Финансирование социальной работы осуществляется. Управление финансовыми ресурсами в социальной работе. Виды и основные источники финансирования

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

1. Прямое финансирование. В этом случае денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы.

2. Косвенное финансирование. Осуществляется в виде уменьшения изъятия денежных средств с помощью льготного налогооблажения, льготного кредитования, льготного ценообразования на некоторые товары и услуги.

На финансирование социальной работы используются как бюджетные средства, так и средства внебюджетных фондов и различные частные фонды.

Государственный бюджет.

Финансирование социальной работы за счёт средств федерального бюджета, бюджета субъектов федерации и муниципальных бюджетов. Постоянно ведётся работа по перераспределению средств почти по всем статьям расходов федеральных к территориальным фондам и внебюджетным фондам.

Среди регионов Российской Федерации есть региональные доноры, их больше десяти, и регионы, которые нуждаются в финансировании. Перераспределение средств происходит следующим образом: более сильные регионы помогают слабым.

Для этих же целей был создан фонд финансовой поддержки регионов, средства которого перераспределяются по двум каналам в виде трансфертов, то есть денежной помощи из федерального бюджета на оказание текущей финансовой помощи, и в виде субвенций, которые направляются на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня.

Основной же объём бюджетных средств на социальную защиту проходит для регионального и местного бюджета. За счёт средств этих бюджетов осуществляется строительство и содердание домов-интернатов, домов для престарелых и инвалидов, часть средств направляется на обеспечение инвалидов средствами передвижения и протезирования, на обучение и трудоустройство инвалидов, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим и многодетным семьям, одиноким матерям и другое.

Из федерального бюджета средства выделяются на финансирование различных социальных программ, таких как «Дети-сироты», «Планирование семьи», «Дети-инвалиды», «Дети с севера», на выплаты пенсий военнослужащим и др.

За счёт средств внебюджетных фондов осуществляется финансирование социальных услуг населению.

Внебюджетные фонды – это финансово-кредитные институты, поскольку часть средств этих фондов используется на коммерческой основе. В настоящее время таких фондов три: Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Фонд пенсионного страхования.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов всвязи с экстремальными ситуациями.

Средства федерального и территориальных фондов поддержки населения используются на следующие формы социальной работы.

Финансирование из этих источников осуществляется так же в виде прямого финансирования и косвенного финансирования.

Негосударственные источники.

В настоящее время всё большую роль в финансировании социальной работы играет негосударственное финансирование. Частные или общественные благотворительные фонды становятся всё более важным источником финансирования. Их средства формируются за счёт следующих источников:

1. Взносы учредителей благотворительных организаций;

2. Членские взносы;

3. Благотворительные пожертвования граждан и юридических лиц в денежной форме;

4. Поступления от деятельности по привлечению ресурсов различных развлекательных, культурных, спортивных мероприятий;

5. Доходы от разрешённой законом предпренимательской деятельностью;

6. Доходы от деятельности хозяйственных обществ, учреждённых благотворительной организацией;

7. Труд добровольцев;

8. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями, и их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Такие предприятия имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей.

Формируемые центры платных социальных услуг могут оказывать следующие услуги:

¾ Ежедневное приготовление пищи на дому;

¾ Выполнение любой домашней работы;

¾ Оказание помощи в ремонте.

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбаввки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

¾ Одиноким пенсионерам и инвалидам, проживающим отдельно от трудоспособных родственников, обязанных содержать их;

¾ Пенсионерам и инвалидам, получающим надбавки к пенсии на уход и проживающим в семьях, в которых подушевой доход ниже минимального уровня.

Плата за надомное обслуживание взимается по прейскуранту, утрверждённому местными органами самоуправления. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых бюджетных ассигнований.

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи:

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. В первую очередь это касается различных министерств и комитетов, действие которых не всегда скоординированно.

2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ.

3. Более равномерно распределять время расходов между государством, работодателем и трудящимся.

4. Ограничить командную роль государства.

5. Повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.

6. Развивать программу «Целевое финансирование».

7. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно определять лишь приоритеты реализации социальных программ.

Контрольные вопросы:

1. Какие способы финансирования социальной работы существуют?

2. Какие средства используются на финансирование социальной работы

3. Что представляют собой внебюджетные фонды?

4. Что обеспечивает фонд социальной поддержки населения?

