Энергоэффективный многоквартирный дом. Об утверждении правил определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов. Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов

МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ


На основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627)

приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов.

2. Признать не подлежащим применению приказ Министерства регионального развития Российской Федерации от 8 апреля 2011 года N 161 "Об утверждении Правил определения классов энергетической эффективности многоквартирных домов и Требований к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома, размещаемого на фасаде многоквартирного дома" (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 мая 2011 года, регистрационный N 20810).

3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства не позднее 10 дней со дня подписания направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.В.Чибиса.

Министр
М.А.Мень

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации

регистрационный N 43169

Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом
Министерства строительства
и жилищно-коммунального хозяйства
Российской Федерации
от 6 июня 2016 года N 399/пр

I. Общие сведения

1. Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 48, ст.5711; 2010, N 19, ст.2291; N 31, ст.4160, 4206; 2011, N 29, ст.4288, 4291; N 30, ст.4590; N 49, ст.7061; N 50, ст.7344, 7359; N 51, ст.7447; 2012, N 26, ст.3446; N 29, ст.3989; N 53, ст.7595; 2013, N 14, ст.1652; N 23, ст.2871; N 27, ст.3477; N 52, ст.6961, 6964, 6966; 2014, N 40, ст.5322; N 45, ст.6149, 6154; 2015, N 1, ст.19; N 27, ст.3967; N 29, ст.4359) (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) и постановлением Правительства Российской Федерации от 25 января 2011 года N 18 "Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 5, ст.742; 2013, N 50, ст.6596; 2014, N 14, ст.1627).

2. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома определяется исходя из сравнения (определения величины отклонения) фактических или расчетных (для вновь построенных, реконструированных и прошедших капитальный ремонт многоквартирных домов) значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов, отражающего удельный расход энергетических ресурсов на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на электроснабжение в части расхода электрической энергии на общедомовые нужды (далее - общедомовые нужды), и базовых значений показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, при этом фактические (расчетные) значения должны быть приведены к расчетным условиям для сопоставимости с базовыми значениями, в том числе с климатическими условиями, условиями оснащения здания инженерным оборудованием и режимами его функционирования в порядке, указанном в настоящих Правилах.

3. Фактические значения показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов определяются на основании показаний общедомовых приборов учета энергетических ресурсов.

4. В соответствии с частью 1 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, устанавливается органом государственного строительного надзора субъекта Российской Федерации (далее - орган стройнадзора) в соответствии с настоящими Правилами. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности (далее - заключение о соответствии).

5. В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации устанавливается и подтверждается органом государственного жилищного надзора (далее - ГЖИ) на основании декларации о фактических значениях годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов (далее - декларация) путем выдачи акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса его энергетической эффективности на момент составления этого акта в порядке, установленном настоящими Правилами (далее - акт о классе энергоэффективности многоквартирного дома). Декларация предоставляется собственниками помещений многоквартирного дома (в случае осуществления непосредственного управления многоквартирным домом) или лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом.

6. Декларация подается в произвольной форме. В декларации в обязательном порядке указывается следующая информация:

- календарные даты начала и окончания периода, за который представляется декларация;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома и дата его присвоения (если ранее был установлен класс энергетической эффективности многоквартирного дома);

- показания общедомовых приборов учета или приборов учета, учитывающих расход энергетических ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме на начало и конец отчетного периода по каждому виду энергетического ресурса и сведения о приборах учета (марка, номер, сроки поверки);

- расчет объема потребленных энергетических ресурсов по каждому виду энергетического ресурса с указанием единиц изменения и с переводом единиц измерения;

- расчет значения годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, указанных в пункте 22 настоящих Правил, расчет приведения полученных значений к расчетным условиям;

- фактические условия, используемые для приведения к расчетным с учетом положений пункта 23 настоящих Правил - климатические условия периода представления декларации, средняя температура внутреннего воздуха в помещениях, плотность заселения, качество коммунальных услуг;

- указание на наличие или отсутствие индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха и энергоэффективного (светодиодного) освещения мест общего пользования.

7. Удельный годовой расход энергетических ресурсов построенных и введенных в эксплуатацию многоквартирных домов подтверждается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. Для многоквартирных домов наивысших классов энергетической эффективности (В, А, А+, А++ согласно таблице N 2 настоящих Правил) удельный годовой расход энергетических ресурсов дополнительно подтверждается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 10 лет со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию.

8. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома в процессе эксплуатации подтверждается не позднее, чем за 3 месяца до истечения 5 лет со дня выдачи акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается по решению собственников помещений многоквартирного дома или по инициативе лица, осуществляющего управление многоквартирным домом. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома подтверждается не чаще одного раза в год.

9. В случае неподтверждения класса энергетической эффективности многоквартирного дома в сроки, установленные пунктами 7 и 8 настоящих Правил, не допускается указание класса энергетической эффективности такого многоквартирного дома в технической документации на многоквартирный дом или иных документах, характеризующих такой многоквартирный дом, не допускается размещения указателя о классе энергетической эффективности на фасаде многоквартирного дома и информации о классе энергетической эффективности на информационных стендах.

10. В целях установления класса энергетической эффективности многоквартирного дома лицо, указанное в пункте 4 настоящих Правил, действует в соответствии с Порядком проведения проверок при осуществлении государственного строительного надзора и выдачи заключений о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной документации (РД-11-04-2006) (далее - Порядок), утвержденным Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 декабря 2006 года N 1129 (зарегистрирован Минюстом России 6 марта 2007 года, регистрационный N 9053).

11. В целях выдачи акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома лицо, указанное в пункте 5 настоящих Правил, представляет в ГЖИ заявление о присвоении или подтверждении класса энергетической эффективности и копии следующих документов, им заверенных:

а) декларация;

б) документы, подтверждающие, что заявитель является лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, в отношении которого требуется принять решение об определении класса энергетической эффективности: договор управления (в случае, если избран способ управления - управляющая организация), либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, на котором принято решение об управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом (в случае, если избран способ управления товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, подтверждающий полномочия собственника помещения в многоквартирном доме на представление от имени собственников помещений в многоквартирном доме документов, указанных в пункте 4 настоящих Правил (в случае непосредственного управления многоквартирным домом);

в) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.

12. ГЖИ в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в течение 30 дней с даты получения заявления и документов, указанных в пункте 11 настоящих Правил, рассматривает представленные документы и принимает одно из следующих решений:

а) о несоответствии представленных документов требованиям к составу и содержанию документов, установленным пунктами 5 и 11 настоящих Правил и возврате заявления и приложенных к нему документов;

б) о выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома;

в) об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома.

13. Решение о выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома принимается ГЖИ в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в случае соответствия заявления и приложенных к нему документов требованиям, установленным пунктами 5 и 11 настоящих Правил, и если срок их действия на дату их рассмотрения не истек.

14. Решение об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома принимается ГЖИ в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил в случае отсутствия в документах, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, значений годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, необходимых для присвоения класса энергетической эффективности, несоответствия значений годовых удельных величин расхода энергетических ресурсов, указанных в декларации, значениям аналогичных величин в документах, представляемых для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, а также при представлении заявителем документов, срок действия которых на дату их рассмотрения истек.

15. Решения, указанные в пункте 13 настоящих. Правил, оформляются в письменном виде в двух экземплярах, один из которых хранится в органе, принявшем решение, второй направляется заявителю не позднее 5 дней с даты его оформления. Повторная подача заявления и документов возможна после устранения обстоятельств, послуживших основанием для возврата заявления и приложенных к нему документов или принятия решения об отказе в выдаче акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома.

16. Оригинал акта о классе энергетической эффективности многоквартирного дома входит в состав технической документации на многоквартирный дом.

17. Копия акта о классе энергетической эффективности направляется ГЖИ в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, в течение 30 дней со дня получения.

18. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома включается в энергетический паспорт многоквартирного дома.

