Бюджетные обязательства в 1с. Организуем правильно учет принятых обязательств. Чем бюджетные обязательства отличаются от денежных

Данная статья посвящена теме ведения учета данных по денежным обязательствам в программе «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» . В этой теме мы рассмотрим особенности ведения такого учета, включая случаи перерегистрации и изменения объема обязательств, а также расскажем о том, как сформировать регистры учета в данной программе.

Учет принятых денежных обязательств

1С: Предприниматель 8

Программа "1С:Предприниматель 8" - создана для ведения бухгалтерского учета и составления отчетности индивидуальными предпринимателями ИП, ЧП, ПБОЮЛ. Программа позволяет вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальных предпринимателей, являющихся плательщиками налога на доходы физических лиц (НДФЛ).


1С: Предприятие 8 Лицензии.

При необходимости работать с программой 1С более чем на одном компьютере (это может быть локальная сеть), а также при работе в одной базе 1С, возникает необходимость купить лицензии 1С. Лицензии 1С - это дополнительные ключи защиты программ 1С, которые покупаются отдельно и дают право пользоваться на несколько компьютеров.


с изменениями от 28.09.2018

Бухгалтеры казенных учреждений постоянно сталкиваются с такими понятиями, как бюджетные и денежные обязательства. Как их правильно принимать и корректировать? Какую роль в этом процессе играет Казначейство РФ?

В данной статье мы рассмотрим бюджетные и денежные обязательства, а также процедуры, связанных с их исполнением.

Что такое бюджетные и денежные обязательства?

Как принимать бюджетные и денежные обязательства?

Реализация бюджетных и денежных обязательств в казенных учреждениях проходит в несколько этапов.

Бюджетные обязательства принимаются в пределах ЛБО и (или) бюджетных ассигнований путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, а также иных договоров с физическими и (или) юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, или заключенными в соответствии с законами, иными нормативно-правовыми актами, соглашениями (ст. 162 , п. 3 ст. 219 БК РФ). Поэтому основаниями для принятия бюджетных обязательств, например, являются такие документы как: заключенный контракт, договор, авансовый отчет, расчетная ведомость, расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных средств и т.д.

Денежные обязательства, как правило, появляются после того, как учреждение принимает бюджетные обязательства. Однако порядок возникновения денежных обязательств может варьироваться в зависимости от положений учетной политики казенного учреждения. Иногда денежное обязательство может быть принято перед бюджетным.
Денежные обязательства принимаются по факту появления условий, которые требуют от учреждения выполнить принятые бюджетные обязательства. Основания для принятия: акт выполненных работ, оплата аванса поставщику, товарная накладная, платежная ведомость, счет-фактура и иные документы, подтверждающие факт возникновения денежных обязательств.

Таким образом, в рамках формирования учетной политики казенного учреждения должен быть определен перечень документов - оснований для отражения принятых обязательств на счете 502 00 "Обязательства" (п. 318 Инструкции N 157н). В данный перечень могут быть включены документы, не относящиеся к первичным (счета, универсальные передаточные документы, приказы о направлении в командировку и т.п.). При разработке перечня можно учесть, в частности, положения Приложения N 4.1 к приказу Минфина России от 30.12.2015 N 221н .

Предположим, в декабре текущего года до учреждения доводят ЛБО на следующий финансовый год. Затем учреждение принимает бюджетные обязательства в следующем порядке:

  • по статьям, на которые не требуется заключать контракты, на основании доведенных лимитов;
  • по статьям, на которые требуется заключить контракты, по стоимости этих контрактов

После этого учреждение может перейти к исполнению бюджетных и денежных обязательств.

Как корректировать принятые бюджетные и денежные обязательства?

Нередко после выполнения договорных обязательств может измениться сумма принятых бюджетных и денежных обязательств за поставленные материальные ценности, оказанную услугу (выполненную работу). В этом случае учреждению необходимо принять меры по корректировке принятых обязательств.

Если, например, услуги оказаны на меньшую сумму, чем предполагалось, необходимо составить дополнительное соглашение и скорректировать бюджетные обязательства методом "Красное сторно" на соответствующую сумму.

В обратном случае, если сумма оказанных услуг по договору оказалась больше и учреждение подтвердило факт получения услуг актами приема-передачи или другими документами, необходимо составить дополнительное соглашение на увеличение цены договора, увеличить бюджетные обязательства и, следовательно, доначислить сумму обязательств по данному договору.

Однако следует иметь в виду, что такой вариант возможен только тогда, когда у учреждения есть неизрасходованный остаток ЛБО. Это связано с тем, что принятие бюджетных обязательств сверх доведенных лимитов недопустимо.

Обратите внимание: изменение цены контракта, как и изменение объемов оказываемых по контракту работ (услуг), должно происходить в соответствии с действующими нормами федерального законодательства, в частности с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ .

