Что такое объекты коммунального хозяйства. Жилищно-коммунальный комплекс: управление и развитие

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера деятельности, направленная на обслуживание городских многоквартирных домов.

Функционирование ЖКХ - это обеспечение сохранности и эффективного использование жилищного фонда, бесперебойного обеспечения жилищно-коммунальными услугами, необходимыми для жизнедеятельности человека.

Жилищно-коммунальное хозяйство включает:

  • 1. жилой и нежилой фонд, строительные и ремонтные организации
  • 2. объекты бытового обслуживания (бани, гостиницы, транспорт и др.)
  • 3. инженерную инфраструктуру и ресурсоснабжение (водоснабжение и водоотведение, теплоснабжение и др.)
  • 4. санитарно-технические предприятия (бытовые отходы, уборка города)
  • 5. энергетические предприятия (электричество, газ, тепло)
  • 6. инфраструктура внешнего благоустройства (дороги, мосты, переходы, озеленение и пр.)

Структура жилищно-коммунального хозяйства выглядит следующим образом (см. рисунок 2):

Рисунок 2 - Обобщенная структурная схема ЖКХ

Коммунальное хозяйство представляет собой совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства. Во многих городах и поселках предприятия коммунального хозяйства обслуживают также и промышленные предприятия, снабжая их водой, электроэнергией, газом. Однако в зависимости от местных условий, промышленные предприятия имеют и собственные водопроводы, канализацию, и другие сооружения коммунального назначения .

Степень развития и объем деятельности коммунального хозяйства непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, бытовые условия его жизни, санитарно-гигиенические условия и чистоту водного и воздушного бассейнов, а также на уровень производительности труда.

Коммунальное хозяйство включает:

  • 1. Санитарно-технические предприятия - водопроводы, канализации, предприятия по уборке территорий населённых мест и санитарной очистки домовладений, прачечные, бани, купально-плавательные сооружения.
  • 2. Транспортные предприятия - городской общественный пассажирский транспорт (метрополитен, трамвай, троллейбус, фуникулёры, канатные дороги, автобусы, такси), водный транспорт местного назначения.
  • 3. Энергетические предприятия - электрические, газовые и теплофикационные распределительные сети, отопительные котельные, ТЭЦ и электростанции, газовые заводы, обслуживающие населённые пункты.

К сооружениям внешнего благоустройства населённых мест, которые входят в состав коммунального хозяйства относятся дороги и тротуары, мосты и путепроводы, подземные и наземные транспортные, пешеходные переходы и эстакады, сооружения и сети ливневой (водосточной) канализации, набережные, различные гидротехнические сооружения, предназначенные для предотвращения оползней и затопления территорий, их осушения, берегоукрепления, зелёные насаждения общего пользования, уличное освещение и др.

Основу жилищной сферы города составляет жилищный фонд: жилые дома, специализированные дома (общежития, маневренный фонд, дома-интернаты для ветеранов и т.д.), жилые служебные помещения в других строениях, пригодные для проживания .

Жилищный фонд подразделяется на следующие виды:

  • 1. частный - фонд, находящийся в собственности граждан или юридических лиц: индивидуальные жилые дома, приватизированные, построенные и приобретенные квартиры и дома;
  • 2. государственный - фонд, являющийся собственностью государства или субъектов РФ, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении государственных предприятий или оперативном управлении государственных учреждений, относящихся к соответствующему виду собственности;
  • 3. муниципальный - фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, состоящий в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений;
  • 4. общественный - фонд, являющийся собственностью общественных объединений;
  • 5. коллективный - фонд, находящийся в общей совместной или общей долевой собственности различных субъектов частной, государственной, муниципальной собственности, собственности общественных объединений.

Объекты коммунального назначения ЖКХ:

1. Водопровод

Это система непрерывного водоснабжения потребителей для удовлетворения их нужд. Водопровод может удовлетворять нужды: питьевые, хозяйственные, производственные, противопожарные, ирригационные (Орошение).

2. Канализация

Это составная часть системы водоснабжения и водоотведения, предназначенная для удаления твердых и жидких продуктов жизнедеятельности человека, хозяйственно-бытовых и дождевых сточных вод, с целью их очистки от загрязнений, и дальнейшей эксплуатации, либо возвращению в водоем. Необходимый элемент современного городского хозяйства .

3. Капитальный ремонт помещений

Он подразумевает значительные работы по улучшению состояния зданий и сооружений. Нередко капитальный ремонт сродни реконструкции некоторых частей здания или же всего здания.

4. Текущий ремонт зданий

Имеет своей целью незначительные изменения.

5. Теплоснабжение

Слежение за изоляцией горячей воды в батареях, обеспечение котельных и ТЭЦ, а также система завоза топлива к ним.

  • 6. Уборка и утилизация мусора
  • 7. Электроснабжение

Субъектами деятельности ЖКХ являются муниципальные, государственные и частные предприятия и организации.

