Экономическое развитие регионов. Стратегия экономического развития регионов Региональная стратегия социально экономического развития

Существует множество определений категории «стратегия развития». Например, по П. Друкеру, стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности, цель которой - обеспечить организации возможность достижения желаемых результатов; стратегия позволяет системе целенаправленно искать и использовать в своих интересах благоприятные возможности. Стратегию иногда определяют как выбор основных долгосрочных целей, что сводит понятие стратегии к методу и процессу выбора. По определению, существующая цель после произведённого выбора становится стратегической. Стратегия также включает необходимость оценочного подхода к выбору цели и направлений движения к её достижению.

Развитие - это движение вперёд, формирование новых черт, становление новых структурных характеристик системы, а также её рост и расширение.

Стратегия развития является достаточно емкой и многоплановой категорией, которую можно классифицировать по разным признакам. Данному вопросу посвящали свои работы И. Ансофф, Э. Боумен, А. Градов, П. Друкер, М. Круглов, Г. Минцберг, М. Портер, Г. Хэмел и другие зарубежные и отечественные ученые. Каждый из них разрабатывал классификацию стратегий развития в рамках интересующей его предметной области исследования.

Стратегии развития региона целесообразно группировать по следующим признакам:

  • - типу покупателей, выделяя стратегии, предназначенные населению (дифференцированные по социальным группам, категориям, объединениям, месту жительства); юридическим лицам (дифференцированные по предприятиям, организациям, их видам) и органам управления территорией;
  • - видам (потребительские, маркетинговые, предпринимательские, трудовые и организационные стратегии);
  • - сферам деятельности (производство, услуги, инфраструктура, сфера управления, социальная сфера и др.);
  • - отраслям (промышленность, сельское хозяйство, образование, транспорт, связь, строительство и т.д.);
  • - направлениям (инвестиционная, инновационная, финансовая, институциональная, развитие импортозамещающих производств и т.д.);
  • - стратегическим приоритетам, выделяя стратегии стабильности функционирования (они являются основными для развития региона, обеспечивая стабильность его функционирования и существования); ключевые стратегии (которые оказывают доминирующее влияние на конкурентоспособность региона, выделяя его среди множества других территорий); новаторских стратегий (которые формируют потенциал успеха региона в будущем).

Выгоду от наличия у региона ясной стратегии развития извлекают не только те, кто ориентируется на нее в своей деятельности, но и представители других регионов, не участвующие непосредственно в реализации стратегии. Поскольку они могут оказать как положительное, так и отрицательное воздействие на ход реализации стратегии, постольку в процессах формирования и реализации стратегии необходимо учитывать и их социально-экономические интересы.

Стратегия социально-экономического развития позволяет согласовать деятельность органов государственного управления, сообщества деловых людей, общественных и политических организаций, оказывающих влияние на развитие региона, для задания единого вектора развития. Этот вектор формируется с учётом территориальных особенностей, включая природные и трудовые ресурсы, сложившуюся производственную и сервисную специализацию, экономико-географические, конкурентные и иные преимущества. Следует заметить, что долгосрочная региональная стратегия - это не «застывший и неприкасаемый» документ. Напротив, стратегия предполагает внесение в неё необходимых корректировок с учётом анализа её промежуточных результатов, а также развития страны в целом, соседних регионов, изменений на внутреннем и внешнем рынках.

Наличие стратегии развития позволяет создать благоприятный деловой климат в регионе с точки зрения привлечения инвестиций. Известно, что конкуренция на рынке инвестиций становиться более жёсткой и интернациональной. Чтобы победить в этом соревновании, инвесторам следует представить убедительные планы стратегического развития на длительную перспективу, создать лучшие условия и гарантии, выдержать схватку за инвестора у других, схожих регионов. Это особенно актуально для значительного числа российских регионов, не имеющих нефтегазовых месторождений, и зачастую в глазах инвесторов почти не отличающихся друг от друга.

Стратегия социально-экономического развития позволяет сконцентрировать инвестиционные ресурсы на приоритетных направлениях. Определить «точки роста», развитие которых принесёт наибольший эффект. В свою очередь, точки роста позволят создать в регионе целые кластеры - группы взаимосвязанных, территориально сконцентрированных организаций (производителей, поставщиков комплектующих, услуг, научно-исследовательских учреждений и других организаций, взаимодополняющих и усиливающих конкурентные преимущества друг друга). Развитие ключевых элементов кластера позволяет стимулировать развитие взаимосвязанных секторов экономики, эффективно концентрировать ограниченные ресурсы регионального бюджета, источники федерального центра и частных инвесторов на ключевых направлениях.

Долгосрочная стратегия является базой для обоснованной разработки рациональной схемы территориального планирования, т.е. функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для общественных нужд, зон с особыми условиями использования территории и т.д. Схема территориального планирования служит основой рационального использования территории и её устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития.

Наличие стратегии социально-экономического развития облегчает руководителям региона получение субсидий из самых различных источников, поскольку позволяет убедительно обосновать целевое расходование средств. Стратегия является весомым основанием для заявок региональных властей на получение финансирования отдельных мероприятий и объектов из федерального бюджета, например, на реализацию целевых программ, адресных инвестиционных проектов, на программы развития особых экономических зон.

Наличие стратегии позволяет главе исполнительной власти продемонстрировать федеральному центру стремление использовать современные методы управления, к числу которых относится и долгосрочное планирование. Только долгосрочная стратегия социально-экономического развития региона позволяет согласованно и эффективно применять всю совокупность экономических, архитектурно-планировочных и административно-правовых методов управления территорией.

Сегодня в каждом регионе РФ разрабатываются свои стратегии развития, но эта работа зачастую носит замкнутый и непубличный характер. В результате конечный продукт стратегирования имеет нередко целый набор недостатков.

Так, основной чертой стратегии часто становится нацеленность на получение средств из федерального бюджета. При этом регион рассматривается в изоляции от экономического развития соседних областей и России в целом. В документе часто описываются меры восстановления и развития всех сфер и отраслей, которые есть на территории субъекта, и отсутствуют приоритеты экономического развития.

Грамотно построенная стратегия должна быть основана не на совокупности прогнозов развития ресурсов региона, а ориентироваться на реальные бизнес-проекты и стратегии основных экономических игроков.