5. Из каких источников формируются средства частных или общественных благотворительных фондов?


Лекция № 10.


| | | | 5 | |

1.3.3. Финансирование социальной работы

Финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).
За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от ФБ к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.
Не малую роль играет Федеральный фонд социальной поддержки населения, действующий с 1992 года. Основная функция фонда - обеспечение дополнительного финансирования федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения.
Средства фонда расходуются на:
1. предоставление натуральной помощи бесплатно или на льготной основе;
2. предоставление дотаций на оказание медицинской помощи;
3. оплату коммунальных услуг;
4. обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
5. развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
6. создание дополнительных рабочих мест.
7. оказание помощи многодетным, малообеспеченным семьям, детям, нуждающимся в государственной поддержке, детям-инвалидам.
Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей мере из местных бюджетов.
Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:
1. устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
2. формируют внебюджетные государственные фонды;
3. финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
4. определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.
Региональные и местные органы власти:
1. разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
2. обеспечивают социальную поддержку гражданам;
3. создают условия для деятельности благотворительных фондов;
4. финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.
Из Фонда финансовой поддержки регионов (создан в 1994 г.) финансовые средства направляются для оказания помощи слабым регионам. Средства могут быть направлены в виде трансфертов (переносить, переводить) - денежная помощь из федерального бюджета для оказания текущей финансовой помощи, покрытия путем дотаций минимально обоснованных расходов. Так же средства направляются в виде субвенций (приходить на помощь) - на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов.
Трансферты передаются органам власти субъектов РФ, которые, в свою очередь, расходуют выделенные средства по своему усмотрению. Так как трансферты не имеют целевого назначения.
При формировании трансфертов ссылаются на формулу “выравнивания”. Для подтягивания текущих доходов субъектов до 95% среднедушевых доходов по РФ используют поправочный коэффициент: Кв=Бо/Бс*100%, что означает отношение бюджетных расходов на одного человека по экономическому району к среднедушевому расходу на 1 человека по всем регионам.
Существует два основных способа финансирования социальной работы.
Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).
Второй способ - косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).
Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.
Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:
1. дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет ПФ и ФСС;
2. предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
3. негосударственные, профессиональные системы - размер выплат зависит от страхового вклада граждан.
Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы “Об основах социального обслуживания населения в РФ”, “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”, “О ветеранах”, и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются ФБ и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и ФБ в качестве дотаций.
Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.
Недостатки финансирования социальной сферы:
1. финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств;
2. не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств;
3. не достаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней;
4. статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Назовите и раскройте звенья государственных финансов.
2. Что представляет собой государственный бюджет?
3. Перечислите направления расходования бюджетных средств.
4. Приведите понятие, элементы и основные принципы формирования налогов
5. Раскройте функции налогов.
6. Что представляет собой “кривая Лаффера”?
7. Что является основой финансирования социальной работы?
8. Перечислите источники финансирования социальной работы.
9. Какие способы финансирования социальной работы вам известны?
10. Опишите основные функции внебюджетных социальных фондов.
11. Перечислите полномочия органов власти различных уровней в вопросах финансирования социальной работы.
12. Приведите понятие трансфертов и ориентир при их формировании.
13. Что собой представляет финансирование и ресурсное обеспечение социальной защиты?
14. Назовите недостатки финансирования системы социальной защиты.

ТЕМА 8. ЭКОНОМИКА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

8.3. Финансирование социальной работы

8.3.1. Способы и источники финансирования социальной работы

Существует два основных способа финансирования социальной работы:

Прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;
- косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг.

На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.

1. Государственный бюджет.

В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг. произошло перераспределение средств почти по все статьям социальных расходов от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. С помощью государственного механизма распределения более сильные регионы помогают слабым. Из 89 субъектов РФ более 70 получают финансовую поддержку. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций , направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.

2. Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.

Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.

Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.

Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:

Предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;
- предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;
- оплату коммунальных услуг;
- обеспечение ночного проживания бездомных граждан;
- развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;
- создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;
- финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

3. Негосударственные источники финансирования.

Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

Взносов учредителей благотворительных организаций;
- членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);
- благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;
- поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благотворительных пожертвований и др.);
- доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;
- поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;
- доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;
- труда добровольцев и др.

Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

4. Предпринимательская деятельность социальных служб.

Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, приносящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка помещения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.

Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:

Операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;
- внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).

Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

Одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;
- пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:

С пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;
- со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.

Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размеры оплаты за них. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

Примером индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе являются коммерческие предприятия, оказывающие социальную поддержку одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Основной задачей этих предприятий является оказание дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи. Передача жилой площади в собственность города осуществляется по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена и переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых. Социальные услуги оказываются после заключения договора. Стоимость оказываемых услуг удерживается из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади.

Имеется также аналогичный опыт без выплаты клиентам наличных денег под договор купли-продажи. В этом случае договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает бесплатное пользование клиентом отчужденной квартирой и выполнение службой следующих услуг: регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, оказание ритуальных услуг, закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами питания и товарами, уборка помещения, стирка белья и т.д., организация ремонта бытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение льготным питанием.

Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:

Устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;
- формируют внебюджетные государственные фонды;
- финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;
- определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

В полномочия региональных и местных органов власти входят:

Выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;
- определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;
- обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

8.3.2. Задачи по совершенствованию финансирования социальной работы

Финансирование социальной работы нуждается в совершенствовании. В настоящее время намечено решить следующие задачи.

1. Усилить координацию в управлении расходованием средств, направляемых на социальную защиту. Сейчас действия различных министерств и комитетов не всегда скоординированы.
2. Изменить структуру затрат на реализацию социальных программ, более равномерно распределять бремя расходов между государством, работодателем и трудящимися.
3. Ограничить командную роль государства, повысить роль внебюджетных фондов, расширить предпринимательскую деятельность социальных служб.
4. Развивать программно-целевое финансирование. Оказывать адресную помощь нуждающимся группам населения в рамках целевых программ. При этом государство должно устанавливать приоритеты первоочередности социальных программ.

Контрольные вопросы и задания

1. Каковы основные источники финансирования социальной работы?
2. В чем состоят функции фонда социальной поддержки населению?

Литература к теме

1. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 1999.
2. Пантелеева Т.С., Червякова Г.А. Экономические основы социальной работы. - М., 1999.

В современных условиях понятие "финансы" определяется как система экономических отношений, которая связана с образованием и распределением денежных ресурсов. Условно в финансовой системе можно выделить: государственные финансы, финансы предприятий (хозяйствующих субъектов) и финансы населения (физических лиц).

Государственные финансы - это та часть финансовой системы общества, которая охватывает движение денежных фондов, необходимых государству для осуществления его функций.

Финансы предприятий - это денежные активы, которые образуются, распределяются и используются в процессе экономической деятельности этих хозяйствующих субъектов.

Финансы населения - это та часть финансовой системы, которая характеризует движение денежных средств населения, домашних хозяйств, физических лиц.

Выделяют типичные внутренние связи и финансовые отношения на разных уровнях: государство - предприятие и наоборот; государство - население и наоборот; государство - государство и т. п.

Мы остановимся на рассмотрении государственных финансов.

Государственные финансы представляют собой форму организации денежных отношений, участником которых в той или иной форме выступает государство. Это совокупность экономических связей, система образования и распределения денежных фондов, необходимых государству для содержания его органов и выполнения присущих ему функций. Главным звеном государственной финансовой системы является государственный бюджет.

Государственный бюджет - важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нем определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счет государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

К бюджетам бюджетной системы Российской Федерации относятся:

  • o федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;
  • o бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
  • o местные бюджеты, в том числе бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет - это центральный бюджет, утверждаемый Государственной Думой.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - основной финансовый план формирования и использования денежного фонда региона, утверждаемый высшим законодательным органом административно-территориальных образований.

Консолидированный бюджет Российской Федерации - свод бюджетов бюджетной системы РФ на соответствующей территории (за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов) без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами. Он не подлежит утверждению, используется для анализа.

Государственный внебюджетный фонд - фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые, как правило, и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ включают в себя: 1) бюджет Пенсионного фонда РФ; 2) бюджет Фонда социального страхования РФ; 3) бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов состоят из бюджетов территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основными функциями государственного бюджета являются:

  • 1. Перераспределение национального дохода и валового внутреннего продукта.
  • 2. Государственное регулирование и стимулирование экономики.
  • 3. Финансовое обеспечение социальной политики.

Организация бюджета предполагает бюджетное устройство

и бюджетный процесс. Бюджетное устройство - это организационные принципы и структура построения бюджетной системы. Бюджетный процесс - это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, т. е. частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней.

