Автоматизированная система контроля ндс 2. АСК НДС: принцип работы сервиса ФНС для поиска незаконных вычетов НДС. Отраслевой подход усиливают

Налогоплательщики сдают электронные декларации по НДС , содержащие показатели книги покупок и книги продаж. В 2015 году ФНС запустила ПК АСК НДС-2 для контроля деклараций.


Справка

Аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». В конце 2013 года ФНС впервые запустили ПК АСК НДС-1.
С этого момента ФНС берет под контроль данные об операциях, облагаемых НДС.
Через год ФНС отчиталась о двойном сокращении неправомерных попыток возместить налог, что добавило бюджету 102 млрд. рублей. В начале 2015 года ФНС запустила вторую версию программы АСК НДС-2.

Работа ПК АСК НДС-2 направлена на выявление организаций, не уплачивающих НДС и не отражающих соответствующие начисления налога в налоговой декларации.
Вся информация накапливается в системе Big data , которая используется для обработки данных ПК АСК НДС-2.
Таким образом, все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу ( ЦОД ФНС России в Дубне).
Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара.

Big Data (Большие данные) - система обработки огромных объёмов данных, сформировавшаяся в конце 2000-х годов, альтернативная традиционной системе управления базами данных (СУБД) .

Определяющие характеристики Больших данных (Big Data):

  1. объём данных,
  2. скорость обработки данных,
  3. многообразие одновременной обработки различных типов данных .
С 2013 года "большие данные" как академический предмет изучаются в появившихся вузовских программах по науке о данных, вычислительным наукам и инженерии.

Алгоритм работы АСК НДС-2

  • Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
  • Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так:
    отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
  • Все происходит без участия инспектора:
    в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
  • На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
  • В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2

ИТОГ:
Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.
Как работают налоговики и АСК НДС-2
  1. Вы сдаете декларацию по НДС.
  2. Система самостоятельно анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые разрывы в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
  3. Автоматически фиксируются недобросовестные плательщики НДС, выстраивается древо связей с остальными участниками товарооборота.
  4. Совокупность полученных данных позволяет налоговикам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС.
    Им может стать совершенно любая организация или ИП, претендующие на налоговый вычет - ведь право на вычеты получает тот, кто покупает товары (работы или услуги) у своих контрагентов, предъявляющих сумму налога (п. 2 ст. 171 НК РФ).
  5. Что означает «налоговый разрыв»?
    Это когда ваш контрагент:
    • Либо сдал нулевую декларацию по НДС.
    • Либо вообще ее не сдал.
    • Либо сдал декларацию, но в книге продаж не отразил счет-фактуру, выданную в ваш адрес (или исказил данные).
    Таким образом, зачастую вся головная боль от АСК НДС-2 вызвана ошибочным действием/бездействием наших контрагентов или наличием взаимоотношений у них с фирмами-однодневками.
  6. При выявлении в НДС-декларации противоречий система автоматически формирует требование о представлении пояснений.
  7. Далее следуют иные мероприятия налогового контроля. Допустим, выявлен налоговый разрыв.
    Для установления получателя необоснованной налоговой выгоды уже в рамках камералки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос объемного перечня документов, осмотра помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п. ...
  8. Добросовестные налогоплательщики тоже под прицелом.
    Большинство проверок после выявления налоговых разрывов заканчиваются неблагоприятно.
    Претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц могут быть предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к тем, у кого есть имущество. Даже в случаях, когда вы сами взаимодействуете с добросовестным контрагентом, но в цепочке есть «серые» или «черные» компании.
  9. Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
  10. Налоговики продолжают совершенствовать налоговое администрирование НДС.
    На подходе новый программный комплекс АСК НДС-3 .

Справка

Аббревиатура ПК АСК НДС-2 расшифровывается как «программный комплекс автоматизированного контроля за налогом на добавленную стоимость, вторая версия». В конце 2013 года ФНС впервые запустили ПК АСК НДС-1.
С этого момента ФНС берет под контроль данные об операциях, облагаемых НДС.
Через год ФНС отчиталась о двойном сокращении неправомерных попыток возместить налог, что добавило бюджету 102млрд. рублей. В начале 2015 года ФНС запустила вторую версию программы АСК НДС-2.Работа ПК АСК НДС-2 направлена на выявление организаций, не уплачивающих НДС и не отражающих соответствующие начисления налога в налоговой декларации.
Вся информация накапливается в системе Big data , которая используется для обработки данных ПК АСК НДС-2.
Таким образом, все отчеты по НДС (а значит, и все счета-фактуры) теперь попадают в общероссийскую базу (ЦОД ФНС России в Дубне).
Программа нацелена на сравнение данных о каждой операции по цепочке движения товара.
Big Data (Большие данные) — система обработки огромных объёмов данных, сформировавшаяся в конце 2000-х годов, альтернативная традиционной системе управления базами данных (СУБД) .