Сеть электроснабжения - комплекс инженерных сооружений, оборудования и аппаратуры, предназначенный для передачи электрической энергии от источников к потребителям.

ЖКХ имеет большое экономическое и социальное значение, так как затрагивает важные жизненные интересы всех граждан, вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения .

В настоящее время жилищно-коммунальный комплекс характеризуется кризисным состоянием. Оно обусловлено многими факторами, такими как: финансовым положением, высокой затратностью, высокой степенью износа, большими потерями энергии, воды и другими ресурсами. Износ коммунальной инфраструктуры составляет более 40%, около четверти основных фондов полностью отслужили свой срок (см. рисунок 3). Объем ветхого и аварийного жилищного фонда составляет около 50 млн. кв. метров. Объем жилищного строительства за последний период составляет 30-32 млн. кв. метров, или 41-44% от объема, достигнутого в 1990 г.

На решение этих проблем направлена программа «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. .

Деятельность ОМС в жилищно-коммунальной сфере направлена на осуществление в рамках своих полномочий социальных прав граждан и создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека .

Рисунок 3 - Техническое состояние жилья в 2007 г. (в %)

В соответствии с Законом РФ от 24 декабря 1992 г. «Об основах федеральной жилищной политики» задачами ОМС В жилищной сфере являются:

  • 1. обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан
  • 2. осуществление строительства и реконструкции муниципального жилищного фонда
  • 3. создание условий для привлечения внебюджетных источников финансирования (средств населения, предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений, отечественных и иностранных предпринимателей, кредитов банков и других источников)
  • 4. обеспечение защиты прав предпринимателей и собственников в жилищной сфере
  • 5. развитие конкуренции в строительстве, содержании и ремонте жилищного фонда, производстве строительных материалов, изделий и предметов домоустройства.

ОМС во взаимодействии с государственными органами власти обеспечивают:

  • 1. порядок учета жилищного фонда, распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договорам найма, аренды, а также их продажи гражданам в муниципальном и общественном жилищный фондах;
  • 2. доступность для населения условий найма жилых помещений в пределах социальной нормы площади жилья;
  • 3. содержание и развитие объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктуры, обслуживающих жилищную сферу;
  • 4. возможность получения налоговых и финансово кредитных льгот предприятиям, учреждениями, осуществляющими строительство, содержание, ремонт жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства;
  • 5. поддержку банкам, предоставляющим льготные кредиты для жилищного строительства;
  • 6. правовое регулирование деятельности субъектов жилищной сферы (нанимателей, арендаторов, собственников, застройщиков, агентов по торговле и аренде, страховых компаний) ;
  • 7. контроль за исполнением законодательства в жилищной сфере;

Недвижимость в жилищной сфере, включая жилищный фонд, может находиться в частной (граждан, юридических лиц), государственной, муниципальной собственности, в собственности общественных объединений, а так же коллективной собственности и переходить из одной формы собственности в другую в порядке, установленном законодательством.

Муниципальный жилищный фонд - это фонд, находящийся в собственности муниципальных образований, а также ведомственный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении муниципальных предприятий или оперативном управлении муниципальных учреждений.

ОМС вправе предоставлять гражданам льготы по оплате жилья и коммунальных услуг по договору найма при площади жилья, превышающий социальную норму.

ОМС, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилье, принадлежащее им на праве собственности, с целью более рационального его перераспределения.

ОМС в коммунальной сфере руководствуются правилами предоставления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1994 г.

Так же можно выделить полномочия ОМС по следующим отраслям:

  • 1. В отрасли водоснабжения и водоотведения:
    • - Утверждения с учётом требования законодательства градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, других градостроительной документации.
    • - Утверждение местных программ в сфере питьевой воды и участие в разработке, соответствующих государственных программ.
    • - Дача соглашения на размещение на соответствующей территории новых или реконструкцию действующих объектов, деятельность которых может причинить вред источникам питьевого водоснабжения.

Органы местного самоуправления в обязательном порядке должны дать разрешение на размещение объекта .

  • - Принятие решений о проведении государственной экологической и санитарно эпидемиологической экспертизы объектов хозяйственной деятельности, которые могут действовать на источники питьевого водоснабжения.
  • - Контроль за качеством питьевой воды, использованием и охраной питьевого водоснабжения.
  • - Составление протоколов о наложении штрафов и др. санкций к предприятиям питьевого водоснабжения в случае нарушения законодательства.
  • - Информирование населения о качестве воды, порядка расчёта тарифа на услуги водоснабжения и водоотведения. Тарифы утверждают органы местного самоуправления.
  • - Определения уровня и качества услуг питьевого водоснабжения, установление тарифов на эти услуги.
  • - Ограничения и запрещение деятельности предприятий питьевого водоснабжения.
  • - Установления правил пользования водозаборными сооружениями.
  • - Установление зон санитарной охраны, источников и объектов центрального питьевого водоснабжения.
  • - Ограничения или запрет на использование предприятиями питьевой воды для промышленных нужд.
  • - Решение других вопросов.
  • 2. В отрасли санитарной очистки территорий
  • - Выполнение требований законодательства об отходах.
  • - Разработка и утверждение схем санитарной отчистки населенных пунктов.
  • -Организация сбора и удаления бытовых отходов, создание полигонов для их захоронения, организация раздельного сбора полезных компонентов.
  • - Утверждение местных и региональных программ обращения с отходами и контроль за их выполнением.
  • - Решения вопросов размещения на своей территории объектов обращения с отходами.
  • - Координация деятельности субъектов в предпринимательской деятельности, которые находятся на их территории.
  • - Определение размеров платежей за размещением отходов.
  • - Ведение контроля за рациональным использованием и безопасным обращением с отходами на всей территории.
  • - Ликвидация несанкционированных и контролируемых свалок .