Роль казначейства в исполнении обязательств

Если у казенного учреждения появляются те или иные обязательства, оно обязано их исполнить. Для того, чтобы это осуществить, необходимо пройти через процедуру санкционирования оплаты денежных обязательств. По своей сути, санкционирование - это разрешительная надпись (акцепт), осуществляемая казначейскими органами после проверки документов (см. п. 5 ст. 219 , п. 5 ст. 267.1 БК РФ).

Таким образом, за санкционирование отвечает Казначейство России. В это ведомство учреждение предоставляет документы, подтверждающие факт возникновения денежного обязательства. Порядок санкционирования денежных обязательств для получателей средств федерального бюджета рассмотрен в приказе Минфина России от 17.11.2016 N 213н . Согласно п. 5 ст. 219 БК РФ , порядок санкционирования для получателей средств регионального и местного бюджетов разрабатывают финансовые органы публично-правового образования. В нем устанавливаются документы, необходимые для подтверждения возникновения бюджетных и денежных обязательств.

Только после получения отметки, подтверждающей санкционирование, учреждение может исполнить свои обязательства. При этом важно подтвердить свои действия платежными документами, согласно пункту 6 статьи 219 БК РФ .

Отражение бюджетных и денежных обязательств в учете

Как показывает практика, для некоторых бухгалтеров ведение учета по бюджетным и денежным обязательствам становится камнем преткновения. Бюджетный учет по данным обязательствам ведется на следующих счетах:

  • Учет бюджетных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 140 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 01 000 "Принятые обязательства".
  • Учет денежных обязательств казенного учреждения ведется в соответствии с пунктом 141 Инструкции, утв. приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н на счете 0 502 02 000 "Принятые денежные обязательства".

Обратим пристальное внимание на то, что неотражение показателей принятых обязательств на счетах санкционирования расходов ведет к искажению бюджетной отчетности и, как следствие, признанию такой отчетности недостоверной. Данный факт, в свою очередь, может являться основанием для привлечения к ответственности в соответствии с нормами КоАП РФ и наложению штрафов.

Отвечаем на Ваши вопросы

>Вопрос: Подскажите, пожалуйста, проводки для казенного учреждения в 2018 году при отражении бюджетного обязательства на основании заключенного договора с единственным поставщиком услуг? Нужно ли применять счет 50217?

Ответ: Указанная операция отражается следующей бухгалтерской записью: Дебет 1 501 13 000 Кредит 1 502 11 000.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

В связи с Письмом Минфина РФ от 29.05.2012 №02-03-09/1907 о применении Приказа Минфина России от 19.09.2008 №98н после 01.07.2012 необходимо с 01.07.2012 выгружать в письменном (по форме 0531702) и электроном виде сведения о принятых бюджетных обязательствах (сведения о договорах).

Для регистрации бюджетных обязательств (далее БО) в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8.2» используется документ «Принятое бюджетное обязательство». Данный документ можно найти в меню «Санкционирование» - «Поставленные на учет обязательства». Для выгрузки в казначейство в электроном виде сведений о принятом БО необходимо заполнить и провести документ «Сведения о принятом бюджетном обязательстве». Данный документ не вынесен в головное меню программы; его можно выбрать из списка «Операции» - «Документы».

Документ может быть создан как новый с заполнением всех реквизитов, так и на основании элемента справочника «Договоры и иные основания возникновения обязательств». После проведения по кнопке «Форма 0531702» можно вывести на печать сведения о принятом бюджетном обязательстве.

Для выгрузки сведений в электронный файл и последующей отправки в казначейство воспользуемся обработкой «Обмен данными с казначейскими системами и учреждениями банка».

Для выгрузки сведений о БО необходимо использовать формат обмена с ОФК/УФК (версия альбома 8.2). Если у вас стоит формат обмена версии 8.0 и ниже, необходимо загрузить последнюю версию альбома. Такой формат обмена можно найти в последних релизах конфигурации, на дисках ИТС, пользовательском сайте ИТС.

Далее при заполнении документа на экспорт в «Настройке формата» необходимо сделать исправление в таблице «Объекты и форматы экспорта». В ячейке «Формат» строки «Сведения о принятом бюджетном обязательстве» нужно выбрать значение TXBN 120312. Далее заполнять документ на экспорт в обычном порядке.

После экспорта программа выгрузит файл с расширением *.BN6, этот файл необходимо прикрепить к основному документу сведений о БО в вашей программе для обмена с казначейством.

Чтобы оплатить расходы, казенные учреждения принимают и исполняют бюджетные и денежные обязательства. Такие операции относят к санкционированию расходов бюджета. О том, как учитывать бюджетные обязательства - читайте в статье.

Бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году.

