктов и услуг, особенно

Из книги автора

3.2. Программы финансовой грамотности для детей и молодежи Молодежь является одной из наиболее уязвимых социальных групп. Система общего образования не включает в себя обучение управлению личными финансами, а опыт родителей зачастую ограничен или отрицателен.

Из книги автора

3.6. Повышение финансовой грамотности для начинающих предпринимателей и самозанятого населения На 2008 г. около половины экономически активного населения России не имело доступа к финансовым услугам. Опрос, посвященный оценке доступности финансовых услуг российским

Из книги автора

3.7. Программы подготовки специалистов по финансовой грамотности (Train-the-Trainer) Реализация проектов повышения финансовой грамотности населения невозможна без участия всех секторов общества: органов власти и государственных учреждений, определяющих и координирующих

Как понимать это выражение? Финансовая грамотность населения – это необходимый каждому члену общества от ребенка до взрослого, уровень определенных знаний в денежной сфере. Нужен этот уровень для того, чтобы уметь верно, оценивать рыночную ситуацию и принимать правильные решения.

Почему важно быть экономически грамотным?

Обладая такими познаниями, человеку дается возможность грамотно использовать свои сбережения и деньги в целом. Помогает полноценно осуществлять учет своих личных средств, избегая ненужных трат и долгов, учит планированию бюджета. Планирование трат на потребности и желания очень важно в сохранении бюджета, ведь именно расход большего количества денег, чем можно себе позволить, является одной из .

Кроме того познания в финансовой области помогают жителям страны сориентироваться в различных денежных премудростях, предлагаемых сегодня в экономической среде. К тому же дает возможность накапливать и страховать свои деньги.

Надо сказать, что от всеобщего уровня образованности жителей России будет многое зависеть и на ее экономическое положение.

Проблемы безграмотности населения

К сожалению, в России имеет место . Борьба с необразованностью в данной сфере важна как для конкретного человека, так и для государства в целом.

Отсутствие знаний может привести к последствиям негативного характера, которые скажутся потом, не только для пользователей валютных услуг, но и самого государства и общества.

Потому осуществление программных разработок по достижению образованности людей стало ключевым моментом для государственной позиции, причем не только для России, но и большинства развитых стран. Образованность людей поможет снизить риск личных задолженностей людей по потребительским кредитам, также снизит риск мошеннических воздействий со стороны участников рынка. А, как известно, кредиты широко распространены среди населения, их берут как для личных потребностей, так и для .

В России финансовая образованность людей находится на очень низком уровне. Всего небольшая часть людей способна сориентироваться в денежных сферах и их продуктах, предложенных такими институтами.

Неверные действия граждан

Хранение средств в домашних условиях наблюдается у половины россиян, но очевидно, что намного выгодней делать . Вторая половина вообще не желает сталкиваться с подобным инструментарием.

Страхование собственных сбережений вообще не ведомо людям и мало кто с ним сталкивался. Только четверть населения пользуется банковскими картами и то лишь, чтобы снять заработную плату в банкоматах. Россияне совершенно не умеют принимать правильные действия по регулированию своего капитала, имея постоянные долговые обязательства.

Самое неприемлемое то, что население России не стремиться выйти на международный уровень знаний в области денег и не желает принимать никаких специализированных советов.

Люди не умеют распоряжаться своими средствами и делают бездумные растраты. Для наших граждан большой редкостью является наличие . Но его отсутствие может стать причиной серьезных последствий. Недопустимо иметь всего одну цель, а не полноценный план, в котором нужно учитывать долгосрочные цели, вплоть до выхода на пенсию.

Люди не владеют знаниями о том, какие они имеют права, в качестве потребителя финансовых услуг и как их защитить в случае нарушений. Например, многие не догадываются даже о том, что банки обязаны раскрывать информацию про эффективность процентной ставки по требуемому кредиту.

Только малая часть людей знает, что государственная защита здесь не действует и, если придется столкнуться с утратой своих средств в инвестиционных фондах или при , то это будет, лишь их проблемой. Они думают, что государство будет должно им все возместить.

Программа повышения грамотности

Такие данные пугают и указывают на срочную необходимость взяться за повышение образованности людей на высоком государственном уровне и под его контролем.

