Договоры строительного подряда и подряда на выполнение проектных и изыскательских работ. По своей юридической природе договор строительного подряда

В соответствии с п. 1 ст. 740 ГК по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.

Регулирование данного вида подрядных отношений осуществляется нормами § 3 гл.37 ГК «Строительный подряд». Нормы, регулирующие отношения по строительному подряду, содержатся и во многих других нормативных правовых актах, в частности: Градостроительный кодекс, ФЗ «Об инвестиционной деятельности»; «Об архитектурной деятельности»; «О конкурсах» и т.д.

В случаях, когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других потребностей гражданина, к нему применяются правила § 2 гл. 37 ГК «Бытовой подряд».

Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик.

В качестве заказчиков могут выступать инвесторы, а также уполномоченные на то инвесторами физические и юридические лица,

Подрядчиками могут быть строительные, строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации, действующие в сфере строительного производства, а также граждане-предприниматели. Для выполнения соответствующих видов работ они должны иметь лицензию .

При осуществлении капитального строительства широко применяется система генерального подряда , при которой заказчик заключает договор с одной строительной организациейгенеральным подрядчиком, привлекающим для выполнения отдельных комплексов работ специализированные организации в качестве субподрядчиков.

С согласия подрядчика заказчик может заключать договоры на выполнение определенных работ с другими подрядными организациями. Такие заключаемые заказчиком договоры принято называть прямыми договорами.

Различают следующие виды договора строительного подряда:

Договоры на выполнение строительно-монтажных и иных работ по объекту в целом ;

Договоры на выполнение отдельных комплексов монтажных и иных специальных строительных работ;

Договоры на выполнение пусконаладочных работ.

Форма договора письменная.

Существенными условиями являются условия о предмете, цене и сроке договора.

Предметом договора строительного подряда (субподряда) является конечный результат деятельности подрядчика (субподрядчика). По договору строительного подряда – это соответствующий объект строительства (предприятие, здание, сооружение), сдаваемый подрядчиком заказчику, а по договору субподряда – законченный комплекс определенных работ (монтажных, санитарно-технических и др.), составляющих часть работ по объекту строительства в целом и сдаваемых субподрядчиком генеральному подрядчику.

Срок договора строительного подряда определяется по соглашению сторон путем указания в договоре начального и конечного сроков выполнения работы. По соглашению сторон в договоре могут быть установлены также сроки завершения отдельных этапов работ .

Для заключения договора строительного подряда необходимо предварительное получение определенных документов . Для заказчика таким документом является разрешение на строительство , выдаваемое федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией (ст. 51 Градостроительного кодекса). Для подрядчика лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности.

Основная обязанность подрядчика по договору строительного подряда – осуществить строительство (расширение, реконструкцию, техническое перевооружение) предусмотренного договором предприятия, здания, сооружения.

Важным условием исполнения договора является то, что СМР и иные работы по объекту должны быть выполнены в соответствии с технической документацией и ПСД (определяющей цену работ).

Осуществляя строительство, подрядчик обязан соблюдать СНиПы, а также требования закона об охране окружающей среды и о безопасности строительных работ.

На подрядчике лежит обязанность обеспечить стройку необходимыми материалами, деталями, конструкциями, оборудованием, если договором не предусмотрено, что обеспечение строительства осуществляет заказчик (ст. 745 ГК).

Обязанностью подрядчика является также возведение здания , сооружения или иного объекта строительства либо выполнение иных строительных работ и сдача заказчику результата выполненных работ в срок, установленный договором.

Закон предусматривает некоторые специфические обязанности .

Так, заказчик обязан своевременно предоставить для строительства земельный участок .

Заказчик обязан в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для осуществления работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо– и паропровода, оказывать другие услуги.

От заказчика требуется также передать подрядчику документы , подтверждающие разрешение соответствующих органов на производство работ в местах прохождения подземных коммуникаций, в зоне воздушных линий электропередачи и линий связи.

В соответствии со ст. 748 ГК заказчик вправе осуществлять контроль и надзор за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения (графика), качеством предоставленных подрядчиком материалов, а также правильностью использования подрядчиком материалов заказчика, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика.

Заказчик, обнаруживший отступления от условий договора, которые могут ухудшить качество работ, обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Заказчик, не сделавший такого заявления, теряет право в дальнейшем ссылаться на обнаруженные им недостатки.

Характерной особенностью строительного подряда является сотрудничество сторон (ст. 750 ГК).

Особо регламентируется сдача и приемка работ . В предусмотренных законом случаях в приемке должны участвовать представители государственных органов и органов местного самоуправления.

Сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом , подписанным обеими сторонами.

При отказе одной из сторон от подписания акта в нем делается отметка об этом и акт подписывается другой стороной. Односторонний акт сдачи или приемки результата работ может быть признан судом недействительным лишь в случае, если мотивы отказа от подписания акта признаны им обоснованными.

Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц, создавая при необходимости приемную комиссию .

В случаях, когда это предусмотрено законом или договором строительного подряда либо вытекает из характера работ, приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. Приемка осуществляется только при положительном результате таких испытаний (п. 5 ст. 753 ГК).

Подрядчик обязан своевременно устранить недоделки и дефекты , выявленные в процессе приемки строительно-монтажных работ. Срок устранения указанных недостатков специально оговаривается в акте приемки.

Оплата в ыполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой , в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Свою специфику имеет ответственность подрядчика за качество работ . Согласно ст. 754 ГК подрядчик несет ответственность перед заказчиком за допущенные отступления от требований, предусмотренных в технической документации, а также за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства, в том числе таких, как производственная мощность предприятия.

Если иное не предусмотрено договором строительного подряда, подрядчик гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором на протяжении гарантийного срока. Установленный законом гарантийный срок может быть увеличен соглашением сторон (ст. 755 ГК).

При предъявлении требований, связанных с ненадлежащим качеством работ , применяются правила п.1–5 ст.724 ГК. При этом предельный срок обнаружения недостатков в соответствии с п. 2, 4 указанной статьи составляет пять лет (ст. 756 ГК).

Если договором строительного подряда за его неисполнение или ненадлежащее исполнение предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени), убытки взыскиваются за ее вычетом (зачетная неустойка). Однако договором может быть предусмотрено иное: взыскание только неустойки, взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, взыскание либо неустойки, либо убытков.

От того, насколько юридически грамотно будут определены условия договора строительного подряда, зависит степень правовой защищенности его участников.

Договор строительного подряда, как и любой другой коммерческий договор, включает в себя ряд юридических характеристик, знание которых позволяет получить представление о структуре правоотношений его участников.

Понятие договора строительного подряда раскрывается законодателем в ст. 740 Гражданского кодекса РФ , согласно которой «по договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену».

Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ.

Согласно гражданскому законодательству правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором. В случаях, предусмотренных договором, подрядчик принимает на себя обязанность обеспечить эксплуатацию объекта после его принятия заказчиком в течение указанного в договоре срока.

Необходимо обратить внимание, что когда по договору строительного подряда выполняются работы для удовлетворения бытовых или других личных потребностей гражданина-заказчика, то к такому договору применяются правила параграфа 2 главы 37 ГК РФ о правах заказчика по договору бытового подряда.

Источники правового регулирования

Правовые отношения в сфере строительной деятельности преимущественно регули- руются общими правилами о договорах подряда и нормами параграфа 3 главы 37 ГК РФ о договоре строительного подряда. Следовательно, чтобы иметь более полное представление о правовом регулировании в области капитального строительства, необходимо одновременно учитывать как специальные правила о строительном подряде, так и общие положения о договорах подряда.