Для разработки четкой и реализуемой стратегии необходимо сформировать коллективное видение будущего региона с участием основных экономических игроков, органов власти, СМИ и многих других структур. Кроме того, необходимо разработать набор конкретных проектов и определить, кто возьмет на себя ответственность за их реализацию.

Можно выделить два уровня стратегии.

На первом уровне основной задачей является привлечение инвестиций в регион. Основное внимание при этом уделяется стимулированию роста отдельных отраслей и снятие барьеров на пути из развития, а также антикризисные действия в отношении тех отраслей, которые имеют невысокие показатели на общероссийском фоне, но являются актуальными для региона.

Второй уровень стратегии должен основываться на духовно-нравственной и гуманитарной сферах, в которых заложены скрытые резервы экономического роста и конкурентоспособности региона.

Сочетание обоих уровней стратегии дает огромный синергетический эффект. В частности, повышение культурного и духовного богатства населения области будет способствовать и усилению мотивации к труду, повышению социально-экономического развития региона. Четкие и продуманные стратегии каждого региона имеют важнейшее значение для определения стратегии экономического развития России в целом.

Стратегический план развития региона - это управленческий документ, который содержит взаимосвязанное описание различ­ных аспектов деятельности по развитию региона. Подготовка та­кого документа предусматривает:

    постановку целей развития региона;

    определение путей достижения поставленных целей;

    анализ потенциальных возможностей, реализация которыхпозволит достичь успехов;

    разработку методов организации движения по избраннымнаправлениям;

    обоснование рациональных способов использования ресур­сов.

Стратегический план социально-экономического развития ре­гиона - это индиктивный документ, который позволяет админи­страции региона и региональному сообществу действовать совме­стно. Это - документ не исключительно администрации, а в боль­шей мере всех субъектов процесса регионального развития, включая экономических агентов и участников политического про­цесса. Это - не директива сверху, направленная от региональной администрации к предпринимателям и жителям региона, а ори­ентир, выработанный с участием всех агентов экономической де­ятельности.

Такой план предусматривает взвешенные и согласованные дей­ствия всех субъектов по решению имеющихся проблем. Он пред­ставляет собой инструмент налаживания партнерских отношений, механизм определения и осуществления эффективных стратеги­ческих действий во всех сферах жизни региона.

К основным характеристикам стратегического плана социально-экономического развития региона относятся:

    выделение сильных и слабых сторон региональной эконо­мики, стремление усилить, развить, сформировать конку­рентные преимущества региона с ориентиром прежде всегона создание лучших условий жизни людей;

    краткие идеи и принципы, которые ориентируют произво­дителей товаров и услуг, инвесторов, администрацию инаселение, помогая им осуществлять решения, базирующи­еся на видении будущего развития;

Партнерское взаимодействие всех региональных сил.

Составляющей стратегического плана развития региона дол­жен стать прилагаемый к нему план действий администрации по реализации намеченных мероприятий.

Этапы разработки стратегического плана социально-эконо­мического развития региона включают:

    оценку достигнутого уровня и особенностей социально-эко­номического развития региона, предполагающую также проведе­ние анализа региональной ресурсной базы этого развития;

    выработку концепции развития экономики региона, прора­ботку сценариев модернизации регионального хозяйства в целях

адаптации последнего к новой системе межрегиональных связей и взаимозависимостей;

3) выбор и обоснование направлений перспективного развития региона.

Эти направления классифицируются в зависимости от возмож­ных, определенных на основе предварительного анализа сценариев перспективного развития, основанных на расчетах различных ва­риантов специализации регионального хозяйственного комплекса.

Исходным пунктом разработки концепции должно стать оп­ределение целей развития региона, а также его отраслевых при­оритетов («полюсов» развития региона). Основная цель развития региона видится в решении проблемы самодостаточности регио­на, т.е. способности самостоятельно выполнять полный набор функций, определенный его статусом.

Основной целевой установкой стратегического плана развития региона является повышение уровня и качества жизни населения региона. Для повышения жизненного уровня населения предла­гается формирование и выполнение «социального заказа». В по­нятие «социальный заказ» входит набор услуг, необходимых для обеспечения нормальной жизнедеятельности населения.

Для реализации этой установки разрабатываются следующие нормативы:

    достигнутые в настоящее время нормативы потреблениятоваров и услуг;

    фактический уровень потребления в развитых странах;

    рациональные нормативы.

В грубо обобщенном виде альтернативы регионального разви­тия можно определить следующим образом:

    стратегия роста, которая осуществляется путем значи­тельного ежегодного превышения уровня краткосрочных и дол­госрочных целевых параметров над уровнем показателей преды­дущего года (она применяется, как правило, в динамично разви­вающихся регионах, имеющих значительный потенциал);

    стратегия ограниченного роста, для которого характерноустановление целей от достигнутого уровня, скорректированногос учетом инфляции (эту стратегию выбирают в основном регио­ны со стабильной экономической ситуацией, не желающие силь­но рисковать в выборе вариантов развития);

    стратегия сокращения (эту альтернативу выбирают в случаенеизбежной стагнации производства в регионе в целях смягчениянегативных последствий и называют стратегией последнего сред-

ства, поскольку уровень поставленных целей ниже достигнутого в прошлом).

В этой стратегии может быть несколько вариантов: санация или полная ликвидация неэффективных производств; отсечение лишнего, т.е. свертывание тех производств, экономическая неэф­фективность которых обусловливает падение результатов по реги­ону в целом; сокращение и переориентация: ликвидация части производств с направлением высвобождаемых средств в пере­профилированные и модернизированные предприятия региона.

Определение «полюсов» регионального развития является важ­нейшей задачей при разработке стратегии развития региона. Глав­ным направлением реформирования экономики большинства ре­гионов на современном этапе выступает постепенное движение к формированию нового общественного уклада постиндустриально­го типа на основе использования новых технологических способов производства в условиях многоукладной социально ориентирован­ной экономической системы с современными характеристиками качества жизни населения и с активной ролью государственных органов в регулировании экономики.

Важным принципом развития отраслей социальной сферы будет снижение давления данных отраслей на бюджет региона с одновременным увеличением финансирования данных отраслей в бюджете.