Органы местного самоуправления принимают решение про:

  • 1. Отвод земельных участков для размещения отходов;
  • 2. Строительство объектов обращения отходов.
  • 3. В отрасли теплоснабжения
  • - регулирование деятельности субъектов отношений в сфере теплоснабжения в пределах, отнесённых к ведению соответствующих советов;
  • - утверждение местных программ развития в сфере теплоснабжения, участие в разработке и внедрении государственных и региональных программ в этой сфере;
  • - утверждение проектов градостроительных программ, генеральных планов застройки населённых пунктов, схем теплоснабжения и градостроительной документации;
  • - осуществления контроля за обеспечением потребителей тепловой энергии в соответствии с нормативными требованиями;
  • - согласование и размещение в пределах соответствующей административно-территориальной единицы новых или реконструкцию действующих объектов теплоснабжения и содействию развития систем теплоснабжения на соответствующей территории;
  • - установление для соответствующей территориальной громады в порядке и пределах, определённых законодательством, тарифов на тепловую энергию, которая подается предприятиями и организациями коммунальной собственности .

Государственный надзор в сфере теплоснабжения осуществляют государственные инспекции и другие органы в порядке, установленном законом .

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

# ##### ##### ####### #
# # # # # # # ##
# # # # # # # #
# # ##### ##### ###### #
####### # # # # #
# # # # # # # #
# ##### ##### ##### #####

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Жилищно-коммунальное хозяйство - сфера социально-экономической структуры общества, обеспечивающая функционирование инженерной инфраструктуры различных зданий в населённых пунктах. Объекты и муниципальные субъекты сферы ЖКХ, задачи Минжилкомхоза РБ.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Состояние и концепция реформирования жилищно-коммунального хозяйства России. Анализ деятельности жилищно-коммунального хозяйства Иркутской области. Оценка маркетинговых исследований по вопросам жилищно-коммунального хозяйства в Свердловском округе.

    дипломная работа , добавлен 06.07.2010

    Коммунальная энергетика, городской транспорт, бытовое обслуживание как подотрасли жилищно-коммунального хозяйства. Задачи Министерства Республики Беларусь. Сущность регулирующей, контрольной и законодательной функции. Объекты и субъекты хозяйства.

    презентация , добавлен 21.02.2014

    Понятие и структура жилищно-коммунального хозяйства, его элементы и внутренние связи. Полномочия ОМС в различных отраслях ЖКХ. Система управления жилищно-коммунального хозяйства Москвы, его основные проблемы, необходимость и направления реформирования.

    дипломная работа , добавлен 03.11.2010

    Теоретические вопросы управления жилищно-коммунальной сферой на территории РФ. Роль и возможности концепции новой структуры жилищно-коммунального хозяйства. Современная ситуация в реформе жилищно-коммунального комплекса, ее социальные последствия.

    курсовая работа , добавлен 09.10.2010

    Роль и значение жилищного и коммунального комплексов в экономической системе. Жилищные и коммунальные услуги и их характеристики. Особенности экономических отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве. Основы регулирования тарифов коммунального комплекса.

    презентация , добавлен 12.04.2014

    Состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Анализ и оценка ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности СМУП " Жилищно-эксплутационного участка №15".

    курсовая работа , добавлен 12.03.2010

    дипломная работа , добавлен 24.05.2010

Система ЖКХ представляет собой одну из ключевых экономических отраслей в стране. Она охватывает крупный производственно-технический комплекс. На его услуги и продукцию спрос всегда высок. Рассмотрим далее подробно особенности ЖКХ. Расшифровка аббревиатуры также будет указана в статье.

Общие сведения

Система ЖКХ включает в себя общественные, жилые сооружения, транспортные, эксплуатационные и иные объекты. Все они формируют сложный социально-экономический комплекс. От результативности его деятельности зависит состояние инфраструктурных объектов и непосредственно среды обитания граждан. ЖКХ - что такое ? Это в первую очередь самостоятельная экономическая сфера. Ее ключевой задачей выступает удовлетворение потребностей граждан и организаций в услугах, посредством которых обеспечиваются нормальные условия работы и жизни.