Расходы бюджета санкционируют органы Казначейства России. Делают это, чтобы проконтролировать целевое и эффективное использование бюджетных средств.

Санкционирование расходов бюджета проходит четыре этапа:

Что сделать на каждом этапе

1. Принять и учесть бюджетные и денежные обязательства

Получатель бюджетных средств (ПБС) заключает госконтракты и соглашения, формирует Сведения о бюджетном обязательстве (ф. 0506101) и подает их в орган Казначейства России. После этого или одновременно ПБС заполняет Сведения о денежном обязательстве (ф. 0506102). Их направляют в орган Казначейства вместе с документами для оплаты госконтракта. Формировать Сведения (ф. 0506102) может и сам орган Казначейства. Бухгалтер отражает бюджетные и денежные обязательства в учете

2.Подтвердить денежные обязательства

ПБС формирует и подает в орган Казначейства заявку на кассовый расход, которая подтверждает обязанность оплатить денежное обязательство

3. Санкционировать оплату денежных обязательств

Специалисты органа Казначейства России проверяют заявку на кассовый расход и ставят отметку, которая разрешает санкционировать оплату денежного обязательства

4. Подтвердить исполнение денежных обязательств

Орган Казначейства оплачивает обязательство с единого счета бюджета. В выписке из лицевого счета ПБС проходит кассовый расход.

ПБС принимает бюджетные обязательства, когда заключает госконтракты или другие договоры с организациями и гражданами. Обязательства принимайте в пределах суммы лимитов бюджетных обязательств (ЛБО), которую распорядитель утвердил и довел до учреждения.

Без выделенных ЛБО нельзя планировать и начинать закупки. Но есть исключения.

Если ПБС исполняет публичные нормативные обязательства, их принимают в пределах доведенных бюджетных ассигнований.

Учет операций по санкционированию расходов бюджета отражайте на счетах:

501.00 «Лимиты бюджетных обязательств» – постановку на учет лимитов бюджетных обязательств;
503.00 «Бюджетные ассигнования» – принятие к учету бюджетных ассигнований;
502.00 «Обязательства» – учет бюджетных и денежных обязательств.

При этом в 22-м разряде номера счета укажите код аналитического учета соответствующего финансового года:

1– текущий;
2– очередной;
3– второй год, следующий за текущим;
4– третий год, следующий за текущим;
9– иной очередной год за пределами планового периода.

Процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам. Бюджетные и денежные обязательства ставьте на учет в органах Казначейства. Для получателей средств федерального бюджета Порядок установлен приказом Минфина России № 221н.

Учет бюджетных и денежных обязательств ведите по документам, которые подтверждают их принятие. Перечень документов смотрите в таблице (утвержден приказом Минфина России № 221н).

В текущем финансовом году обязательства принимайте с учетом принимаемых, принятых и неисполненных обязательств прошлых лет.

К принятым бюджетным обязательствам текущего финансового года отнесите расходные обязательства, которые будут исполнены в текущем году. Также к ним отнесите бюджетные обязательства прошлых лет, которые приняты, но не исполнены.

Учет принятых бюджетных обязательств ведите на основании подтверждающих документов. Принимайте к учету бюджетные обязательства только в пределах доведенных до них ЛБО или бюджетных ассигнований.

В бюджетном учете отразите обязательства:

По выплате зарплаты (денежного содержания, вознаграждения, довольствия) сотрудникам – в объеме утвержденных на год ЛБО;
по выплате сотрудникам, госслужащим, военнослужащим, иным категориям работников командировочных расходов, иных выплат (в т. ч. суточных, разъездных и т. п.) в соответствии с трудовыми договорами, служебными контрактами – в сумме начисленных обязательств или выплат;
по публичным нормативным обязательствам перед физическими лицами – в сумме начисленных публичных нормативных обязательств (выплат);
по перечислению обязательных платежей в бюджет: налогов, сборов, пошлин, взносов и других выплат – в сумме начисленных платежей;
по субсидиям организациям, предпринимателям и гражданам – производителям товаров, работ, услуг по нормативно-правовым актам, бюджетным и автономным учреждениям: – в сумме заключенных договоров (соглашений) о предоставлении субсидии – если иное основание не предусмотрено нормативно-правовыми актами; – в объеме ЛБО соответствующего бюджета на указанные цели – если договоры или соглашения не заключены;
по другим расходным обязательствам – в сумме обязательств, которые подтверждены документами.

Чтобы принять обязательства, отразите их на счетах:

502.01 «Принятые обязательства»;
502.07 «Принимаемые обязательства»;
502.09 «Отложенные обязательства».