Реализация этого положения означает:

    расширение возможных источников финансирования отрас­лей социальной сферы, привлечение для этого средств на­селения и предприятий на взаимовыгодных условиях вплотьдо создания предприятий со смешанным капиталом в бюд­жетных отраслях социальной сферы;

    снижение затратности социальной сферы за счет режимаэкономии ресурсов, проведение адресных социальных ме­роприятий, структурной перестройки и расширения са­моокупаемых видов деятельности, в связи с чем учрежденияи предприятия социальной сферы должны пользоваться ре­жимом налоговых льгот и наибольшего благоприятство­вания;

    проведение политики развития конкуренции на рынке со­циальных услуг с обязательным контролем органов регио­нального управления за качеством услуг; стимулированиесоздания конкурентной среды на монопольных рынкахсоциальных услуг; проведение конкурсов и торгов за право

выполнения социальных услуг; формирование муници­пального заказа на социальные услуги по всем основным видам социальной сферы.

Еще одним направлением модернизации региона является обеспечение условий экономического роста на базе расширения производства конкурентоспособных товаров, поддержки инноваци­онных производств и новых технологий.

Регион должен более активно участвовать в формировании приоритетных направлений по развитию предприятий всех форм собственности и уровней подчинения. В основу должно быть за­ложено преимущественное развитие отраслей, работающих для обслуживания населения. В связи с этим реструктуризация про­мышленности, особенно крупных предприятий, должна предус­матривать поддержку тех предприятий, которые в результате проводимых исследований рынка имеют реальный платежеспособ­ный спрос на продукцию. Необходимы также поддержка иннова­ционного типа развития и налаживание конкурентоспособных на других рынках производств.

Для решения задачи реструктуризации промышленности на первых этапах предусматривается выделение приоритетных отрас­ лей экономики и предприятий-лидеров, позволяющих обеспечить сбалансированный рост производства по всем отраслям. Поддер­жка предприятий-лидеров позволит создать необходимую финан­совую устойчивость экономики региона, станет источником уве­личения занятости населения, обеспечит работой предприятия сопутствующих отраслей по кооперационным связям, сконцент­рирует финансовые ресурсы на прорывных направлениях эконо­мики, не распыляя их. Такая поддержка предполагает более тес­ные связи между предприятиями как одной отрасли, так и в рам­ках межотраслевой кооперации с целью поэтапного включения в процесс развития всех предприятий региона.

Реструктуризация промышленности предполагает увеличение гибкости и адаптируемости предприятий, поддержку малого и сред­ него предпринимательства.

Производства массового и крупносерийного характера в боль­шинстве отраслей промышленности в условиях кризиса недостаточ­но рентабельны. Поэтому необходима поддержка политики сокра­щения масштабов производства с одновременным увеличением числа малых предприятий в различных сферах деятельности.

Проведение политики диверсификации позволит на базе круп­ных промышленных предприятий сформировать несколько сред-

них и малых, более эффективно использующих те же производ­ственные мощности. Однако это возможно лишь при условии со­здания определенного механизма реализации процедуры разукруп­нения предприятий и разделения собственности. Одним из ва­риантов такого механизма является создание на базе крупных предприятий промышленной группы с управляющей компанией, отвечающей за решение совместных задач и вмешивающейся в дела каждого из предприятий только в рамках своих полномочий.

Поддержка малого и среднего предпринимательства не­обходима для проведения регионом политики по созданию рабо­чих мест без снижения эффективности производства и произво­дительности труда. Малое предпринимательство, особенно в об­ласти производства и сферы услуг, имеет большие резервы для обеспечения занятости населения.

Одной из целей реструктуризации экономики является насы­щение товарного рынка, достижение которого невозможно без поддержки местных товаропроизводителей и производств, работа­ющих в условиях, замкнутых на рынке региона.

Поддержка местных товаропроизводителей ориентирована на обеспечение стабильности экономики, ее стратегической незави­симости от внешних рынков, концентрацию финансовых потоков в регионе и, как следствие, обеспечение стабильности его бюджета. Изменение направления поддержки в сторону внутреннего про­изводства и потребления не означает ориентации на замкнутость рынка, что практически нереально в условиях мировой глобали­зации экономических связей. Речь идет о корректировке эконо­мических связей, устранении диспропорций между ввозом и вы­возом продукции с точки зрения ее общественной полезности и влияния на экономику региона.

Создание кооперационных структур в виде максимально зам­кнутых в пределах региона технологических цепочек производи­телей продукции позволит обеспечить более полную загрузку про­изводственных мощностей, снизить издержки, получить эконо­мию на налогах.

Реструктуризация экономики страны на современном этапе невозможна без поддержки ресурсосберегающих и энергосберегающих производств, проведения политики ресурсосбережения. Высокая материалоемкость и низкая эффективность использования ресур­сов являются одним из главных препятствий роста производства в условиях ориентации на платежеспособный спрос, поэтому ресур­сосбережение можно рассматривать как основной критерий оцен-

ки целесообразности мер по реструктуризации и развитию данно­го производства. С этой целью предлагается создание механизма сопоставления ресурсных затрат по всем проектам развития. Пред­приятия должны обосновывать в расчетах затраты ресурсов и рас­крывать альтернативные возможности по их использованию, осо­бенно в случае получения инвестиционных кредитов.

Требуют решения проблемы межбюджетных отношений, рас­пределения дотаций и трансфертов по регионам страны. Для реа­лизации этого направления необходима политика жесткого конт­роля за доходами и расходами региона и должна быть повышена эффективность управления имуществом региона.

Повышение эффективности регионального хозяйства воз­можно также через повышение производительности, загрузки и эффективности использования производственных мощностей, чего можно достичь за счет внедрения интенсивных технологий и, как следствие, сокращения расходов.

Долгосрочным перспективным направлением реализации дан­ных мероприятий является достижение финансовой стабильнос­ти регионального бюджета, изменение его структуры, изыскание дополнительных источников финансирования.

Основными составляющими стратегии социально-экономи­ческого развития должны стать:

    проведение целенаправленной структурной, научно-техни­ческой и инвестиционной политики;

    решение социальных проблем при реформировании эконо­мики;

    стимулирование деловой активности реального сектора эко­номики.