Исходя из этого, была принята программа на повышение должного уровня знаний для населения, рассчитана она на пять лет. Начальный этап уже реализовывается во многих российских регионах. В него входит: подготовка учителей и учебных программ, доработку и усовершенствование законодательной базы в области денежных услуг, а также возможных дополнительных прав потребителей. На данный проект было выделено государством порядка 110 миллионов долларов, причем большая часть выделена из федерального бюджета и лишь немного из средств Всемирного банка.

Основные источники обучения

В настоящем времени, население России получает огромную базу теоретических знаний. Которые получают из различных источников самостоятельно.

В составе источников можно назвать:

  • телевизионные передачи на важную для потребителя тематику, обучающую основам управления средствами и инструментами капитала;
  • создано большое количество специализированных интернет-сайтов, на которых размещена вся обучающая информация, а также есть форумы, где человеку могут ответить на его вопросы специалисты в данной сфере;
  • есть огромное количество открытых бесплатных курсов для прохождения людьми по финансовой грамотности;
  • бесчисленное количество познавательно-обучающей литературы в печатном варианте;
  • показ тематических телепередач, и многое другое.

Но как показывает мониторинг населения, все-таки россияне привыкли получать опыт только на собственных ошибках.

Потому основное внимание в данный момент было направлено на своевременное . В надежде на то, что им удастся добиться успехов за счет полученных знаний в раннем возрасте.

“Финансовая грамотность населения” – это проблема всей нации и чем скорее это поймут люди, тем скорее мы начнем жить лучше.

Актуальность исследования определяется тем, что современное общество находится в динамичном состоянии, постоянно меняющиеся условия требуют быстрого приспособления к ним. Рыночная экономика в последние года находится в условиях кризиса и требует от населения грамотности в своих поступках.

Цель работы состоит в изучении теоретических вопросов по формированию и повышению финансово грамотного населения страны.

По выражению кандидата на пост президента, Дональда Трампа: « Финансовая безграмотность ‒ огромная проблема. Люди постоянно впутываются в опасные ситуации только потому, что как следует, не подготовились» [ 1 ] .

Экономисты определяют финансовую грамотность, как одно из ключевых понятий экономики, оно определяется как совокупность всех знаний, умений и навыков о финансовом рынке, которые позволят человеку, будучи активным субъектом рыночной экономики, правильно оценивать сложившуюся ситуацию на финансовом рынке и принимать разумные решения.

Каждому предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию.

Поэтому задача повышения финансовой грамотности - сфера ответственности государства, бизнеса и семьи. Государство, вкладывая средства в повышение финансовой грамотности, развивает институт защиты прав потребителей финансовых услуг. Для крупного бизнеса, нацеленного на долгосрочные стратегии присутствия, повышение уровня финансовой культуры населения через формирование установок, базисных знаний и навыков на финансовом рынке является импульсом для его развития на качественно новом уровне. Кроме того, повышение финансовой грамотности ведет к развитию малого бизнеса: владение базовыми финансовыми знаниями способствует избавлению человека от существующих стереотипов и внутренних фобий, что облегчает открытие собственного дела и повышает его жизнеспособность и финансовую успешность.

Финансовая грамотность является необходимым условием повышения качества жизни, ее повышение предполагает овладение человеком финансовыми знаниями в течение всей его жизни. Быть финансово грамотным значит грамотно управлять своими денежными средствами в любом возрасте. Дело в том, что пенсионерам необходимо грамотно распоряжаться своими накоплениями, не поддаваясь на уловки финансовых пирамид. А молодежь еще только приобретает навыки ведения бюджета, умение грамотно поступать со своими сбережениями.

Уровень финансовой грамотности проявляется в финансовом поведении населения. К компонентам, составляющим категорию «финансовая грамотность», относятся :

Финансовые знания;

Финансовые навыки, представляющие специфическую деятельность;

Финансовые компетенции, которые представляют способность человека применять знания, умения, успешно действовать на основе накопленного практического опыта при решении задач в области личных финансов. Примером финансовой компетенции может быть способность сравнивать существующие альтернативы при инвестировании и/или обращении за кредитом и осуществлять осознанный выбор финансовых услуг.