Рассмотрим в таблице, в каких случаях применять счета для учета обязательств:

Виды расходов

На каком счете отражать обязательство

Контракты (договоры), которые заключены по итогам конкурентных процедур: аукционов, конкурсов, запросов предложений и котировок

В момент размещения извещения о закупке в ЕИС отразите на счете 502.07. А после того как вы заключили контракт - перенесите на счет 502.01

Зарплата, налоги, другие выплаты, в том числе по контрактам (договорам), заключенным с единственным поставщиком

Расходы отразите на счете 502.01

Расходы, по которым создают резервы предстоящих расходов

Суммы созданных резервов отразите на счете 502.99. А когда вы используете резерв - перенесите его на счет 502.01

Денежные обязательства отражайте на счете 502.02 «Принятые денежные обязательства».

Оплату денежных обязательств проводите в пределах доведенных:

Бюджетных ассигнований – по публичным нормативным обязательствам;
ЛБО – по остальным денежным обязательствам.

По расчетам с контрагентами (кроме расчетов с подотчетными лицами и по платежам в бюджет) обязательства принимайте в разрезе получателей авансовых платежей на основании:

Данных аналитических счетов счета 206.00 (разница дебетовых и кредитовых оборотов) – авансовые платежи по принятым бюджетным обязательствам за минусом произведенных возвратов указанных авансов. Не включайте остатки выданных авансов (числящихся на начало периода) по счету 1.206.00.000 и кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты за текущий период;
кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00 – начисленные (принятые) денежные обязательства, подлежащие исполнению в текущем финансовом году. Не включайте кредитовые и дебетовые обороты, отражающие изменение кредиторской задолженности по принятым в текущем периоде денежным обязательствам в счет авансовых платежей прошлых лет;
дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 302.00, счета 304.02, счета 304.03 – денежные обязательства прошлых лет, исполненные в текущем периоде.

По расчетам с подотчетными лицами (в разрезе подотчетных лиц) принимайте обязательства на основании:

Данных по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 (дебетовые обороты минус кредитовые обороты) – полученные подотчетными лицами денежные средства за минусом возврата выданных в текущем периоде авансовых платежей. Способ выплаты средств значения не имеет;
дебетовых оборотов по соответствующим аналитическим счетам счета 208.00 – полученные подотчетными лицами в текущем периоде денежные средства в возмещение перерасходов прошлых лет.

Не включайте остатки выданных авансов, которые числятся на начало отчетного года по счету 208.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

По обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы (в разрезе платежей) принимайте на основании:

Кредитовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.730–1.303.13.730) – начисленные в текущем периоде платежи – налоги, сборы, пошлины, взносы и иные обязательные платежи;
дебетовых оборотов соответствующих аналитических счетов счета 303.00 (1.303.02.830–1.303.13.830) – обязательства по перечислению платежей прошлых лет, которые числятся на начало текущего года, исполненные в текущем периоде.

Не учитывайте показатели расчетов по излишне перечисленным платежам, которые числятся на начало текущего периода по счету 303.00, а также кредитовые обороты, изменяющие указанные расчеты.

Расходы на обслуживание долговых обязательств принимайте на основании аналитических данных по соответствующим счетам счета 301.00 в сумме:

Кредитовых оборотов – начисленные (принятые) в текущем периоде обязательства, которые подлежат исполнению в текущем финансовом году;
дебетовых оборотов – исполненные в текущем периоде обязательства прошлых лет по расходам на обслуживание долговых обязательств.

Возникновение денежных обязательств отражайте в учете на основании подтверждающих документов. Например, это:

Накладная, акт приемки-передачи, счет-фактура – при поставке товаров;
акт выполненных работ (оказанных услуг), счет, счет-фактура – если выполнены работы или оказаны услуги;
исполнительный документисполнительный лист, судебный приказ;
другие предусмотренные законодательством документы, которые подтверждают возникновение денежных обязательств. Например, универсальный передаточный акт.

Принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений в сторону увеличения или уменьшения отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на основании документов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг:

На текущий финансовый год

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

На очередной финансовый год

КРБ.1.502.21.000

КРБ.1.502.22.000

Уменьшение принятых денежных обязательств в текущем году

Методом «красное сторно»

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

000 - код КОСГУ, если по нему детализирована бюджетная смета и доведены лимиты. Если же лимиты доведены по видам расходов - указывайте нули.

Пример, как отразить в бухучете принятые в текущем финансовом году бюджетные и денежные обязательства:

В январе казенное учреждение «Альфа» разместило извещение о проведении электронного аукциона на закупку оборудования. НМЦК контракта – 580 000 руб. По итогам аукциона «Альфа» заключила контракт с ОАО «Производственная фирма "Мастер"» на сумму 560 000 руб.

Согласно учетной политике учреждение «Альфа» принимает к учету обязательства:

Принимаемые – на основании извещения о закупке конкурентным способом, размещенного в ЕИС;
принятые – на основании заключенного контракта;
денежные – на основании товарной накладной, подтверждающей переход права собственности на имущество.