Главным направлением экономической политики является создание среднего класса собственников.

Структурная перестройка отечественной промышленности возможна на базе организационно-экономической реорганизации научно-технического комплекса, становления эффективной сис­темы исследований и разработок, активизации на этой базе науки и реализации ее достижений в жизнь.

Решение социальных проблем является важнейшим критери­ем эффективности проводимых в стране реформ.

В зависимости от временного горизонта могут ставиться те или иные целевые установки и намечаться мероприятия по решению социальных проблем:

В рамках долгосрочной перспективы глобальной целевойустановкой при проведении социальной политики являет-

ся приближение уровня жизни россиян к стандартам пост­индустриального общества;

    в рамках среднесрочного периода ставится задача достиже­ния докризисного уровня жизни населения России;

    в качестве оперативной цели можно поставить задачу обес­печения условий для физического выживания людей, пре­дотвращения социального взрыва в обществе.

В области стимулирования деловой активности в реальном секторе экономики важнейшими мерам являются:

    установление в законодательном порядке минимальных раз­меров гарантированной заработной платы, которая отража­ет цену неквалифицированного труда и должна быть ори­ентирована на прожиточный минимум в стране; приведениепараметров Единой тарифной сетки в соответствие с вели­чиной прожиточного минимума;

    гарантирование своевременности выплаты заработной пла­ты работодателем;

    законодательное определение способа и порядка индексациидоходов населения в целях сохранения реальной покупатель­ной способности Денежной заработной платы в условияхинфляции;

    сокращение имущественного расслоения населения, преодо­ление необоснованно высоких различий в уровнях доходовзажиточной части и бедных слоев населения.

Аннотация. Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятия « Стратегии социально- экономического развития России на период до 2010 года». Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Ключевые слова: стратегия развития, регион, экономика, управление, стратегия, цели, социально- экономическое развитие.

Abstract: Special role in creating conditions for regional development has played a decision "Strategy of socio-economic development of Russia until 2010. " The main objectives of the Strategy are to strengthen the single economic space, political integrity and security of the state and harmonious development of all regions.

Keywords : Development strategy, region, economics, management, strategy, aims, socio-economic development.


Боташева Лейла Султановна

Боташева Лаура Султановна
кандидат экономических наук, доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия

Региональная экономика как мезоуровень обладает характерными особенностями. С одной стороны, она является подсистемой народного хозяйства, тесно связанной с другими составляющими. С другой стороны, на территории региона как хозяйственная развивается система связей и зависимостей между хозяйствующими субъектами и организациями. В регионе, являющемся социально-экономической системой, действуют три вида субъектов – государственные (в том числе самого субъекта Федерации), муниципального образования и отдельные юридические и физические лица. В настоящее время в регионах РФ требуется реформирование системы регионального управления, которая зачастую не учитывает финансовых, хозяйственных, управленческих и социальных различий между субъектами Федерации. Самый важный и главный объект системы регионального управления- экономические интересы и отношения, проявляющиеся в самих субъектах Федерации.

Разработка стратегии регионального развития начинается с установления цели. Стратегическая цель развития региона представляет собой долгосрочные ориентиры, реализация которых обеспечивает переход всей региональной системы в новое качественное состояние, соответствующее интересам населения, делового сообществ и органов управления. Шеховцева Л.С. определяет стратегические цели региона как стратегические намерения, которые детерминируют новые возможности региона (социально- экономические, конкурентные, экологические и др.) и выступают как девиз, вдохновляющий население, деловое сообщество и сотрудников органов управления на достижение поставленных целей. Они позволяют придать происходящему связанность и единство и обеспечивают здравую ориентацию, интуитивно понятную сему региональному сообществу, ориентацию, которой можно следовать длительное время.

В общем виде процесс стратегического управления развитием региона включает в себя постановку генеральной цели и выделение подцелей в зависимости от выбранных ориентиров развития сфер и отраслей региональной экономики, а также методы, инструменты и механизмы для достижения установленных количественных и качественных параметров нового состояния региональной системы. Цели и подцели развития региона должны быть согласованы во внешней (на национальном и международном уровнях) и внутренней среде (интересы населения, делового сообщества и т.д.). Достижение такого согласования возможно через коммуникационные каналы системы стратегического управления через представителей целеносителей региона с представителями внешней и внутренней среды. Возможность обеспечения развития региона зависит от согласованности действий на всех уровнях управленческой иерархии – на уровне региона и страны в целом, на уровне отраслей и предприятий. Главными целями регионального управления, по мнению исследователей, выступают:

Обеспечение роста экономики на базе разумного сочетания рыночных механизмов и целевого регулирования органами власти;
- укрепление финансового положения региона за счет его деятельности, привлечения частных и иностранных инвестиций;
- повышения уровня жизни населения;
- сокращение безработицы, в том числе за счет развития малого и среднего бизнеса;
- выравнивание уровня экономического развития между регионами посредством их экономического взаимодействия, а также взаимоотношений с федеральным Центром.

Особую роль в создании условий для регионального развития сыграло принятие «Стратегии социально – экономического развития России на период до 2010 года», которая включает разделы по регионально политике. Главные цели Стратегии заключаются в укреплении единого экономического пространства, политической целостности и безопасности государства и гармоничном развитии всех регионов.

Задачами региональной политики на федеральном уровне являются:

  1. усиление процесса межрегиональной интеграции;
  2. снижение дифференциации условий социально-экономического развития регионов;
  3. обеспечение свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств на сей территории РФ;
  4. законодательное определение условий предоставления государственной помощи, обеспечение равных условий в конкурентной среде;
  5. создание условий для межрегиональной конкуренции по привлечению капитала.

На уровне субъекта Федерации формируются собственные региональные стратегии развития, которые определяют приоритеты и этапы реструктуризации экономики регионов.

Таким образом, важнейшей частью системы регионального управления стал прогнозно – аналитический документ – Стратегия экономического и социального развития региона. Наполнением этого синтетического документа являются результаты аналитических и прогнозных расчетов.

Подобным документом в Карачаево-Черкесии является Стратегия социально-экономического развития КЧР на период до 2030 г. . В предусмотрено, что достижение цели Стратегии будет реализовано в четыре этапа на основе четырех среднесрочных программ.