19. Если удельный годовой расход тепловой энергии на отопление и вентиляцию превышает указанный в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома, то собственник помещения в многоквартирном доме, орган государственной власти или местного самоуправления, ресурсоснабжающая организация обращается в ГЖИ с заявлением о пересмотре класса энергетической эффективности многоквартирного дома и предоставляет копии следующих документов, им заверенных:

а) документ, подтверждающий, что заявитель является собственником помещения в многоквартирном доме, или лицом, осуществляющим выплату субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, или ресурсоснабжающей организацией, которая осуществляет теплоснабжение многоквартирного дома;

б) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации;

в) копии квитанций на оплату коммунальных услуг или копии актов, подтверждающие превышение удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

20. ГЖИ в течение 30 дней с даты получения заявления и документов, указанных выше, рассматривает представленные документы и принимает решение об отказе заявителю или направляет лицу, ответственному за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственникам помещений в многоквартирном доме, предписание об устранении нарушений, приводящих к превышению удельного годового расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию.

II. Требования, касающиеся значений показателей потребления энергии для соответствующего класса энергетической эффективности и базовые уровни показателя удельного годового расхода энергетических ресурсов

21. К показателям, характеризующим класс энергетической эффективности многоквартирного дома, относятся показатели удельного годового расхода энергетических ресурсов, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 м площади помещений, не отнесенных к общему имуществу, и базовые уровни удельных годовых расходов энергетических ресурсов.

22. Базовые уровни удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, включающие суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, в расчете на 1 м площади помещений многоквартирного дома, не отнесенных к общему имуществу многоквартирного дома, приведены в таблице N 1 настоящих Правил.

Таблица N 1. Базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, ...

Таблица N 1

Базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме, отражающий суммарный удельный годовой расход тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также на общедомовые нужды, многоквартирных жилых домов, кВт·ч/м

Наименование

Этажность многоквартирного дома

показателя

отопит. периода

Расход тепловой энергии

на отопление,

вентиляцию, горячее

водоснабжение и

электроэнергии на

общедомовые нужды*

в том числе тепловой

энергии на отопление и

вентиляцию

________________
* Базовый уровень удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды равен 10,0 кВт·ч/м для многоквартирных домов, оборудованных лифтом. Если дом не оборудован лифтом, базовый уровень удельного годового расхода электрической энергии на общедомовые нужды равен 7 кВт·ч/м и из указанных в таблице показателей следует вычесть 3 кВт·ч/м.

Для многоподъездных МКД с секциями разной этажности при определении значения базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов этажность усредняется.

Промежуточные значения удельного годового расхода энергетических ресурсов определяют методом линейной интерполяции по этажности многоквартирного дома и градусосуток отопительного периода (далее - ГСОП).

23. При установлении базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов были приняты следующие расчетные условия: температура внутреннего воздуха в квартирах 20°С, заселение 20 м общей площади помещения на одного жителя, что соответствует нормативному воздухообмену 30 м/ч на одного жителя и удельным бытовым внутренним теплопоступлениям 17 Вт/м общей площади. Минимальный период для подсчета фактического энергопотребления эксплуатируемого многоквартирного дома составляет один год. Фактические значения удельного годового расхода энергетических ресурсов приводятся к расчетным условиям, для чего фактические расходы энергетических ресурсов пропорционально уменьшаются или увеличиваются методом линейной интерполяции от расчетных условий, установленных в настоящем пункте Правил в зависимости от отклонений фактических климатологических характеристик района расположения многоквартирного дома, этажности многоквартирного дома, средней температуры внутреннего воздуха в помещениях, плотности заселения, воздухообмена, удельных бытовых внутренних теплопоступлений, качества коммунальных услуг (при предоставлении коммунальной услуги ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими установленную продолжительность). Качество коммунальных услуг определяется в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов , утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 22, ст.3168; 2012, N 23, ст.3008; N 36, ст.4908; 2013, N 16, ст.1972; N 21, ст.2648; N 31, ст.4216; N 39, ст.4979; 2014, N 8, ст.811; N 9, ст.919; N 14, ст.1627; N 40, ст.5428, 6550; N 52, ст.7773; 2015, N 9, ст.1316; N 37, ст.5153; 2016, N 1, ст.244).

24. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома не присваивается в случае отсутствия общедомовых приборов учета. Классы энергетической эффективности многоквартирного дома В, А, А+, А++ согласно таблице 2 настоящих Правил не присваиваются при отсутствии в таком доме индивидуального теплового пункта с функцией автоматического регулирования температуры теплоносителя в зависимости от температуры наружного воздуха, энергоэффективного (светодиодного) освещения мест общего пользования, а также индивидуальных приборов учета в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ .

25. Многоквартирными домами, имеющими высокий класс энергетической эффективности для целей налогового законодательства, являются дома классов А, А+, А++ согласно таблице 2 настоящих Правил.

26. Энергетические ресурсы, получаемые из возобновляемых источников энергии, не подлежат учету при расчете удельного годового потребления энергетических ресурсов, если вырабатывающее их оборудование включено в инженерные системы многоквартирного дома.

III. Требования к указателю (маркировке) класса энергетической эффективности, который размещается на фасаде многоквартирного дома

27. Обозначение класса энергетической эффективности многоквартирного дома осуществляется латинскими буквами по шкале от А++ до G по величине отклонения показателя удельного годового расхода энергетических, ресурсов от базового показателя согласно таблице N 2 настоящих Правил.

Таблица N 2. Классы энергетической эффективности

Таблица N 2

Обозначение класса энергетической эффективности

Наименование класса энергетической эффективности

Величина отклонения значения фактического удельного годового расхода энергетических ресурсов от базового уровня, %

Высочайший

60 включительно и менее

Высочайший

от - 50 включительно до - 60

Очень высокий

от - 40 включительно до - 50

от - 30 включительно до - 40

Повышенный

от - 15 включительно до - 30

Нормальный

от 0 включительно до - 15

Пониженный

от + 25 включительно до 0

от + 50 включительно до + 25

Очень низкий

28. Указатель класса энергетической эффективности представляет собой квадратную пластину размером 300 х 300 мм для размещения на поверхности фасада дома. Пример схематического изображения указателя класса энергетической эффективности приведен на рисунке 1 настоящих Правил.

КЛАСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

ВЫСОКИЙ

Рисунок 1. Указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома.

29. На лицевой стороне поверхности пластины у верхнего края заглавными буквами выполняется надпись: "КЛАСС ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ". В центре пластины размещается заглавная буква латинского алфавита (А, В, С, D, Е, F, G) высотой 200 мм, знак "+" высотой 100 мм, обозначающие класс энергетической эффективности, к которому относится эксплуатируемый многоквартирный дом. В нижней части пластины заглавными буквами указывается наименование класса энергетической эффективности: близкий к нулевому, высочайший, очень высокий, высокий, повышенный, нормальный, пониженный, низкий, очень низкий. Цвет шрифта и фона указателя может быть выбран в соответствии с существующими указателями, размещенными на фасаде многоквартирного дома, либо черный цвет шрифта на белом глянцевом фоне.

30. Застройщик или лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома на одном из фасадов на высоте выше 2 м от уровня земли на расстоянии 30-50 см от левого угла здания таким образом, чтобы была обеспечена видимость указателя класса энергетической эффективности и его сохранность.

31. Для информирования собственников помещений многоквартирного дома лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, размещает на информационных стендах внутри подъездов многоквартирного дома или относящихся к многоквартирному дому этикетку класса энергетической эффективности, содержащую следующие сведения:

- адрес многоквартирного дома;

- номер и дату акта о классе энергоэффективности многоквартирного дома;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома - заглавную букву латинского алфавита (A, B, C, D, E, F, G) высотой не менее 50 мм, знак "+" высотой не менее 25 мм и наименование класса энергетической эффективности в соответствии с таблицей N 2 настоящих Правил;

- указанные в акте о классе энергоэффективности многоквартирного дома значения расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение и электроэнергии на общедомовые нужды, и расхода тепловой энергии на отопление и вентиляцию отдельно, приведенные к расчетным;

- таблицу минимальных и максимальных значений показателя базового уровня удельного годового расхода энергетических ресурсов по каждому классу энергетической эффективности;

- класс энергетической эффективности многоквартирного дома, указанный в проектной документации (если такой класс указывался в проектной документации при ее наличии).

