Что такое экономические системы. Экономическая система общества. Типы экономических систем. Из истории экономической мысли

Прочитаем информацию .

Экономическая система - способ организации хозяйственной жизни общества, представляющий собой совокупность упорядоченных взаимосвязей между производителями и потребителями материальных благ и услуг.

В учебном пособии «Обществознание. Полный справочник» под редакцией П.А.Баранова дается такое определение:

«Экономическая система - установленная и действующая совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, которые возникают в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта».

На сегодняшний день экономисты выделяют 4 типа экономических систем, используя такие основные критерии как — форма собственности на основные факторы производства и распределение ресурсов:

1. Традиционная экономическая система

  • земля и капитал (основные факторы производства) принадлежат общине, племени или в общем пользовании,
  • ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

2. Командная (централизованная или административная) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные средства производства) находятся в собственности государства,
  • ресурсы распределяет тоже государство.

3. Рыночная (капиталистическая) экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются с помощью рынка спроса и предложения.

4. Смешанная экономическая система . Тип организации экономики, при которой

  • земля и капитал (основные факторы производства) находятся в частной собственности,
  • ресурсы распределяются государством и рынком. См. примечание ниже...

Типы экономических систем

Основные характерные черты

Традиционная

1.коллективная собственность (земля и капитал - основные факторы производства принадлежат общине, племени или в общем пользовании)

2. главный мотив к производству - удовлетворение собственных потребностей (не на продажу), т.е. преобладает (фермерство, подсобное хозяйство и др.)

3. экономический порядок - экономические проблемы решаются в соответствии с обычаями

4.принцип распределения ресурсов и материальных благ - добавочный продукт достается вождям или собственникам земли, оставшаяся его часть распределяется согласно обычаям.

5.развитие экономики - использование экстенсивной технологий в производстве, при которых используются простейшие орудия труда и ручной труд.

Командная (централизованная)

1.государственная собственность на все материальные ресурсы и предприятия.

2.главный мотив к производству - выполнение плана.

3.власть производителя.

4.принцип коллективизма в общественных отношениях.

5.централизованное планирование, всеобщий контроль государства.

6.уравнительный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

7.экономический порядок - введение жестких административных и уголовно-правовых мер.

8.строго фиксированные и унифицированные цены и заработная плата.

Рыночная (капиталистическая)

1.различные виды собственности (включая частную собственность).

2.главный мотив к производству - получение прибыли.

3.власть потребителя.

4.принцип индивидуализма в общественных отношениях.

5.свобода предпринимательства, власть государства ограничена.

6.предпринимательская самостоятельность в вопросах снабжения, производства и сбыта.

7.личный интерес - главный мотив экономического поведения.

8.цены и заработная плата определяются на основе рыночной конкуренции.

Смешанная

1.частная собственность на подавляющую часть экономических ресурсов.

2.участие государства в экономике ограничено (заключается в распределении централизованных экономических ресурсов для компенсации некоторых слабостей рыночных механизмов).

3.ставка на личную свободу предпринимательства, гарантия государства на социальную поддержку.

4.экономический порядок - главные экономические вопросы решаются рынками.

5.рыночный принцип распределения ресурсов и материальных благ.

6.главный мотив к производству - личный интерес и получение прибыли.

7.достигается наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов.

8.восприимчивость к НТП (научно-техническом прогрессу).

Рассмотрим примеры .

Тип экономической системы

Традиционная (патриархальная)

В прошлом была характерна для первобытного общества.

В настоящее время черты традиционной экономики преобладают в отсталых странах Южной Америки, Азии и Африки и .
Америка : Аргентина, Барбадос, Боливия, Венесуэла, Гаити, Гватемала, Гондурас, Доминика (обе), Колумбия, Панама, Парагвай, Перу, Уругвай, Чили, Эквадор и др.

Азия : Азербайджан, Армения, Бангладеш, Вьетнам, Индонезия, Иордания, Камбоджа, Киргизия, Лаос, Монголия, Сирия, Саудовская Аравия, Филиппины и др.
Почти все страны т. н. (Ангола, Зимбабве, Камерун, Либерия, Мадагаскар, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Сомали, Судан, Центральноафриканская Республика, Чад, Республика Конго, Эфиопия и др.).

Википедия. Список стран по номинальному (абсолютному) значению валового внутреннего продукта в долларовом выражении, посчитанном с помощью рыночного либо установленного властями обменного курса.

Википедия. Экономическая система

Типы и модели экономических систем.

Википедия. Список государств и зависимых территорий Океании

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D0%B3%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2_%D0%B8_%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D1%8B%D1%85_%D1%82%D0%B5%D1%80%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%9E%D0%BA%D0%B5%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8

Экономическая система

Экономическая система (англ. Economic system ) - совокупность всех экономических процессов, совершающихся в обществе на основе сложившихся в нём отношений собственности и хозяйственного механизма. В любой экономической системе первичную роль играет производство в совокупности с распределением, обменом, потреблением. Во всех экономических системах для производства требуются экономические ресурсы, а результаты хозяйственной деятельности распределяются, обмениваются и потребляются. В то же время в экономических системах есть также элементы, которые отличают их друг от друга:

  • социально-экономические отношения;
  • организационно-правовые формы хозяйственной деятельности;
  • хозяйственный механизм;
  • система стимулов и мотиваций участников;
  • экономические связи между предприятиями и организациями.