Кроме ГК РФ, к источникам правового регулирования отношений в сфере капитального строительства относятся и другие законодательные акты РФ. Важнейшее место среди них занимают федеральные законы об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений, об архитектурной деятельности в Российской Федерации, Градостроительный и Земельный кодексы РФ и др. К договорам бытового подряда применяется Закон «О защите прав потребителей». Правовые положения законов развиты в подзаконных актах, утвержденных указами Президента, постановлениями Правительства, министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти.

Наряду с законами и подзаконными актами, утвержденными на федеральном уровне, в области организации строительных работ действует немало актов, принятых субъектами РФ. Так, например, Санкт-Петербург вправе принимать собственные нормативные правовые акты (законы, распоряжения губернатора, положения, регламенты, приказы) по вопросам, отнесенным к предметам ведения Санкт-Петербурга и предметам совместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга. В городе также приняты и действуют территориальные строительные, санитарные и иные нормы.

Особенностью строительной деятельности является то, что при правовом регулировании договора строительного подряда применяется большое количество строительных норм и правил (СниПов), стандартов и технических условий, различных инструкций и положений, принимаемых уполномоченными государственными органами. Многие из действующих норм и правил данной категории были утверждены еще союзными ведомствами. В настоящее время идет постепенный процесс их обновления, обусловленный как научно-техническим прогрессом, так и повышением требований к качеству и безопасности объектов строительства.

Элементы договора

К элементам договора строительного подряда относятся: стороны, предмет, объект, форма, цена, срок.

Стороны. Сторонами договора строительного подряда являются заказчик и подрядчик. В роли заказчика могут выступать любые физические и юридические лица, обладающие определенными финансовыми средствами. В качестве подрядчика могут выступать подрядная организация-генподрядчик или специализированная компания: различные строительные, строительно-монтажные и проектно-строительные организации, независимо от форм собственности, а также индивидуальные предприниматели.

Заказчик заключает в пределах предоставленных ему прав договор подряда на строительство или реконструкцию объектов с подрядной организацией–генеральным подрядчи- ком или прямой договор со специализированной компанией.

Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц – субподрядчиков. В этом случае подрядчик выступает в роли генерального подрядчика (п. 1 ст. 706 ГК РФ). Как правило, субподрядчики выполняют комплексы специальных строительно-монтажных работ.

Необходимо обратить внимание на правовую норму ст.750 ГК РФ , к которой предусмотрена обязанность сотрудничества сторон в договоре строительного подряда. Согласно п. 1 ст.750 ГК РФ «если при выполнении строительства и связанных с ним работ обнаруживаются препятствия к надлежащему исполнению договора строительного подряда, каждая из сторон обязана принять все зависящие от нее разумные меры по устранению таких препятствий. Сторона, не исполнившая этой обязанности, утрачивает право на возмещение убытков, причиненных тем, что соответствующие препятствия не были устранены»

Иные субъекты. Кроме сторон в правоотношениях строительного подряда участвуют и иные субъекты. К их числу, прежде всего, относятся инвестроры. Инвесторы могут сами выступать в роли заказчиков, если они располагают для этого необходимыми возможностями, или могут возложить эти функции на других лиц. В этом случае между инвестором и заказчиком заключается особый инвестиционный договор, который по своей юридической природе чаще всего является либо договором поручения, либо договором комиссии. Опираясь на данный договор, лицо, действующее по поручению инвестора, заключает с исполнителем работ договор строительного подряда, выступая в нем в качестве заказчика. В качестве инвестора может выступать государство (федеральный и городской бюджет), кредитные ор- ганизации (банки, финансово-инвестиционные компании), строительные компании (которые становятся инвестиционными компаниями), изредка - страховые компании, а также организации (в том числе некоммерческие и общественные) и другие субъекты.
Особенно следует отметить инвесторов-дольщиков – юридических и (или) физических лиц, выступающих соинвесторами в порядке долевого участия в строительстве жилых домов на основании отдельных договоров застройки.

По соглашению сторон, договор строительного подряда может быть удостоверен нотариально путем совершения удостоверительной надписи нотариусом или другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие ( ст.163 ГК РФ). Несоблюдение нотариальной формы в случаях, когда это предусмотрено соглашением сторон,

влечет недействительность договора строительного подряда. Такой договор считается ничтожным ( ст. 165 ГК РФ).

В условиях обычного делового оборота договор строительного подряда заключается сторонами в простой письменной форме и оформляется, как правило, в виде единого документа, подписываемого сторонами. Договор целесообразно составить с включением в не- го подробного перечня прав и обязанностей сторон.

В условиях плановой экономики были широко распространены предельно краткие договоры, к которым, однако, прилагались особые условия с пространным описанием взаи- мных прав и обязанностей сторон. Сейчас все чаще стороны вынуждены заключать более основательные, многостраничные договоры, детально регламентирующие взаимоотношения заказчика и подрядчика.

Какого-либо обязательного для сторон типового или примерного договора строительного подряда (субподряда) нет. В ряде случаев при его составлении используются примерные формы договоров строительного подряда, рекомендованные для отдельных видов строительных работ. Например, при заключении договора стороны могут использовать форму (образец) договора, приведенную в качестве приложения к Руководству по составлению договоров подряда на строительство в Российской Федерации. Для отношений с участием иностранных фирм роль примерных условий могут играть, кроме того, Международные условия договоров о строительстве, разработанные Международной федерацией инженеров-консультантов.

Необходимо учесть, что при согласовании условий и оформлении договора строительного подряда стороны должны руководствоваться действующим на момент заключения договора законодательством и максимально учесть свои интересы. Это позволит говорить о том, что конкретный договор заключен на взаимовыгодных для сторон условиях и отвечает основным принципам гражданских правоотношений.

Цена. Цена в договоре строительного подряда имеет значение существенного условия, которое подлежит обязательному согласованию. Согласно ст. 746 ГК РФ расчеты заказчика с подрядчиком производятся в порядке, установленном законом или заключенным до- говором строительного подряда. Ввиду большого объема строительных работ, цена договора обычно определяется путем составления сметы, представляющей собой постатейной перечень затрат на выполнение работ, приобретение оборудования, закупку строительных материалов и конструкций и т. д. Вместе с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и иные предъявляемые к ним требования, смета образует проектно-сметную документацию, являющуюся неотъемлемым элементом договора строительного подряда. Как правило, проектно-сметная документация не может пересматриваться в ходе строительства, за исключением случаев, указанных в ст. 743 - 744 ГК РФ .

Отсутствие сметы может повлечь за собой признание договора строительного подряда незаключенным. Этот вывод следует из анализа п. 1 ст. 743 и п. 1 ст. 746 ГК РФ , согласно которым подрядчик обязан осуществить строительство и связанные с ним работы в соответствии со сметой, определяющей цену работ, а заказчик оплачивает работы, выполненные подрядчиком, в размере, предусмотренном сметой.

Основание и порядок внесения изменений в техническую документацию регламентируется правовыми нормами ст. 744 ГК РФ . Внесение в техническую документацию изменений может осуществляться на основе согласованной сторонами дополнительной сметы.

Цена, указанная в договоре строительного подряда, может быть твердой или приблизительной. Размер твердой цены нельзя изменить, если только не меняются существенные условия самого договора. Приблизительную цену договора устанавливают в том случае, когда есть предположения, что в ходе строительства могут появиться затраты, не учтенные в первоначально согласованной смете. При этом все последующие изменения стоимости затрат по отношению к первоначально согласованной цене должны быть подтверждены документально подрядчиком и согласованы сторонами.

Содержание договора строительного подряда составляют права и обязанности сторон. Знание законодательства о правах и обязанностях сторон договора строительного подряда поможет участникам правоотношений защитить свои интересы еще на стадии преддоговорных переговоров по согласованию условий будущего договора. Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что объем возложенных на подрядчика прав и обязанностей более широк - это объясняется спецификой выполняемых работ.