Определяющие характеристики Больших данных (Big Data):

  1. объём данных,
  2. скорость обработки данных,
  3. многообразие одновременной обработки различных типов данных .

С 2013 года "большие данные" как академический предмет изучаются в появившихся вузовских программах по науке о данных, вычислительным наукам и инженерии.

Алгоритм работы АСК НДС-2

  • Программа сопоставляет НДС, начисленный продавцом (по данным его книги продаж), и НДС, принятый к вычету покупателем (по данным его книги покупок).
  • Если эти данные не совпадают, программа выясняет, что не так:
    отразил ли реализацию продавец и насколько правомерно покупатель заявил вычеты по налогу.
  • Все происходит без участия инспектора:
    в адрес покупателя и продавца налоговая автоматически отправляет требования пояснений.
  • На ответ есть пять дней, а после местная инспекция начинает проверку.
  • В итоге налогоплательщики либо сами исправляют ошибки по выплатам, либо получают уведомление о доначислении.
Схема работы АСК НДС-2

ИТОГ: Внедрив ПК АСК НДС-2 налоговики фактически автоматизировали классическую «встречную проверку», для большей эффективности еще и внеся необходимые поправки в Налоговый кодекс, которые начали работать с начала 2015 года. Использование новых технологий «Больших данных» позволяет автоматически сопоставлять данные контрагентов, оперативно выявлять и пресекать незаконную деятельность компаний-мошенников, не исполняющих свои налоговые обязательства. Теперь ФНС, выявив несоответствия в отчетности покупателя и продавца, может истребовать у компаний счета-фактуры и первичную документацию. А у компании, которая не подтвердила получение налоговых требований или уведомлений, налоговики могут заблокировать счета.

Как работают налоговики и АСК НДС-2
  1. Вы сдаете декларацию по НДС.
  2. Система самостоятельно анализирует данные по каждой операции по цепочке движения товара и выявляет налоговые разрывы в операциях, по которым вычет есть, а НДС не уплачен.
  3. Автоматически фиксируются недобросовестные плательщики НДС, выстраивается древо связей с остальными участниками товарооборота.
  4. Совокупность полученных данных позволяет налоговикам установить выгодоприобретателя по налоговым вычетам НДС.
    Им может стать совершенно любая организация или ИП, претендующие на налоговый вычет — ведь право на вычеты получает тот, кто покупает товары (работы или услуги) у своих контрагентов, предъявляющих сумму налога (п. 2 ст.

АСК НДС-2: новый сервис ФНС для проверки декларации по НДС

171 НК РФ). Что означает «налоговый разрыв»?
Это когда ваш контрагент:

  • Либо сдал нулевую декларацию по НДС.
  • Либо вообще ее не сдал.
  • Либо сдал декларацию, но в книге продаж не отразил счет-фактуру, выданную в ваш адрес (или исказил данные).

Таким образом, зачастую вся головная боль от АСК НДС-2 вызвана ошибочным действием/бездействием наших контрагентов или наличием взаимоотношений у них с фирмами-однодневками.

  • При выявлении в НДС-декларации противоречий система автоматически формирует требование о представлении пояснений.
  • Далее следуют иные мероприятия налогового контроля. Допустим, выявлен налоговый разрыв.
    Для установления получателя необоснованной налоговой выгоды уже в рамках камералки проверяющие могут использовать расширенный перечень мероприятий налогового контроля: запрос объемного перечня документов, осмотра помещений, территорий, опрос сотрудников и т.п. …
  • Добросовестные налогоплательщики тоже под прицелом.
    Большинство проверок после выявления налоговых разрывов заканчиваются неблагоприятно.
    Претензии проверяющих по нарушениям третьих лиц могут быть предъявлены именно к добросовестным компаниям и с большей вероятностью к тем, у кого есть имущество. Даже в случаях, когда вы сами взаимодействуете с добросовестным контрагентом, но в цепочке есть «серые» или «черные» компании.
  • Количество налоговых проверок, инициированных благодаря АСК НДС-2 растет и, как показывает судебная практика, большинство этих проверок увенчались победой налоговиков в форме доначислений или отказов в вычетах.
  • Налоговики продолжают совершенствовать налоговое администрирование НДС.
    На подходе новый программный комплекс АСКНДС-3 .
  • Налогоплательщики сдают электронные декларации по НДС , содержащие показатели книги покупок и книги продаж. В 2015 году ФНС запустила ПК АСК НДС-2 для контроля деклараций.