Перечисленные компоненты финансовой грамотности имеют большое значение, так как представляют сочетание определенного уровня финансовой грамотности граждан с их склонностью к риску. Склонность людей к риску представляет основную проблему не только для населения, но способствует проявлению негативных эффектов для государства и общества, то есть низкий уровень финансовой грамотности провоцирует высокую склонность граждан к риску. Кроме того, наряду с компонентами финансовой грамотности и склонностью к риску существует поведенческий аспект, то есть установки, означающие предрасположенность к восприятию и поведению в отношении объектов и ситуаций, касающихся личных финансов. К поведенческим установкам в финансовой сфере можно отнести:

Доверие (или недоверие) к финансовым институтам;

Экономический патернализм, предполагающий, что население ответственность за индивидуальные финансовые решения возлагает на государство, или экономический индивидуализм;

Экономическая индифферентность, то есть пассивное и безучастное отношение граждан к экономическим процессам в стране, или экономическая активность;

Приоритет прибыли перед соблюдением закона или приоритет соблюдения закона перед получением прибыли.

Все перечисленные компоненты финансовой грамотности, склонность к риску и поведенческие установки взаимосвязаны друг с другом и на практике проявляются в финансовом поведении граждан.

Повышение финансовой грамотности наряду с финансовым образованием и защитой прав потребителей финансовых услуг было признано Комиссией Европейского Союза и Организацией экономического сотрудничества и развития актуальной задачей общественного развития.

Финансовая грамотность населения в таких странах, как США, Канада, Великобритания, Австралия, Чехия, Корея, приобретает все большую остроту в силу факторов, действующих со стороны предложения и спроса. В первом случае речь идет о стремительных изменениях параметров рынка финансовых услуг (рост ассортимента финансовых продуктов, усложнение процедур их потребления, расширение спектра организаций их предоставляющих и адресатов услуг). Во втором случае - о социально-экономических и демографических изменениях (ускорение процесса старения населения, снижение доли населения трудоспособного возраста, рост разнородности населения, рост личных располагаемых доходов населения).

По финансовой грамотности населения Россия разделила 24-е место с Белоруссией, Камеруном, Кенией, Мадагаскаром, Сербией, ОАЭ. Доля «финансово грамотного» населения, по версии S&P, в этих государствах составила 38%. При этом Россию в рейтинге опередили такие страны, как Зимбабве, Туркменистан и Монголия (по 41%), а также Казахстан, Замбия, Сенегал и Украина (по 40%) .

Вопросами изучения финансовой грамотности населения в РФ занимаются такие организации как: Всемирный банк, Международная платежная система «VISA», Национальное агентство финансовых исследований (НАФИ), Фонд «Общественное мнение», Национальный фонд содействия финансовой грамотности. Впервые проблему финансовой грамотности населения в России стали обсуждать в 2006 г. на встрече в Санкт-Петербурге министров финансов стран G8, после чего меры по формированию финансовой грамотности в стране нашли отражение в целом ряде документов президента и правительства РФ. Основные направления повышения финансовой грамотности населения в России определены приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России (ФСФР) от 24.09.2009 № 09-237/пз «Об утверждении Основных направлений деятельности, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения» . На период 2015-2017 гг. в семи регионах России: Республика Татарстан, Алтайский, Краснодарский и Ставропольский края, Архангельская и Саратовская области и г. Москва реализуются региональные программы повышения финансовой грамотности населения. В данных субъектах созданы региональные центры финансовой грамотности .

Согласно данным опроса Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) было выявлено, что большинство россиян считают себя финансово неграмотными. Опрос был проведен в рамках совместного проекта с Министерством финансов РФ и Всемирным банком в июле ‒ декабре 2015 г. и охватил 5 тыс. респондентов из разных городов нашей страны в возрасте старше 18 лет .

Выяснилось, что лишь 2% соотечественников считают отличными свои знания и навыки, применимые к понятию «финансовая грамотность». Еще 13% отмечают, что знания и навыки у них хорошие, 42% ‒ удовлетворительные, 25% ‒ неудовлетворительные, 16% опрошенных и вовсе указали, что знаний по данному предмету у них нет, 2% затруднились ответить. У россиян наибольший интерес вызывает проблема защиты прав потребителей финансовых услуг (31%). Остальные предложенные темы вызвали примерно одинаковый интерес у респондентов - пенсионное обеспечение, планирование покупок длительного пользования .

В целом, по данным НАФИ, 21% взрослого населения России не являются пользователями банковских услуг. Самая большая доля находящихся вне отношений с банками людей приходится на села (25%), а также на Северо-Кавказский федеральный округ (27%). Большинство (55%) тех, кто не используют банковские услуги, оценили свои навыки и знания по управлению деньгами на 1‒2 балла из пяти возможных. Неудивительно, что финансовая грамотность прямо пропорционально связана с уровнем образования: среди минимально финансово грамотных 32% имеют образование ниже среднего.