32. В случае, указанном в пункте 9 настоящих Правил, лицо, осуществляющее управление многоквартирным домом, демонтирует указатель класса энергетической эффективности многоквартирного дома с фасада многоквартирного дома и изымает этикетку класса энергетической эффективности с информационных стендов.

Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 10.08.2016,
N 0001201608100003

Описание:

Энергетические характеристики зданий, установленные приказом № 262 Минрегионразвития РФ «О требованиях энергетической эффективности зданий, строений, сооружений», на первый взгляд менее эффективны по сравнению с их европейскими аналогами. Однако простое сопоставление значений из-за различных климатических и нормируемых условий проживания некорректно. В статье проводится сравнительный анализ требований энергоэффективности строений Дании и России и предлагается последовательность в исполнении этих требований для Российской Федерации.

Последовательность в исполнении требований повышения энергоэффективности многоквартирных домов

Физико-механические показатели выпускаемых автоклавных газобетонов

Сравнение фактического теплопотребления зданий (по замерам теплосчетчиков) с требуемым (по данным энергетических паспортов этих зданий) выявило, что теплопотери жилых зданий нового строительства начиная с 2000 года и после комплексного капитального ремонта должны были бы снизиться более чем в 2 раза за счет их утепления, замены окон на энергоэффективные и установки термостатов на отопительные приборы.

На самом деле снижение теплопотребления на отопление составило только 1/3 от потенциальной экономии за счет утепления зданий, остальные 2/3 выбрасываются на улицу в прямом и переносном смысле из-за завышенной теплопроизводительности системы отопления по причинам, указанным в , и в связи с неправильной настройкой термостатов. Причем там же в приведены замеры температур воздуха в квартирах перетапливаемых домов на уровне 23–25 °С, подтверждающие, что перерасход теплоты на отопление связан не с дефектами строительства, а с отсутствием элементарного контроля за теплопотреблением и ненацеленностью эксплуатационных служб на энергосбережение.

Устранить перерасход тепла системой отопления, запроектированной с запасом, возможно путем регулирования подачи тепла на отопление по скорректированному температурному графику (в сторону его уменьшения с учетом выявленного запаса системы отопления). Реализация такого графика возможна в котроллере автоматизированного узла управления системой отопления (АУУ), установка которого входит в состав работ комплексного капитального ремонта жилых домов, или ИТП в домах нового строительства, где они установлены.

С учетом выявленного запаса в системе отопления, который определяется отношением проектного расчетного расхода тепла на отопление и вентиляцию Q р пр (из раздела «ОВ») к требуемому Q р тр (из энергетического паспорта K зап = Q р пр /Q р тр), должны быть пересчитаны расчетные значения температур теплоносителя в подающем и обратном трубопроводах системы отопления :

t 1тр = t в р + 0,5 (t 1 р - t 2 р)(Q - 0 /K зап) + [(t 1 р + t 2 р) / 2 - t в р ](Q - 0 / K зап) 1 / (1 + m) , (1)

t 2тр = t 1тр - (t 1 р - t 2 р)(Q - 0 / K зап), (2)

где t в р – расчетная температура воздуха в помещении (принимая tвр для расчета графиков по СНиП 41-02–2003 «Тепловые сети» равной 18 °С);

t 1 p , t 2 p – расчетная температура соответственно в подающем и обратном трубопроводах системы отопления, °С;

Q - 0 – относительный расход тепловой энергии на отопление, представляющий отношение требуемых расходов тепловой энергии на отопление, определенных при текущей температуре наружного воздуха t н и расчетной для проектирования отопления t н р;

m – показатель степени в формуле определения коэффициента теплопередачи отопительных приборов; как правило, принимают равным 0,25.

Чтобы установить значение требуемой температуры теплоносителя, при расчетной наружной температуре (t н р), необходимо подставить Q - 0 = 1. Выполненные расчеты показывают, что, например, при завышении поверхности нагрева отопительных приборов на 20 % расчетные параметры теплоносителя, циркулирующего в системе отопления, должны составлять 84–63 °C вместо 95–70 °C в системе без запаса.

Но пересмотрены должны быть не только расчетные параметры теплоносителя, но и их изменение в зависимости от температуры наружного воздуха.

Следует учитывать, что с повышением наружной температуры доля бытовых тепловыделений в тепловом балансе жилого дома увеличивается, за счет чего можно сократить подачу тепла на отопление. Нулевой расход тепла на отопление будет уже не при t н = 18–20 °С, как принято при построении стандартных графиков регулирования, а, как показывают расчеты, в домах без утепления при t н = 15 °С и в утепленных домах при t н = 12 °С. Зависимость относительного расхода тепла на отопление от текущей наружной температуры при этом в формулах (1) и (2) находится из следующего уравнения:

Q - о = [(Q o p + Q вн)(t в - t н) / (t в - t н р) - Q вн ] / Q o p =
= (1 + Q вн / Q o р)(t в - t н) / (t в - t н р) - Q вн / Q o р, (3)

где Q о р – расчетный расход тепла на отопление при t н р, Гкал;

Q вн – бытовые тепловыделения, учитываемые при определении Q o р, Гкал.

Результаты испытаний на одном из жилых домов серии II-18-01/12, где реализован предлагаемый график при настройке контроллера АУУ, приведены в и табл. 2. В итоге была достигнута экономия тепла на отопление в 45 % по сравнению с этим же домом до выполнения комплексного капитального ремонта и с аналогичными домами, в которых не было выполнено утепление.

В аналогичных домах, где был выполнен капитальный ремонт, установлены АУУ, но контроллер был настроен на поддержание проектного графика 95–70 °С с нулевым расходом тепла при t н = 18 °С, перерасход тепла по сравнению с предлагаемым выше режимом составил 28 % (см. табл. 2).

Приведенные данные свидетельствуют о том, что для повышения энергоэффективности существующих зданий, построенных после 1979 года (см. таблицу и графики, демонстрирующие превышение проектного расхода тепла на отопление над требуемым по энергетическому паспорту в ), необходимо устанавливать автоматизированный узел управления системой отопления, настраивая контроллер на предложенный режим работы с корректировкой расчетных параметров теплоносителя (с учетом запаса в системе отопления) и графика подачи тепла (с учетом увеличивающейся доли бытовых тепловыделений в тепловом балансе дома с повышением температуры наружного воз-духа).

Дома, построенные до 1980 года, входят в программу комплексного капитального ремонта, в составе которого предусмотрена установка АУУ.

Если минимизировать затраты на АУУ в соответствии с рекомендациями «Свода правил по проектированию тепловых пунктов» (СП 41-101–95), исключив из Типового альбома расчета и привязки АУУ, разработанного ГУП «МосжилНИИпроект»:

  • резервный циркуляционный насос;
  • излишние импортные гидравлические регуляторы;
  • высокотемпературный дренажный насос (в 50 раз превышает стоимость общепринятого переносного откачивающего насоса «Гном»);
  • дорогостоящие мероприятия по снижению уровней шума и вибрации от работы насосного оборудования 2 ,

то устройство АУУ окупится в первый же год эксплуатации. Но проекты привязки АУУ необходимо дополнить расчетом требуемого для каждой серии дома конкретного температурного графика подачи тепла на отопление и настройки числа оборотов насоса в зависимости от отклонения температуры обратной воды от рассчитанного графика.