Основные типы экономических систем перечислены ниже.

Экономическая система в разных научных школах

Понятие экономической системы (её содержание, элементы и структура) зависит от экономической школы. В неоклассической парадигме описание экономической системы раскрывается через микро- и макроэкономические концепции. Предмет неоклассиков определяется как исследование поведение людей, максимизирующих свою полезность в среде ограниченных ресурсов при неограниченных потребностях. Основными элементами являются: фирмы, домохозяйства, государство .

Экономические системы также изучаются с точки зрения других теоретических школ, непосредственно связанных с экономической теорией. С точки зрения исследователей современного постиндустриального общества , постиндустриальная экономика (неоэкономика, «информационное общество» или «общество знаний») рождается как особый технологический уклад, который существенно видоизменяет экономические и социальные системы в целом. В парадигме «экономики развития» выделяется специальная группа стран «третьего мира», где имеются ряд важных закономерностей: институциональная структура, особенности макроэкономической динамики, особая модель. Таким образом, экономика развития рассматривает класс специальных экономических систем. В отличие от господствующих концепций неоклассики и неоинституционализма , историческая школа делает акцент на исторически сложившихся различиях национальных экономических систем .

Параметры сравнения экономических систем

Технико-экономические и постэкономические параметры

Экономические системы изучаются с точки зрения технологических укладов . С точки зрения структуры это: доиндустриальные экономические системы, индустриальные и постиндустриальные экономические системы . Важным параметром для постиндустриальных систем является мера развития творческой деятельности и её роль в экономике. Для её измерения обычно используют измеряемые параметры уровня образования, например, доля лиц с высшим образованием, структура профессиональной занятости и т. п. Важнейшей характеристикой является оценка в экономической системе меры решения экологических проблем . Демографические параметры позволяют ответить на вопросы, связанные с приближением экономической системы к постиндустриальному обществу , причём прямое отношение к данным параметром имеют: продолжительность жизни, детская смертность, заболеваемость, иные параметры здоровья нации. Удельный вес постиндустриальных технологий обычно исчисляется по доле занятых в производстве различных отраслей в общей массе ВВП .

Соотношение плана и рынка (аллокация ресурсов)

Данные параметры особо актуальны для стран с переходной экономикой . Даётся характеристика механизмам государственного планирования экономики , развитие товарно-денежных отношений, меры развития натурального хозяйства , мера развития теневой экономики . Характеристика развития рынка: мера развития институтов рынка, мера рыночной самоорганизации (конкуренции), насыщенность рынка (отсутствие дефицита), структура рынка. Меры развития регулирования: антимонополистическое регулирование; мера развития государственного регулирования (селективное регулирование, антициклическое регулирование, программирование); мера развития регулирования со стороны общественных объединений . Более детальное изучение роли государства в экономике осуществляется в теории общественного выбора, которая рассматривает процесс принятия правительством решений, систему общественного договора (конституционная экономика) и проч. .

Параметры сравнения отношений собственности

При анализе экономических систем даётся характеристика соотношения долей государственных, кооперативных и частных предприятий . Тем не менее, такая характеристика формальна, для более глубокой характеристики экономической системы используются качественные и количественные характеристики описания сущности форм и способов контроля собственности и её присвоения. Например, для стран с переходной экономикой дать такую характеристику можно, ответив на следующие вопросы:

  • мера концентрации властных полномочий в руках бюрократического партийно-государственного аппарата и обособления государства от общества (трудящиеся не участвуют в присвоении общественного богатства);
  • степень централизации/децентрализации государственной собственности («перенос» некоторых функций управления на уровень предприятий) и, например, огосударствление кооперативной собственности;
  • мера разложения государственно-бюрократической пирамиды экономической власти и образование «замкнутых ведомственных систем», усиление власти на местах, в регионах.

С течением времени экономическая система может демократизироваться, когда больший объем полномочий управления собственностью и присвоения отходит предприятиям и частным лицам.

Важной характеристикой отношений собственности являются формы собственности, какова доля предприятий: находящихся полностью в государственной собственности; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках государства; кооперативов и коллективных предприятий; акционерных предприятий, контрольный пакет акций которых находится в руках работников; акционерных предприятий, где контрольный пакет принадлежит частных лицам и частным корпорациям; частных личных предприятий, использующих наёмный труд ; основанных на личным труде собственников; предприятия, принадлежащие иностранцам; собственность общественных организаций; различные типы совместных предприятий .