Проблемы

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - сфера, в которой решается множество актуальных вопросов. Многие из них обостряются с наступлением холодов. В каких направлениях работает ЖКХ? Расшифровка этой аббревиатуры говорит сама за себя. Ключевыми направлениями данной сферы является обеспечение основными ресурсами населения и организации - электроэнергией, водой, теплом. В некоторых регионах ситуация достаточно сложная. Наиболее остро проблемы обеспечения стоят в Корякском АО, Магаданской обл., на Камчатке, в Приморье. В некоторые регионы завезено только 60 % топлива. Старение фондов - еще одна актуальная проблема в ЖКХ. Что такое физический износ знают в каждом регионе. Все эти проблемы требуют незамедлительного решения.

Жилищно-коммунальное хозяйство города Москвы

Несмотря на то что столичный регион считается самым благополучным в стране, и здесь есть свои Ключевые вопросы касаются финансирования ЖКХ. Что такое нехватка денег для отрасли? Это в первую очередь недостаток в эксплуатационной технике, спецодежде для работников, низкие зарплаты. За небольшую оплату труда никто не хочет работать. Соответственно, в отрасли заняты преимущественно неквалифицированные сотрудники. Как отмечают чиновники, постоянный дефицит на данный момент порядка 700 млн руб. Средствами, которые граждане перечисляют в виде квартплаты, можно покрыть только стоимость услуг ЖКХ . При этом в данную сумму не включаются расходы на содержание и обслуживание инженерно-коммуникационных сетей. Именно поэтому отрасль работает только в аварийном режиме. Денег на профилактические мероприятия просто нет.

Финансовые проблемы ЖКХ

Что такое задолженность для рассматриваемого сектора? Она представляет собой источник цепочки неплатежей, которые присутствуют практически во всех отраслях. В качестве ключевых причин, обуславливающих тяжелое положение с задолженностью, выступают:

Последствия

Органы территориальной власти далеко не всегда способны выполнять взятые на себя обязательства. Это привело к повсеместному распространению административного принуждения исполнителей и подрядчиков в нарушение действующего законодательства. Существенно снизился контроль производства и предоставления гражданам качественных услуг, обоснованностью устанавливаемых тарифов. Недостаточное финансирование объясняет отсутствие интереса в формировании ТСЖ. Неспособность выполнить бюджетные обязательства, отсутствие прозрачных и эффективных процедур установления и корректировки тарифов обуславливают непривлекательность сферы для частных инвесторов. Это указывает на наличие системного кризиса как в самой отрасли в целом, так и отдельно в регионах. Решение возникших проблем возможно путем применения программно-целевого метода.

Пути выхода из кризиса

Основная работа по формированию программы решения проблем ложится на Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ. В первую очередь необходимо усовершенствовать состав и структуру финансовых отношений внутри отрасли с требованиями рыночной экономики. Следует сказать, что часть мероприятий началась еще в 1997 г. Так, в конце 90-х был запущен процесс перехода от бесплатного либо почти бесплатного оказания услуг ЖКХ и предоставления жилья к оплачиваемому гражданами, в соответствии с качеством. Основными целями мероприятий выступают:


Преобразование сектора

Обозначив направления реформирования жилищно-коммунального хозяйства, правительство выработало следующие способы достижения поставленных целей:

  1. Совершенствование структур управления, контроля и эксплуатации.
  2. Переход к договорным отношениям, развитие конкуренции, предоставление конечному потребителю возможности оказывать влияние на качество и объем услуг, внедрение системы конкурсного отбора обслуживающих организаций.
  3. Совершенствование схем расчета, установление повышенных ставок на сверхнормативные жилплощади, дифференциация оплаты в соответствии с местоположением объекта и качеством жилья.
  4. Снижение с последующим прекращением ассигнований из бюджета, ликвидация перекрестного субсидирования.
  5. Совершенствование системы соцзащиты граждан. Оно предполагает упорядочение действующих льгот, усиление индивидуальной направленности выделяемых средств.
  6. до экономически обоснованных показателей, определяемых посредством конкурсного отбора обслуживающих организаций.

Соцзащита населения

Она заключается в недопущении со стороны региональных органов и структур территориального самоуправления:

  1. Сдерживания совершенствования программы субсидирования семей с низкими доходами.
  2. Необоснованного ухудшения качества услуг в сравнении с теми, которые предусмотрены по договору найма.
  3. Введение неоправданно высоких тарифов.