К сожалению, следует констатировать, что в настоящее время в Москве отсутствует программа по устройству АУУ в существующих домах жилищного фонда. Также не реализуется «Комплексная модернизация тепло- и водоснабжения зданий с установкой автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов (ИТП) и ликвидацией ЦТП», включенная как основное мероприятие Городской целевой программы «Энергосбережение в г. Москве на 2009–2011 годы и на перспективу до 2020 года», принятой Постановлением Правительства Москвы № 1012-ПП от 28 октября 2008 года. А это как раз те мероприятия, которые повторяются в приказе № 262, как позволяющие повысить энергетическую эффективность зданий и сооружений на первом этапе внедрения, и их целесообразно, по возможности, выполнять совместно, чтобы два раза не резать одни и те же трубопроводы.

Подтверждением сказанного служат представленные в табл. 2 результаты натурных испытаний. Из табл. 2 следует, что в среднем по восьми домам за октябрь–апрель 2009–2010 годов (212 сут.) теплопотребление на горячее водоснабжение составило 254,6 Гкал, или за сутки Q hw = 254,6 / 212 = 1,201 Гкал/сут., а водопотребление – 104 л/чел. в средние сутки отопительного периода. Отсюда можно установить фактическое значение коэффициента, учитывающего потери теплоты трубопроводами систем горячего водоснабжения, из формулы (1) прил. 2 в :

β hl = Q hw 10 6 / [(t h - t c) a n c]-1 = 1,201 10 6 / [(55-5) 104 160 1]-1 = 0,444,

где t h , t c – соответственно средняя температура горячей воды в точках водоразбора, t h = 55 °С, и холодной воды за отопительный период, t c = 5 °С;
а – уровень среднесуточного водопотребления на человека, а = 104 л/сут. (из табл. 2);
n – количество жителей в доме, n = 160 чел. (из табл. 2);
с – теплоемкость воды, 1 ккал/(кг °С).

Полученный из фактического теплопотребления коэффициент теплопотерь трубопроводами

β hl = 0,444 оказался выше рекомендуемого в табл. 1 прил. 2 в для систем горячего водоснабжения с полотенцесушителями и неизолированными стояками, подключенных к ЦТП, β hl рек. = 0,35, и вызвано завышенным объемом циркуляции – фактическая циркуляция превышала среднесуточный водоразбор в 7–10 раз, в то время как по расчету она должна быть примерно равна ему.

Перенос водонагревателей горячего водоснабжения в ИТП зданий резко сократит теплопотери трубопроводами горячего водоснабжения за счет отказа от внутриквартальных сетей и сокращения избыточной циркуляции за счет приближения узла нагрева воды к месту ее потребления. Согласно табл. 1 прил. 2 в , коэффициент теплопотерь трубопроводами системы горячего водоснабжения с изолированными стояками, подключенными к ИТП, β hl рек. = 0,2. Тогда притом же водопотреблении 104 л/чел. сут. теплопотребление дома на горячее водоснабжение составит в сутки отопительного периода:

Q hw = 104 160 (1 + 0,2) (55 - 5) 1 10 -6 = 0,998 Гкал/сут.

Удельный расход тепловой энергии на горячее водоснабжение при β hl = 0,44 и β hl = 0,2 (из формул (5.13 и 5.14) в ) с учетом выключения системы на ремонт на 14 сут. в году (351 рабочих суток), длительности отопительного периода 214 сут., коэффициента снижения уровня водоразбора в летнее время 0,8, температуры холодной воды в летнее время 15 °С и площади квартир дома

А h = 3 618 м 2 , соответственно, будет:

Сокращение потерь тепла составит: (122,7 - 99,4) 100 / 122,7 = 19 %, и будет достигнут требуемый с 2011 года диапазон удельного теплопотребления по приказу № 262.

Многими возлагаются большие надежды на достижение энергосбережения, когда жителю будут предоставлены контроль и возможность управления потреблением энергии на отопление. Во исполнение этой задачи в Федеральном законе от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…» ставится цель оснастить индивидуальными приборами учета используемой тепловой энергии многоквартирных домов, вводимых в эксплуатацию с 1 января 2012 года.

Решение данной задачи возможно:

  • устройством в домах квартирных систем отопления с горизонтальной разводкой и подключением к двухтрубным вертикальным стоякам с измерением потребляемого расхода тепловой энергии индивидуальным теплосчетчиком;
  • сохранением вертикально-однотрубных (в домах типовых серий) или двухтрубных систем отопления с общедомовым теплосчетчиком на вводе системы отопления и теплоизмерителями на каждом отопительном приборе, служащих для распределения измеренного общедомовым теплосчетчиком расхода тепловой энергии по квартирам в зависимости от показаний этих измерителей, не являющихся коммерческими приборами.

В обоих решениях управление теплопоступлением передается термостатам, устанавливаемым на каждом отопительном приборе. Однако, как показано в , на практике термостаты не справляются с функцией энергосбережения – они не сокращают расход теплоты на отопление при перегреве зданий.

Вызвано это тем, что в системе отопления устанавливаются термостатические головки с максимальным пределом температурной настройки в 26 °С. Это означает, что при полном открытии клапана (а менталитет российского жителя оказался таков, что он не ищет промежуточных положений, тем более что терморегуляторы не оцифрованы по градусам температуры), он не будет автоматически закрываться, пока температура в помещении не превысит 26 °С. Естественно, даже самые теплолюбивые жильцы воспринимают такую температуру как избыточную и раскрывают окна, сбрасывая тепло на улицу.

Причем в исследуемом доме были установлены не только термостаты, но и упоминающиеся выше теплоизмерители на каждом отопительном приборе, и жильцы были обучены правильному обращению с этой техникой, но положительный эффект пока не достигнут.

Поскольку существует цель добиться реального энергосбережения при обеспечении комфортных условий пребывания жителей в отапливаемых помещениях, необходимо установить ограничение открытия термостата, чтобы температура воздуха в регулируемом помещении не превышала 20–22 °С, оптимального комфортного диапазона по ГОСТ 30494–96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата помещений». Диапазон назван оптимальным, т. к. вызывает ощущение комфорта в холодный период года не менее чем у 80 % людей, а оставшиеся могут повысить комфорт индивидуально, например теплее одевшись.

Но прежде чем реализовать эти решения, необходимо в натурных условиях подтвердить эффективность такого индивидуального поквартирного (или приборного) учета потребления тепла на отопление.

Литература

  1. Сеппанен О. Новые требования к энергетическим характеристикам зданий в Европе / О. Сеппанен // Энергосбережение. – 2009. – № 3.
  2. Ливчак В. И. Повышать ли уровень теплозащиты зданий? Ответ: «да» / В. И. Ливчак // АВОК. – 2009. – № 7.
  3. Ливчак В. И. Фактическое теплопотребление зданий как показатель качества и надежности проектирования / В. И. Ливчак // АВОК. – 2009. – № 2.
  4. Ливчак В. И. О расчете систем отопления, энергосбережении и температуре воздуха в отапливаемых помещениях жилого дома / В. И. Ливчак // АВОК. – 2010. – № 2.
  5. Ливчак В. И. Тепловизионное обследование не может заменить тепловые испытания зданий / В. И. Ливчак // Энергосбережение. – 2006. – № 5.
  6. Ливчак В. И. Реальный путь повышения энергоэффективности за счет утепления зданий / В. И. Ливчак // АВОК. – 2010. – № 3.
  7. Проектирование тепловых пунктов: СП 41-101–95. – М: Минстрой России, 1997.
  8. Энергосбережение в зданиях. Нормативы по теплозащите и тепловодоэлектроснабжению: МГСН 2.01–99. – М.: ГУП «НИАЦ», 1999.

1 Ливчак В. И. О требованиях энергетической эффективности зданий из приказа № 262 Минрегионразвития России / В. И. Ливчак // Энергосбережение. - 2010. - № 5. - С. 10-14

Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований о разработке и доведении до собственников помещений в МКД предложений о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергоэффективности

Организация (ИП), обслуживающая МКД, оспаривает привлечение к ответственности за несоблюдение требований энергоэффективности (оснащенности приборами учета энергоресурсов и др.)