Сравнительный анализ социальных параметров

Уровень и динамика реальных доходов . «Цена» получаемого реального дохода (продолжительность рабочей недели, фонд рабочего времени семьи, интенсивность труда). Качество потребления (насыщенность рынка, затраты времени в сфере потребления). Доля свободного времени , направления его использования. Качество и содержание труда. Развитие социально-культурной сферы, доступность её услуг. Развитие научно-образовательной сферы и её доступность .

Сравнительное исследование механизма функционирования экономических систем

Современная рыночная экономическая система

Рынок - сложная экономическая система общественных взаимоотношений в сфере экономического воспроизводства. Он обусловлен несколькими принципами, которые обуславливают его сущность и отличают от других экономических систем. Эти принципы основываются на свободе человека, его предпринимательских талантах и на справедливом отношении к ним государства. Действительно, данных принципов немного - их можно посчитать по пальцам одной руки, однако их важность для самого понятия рыночной экономики трудно переоценить. Причем эти основы, а именно: свобода индивида и честное соревнование - очень тесно связаны с понятием правового государства. Гарантии же свободы и честного соревнования могут быть даны лишь в условиях гражданского общества и правового государства. Но и сама суть прав, обретенных человеком в условиях правового государства, есть право свободы потребления: каждый гражданин вправе устраивать свою жизнь так, как ему представляется, в рамках его финансовых возможностей. Человеку необходимо, чтобы права на собственность были нерушимыми, и в этой защите своих прав основную роль играет он сам, а роль по защите от незаконных посягательств на собственность гражданина других граждан берет на себя государство. Такой расклад сил удерживает человека в рамках закона, так как в идеале государство стоит на его стороне. Закон, который начинают уважать, какой бы он ни был, становится справедливым хотя бы для того, кто его уважает. Но, защищая права граждан, государство не должно переходить границу, как тоталитаризма, так и хаоса. В первом случае инициатива граждан будет сдерживаться или проявляться в извращенном виде, а во втором - государство и его законы могут быть сметены насилием. Однако «дистанция» между тоталитаризмом и хаосом достаточно велика, и государство в любом случае должно играть «свою» роль. Роль эта заключается в эффективном регулировании хозяйства. Под регулированием следует понимать весьма широкий спектр мер, и чем эффективнее его использование, тем выше доверие к государству.

Отличительные черты:

  • многообразие форм собственности, среди которых по-прежнему ведущее место занимает частная собственность в различных видах;
  • развертывание научно-технической революции, ускорившей создание мощной производственной и социальной инфраструктуры;
  • ограниченное вмешательство государства в экономику, однако роль правительства в социальной сфере по-прежнему велика;
  • изменение структуры производства и потребления (возрастание роли услуг);
  • рост уровня образования (послешкольное);
  • новое отношение к труду (творческое);
  • повышение внимания к окружающей среде (ограничение безоглядного использования природных ресурсов);
  • гуманизация экономики («человеческий потенциал»);
  • информатизация общества (увеличение численности производителей знаний);
  • ренессанс малого бизнеса (быстрое обновление и высокая дифференциация выпускаемой продукции);
  • глобализация хозяйственной деятельности (мир стал единым рынком).

Традиционная экономическая система

В экономически слаборазвитых странах существует традиционная экономическая система. Этот тип экономической системы базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности экономики.

Многоукладность экономики означает существование при данной экономической системе различных форм хозяйствования. Сохраняются в ряде стран натурально-общинные формы, основанной на общинном ведении хозяйства и натуральных формах распределения созданного продукта. Огромное значение имеет мелкотоварное производство. Оно основано на частной собственности на производственные ресурсы и личном труде их владельца. В странах с традиционной системой мелкотоварное производство представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами, которые доминируют в экономике.

В условиях относительно слабо развитого национального предпринимательства огромную роль в экономике рассматриваемых стран часто играет иностранный капитал.

В жизни общества преобладают освещенные веками традиции и обычаи, религиозные культурные ценности, кастовые и сословные деления, сдерживая социально-экономический прогресс.

Решение ключевых экономических задач имеет специфические особенности в рамках различных укладов. Для традиционной системы характерна такая особенность – активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфраструктуры и оказания социальной поддержки беднейшим слоям населения. Традиционная экономика основана на традициях, передающихся из поколения в поколение. Эти традиции определяют, бывают товары и услуги производить, для кого и каким образом. Перечень благ, технология производства и распределение базируются на обычаях страны. Экономические роли членов общества определяются наследственностью и кастовой принадлежностью. Такой тип экономики сохраняется сегодня в ряде так называемых слаборазвитых стран, в которые технический прогресс проникает с большими трудностями, ибо он, как правило, подрывает устоявшиеся в этих системах обычаи, традиции.

Преимущества традиционной экономики

  • стабильность;
  • предсказуемость;
  • добротность и большое количество благ.

Недостатки традиционной экономики

  • беззащитность перед внешними воздействиями;
  • неспособность к самосовершенствованию, к прогрессу.