Повышение уровня финансовой грамотности имеет большое значение для развития способности отдельных лиц и их семей управлять возросшими рисками. Сюда включается недопущение чрезмерного увеличения личного долгового бремени, преодоление финансовых трудностей, снижение риска банкротства, сохранение сбережений и обеспечение достаточного уровня благосостояния после выхода на пенсию. Финансово грамотные потребители - это важная предпосылка для глубокого развития финансового сектора. Кроме того, повышение уровня финансовой грамотности является важной характеристикой современного эффективного режима защиты прав потребителей, который включает в себя простое и сопоставимое раскрытие информации потребителям, эффективные институты рассмотрения жалоб потребителей, а также запрет недобросовестной рыночной практики.

Финансовая грамотность оказывает сильное влияние на жизнь конкретного человека, так формирует его способность :

Обеспечить себя и свою семью;

Инвестировать в свое будущее и будущее своих детей;

Развить свой творческий потенциал с тем, чтобы реализовать свой потенциал и проявить себя достойным гражданином общества.

Низкий же уровень финансовой грамотности приводит к отрицательным последствиям для потребителей финансовых услуг, государства, частного сектора и общества в целом.

Уровень финансовой грамотности говорит об уровне развития страны в целом. Есть еще и социальный аспект, о котором нельзя забывать: повышение уровня финансовой образованности работающего населения должно стать еще одним шагом к уходу от «серых» зарплат. В настоящее время большинство россиян получают теоретические знания в области финансов самостоятельно, посредством специализированных интернет-сайтов, телепередач, литературы, новостей, посещая курсы и тренинги, а опыт приобретают на собственных ошибках.

Учитывая менталитет и психологию населения России, необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов» .

Так же в современном обществе необходимо учитывать то, что финансовая грамотность начинается с семьи, культура финансового поведения человека связана с семейным бюджетом и стратегией реализации потребительского поведения на каждом этапе жизненного цикла. Неумение планировать семейный бюджет и управлять семейными финансами чревато негативными последствиями, как для семьи, так и для общества в целом.

Хорошо информированные и грамотные потребители предъявляют высокие требования к качеству товаров и услуг, тем самым не только способствуют повышению их качества, но и стимулируют здоровую конкуренцию среди их поставщиков, благоприятно влияют на политику цен, создают условия эффективному регулированию рынка, росту здоровой конкуренции среди продавцов финансовых продуктов и услуг. В перспективе все это приводит к снижению цен и контролю над уровнем инфляции.

Следует отметить, что проблема внедрения концепции финансового образования в существующие учебные программы актуальна для всех стран. Международные эксперты выделяют следующие основные причины необходимости такой интеграции :

1. Это позволит охватить обучением все слои населения, независимо от социального и материального положения, тем самым основы знаний и навыков закладываются у целого поколения;

2. Стремительно будет расти доля учащихся, которые начинают принимать финансовые решения в более раннем возрасте (карманные деньги, расходы на мобильный телефон, Интернет и т.д.);

3. Именно в раннем возрасте закладываются не только основы культуры, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни.

Для решения проблемы финансовой безграмотности молодежи необходимы программы, направленные на формирование финансовой грамотности подрастающего поколения, которые смогут оказать воздействие при соблюдении ряда ключевых условий, к которым относятся:

Доступность и увлекательная форма изложения;

Адаптация к возрастным особенностям восприятия;

Мотивация;

Непрерывность;

Массовость.

Программы, предназначенные для формирования финансовой грамотности, должны устанавливать прямую связь между получаемыми знаниями и их практическим применением, оказывать помощь в понимании и использовании финансовой информации в текущий момент и долгосрочном будущем, ориентироваться на жизненный цикл и жизненные стратегии участников, воспитывать ответственность за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Чтобы оказывать положительное и долговременное воздействие на участников, программы финансовой грамотности для детей должны быть основаны на современных и понятных примерах из реальной практики, подготовлены и представлены учащимся с участием представителей образования и профессионального сообщества.

Финансовая грамотность является понятием, которое выходит за пределы политических, географических и социально-экономических границ. Благополучие национальных экономик и мировой экономической системы зависит от вкладов, которые делают в них отдельные люди и группы, образующие сложную сеть взаимосвязанных и взаимозависимых отношений.