    АСК НДС-2: откуда налогоплательщику ждать угрозы

    Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ ). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).

    В распоряжении налоговых органов есть специальная автоматизированная система контроля НДС-2 (далее - АСК НДС-2). Эта система сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков. Рассмотрим, какие претензии предъявляют налоговики по результатам анализа базы данных АСК НДС-2.

    Система выявляет расхождения в декларациях

    АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.

    Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

    Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2016 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.

    Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ ).

    Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета - это наличие счета-фактуры (ст. 169 НК РФ ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.

    В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании (решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13 ).

    Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.

    Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

    Цель внедрения АСК НДС-2 - борьба с однодневками

    АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено - однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

    К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.

    Для эффективного использования АСК НДС-2 инспекторы получили расширенные полномочия на камералках. Они используют практически тот же перечень мероприятий контроля, что и при выездных проверках. Инспекторы могут потребовать от компании представить:

    • документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к );
    • пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ , приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@ ).

    Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

    Ответ на требование о представлении документов налогоплательщики направляют в инспекцию в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ). А письменные пояснения - в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

    Компании редко игнорируют требования о представлении документов. Это чревато штрафом (ст. 126 НК РФ ) и отказом в вычетах по формальным основаниям.

    Пояснения лучше тоже представить. Иначе инспектор составит акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ ). Тогда отбивать доначисления придется уже путем подачи возражений или в суде.

    Однако подтверждение права на вычет в ходе камералки не дает гарантий, что компании не назначат выездную проверку (ст. 89 НК РФ ).

    АСК НДС 2: судебная практика

    Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами, поэтому инспекторы часто не успевают собрать доказательства, способные устоять в суде. Суды считают, что инспекторы вправе назначить выездную проверку периода, уже проверенного камерально. Налогоплательщики при этом не освобождаются от ответственности за выявленные правонарушения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.11 № А75-8783/2010 ).

    Налоговики могут назначить выездную проверку и после мероприятий налогового контроля, которые будет проводить отдел предпроверочного анализа. Максимальный срок выездной проверки достигает 15 месяцев. С учетом продления (до шести месяцев) и приостановления (на шесть или девять месяцев). За такой внушительный срок инспекторы точно соберут необходимые доказательства.

    Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась

    Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.

    Во-первых, АСК НДС-2 - внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством (постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.

    Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.

    Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.

    Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016 компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.

    * Подробнее об этом читайте в статье «Налоговики отказались ликвидировать компанию с недостоверным балансом» на сайте e.nalogplan.ru или в «ПНП» № 9, 2016, стр. 82.

    После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС.

    В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС (постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016 ).

    Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.

    Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна. Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.

    Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.

    Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС (постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015 ). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.

    Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.

    В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.

    Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.

    АСК НДС-2

    АСК НДС-2 работает уже три года. Она хранит сведения из счетов-фактур, деклараций по НДС, а также информацию о сделках. Система собирает данные об уплате НДС по всей торговой цепочке: от первичного поставщика до конечного потребителя.

    Работу системы обеспечивают центры обработки данных (ЦОД) в Нижнем Новгороде и Московской области. В 2017–2020 годах власти планируют построить резервный ЦОД в Волгоградской области.

    ЦОДы позволяют ФНС России внедрять и другие инструменты администрирования. Это налоговый мониторинг, система контроля за применением контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы. Они же поддерживают работу информационных систем Минфина, ФНС, казначейства и других учреждений финансового ведомства.

    АСК НДС 3: новый «комплекс слежения» за бизнесом

    АСК НДС-2: как проверяют декларации по НДС

    Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) программное обеспечение, разработанное и используемое Федеральной налоговой службой (ФНС) России, для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

    Разъяснение

    Автоматизированная система контроля НДС-2 (АСК НДС-2) разработана ФНС России и применяется для приема, учета и обработки данных налоговых деклараций по НДС от налогоплательщиков.

    С 1 января 2015 года эта система анализирует заявленные в налоговых декларациях данные о счетах фактурах налогоплательщиков и выявляет противоречия между счетами фактурами налогоплательщиков. Так, если, к примеру, выяснится, что покупатель принял к вычету НДС, а продавец его не начисляет, то этот факт может стать поводом для налоговой проверки.