Отличительные черты:

  • крайне примитивные технологии;
  • преобладание ручного труда;
  • все ключевые экономические проблемы решаются в соответствии с вековыми обычаями;
  • организация и управление экономической жизнью осуществляется на основе решений совета.

Традиционная экономическая система: Буркина-Фасо, Бурунди, Бангладеш, Афганистан, Бенин. Это наименее развитые страны мира. Экономика ориентирована на сельское хозяйство. В большинстве стран преобладает разрозненность населения в виде национальных(народных) групп. ВНП на душу населения не превышает 400 долларов. Экономика стран представлена в основном сельским хозяйством, редко горнодобывающей промышленностью. Всё, что производится и добывается не в состоянии прокормить и обеспечить население этих стран. В противовес этим государствам выступают страны с более высоким доходом, но тоже ориентированные на сельское хозяйство – Азербайджан, Котд-дИвуар, Пакистан.

Административно-командная система (плановая)

Эта система господствовала ранее в СССР, странах восточной Европы, и ряде азиатских государств.

Характерными чертами АКС является общественная (а в реальности – государственная) собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики в специфических формах, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Хозяйственный механизм АКС имеет ряд особенностей. Он предполагает, во-первых, непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти, что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными хозяйствами. В-третьих, государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью, преимущественно, административно-распорядительных (командных) методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

Полное огосударствление хозяйства вызывает невиданную по своим масштабам монополизацию производства и сбыта продукции. Гигантские монополии, утвердившиеся во всех областях народного хозяйства и поддерживаемые министерствами и ведомствами, при отсутствии конкуренции не заботятся о внедрении новинок техники и технологии. Для порождаемой монополией дефицитной экономики характерно отсутствие нормальных материальных и людских резервов на случай нарушения сбалансированности хозяйства.

В странах с АКС решение общеэкономических задач имело свои специфические особенности. В соответствии с господствующими идеологическими установками задача определения объема и структуры продукции считалась слишком серьёзной и ответственной, чтобы передать ее решение самим непосредственным производителям – промышленным предприятиям, совхозам и колхозам.

Централизованное распределение материальных благ, трудовых и финансовых ресурсов осуществлялось без участия непосредственных производителей и потребителей, в соответствии с заранее выбранными как общественные целями и критериями, на основе централизованного планирования. Значительная часть ресурсов в соответствии с господствующими идеологическими установками направлялась на развитие военно-промышленного комплекса.

Распределение созданной продукции между участниками производства жестко регламентировалось центральными органами по средствам повсеместно применяемой тарифной системы, а также централизованно утверждаемых нормативов средств в фонд заработной платы. Это вело к преобладанию уравнительного подхода к оплате труда

Основные черты:

  • государственная собственность практически на все экономические ресурсы;
  • сильная монополизация и бюрократизация экономики;
  • централизованное, директивное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма.

Основные черты хозяйственного механизма:

  • непосредственное правление всеми предприятиями из единого центра;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции;
  • государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-командных методов.

Этот тип экономической системы характерен для: Кубы, Вьетнама, Северной Кореи. Централизованная экономика с подавляющей долей государственного сектора в большей степени зависит от сельского хозяйства и внешней торговли. ВНП на душу населения немного превышает 1000 долларов.

Смешанная система

Смешанная экономика представляет такую экономическую систему, где и государство, и частный сектор играют важную роль в производстве, распределении, обмене и потреблении всех ресурсов и материальных благ в стране. При этом регулирующая роль рынка дополняется механизмом государственного регулирования, а частная собственность сосуществует с общественно-государственной. Смешанная экономика возникла в межвоенный период и по сей день представляет наиболее эффективную форму хозяйствования. Можно выделить пять основных задач, решаемых смешанной экономикой:

  • обеспечение занятости;
  • полное использование производственных мощностей;
  • стабилизация цен;
  • параллельный рост заработной платы и производительности труда;
  • равновесие платежного баланса.

Отличительные черты:

  • приоритетность рыночной организации экономики;
  • многосекторность экономики;
  • государственное УПРАВЛЯЮЩЕЕ предпринимательство сочетается с частным при всесторонней его поддержке;
  • ориентация финансовой, кредитной и налоговой политики на экономический рост и социальную стабильность;
  • социальная защита населения.

Данный тип экономической системы характерен для России, Китая, Швеции, Франции, Японии, Великобритании, СШA.