Первый этап - 2010-2015 годы.

Обеспечение базы перехода от низкопроизводительной проблемной экономики к высокопроизводительной индустриальной экономике с основами постиндустриальной инновационной экономики. Снятие институциональных и инфраструктурных ограничений развития экономики. Формирование институциональной инфраструктурно- обеспеченной социальной сферы, соответствующей среднероссийскому уровню. Формирование адекватной росту экономики транспортно-логистической системы. Обеспечение низкой дотационности бюджета, создание экономической базы вывода КЧР на бездотационный режим хозяйствования и самофинансирования на принципах устойчивого экономического роста. Обеспечение среднероссийского темпа роста благополучия населения. Создание основы для формирования информационного общества.

Обеспечение ускоренного развития промышленности на основе модернизации имеющихся производственных мощностей, создание новых высокотехнологичных производств, с помощью реализации более тридцати достаточно крупных инвестиционных проектов со сроком окупаемости 3-5 лет, предусмотрев предоставление гарантий Правительства РФ и субсидирование части процентной ставки инвестиционного кредита. Повышение эффективности АПК на основе перехода к производству продукции с высокой добавленной стоимостью, обеспечив при этом переориентацию, в основном, на производство органических (экологически чистых) продуктов. Обеспечение существенного роста туристско-рекреационной сферы, развитие, наряду с горнолыжным, и других видов туризма, уделяя особое внимание возможности использования лечебных ресурсов Республики, которые формируют инфраструктуру лечебного туризма и тем самым обеспечивают его всесезонность. Обеспечение электроэнергетической самодостаточности Республики на основе реализации инвестиционных проектов строительства гидроэлектростанции, в том числе, и малых. Создание условий для ускоренного развития малого и среднего предпринимательства, в том числе, инновационного. Достижение среднероссийского уровня по обеспеченности и темпам развития инновационно - образовательного комплекса Республики. Создание условий для устойчивого развития всех сфер экономики.

Второй этап - 2015-2020 годы.

Завершение формирования рыночной и инновационной инфраструктуры и дальнейшее их развитие. Обеспечение значительного роста налоговой составляющей в ВРП Республики на основе формирования высокопроизводительной индустриальной экономики, производящей, в основном, продукцию с высоким уровнем добавочной стоимости. Дальнейшее развитие транспортно-логистической системы. Обеспечение опережающего на 5 % социально- экономического развития КЧР (относительно среднероссийского уровня). Формирование информационного общества. Достижение бездотационного режима хозяйствования и самофинансирования, а также обеспечение изменения статуса «дотационного региона» в статус – «региона – донора». Дальнейшее развитие гидроэнергетики и туристко-рекреационной сферы. Создание условий для перевода экономики на инновационный путь развития. Формирование институциональной инфраструктуры развития инновационно ориентированной экономики. Обеспечение устойчивого развития всех сфер экономики, с ежегодным ростом ВРП, равным 9,5 %. Достижение уровня доходов населения, превышающего среднероссийский на 10%. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора в добавленной стоимости не менее 20%.

Третий этап - 2020-2025 годы.

Обеспечение устойчивого развития экономики, роста благосостояния населения и производства наукоемкой продукции за счет повышения роли Республиканской инновационной системы и инновационно-образовательного комплекса. Достижение существенного роста поступлений в бюджет от внешнеэкономической и инновационной деятельности. Обеспечение доли высокотехнологичного сектора экономики знаний не менее 27%.

Четвертый этап 2025-2030 годы.

Достижение европейских стандартов жизни населения. Формирование конкурентоспособной экономики, обладающей долгосрочным потенциалом динамичного роста. Создание условий для дальнейшего ускоренного развития инновационной экономики и обеспечения ее постиндустриального развития.

От согласованности существующих потребностей и стратегии регионального развития зависит эффективность управления регионом, что требует использования форм и методов согласования интересов между центром и регионами, усиления взаимосвязи между использованием межрегиональных и внутрирегиональных материальных ресурсов и финансовых потоков, способов совершенствования механизмов государственной поддержки социально- экономического развития субъектов РФ, особенно депрессивных регионов.

В современной практике получили широкое распространение два основных подхода к построению системы управления региональным развитием: политика выравнивания и теория полюсов роста. Политика выравниванияпредполагаетподдержку отдельных территорий в целях ускоренного развития путем перераспределения средств федерального бюджета в их пользу на определенный период времени. Объективными основными для ее проведения являются экологические катастрофы, экономическая депрессия, неблагоприятные условия и др.

Теория полюсов ростаобъясняет неравномерность социально – экономического развития. Региональный полюс роста- это набор развивающихся отраслей, размещенных на определенной территории и способных вызвать активизацию экономической деятельности во всей зоне своего влияния. Образование полюсов роста происходит только тогда, кода существует ключевая (ведущая) отрасль относящаяся к наиболее динамичным отраслям (при наличии благоприятных условий для интенсивного внедрения достижений НТП). В основу политики поляризованного развития положен принцип дифференцированного подхода к регионам, который свидетельствует о необходимости сбалансированности процессов развития по всей территории страны. Необходимости найти такие точки экономического роста и вкладывать в них средства, чтобы получить равномерно рассредоточенные центры капитализации страны, что, в свою очередь, приведет ускорению экономического роста. Именно в таких регионах могут быть реализованы федеральные проекты, эффект которых будет распространяться и на другие регионы. Неопределенность экономической и региональной политики федерального центра, отсутствие определенного долгосрочного представления о будущем (ведения) и обоснованных стратегических приоритетов на Федерального уровне власти являются существенными источниками неопределенности для развития регионов. Либеральная экономическая политика федерального центра неизбежно приведет к усилению территориальных диспропорций даже в условиях устойчивого экономического роста. В этих условиях федеральный центр вынужден прямо (в виде трансфертов) и косвенно (в виде экономического стимулирования размещения производственных сил на периферийных территориях) перераспределять ресурсы между разными регионами и разными уровнями власти.

Улучшения качества государственного (муниципального) управления в регионах будет происходить, в первую очередь, за счет выбранных приоритетов регионального развития и повышения эффективности использования общественных механизмов .