В гражданском обороте, основанном на рыночных отношениях, договор строительного подряда занимает особое место. И прежде всего это связано с тем, что в строительной сфере произошло резкое изменение источников инвестиций - от бюджетного финансирования к преобладанию внебюджетных (частных) источников. Изменение источников финансирования неизбежно влечет за собой повышенную имущественную ответственность участников правоотношений, в т. ч. за возможные риски.

Повышение имущественной ответственности и уровня рисков приводит к тому, что договор становится основным юридическим документом, регулирующим права и обязанности контрагентов во всех сферах инвестиционно-строительных правоотношений. И от того, насколько юридически грамотно будут определены условия договора, зависит стабильность этого сегмента рынка и степень правовой защищенности его участников.

Валентина Сидорова, исполнительный директор НП «Правовое бюро «ФЭЛИКС», к. ю. н., доцент кафедры гражданского и трудового права СПбГУП

1. Понятие и виды капитального строительства

Капитальное строительство - это деятельность государственных органов , органов местного самоуправления , физических и юридических лиц , направленная на создание новых и модернизацию имеющихся основных фондов производственного и непроизводственного назначения. Оно является одной из важнейших отраслей материального производства, основой развития всех других его отраслей, служит главным источником расширенного воспроизводства. К капитальному строительству как одной из отраслей материального производства относится также деятельность по выполнению проектных и изыскательских работ, подготовке технической документации, необходимой для осуществления строительных, монтажных, пусконаладочных и других специальных капитальных работ.

Стройка - это совокупность зданий и сооружений, возведение которых осуществляется на одной или нескольких строительных площадках по единому проекту. Объект строительства - это каждое отдельно стоящие здание или сооружение (со всем относящимся к нему оборудованием, инструментом и инвентарем, галереями, эстакадами, внутренними инженерными сетями и т.д.), на которые составлены отдельный проект и смета.

Видами капитального строительства являются новое строительство (новостройка), расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий , зданий и сооружений, т.е. их модернизация.

Новое строительство - строительство комплекса объектов вновь создаваемых предприятий, зданий и сооружений, отдельных производств, которые возводятся на новых строительных площадках и после ввода в эксплуатацию будут находиться на самостоятельном балансе, т.е. возникает новая организация - юридическое лицо.

Расширение действующих предприятий - строительство на их или прилегающей к ним территории дополнительных производств, новых отдельных цехов и объектов или осуществление работ по расширению уже существующих на предприятиях таких цехов и объектов. К этому виду капитального строительства относится также строительство филиалов и производств действующих предприятий, которые после ввода в эксплуатацию не будут находиться на самостоятельном балансе.

Реконструкция действующих предприятий - переустройство существующих цехов и объектов, связанное с совершенствованием производства и повышением его технико-экономического уровня на основе достижений научно-технического прогресса. Такое переустройство осуществляется по комплексному проекту на реконструкцию предприятия в целом, и, как правило, без расширения имеющихся зданий и сооружений.

Техническое перевооружение действующих предприятий - комплекс мероприятий по повышению технико-экономического уровня отдельных производств, цехов и участков. Осуществляется оно по проектам и сметам на отдельные объекты или отдельные виды работ и, как правило, без расширения производственных мощностей.

В зависимости от того, ведется капитальное строительство собственными силами застройщика или для этого привлекаются сторонние специализированные строительные, монтажные и другие организации строительного профиля, различают три способа строительства:

  • подрядный способ, когда строительство осуществляется с привлечением специализированных строительных, монтажных и других организаций строительного профиля;
  • хозяйственный способ, когда строительство осуществляется собственными силами застройщика;
  • смешанный способ, когда одна часть работ осуществляется собственными силами застройщика (обычно это общестроительные работы по возведению зданий и сооружений), а другая часть - силами сторонних специализированных организаций (санитарно-технические и электротехнические работы, монтаж технологического оборудования и т.п.).

Основной способ осуществления капитального строительства - подрядный. Работы этим способом осуществляются по договору строительного подряда .

2. Понятие договора строительного подряда

Условия договора сохраняют силу в течение всего срока действия договора. В случаях, когда после заключения договора законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение хотя бы одной из сторон, договор может быть изменен.

Заключение и исполнение договора строительного подряда

1. Заключение договора строительного подряда

Предварительная разработка и утверждение в установленном порядке обязательных для обеих сторон определенных документов, наличие которых необходимо для заключения договора строительного подряда (так называемых плановых предпосылок или оснований заключения договора), действующим законодательством не предусматриваются. Как отмечалось выше, заключение договора, выбор контрагента и определение условий договора (не противоречащих законодательству) законом отнесены к компетенции сторон договора.

Однако, чтобы заключенный договор был действителен, стороны предварительно должны получить определенные документы. Для заказчика - разрешение на строительство, выдаваемое органом местного самоуправления , а для подрядчика - лицензия (разрешение) на осуществление строительной деятельности.

Согласно этому Временному положению объект предъявляется подрядчиком к приемке после завершения всех предусмотренных договором работ по объекту. Приемку законченных строительством объектов производит заказчик или уполномоченное инвестором другое лицо. Заказчик может привлекать к приемке пользователя объекта (эксплуатирующую организацию), разработчиков технической документации, специализированные организации и других юридических и физических лиц , создавая в необходимых случаях приемную комиссию.

Приемка в эксплуатацию объектов производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета , осуществляется с учетом отраслевых особенностей, устанавливаемых министерствами Российской Федерации и другими органами федеральной исполнительной власти по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, государственными приемочными комиссиями, назначаемыми этими органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать по согласованию с указанным Государственным комитетом особенности порядка приемки объектов на соответствующих территориях .

Объекты производственного назначения, строительство которых производится за счет средств федерального бюджета, подлежат приемке только в том случае, когда они подготовлены к эксплуатации и на установленном оборудовании начат выпуск продукции (выполнение работ, оказание услуг) в объеме, предусмотренном договором строительного подряда.

Приемка законченного строительством объекта оформляется актом, форма которого (образец) приведена в Приложении 1 к Временному положению по приемке законченных строительством объектов. Акт приемки является основанием для окончательной оплаты всех выполненных подрядчиком работ, предусмотренных договором.

Оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором. При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится после окончательной сдачи результата работы.

Данная форма оплаты наиболее прогрессивна и выгодна для заказчика. В этом случае подрядчик заинтересован в конечном результате своей деятельности, которая снижается или вовсе утрачивается при постепенной, поэтапной или, например, помесячной оплате фактически произведенных им работ. Однако значительная стоимость и длительность капитального строительства требует авансирования деятельности подрядчика, причем он вправе требовать выплаты аванса либо задатка только в случаях и в размере, указанных в законе или договоре (п. 2 ст. 711 ГК). Поэтому согласованный сторонами порядок оплаты работ, учитывающий их взаимные интересы, является важным средством эффективной организации их взаимоотношений.

4. Особенности договора подряда на строительство объектов "под ключ"

Такой договор заключается между заказчиком и подрядной организацией (генеральным подрядчиком) и предусматривает выполнение последним цикла: проектирование, строительные, монтажные и специальные строительные работы, сдача объекта в эксплуатацию.

Основной обязанностью заказчика является предоставление генеральному подрядчику документации, на основании которой проектируется объект: проекты застройки микрорайонов, кварталов, градостроительных комплексов, поселков и сельских населенных пунктов; утвержденные технико-экономические обоснования строительства объектов производственного назначения и крупных общественных зданий и сооружений и др.

К основным обязанностям генерального подрядчика относятся:

  • обеспечение разработки строительной части проектно-сметной документации собственными силами или по договору с проектными организациями;
  • обеспечение своевременного и качественного выполнения строительных, монтажных и других специальных строительных работ;
  • комплектация объектов оборудованием, конструкциями и материалами; обеспечение ввода в действие объекта в предусмотренный договором срок и др.