Смета учреждения по КОСГУ не детализирована. В бухучете бухгалтер «Альфы» принял обязательства проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Сумма, руб.

В день размещения извещения о закупке

Отражено принимаемое обязательство (основание - извещение о проведении электронного аукциона)

КРБ.1.501.13.000

КРБ.1.502.17.000

В день подписания контракта

Скорректировано принимаемое обязательство на сумму экономии по результатам электронного аукциона

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.501.13.000

Принято обязательство (основание - контракт поставки)

КРБ.1.502.17.000

КРБ.1.502.11.000

Приняты денежные обязательства (основание - товарная накладная и акт приема-передачи оборудования)

КРБ.1.502.11.000

КРБ.1.502.12.000

Сформированный журнал операций выглядит следующим образом:

Хозяйственная операция

Сумма, руб.

Доведены ЛБО

1 501 15 310 1 501 15 340 1 501 15 226 1 501 15 212 1 501 15 211

1 501 13 310 1 501 13 340 1 501 13 226 1 501 15 212 1 501 15 211

300 000 500 000 250 000 125 000 250 000

Отражены принимаемые бюджетные обязательства по конкурсным процедурам

1 501 13 310 1 501 13 340

1 502 17 310 1 502 17 340

Заключены контракты по результатам конкурсных процедур

Выявлена экономия по результатам конкурсных процедур

Заключены контракты без применения конкурсных процедур

1 501 13 340 1 501 13 226

1 502 11 340 1 502 11 226

Выплачен аванс поставщику по основным средствам

Отражена сумма денежных обязательств на сумму аванса

Поступили основные средства от поставщика

Произведен зачет аванса

Отражена оставшаяся сумма денежных обязательств

Поступили материалы от поставщика

Оплачены материалы поставщику

Выдана подотчетная сумма

Отражены бюджетные обязательства по подотчетным суммам

Отражены денежные обязательства по подотчетным суммам

Выплачена заработная плата сотрудникам

1 302 11 830 1 501 13 211 1 502 11 211

1 304 05 211 1 502 11 211 1 502 12 211

100 000 100 000 100 000

Проследите за тем, чтобы оплата контрактов проходила по тем кодам видов расхода, по которым приняты лимиты бюджетных обязательств. Иначе в строках 11 и 12 отчета будут показатели с показателями «минус». А при сдаче отчета выйдет протокол с критической ошибкой.

Пример. Бухгалтер казенного учреждения в первом полугодии начислил зарплату персоналу на сумму 220 тыс. руб.:

Кроме того, учреждение заключило договор на поставку объектов основных средств по КВР 242 – 200 тыс. руб., по КВР 244 – 320 тыс. руб. Были приняты лимиты бюджетных обязательств: – КВР 121 – 500 тыс. руб.; – КВР 242 – 300 тыс. руб.; – КВР 244 – 700 тыс. руб. Однако ошибочно вся оплата прошла по КВР 242. При формировании отчета по форме 0503128 вышла пересортица. И при загрузке на сайт органа казначейства вышел протокол с наличием критической ошибки.

В отдельном порядке выделяются публичные, публичные нормативные и денежные обязательства.

Это обусловленные законом, иным нормативным правовым актом расходные обязательства публично-правового образования перед физическим или юридическим лицом, иным публично-правовым образованием, подлежащие исполнению в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный указанным законом, актом порядок его определения (расчета, индексации).

Финансовое обеспечение на исполнение публичных обязательств до учреждений доводите в виде ЛБО (в пределах полученных бюджетных ассигнований). Такие средства финансового обеспечения не включаются в нормативные затраты на оказание государственных услуг в соответствии с госзаданием.

Пример отражения в бюджетном учете доведения лимитов бюджетных обязательств по переданным полномочиям до подведомственных учреждений:

Министерство передает полномочия по осуществлению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме, на социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, соответствующим бюджетным (автономным) учреждениям.

Общий объем лимитов бюджетных обязательств, доведенных министерству на указанные цели, составляет 12 000 000 руб.

Бухгалтер сделал в учете следующие проводки:

Дебет КРБ.1.501.11.262 Кредит КРБ.1.501.12.262
– 12 000 000 руб. – доведены суммы лимитов бюджетных обязательств министерству;
Дебет КРБ.1.501.12.262 Кредит КРБ.1.501.14.262
– 12 000 000 руб. – переданы суммы лимитов бюджетных обязательств образовательным учреждениям.

Как бюджетному учреждению отразить публичные обязательства Бюджетные и автономные учреждения могут получить полномочия по исполнению публичных нормативных обязательств от имени органов власти. Например, материальное обеспечение детей-сирот.