Высокая финансовая грамотность населения страны оказывает положительное влияние на экономику государства, на уровень благосостояния и доходы граждан :

Повышает уровень пользования финансовыми продуктами, прозрачность финансовых рынков, стабильность рынков;

Способствует увеличению числа добросовестных заемщиков, снижает степень кредитных и репутационных рисков банков;

Повышает финансовое благосостояние граждан благодаря рационализации семейных бюджетов, увеличению горизонта планирования, развитию способности управлять финансами в течение жизненного цикла семьи;

Обеспечивает защиту от мошенничества, повышает финансовую безопасность граждан.

В ближайшие время потребность в повышении уровня финансового образования в различных странах будет увеличиваться. В развивающихся странах повышение уровня финансовой грамотности может способствовать сокращению уровня бедности. Более высокий уровень финансового образования обеспечивает понимание гражданами особенностей работы пенсионной и налоговой системы, что может способствовать собираемости налогов и развитию малого и среднего бизнеса.

Полученные знания помогут не только лучше понять, как работает финансовая система страны, но и как выстраивается финансовая жизнь отдельной семьи. Поэтому финансовые знания являются также важными, как умение читать и писать, от финансовой культуры молодого поколения будет зависеть не только их личное благосостояние в будущем, но и устойчивое экономическое развитие страны. Финансовые знания позволят формировать культуру финансового поведения и повышать уровень финансовой грамотности не только среди студентов и школьников, но и их родителей. Эти знания нужны не только высокообразованным людям, способным осуществлять наукоемкие проекты, но и любому потребителю финансовых услуг.

Если в некоторых странах финансовой грамотности обучают даже заключенных, то в России только начинают вводить такие уроки в школах. В продолжение нашего разговора с Гузелией Имаевой, генеральным директором аналитического центра НАФИ мы выясняли, можно ли научить россиян не увязать в долгах также успешно, как многие из нас научились делать обратное

Как Россия выглядит на мировом уровне по уровню финансовой грамотности?

Россия среди стран G-20 занимает 9 место. Она в середине рейтинга по многим параметрам. Так что у нас все не плохо. Лидеры — это Канада и Франция, а отстающие — это страны Латинской Америки.

Кому нужна финансовая грамотность?

Это большое заблуждение, когда говорят, что финграмотность — это для людей, у которых есть излишки денег, которые надо их инвестировать и преумножать. Повышение финансовой грамотности, в первую очередь, необходимо обычному человеку. Это его дорога к повышению качества жизни.

Как показывает практика, даже люди с небольшим уровнем дохода при грамотном отношении к деньгам и финансовым инструментам имеют возможность выйти из существующей жизненной ситуации и повысить уровень своей жизни в дальнейшем.

Это выгодно людям, это выгодно финансовому рынку, куда приходит народный потребитель, отечественный долгосрочный инвестор, и для государства в целом. Это дает глобальный эффект.

Насколько актуально повышение финансовой грамотности среди россиян? Читайте в нашей беседе с куратором проекта Минфина по повышению финграмотности Андрея Бокарева

Как можно изучать такое многомерное понятие как финансовая грамотность?

Это была сложная задача — четко понять, интерпретировать и операционализировать понятие финансовой грамотности, чтобы его измерять. Мы прошли долгий путь и совместно с нашими коллегами из международных институтов развития, все-таки, пришли к единому мнению, что такое финансовая грамотность и как ее можно измерять.

Сегодня мы изучаем три группы индикаторов. Первая — это уровень знаний о финансовых услугах и концептах. Например, понимание, что такое инфляция, что деньги имеют свою стоимость во времени, понимание сути диверсификации (это о том, что не надо все яйца класть в одну корзину), способность человека к финансовой арифметике.

Вторая группа индикаторов направлена на то, чтобы понять насколько человек использует свои знания на практике. Планирует ли семейный бюджет, если да, то как работает доходами и расходами, формирует ли он «подушку безопасности», если да, то это только сбережения или еще и другие решения. Здесь мы говорим уже о поведении.

И третья группа показателей — это установки человека, его ценностный блок, который формируется поколениями, каждое из которых имело свой уникальный опыт. Например, есть ли у него сформированная в семье ориентация на долгосрочное планирование своей жизни. От этого во многом зависит, как человек себя будет вести. Если он понимает, что есть жизненные циклы, то сегодня он будет заботиться о том, что будет через 20 лет.