Стоимость работ по договору определяется соглашением сторон. Затраты генерального подрядчика до сдачи объекта заказчику покрываются за счет его собственных средств и полученных им кредитов банка.

Заказчик рассчитывается с генеральным подрядчиком после подписания акта приемки объекта. Генеральный подрядчик производит окончательные расчеты с субподрядчиками после завершения ими комплексов работ в соответствии с ценой, установленной при заключении договора субподряда.

Таким образом, в данном договоре подрядчик берет на себя все обязанности по организации и обеспечению строительства, освобождая от них заказчика. На последнем, по сути дела, остается лишь обязанность оплаты результата работ, причем только после его приемки (без авансирования). Поэтому договор подряда на строительство объектов "под ключ" считается одной из наиболее прогрессивных форм капитального строительства.

5. Имущественная ответственность за нарушение условий договора строительного подряда

Такая ответственность может быть установлена как в договорном порядке, т.е. по соглашению сторон, так и в нормативном порядке, т.е. предусмотрена законом или иными правовыми актами. Она наступает в соответствии с общими положениями о гражданско-правовой ответственности за нарушение обязательств : должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств . Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы , которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15, 393 ГК). Поскольку стороны договора строительного подряда обычно являются предпринимателями, ответственность эта наступает независимо от наличия вины сторон в неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств (п. 3 ст. 401 ГК). Если договором строительного подряда за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств предусмотрено взыскание неустойки (штрафа , пени), убытки взыскиваются за вычетом этой неустойки. Но договором может быть предусмотрено иное: взыскание только неустойки, взыскание убытков в полной сумме сверх неустойки, взыскание либо неустойки, либо убытков.

Применение мер имущественной ответственности к контрагенту в случае нарушения им обязательств по договору строительного подряда - право, а не обязанность потерпевшей стороны.

Наряду с гражданско-правовой ответственностью сторон договора строительного подряда за нарушение его условий, строительное законодательство предусматривает также административную ответственность за правонарушения в области строительства. Такая ответственность установлена Законом РФ от 17 декабря 1992 г. "Об административной ответственности предприятий, учреждений, организаций и объединений за правонарушения в области строительства".

В соответствии с п. 1 ст. 2 этого Закона предприятия, учреждения, организации и объединения независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности за нарушения обязательных требований нормативных актов в области строительства при выполнении проектных, строительно-монтажных работ, при производстве строительных материалов, конструкций и изделий, влекущие снижение параметров прочности производимых строительных материалов, конструкций и изделий, снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности зданий, строений, сооружений, их частей или отдельных конструктивных элементов, подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке. Размер штрафов за различные правонарушения определен в твердых суммах, которые несколько раз индексировались постановлениями Правительства РФ .

6. Изменение и прекращение договора строительного подряда

Изменение содержания договора может иметь место, например, при внесении заказчиком изменений в техническую документацию на объект строительства (она определяет по объекту строительства объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования), влекущих за собой дополнительные работы по стоимости, превышающей 10% указанной в смете общей стоимости работ. Внесение таких изменений в техническую документацию осуществляется на основе согласованной сторонами дополнительной сметы (п. 1, 2 ст. 744 ГК).

Прекращение (расторжение) договора строительного подряда может иметь место по различным основаниям. Ими могут быть консервация или полное прекращение строительства, систематическое нарушение подрядчиком сроков выполнения строительно-монтажных работ или их низкое качество, систематическое нарушение заказчиком обязательств, предусмотренных договором, признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом) и др. Кроме того, заказчик (инвестор) вправе в любое время прекратить или приостановить действие договора с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду.

Прекращение или приостановление капитального строительства (следовательно, и действия договора строительного подряда) возможно и по решению правомочного государственного органа в случаях стихийных бедствий и иных проявлений действия непреодолимой силы, введения чрезвычайного положения , если в процессе строительства выяснилось, что его продолжение приведет к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, экологических и других норм, охраняемых законом прав и интересов граждан, юридических лиц и государства .

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ

1. Проектирование и изыскания для капитального строительства

Проектирование для капитального строительства - процесс создания проекта объекта капитального строительства, является одной из стадий инвестиционного процесса в области капитального строительства.

Изыскания для капитального строительства - процесс подготовки (в ходе комплексного изучения природных условий района, площадки, участка, трассы проектируемого строительства, местных строительных материалов и источников водоснабжения) материалов, необходимых для разработки экономически целесообразных и технически обоснованных решений для проектирования и строительства объектов.

Техническая документация (или проект строительства) - комплекс документов, включающий технико-экономические обоснования, чертежи, пояснительные записки и другие материалы, определяющие объем и содержание работ по объекту строительства, а также другие предъявляемые к этим работам требования.

Проектно-сметная документация - это материалы, подготовленные в результате разработки технической документации и сметы на объект строительства. Строительство без наличия проектно-сметной документации не допускается.

Проектирование может осуществляться в одну или две стадии. При проектировании в одну стадию разрабатывается рабочий проект со сводным сметным расчетом стоимости строительства. При проектировании в две стадии разрабатывается сначала проект со сводным расчетом стоимости строительства (первая стадия), а затем - рабочая документация (вторая стадия), составляемая на основе проекта после его утверждения в установленном порядке. Проектирование в две стадии осуществляется при строительстве технически сложных объектов и при сложных природных условиях строительства.

Правовой формой опосредствования отношений по разработке соответствующей проектно-сметной документации является договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ.

Как и в договорных отношениях по строительному подряду, заключение договора на выполнение проектных и изыскательских работ, выбор партнера (контрагента), определение обязательств , любых других условий взаимоотношений, не противоречащих законодательству, является исключительной компетенцией сторон договора, а основным правовым документом, регулирующим производственно-хозяйственные и другие отношения сторон, наряду с действующим законодательством является заключенный ими договор (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

2. Элементы и содержание договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Сторонами договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ являются заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель). В качестве них могут выступать те же лица, что и по договору строительного подряда. Однако заказчиком может выступать и подрядчик по упомянутому договору в тех случаях, когда обязанность по разработке соответствующей технической документации лежит на нем, а у него нет возможности выполнить такую работу самостоятельно.

В отношениях по проектированию и изысканиям для капитального строительства, особенно в условиях наличия значительного количества проектных и изыскательских организаций, проектировщиков и изыскателей - индивидуальных предпринимателей важное значение приобретает защита заказчиков от изготовления некачественной проектно-сметной документации. Достижению этой цели служит институт лицензирования - выдача разрешений (лицензий) на выполнение специальных видов работ, требующих соответствующей аттестации исполнителя. Перечень таких видов работ и порядок выдачи лицензий определяется законодательством (п. 2 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности).

Для договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ, как и для договора строительного подряда, характерна система генерального подряда: договор на выполнение всего комплекса проектных и изыскательских работ заключается заказчиком с ведущей проектной организацией - генеральным подрядчиком, который для выполнения отдельных видов проектных и изыскательских работ, разделов и частей технической документации заключает субподрядные договоры со специализированными проектными и изыскательскими организациями. На выполнение отдельных видов работ, разделов или частей технической документации заказчик вправе с согласия подрядчика заключать прямые договоры.

Предметом договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ является результат работы подрядчика (проектировщика, изыскателя). Для проектных организаций - это изготовленная по заданию заказчика (генерального проектировщика) проектно-сметная документация (ее часть, раздел), необходимая для осуществления строительно-монтажных работ, а для изыскательских организаций - полученные по заданию заказчика (генерального проектировщика) материалы, необходимые для правильного и экономически целесообразного решения основных вопросов проектирования (изготовления проектно-сметной документации), строительства и эксплуатации предприятий, зданий и сооружений. Задание на проектирование, а также иные исходные данные, необходимые для составления технической документации, обычно разрабатываются заказчиком и передаются им подрядчику. Но задание на выполнение проектных работ может быть по поручению заказчика подготовлено и подрядчиком. В этом случае задание становится обязательным для сторон с момента его утверждения заказчиком. Отступить от требований, содержащихся в задании на проектирование и других исходных данных, подрядчик вправе только с согласия заказчика (ст. 759 ГК).