Основное внимание при анализе бюджетных проблем уделяется рассмотрению двух основных частей бюджета - доходной и расходной частей бюджета.

Доходы бюджета состоят из налоговых и неналоговых, а также безвозмездных поступлений. Главным методом формирования доходной части бюджета являются налоги.

Расходная часть бюджета - это затраты, которые возникают у государства в связи с выполнением им своих экономических, социальных, политических и административных функций.

Едиными для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются:

  • - общегосударственные вопросы;
  • - национальная оборона;
  • - национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • - национальная экономика;
  • - жилищно-коммунальное хозяйство;
  • - охрана окружающей среды;
  • - образование;
  • - культура, кинематография;
  • - здравоохранение;
  • - социальная политика;
  • - физическая культура и спорт;
  • - средства массовой информации;
  • - обслуживание государственного и муниципального долга;
  • - межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В странах с социально-рыночной экономикой первое место в бюджетных расходах занимают затраты на финансирование социально-культурного развития. В 2011 г. в консолидированном бюджете РФ и бюджете государственных внебюджетных фондов доля расходов на социально-культурные мероприятия составила более 56%.

Важным аспектом использования средств бюджета является финансовый контроль , который заключается в деятельности по надзору за использованием финансовых ресурсов государства.

Органы государственного финансового контроля можно подразделить на две основные группы: органы финансового контроля по линии законодательной власти и органы финансового контроля исполнительной власти. Законодательные органы осуществляют предварительный контроль (при обсуждении проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам); текущий контроль (в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов); последующий контроль (при утверждении отчетов об исполнении бюджетов). В системе органов исполнительной власти финансовый контроль, осуществляют Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований и (или) уполномоченные ими органы, главные распорядители, распорядители бюджетных средств.

Государственный бюджет представляет собой план доходов и расходов государства. Оптимальный вариант, когда расходы равны доходам. На протяжении многих лет расходная часть государственного бюджета России превышала доходную часть. Сумму, на которую в данном году расходы бюджета превышают его доходы, называют бюджетным дефицитом или дефицитом бюджета.

Среди причин бюджетного дефицита можно назвать следующие причины:

  • 1) спад производства;
  • 2) массовый выпуск "пустых" денег;
  • 3) многочисленные социальные программы;
  • 4) огромный оборот "теневого" капитала и др.

Дефицит можно покрыть следующими способами: продавать ценные государственные бумаги; занимать у внебюджетных фондов; получать кредиты у банков; осуществлять дополнительную эмиссию денег.

Регулирование бюджета является бюджетной политикой государства. Отметим некоторые цели бюджетной политики:

  • 1. Приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами - будут отменены нефинансируемые или частично финансируемые обязательства.
  • 2. Ресурсы бюджета направлять на решение ключевых социально-экономических задач.
  • 3. Обеспечение бездефицитности бюджета.
  • 4. Четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами.
  • 5. Обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.

Политика государства в отношении финансовой системы является одним из важнейших регуляторов развития экономики. Финансовая политика - мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны.

Финансовая политика складывается из взаимосвязанных направлений деятельности государства: в области налогообложения и регулирования структуры государственных расходов с целью воздействия на экономику (фискальная политика) и в области регулирования бюджета (бюджетная политика).

Фискальная политика - деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. С одной стороны, это сбор налогов, а с другой - их расходование. Именно за счет этих средств государство решает вопросы национальной безопасности, социальные и экологические проблемы.

Бюджетная политика - направление экономической политики государства, связанное с разработкой и использованием федерального бюджета и бюджетов территориально-административных единиц, входящих в это государство.

Следует отметить, что финансовые средства, необходимые для реализации социальных мероприятий, формируются в соответствии с направлениями социальной политики. Финансирование осуществляется из различных источников: федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, муниципальных бюджетов; внебюджетных фондов; негосударственных источников (благотворительные, частные фонды).

За последние годы происходит перераспределение финансовых средств в социальной сфере от федерального бюджета к региональным бюджетам и внебюджетным фондам. Эта тенденция наблюдается по всем статьям расходов.

Государственная система социальной защиты населения финансируется по большей части из местных бюджетов.