    АСК НДС - новый сервис ФНС для поиска незаконных вычетов НДС

    в ст. 88 "Камеральная налоговая проверка" (федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ), который предоставляет налоговым органам право в таких ситуациях истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям:

    П. 8.1. ст. 88 НК РФ: "При выявлении противоречий между сведениями об операциях, содержащимися в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, либо при выявлении несоответствия сведений об операциях, содержащихся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной налогоплательщиком, сведениям об указанных операциях, содержащимся в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, представленной в налоговый орган другим налогоплательщиком (иным лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена обязанность по представлению налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость), или в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, представленном в налоговый орган лицом, на которое в соответствии с главой 21 настоящего Кодекса возложена соответствующая обязанность, в случае, если такие противоречия, несоответствия свидетельствуют о занижении суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюджет, либо о завышении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, налоговый орган также вправе истребовать у налогоплательщика счета-фактуры, первичные и иные документы, относящиеся к указанным операциям".

    Разработка и внедрение системы НДС-2 была определена документами:

    Приказ ФНС России от 15.07.2013 N ММВ-7-3/239@ "О проведении пилотного проекта программного обеспечения, реализующего функции задачи "Автоматизированная система контроля за возмещением НДС"

    Приказ ФНС России от 01.10.2013 N ММВ-7-6/432@ "О вводе в промышленную эксплуатацию программного обеспечения, реализующего функции задачи "Автоматизированная система контроля за возмещением НДС"

    АСК НДС-3

    ФНС России не останавливается на совершенствовании механизма контроля НДС. Разработана и тестируется новая версия программы проверки НДС — АСК НДС-3. В эту версию программы добавлена интеграция с банками и позволяет налоговикам выявить ситуации, к примеру, когда покупатель получил счет-фактуру заявил вычет, но покупателю денежные средства длительное время не перечисляет. Такая ситуация может свидетельствовать о незаконной оптимизации НДС.

    Дополнительно

    Система управления рисками «СУР АСК НДС-2» — это программное обеспечение, которое в автоматическом режиме распределяет налогоплательщиков - юридических лиц, представивших декларации по налогу на добавленную стоимость, на основании имеющихся у налогового органа сведений о деятельности налогоплательщиков, на 3 группы налогового риска: высокий, средний, низкий.

    АИС Налог-3 — автоматизированная информационная система Федеральной налоговой службы Российской Федерации.

    Отчет "Дерево связей" — отчет, который формируется в Системе управления рисками «СУР АСК НДС-2» и используется налоговиками для выявления незаконных операций.

    АСК НДС-2 (gnivc.ru)

    ФНС и налоги - популярность этих аббревиатуры и слова в последние недели пиковая. Кампания против фирм-однодневок, электронные форматы счетов-фактур, рост налоговых сборов…ФНС рапортует об удачном завершении 2015 и начале 2015 года. С чем связывает успехи налоговая служба? С внедрением программного комплекса АСК НДС-2.

    Что такое АСК НДС-2?

    Это вторая версия автоматизированной системы контроля за уплатой НДС. Первую версию внедрили в 2013 году, доработанную - в январе 2015 года.

    Если совсем просто: сведения из отчетности налогоплательщика автоматически сопоставляются с данными его поставщиков и покупателей. Если в цепочке есть расхождение, программа сигнализирует об этом компании. Компания в течение 5 дней должна пояснить, в чем причина. Если пояснений нет - за дело берется налоговый инспектор. Проверив, в чем причины расхождений, он решает возмещать ли компании НДС или отказать в этом.

    Раньше на проверку цепочки контрагентов уходило много времени. Сейчас - счет идет на минуты.

    ФНС отметило, что результаты использования АСК НДС-2 уже впечатляют. Программа выявила «погрешность» в данных у каждой десятой компании в России. 20-30% налогоплательщиков, к которым с вопросами пришли из налоговой отказываются от заявленного возмещения из бюджета НДС и сдают «уточненки».

    Так ли эта программа эффективна?

    Эффективность программы очевидна в плане оперативности выявления погрешности в цепочках контрагентов. Автоматизированная система помогает охватить 100 % контрагентов. Раньше у налоговых инспекторов времени на это не хватало.

    Повлекло ли внедрение программы положительную динамику по приросту налоговых сборов - другой вопрос. На прирост могла (и скорее всего) повлиять совокупность факторов: декларирование налогоплательщиками НДС в больших размерах, судебная практика в 2014-2015 годах в пользу налоговиков, усиление качества и результативности налогового контроля, не связанного с АСК.

    Как избежать попадания в «черный список»?

    Быть уверенным в своих контрагентах. Как проверить добросовестность тех, с кем вы работаете? Помимо запроса документов о правоспособности юрлица и правомочности лиц на подписание документов рекомендуем:

    • Проверьте бухгалтерскую отчетность контрагента на наличие основных средств и нематериальных активов.
    • Зайдите на сайт контрагента, поищите отзывы о компании в интернете.
    • Уточните, есть ли у контрагента офис (склад): не на бумаге, а на самом деле.
    • Проверьте судебную историю контрагента.