В договоре подряда на выполнение проектных и изыскательских работ указываются предмет договора (наименование проектной документации, требования к ее качеству и техническому уровню), состав и содержание проектно-сметной документации, срок действия договора, сроки разработки и этапы выдачи документации, цена, порядок сдачи и приемки документации, имущественная ответственность сторон за нарушение условий договора, другие существенные условия, обеспечивающие интересы сторон.

Как отмечалось выше, определение условий договора законом отнесено к компетенции сторон, но они не должны противоречить действующему законодательству. Так, в силу п. 1 ст. 6 Закона об инвестиционной деятельности стороны обязаны соблюдать нормы и стандарты, порядок установления которых определяется законодательством. Поэтому, например, определяя состав и содержание подлежащей разработке проектно-сметной документации, стороны обязаны руководствоваться требованиями санитарно-гигиенических, экологических и других норм, установленных законодательством, соблюдать единые правила оформления документации и т.д.

Цена на подлежащую разработке техническую документацию оговаривается при заключении договора. В ее установлении участвуют заказчик и подрядчик (проектировщик, изыскатель) независимо от того, на какой форме собственности основывается их деятельность. Превышение затрат по сравнению с обусловленной договором ценой, допущенное подрядчиком без согласования с заказчиком, компенсируется проектировщиком, изыскателем за счет собственных средств.

Условия договора сохраняют силу на весь срок действия договора. В случаях, когда после его заключения законодательством устанавливаются условия, ухудшающие положение сторон, договор может быть изменен (п. 2 ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности).

3. Заключение и исполнение договора на выполнение проектно-изыскательских работ

Работы по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ могут финансироваться за счет тех же средств, что и работы по договору строительного подряда. Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается по усмотрению сторон, их взаимному соглашению (ст. 7 Закона об инвестиционной деятельности). Какие-либо "плановые основания" или "плановые предпосылки", обязательные для обеих сторон, отсутствуют. Договор может заключаться на выполнение как всего комплекса работ, так и отдельных их этапов, частей, разделов. Порядок заключения договора на выполнение проектных и изыскательских работ не определен. При его заключении стороны руководствуются общими положениями о заключении договора.

Договор подряда на выполнение проектных и изыскательских работ заключается в письменной форме. Обязательная для сторон форма такого договора отсутствует. Стороны вправе составить договор по произвольно разработанной ими самими форме. При этом они могут использовать форму договора строительного подряда, приведенную в упомянутом выше Руководстве по составлению договора подряда на строительство в Российской Федерации (учитывая особенности договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ). Основная обязанность подрядчика (проектировщика, изыскателя) - выполнение предусмотренных договором работ в установленный им срок и в соответствии с заданием на проектирование и иными исходными данными, с соблюдением обязательных для него требований нормативно-технических документов по вопросам проектирования, в том числе строительных норм и правил, норм технологического проектирования, стандартов и технических условий на строительные материалы, детали и конструкции и др.

К обязанностям подрядчика относятся также:

  • согласование готовой технической документации с заказчиком, а при необходимости вместе с заказчиком согласование ее с компетентными государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • проведение защиты выполненной технической документации в утверждающей ее инстанции;
  • внесение по требованию утверждающей инстанции и в установленные ею сроки изменений в представленную на утверждение техническую документацию без дополнительной оплаты, если требования утверждающей инстанции не противоречат заданию на проектирование;
  • внесение без оплаты и в сроки по согласованию с заказчиком изменений в выполненную техническую документацию, связанных с исправлением допущенных в ней ошибок, и др.

Выполненную техническую документацию подрядчик вправе передавать третьим лицам только с согласия заказчика.

Основная обязанность заказчика - принять разработанную подрядчиком (проектировщиком, изыскателем) в соответствии с условиями договора техническую документацию и оплатить ее.

Заказчик также обязан, если иное не предусмотрено договором:

  • использовать техническую документацию только на цели, предусмотренные договором, не передавать ее третьим лицам и не разглашать содержащиеся в ней данные без согласия подрядчика;
  • оказывать подрядчику содействие в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных в договоре;
  • участвовать вместе с подрядчиком в согласовании готовой технической документации с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления ;
  • возместить подрядчику дополнительные расходы , вызванные изменением исходных данных для выполнения проектных и изыскательских работ вследствие обстоятельств, не зависящих от подрядчика;
  • привлечь подрядчика к участию в деле по иску, предъявленному к заказчику третьим лицом в связи с недостатками составленной технической документации или выполненных изыскательских работ.

4. Экспертиза и приемка технической документации

В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 20 июня 1993 г. "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации" проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации (в дальнейшем - проекты строительства) независимо от источников финансирования, форм собственности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, организациях государственной вневедомственной экспертизы в субъектах Российской Федерации , отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то органах.

Такая экспертиза осуществляется в соответствии с Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации, утвержденным Госстроем России 29 октября 1993 г. по поручению Совета Министров - Правительства РФ. Упомянутым выше постановлением Совета Министров - Правительства РФ установлено, что:

  • проекты строительства, осуществляемого за счет государственных капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России (в настоящее время - Государственный комитет Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу) или в порядке, устанавливаемом им совместно с заинтересованными федеральными министерствами и ведомствами;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, утверждаются их соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;
  • проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлекаемых средств инвесторов (включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).

Приемка технической документации оформляется актом. Обязательная для сторон форма такого акта законодательством не установлена, он составляется в произвольной форме, разрабатываемой самими сторонами. В акте обычно отмечается, соответствует ли техническая документация условиям договора, дается ее краткое описание, фиксируется эффективность технической документации и на основании чего она определена, указывается обусловленная договором цена, а также размер надбавки или скидки к цене в процентах с учетом выполнения условий договора. Исходя из обусловленной цены и выплаченного аванса, а также размера надбавки и скидки, в акте указывается сумма, подлежащая перечислению подрядчику (проектировщику, изыскателю). Окончательная оплата за полностью выполненную техническую документацию производится после ее приемки и подтверждения заказчиком соответствия проектных решений технико-экономическим показателям, установленным в задании на проектирование, при положительном заключении экспертизы.

5. Изменение, расторжение договора и имущественная ответственность за нарушение его условий

Изменение содержания договора подряда на выполнение проектных и изыскательских работ может иметь место при внесении заказчиком изменений в техническую документацию при условии, что вызываемые этим дополнительные работы по стоимости превышают десять процентов указанной в смете общей стоимости строительства. В этом случае составляется согласованная сторонами дополнительная смета.

Заказчик (инвестор) вправе в любое время расторгнуть договор с возмещением подрядчику причиненных этим убытков, включая упущенную выгоду (п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности).

Расторжение (прекращение) договора возможно также по инициативе любой из сторон в случае систематического нарушения контрагентом договорных обязательств с возмещением виновной стороной другой стороне убытков, возникших у нее в связи с расторжением договора. Основанием для расторжения договора является и признание заказчика в установленном порядке несостоятельным (банкротом).

В ГК содержатся указания об ответственности лишь подрядчика по данному договору. Он несет ответственность за ненадлежащее составление технической документации и выполнение изыскательских работ, включая недостатки, обнаруженные впоследствии в ходе строительства, а также в процессе эксплуатации объекта, созданного на основе технической документации или данных изыскательских работ. При обнаружении недостатков в технической документации или в изыскательских работах подрядчик по требованию заказчика обязан безвозмездно устранить эти недостатки, а также возместить заказчику причиненные убытки, если законом или договором не установлено иное (ст. 761 ГК).