Тарификация

ЖКХ считается одной из самых затратных экономических отраслей. Здесь расточительно потребляются тепловая и электроэнергия, вода, прочие ресурсы. хозяйства зачастую не в состоянии покрыть издержки установленными тарифами и нормами. При этом ценовая политика в рассматриваемом секторе выступает в качестве регулирующего механизма между производителями, пользователями и муниципальным бюджетом. Последний обеспечивает финансирование наиболее затратных направлений отрасли. В качестве основы ценовой политики должен выступать комплекс мер, ориентированных на стимулирование производителей к уменьшению потерь, а потребителей, в свою очередь, - к рациональному использованию ресурсов. сегодня осуществляется в соответствии с тарифами. Нормативы рассчитываются по себестоимости и установленной рентабельности. Общие правила определения этих показателей подчиняются корпоративному интересу производителя. Тарифы устанавливает местная администрация. ЖКХ при этом не обеспечивает надлежащего контроля фактического потребления ресурсов и не может выставлять счета за сверхнормативное пользование. Потребитель, в свою очередь, не может отказаться от платежей и выделить объемы, которые действительно должны быть включены в тариф и себестоимость. Существующая схема оплаты, таким образом, не позволяет учесть затраты, которые реально несет производитель, объем фактического потребления и потери продукта в ходе его транспортировки и получения.

Задачи тарифного регулирования

Эффективный анализ процедур нормирования и ценообразования должен основываться на соотношении сформировавшегося уровня затрат производителей и объема потребления конкретного ресурса. Существующие проблемы обусловлены несовершенством действующей нормативной базы. При этом пробелы присутствуют на федеральном, региональном и местном уровнях. Схема тарифного регулирования призвана обеспечивать реализацию инвестиционной и производственной программ, утверждаемых на предстоящий период. В ее функции входит:

  1. Стимулирование предприятий ЖКХ к уменьшению затрат при одновременном повышении качества услуг.
  2. Создание условий для привлечения инвестиций.
  3. Обеспечение формирования необходимого количества финансовых ресурсов.
  4. Учет создания конкурентных отношений в некоторых подотраслях ЖКХ.
  5. Формирование механизмов уменьшения политизированности процессов ценообразования.

Методика планирования, расчета и учета

Финансовый отдел жилищно-коммунального хозяйства должен искать компромисс между техническим заданием, потребностями в деньгах и платежеспособностью населения. В качестве основы для определения тарифов выступает Методика планирования, расчета и учета тарифов. Она разработана для обеспечения единства классификации и состава затрат, исчисления себестоимости на предприятиях, осуществляющих различные виды деятельности в сфере ЖКХ. В качестве нормативной базы выступает Положение, утвержденное правительственным постановлением №522 от 05.08.1992, изменениями к нему, а также иными правовыми актами. Методика предназначена для использования организациями разных видов деятельности: эксплуатации жилфонда, водоотведения и водоснабжения, электро-, теплоснабжения, санитарной очистки населенных пунктов, банного, гостиничного, прачечного обслуживания и пр. В качестве объектов расчета выступают услуги по каждому направлению работы ЖКХ.

Планирование

Оно выступает в качестве одного из ключевых этапов определения экономически обоснованных цен. Планирование расходов необходимо и для естественных монополистов, и для тех организаций, которые получают возможность заключить договора на обслуживание по конкурсу. В последнем случае себестоимость включается в тариф, который является стартовым при проведении мероприятия. Плановые расходы по каждой статье устанавливаются в соответствии с:

  1. Анализом фактических издержек и их динамики в предстоящем периоде.
  2. Использованием региональных и отраслевых норм на виды затрат.

В процессе планирования должны учитываться следующие группы факторов:

  1. Понижающие размер себестоимости: использование антизатратного механизма, мероприятия по ресурсосбережению и так далее.
  2. Увеличивающие себестоимость: определяющие степень инфляции, внедрение технологических операций, улучшающих качество обслуживания.

Плановая себестоимость для единицы услуги устанавливается путем деления общей величины предполагаемых расходов на ожидаемый объем услуг в натуральной форме. Убыток/прибыль от реализации определяют в виде разницы между выручкой в действующих ценах без НДС и затратами в соответствии с законодательством (нормативами).

Дополнительные задачи

Для повышения эффективности организации сектора в ЖК предусматривается, что управление многоквартирного дома призвано обеспечивать безопасные и благоприятные условия для граждан, надлежащее содержание общего имущества, решение вопросов, связанных с его использованием, а также качественное обслуживание организациями ЖКХ. По адресу нахождения собственники должны выбрать один из способов управления:

  1. Непосредственно самими владельцами квартир.
  2. ТСЖ, специализированным потребкооперативом.
  3. Управляющей организацией.

Соответствующее решение принимается на общем собрании.

Заключение

В 90-х годах в России население покрывало порядка 4 % эксплуатационных затрат ЖКХ. Остальной объем расходов компенсировался бюджетными средствами. В процессе перехода к рыночной экономике стало очевидно, что такая система финансирования неэффективна. В этой связи остро встала необходимость реформирования сектора. По Указу Президента № 425 была утверждена Концепция преобразований. В соответствии с ней были поставлены следующие задачи:

  1. Обеспечение условий жизни граждан, отвечающих стандартам.
  2. Уменьшение издержек обслуживающих организаций. Это, в свою очередь, должно было способствовать снижению тарифов при сохранении качества услуг.
  3. Смягчение для граждан последствий преобразования схем расчета оплаты при переходе сектора на режим безубыточной работы.