    На версии АСК НДС-2 ФНС останавливаться не собирается. В планах - синхронизация работы программы с базами таможенной службы, ЦБ РФ и Росфинмониторинга.

    В последнее время ФНС обеляет целые отрасли через специальные хартии участников рынка. Этот механизм опробован уже на экспортерах зерна, рыбной отрасли, электронщиках, торговых сетях, фармацевтах. Основная цель налоговой службы понятна: уничтожить теневой рынок как явление. И для этого у ФНС России сегодня есть все необходимые инструменты. Все знают о существовании программных комплексов АСК НДС-2 и АСК НДС-3, но не до конца понимают механизм работы.

    Что налоговикам дает АСК НДС-3

    АСК НДС-3 позволяет налоговикам полностью автоматизировать процесс контроля за движением средств между счетами юридических и физических лиц и повысить его продуктивность с 10 до 100%.

    Алгоритм интеллектуального поиска дает возможность автоматически выстраивать цепочки движения денег между юридическими и физическими лицами и видеть, в числе прочего, уплачен ли НДС в этих цепочках.

    На практике это означает, что находить взаимозависимые компании и связанные с ними физические лица станет гораздо проще. Уловив разрыв в цепочке, программа подает сигнал, который должны уже дополнительно проверить сотрудники налоговой службы.
    Уже сейчас в штате у налоговиков появилось новое подразделение, насчитывающее порядка 6 тысяч аналитиков.

    Чем опасен АСК НДС-3

    В 2018 году комплекс будет внедрен во всех субъектах страны и получит качественно новые возможности.
    ВНИМАНИЕ! Программный комплекс АСК НДС-3 автоматически формирует отчет, который с ноября 2017 годя является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела в случае, если сумма нарушений превышает установленный законом размер.
    То есть если раньше для возбуждения уголовного дела Следственный комитет России должен был провести доследственную проверку, запросить встречные документы у контрагента, сверить данные и сделать выводы, то сейчас этого делать не требуется, инспектору ИФНС достаточно нажать одну кнопку.

    Если программно-аналитический комплекс решит, что компания уклонилась от уплаты налогов, используя любую схему (будь то дробление фирмы, создание фирм — однодневок или цепочки посредников), то распечатка в руках инспектора сегодня уже является достаточным основанием для возбуждения уголовного дела.

    Что такое экстерриториальные проверки

    Кроме этого, у налоговиков появился новый инструмент — экстерриториальные проверки, благодаря которым договориться «по-хорошему» со своим налоговым инспектором больше не удастся, так как проверять предоставленные компанией данные будут работники ФНС из другой районной налоговой инспекции, а возможно даже из другого города, что существенно снижает возможность внеправового снижения налоговых рисков.

    С особым вниманием с 2018 года ФНС планирует подходить к отслеживанию тендеров. Делать это предполагается с помощью отраслевых объединений участников рынка.

    Отраслевой подход усиливают

    В целом налоговики поменяли схему подхода к вопросам взимания налогов. Если раньше проверки касались отдельных крупных компаний, то с некоторых пор работа ведется по целым отраслям.

    «Отраслевой подход к проведению проверок уже доказал свою эффективность в фармацевтической, ювелирной, алкогольной сферах экономики», — заявил начальник Контрольного управления ФНС Максим Чаликов на круглом столе с участниками рынка профессиональной уборки и технической эксплуатации.

    В 2018 году все нововведения будут отрабатываться на клининговой отрасли. Необходимо помнить, что под угрозой оказываются и заказчики услуг клининга и технической эксплуатации зданий и сооружений, которые ранее избегали ответственности.

    Отныне для ФНС заказчики также становятся «бенефициаром агрессивной налоговой оптимизации». ФНС уже составило список из около 8000 компаний отрасли, которые в 2018 году попадают под пристальный контроль. Все текущие контракты этих компаний оцениваются на предмет налоговой нагрузки, которая в клининге должна составлять более 30% от оборота.
    Такая нагрузка обусловлена большим количеством ручного труда в составе затрат, который составляет от 70 до 95 процентов.

    Все эти меры заставят отрасль фасилити (профессиональной уборки и технической эксплуатации) выйти из «тени» и работать вбелую с полной уплатой в бюджет государства необходимых фискальных платежей.

    Крупнейшие клининговые компании уже объединись в Национальную ассоциацию Фасилити Операторов НАФО, которая разработала отраслевую Хартию и открыта для приема новых членов. НАФО также ведет большую разъяснительную и методическую работу, направленную на содействие Заказчикам в минимизации возможных проблем, связанных с проводимой ФНС кампанией.