1. Класс энергетической эффективности многоквартирного дома, построенного, реконструированного или прошедшего капитальный ремонт и вводимого в эксплуатацию, а также подлежащего государственному строительному надзору, определяется органом государственного строительного надзора в соответствии с утвержденными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти правилами определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов, требования к которым устанавливаются Правительством Российской Федерации. Класс энергетической эффективности вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указывается в заключении органа государственного строительного надзора о соответствии построенного, реконструированного, прошедшего капитальный ремонт многоквартирного дома также требованиям энергетической эффективности.

2. Застройщик обязан разместить на фасаде вводимого в эксплуатацию многоквартирного дома указатель класса его энергетической эффективности. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны обеспечивать надлежащее состояние указателя класса энергетической эффективности многоквартирного дома и при изменении класса энергетической эффективности многоквартирного дома обеспечивать замену этого указателя. Требования к указателю класса энергетической эффективности многоквартирного дома устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

3. При осуществлении государственного жилищного надзора за соответствием многоквартирного дома, которому при вводе в эксплуатацию присвоен класс энергетической эффективности, требованиям энергетической эффективности в процессе эксплуатации многоквартирного дома орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление указанного надзора при проведении проверки соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, определяет класс энергетической эффективности многоквартирного дома исходя из текущих значений показателей, используемых для установления соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности, и иной информации о многоквартирном доме. Копия акта проверки соответствия многоквартирного дома требованиям энергетической эффективности с указанием класса энергетической эффективности многоквартирного дома на момент составления этого акта должна быть направлена в орган местного самоуправления, осуществляющий ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

4. В целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами , установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.

5. Организация, осуществляющая снабжение энергетическими ресурсами многоквартирного дома на основании публичного договора, регулярно (не реже чем один раз в год) обязана предлагать перечень мероприятий для многоквартирного дома, группы многоквартирных домов как в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, так и в отношении помещений в многоквартирном доме, проведение которых в большей степени способствует энергосбережению поставляемых этой организацией в многоквартирный дом энергетических ресурсов и повышению энергетической эффективности их использования. В данном перечне мероприятий должно содержаться указание на:

1) необязательность таких мероприятий для проведения их лицами, которым данный перечень мероприятий адресован;

2) возможность проведения этой организацией отдельных мероприятий из числа указанных в данном перечне мероприятий за счет средств, учитываемых при установлении регулируемых цен (тарифов) на ее товары, услуги, а также за счет средств собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе на основании энергосервисного договора (контракта), и прогнозируемую стоимость проведения таких отдельных мероприятий;

3) определяемых на основании общедоступных источников возможных исполнителей мероприятий, указанных в данном перечне мероприятий и не проводимых этой организацией.

6. Перечень мероприятий должен быть доведен организацией, осуществляющей поставки, продажу энергетических ресурсов, до сведения собственников помещений в многоквартирном доме, лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, путем размещения информации в подъездах многоквартирного дома и (или) других помещениях, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, а также иными способами по усмотрению этой организации. Примерная форма перечня таких мероприятий утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, регулярно (не реже чем один раз в год) обязано разрабатывать и доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, которые возможно проводить в многоквартирном доме, с указанием расходов на их проведение, объема ожидаемого снижения используемых энергетических ресурсов и сроков окупаемости предлагаемых мероприятий.

8. В отопительный сезон лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить действия, направленные на регулирование расхода тепловой энергии в многоквартирном доме в целях ее сбережения, при наличии технической возможности такого регулирования и при соблюдении тепловых и гидравлических режимов, а также требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил. Если расчеты за потребляемую в многоквартирном доме тепловую энергию осуществляются с учетом величины тепловой нагрузки, лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано определить величину тепловой нагрузки при соблюдении установленных требований к качеству коммунальных услуг, санитарных норм и правил и произвести иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия в целях оптимизации расходов собственников помещений в многоквартирном доме на оплату тепловой энергии. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано доводить до сведения собственников помещений в многоквартирном доме информацию о проводимых в соответствии с требованиями настоящей части действиях или об отсутствии возможности их проведения по технологическим причинам.

В настоящее время все чаще звучит вопрос о правильной энергоэффективности зданий. Раньше такому понятию особого значения не придавали. И это привело к строительству совершенно различных по своим характеристикам многоквартирных домов. Но и в настоящее время такое строительство продолжается (рис. 1).

Рис. 1. Энергоэффективность как залог процветания

Поэтому сколько многоэтажные здания потребляют электроэнергии и насколько эффективно она расходуется, теперь будет определяться исходя из новых правил. Для этого Министерство экономики и регионального развития Российской Федерации разработала законопроект. С помощью него планируется изменить правила о том, как определить класс энергоэффективности многоквартирных домов. Что будет способствовать улучшению потребления ресурсов.

И на основании постановления Правительства РФ от двадцать пятого января, две тысячи одиннадцатого года за номером - восемнадцать «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов» вводятся эти новые правила.

Теперь классы энергоэффективности зданий подлежат безотлагательному установлению для таких многоквартирных домов:

  • которые будут строиться или построены во время вступления правил в силу;
  • которые были реконструированы;
  • в которых был проведен капитальные ремонт;
  • после вступления правил будут вводиться в пользование;
  • подлежащих государственному строительному надзору.

Энергоэффективность – это рациональное использование ресурсов электроэнергии. То есть сокращение расходования данного вида ресурсов за счет улучшения качественных норм их использования.

Примечание! Не следует путать – это понятие с понятием – энергосбережения. Так как сбережение – это уменьшение потребления электроэнергии. А вот Энергоэффективность как раз правильное (полезное или рациональное) потребление.

Для людей живущих в таких домах это будет, несомненно, большим плюсом. Будет заметно сокращение расходов по оплате. Так же это будет положительной динамикой и для страны в целом. Во многом улучшиться и экологическая обстановка – за счет уменьшения энергетических выбросов.

Сейчас существует семь классов энергоэффективности, на подобии как на западе(рис. 2). Каждое здание в принципе должно иметь свой класс в настоящий момент.

Рис. 2. Пример западной классификации энергоэффективности

В России в данное время принято выделять такие классы энергоэффективности: A, B, B+, B++, C, D, E. (рис. 3).

Рис. 3. Российская классификация энергоэффективности

Соответственно понятно, что дома с самым высоки классом (в данном случаи - А). Будут заметно ниже потреблять энергии для поддержания действий всех параметров для комфортной жизни в нужном режиме. И оплата за такой дом по коммунальным платежам будет намного ниже. Также будет учитываться в классности и энергия, потраченная для общедомовых нужд. В принципе за основу была взята модель, которая уже долгие десятилетия действует за рубежом.

Будет учтены показатели и за годовой период потребления энергоресурсов. Они будут в последствии сравниваться с другими годовыми показателями. И на основе этого будут приниматься решения о придании дому нужного класса. Также такой мониторинг должен помочь выявить факторы, влияющие на потерю эффективности в конкретном доме. И соответственно помочь их устранить.

В общем, для каждого дома в отдельности будет создаваться свой индивидуальный энергетический паспорт. В нем будет находить отражение информация по всем уровням потребления энергетических ресурсов. Грамотный подход к данному вопросу сможет помочь сохранить в среднем, до тридцати процентов при оплате услуг в годовом исчислении.

Данное подразделение на классы в первую очередь позволит присваивать каждому дому свой показатель. Который будет зависеть исключительно от его параметров. То есть не будет того, что показатели будут присваиваться исходя из совокупности оценок показателей целых кварталов. Теперь каждый дом и его жильцы смогут намного эффективнее относиться к данному вопросу. Но как всегда не все так легко как кажется. Ведь получение паспорта с наилучшим классом выгодно всем.

Планируется, что на всех домах после получения данного вида документа будет размещено указание классности. Табличка класса энергоэффективности сможет дать точную характеристику каждому зданию (рис.4). Оформления энергопаспорта – это платная услуга. И ее стоимость колеблется от регионов России. В среднем она начинается от тридцати тысяч рублей.