Как показала практика процесс реформирования ЖКХ на территориальном уровне идет достаточно медленно. На местах отмечается постепенное повышение тарифов. К 2007 году платежи населения покрывали порядка 80 % затрат в отрасли. После перехода к полной оплате услуг ЖКХ бюджетные обязательства предусмотрены только относительно части расходов, касающихся предоставления льгот и субсидий. Между тем в настоящее время состояние коммунальной инфраструктуры остается неудовлетворительным. В отрасли обозначились следующие проблемы:


Развитие жилищно-коммунального хозяйства идет медленно и сложно. Затруднения обуславливаются в первую очередь запущенностью отрасли, наличием противоречий в финансовых отношениях участников процесса. Эксперты считают обоснованным решение постепенно повышать тарифы для населения с тем, чтобы со временем они достигли уровня, установленного для юрлиц. Однако при этом необходим четкий механизм защиты семей с низким доходом. При этом специалисты отмечают, что установленные первоначально сроки для перехода на 100-процентную оплату гражданами эксплуатационных затрат не обоснованы. В связи с высокой инфляцией, необходимостью усилить социальную защиту населения, максимально допустимая доля собственных затрат граждан на оплату услуг ЖКХ предлагается уменьшить с 22 до 18 %. На всех уровнях власти необходимо более активно заниматься решением проблем отрасли, не перекладывая их на население, инвесторов и рынок.

"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 37, 2003

К объектам жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.

К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).

Согласно Жилищному кодексу РСФСР от 24.06.1983 находящиеся на территории Российской Федерации жилые дома, а также жилые помещения в других строениях образуют жилищный фонд. В него не входят нежилые помещения в жилых домах, предназначенные для торговых, бытовых и иных нужд непромышленного характера. Кроме того, Законом Российской Федерации от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики" определено, что жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности, включая жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и др.), квартиры, служебные жилые помещения. Данные объекты относятся к основным средствам непроизводственного назначения, поскольку используются в непроизводственной сфере. В связи с этим в бухгалтерском учете организациям следует выделять их в отдельную группу и учитывать обособленно.

Появление на балансе организации объектов ЖКХ возможно различными путями. У коммерческих организаций данные объекты могут возникать вследствие приобретения, безвозмездного поступления или строительства для собственных нужд. А вот постановка на баланс организации государственного и муниципального имущества согласно гл.19 ГК РФ может осуществляться лишь в случаях передачи его в хозяйственное ведение или оперативное управление государственным или муниципальным унитарным предприятиям.

Организации, имеющие на балансе объекты жилищного фонда, учет этих объектов должны вести на счете 01 "Основные средства", к которому открываются субсчета "Жилищный фонд" и др. (Письмо Минфина России от 29.10.1993 N 118 "Об отражении в бухгалтерском учете отдельных операций в жилищно-коммунальном хозяйстве" (в ред. от 03.04.1996)).

Объекты жилищного фонда учитываются по первоначальной стоимости, формирование которой зависит от источников их приобретения:

  1. приобретение объектов за плату;
  2. приобретение основных средств в обмен на другое имущество;
  3. безвозмездное получение жилых зданий;
  4. получение основных средств в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации;
  5. строительство объектов жилого фонда.

При приобретении жилых зданий и помещений их первоначальной стоимостью признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление этих объектов, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п.8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", а также ст.11 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

В бухгалтерском учете приобретение объектов жилищного фонда за плату отражается на основании акта (накладной) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1). При этом в учете производят соответствующие записи (табл. 1).

Таблица 1

При обмене имущества на объекты ЖКХ в учете должна быть отражена стоимость и поступившего, и выбывшего имущества, причем стоимость обмениваемых товаров должна быть равноценной (табл. 2). В противном случае сторона, передающая более дешевый товар, должна оплатить разницу в ценах. Основанием для учета данных операций будут договор мены и акты приемки-передачи основных средств, а также счета-фактуры для отражения НДС. Моментом реализации по договору мены является его выполнение обеими сторонами.

Таблица 2

Дебет Кредит Содержание операции
62 90 Отражена продажная стоимость обмениваемой
продукции на основании предъявленного счета
08 60 Отражено поступление жилого здания по стоимости,
равной стоимости передаваемой продукции
19 60 Отражена сумма НДС по поступившему объекту на
основании счета-фактуры передающей стороны
01 08 Принят к учету объект ЖКХ по первоначальной
стоимости
90 43 Списана фактическая себестоимость обмениваемой
продукции
90 68 Начислен НДС по реализованной (обмениваемой)
продукции
90 99 Определен финансовый результат от реализации
продукции по договору мены
60 62 Произведен взаимозачет по обмениваемому имуществу
91, 84 19 Списана сумма НДС по поступившему объекту ЖКХ

При безвозмездном поступлении объектов ЖКХ по договору дарения от юридических или физических лиц или на основании акта приемки-передачи от органов государственной власти или местного самоуправления они подлежат постановке на баланс организации по рыночной стоимости:

Дебет 08, Кредит 98-2 - оприходован безвозмездно полученный объект основных средств по рыночной стоимости;

Дебет 01, Кредит 08 - объект принят в эксплуатацию.