Существует разграничение полномочий между различными уровнями власти. Федеральные органы власти:

  • 1) устанавливают единую систему минимальных социальных гарантий;
  • 2) формируют внебюджетные государственные фонды;
  • 3) финансируют объекты социальной инфраструктуры, находящиеся в их ведении;
  • 4) определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

Региональные и местные органы власти:

  • 1) разрабатывают и реализуют региональные социальные программы, по возможности повышают гарантии;
  • 2) обеспечивают социальную поддержку гражданам;
  • 3) создают условия для деятельности благотворительных фондов;
  • 4) финансируют учреждения социальной сферы, находящиеся в их подчинении.

Существует два основных способа финансирования социальной работы.

Первый способ - прямое финансирование, т. е. денежные средства целевым назначением направляются на финансирование социальной работы (например, федеральные целевые программы).

Второй способ - косвенное финансирование путем уменьшения изъятия денежных средств (льготные налогообложение, кредитование, ценообразование на социально значимые товары и услуги).

Прямое финансирование позволяет направлять средства на решение первоочередных социальных проблем. Государством устанавливаются приоритеты принятия и реализации социальных программ. При этом учитывается их польза для общества и экономическая эффективность вкладываемых средств.

Финансирование и ресурсное обеспечение системы социальной защиты имеет трехуровневый механизм социальных гарантий при предоставлении денежных выплат:

  • 1) дифференцированный социально гарантированный уровень обеспечения, поддерживаемый государством за счет Пенсионного фонда РФ и Фонда социального страхования РФ;
  • 2) предоставление средств сверх государственного уровня за счет региональных фондов социального обеспечения и территориальных фондов социальной поддержки населения;
  • 3) негосударственные, профессиональные системы, в которых размер выплат зависит от страхового вклада граждан.

Основой финансирования системы социальной защиты является действующее законодательство: федеральные законы от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" и др. Источниками финансирования государственных учреждений системы социальной защиты являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ. В учреждения муниципального подчинения средства поступают из местных бюджетов и федерального бюджета в качестве дотаций.

Возможно и дополнительное финансирование: средства из целевых социальных фондов, доходы от хозяйственной деятельности, благотворительные взносы, оплата социальных услуг.

Недостатки финансирования социальной сферы:

  • 1. Финансовые ресурсы находятся в ведении различных министерств.
  • 2. Не разработаны научные критерии эффективности расходования выделяемых средств.
  • 3. Недостаточно четко разделены полномочия бюджетов разных уровней.
  • 4. Статьи бюджетов по обеспечению государственных социальных гарантий не защищены законодательно.
  • Акционерный способ финансирования инновационных проектов. Характеристика его выгод и недостатков.
  • Альтернативные способы получения и преобразования энергии.
  • Существует два основных способа финансирования социальной работы:

    · прямое финансирование, когда денежные средства направляются целевым назначением на финансирование социальной работы;

    · косвенное финансирование в виде уменьшения изъятия денежных средств посредством льготного налогообложения, льготного кредитования, льготного ценообразования на социально значимые виды товаров и услуг.

    На финансирование социальной работы используются бюджетные и внебюджетные средства.

    1. Государственный бюджет.

    В рамках государственного бюджета финансирование социальной работы ведется из федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, муниципальных бюджетов. В конце 90-х гг. произошло перераспределение средств почти по все статьям социальных расходов от федерального к территориальным бюджетам и внебюджетным фондам. С помощью государственного механизма распределения более сильные регионы помогают слабым. Из 89 субъектов РФ более 70 получают финансовую поддержку. Около 10 регионов-доноров содержат все другие регионы. В 1994 г. в составе федерального бюджета создан Фонд финансовой поддержки регионов. Перечисления этого фонда могут идти по двум каналам: в виде трансфертов (денежной помощи из федерального бюджета) на оказание текущей финансовой помощи и в виде субвенций, направленных на финансирование федеральных программ для выравнивания уровня социально-экономического развития регионов. Трансферты не имеют целевого назначения и расходуются по усмотрению администрации субъекта федерации. Субвенции имеют целевое назначение. При формировании трансфертов используется принцип выравнивания, предполагающий, в частности, подтягивание текущих доходов бюджетов субъектов федерации до 95% среднедушевых доходов по РФ. При распределении финансовых потоков сохраняются привилегии и льготы некоторым регионам.