Рис.4. Класс энергоэффективности здания - табличка на доме

Заниматься определением эффективности здания должны специальные организации или комиссии. У которых будут соответственные разрешения и полномочия на проведения данных работ.

В таком документе найдут свое отражения все недостатки дома. Так что обладатели старых домов или находящихся долго без ремонта, будут получать наименьшие классы энергоэффективности. Соответственно для них может вырасти оплата услуг.

Но получение такого документа для дома становиться обязательным условием.

Становиться понятным - что такое энергоэффективность. И для чего она нужна. Важно запомнить, что чем лучше класс данной эффективности, тем дешевле жильцам будет обходиться оплата услуг. И соответственно обратное. Так что при выборе или покупке дома, нужно внимательно ознакомиться с такими показателями.

Что такое энергоэффективность зданий? Это показатель того, как эффективно жилой дом пользуется любыми видами энергии в ходе эксплуатации – электрической, тепловой, ГВС, вентиляции, и т.д. Чтобы обозначить класс энергоэффективности, следует сравнить практические или расчетные параметры среднегодового расходования энергоресурсов (система отопления и вентиляционная система, горячее и холодное снабжение водой, расходы электроэнергии), и нормативные параметры этого же среднегодового значения. При выявлении энергоэффективности зданий и сооружения, а также других строительных объектов необходимо учитывать климат в регионе, уровень оборудования жилья инженерными коммуникациями и график их работы, принимать во внимание тип строительного объекта, свойства стройматериалов и множество других параметров. Фактический класс энергоэффективности здания

Потребление электроэнергии контролируется домовыми учетными приборами (счетчиками), и корректируется в соответствии с нормативными требованиями. Корректировка расчета включает в себя показатели реальных погодных условий, количество проживающих в доме, и другие факторы. Такой подход к контролю расхода энергии заставляет жильцов активнее пользоваться приборами учета и контроля любых видов энергии для получения более точных данных о расходе базовых видов энергии. Кроме того, в многоквартирных домах устанавливаются общедомовые приборы учета и контроля, дополнительно помогающие определить класс энергетической эффективности здания.
Пример применения расчета класса энергетической эффективности многоквартирного дома

Основные показатели удельного среднегодового энергорасхода представлены в таблице выше в качестве примера, и имеют два основополагающих показателя: этажность и значения отопительного сезона в градусо-сутках. Это стандартное отражение расхода на отопление и затрат на вентиляцию, ГВС и расходы электроэнергии в общественных местах. Затраты на вентилирование и отопление должны определяться для каждого объекта по регионам. Если сравнить определяющие значения затрат энергоресурсов в нормативных параметрах, с базовыми показателями, то легко узнать и позволяет определить классы энергетической эффективности зданий, которые обозначаются на латинице символами от А ++ до G. Такое разделение по классам происходит в соответствии с правилами, разработанными по евростандартам EN 15217. Этот свод правил имеет собственную градацию по классам энергоэффективности.

Новые многоэтажные и многоквартирные дома, а также отдельные их помещения, получают свой класс энергоэффективности в обязательном порядке, а уже работающим объектам классы энергоэффективности здания присваиваются по желанию владельца недвижимости, согласно федерального закона № 261 ФЗ РФ. При этом Минстрой РФ может рекомендовать региональным инспекциям определять класс после фиксации всех показаний счетчиков, но это могут делать и органы местного управления по собственной инициативе и по ускоренной методике.

Новый строительный объект отличается от уже эксплуатирующегося по энергопотреблению тем, что некоторое время происходит усадка здания, усушка бетона, дом может быть заселен не полностью, и поэтому текущее потребление энергии следует периодически подтверждать показаниями счетчиков, а точнее – в течение пяти лет согласно приказу № 261. В течение этого времени сохраняется гарантийная ответственность строительной компании на срок гарантии для объекта. Но подтвердить существующий класс энергетической эффективности здания необходимо до окончания гарантии застройщика. При обнаружении в течение этого срока отклонений от проекта собственники жилья могут потребовать от гаранта исправить ошибки и недоделки.

Что такое класс энергоэффективности жилого многоквартирного дома

Вешать или не вешать. таблички?

У многих управляющих организациях возникает вопрос – что же такое класс энергоэффективности жилого многоквартирного дома и кто, а главное как его должен определять? В этой статье мы постараемся ответить если не на все, то хотя бы на некоторое из этих вопросов.

Итак, начнем с главного – что же такое класс энергоэффективности жилого многоквартирного дома?

На каждом из наших домов в скором времени появится белая глянцевая табличка размером 30х30 см: «А», «В», «С», «D» или «Е». Размещаться она будет на высоте двух-трех метров от земли и на расстоянии 30–50 сантиметров от левого угла здания, по соседству с адресом многоквартирного дома. В зависимости от того, какой латинской литерой обозначат здание, станет ясно, насколько оно современно, экономично, сколько тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение экономят жильцы за счет проведенной в доме модернизации.

Класс энергоэффективности дома станет дополнительным параметром, на который будут обращать внимание покупатели при приобретении недвижимости. Всего для многоквартирных домов установлено семь классов энергетической эффективности: А (высший), В++ (очень высокий), В+ (достаточно высокий), В (выше базового), С (средний или базовый), Д (ниже базового), Е (самый низкий).

Кто и как должен определять класс энергоэффективности?

«Надоели уже эти энергоаудиторы» — скажите Вы.

Но мы играем в Вашей команде!

Министерство регионального развития РФ утвердило правила их определения. В реконструированных или прошедших капитальный ремонт и вводимых в эксплуатацию домах это будут делать организации государственного строительного надзора, на основании данных из энергетического паспорта данного дома. А поддерживать установленный класс обязаны собственники помещений, а также индивидуальные предприниматели и организации – проектные, строительные, а также управляющие и обслуживающие.

Сам класс энергоэффективности здания будут вычислять исходя из работы по энергопаспортизации дома, а именно показателей удельного среднего годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию и горячее водоснабжение, приходящегося на один квадратный метр или на один кубический метр общей площади или общего объема здания, а также с учетом его архитектурных и конструктивных особенностей. Для нового дома уровень энергоэффективности устанавливается в соответствии с энергетическим паспортом, входящим в проектную документацию.

Чтобы определить класс энергоэффективности дома, введенного в эксплуатацию уже давно (соответственно никакого раздела энергоэффективности в проектной документации и определения класса при вводе в эксплуатацию не было), предстоит пройти процедуру энергоаудита и определить фактическое потребление тепловой энергии на отопление и вентиляцию за отопительный период.

Базовый уровень потребления тепловой энергии обозначается буквой «С». Если потребление тепловой энергии ниже базового уровня на 20%, то дому присваивается высокий класс энергопотребления – «В», на 20–30% – класс «B+». Литерой «B++» будут обозначаться дома, расход тепла в которых ниже среднего более чем на 30%. Класс «А» присвоят новостройкам, полностью соответствующим всем требованиям по уровням энергосбережения. Старые дома, на обогрев и вентиляцию одного квадратного метра которых расходуется больше всего тепловой энергии, обозначат классами «D» (пониженный), либо «E» (низший). Для первичного определения класса энергетической эффективности таких домов необходимо провести их энергетическое обследование и оформить энергетический паспорт.

Очевидно, со временем жилье в более энергоэффективных зданиях станет более востребовано у покупателей, а значит и стоить будет на 5–15% дороже, так как расходы на коммунальные услуги будут существенно ниже средних. Собственникам помещений выгодно вкладываться в проведение энергосберегающих мероприятий и проектов как с точки зрения экономии на коммунальных платежах, так и с точки зрения последующего роста привлекательности и стоимости их жилья.

Можно ли получить таблички с классом энергоэффективности для МКД бесплатно.

Можно, подробности у наших менеджеров.