При получении вклада в уставный капитал в виде объектов ЖКХ первоначальная стоимость данных объектов определяется по согласованной денежной оценке учредителей и представляет собой определенный размер вклада учредителя:

Дебет 75-1, Кредит 80 - отражена сумма задолженности учредителя по вкладу в уставный капитал;

Дебет 01, Кредит 75-1 - принят на учет объект основных средств по согласованной стоимости.

На баланс унитарных предприятий данные объекты могут как поступать в виде вклада в уставный фонд, так и передаваться в хозяйственное ведение и оперативное управление от государственного или муниципального органа:

Дебет 01, Кредит 76 - оприходованы объекты основных средств, полученные от государственного или муниципального органа по первоначальной стоимости;

Дебет 76, Кредит 83 (84) - увеличен добавочный капитал унитарного предприятия.

Возможно появление объектов ЖКХ на балансе организации также путем строительства подрядным или хозяйственным способом (табл. 3).

Таблица 3

Дебет Кредит Содержание операции
Подрядный способ
08 60 Отражена стоимость выполненных работ
60 50, 51 Произведена оплата выполненных работ
01 08 По акту приемки-передачи принят на учет объект
основных средств
Хозяйственный способ
08 10 Списаны материалы на производство строительных
работ
08 70, 69 Начислена заработная плата строительным рабочим, и
произведены обязательные отчисления
08 02, 76 Отражены расходы по эксплуатации основных средств
08 68 Начислен НДС по выполненным хозяйственным способом
строительным работам
01 08 После государственной регистрации объект поставлен
на баланс организации

Как и любое основное средство, объекты ЖКХ подвергаются износу в процессе эксплуатации. Но, поскольку такие здания и сооружения не являются объектами производственного назначения, списание их стоимости путем начисления амортизации, включаемой в себестоимость продукции, не производится (п.17 ПБУ 6/01). Для учета сумм начисленного по объектам ЖКХ износа Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций предусмотрен забалансовый счет 010 "Износ основных средств". На этом счете обобщается информация о движении сумм износа по объектам жилищного фонда, объектам внешнего благоустройства и другим аналогичным объектам (лесного хозяйства, дорожного хозяйства, специализированным сооружениям судоходной обстановки и т.п.). Износ по указанным объектам начисляется в конце года по установленным нормам амортизационных отчислений.

При выбытии отдельных объектов (включая продажу, безвозмездную передачу и т.п.) сумма износа по ним списывается со счета 010. Аналитический учет по счету 010 ведется по каждому объекту.

Выбытие объектов ЖКХ учитывается в общеустановленном порядке, т.е. на счете 91.

Для отражения затрат состоящих на балансе организации обслуживающих производств и хозяйств, деятельность которых не связана с производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, Планом счетов предназначен счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства". Он используется для обобщения информации о затратах, связанных с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг обслуживающими производствами и хозяйствами организации. По дебету данного счета отражаются прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательных производств. Они списываются с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 29 с кредита счета 23 "Вспомогательные производства".

По кредиту счета 29 отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ и оказанных услуг. Эти суммы списываются со счета 29 в дебет счетов:

учета материальных ценностей и готовых изделий, выпущенных обслуживающими производствами и хозяйствами;

учета затрат подразделений - потребителей работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами;

90 "Продажи" (при продаже сторонним организациям и лицам работ и услуг, выполненных обслуживающими производствами и хозяйствами) и др.

Остаток по счету 29 на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Е.Емельяненко

"...К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта..."

Источник:

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 03.12.2012)

  • - Ленинградской научно-исследовательской Академии коммунального хозяйства имени К. Д. Памфилова, организован в 1931 как НИИ коммунального и жилого хозяйства и строительства...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - ЛЭП, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование...

    Коммерческая электроэнергетика. Словарь-справочник

  • - учет имущества жилищно-коммунального хозяйства и его принадлежности, описание его по основным признакам, определение его технического состояния, его оценка...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "... - изделие, предназначенное для удовлетворения индивидуальных и/или социально-бытовых потребностей населения, реализуемых в частном, коммунальном и транспортном секторах экономики..." Источник: " ГОСТ Р 51388-99...

    Официальная терминология

  • - услуги по ремонту квартир, домов и строительству индивидуального жилья, обмену квартир: услуги, предоставляемые организациям и частным лицам по стирке, чистке и окраске текстильных изделий, изделий из меха и кожи:...

    Словарь бизнес терминов

  • Большой экономический словарь

  • - отрасль статистической науки и практики, которая изучает наличие, состав и состояние жилищного фонда, его благоустройство, жилищные условия населения, производственную деятельность предприятий и служб,...

    Большой экономический словарь

  • - услуги жилищно-коммунальные...