Поскольку в Законе об инвестиционной деятельности, как и в других законодательных актах, специальных указаний об ответственности заказчика по договору подряда на выполнение проектных и изыскательских работ не содержится, заказчик за нарушение условий этого договора должен нести ответственность в полном объеме в соответствии с положениями ст. 15, 393 ГК. Как отмечалось выше, ответственность заказчика в полном объеме в случае одностороннего расторжения им договора предусмотрена п. 1 ст. 17 Закона об инвестиционной деятельности.

Государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд

1. Понятие государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд

По государственному контракту на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному заказчику, а государственный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату (п. 2 ст. 763 ГК).

В соответствии с государственным контрактом выполняются подрядные, строительные, проектные и изыскательские работы, необходимые для удовлетворения потребностей Российской Федерации или субъекта Российской Федерации . Финансируются эти работы за счет средств соответствующих бюджетов и внебюджетных источников.

Государственные контракты предназначены для:

  • реализации федеральных и межгосударственных целевых программ;
  • развития и создания производственного потенциала в соответствии с целями структурной политики Правительства РФ ;
  • развития общегосударственной сети транспорта, энергетики, связи и экологического мониторинга;
  • строительства отдельных наиболее крупных и важных объектов социальной и экологической сферы общегосударственного значения;
  • развития фундаментальных и прикладных научных исследований;
  • поддержания необходимого уровня обороноспособности и безопасности страны (п. 20 Порядка закупки и поставки продукции для федеральных государственных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26 июня 1995 г. N 594).

Основополагающие нормы о государственном контракте содержатся в § 5 гл. 37 ГК "Подрядные работы для государственных нужд". Предполагается принятие специального закона о подрядах для государственных нужд. Основными подзаконными нормативными актами , регулирующими отношения по выполнению подрядных работ для государственных нужд в настоящее время, являются:

Федеральный закон от 6 мая 1999 г. "О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд";

Основные положения порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд в Российской Федерации, утвержденные постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 14 августа 1993 г. N 812 (далее - Основные положения). Сторонами государственного контракта являются государственный заказчик и подрядчик. В качестве государственного заказчика выступает государственный орган , обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом такими ресурсами. В качестве подрядчика могут выступать юридические лица и граждане , занимающиеся предпринимательской деятельностью (ст. 764 ГК).

2. Основания и порядок заключения государственного контракта

В соответствии со ст. 765 ГК основания и порядок заключения государственного контракта на выполнение подрядных работ для государственных нужд определяется в соответствии с положениями ст. 527 и 528 ГК, устанавливающими основания и порядок заключения государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд. Государственный контракт заключается на основе заказа государственного заказчика на выполнение работ для государственных нужд, принятого подрядчиком (п. 1 ст. 527 ГК), причем заказы на закупку работ для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ (п. 1 упомянутого выше Указа Президента РФ от 8 апреля 1997 г.).

Порядок организации и проведения таких конкурсов определен упомянутым выше Федеральным законом о конкурсах на размещение заказов для государственных нужд, Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Государственного комитета Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства от 13 апреля 1993 г. N 660-р/18-7 и Основными положениями порядка организации и проведения подрядных торгов (конкурсов) на строительство объектов (выполнение строительно-монтажных и проектных работ) для государственных нужд, утвержденными Госстроем России 6 мая 1997 г. Поскольку государственный контракт на выполнение работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, заключение его с победителем конкурса обязательно (п. 4 ст. 527 ГК). Что касается победителя конкурса, то заключение государственного контракта является для него обязательным лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены подрядчику в связи с выполнением государственного контракта. Однако условие о возмещении таких убытков не применяется в отношении казенного предприятия (п. 2, 3 ст. 527 ГК). Порядок заключения государственного контракта следующий. Проект государственного контракта разрабатывается государственным заказчиком (по соглашению сторон такой проект может разработать и подрядчик). Подрядчик (или государственный заказчик), получивший проект государственного контракта, в случае отсутствия у него возражений по условиям государственного контракта не позднее тридцатидневного срока подписывает его и возвращает один экземпляр государственного контракта другой стороне.

При наличии у стороны, получившей проект государственного контракта, возражений по его условиям она в тридцатидневный срок составляет протокол разногласий и направляет его вместе с подписанным государственным контрактом другой стороне или уведомляет ее об отказе от заключения государственного контракта.

Сторона, получившая государственный контракт с протоколом разногласий, должна в течение тридцати дней рассмотреть разногласия, принять меры по их согласованию с другой стороной и известить другую сторону о принятии государственного контракта в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий или истечении указанного срока неурегулированные разногласия по государственному контракту, заключение которого является обязательным для одной из сторон, могут быть переданы другой стороной не позднее тридцати дней на рассмотрение арбитражного суда . Если сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о понуждении этой стороной заключить государственный контракт.

Поскольку государственный контракт на выполнение подрядных работ для государственных нужд заключается на конкурсной основе, он в соответствии с п. 4 ст. 528 ГК должен быть заключен не позднее двадцати дней со дня проведения конкурса.

Обязательными (существенными) условиями государственного контракта являются условия:

  • об объеме и о стоимости подлежащей к выполнению работы;
  • о сроках ее начала и окончания;
  • о размере и порядке финансирования и оплаты работ;
  • о способах обеспечения исполнения обязательств (п. 1 ст. 766 ГК).

Поскольку государственный контракт заключается на конкурсной основе, эти условия, в силу п. 2 ст. 766 ГК, должны быть отражены в условиях конкурса.

В случае уменьшения государственными органами средств соответствующего бюджета, выделенных для финансирования подрядных работ, стороны согласовывают новые сроки, а при необходимости и другие условия выполнения работ. При этом подрядчик вправе требовать от государственного заказчика возмещения убытков, причиненных изменением сроков (п. 1 ст. 767 ГК).

При необеспечении установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов бюджетное финансирование и льготное государственное кредитование их строительства приостанавливаются органом, выделившим эти средства. Решение о завершении строительства принимается в установленном порядке по предложению государственного заказчика, согласованному с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и другими заинтересованными министерствами и ведомствами (п. 8 Основных положений).

Порядок оплаты выполненных работ определен п. 5 Основных положений.

Государственный заказчик выделяет подрядчику аванс, обеспечивает своевременное и непрерывное финансирование строительства. Размер, сроки перечисления аванса, порядок его погашения, а также условия промежуточных расчетов за выполненные работы в пределах 95 процентов их стоимости устанавливаются при заключении государственного контракта. При невыполнении по вине подрядчика объемов работ, предусмотренных графиком их производства, сумма предъявленного промежуточного платежа за фактически выполненные работы уменьшается на стоимость недовыполненных работ или платежи задерживаются до устранения допущенного отставания.

Окончательный расчет производится в месячный срок после принятия объекта в эксплуатацию в целом или его очереди, пусковых комплексов, а также отдельных зданий и сооружений, если иной срок расчетов не предусмотрен в государственном контракте.

В случае задержки установленных государственным контрактом сроков перечислений аванса, оплаты выполненных работ и окончательных расчетов государственный заказчик возмещает подрядчику причиненные в результате этого убытки, включая затраты по уплате процентной ставки за кредит .

Государственный заказчик несет ответственность за своевременную передачу оборудования для монтажа, если это обязательство по государственному контракту возложено на него. Размер санкций за несвоевременную передачу оборудования для монтажа устанавливается при заключении договора (п. 7 Основных положений). Подрядчик в случае нарушения по его вине установленных государственным контрактом сроков ввода в действие предприятий, зданий, сооружений, пусковых комплексов и очередей, а также отдельных объектов уплачивает штраф в размере одной тысячной части стоимости работ, предусмотренных государственным контрактом, за каждый день просрочки до фактического завершения строительства (п. 9 Основных положений).