    Если в расходной части вашей компании нет затрат на услуги уборки и технической эксплуатации вы счастливчик. В противном случае, необходимо провести ревизию имеющихся контрактов и провести переговоры с вашим контрагентом о гарантиях оплаты 100% налогов по заключенному контракту. Также следует поставить в известность службу безопасности компании — проверка поставщика услуг на налоговую добросовестность их задача.

    Для добросовестных компаний, пользующихся услугами аутсорсинга по обслуживанию, угроза состоит в возможной потере вычета НДС из-за незаконных действий контрагентов. Налоговая может отказать в вычете на основании того, что контрагент имеет признаки однодневки.

    Начиная с I квартала 2015 года налогоплательщики представляют декларации по НДС по новой форме (приказ Минфина России от 29.10.14 № ММВ-7-3/558@ ). Теперь компания сообщает налоговикам сведения из книги покупок и книги продаж и информацию о выставленных счетах-фактурах (разделы 8–12 декларации).

    В распоряжении налоговых органов есть специальная автоматизированная система контроля НДС-2 (далее - АСК НДС-2). Эта система сохраняет и накапливает всю информацию по операциям налогоплательщиков. Рассмотрим, какие претензии предъявляют налоговики по результатам анализа базы данных АСК НДС-2.

    Система выявляет расхождения в декларациях

    АСК НДС-2 позволяет налоговикам сравнить сведения из книг покупок и книг продаж по цепочке от поставщика до конечного покупателя. Программа сверяет контрагентов, счета-фактуры и указанные в них суммы налогов. Система может выявить несколько видов расхождений.

    Расхождения вида «НДС». Эти расхождения программа выявляет, когда налог указан в декларациях, но в них имеются ошибки. Перечень таких ошибок известен многим бухгалтерам. Это расхождения по коду операций, по неверному номеру или дате счета-фактуры, а также расхождения в сумме НДС у продавца к уплате и у покупателя к вычету.

    Некоторые бухгалтеры соглашаются с требованиями инспекторов и подают уточненные декларации. Однако при наличии технических ошибок, не влияющих на сумму налога, достаточно предоставить пояснения. К ним нужно приложить счета-фактуры и прочие документы. В этом случае предоставление уточненки является правом, а не обязанностью налогоплательщика (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ ). Это относится к опечаткам в номерах и датах счетов-фактур и к неверным кодам операций. Если же у компании не совпадает сумма НДС, заявленная к вычету по счету-фактуре от поставщика, то самым распространенным случаем является предъявление НДС к вычету в более позднем периоде. Например, поставщик отразил счет-фактуру в I квартале 2016 года, а покупатель принял НДС к вычету во II квартале 2016 года.

    Расхождения вида «разрыв». Речь идет о так называемом налоговом разрыве. При сравнении данных из книг покупок и продаж выясняется, что контрагент, чей счет-фактура заявлен в декларации, просто отсутствует в ЕГРЮЛ. Или не сдает налоговую отчетность, или сдает ее с нулевыми показателями. При таком виде разрыва у налогоплательщика образуется счет-фактура, сумма налога по которому не отражена в декларации контрагента. Если компания является поставщиком и НДС заявлен к уплате, то, скорее всего, подозрений это не вызовет, поскольку НДС уплачен в бюджет. А вот если компания является покупателем и заявила этот НДС к вычету, то инспекция, скорее всего, тут же сформирует требование о представлении документов (п. 8.1 ст. 88 НК РФ ).

    Однако если компания представила весь пакет документов, то отказать в вычетах на основании расхождений, выявленных по данным АКС НДС-2, пока нельзя. Признак вычета - это наличие счета-фактуры (ст. 169 НК РФ ). И если проверяющие намерены отказать в вычетах, то они обязаны провести мероприятия налогового контроля. Эти мероприятия должны доказать фиктивность операций с однодневками или наличие иной необоснованной налоговой выгоды.

    В судебной практике встречаются интересные случаи проигрыша налоговиков, когда они отказывали компаниям в вычетах по счетам-фактурам контрагентов, отсутствующих в ЕГРЮЛ. В одном из дел бухгалтер исключенного из ЕГРЮЛ общества продолжал в течение двух лет выставлять счета-фактуры от имени несуществующей компании (решение АС г. Москвы от 20.06.13 № А40-18764/13 ).