Финансовое обеспечение этих полномочий доводят в порядке, установленном:

Для учреждений субъектов РФ – органами исполнительной власти субъектов РФ;
для муниципальных учреждений – органами местного самоуправления;
для федеральных учреждений – постановлением Правительства РФ № 590.

Для исполнения публичных нормативных обязательств перед гражданами учреждению нужно открыть лицевой счет для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств (код лицевого счета – 14) (п. 5 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ, п. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ № 590).

Операции по исполнению публичных нормативных обязательств перед гражданами бюджетные и автономные учреждения отражают в бюджетном учете и отчетности. Для этого используйте Инструкцию №162н. Такие операции отражайте в отдельных регистрах бухучета (главной книге).

Финансовое обеспечение публичных нормативных обязательств до учреждений доводят в виде лимитов бюджетных обязательств (ЛБО). Такие средства финансового обеспечения не включают в нормативные затраты на оказание госуслуг в соответствии с госзаданием.

В учете ЛБО учитывайте по коду вида финансового обеспечения (КФО) – 1 «Деятельность, осуществляемая за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетная деятельность)» (п. 21 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Полученные ЛБО (независимо от типа учреждения) отразите на счете 1.501.05.000 «Полученные лимиты бюджетных обязательств» (п. 136 Инструкции № 162н). Аналитический учет операций по счету ведите в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062) (п. 129 Инструкции № 162н).

К таковым относят публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.

Исключение составляют выплаты физическому лицу, предусмотренные статусом государственных (муниципальных) служащих, а также лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, работников бюджетных учреждений, военнослужащих, проходящих военную службу по призыву (обладающих статусом военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), лиц, обучающихся (воспитанников) в государственных (муниципальных) образовательных учреждениях.

Денежные обязательства предусматривают обязанность получателя бюджетных средств уплатить бюджету, физическому и юридическому лицам за счет средств бюджета определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями закона, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

В прошлом номере журнала* мы рассматривали положения, регламентирующие порядок учета принятых денежных обязательств государственными (муниципальными) учреждениями. Из этой статьи вы узнаете, каким образом вести учет данных обязательств в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8», в том числе при изменении их объема и перерегистрации, а также как сформировать в программе регистры учета.


Учет принятых денежных обязательств

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» учет денежных обязательств ведется на счетах:

  • 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год»;
  • 502.22 «Принятые денежные обязательства на первый год, следующий за текущим (на очередной финансовый год)»;
  • 502.32 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за текущим (на первый год, следующий за очередным)»;
  • 502.42 «Принятые денежные обязательства на второй год, следующий за очередным».

Согласно Инструкции по применению ЕПСБУ по счетам 502.12, 502.22, 502.32, 502.42 установлено ведение аналитического учета в разрезе принятых обязательств (по субконто Принятые обязательства типа Справочник ), видов расходов (по субконто КЭК типа Справочник Коды экономической классификации (КЭК) ) и лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник ), а также по видам финансового обеспечения деятельности (КФО) и классификационным признакам счетов (КПС) согласно структуре рабочего плана счетов учреждения.

Для счетов установлен номер журнала операций «9». Это значит, что в проводках по счету будет установлен номер журнала операций 9, операции по счету будут отражаться в Журнале по санкционированию № 9.

Регистрация денежных обязательств

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для отражения на счетах бухгалтерского учета сумм принятых учреждением денежных обязательств текущего года применяется документ .

Документ может быть введен как самостоятельно, так и на основании документов:

  • Покупка материалов (в пути);
  • Покупка материалов;
  • Покупка ОС (в пути);
  • Покупка ОС, НМА;
  • Покупка НПА;
  • Аванс подотчетному лицу;
  • Отражение зарплаты в учете;
  • Услуги сторонних организаций;
  • Принятие ОС со счета 107 на счет 106;
  • Таможенная декларация по импорту.

При вводе на основании большинство реквизитов заполняются автоматически из документа-основания. Также автоматически заполняется реквизит Основание , в котором указывается соответствующий документ-основание.

Останется лишь указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета , на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства (рис. 1).

Рис. 1

Таким образом, если в программе зарегистрирован факт поступления товаров, работ, услуг, то документ «Принятое денежное обязательство» может быть введен на основании документов поступления.

Также бухгалтерские записи по принятию денежных обязательств могут формироваться при проведении указанных выше документов, которыми регистрируется поступление товаров, работ, услуг.

Способ регистрации денежных обязательств - формировать автоматически или нет проводки или документы Принятое денежное обязательство - задается в Настройках параметров учета (меню Бухгалтерский учет - Настройка параметров учета , интерфейс Полный ) на закладке Ввод ден. обязательств .

Обратите внимание! Если по соответствующему обязательству (элементу справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств ) уже зарегистрировано денежное обязательство (ДО) на сумму аванса, то в автоматически сформированном документе Принятое денежное обязательство следует уменьшить суммы на сумму ДО по авансу.