    Из федерального бюджета средства выделяются по направлениям в рамках федеральных и региональных программ «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Дети Севера», «Планирование семьи» и т.д., на выплаты пенсий военнослужащим, на другие мероприятия по социальной защите населения. Основной объем бюджетных средств на социальную защиту проходит через региональные и местные бюджеты. Они используются на строительство и содержание домов-интернатов для престарелых и инвалидов, на обеспечение инвалидов средствами передвижения, протезами, на их обучение и трудоустройство, на оказание санаторно-курортной помощи, на социальную помощь малоимущим, многодетным семьям, одиноким матерям и др.



    2. Государственные внебюджетные фонды.

    Внебюджетные фонды - это не чисто финансовые учреждения, а финансово-кредитные, поскольку использование части средств этих фондов осуществляется на коммерческой основе.

    Пенсионный фонд РФ формируется за счет страховых взносов предприятий всех форм собственности, лиц, работающих по найму, и ассигнований из республиканского бюджета РФ. Предприятия и организации всех форм собственности, а также работающие граждане вносят в Пенсионный фонд взносы, исчисляемые в процентах от размера начисленной заработной платы.

    Из Пенсионного фонда выплачиваются государственные трудовые пенсии, пенсии инвалидам, пособия для детей, компенсации пенсионерам и др.

    Фонд социального страхования формируется из страховых взносов предприятий и организаций всех форм собственности, ассигнований из республиканского бюджета РФ, добровольных взносов юридических и физических лиц и др.



    Из Фонда социального страхования финансируются выплаты пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 лет, на санаторно-курортное лечение и др.

    Фонд обязательного медицинского страхования существует помимо фонда социального страхования.

    Государственный фонд занятости населения РФ формируется за счет страховых взносов предприятий и организаций, страховых взносов с заработка работающих, ассигнований из республиканского бюджета РФ и бюджетов субъектов РФ.

    Помимо перечисленных источников указанные внебюджетные фонды формируются за счет бюджетных средств, главным образом в виде взносов бюджетных учреждений за работающих в них граждан. Кроме того, в эти фонды направляются бюджетные дотации.

    Пенсионный фонд большую часть своих средств собирает на единый счет, чтобы иметь возможность перераспределять средства от регионов-доноров к дотируемым субъектам. Фонд социального страхования на федеральном уровне централизует только 26% общих поступлений. Фонд обязательного медицинского страхования - территориальный: на федеральном уровне сосредоточивается только 0,2% при общем взносе 3,6%. Фонд занятости формируется в основном на территориях, в федеральную службу поступает только 20% средств.

    Фонд социальной поддержки населения обеспечивает дополнительное сверхбюджетное финансирование федеральных и республиканских целевых программ по социальной поддержке населения, мероприятий территориальных фондов в связи с экстремальными ситуациями. Средства федерального и территориальных фондов социальной поддержки населения используются на следующие формы социальной работы:

    · предоставление помощи в виде предметов первой необходимости бесплатно или по льготным ценам;

    · предоставление дотаций на приобретение лекарств, протезно-ортопедических изделий;

    · оплату коммунальных услуг;

    · обеспечение ночного проживания бездомных граждан;

    · развитие социально-трудовой реабилитации и профессиональной ориентации;

    · создание дополнительных рабочих мест для граждан с ограниченной трудоспособностью;

    · финансирование программ регионов России по оказанию помощи многодетным и малообеспеченным семьям, детям-сиротам, детям-инвалидам.

    3. Негосударственные источники финансирования.

    Частные и общественные благотворительные фонды становятся все более важным источником финансирования. Их средства формируются за счет следующих источников:

    · взносов учредителей благотворительных организаций;

    · членских взносов (в благотворительных организациях, основанных на членстве);

    · благотворительных пожертвований граждан и юридических лиц в денежной и натуральной формах;

    · поступлений от деятельности по привлечению ресурсов (развлекательных, культурных, спортивных мероприятий, кампаний по сбору благо-творительных пожертвований и др.);

    · доходов от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

    · поступлений от бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов;

    · доходов от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

    · труда добровольцев и др.

    Благотворительные организации входят в «третий сектор» экономики. Большая часть из них оказывает помощь инвалидам, многодетным и неполным семьям.

    4. Предпринимательская деятельность социальных служб.