Рассмотрим некоторые базовые функции социально – экономической системы региона:

Воспроизводственная функция, ориентированная на удовлетворение потребностей функционирования и развития многообразия субъектов, существующих в пространстве региона (населения, хозяйствующих организаций и др.) т.е. обеспечивающая эволюция региональной системы в целом;
- функция субординации по отношению к вертикали государственной власти, обеспечивающая способ и меру участия системы региона в общей социально- экономической системе страны; благодаря данной функции организуется взаимодействие федерального центра и властей региона;
- социально – коммуникационная функция, ориентированная на потребность в развитии общественного (некоммерческого) взаимодействия субъектов в пространстве региона;
- интеграционная функция, обеспечивающая потребность в соединении, комбинировании, переплетении ресурсов и факторов общественно – хозяйственного процесса различных региональных систем, а также потребность в интеграционном взаимодействии регионального уровня с другими уровнями организации социально – экономических отношений;
- инновационная функция, ориентированная на потребность в обновлении отношений социально – экономической системы региона, а также развитии ее технологического базиса и человеческого фактора .

Анализ социально – экономического развития КЧР свидетельствует о неэффективности существующей системы управления региональным развитием. На федеральном и региональном уровнях разрабатываются множество целевых программ по обеспечению социально- экономического развития регионов. Однако в них не всегда учитывается специфика регионов, которые различаются не только по уровню развития, природно-климатическим условиям, но и по характеру решаемых на современном этапе задач.

Все это предопределило необходимость разработать стратегию регионального развития, адаптированной к конкретным условиям функционирования отдельного субфедерального образования, которая обеспечивала бы реализацию его конкурентных преимуществ на основе эффективного использования ресурсного потенциала. Использование стратегического подхода, предложенного И. Ансоффом , предполагает рассмотрение процесса развития в динамическом аспекте и разработку механизмов, позволяющих гибко реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и приспосабливаться к новой рыночной конъюнктуре.

Стратегическое управление развитием региона является основой создания динамичной и эффективно функционирующей экономики. Мы определяем региональную стратегию как постановку цели по достижению образа желаемого будущего и реализацию системы мероприятий, направленных на движение к ней. В свою очередь, под стратегическим управлением мы понимаем не только совокупность действий, способствующих адоптации системы (в данном случае региона) к быстро изменяющимся условиям рыночной конъюнктуры и наименьшими затратами и потерями, но и умение предвидеть и предупреждать развитие системных кризисных ситуаций, а также обеспечивать достижение конкурентных преимуществ. Разработка системы стратегического управления основывается на следующих принципах:

Комплексное и системное моделирование направлений социально- экономического развития региона;
- определение необходимости осуществления изменений в сферах и отраслях экономики;
- использование экономико-математических методов в процессе выбора стратегии развития как региональной экономики в целом, так и отдельных ее сфер и отраслей, что позволяет максимально полно учитывать воздействие факторов внутренней и внешней среды .

В число важнейших задач, связанных с управлением развитием регионов, входят инновационное и научно- техническое развитие, создание и использование наиболее эффективных научно- технических методов. Их решение будет способствовать развитию экономики региона и его социальной сферы. Необходимость создания условий для стимулирования развития регионов обосновывается также в теории Эрнайта, в соответствии с которой конкурентные преимущества создаются не на национальном уровне, как у М. Портера, а на региональном, где главную роль играют исторические предпосылки развития регионов, разнообразие культур ведения бизнеса, организация производства и получения образования .

Возрастание роли и значимости регионов, глобализация мировой экономики и развитие интеграционных процессов, повышение рисков функционирования региональной системы предопределяют необходимость применения стратегического подхода при определении направлений социально- экономического развития и достижения конкурентоспособной экономики субфедерального образования. В целом, эффективность осуществляемых мероприятий в рамках стратегического управления определяется степенью соответствия потенциальной и реальной конкурентоспособности экономики региона, достигнутыми показателями деятельности субъектов хозяйствования и состояния социальной сферы.

Таким образом, стратегической целью социально-экономического развития региона является обеспечение устойчивого динамичного и эффективного функционирования экономики и повышения уровня жизни населения региона.

Примечание: № гос. рег. статьи 0421100034/

Введение 3

ГЛАВА 1. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ
9

    Теоретические предпосылки исследования процессов социально-экономического развития региона. 9

    Обзор зарубежного опыта государственного регулирования регионального развития 21

    Анализ динамики социально-экономического развития регионов России 30

    Проблемы научного обеспечения стратегического планирования социально-экономического развития региона \ 48

ГЛАВА 2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО
РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
59

    Концептуальные основы стратегического планирования социально-экономического развития региона 59

    Методологические аспекты формирования региональной социально-экономической политики 72

    Стратегическое целеполагание в управлении региональным развитием 84

2.4. Алгоритм формирования и оценка эффективности стратегии 93

ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-
ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
107

    Стартовые условия и проблемы социально-экономического развития региона 107

    Оценка ключевых факторов развития региона 116

    Сценарии социально-экономического развития Ульяновской области: разработка и выбор целевого сценария 133

    Стратегические цели и приоритеты развития региона 143

    Механизм реализации стратегии 159

Заключение 167

Список литературы 173

Введение к работе

Актуальность темы исследования. В последние годы в России внимание государства к проблемам социально-экономического развития регионов существенно усилилось, совершенствуется нормативно-правовая база региональной политики, упорядочиваются межбюджетные отношения, внедряются механизмы финансового стимулирования регионального развития. В 2008г. объем финансовой помощи бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета составил 955 млрд.руб., что в 2,8 раза больше, чем в 2004г. Вместе с тем, продолжает сохраняться высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, усиление концентрации капитала в экономически развитых регионах. Межрегиональные различия по объему ВРП на душу населения в 2006г. составили 27,3 раза, в 2007г. - 21,5 раза. Среднедушевые денежные доходы населения различались по регионам РФ в 2006г. в 10,1 раза, в 2007г. - в 7,9 раза, в 2008г. - в 6,5 раз, в январе 2009г. - в 7,1 раза. Более половины суммарного ВРП (57%) в 2007г. произведено в 10 субъектах РФ. Очевидно, ситуация будет усугубляться в связи с мировым экономическим кризисом. Это создает предпосылки для дальнейшей дифференциации регионов по уровню социально-экономического развития.