Анна Зеленцова, стратегический координатор проекта Минфина по повышению финграмотности населения считает , что в финансовом образовании россияне «долго запрягают, но быстро поедут»

А есть понимание того, как взаимосвязаны знания, установки и поведение человека?

У нас есть серьезные наработки по этому вопросу, но целостной картины, вписанной в реальный жизненный контекст, пока нет и еще требуется исследовательская работа в этом направлении. Но уже точно можно говорить о серьезном влиянии установок на финансовое поведение и готовность человека осваивать новые знания. Практически все страны, реализующие программы повешения финансовой грамотности, включая Россию, в качестве основной целевой аудитории, на которую направлены усилия, рассматривают детей и молодежь. Большинство просветительских программ внедряются в систему дошкольного и школьного образования. Правильное отношение к финансам должно формироваться с малых лет.

Насколько финансовые программы востребованы людьми?

Особенность нашей страны заключается в том, что люди, в большинстве своем, пассивны, и свои финансовые практики развивают, преимущественно, через вынужденную лояльность. Например, в 2004 году у нас появилось ОСАГО. До этого никто не знал о страховании, об общей гражданской ответственности, но когда его ввели как обязательное, люди начали понимать, что такое страхование и задумываться, что это удобно что-то страховать. С 2010 года всем стали раздавать зарплатные карты. Работодатели стали к ним приучать, чтобы оптимизировать свои издержки. Потребителю, может, это не особо и не нужно было, но потом все привыкли и стали активно пользоваться пластиковыми картами. Если посмотреть нашу историю, то мы всегда подталкивали потребителя, интегрируя его в новые реалии. Запроса «снизу», как правило, не было.

Россияне заняли 9-е место по итогам замеров уровня финансовой грамотности среди жителей стран «Большой двадцатки»

А как же предприниматели? Разве от них или от других активных групп населения нет запроса на обучение?

Во всех экономических словарях написано, что предпринимательство связано с рисками. А вот наши исследования показывают, что отечественные предприниматели готовы получать небольшой доход, но стабильный. Как и все население, они настроены патерналистски и даже не задумываются о тех возможностях, которые им дают финансовые рынки или образовательные программы. При том, что уровень их финансовой грамотности для своего рода деятельности низкий. Но как их мотивировать, чтобы они сами захотели учиться? – это вопрос, на который еще предстоит найти ответ.

Я правильно понимаю, что будущее финансового сектора состоит в формировании запроса на его развитие «снизу»?

Знаете, сегодня существует много образовательных проектов и большой вызов, который стоит перед теми, кто эти программы реализует, — как мотивировать человека, чтобы он начал их осваивать. Зачастую все, что вокруг финансов, воспринимается людьми как скучное и сложное. Поэтому в образовательные программы нужно интегрировать элементы геймификации, вовлечения, интерактива. Это поле для развития, в котором нужны совместные усилия специалистов из области поведенческой экономики, социологии, психологии.

Беседовал Евгений Хан

Гузелия Имаева

Генеральный директор Аналитического центра НАФИ

Образование: социологический факультет Российского государственного социального университета, Московская международная высшая школа бизнеса «МИРБИС». Президентская программа по подготовке управленческих кадров. Специализация: «Маркетинг: стратегическая устойчивость предприятия на конкурентном рынке». Бизнес-школа Advancia-Negocia (Chamber de commerc et d’Industrie de Paris (CCIP)). АНО «Институт Финансового Планирования», программа повышения квалификации «Методика личного финансового консультирования».

Член Экспертного совета по финансовой грамотности Банка России, Российского общества социологов (РОС), экспертного совета Агентства по страхованию вкладов (АСВ).

Член правления Ассоциации мониторинга качества обслуживания (АМКО), ESOMAR (European Society for Opinion and Marketing Research, Гильдии Маркетолого.

Автор более 20 научных публикаций, десятков статей в области финансового поведения населения и бизнес, Индекс Хирша – 5 (данные РИНЦ). Соавтор книг «100 фактов о финансовом поведении россиян», «Энциклопедия финансового поведения россиян», «Financial Inclusion in Russia: The Demand-Side Perspective», «Дети и финансы».

Победительница IX Всероссийского конкурса деловых женщин «Успех», 2013 год.

Тьютор по финансовой грамотности.

Статьи по теме