Согласно п. 21 ст. 381 Кодекса освобождаются от налога на имущество организаций - в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным Правительством Российской Федерации, или в отношении вновь вводимых объектов, имеющих высокий класс энергетической эффективности, если в отношении таких объектов в соответствии с законодательством Российской Федерации предусмотрено определение классов их энергетической эффективности, - в течение трех лет со дня постановки на учет указанного имущества. Указанная норма вступила в силу с 1 января 2012 г.

Перечень объектов, имеющих высокую энергетическую эффективность, для которых не предусмотрено установление классов энергетической эффективности (далее - Перечень), утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 308.

Основанием для предоставления налогоплательщикам льготы по налогу на имущество организаций является принятие на баланс с 1 января 2012 г. и позднее указанных в п. 21 ст. 381 Кодекса объектов основных средств в состав основных средств, включенных в указанный Перечень, а также имеющих высокий класс энергетической эффективности основных средств на основании первичных документов и в соответствии с технической документацией и иными определенными Федеральным законом N 261-ФЗ документами, содержащими информацию об энергетической эффективности или о классе энергетической эффективности объектов (товаров).

При этом в целях использования налоговой льготы и заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций организация обеспечивает обособленный учет объектов льготируемого имущества в рамках ПБУ 6/01, определяемых самостоятельно.

Здание считается с высокой энергетической эффективностью, если оно соответствует классу «В»,

Только ли для этого нужен энергоаудит.

Не тут то было. Все только и ждут, чтобы наложить штраф.

«По 261 ФЗ «Об энергосбережении. » управляющие компании обязаны ежегодно предоставлять план мероприятий по энергоэффективности? Какой это пункт? Есть ли за невыполнение данного требования какие-либо наказания?» — это вопросы из некоторых форумов для ЖКХ.

За не доведение до сведения собственников о ежегодных мероприятиях по энергосбережению в МКД налагается штраф в размере 30 тысяч рублей (интересно, за каждый дом.).
Сами же мероприятия разрабатываются на основании энергетического обследования (ч.2 ст. 15 ФЗ-261).

Частно в ответ приходится слышать: «Да мы сами все мероприятия посчитаем»; «Я лично веду учет расходов каждый месяц, слежу за всеми показаниями, нам мероприятия не нужны»; «Ребят, вы самые умные чтоли, вы лучше меня знаете какие мероприятия нужны?».

Нет, мы не самые умные. И зачастую о своих «болячках» инженер на местах знает лучше, чем энергоаудиторы. Но это не дает право «обойти» закон и остаться в стороне.

21 августа вступают в силу новые правила определения класса энергоэффективности жилых домов. Инициатором нововведений выступил Минстрой России, который своим приказом от 6 июня 2016 г. № 399/пр. отменил действующие ранее Правила, утвержденные приказом Министерства регионального развития РФ от 8 апреля 2011 г. №161, сообщает портал ОКНА МЕДИА.

Классов энергетической эффективности стало больше. Если раньше их было семь, то теперь девять. Причем высочайшими считаются классы A++ и А+, самым низким – G. Согласно новым Правилам, домам, в которых не установлены общедомовые приборы учета коммунальных ресурсов, вообще не может быть присвоен класс энергоэффективности, а первые четыре наиболее высоких класса могут получить только дома, оборудованные индивидуальным тепловым пунктом с системой автоматической регулировки температуры в зависимости от погоды и светодиодным освещением мест общего пользования.

Каждому новому дому обязательно должен быть присвоен класс энергоэффективности. В случае, если после заселения окажется, что реальное потребление тепловой и электроэнергии ему не соответствует, жильцы могут обратиться в суд и принудить застройщика устранить недоработку.

Для экономии коммунальных ресурсов и снижения платы за коммунальные услуги. Чем выше класс энергетической эффективности, тем меньше жильцы будут платить за тепловую и электроэнергию, и тем комфортнее им будет жить в своей квартире.

Но есть и минус: если речь идет о новостройках, то в мероприятия по энергосбережению придется вложиться застройщику, что в конечном итоге увеличит стоимость квадратного метра жилья. С 1 января 2016 г. все новые дома, которые вводятся в эксплуатацию, должны иметь класс энергоэффективности не ниже B.

В целом, Правительство РФ взяло курс на энергосбережение и экономию коммунальных ресурсов. Подсчитано, что порядка 40 % потребляемой энергии приходится именно на здания, поэтому пристальное внимание властей к проблеме рационального энергопотребления в жилых домах кажется вполне логичным. Федеральный закон от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» обязывает устанавливать приборы учета практически на все коммунальные ресурсы как в квартирах, так и в домах.

Из последних мер поддержки – финансовое участие Фонда содействия реформированию ЖКХ в капремонте домов, готовых потратиться на мероприятия по повышению энергоэффективности, которые приведут к экономии не менее 10 % тепловой и электроэнергии. Каждый дом может рассчитывать на сумму до 5 млн. рублей. В Минстрое на днях заявили, что соответствующий проект Постановления Правительства уже готов.

Приказом Минстроя утвержден базовый уровень удельного годового расхода энергетических ресурсов в многоквартирном доме. Он соответствует классу D — некой усреднённой величине. Фактическое потребление может отличаться от нее как в большую, так и в меньшую сторону. Если в меньшую, это значит, что дом может претендовать на более высокий класс энергоэффективности.

Для новостроек класс энергоэффективности будет утверждать орган государственного строительного надзора субъекта РФ. Если дом уже введен в эксплуатацию, обязанность возложена на Жилищную инспекцию (ГЖИ). Определяться он будет исходя из фактических показаний общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов.

Каждые пять лет класс энергоэффективности нужно заново подтверждать, что можно сделать и раньше по решению собственников, но не чаще одного раза в год. Такое обследование потребуется, когда есть основания подозревать застройщика в недобросовестности и несоответствии класса энергоэффективности заявленному при продаже квартиры. Если факт подтвердится, можно смело идти в суд.

Собственники всегда могут проявить инициативу и проголосовать на общем собрании за мероприятия по повышению энергоэффективности. Первый шаг – установка общедомовых приборов учета коммунальных ресурсов. Однако сами по себе они не приведут к экономии, зато научат жильцов контролировать расход и вести учет тепловой и электроэнергии, которую потребляет дом. Если ежемесячные цифры на счетчиках пугают, пора переходить к следующему этапу – утеплять подвалы, чердаки, фасады, заменять окна в подъездах, устанавливать энергосберегающие лампы.

Например, в Томске, в доме, которому более 60 лет, в рамках программы капремонта были проведены работы по его утеплению, замене всех окон, а также по реконструкции внутренних инженерных коммуникаций. В доме поставили автоматический теплоузел и систему, которая контролирует потребление энергоресурсов. После чего дому был присвоен наивысший класс энергетической эффективности. Сами собственники вложили в ремонт только 5 % от общей суммы затрат, остальные средства были выделены в рамках господдержки из бюджетов разных уровней.

В идеале на каждом доме должна появиться табличка, на которой указан класс его энергоэффективности. Управляющей компании или ТСЖ следует проинформировать об этом жильцов на информационных досках. Класс энергоэффективности включается в энергетический паспорт дома, а акт о его присвоении входит в состав технической документации на многоквартирный дом.Несмотря на то, что законодательные акты об определении классов энергоэффективности жилых домов действуют с 2013 года, по информации «Российской газеты», только 13 тыс. домов в стране был присвоен класс энергетической эффективности (для сравнения жилфонд Москвы, по данным сайта «Реформа ЖКХ», насчитывает более 30 тыс. домов). Такое положение говорит о том, что ранее работа по маркировке зданий велась недостаточно эффективно. Предполагается, что новые Правила определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов позволят ускорить процесс с присвоением классов.

Порядок управления энергоэффективностью зданий, строений, сооружений выделен отдельной статьей. В составе требований:показатели энергоэффективности для объекта в целом;показатели энергоэффективности для архитектурно-планировочных решений;показатели энергоэффективности для элементов объекта и конструкций, а так же материалов и технологий,применяемых при капремонте.