    Налоговый орган отказал в вычетах. Компания счета-фактуры переделала и представила в суд. Арбитры указали: организация не подозревала о том, что счета-фактуры являются недействительными, и не могла проверить этот факт. Суд отменил доначисления. В то же время компания могла проверить статус контрагента с помощью общедоступных сервисов на сайте ФНС России. Поэтому такие судебные решения, скорее, единичны, и на них нельзя ориентироваться.

    Налогоплательщики сталкиваются с налоговым разрывом, когда АСК НДС‑2 не может сопоставить счета-фактуры по выданным авансам и при зачете этих авансов. Связано это с тем, что компания, заплатившая контрагенту аванс, сама составляет счет-фактуру. Даже при наличии правильного кода операции АСК НДС-2 часто формирует требование, где указывает на отсутствие счета-фактуры «близнеца». В данном случае достаточно представить письменные пояснения и приложить к ним документы.

    Цель внедрения АСК НДС-2 - борьба с однодневками

    АСК НДС-2 помогает налоговикам выявить в торговой цепочке недобросовестное звено - однодневку. Этап, на котором налог не дошел до бюджета. Это необходимо для поиска конечного выгодоприобретателя, получающего необоснованную выгоду от налоговых разрывов. За поиск выгодоприобретателей отвечает система управления рисками «СУР АСК НДС-2». Ее основные задачи описаны в письме ФНС России от 03.06.16 № ЕД-4-15/9933@ «Об оценке признаков риска СУР». Налогоплательщики могут попадать в группы низкого, среднего и высокого рисков. Компании с низким налоговым риском имеют материальные и трудовые ресурсы, ведут реальную деятельность, уплачивают налоги. У них проходят выездные проверки.

    К высокорисковым относят организации с устойчивыми признаками однодневок. Они не имеют активов и персонала, платят мало налогов при высоких оборотах, используют третьих лиц для осуществления платежей. Инспекторы отмечают группу риска компании в программе с помощью цветовых индикаторов. Результаты «СУР АСК НДС-2» налоговики используют при решении вопроса о возмещении НДС и планировании выездных проверок.

    Для эффективного использования АСК НДС-2 инспекторы получили расширенные полномочия на камералках. Они используют практически тот же перечень мероприятий контроля, что и при выездных проверках. Инспекторы могут потребовать от компании представить:

    • документы из-за расхождения в операциях (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ, приложение № 15 к );
    • пояснения (п. 3 ст. 88 НК РФ , приложение № 1 к приказу ФНС России от 08.05.15 № ММВ-7-2/189@ ).

    Если организация получила требование, необходимо в течение шести рабочих дней отправить по телекоммуникационным каналам связи квитанцию о приеме электронного документа. В противном случае инспекция может заблокировать счета в банках (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ ).

    Ответ на требование о представлении документов налогоплательщики направляют в инспекцию в течение 10 рабочих дней с даты получения требования (п. 8.1 ст. 88 , ст. 93 НК РФ). А письменные пояснения - в течение пяти рабочих дней (п. 3 ст. 88 НК РФ ).

    Компании редко игнорируют требования о представлении документов. Это чревато штрафом (ст. 126 НК РФ ) и отказом в вычетах по формальным основаниям.

    Пояснения лучше тоже представить. Иначе инспектор составит акт камеральной проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ ). Тогда отбивать доначисления придется уже путем подачи возражений или в суде.

    Однако подтверждение права на вычет в ходе камералки не дает гарантий, что компании не назначат выездную проверку (ст. 89 НК РФ ). Срок камеральной проверки ограничен тремя месяцами, поэтому инспекторы часто не успевают собрать доказательства, способные устоять в суде. Суды считают, что инспекторы вправе назначить выездную проверку периода, уже проверенного камерально. Налогоплательщики при этом не освобождаются от ответственности за выявленные правонарушения (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 24.06.11 № А75-8783/2010 ).

    Налоговики могут назначить выездную проверку и после мероприятий налогового контроля, которые будет проводить отдел предпроверочного анализа. Максимальный срок выездной проверки достигает 15 месяцев. С учетом продления (до шести месяцев) и приостановления (на шесть или девять месяцев). За такой внушительный срок инспекторы точно соберут необходимые доказательства.

    Судебная практика по АСК НДС-2 еще не сформировалась

    Аргумент о «налоговых разрывах» в базе АСК НДС-2 для судебной практики новый. Пока он встречается нечасто. Этому есть несколько причин.

    Во-первых, АСК НДС-2 - внутренняя база налоговых органов, к ней нет публичного доступа. Суды не признают сведения из внутренних информационных ресурсов должным доказательством (постановление АС Московского округа от 28.12.15 № Ф05-18124/2015 ). О выводах фискалов, сделанных на основании внутренней информации, компания может узнать не ранее, чем наступят негативные налоговые последствия.