    Предприятия системы социальной защиты являются некоммерческими организациями. Их основная деятельность не может быть направлена на извлечение прибыли. Но они имеют право заниматься деятельностью, прино-сящей доход, если такая деятельность способствует достижению уставных целей. Центры платных услуг могут оказывать следующие услуги: ежедневное приготовление пищи на дому, обработка приусадебного участка, посадка овощей и картофеля, уборка урожая, стирка и глажение белья, уборка поме-щения, ремонт квартир, врезка замков, ремонт одежды, чистка печных труб и дымоходов, доставка топлива и т.д.

    Возможны два типа предпринимательской деятельности учреждений социальной защиты:

    · операции по производству и реализации товаров и оказанию услуг;

    · внереализационные мероприятия (сдача в аренду недвижимости и имущества, открытие депозитных счетов, участие в совместной деятельности и др.).

    Платные услуги с оплатой за надомное обслуживание в размере не более 25% надбавки к пенсии в государственной системе социальных служб предоставляются:

    · одиноким пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, имеющим трудоспособных родственников, обязанных их содержать по закону, но проживающих отдельно от них;

    · пенсионерам и инвалидам, получающим надбавку к пенсии на уход, проживающим в семьях, подушевой доход в которых ниже минимального уровня, установленного для данного региона.

    Плата за социально-бытовые услуги взимается в полном объеме в следующих случаях:

    · с пенсионеров и инвалидов, проживающих в семьях, трудоспособные члены которых обязаны содержать их по закону и подушевой доход в которых выше установленного для данного региона минимального уровня;

    · со всех граждан при оказании им социально-бытовых услуг.

    Плата за надомное обслуживание начисляется по прейскуранту стоимости социальных услуг, утвержденному местными органами самоуправления. Лица, принимаемые на надомное обслуживание на платных условиях, заключают с центром договор, в котором определены характер и объем оказываемых услуг, а также порядок и размеры оплаты за них. Денежные средства, поступившие за оказание платных услуг на дому, зачисляются на счета центра и направляются на текущее содержание и развитие отделений социальной помощи сверх выделяемых государственных ассигнований.

    Примером индивидуального договорного обслуживания граждан на платной основе являются коммерческие предприятия, оказывающие социальную поддержку одиноких пожилых граждан в обмен на добровольную передачу ими жилой площади в собственность города. Основной задачей этих предприятий является оказание дополнительной социальной поддержки и оказание социально-бытовой, медицинской и материальной помощи. Передача жилой площади в собственность города осуществляется по договорам купли-продажи с условием пожизненного содержания или на условиях обмена и переселения в специальный жилой дом для одиноких престарелых. Социальные услуги оказываются после заключения договора. Стоимость оказываемых услуг удерживается из суммы денежной месячной компенсации за предоставленную жилую площадь. По договору купли-продажи с пожизненным содержанием продавцу выплачивается материальное содержание, размер которого определяется с учетом возраста продавца и характеристики занимаемой жилой площади.

    Имеется также аналогичный опыт без выплаты клиентам наличных денег под договор купли-продажи. В этом случае договор купли-продажи приватизированной квартиры с условием пожизненного содержания клиента предусматривает бесплатное пользование клиентом отчужденной квартирой и выполнение службой следующих услуг: регулярный медицинский контроль за состоянием здоровья, оказание ритуальных услуг, закрепление постоянного социального работника для обеспечения продуктами питания и товарами, уборка помещения, стирка белья и т.д., организация ремонта бытовой техники и поддержание квартиры в надлежащем состоянии, обеспечение льготным питанием.

    Существует разграничение полномочий между федеральными и региональными органами власти в финансировании системы социальной защиты населения. Федеральные органы власти выполняют следующие функции:

    · устанавливают единую систему гарантий в области пенсионного обеспечения, пособий, оплаты труда, медицинского обслуживания, образования, культуры;

    · формируют внебюджетные государственные фонды;

    · финансируют объекты социальной инфрастуктуры, находящиеся в федеральном ведении;

    · определяют условия и порядок компенсации денежных доходов населения в связи с инфляцией.

    В полномочия региональных и местных органов власти входят:

    · выработка и реализация региональных социальных программ, изыскание возможностей для повышения минимальных гарантий, установленных на федеральном уровне;

    · определение и реализация порядка обеспечения социальной поддержки слабозащищенных слоев населения, создание условий для деятельности благотворительных организаций и общественных фондов;

    · обеспечение функционирования учреждений социальной инфрастуктуры, находящихся в ведении местных органов власти.

    Статьи по теме