Органы Госстройнадзора определяют класс энергоэффективности многоквартирного жилого дома, а застройщик и собственник дома обязаны разместить указатель класса энергоэффектиности на фасаде дома.
Собственники зданий, строений, сооружений обязаны в течение всего срока их эксплуатации не только обеспечивать установленные показатели энергоэффективности, но и проводить мероприятия по их повышению. Это так же является обязанностью лица, ответственного за содержание жилого дома. Один раз в пять лет показатели энергоэффективности должны пересматриваться в направлении улучшения.

Лицо, ответственное за содержание жилого дома обязано доводить до сведения собственников предложения по энергосбережению, разрабатывать соответствующие планы и мероприятия, в отопительный период регулировать подачу тепла в целях его сбережения.

Краткий состав мероприятий по повышению энергоэффективности

Повышение теплового сопротивления ограждающих конструкций:

  • Облицовка наружных стен, технического этажа, кровли, перекрытий над подвалом теплоизоляционными плитами (пенопласт под штукатурку, минераловатные плиты, плиты из вспененного стекла и базальтового волокна) снижение теплопотерь до 40%;
  • Устранение мостиков холода в стенах и в примыканиях оконных переплетов. Эффект 2-3%;
  • Устройство в ограждениях/фасадах прослоек, вентилируемых отводимым из помещений воздухом;
  • Применение теплозащитных штукатурок;
  • Уменьшение площади остекления до нормативных значений;
  • Остекление балконов и лоджий. Эффект 10-12%;
  • Замена /применение современных окон с многокамерными стеклопакетами и переплетами с повышенным тепловым сопротивлением;
  • Применение окон с отводом воздуха из помещения через межстекольное пространство. Эффект 4-5%;
  • Установка проветривателей и применение микровентиляции;
  • Применение теплоотражающих /солнцезащитных стекол в окнах и при остеклении лоджий и балконов;
  • Остекление фасадов для аккумулирования солнечного излучения. Эффект от 7 до40%;
  • Применение наружного остекления имеющего различные характеристики накопления тепла летом и зимой;
  • Установка дополнительных тамбуров при входных дверях подъездов и в квартирах;
  • регулярное информирование жителей о состоянии теплозащиты здания и мерах по экономии тепла.

Повышение энергоэффективности системы отопления

  • замена чугунных радиаторов на более эффективные алюминиевые;
  • установка термостатов и регуляторов температуры на радиаторы;
  • применение систем поквартирного учета тепла (теплосчетчики, индикаторы тепла, температуры);
  • реализация мероприятий по расчету за тепло по количеству установленных секций и месту расположения отопителей;
  • Установка теплоотражающих экранов за радиаторами отопления. Эффект 1-3%;
  • применение регулируемого отпуска тепла (по времени суток, по погодным условиям, по температуре в помещениях);
  • применение контроллеров в управлении работой теплопункта;
  • применение поквартирных контроллеров отпуска тепла;
  • сезонная промывка отопительной системы;
  • установка фильтров сетевой воды на входе и выходе отопительной системы;
  • дополнительное отопление через отбор тепла от теплых стоков;
  • дополнительное отопление при отборе тепла грунта в подвальном помещении;
  • дополнительное отопление за счет отбора излишнего тепла воздуха в подвальном помещении и в вытяжной вентиляции (возможное использование для подогрева притока и воздушного отопления мест общего использования и входных тамбуров);
  • дополнительное отопление и подогрев воды при применении солнечных коллекторов и тепловых аккумуляторов;
  • использование неметаллических трубопроводов;
  • теплоизоляция труб в подвальном помещении дома;
  • переход при ремонте к схеме индивидуального поквартирного отопления
  • регулярное информирование жителей о состоянии системы отопления, потерях и нерациональном расходовании тепла и мерах по повышению эффективности работы системы отопления.

Повышение качества вентиляции. Снижение издержек на вентиляцию и кондиционирование.

  • Применение автоматических гравитационных систем вентиляции;
  • Установка проветривателей в помещениях и на окнах;
  • Применение систем микровентиляции с подогревом поступающего воздуха и клапанным регулированием подачи;
  • Исключение сквозняков в помещениях;
  • Применение в системах активной вентиляции двигателей с плавным или ступенчатым регулированием частоты;
  • Применение контроллеров в управлении вентсистем.
  • Применение водонаполненных охладителей в ограждающих конструкциях для отвода излишнего тепла;
  • Подогрев поступающего воздуха за счет охлаждения отводимого воздуха;
  • Использование тепловых насосов для выхолаживания отводимого воздуха;
  • Использование реверсивных тепловых насосов в подваллах для охлаждения воздуха, подаваемого в приточную вентиляцию;
  • регулярное информирование жителей о состоянии вентсистемы, об исключении сквозняков и непроизводительного продува помещений дома, о режиме комфортного проветривания помещений.

Экономия воды (горячей и холодной)

  • Установка общедомовых счетчиков горячей и холодной воды;
  • Установка квартирных счетчиков расхода воды;
  • установка счетчиков расхода воды в помещениях, имеющих обособленное потребление;
  • установка стабилизаторов давления (понижение давление и выравнивание давления по этажам);
  • теплоизоляция трубопроводов ГВС (подающего и циркуляционого);
  • подогрев подаваемой холодной воды (от теплового насоса, от обратной сетевой воды и т.д);
  • установка экономичных душевых сеток;
  • Установка в квартирах клавишных кранов и смесителей;
  • установка шаровых кранов в точках коллективного водоразбора;
  • установка двухсекционных раковин;
  • установка двухрежимных смывных бачков;
  • использование смесителей с автоматическим регулированием температуры воды;
  • регулярное информирование жителей о состоянии расхода воды и мерах по его сокращению.

Экономия электрической энергии

  • Замена ламп накаливания в подъездах на люминесцентные энергосберегающие светильники;
  • Применение систем микропроцессорного управления частнорегулируемыми приводами электродвигателей лифтов;
  • Замена применяемых люменесцентных уличных светильников на светодиодные светильники;
  • Применение фотоакустических реле для управляемого включения источников света в подвалах, технических этажах и подъездах домов;
  • установка компенсаторов реактивной мощности;
  • применение энергоэффективных циркуляционных насосов, частотнорегулируемых приводов;
  • пропаганда применения энергоэффективной бытовой техники класса А+, А++.
  • использование солнечных батарей для освещения здания;
  • регулярное информирование жителей о состоянии электопотребления, способах экономии электрической энергии, мерах по сокращению потребления электрической энергии на обслуживание общедомового имущества.

Экономия газа

  • Применение энергоэффективных газовых горелок в топочных устройствах блок котельных;
  • Применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками в блок котельных;
  • Применение систем климат-контроля для управления газовыми горелками к квартирных системах отопления;
  • Применение програмируемого отопления в квартирах;
  • Использование в быту энергоэффективных газовых плит с с керамическими ИК излучателями и программным управлением;
  • Пропаганда применения газовых горелок с открытым пламенем в экономичном режиме.

Вместе со всем этим необходимо отметить, что не существует одного волшебного средства, позволяющего резко повысить энергоэффективность и комфорт многоквартирного дома. Здесь действуют два основных принципа: "всего понемногу" и целесообразность, связанная с окупаемостью. В целом, вполне реально в 4 раза снизить издержки на энергообеспечение всего здания и соответствующие затраты всех проживающих в доме жителей.

Если дом крепкий и стоять ему еще не один десяток лет, то эта работа несомненно имеет смысл. Затраты с лихвой окупятся, да и комфорт многого стоит. Если дом находится в предаварийном состоянии и жить ему осталось лет десять, то здесь, как говорится, лучше поискать варианты и обойтись малыми затратами на поддержание комфорта и обеспечение учета энергоресурсов. Учет в любом случае быстро окупается, а полученную экономию можно затратить на "затыкание дыр".

Статьи по теме