Для регистрации денежного обязательства на сумму аванса, предусмотренного по условиям договора, а также в других случаях документ Принятое денежное обязательство вводится самостоятельно.

При вводе нового документа Принятое денежное обязательство Дата документа устанавливается равной рабочей дате программы, она может быть изменена. Номер документа присваивается автоматически при записи документа.

Учреждение - указывается учреждение, принявшее обязательство.

Если учет ведется в разрезе Источников финансового обеспечения (балансов) , для формирования проводок следует указать вид Источника финансового обеспечения (ИФО) .

В документе предусмотрено оформление одной операции - Принятие денежного обязательства текущего года . В соответствии с ней указываются корреспондирующие счета, которые будут отражены в проводках, формируемых при проведении документа:

  • Счет дебета - 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год»;
  • Счет кредита - 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год».

В документе следует указать реквизиты первичного документа - основания для принятия денежного обязательства и сумму обязательства в разрезе видов расходов (рис. 2).

Рис. 2

Как было отмечено выше, в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год», также как и по счету 502.11 «Принятые обязательства на текущий финансовый год» ведется аналитический учет по лицевым счетам (по субконто Разделы лицевых счетов типа Справочник ). Это позволяет отследить всю цепочку исполнения сметы (плана ФХД) от доведенных ЛБО (утвержденных сметных, плановых назначений) до проведения кассовой выплаты.

Поэтому в документе Принятое денежное обязательство следует указать Лицевой счет и Раздел лицевого счета , на которых будет отражено кассовое выбытие по исполнению денежного обязательства.

В таблице указываются:

  • КФО - выбрать код финансового обеспечения обязательства;
  • Раздел лицевого счета - выбрать раздел лицевого счета, по которому учитывается принятое обязательство;
  • КПС, КЭК - указать коды бюджетной классификации и КОСГУ, по которым принимается обязательство;
  • Договор или иное основание возникновения обязательств - из соответствующего справочника выбрать основание принятия денежного обязательства.

Если в учреждении ведется дополнительная аналитика по целям, мероприятиям, дополнительной классификации, следует включить видимость реквизитов Код цели, Код мероприятия, Дополнительная классификация (пункт Настройка списка контекстного меню).

Сумма на текущий год - соответствующая указанному виду расходов сумма принятого денежного обязательства на текущий финансовый год.

В информационной строке Итого подсчитывается итог таблицы, который рекомендуем сравнить с суммой аванса или документа-основания для принятия денежного обязательства.

Заполненный правильно документ следует записать (кнопка Записать ) и провести (кнопки ОК или Провести ).

При проведении документа формируются бухгалтерские записи по принятию денежного обязательства в уменьшение принятого обязательства текущего года:

Дебет 0.502.11.000 Кредит 0.502.12.000

Из документа программа формирует бухгалтерскую справку (ф. 0504833) (кнопка Бухгалтерская справка ). По авансовым платежам документ Принятое денежное обязательство может быть введен на основании договора (элемента справочника Договоры и иные основания возникновения обязательств ), в котором предусмотрен аванс - зарегистрирован документ План-график финансирования обязательства с суммой аванса *.

Примечание : Подробнее об отражении в программе принятия денежных обязательств (формировании проводок по принятию денежных средств) вы сможете прочитать в следующих номерах журнал.

Изменение объема денежных обязательств

Согласно пункту 311 Инструкции по применению ЕПСБУ суммы изменений объема денежных обязательств учреждения, принятых в текущем финансовом году, отражаются по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 050201000 «Принятые обязательства» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 050202000 «Принятые денежные обязательства». При этом сумма уменьшений принятых денежных обязательство отражается способом «красное сторно».

Для отражения в программе изменения объема денежных обязательств надо ввести новый документ Принятое денежное обязательство . Новый документ удобно создавать копированием документа Принятое денежное обязательство , сумму которого требуется изменить (см. рис. 3).

Рис. 3

Для увеличения суммы принятого денежного обязательства в новом документе следует ввести сумму увеличения. Для уменьшения суммы принятого денежного обязательства в новом документе следует ввести сумму уменьшения со знаком минус.

Перерегистрация денежного обязательства

Согласно пункту 310 Инструкции по применению ЕПСБУ операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения (далее - обязательства учреждения), принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и неисполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).

Если денежное обязательство было принято, но в текущем году не исполнено, после перерегистрации неисполненной части обязательства в новом году следует перерегистрировать и денежное обязательство в объеме, запланированном к исполнению.

В программе для этого можно скопировать соответствующий документ «Принятое денежное обязательство» и при необходимости скорректировать его сумму.