Литература

  • Колганов А.И., Бузгалин А.В. Экономическая компаративистика: Сравнительный анализ экономических систем: Учебник. - М .: ИНФРА-М, 2009. - ISBN 5-16-002023-3
  • Нуреев Р.М. Очерки по истории иституционализма. - Ростов н/Д : "Содействие - XXI век"; Гуманитарные перспективы, 2010. - ISBN 978-5-91423-018-7
  • Видяпин В.И., Журавлёва Г.П., Петраков Н.Я. и др. Экономические системы: кибернетическая природа развития, рыночные методы управления, координация хозяйственной деятельности корпораций / Пер с общ.ред.- Н.Я. Петракова; Видяпина В.И.; Журавлёва Г.П.. - М .: ИНФРА-М, 2008. - ISBN 978-5-16-003402-7
  • Дынкин А.А., Королёв И.С., Хесин Е.С. и др. Мировая экономика: прогноз до 2020 года / Под ред.- А.А. Дынкина, И.С. Королёва, Г.И. Мачавариани. - М .: Магистр, 2008. - ISBN 978-5-9776-0013-2

Примечания

Ссылки

  • Сайт Иноземцева В. Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия.
  • Ерохина Е. А. Теория экономического развития системно-синергетический подход.
  • Лийв Э. Х. Инфодинамика обобщённая энтропия и негэнтропия 1997

Различные школы экономической мысли по-разному класси­фицировали социально-экономические системы. Сегодня веду­щими критериями являются форма собственности на средства производства и способ координации экономической деятельно­сти. Отношения собственности оказывают решающее влияние на устройство любой экономической системы. Экономическая система - совокупность всех социально-экономических процессов, совершающихся в обществе на основе действующих в нем орга­низационных форм собственности. Со времени появления чело­веческого общества существовали самые различные экономиче­ские системы. Однако их можно разделить на две группы: рыноч­ные (рыночная экономика свободной конкуренции, или чистый капитализм, и современная рыночная экономика, или смешан­ная экономика) и нерыночные экономические системы (тради­ционная экономика и административно-командная экономика). Рассмотрим их характерные черты.

В развивающихся странах действует традиционная экономиче­ская система , в ряде государств сохранились ее некоторые эле­менты. Очевидно, что со временем таких экономических систем становится все меньше. Традиционная экономика - первичный тип экономической системы, в которой экономическая деятель­ность не воспринимается в качестве основной. Ее основные черты:

Социально-экономические отношения в обществе опреде­ляются традициями и обычаями, освещенными временем. Они определяют, какие блага, как и для кого производить. Они же определяют способ производства;

Экономические роли индивидуумов определяются наслед­ственностью и кастовой принадлежностью. Социум разви­вающихся стран включает различные образования, как классовые, так и неклассовые общности (этнические, рели­гиозные, кастовые и др.);

Технический прогресс проникает в такую экономическую систему с трудом, так как несет угрозу устоявшимся тради­циям и обычаям общественного устройства;

Устойчивое превышение темпов роста населения над тем­пами промышленного производства. Средние показатели естественного прироста населения в развивающихся стра­нах составляют приблизительно 2 % в год, а в наименее развитых странах до 3 %, против 0,7 % в развитых странах;

Многоукладность экономики, когда сосуществуют различ­ные формы производства - от патриархально-общинной и мелкотоварной до кооперативной и монополистической;

Активная роль государства. Перераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство на­правляет средства на развитие экономики, оказание соци­альной поддержки беднейшим слоям населениям Значи­тельную роль в жизни общества играют силовые структуры, на которые расходуется средств больше, чем на здравоохра­нение. В таких странах мало врачей, но много солдат, соот­ношение часто достигает 1: 20.

Административно-командная экономика существовала в СССР, странах Восточной Европы. Командная экономика эффективна в экстремальных условиях и при наличии резервов экстенсивно­го роста, т. е. возможности использования дополнительных ре­сурсов. Характерные черты административно-командной экономики:

Государственная собственность на экономические ресурсы. Экономические ресурсы являются общенародной или госу­дарственной собственностью и никому конкретно не при­надлежат;

Отсутствие конкуренции и, как следствие, монополизация экономики. Предприятия являются собственностью госу­дарства и осуществляют производство на основе государ­ственных планов. План предусматривает производство ко­личества продукции, достаточного для удовлетворения потребностей. В таких обстоятельствах складывается мо­нополизм производителя;

Коллективное принятие решений. Коллективизм принятия решений реализуется посредством централизованного эко­номического планирования, являющегося основой хозяй­ственного механизма. Оно охватывает все уровни этого ме­ханизма - от домашнего хозяйства до государственного;

Государственный аппарат руководит хозяйственной деятель­ностью с помощью преимущественно административных методов. Эти методы не связаны с созданием дополнитель­ного материального стимула и базируются на силе государ­ственной власти. Административные средства регулирова­ния подрывают материальную заинтересованность в эффективном производстве.