    Во-вторых, сам по себе налоговый разрыв не доказывает, что налоговая выгода необоснованна. Этот разрыв представляет собой лишь математический результат контрольных соотношений чисел в двух декларациях. Если числа отличаются, это лишь повод для проверки.

    Тем не менее сведения из АСК НДС‑2 уже начали фигурировать в судебной практике. Причем не только в спорах, связанных с вычетами по НДС.

    Например, в постановлении АС Поволжского округа от 24.06.16 № Ф06-9933/2016 компания оспаривала отказ налогового органа зарегистрировать в ЕГРЮЛ ликвидацию юрлица*. Компания составила ликвидационный баланс и представила его в инспекцию. Однако инспекция по результатам двух камералок деклараций по НДС отказала обществу в вычетах на внушительную сумму и вручила акты проверок.

    * Подробнее об этом читайте в статье «Налоговики отказались ликвидировать компанию с недостоверным балансом» на сайте e.nalogplan.ru или в «ПНП» № 9, 2016, стр. 82.

    После вступления решений по камералкам в силу налоговый орган мог бы провести задолженность по НДС на лицевом счете и стать кредитором общества. Кроме того, на момент подачи заявления о ликвидации компания не представила еще одну декларацию по НДС. В результате инспекция признала баланс общества недостоверным и отказала в госрегистрации изменений. В решении апелляционной инстанции судьи указали, что налоговый орган с помощью АСК НДС-2 установил наличие налогового разрыва в виде неправомерно заявленного вычета по НДС (постановление Двенадцатого ААС от 15.04.16 № 12АП-2681/2016 ).

    Налоговики выставили требования о представлении документов. Компания требования проигнорировала, документы не представила. Руководитель общества от явки на допрос также уклонился.

    Компания считала, что на момент подачи ликвидационного баланса налоговый орган не имел решения по камеральным проверкам. Поэтому сумма НДС к уплате была ему неизвестна. Однако суд учел факт противодействия и уклонения общества от представления документов. И пришел к выводу, что заявление о ликвидации было подано для избежания доначислений по проверкам.

    Суд решил, что общество заведомо представило недостоверные сведения, при этом процедуру ликвидации нельзя считать соблюденной. Правомерность доначислений по камеральным проверкам не являлась предметом рассмотрения спора. Поэтому в отношении недостоверности баланса суд поддержал инспекцию.

    Необычное дело рассмотрел Девятнадцатый ААС (постановление от 31.08.16 № А14-16854/2015 ). Доказательства, найденные в АСК НДС‑2, одна из сторон заявила в гражданском споре. Он был между двумя юрлицами в отношении фальсификации подписи руководителя в договоре.

    Компания обратилась в суд с требованием взыскать с контрагента задолженность по договору поставки за 12 тонн рыбной муки. Однако покупатель неожиданно заявил в суде, что подпись руководителя на договоре поддельная. Значит, сделка не заключалась и оснований для возмещения продавцу убытков нет.

    В качестве доказательств реальности отгрузки поставщик представил договор, накладную о приемке товара, электронные письма в адрес покупателя и ответы на них. Помимо этого продавец представил письмо из инспекции о том, что по результатам камеральных проверок деклараций обеих компаний налоговый орган обнаружил счет-фактуру на поставку рыбной муки и в декларации продавца, и в декларации покупателя. Счет-фактуру налоговики нашли путем встречного сопоставления деклараций в системе АСК НДС-2.

    Налоговые органы подтвердили, что покупатель заявил вычет в связи с тем, что продавец отразил в декларации сделку и уплатил с нее НДС в бюджет. Суд пришел к выводу, что покупатель скрыл от суда сведения о поставке, а также не заявлял о фальсификации доказательства. В связи с чем суд постановил взыскать с нерадивого покупателя всю сумму задолженности и неустойку.

    АСК НДС-2

    АСК НДС-2 работает уже три года. Она хранит сведения из счетов-фактур, деклараций по НДС, а также информацию о сделках. Система собирает данные об уплате НДС по всей торговой цепочке: от первичного поставщика до конечного потребителя.

    Работу системы обеспечивают центры обработки данных (ЦОД) в Нижнем Новгороде и Московской области. В 2017–2020 годах власти планируют построить резервный ЦОД в Волгоградской области.

    ЦОДы позволяют ФНС России внедрять и другие инструменты администрирования. Это налоговый мониторинг, система контроля за применением контрольно-кассовой техники (АСК ККТ), электронные сервисы. Они же поддерживают работу информационных систем Минфина, ФНС, казначейства и других учреждений финансового ведомства.

    Статьи по теме