Формирование регистров учета принятых денежных обязательств

Журнал по санкционированию

Согласно пункту 314 Инструкции по применению ЕПСБУ учет операций с принятыми учреждением денежными обязательствами осуществляется в Журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов), установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета, предусмотренных для соответствующего типа учреждений Инструкцией по применению Плана счетов .

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» отражаются в отчете Журнал операций , который позволяет сформировать Журнал по санкционированию по форме 0504071 .

Форма 0504071 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Согласно Методическим указаниям по формированию Журналов операций (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) журналы операций (ф. 0504071) формируются на основании единой формы документа, в которую записываются наименование и номер создаваемого документа.

Для формирования Журнала по санкционированию в настройке параметров отчета Журнал операций следует указать номер журнала - 9.

Следует отметить, что Методические указания по формированию Журналов операций не содержат отдельных указаний по формированию Журнала по санкционированию .

Поскольку по счету 502.12 «Принятые денежные обязательства на текущий финансовый год» установлено ведение учета в разрезе разделов лицевых счетов, отчет можно получать отдельно по определенному лицевому счету (разделу лицевого счета), установив в качестве разделителя операций субконто Разделы лицевых счетов .

Также для журнала № 9 можно установить вывод раздела лицевого счета в графе Наименование , установив в качестве показателя субконто Разделы лицевых счетов .

Журнал операций № 9 по санкционированию можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 4).

Рис. 4

Выполненную настройку варианта отчета можно сохранить с помощью кнопки Сохранить настройки отчета для последующего использования. Сохраненную настройку можно применить с помощью кнопки Загрузить настройки отчета .

Журнал учета принятых обязательств

Аналитический учет принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) ведется в Журнале учета принятых обязательств , в разрезе видов расходов (выплат), предусмотренных сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения. Такая норма содержится в пункте 320 Инструкции по применению ЕПСБУ.

Форма Журнала учета принятых обязательств 0504064 и порядок ее заполнения установлены приказом Минфина России от 15.12.2010 № 173н.

Согласно приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н форма 0504064 называется «Журнал регистрации обязательств».

Согласно Методическим указаниям по формированию регистров учета (пункт 3 Приложения 5 к приказу Минфина России от 15.12.2010 № 173н) Журнал регистрации обязательств (ф. 0504064) применяется учреждением для учета обязательств (денежных обязательств) текущего финансового года.

В Журнале учета принятых обязательств (ф. 0504064) указывается основание для принятия обязательства (денежных обязательств) (наименование, номер и дата документа), номер счета бухгалтерского учета и сумма (в рублях, в иностранной валюте), дата постановки обязательства (денежного обязательства) на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» для формирования Журнала учета принятых обязательств применяется отчет (меню Бухгалтерский учет -> Регламентированные регистры бухгалтерского учета -> Журнал регистрации обязательств ).

Журнал регистрации обязательств можно формировать отдельно по счету 502.12. Для этого счет надо включить в отбор (см. рис. 5).,

Рис. 5

В сформированном отчете отражаются основание для принятия денежного обязательства-наименование, дата и номер договора, контракта (элемента справочника Договоры и иные основания для принятия обязательств ), номер счета бухгалтерского учета, на котором отражено денежное обязательство, сумма денежного обязательства, дата постановки денежного обязательства на учет и дата снятия с бухгалтерского учета.

В качестве суммы принятого денежного обязательства указывается сумма проведенных документов Принятое денежное обязательство , зарегистрированных в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» по данному основанию в периоде формирования данного отчета.

В качестве даты постановки денежного обязательства на учет указывается дата соответствующего документа Принятое денежное обязательство .

Если по основанию для принятия обязательства зарегистрировано более одного документа Принятое денежное обязательство , например, на сумму аванса и на сумму окончательного расчета за поставленные товарно-материальные ценности (выполненные работы, оказанные услуги), то будет показана дата первого по времени документа Принятое денежное обязательство .

В качестве даты снятия денежного обязательства с бухгалтерского учета указывается дата кассового выбытия - дата проведения соответствующего документа (документов) (рис. 6).

Рис. 6

В графе Примечание указываются даты и суммы документов по исполнению соответствующего денежного обязательства.

Строки графы Примечание программа позволяет расшифровать. Сделать это можно двойным щелчком левой клавиши мыши: открывается соответствующий документ Заявка на кассовый расход, Платежное поручение, Кассовое выбытие .

Также по счету 502.12 можно формировать любые стандартные отчеты.

В программе предусмотрено отражение данных по счету 50202 при автозаполнении регламентированных отчетов «Ф. 0503128, Отчет о принятых бюджетных обязательствах», «Ф. 0503138», Отчет о принятых расходных обязательствах по приносящей доход деятельности» и «Ф. 0503738, Отчет об обязательствах, принятых учреждением».

Статьи по теме