Экономическая система чистого капитализма (капитализм свободное конкуренции) сформировалась в XVIII в. и прекратила свое существование в большинстве стран в конце XIX в. Счита­ется, что эта экономическая система способствует эффективно­му использованию ресурсов, стабильности производства и заня­тости, экономическому росту. Основные черты чистого капита­лизма:

Частная собственность на средства производства. Она является доминирующей в структуре собственности. Матери­альные ресурсы составляют собственность частных лиц и частных институтов:

Рыночный механизм управления экономикой. Основным координирующим механизмом капиталистической эконо­мики служит рынок, или рыночная система ценообразова­ния. Система рынков и цен играет роль основной органи­зующей силы. Посредством рыночного механизма общест­во выносит решения, как распределять свои ресурсы и производимую из них продукцию;

Личный интерес как стимул экономического развития. Ка­ждая экономическая единица стремится делать то, что вы­годнее ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм. Владельцы эконо­мических ресурсов в целях личного интереса стремятся по­лучить как можно более высокие цены при их продаже. Потребители, покупая товары или услуги, стремятся при­обрести их по самой низкой цене:

Свобода предпринимательства и свобода выбора. Владель­цы материальных ресурсов и денежного капитала, как про­изводитель, так и потребитель, могут использовать эти ре­сурсы по своему усмотрению. Запретных отраслей и сфер применения не существует;

Наличие множества самостоятельно действующих покупа­телей и продавцов каждого товара и услуги. Отдельные производители или потребители не имеют власти над рын­ком, так как экономическая власть широко рассеяна;

Ограниченная роль государства. Считается, что капитали­стическая экономика - саморегулирующаяся система, по­этому нет необходимости во вмешательстве правительства в функционирование такой экономики. Роль государства ограничивается защитой частной собственности и установ­лением правовой структуры, облегчающей функционирова­ние свободных рынков.

Современные экономические системы большинства стран представляют собой широкое разнообразие смешанных форм. О смешанной экономике можно говорить в случае соединения и переплетения различных форм хозяйства. Смешанная экономика предполагает взаимодействие рынка и государственного регули­рования. В некоторых странах в смешанной экономике сохраня­ются отдельные черты традиционного хозяйства. Экономические системы практически всех государств сегодня являются смешан­ными, хотя одни больше тяготеют к административно-команд­ным, а другие - к рыночным. В разных странах складываются различные модели смешанной экономики. Становление опреде­ленной модели смешанной экономики определяется рядом фак­торов: менталитетом нации, ходом исторического развития, гео­политическим положением, уровнем развития и характером ма­териально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной эконо­мики:

Низкая доля государственной собственности и незначи­тельное прямое вмешательство государства в процесс про­изводства. Сегодня в государственный бюджет США посту­пает около 19 % национального продукта;

Всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики явля­ются поддержка свободы экономической деятельности, по­ощрение предпринимательской активности, защита конку­ренции, ограничение монополий;

Высокий уровень социальной дифференциации. Амери­канские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспе­ченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

Активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государст­венный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального про­дукта;

Защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего биз­неса;

Сильная система социального обеспечения. В Западной Ев­ропе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федераль­ных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

Координация деятельности правительства и частного секто­ра. Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения националь­ных целей;

Особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельно­сти. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

Особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставлен­ным обучением на рабочих местах, широким распростране­нием работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей чис­ленности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от ад­министративно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальней­шем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные чер­ты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

На многообразие форм собственности. Особенностью рос­сийского менталитета, с одной стороны, является тяга к ин­дивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С дру­гой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собст­венность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

Многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многооб­разие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и госу­дарственного предпринимательства;

Смешанный экономический механизм регулирования эко­номики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни обще­ства. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из сис­темного кризиса и обеспечение устойчивого экономиче­ского роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

Многообразие форм распределения национального про­дукта.

В основе системы распределения должны лежать два прин­ципиально различных, но во многом сходных механизма распре­деления. Один из них основан на рыночных методах, второй - на принципе распределения по труду. Распределительный меха­низм - это еще и система социальной зашиты, обеспечивающая гарантии равных стартовых возможностей и устойчивость поло­жения человека. Иными словами, распределительный механизм должен сочетать в себе распределение по труду, собственности и через общественные фонды потребления.

Изучаемые вопросы

1. Понятие экономической системы.

2. Типы экономических систем.

Традиционная экономика (натуральное хозяйство, традиционное производство, общинная собственность).

Рыночная экономика (частная собственность, мотивация, конкуренция, свобода предпринимательства, рыночное ценообразование).

В самых общих чертах место государства в смешанной экономике может быть сведено к следующим моментам:

· Стабилизация экономики, то есть контроль за уровнем занятости и инфляции, порождаемых колебаниями экономической конъюнктуры, а также стимулирование экономического роста.

Несмотря на общие черты, хозяйства развитых стран представляют собой многообразие моделей смешанных экономик, что объясняется рядом факторов: менталитетом нации, ходом исторического развития, геополитическим положением, уровнем развития и характером материально-технической базы и др. Рассмотрим некоторые модели смешанной экономики.

Основные черты американской модели смешанной экономики:

· низкая доля государственной собственности и незначительное прямое вмешательство государства в процесс производства. Сегодня в государственный бюджет США поступает около 19 % национального продукта;

· всемерное поощрение предпринимательской активности. Основными принципами экономической политики являются поддержка свободы экономической деятельности, поощрение предпринимательской активности, защита конкуренции, ограничение монополий;

· высокий уровень социальной дифференциации . Американские социальные классы ощутимо различаются. Задача социального равенства вообще не ставится. Малообеспеченным слоям населения создается приемлемый уровень жизни.