    Большой экономический словарь

  • - см. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА, ТЕХНИЧЕСКАЯ...

    Большой бухгалтерский словарь

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - "...система коммунального водоотведения - комплекс инженерных сооружений для сбора, транспортировки, очистки, обработки сточных вод и последующего отведения очищенных сточных вод в водные объекты.....

    Официальная терминология

  • - ".....

    Официальная терминология

  • - имени К. Д. Памфилова, научно-исследовательский центр по жилищно-коммунальному хозяйству. Основана в 1931. Находится в Москве. Состоит в ведении Министерства коммунального хозяйства РСФСР...

    Большая Советская энциклопедия

"Объекты жилищно-коммунального хозяйства" в книгах

Тема 4 ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 4 ТОВАРНОЕ ХОЗЯЙСТВО. ТИПЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ХОЗЯЙСТВА. СТАНОВЛЕНИЕ ТОВАРНОГО ХОЗЯЙСТВА ОРГАНИЗОВАННОГО РЫНКА 4.1. Товарное хозяйство: условия возникновения и основные черты. Типы общественного хозяйства: натуральное хозяйство, товарное хозяйство. Модели регулируемой

2.5. Охрана труда работников жилищно-коммунального хозяйства

Из книги Охрана труда и техника безопасности. Обеспечение прав работника автора Бобкова Оксана

2.5. Охрана труда работников жилищно-коммунального хозяйства Отрасль жилищно-коммунального хозяйства наименее защищенная в настоящее время в области охраны труда. Случаи несоблюдения элементарных правил техники безопасности и охраны труда в данной отрасли не так уж и

Академия коммунального хозяйства

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АК) автора БСЭ

Раздел V. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации автора Право и криминалистика Автор неизвестен -

Раздел V. ЖИЛИЩНЫЕ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫЕ КООПЕРАТИВЫ Глава 11. ОРГАНИЗАЦИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЛИЩНЫХ И ЖИЛИЩНО-СТРОИТЕЛЬНЫХ КООПЕРАТИВОВ Статья 110. Жилищные и жилищно-строительные кооперативы1. Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное

автора Пономарева Наталья Г.

Глава X ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ

автора Автор неизвестен

Глава X ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЭНЕРГЕТИКИ, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА И БЛАГОУСТРОЙСТВА ТЕРРИТОРИИ Статья 159. Нарушение правил, норм и инструкций по безопасному ведению работ Нарушение должностными лицами правил, норм и

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Статья 417. Публичные службы коммунального хозяйства (1) Правонарушения, предусмотренные статьями 170–175, 180, устанавливаются публичными службами коммунального хозяйства. (2) Констатировать правонарушения и составлять протоколы вправе начальники управлений публичных

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства

Из книги Бюджетная система Российской Федерации автора Федосов Виталий Анатольевич

Вопрос 8 Бюджетное финансирование жилищно-коммунального хозяйства Итоги решения жилищной проблемы в стране за последние десятилетия оказались неутешительными: 3/4 существующего жилищного фонда городов России составляют самые энергозатратные в мире дома. Аналогичная

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства

Из книги Вы и ЖКХ: как защитить свои интересы? автора Пономарева Наталья Г.

Глава 2. Правовое регулирование деятельности жилищно-коммунального хозяйства Законодательное регулирование жилищных отношений в Российской Федерации в начале 21 века стало поворотным этапом в решении жилищно-коммунальных проблем.Сфера ЖКХ регулируется следующими

Глава 6 Статистика жилищно-коммунального хозяйства

автора Бирюков Борис Михайлович

Глава 6 Статистика жилищно-коммунального хозяйства Общие положения Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Государственным комитетом Российской Федерации по статистике и его территориальными органами на основе обобщения форм федерального

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 г

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства до 2020 г Власти не перестают строить все новые планы реформирования ЖКХ. Недавно Правительство РФ распоряжением от 2 февраля 2010 г. № 102-р утвердило Концепцию федеральной целевой программы «Комплексная программа

19 января 2007 года, Казань Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительству доступного жилья, в том числе для малообеспеченных слоев населения

Из книги автора

19 января 2007 года, Казань Вступительное слово на заседании президиума Государственного совета «О работе органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реформированию жилищно-коммунального хозяйства и строительству доступного жилья, в том числе для

РУССКИХ СДЕЛАЮТ БОМЖАМИ (Беседа с “теневым министром” жилищно-коммунального хозяйства)

Из книги Газета Завтра 392 (23 2001) автора Завтра Газета

Раздел 5. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках

автора Рябов Сергей

Раздел 5. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках Вопрос 1. При переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица,

V. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках

Из книги Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики в вопросах и ответах. Пособие для автора Рябов Сергей

V. Особенности функционирования энергосбытовых организаций и участия организаций сферы жилищно-коммунального хозяйства в торговле электрической энергией на розничных рынках 83. При переходе на обслуживание к энергосбытовой организации лица, приобретающего

Статьи по теме