Признавая особую значимость региональной политики, проводимой на федеральном уровне, нельзя умалять роли регионов как субъектов управления социально-экономическими процессами на своей территории. Эффективное использование внутренних источников развития, повышение экономической безопасности и улучшение условий жизни населения в значительной степени зависят от продуманной социально-экономической политики региональных властей и применяемых ими методов, инструментов, механизмов управления. К числу эффективных методов управления социально-экономическим развитием относится стратегическое планирование. Актуальность и необходимость стратегического планирования социально-экономического развития региона обусловлена следующими обстоятельствами:

Стратегический план является обязательным и признанным в мировой практике элементом в системе документов, обеспечивающих регулирование развития территорий;

стратегическое планирование - наиболее адекватный способ консолидации усилий администрации и общества в решении различных социальных и экономических проблем в регионе;

разработка стратегического плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа региона, создает единый вектор усилий всех активных сил в регионе;

наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием;

на федеральном уровне начато формирование единой системы стратегического планирования развития Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, заявленный на федеральном уровне и поддержанный научным сообществом переход российской экономики к инновационному типу развития предъявляет новые требования к системе стратегического планирования и координации действий^ органов, государственной власти, местного самоуправления* и* бизнеса. Это обусловливает необходимость совершенствования 8 методологии стратегического планирования с учетом современных реалий.развития экономики и общества. По-нашему мнению, именно стратегический подход, подкрепленный проработанной научно-методической-базой и практическими инструментами реализации стратегии, позволит с большей степенью достоверности предвидеть возможные спады экономики и разрабатывать упреждающие меры по предотвращению кризисных ситуаций, что особенно актуально в. настоящий период развития национальной экономики.

Теоретические и практические вопросы, регионального развития и стратеги
ческого планирования давно находятся в центре внимания ученых. Проблемы ре
гулирования социально-экономических процессов на региональном уровне рас
сматриваются в трудах таких российских и зарубежных ученых как Арбатов А.А.,
Абалкин Л.И., Барбаков О.М., Батчаев А.Р., Веттеберг Г., Воротилов В.А., Гайдар
Е.Т., Газизуллин Н.Ф., Горенбургов М.А., Гранберг А.Г., Дарендорф Р., Де Сото
Э., Княгинин В.Н., Когут А.Е., Кузнецов СВ., Лексин В.Н., Литовка О.П., Мак-
симов С.Н., Пилясов А.Н., Швецов А.Н., Шопенко Д.В., Уткин Э.А. и многих
других. Методология стратегического планирования представлена в работах Бер-
] ри Б., Брисона Дж., Гордона Г., Гринчеля Б.М., Гудштейна Л., Знаменской К.Н.,

Жилкина С.Ф., Жихаревича Б.С., Кемпа Р., Костылевой Н.Е., Лимонова Л.Э.,

/ и

Минцберга Г., Рохчина В.Е., Смайли М., Смирнова Е.Б., Чекалина B.C. и др. Перечисленные и многие другие ученые внесли весомый вклад в исследование и решение проблем социально-экономического развития регионов и стратегического планирования. Вместе с тем, постоянное развитие экономической практики ставит новые проблемы и вызывает необходимость обращения к этой тематике вновь, требует концентрации внимания на недостаточно проработанных аспектах.

Актуальность, теоретическая и практическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность в литературе обусловили выбор темы исследования, определили его цель и задачи.

Целью исследования является разработка научно-методических основ формирования стратегии социально-экономического развития региона, направленной на обеспечение устойчивого функционирования и развития экономики региона и повышение качества жизни населения.

Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:

исследование теоретических предпосылок регулирования процессов социально-экономического развития на региональном уровне;

анализ динамики и проблем социально-экономического развития регионов России;

выявление проблем научного обеспечения стратегического планирования в регионах;

Обоснование концепции стратегического планирования социально-
экономического развития региона;

раскрытие сущности, атрибутов, задач и принципов формирования региональной социально-экономической политики;

совершенствование методологических основ стратегического целеполага-ния;

разработка алгоритма формирования стратегии и методического подхода к оценке ее эффективности;

разработка стратегии социально-экономического развития региона (на примере Ульяновской области) и механизма ее реализации.

Объектом исследования являются особенности и динамика социально-экономического развития российских регионов.

Предмет исследования составляют теоретические, методологические и методические основы стратегического управления процессами социально-

экономического развития на региональном уровне и особенности их практической реализации в регионах России.

Теоретической и методологической базой диссертационного исследования послужили положения классической экономической теории, теории управления, региональной экономики, фундаментальные и прикладные разработки зарубежных и отечественных ученых в области типологизации и комплексной оценки социально-экономического развития регионов, стратегического управления, устойчивого развития, методические походы к организации управления регионом и стратегического планирования его развития. Исследование проводилось с использованием методологии системного подхода, методов логического и сравнительного анализа, экономико-статистической обработки информации, организационного проектирования и экономико-математического моделирования.

Информационной базой исследования являются статистические отчеты Федеральной службы государственной статистики РФ, официальные документы ООН и международных форумов по устойчивому развитию, ведущих мировых рейтинговых агентств, нормативные правовые документы,по регулированию регионального развития и стратегическому планированию на уровне Российской Федерации, информационно-аналитические материалы и нормативно-правовые документы Правительства Ульяновской области и других регионов России, отчеты научно-исследовательских институтов, отечественные и зарубежные публикации, материалы конференций и семинаров по исследуемой проблематике.

Научная новизна , исследования заключается в разработке методологических и методических положений по формированию стратегии социально-экономического развития региона и их практическом воплощении на примере одного из регионов.

В результате исследования получены следующие результаты, имеющие научную новизну:

    Раскрыты предпосылки, сущность и основные факторы, определяющие управление социально-экономическими процессами на региональном уровне, показывающие необходимость стратегического подхода к регулированию процессов развития региона.

    Выявлены ключевые тенденции социально-экономического развития регионов России и проблемы методологического обеспечения стратегического пла-

нирования на региональном уровне, показывающие необходимость и актуальность задачи совершенствования его научно-методической базы.