В любой момент обычной хозяйственной деятельности организация может столкнуться со строительной сферой. В этой области организация может выступать, как правило, в качестве заказчика строительства, подрядчика (генподрядчика, субподрядчика). С подрядной деятельностью также тесно связаны поставки для строительных нужд. Строительный подряд изначально подразумевает оборот больших финансовых ресурсов, что требует особого внимания к содержанию, составлению и оформлению всех документов. Поэтому предлагаем более подробно остановиться на одном из основных документов в строительной сфере - договоре строительного подряда.

Правовые требования к договору строительного подряда содержатся в параграфе 3 главы 37 второй части Гражданского кодекса. Эти нормы изложены в кодексе в самом общем виде, поэтому на практике договоры строительного подряда зачастую становятся предметом судебного разбирательства, причем не только по поводу содержания договора, но и вплоть до его изначальной действительности. Во всем массиве судебной практики «строительные» споры занимают одно из первых мест по количеству.

Понятие и сфера охвата

Определение договора строительного подряда приведено в пункте 1 статьи 740 Гражданского кодекса: по нему подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять их результат и уплатить обусловленную цену.
Договор строительного подряда заключается:
- на строительство предприятия, здания, жилого дома, сооружения, иного объекта;
- на реконструкцию (обновление, перестройку и т. п.) предприятия, здания, жилого дома, сооружения, иного объекта;
- на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ;
- на выполнение работ по капитальному ремонту зданий и сооружений (в договоре можно оговорить, что на такие работы нормы о строительном подряде не распространяются).

Городская администрация издала распоряжение о проведении реконструкции ветхого строения с последующей передачей здания в аренду фирме для размещения в нем банка. Согласно распоряжению, производитель работ (подрядчик) - фирма «Стелла» (при условии заключения договора строительного подряда, проект которого должен быть представлен в месячный срок). Однако прошел год, а проект договора так и не был представлен. В связи с этим администрация отменила распоряжение и приняла решение разместить в здании магазин и передать его другому подрядчику.
Судебный спор возник в связи с тем, что фирма «Стелла» начала реконструкцию здания только на основании административного акта (распоряжения) и соответственно потребовала оплаты работ. Администрация отказалась принять и оплатить работы, так как новое назначение здания (под магазин) требует строительных работ иного характера.
Арбитры отказали требованиям фирмы-подрядчика и указали, что основанием для возникновения правоотношения по строительному подряду является договор (ст. 740 ГК РФ), который в данном случае не заключался. Работы, выполненные без договора на основании административного акта и не принятые заказчиком, оплате не подлежат (из информационного письма Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Следует особо подчеркнуть: при составлении и заключении договора строительного подряда в любом случае необходимо (а иначе и невозможно) руководствоваться, помимо специальных норм, общими положениями о подряде (§ 1 главы 37 ГК РФ), а иногда и правилами бытового подряда (§ 2 главы 37 ГК РФ) в силу прямого указания пункта 3 статьи 740 кодекса. В последнем случае в качестве заказчика строительства должен выступать гражданин (физическое лицо), а строительные работы направлены на удовлетворение его бытовых или других личных потребностей (например, ремонт жилой комнаты, строительство дачи), то есть в дальнейшем в коммерческих (деловых) целях он не будет использовать результат подрядных работ.

Таким образом, сторонами договора строительного подряда выступают по общему правилу заказчик и подрядчик. Также в договоре может фигурировать инженерная организация, с которой заказчик вправе (без согласия подрядчика) заключить договор по оказанию услуг контроля и надзора с целью принятия компетентных решений от имени заказчика во взаимоотношениях с подрядчиком (ст. 749 ГК РФ).

Правило распределения риска

Когда строительство объекта или строительные работы окончены, крайне важен момент, с которого предмет договора перейдет к заказчику строительства. Соответственно с ним переходит и риск финансовых потерь, если с имуществом что-то случится. В связи с этим в пункте 1 статьи 741 Гражданского кодекса закреплено правило распределения риска между заказчиком и подрядчиком (сторонами договора): риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства (предмета договора строительного подряда) до его приемки заказчиком несет подрядчик. Обратите внимание: речь идет именно о случайном стечении обстоятельств (а не об умышленных действиях (бездействии)), которое привело к полному физическому уничтожению или повреждению строительного объекта или результата выполненных работ. В последнем случае все расходы несет виновная сторона, а нормы о риске случайной гибели не применяются.
Стороны в договоре вправе предусмотреть случаи, когда в течение указанного в договоре срока после принятия заказчиком объекта строительства подрядчик обязан обеспечить его эксплуатацию (п. 2 ст. 740 ГК РФ).
В пункте 2 статьи 741 Гражданского кодекса отдельно оговорена ситуация, когда объект строительства погиб или поврежден до его приемки заказчиком:
- из-за недоброкачественности предоставленного заказчиком материала (деталей, конструкций) или оборудования;
- из-за исполнения ошибочных указаний заказчика.
В обоих случаях подрядчик вправе требовать оплаты всей стоимости работ по смете, но при условии, что он немедленно предупредил заказчика (п. 1 ст. 716 ГК РФ):
- о непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
- о возможных неблагоприятных для заказчика последствиях выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- об иных не зависящих от подрядчика обстоятельствах, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Закон не обязывает заказчика или подрядчика страховать риск случайной гибели или случайного повреждения объекта строительства, материала, оборудования и другого имущества, используемых при строительстве, либо ответственность за причинение при осуществлении строительства вреда другим лицам. Однако договор строительного подряда может содержать такое положение, если это в интересах сторон (ст. 742 ГК РФ).
Сторона, которая обязана по договору застраховать свои риски, должна предоставить другой стороне доказательства этого - заключенный на условиях договора строительного подряда договор страхования (с данными о страховщике, размере страховой суммы и застрахованных рисках).

Строительная документация

По общему правилу цену строительных работ определяет смета, а их объем, содержание и другие требования - техническая документация (п. 1 ст. 743 ГК РФ). Помимо названного в зависимости от вида строительных работ стороны договора должны руководствоваться строительными нормами и правилами (СНиПы). Если в договоре не указано иное, предполагается, что подрядчик обязан выполнить все работы, указанные в технической документации и в смете.
В договоре строительного подряда должны быть определены:
а) состав технической документации;
б) содержание технической документации;
в) какая из сторон и в какой срок должна предоставить соответствующую документацию.
Важный вывод о соотношении договора строительного подряда и строительной документации сделали арбитры в постановлении ФАС Поволжского округа от 29 апреля 2010 г. по делу № А12-13650/2009. Они указали следующее: отсутствие утвержденной в установленном порядке технической документации не является безусловным основанием для признания договора незаключенным. Из содержания статей 709, 740 и 743 Гражданского кодекса не следует, что смета является существенным условием договора подряда, отсутствие которого в договоре влечет его незаключенность. То же касается и технической документации. Так, техническая документация на постройку (или соглашение о ее предоставлении) может отсутствовать, но ознакомление потенциального заказчика с реальным типовым образцом постройки признается фактическим установлением предмета договора строительного подряда.


От технической документации напрямую зависят затраты на строительство. Поэтому изменения в нее вносятся по особым правилам, которые оговорены в статье 744 Гражданского кодекса.
Заказчик вправе вносить изменения в техническую документацию, если стоимость дополнительных работ не превышает 10 процентов общей стоимости строительства по смете и не меняет характер работ по договору. При этом изменения в большем объеме допустимы только в случае согласования сторонами дополнительной сметы.

Возможна ситуация, когда подрядчик несет расходы в связи с установлением и устранением дефектов в технической документации (например, недоброкачественные проектные документы). При этом понесенные расходы должны быть разумными, то есть соответствовать характеру дефектов, уровню цены работ на их устранение в данной местности, срочности устранения дефектов и т. п. Чтобы определить их размер, суд может назначить экспертизу. Такой вывод можно сделать, к примеру, из постановления ФАС Поволжского округа от 23 апреля 2010 г. по делу № А57-11178/2009.