Основные черты европейской модели смешанной экономики:

· активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства. Сегодня в государственный бюджет стран Европейского сообщества поступает от 29 % (Испания) до 44 % (Бельгия) национального продукта;

· защита конкуренции, поощрение мелкого и среднего бизнеса;

· сильная система социального обеспечения. В Западной Европе социальная ориентация общественно-экономических систем является наивысшей в современном мире. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в расходах федеральных бюджетов в большинстве западноевропейских стран составляет 60 % и более, а во Франции и Австрии - даже 73 % и 78 % соответственно. Для сравнения - эти расходы составляют в США 55 %.

Особенности японской модели смешанной экономики:

· координация деятельности правительства и частного сектора . Четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников и финансистов, правительства) в интересах достижения национальных целей;

· особая роль государства в экономике. Япония - страна с сильной государственной политикой, осуществляемой без прямого участия государства в хозяйственной деятельности. Сегодня в государственный бюджет Японии поступает всего 17 % национального продукта;

· особый упор на роль человеческого фактора. Удельный вес всех затрат на социальные нужды в Японии составляет 45 %. Низкий уровень безработицы в стране объясняется традициями социального партнерства, хорошо поставленным обучением на рабочих местах, широким распространением работы по временным контрактам (либо неполный рабочий день). Достижением японской экономики является снижение удельного веса бедных. Если в США и странах ЕС этот показатель достигает примерно 15 % от общей численности населения, то в Японии он колеблется около 1 %.

Российская экономика находится на сложной и противоречивой стадии развития, обозначаемой как переходная - от административно-командной системы к смешанной. Российская модель смешанной экономики только формируется, и в дальнейшем ожидается, что она будет сочетать в себе национальные черты и все самое перспективное из других моделей. Российская модель смешанной экономики должна опираться:

· на многообразие форм собственности. Особенностью российского менталитета, с одной стороны, является тяга к индивидуализму, сложившаяся под влиянием Европы. С другой стороны - соборность, коллективизм, государственное мышление. Исторически российское государство играло в жизни общества значительную роль. Должны быть учтены и особенности российского этноса. По мнению большинства специалистов России необходима государственно-частная система хозяйствования, в которой государственная собственность должна занимать примерно такой же удельный вес, как и частная;

· многообразие форм предпринимательской деятельности. Многообразие форм собственности предполагает многообразие форм предпринимательской деятельности. Причем для России особенно актуально сочетание частного и государственного предпринимательства;

· смешанный экономический механизм регулирования экономики. На первых этапах экономических преобразований реформаторы полагали, что при построении крыночной экономики обязательным условием является уменьшение роли государства в социально-экономической жизни общества. Следствием этого стало углубление экономического кризиса, дезорганизация воспроизводственных процессов, подрыв экономической безопасности России. Сегодня можно утверждать, что вывод экономики России из системного кризиса и обеспечение устойчивого экономического роста невозможны без активной роли государства в регулировании воспроизводственных процессов;

· многообразие форм распределения национального продукта.

Пределы вмешательства государства в экономику.

Наиболее сложной в теоретическом и практическом плане проблемой является решение вопроса о допустимых пределах вмешательства государства в экономику. Очевидно, они должны определяться возможностью функционирования законов рынка. В противном случае произойдет разрушение рыночного механизма, и экономика может трансформироваться в худший вариант командной системы. Западные государства не раз наталкивались на подобные пределы.

Социальная политика может вступить в противоречие с рыночными стимулами повышения производства, ослабляя тем самым все преимущества рыночного ме­ханизма.

Так, например, желание обеспечить достойный уровень жизни всем членам общества в Швеции, в государстве, которое называли государством "всеобщего благоденствия ", заставило правительство поднять уровень налогообложения ин­дивидуальных доходов до 80%, что подрывало у высокооплачиваемой части на­селения стимулы к высокоэффективному труду, к овладению сложными специ­альностями и в результате вело к снижению эффективности производства, тор­можению производительности труда. С другой стороны, для получателей соци­альных пособий возможность, не работая, обеспечить себе вполне сносный уро­вень жизни порождала среди определенной их части иждивенческие настроения, не способствовала укреплению семьи (пособие обычно выплачивалось только оди­ноким матерям; если женщина выходили замуж, выплата пособия прекращалась). Это вызвало снижение эффективности шведской экономики.

Кроме того, следует иметь в виду, что чрезмерное усиление роли государства неизбежно приводит к бюрократизации, гипертрофированной роли чиновников в жизни страны, затрудняет принятие разного рода решений в области экономики.

Таким образом, если государство пытается выйти за рамки той роли, которая ему отведена в условиях рыночной экономики, то, какими бы благими намере­ниями оно ни руководствовалось, как правило, происходят губительные дефор­мации рыночных процессов. В конце концов страдает все общество, в том числе и те его слои, которым государство стремилось помочь.