3. Обоснованы концептуальные положения, отражающие теоретико-
методологические основы формирования стратегии социально-экономического
развития региона, учитывающие особенности современного этапа развития рос
сийских регионов и позволяющие обеспечить баланс интересов и интеграцию ре
сурсов всех ключевых сил региона на принципах стратегического партнерства.

    Разработан алгоритм формирования стратегии социально-экономического развития региона и соответствующая ему экономико-математическая модель, позволяющие обеспечить объективность, достоверность и самостоятельность стратегического выбора региона в рамках действующей законодательной; базы федерального уровня и придать стратегии социально-экономического развития региона легитимный, характер.

    Разработан многопараметрический подход к оценке эффективности стратегии на основе экономического, социального, бюджетного, управленческого m инновационного- критериев; и соответствующих им показателей; позволяющие датькомплексную^ оценку стратегии на любом этапе ее реализации.

6; Разработаны основные компоненты: стратегии социально-экономического развития Ульяновской области, включающие целевой сценарий развитиягрегиона, стратегические цели и приоритеты, механизм: реализации стратегии, направленной на обеспечение высокого уровня социально-экономического развития^региона путем модернизации экономики на инновационной основе, привлечения и удержания* в регионе: качественного человеческого капитала за счет обеспечения высокого уровня; жизни населения.

Практическая; значимость исследования состоит в разработке методических рекомендаций, моделей, алгоритмов и: схем, предназначенных- для использования органами власти регионального уровня, при определении и обосновании стратегического выбора региона, формировании и реализации стратегии его социально-экономического развития, оценке эффективности ее реализации. Представленные в работе практические рекомендации могут быть, использованы для выстраивания конструктивных взаимоотношений органов государственной власти в регионе с местным самоуправлением, бизнес-сообществом, населением в целях интеграции их целей и ресурсов для обеспечения устойчивого развития региона в долгосрочной перспективе.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и получили одобрение на научно-практических семинарах и конференциях, в том числе международных. Основные результаты исследования используются в практической деятельности Правительства Ульяновской области и г.Санкт-Петербурга, а также в учебном процессе ГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет».

Подборка статей «Бюджета» посвящена стратегиям социально-экономического развития регионов (субъектов РФ), региональному стратегированию и программированию, программно-целевым методам бюджетирования.

Здесь вы найдете материалы о разработке стратегий регионов, их реализации, опыте самих субъектов Российской Федерации, статьи о типичных ошибках и проблемах. Подборка статей позволяет сделать вывод о текущем состоянии дел в данной сфере и о том, какие изменения происходят.

Стоит отметить, что на сайте также есть аналогичная , посвященная муниципальному стратегированию.

  • РЕГИОНАЛЬНОЕ СТРАТЕГИРОВАНИЕ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ: ИТОГИ 2016 ГОДА
    Принятый три года назад Закон № 172 ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» стал важной вехой в системе государственного управления нашей страны. В 2016 году процесс актуализации и корректировки документов стратегического планирования с учетом новых требований нормативно-правового и институционального характера продолжился. Анализу состояния дел с региональными стратегиями и госпрограммами в прошлом году посвящен новый ежегодный доклад Института реформирования общественных финансов.
  • Госпрограммы регионов: анализ итогов 2015 года

    В настоящей статье представлен обзор изменений, произошедших в 2015 году, и оценка текущего положения в сфере разработки государственных программ субъектов РФ, проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования, применяемых в российских регионах. Материал подготовлен на основе ежегодного доклада «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году», разработанного авторским коллективом Института реформирования общественных финансов (ИРОФ).

  • Региональные стратегии: анализ итогов 2015 года

    В настоящей статье представлены обзор изменений, произошедших в 2015 году, и оценка текущего положения в сфере регионального стратегирования и разработки государственных программ субъектов РФ, а также проведен анализ реализации программно-целевых принципов бюджетирования, применяемых в российских регионах. Материал подготовлен на основе ежегодного доклада «Региональное стратегирование и госпрограммы регионов в 2015 году», разработанного авторским коллективом Института реформирования общественных финансов (ИРОФ)

  • Опыт стратегического планирования в Томской области
    С принятием в июне 2014 года Федерального закона № 172‑ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» были установлены правовые основы стратегического планирования в России. К этому моменту Томская область уже накопила значительный опыт в данной сфере.
  • Стратегии, программы, проекты: региональный аспект

    На форуме «Социально-экономическое развитие субъектов РФ и муниципальных образований», организованном компанией «Р.О.С.Т.У.», входящей в группу компаний «Кейсистемс», при информационной поддержке ИД «Бюджет»
    и ИД «Научная библиотека», были обсуждены проблемы реализации федерального закона о стратегическом планировании на региональном и местном уровнях. Кроме того, участники форума затронули такие вопросы, как связь стратпланирования и бюджетного процесса и внедрение проектного подхода в систему государственного и муниципального управления.

  • Стратегии макрорегионов - вертикаль исполнения поручений Президента
    Стратегии макрорегионов являются главным связующим звеном между отраслевыми и региональными подходами к развитию страны. Организация взаимодействия федеральных и региональных органов власти относится к полномочиям аппаратов полпредов президента в федеральных округах, что создает эффективный инструмент реализации стратегий макрорегионов.
  • Стратегии в условиях неопределенности

    Главной темой очередного Общероссийского форума стратегов в Санкт-Петербурге стал новый закон о стратегическом планировании. Участники пытались понять, как теперь будет выглядеть система стратегирования и какие дополнительные усилия потребуются от регионов и муниципалитетов.

  • Перспективы стратегического развития старопромышленных регионов России
    Научно-технический прогресс, взрывной рост наукоемких сегментов экономики и массовое внедрение инноваций в различных секторах народного хозяйства привели к отраслевой миграции ценности. В ходе нее регионы, ранее являвшиеся сильными индустриальными центрами с развитой инфраструктурой, эффективной социальной сферой и высоким уровнем жизни, оказались в кризисной ситуации
  • Стратегия Калужской области: человек – центр инвестиций
    Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Калужской области до 2030 года, утвержденная в 2009 году, призвана обеспечить переход к новому этапу развития региона «Человек - центр инвестиций»
  • «Стратегия – не догма»
    Об особенностях региональной системы стратегирования в Вологодской области рассказал заместитель губернатора региона Леонид Генрихович Иогман
Статьи по теме