Обеспечение строительства

Согласно статье 745 Гражданского кодекса, материалы, детали, конструкции, оборудование для ведения строительных работ предоставляет подрядчик. Но договором строительного подряда эта обязанность может быть возложена на заказчика, причем целиком или в определенной части. В итоге сторона, которая обеспечивает строительство, отвечает за возможность использования материалов в строительстве и, как следствие, за качество работ (если не докажет иное).
Закон предоставляет подрядчику право отказаться от исполнения договора строительного подряда и требовать с заказчика оплаты выполненной части работ по договору (п. 3 ст. 745 ГК РФ). Такое право возникает при наличии одновременно двух условий:
1) невозможно использовать материалы или оборудование заказчика без ухудшения качества выполняемых работ;
2) заказчик отказался заменить материалы, оборудование.

Оплата работ

Размер оплаты выполненных работ определяется по смете. Сроки и порядок оплаты могут быть установлены законом или договором строительного подряда. Если не установлены, то применяются правила статьи 711 Гражданского кодекса. Согласно ей, если договором не предусмотрена предварительная оплата выполненной работы (ее отдельных этапов), заказчик оплачивает обусловленную цену после окончательной сдачи результатов работы (при условии, что она выполнена надлежащим образом и в согласованный срок либо с согласия заказчика досрочно). Между тем пункт 2 статьи 746 Гражданского кодекса позволяет изначально в договоре строительного подряда предусмотреть оплату работ единовременно и в полном объеме после приемки объекта заказчиком.
Подрядчик вправе требовать выплаты ему аванса либо задатка. Их размер и основание для выплаты должны быть прямо предусмотрены законом или договором подряда.

Дополнительные обязанности заказчика

Масштабные строительные работы требуют соответствующей территории и ресурсов. Поэтому закон обязывает заказчика (ст. 747 ГК РФ):
- своевременно предоставить для строительства земельный участок. Его площадь и состояние должны соответствовать условиям договора строительного подряда. Если такие условия не прописаны, характеристики участка должны обеспечивать своевременное начало работ, их нормальное ведение и завершение в срок;
- в случаях и в порядке, предусмотренных договором строительного подряда, передавать подрядчику в пользование необходимые для работ здания и сооружения, обеспечивать транспортировку грузов в его адрес, временную подводку сетей энергоснабжения, водо- и паропровода и оказывать другие услуги.
В договоре строительного подряда обязательно указывается порядок оплаты предоставленных заказчиком услуг.

Контроль и надзор

Подрядчик в ходе строительства обязан исполнять указания заказчика, если они не противоречат условиям договора строительного подряда и не вторгаются в оперативно-хозяйственную деятельность подрядчика. Таким образом, заказчик не имеет права вмешиваться во внутренние дела подрядчика. Между тем он вправе контролировать (п. 1 ст. 748 ГК РФ):
- ход и качество выполняемых работ;
- соблюдение сроков работ (графика);
- качество предоставленных подрядчиком материалов;
- правильность использования подрядчиком материалов заказчика.
Обратите внимание: статья 53 Градостроительного кодекса обязывает застройщика, заказчика, иное специально уполномоченное лицо проводить строительный контроль в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
При обнаружении отступления от условий договора строительного подряда, которое может ухудшить качество или повлечь иные недостатки, заказчик обязан немедленно заявить об этом подрядчику. Если этого не будет сделано, то в дальнейшем ссылки заказчика на обнаруженные им недостатки не будут иметь правового значения. Суд не примет во внимание такие сведения.

Сдача-приемка работ

Один из самых ответственных этапов исполнения договора строительного подряда - сдача и приемка работ. При получении от подрядчика сигнала о готовности к сдаче результата работ (этапа работ) заказчик обязан немедленно приступить к его приемке (п. 1 ст. 753 ГК РФ). По общему правилу заказчик организует и осуществляет приемку за свой счет, хотя в договоре можно предусмотреть иное. В предусмотренных законом случаях в приемке результата работ участвуют представители государственных органов и органов местного самоуправления.
В пункте 3 статьи 753 Гражданского кодекса установлено: если заказчик предварительно примет результат отдельного этапа работ, то несет риск последствий гибели или повреждения результата всех работ, которые произошли не по вине подрядчика.
Сдача и приемка результата работ оформляются актами, которые подписывают обе стороны. При отказе от подписания делается соответствующая отметка. Такие акты подтверждают только факт выполнения подрядчиком работ, а не согласие заказчика на их оплату (в том числе дополнительных работ, которые фактически имели место и отражены в акте, но отсутствуют в технической документации). Даже если заказчик без колебаний подписал акт приемки работ, в дальнейшем это не мешает ему возражать в суде по поводу объема, стоимости и качества строительных работ.


Если строительные работы так или иначе связаны с функционированием определенных механизмов, то приемке результата работ должны предшествовать предварительные испытания. В этом случае приемка возможна только при их положительном результате. Но в любом случае заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые невозможно устранить и исключают использование результата работ для указанной в договоре цели.
Гражданский кодекс не поясняет, сколько раз могут проводиться предварительные испытания в случае получения отрицательного результата. В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда» изложена следующая позиция: если первоначальные предварительные испытания дали отрицательный результат, необходимо провести такие испытания повторно.
Имейте в виду: если суд признает договор строительного подряда ничтожной сделкой, в силу самой природы подряда вернуть выполненные работы и использованные при их исполнении материалы невозможно (ст. 167 ГК РФ). Но если заказчик подписал акт приемки работ, это свидетельствует о потребительской ценности для него таких работ и желании ими воспользоваться. Следовательно, понесенные подрядчиком затраты подлежат компенсации (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 января 2000 г. № 51 «Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда»).

Ответственность и гарантии качества

Подрядчик отвечает перед заказчиком (ст. 754 ГК РФ):
- за допущенные отступления от технической документации и обязательных для сторон СНиПов;
- за недостижение указанных в технической документации показателей объекта строительства (например, производственная мощность предприятия);
- за снижение или потерю прочности, устойчивости, надежности здания, сооружения или его части при реконструкции (обновлении, перестройке, реставрации и т. п.).
Имейте в виду: согласно пункту 2 статьи 754 Гражданского кодекса, подрядчик не несет ответственность за допущенные им без согласия заказчика мелкие отступления от технической документации, если они не повлияли на качество объекта строительства.
Если иное не предусмотрено договором строительного подряда, подрядчик гарантирует достижение указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. При этом стороны могут соглашением между собой увеличить установленный законом гарантийный срок.
В отличие от других видов подряда, для строительного подряда Гражданский кодекс (ст. 756) устанавливает повышенный гарантийный срок. Так, предельный срок обнаружения строительных недостатков составляет пять лет.


Подрядчик отвечает за недостатки (дефекты), обнаруженные во время гарантийного срока, за исключением следующих случаев:
а) докажет, что их причина - нормальный износ объекта или его частей;
б) докажет неправильную эксплуатацию объекта или неправильность инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами;
в) докажет ненадлежащий ремонт объекта, произведенный самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами.
Согласно положениям статьи 757 Гражданского кодекса, в договоре строительного подряда можно предусмотреть обязанность подрядчика устранять недостатки по требованию и за счет заказчика (за которые подрядчик не несет ответственности). Подрядчик вправе дать отказ в двух случаях:
а) устранение недостатков не связано непосредственно с предметом договора;
б) подрядчик не может устранить недостатки по не зависящим от него причинам.

Особенность договора строительного подряда в том, что, помимо чисто юридической составляющей, он привязан к технологии и особенностям выполнения конкретных строительных работ. Поэтому особо внимательно следует формулировать существенные условия договора, гарантирующие его действительность и заключенность.

В. Бельковец,
редактор-эксперт по правовым вопросам

Материал предоставлен редакцией журнала
Статьи по теме