Система – это множество элементов, которые образуют определенное единство и целостность за счет устойчивых взаимоотношений и связей между элементами внутри этой системы.

Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества ; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Выделяют следующие особенности экономической системы:

  1. взаимодействие факторов производства;
  2. единство фаз воспроизводства – потребления, обмена, распределения и производства;
  3. ведущее место собственности .

Для того чтобы определить, какой тип экономической системы доминирует в данной экономике , необходимо определить ее главные составляющие:

  1. какая форма собственности считается преобладающей в экономической системе;
  2. какие методы и приемы используются в управлении и регулировании экономикой;
  3. какие применяются методы в наиболее эффективном распределении ресурсов и благ;
  4. каким способом происходит установление цен на товары и услуги (ценообразование).

Функционирование любой экономической системы осуществляется на основе организационно-экономических отношений, которые возникают в процессе воспроизводства, т. е. в процессе производства, распределения, обмена и потребления. К формам связей организации экономической системы относятся:

  1. общественное разделение труда (выполнение работником предприятия различных трудовых обязанностей по производству товаров или услуг, иными словами – специализация);
  2. кооперация труда (участие различных людей в процессе производства);
  3. централизация (объединение нескольких предприятий, фирм, организаций в единое целое);
  4. концентрация (укрепление положения предприятия, фирмы на конкурентном рынке);
  5. интеграция (объединение предприятий, фирм, организаций, отдельных отраслей, а также стран с целью ведения общего хозяйства).

Социально-экономические отношения – это связи между людьми, которые возникают в процессе производства и формируются на основе различных форм собственности на средства производства.

Одной из наиболее распространенных является следующая классификация экономических систем.

1. Традиционная экономическая система – это система, в которой все основные экономические вопросы решаются на основе традиций и обычаев . Такая экономика существует до сих пор в территориально удаленных странах мира, где население организовано по племенному укладу (Африка). Она базируется на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, ярко выраженной многоукладности экономики (различные формы хозяйствования): натурально-общинные формы, мелкотоварное производство, которое представлено многочисленными крестьянскими и ремесленными хозяйствами. Товары и технологии в такой экономике традиционны, а распределение осуществляется по кастовому признаку. В данной экономике огромную роль играет иностранный капитал . Для такой системы характерна активная роль государства .

2. Командная или административно-плановая экономика – это система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования . В качестве координирующего механизма в такой экономике выступает план. Существует ряд особенностей государственного планирования:

  1. непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра – высших эшелонов государственной власти , что сводит на нет самостоятельность хозяйственных субъектов;
  2. государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные взаимосвязи между отдельными предприятиями;
  3. государственный аппарат руководит хозяйственной деятельностью с помощью преимущественно административно-распорядительных методов, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.

3. Рыночная экономика – экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, многообразия форм собственности на средства производства, рыночного ценообразования, конкуренции , договорных отношений между хозяйствующими субъектами, ограниченного вмешательства государства в хозяйственную деятельность. В процессе исторического развития человеческого общества создаются предпосылки для укрепления экономической свободы – возможности индивида реализовать свои интересы и способности путем активной деятельности в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Такая система предполагает существование многоукладной экономики, т. е. комбинирование государственной, частной, акционерной, муниципальной и других видов собственности. Каждому предприятию, фирме, организации предоставляется право самим решать что, как и для кого производить. При этом они ориентируются на спрос и предложение, а свободные цены возникают в результате взаимодействия многочисленных продавцов с многочисленными покупателями. Свобода выбора, частный интерес формируют отношения конкуренции. Одной из главных предпосылок чистого капитализма выступает личная выгода всех участников экономической деятельности, т. е. не только капиталиста-предпринимателя, но и наемного работника.

4. Смешанная экономика – экономическая система с элементами других экономических систем. Данная система оказалась наиболее гибкой, приспособленной к изменяющимся внутренним и внешним условиям. Основные черты данной экономической системы: обобществление и огосударствление части хозяйства в национальном и интернациональном масштабах; экономическая деятельность на базе количественной частной и государственной собственности ; активное государство. Государство выполняет следующие функции:

  1. поддерживает и облегчает функционирование рыночной экономики (защита конкуренции, создание законодательства);
  2. усовершенствует механизмы функционирования экономики (перераспределение доходов и богатства), регулирует уровень занятости, инфляции и т. п.;
  3. решало следующие задачи по стабилизации экономики:

    а) создание устойчивой денежной системы;
    б) обеспечение полной занятости;
    в) снижение (стабилизация) уровня инфляции;
    г) регулирование платежного баланса;
    д) максимально возможное сглаживание циклических колебаний.

Все перечисленные выше типы экономических систем существуют не отдельно, а находятся в постоянном взаимодействии, образуя при этом сложную систему мирового хозяйства.

Статьи по теме