Альтернативные модели в рамках экономических систем. Экономическое развитие южной кореи Национальная модель рыночной экономики южной кореи

Теперь рассмотрим особенности трудовых отношений в южнокорейской модели. В первую очередь необходимо отметить, что данная модель имеет много схожих моментов с японской моделью рыночной экономики. Это, в частности, связано с общими особенностями психологического склада населения стран, их высокому трудолюбию и ответственному отношению к своим обязанностям, которые базируются в Южной Кореи на нравственных нормах конфуцианства. Общим для обеих моделей является и активное участие государственных органов в перестройке экономики. Для того, чтобы ускорить её модернизацию они широко используют налоговую, тарифную и валютную политику. К тому же достаточно длительное время существовал контроль над ценами на ресурсы и широкий круг товаров производственного и потребительского назначения. Повышению конкурентоспособности южнокорейских товаров на мировом рынке способствует сложившаяся в Южной Корее система государственного регулирования экономики.

Так же одной из особенностей страны является наличие такого инструмента экономики как возможность пожизненного найма. Количество постоянных работников на предприятиях составляет практически 30%. Другая особенность - это достаточно большое количество часов в одном рабочем дне, в среднем 57,7 часов в неделю. Плюс ко всему для Южной Кореи, как и для Японии, характерна низкая зарплата, из чего следует высокая конкурентоспособность продукции их производителей. Так же у них существует разница в оплате труда примерно в 2 раза у мужчин и у женщин. Использование рабочей силы в основном базируется на концепции «человеческого потенциала». Но главным итоговым моментом является то, что успех нации стоит превыше чем успех отдельного человека. Ещё одной особенностью этих моделей является протекционистская политика государства, которую вели Япония и Южная Корея продолжительный период времени.

Одним из факторов, который объясняет стремительный рост экономики Южной Кореи, является сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств, которые пошли по пути экономического развития, а не по пути демократических и политических преобразований. Правительство пересматривало существующие законы и, если это было необходимо, принимало новые законы, к тому же, принимали множество мер по способствованию увеличению количества накоплений, расширения экспорта, содействие вложению как национального, так и иностранного частного капитала, привлечение инвестиций и технологий из-за рубежа. Было положено масса усилий для того, чтобы обеспечить условия для создания социальной инфраструктуры: дороги, дамбы, порты, железные дороги, школы и тому подобное. К правительству часто обращались с просьбами взять на себя риск, связанный с инвестиционной деятельностью частных предпринимателей, предоставляя гарантии по внешним займам, используемым для покрытия расходов на крупномасштабные проекты. Очевидно, что в современных условиях широкого разделения труда в основе любых регулирующих мер лежит денежное обращение. Именно поэтому в Корее достижению финансово-денежной сбалансированности уделялось первоочередное внимание. Из-под контроля государства даже в годы значительных хозяйственных трудностей денежного обращения, не выходили ни уровень инфляции, ни уровень дефицитность государственного бюджета. государственная монополия в кредитно-финансовой системе играла в этом определяющую роль. Другое важное направление в Южной Кореи является государственное регулирование валютной сферы. В Корее с 1949 года действует принуждения, в разных её вариантах к тому, чтобы держать иностранную валюту на специальных счетах в центральном банке. Концентрация финансовых и валютных ресурсов в руках государства способствует формированию основных пропорций общественного производства, при этом основная ставка делалась на всемерное поощрение экспорта. Государство использовало субсидирование национальных экспортеров, которым предоставлялись банковские льготы.

Превышение доходов над расходами в Республике Корея продолжает расти, это связано, в основном, с постоянным ростом экспорта. Многие эксперты полагают, что зависимость южнокорейской экономики от экспорта чрезмерно велика. К примеру, в 2010 году индекс зависимости от экспорта составил 87,9 процента, а профицит торгового баланса в апреле 2011 года составил 3,93 млрд долларов.

По данным ВТО, в первые четыре месяца 2011 год объем экспорта Южной Кореи составил 179,6 млрд долларов, увеличившись на 27,9% в годовом выражении.

Таким образом, как видно из практики экономика Южной Кореи представляет собой наиболее гармоничное сочетание плановых и рыночных способов ведения хозяйств.

  • Американская модель управления персоналом (контекст глобализации)
  • Архитектура ЭВМ. Программная модель процессора. Режимы адресации памяти.
  • Балансовая модель прогноза экономического потенциала предприятия
  • Вопросы к экзамену

    1.Государственное регулирование в свете различных концепций и представлений о роли государства в развитии общества и экономики. Национальные модели ГРЭ: американская, немецкая, японская, шведская, южнокорейская.

    Американская модель развития

    Для нее характерны:

    § малый удельный вес государственной собственности и минимальная регулирующая роль государства;

    § всемерное поощрение предпринимательства (80% новых рабочих мест создается за счет малого предпринимательства);

    § резкая дифференциация населения на богатых и бедных;

    § приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения;

    § непредусмотренность сокращения имущественного и социального неравенства между гражданами.

    Японская модель

    Японская модель развития подразумевает:

    § высокий уровень государственного воздействия на основные области экономики;

    § составление планов развития экономики;

    § социальную направленность модели.

    Немецкая модель

    Ее характеристики следующие:

    § высокий уровень государственного воздействия на экономику;

    § прогнозирование основных макроэкономических показателей;

    § незначительное различие в уровне заработной платы главы фирмы и служащих;

    § социальная направленность модели.

    Шведская модель

    Шведскую модель развития обусловливают:

    § социальная направленность экономики;

    § сокращение имущественного неравенства через распределение национального дохода;

    § забота о малообеспеченных слоях населения;

    § активное вмешательство государства в процесс ценообразования, установление фиксированных цен;

    § высокий удельный вес государственного сектора.

    Южнокорейская модель

    В южнокорейской модели развития широко используются:

    § планирование экономического развития (с 1962 г. разрабатываются пятилетние планы);

    § государственный контроль в кредитно-финансовой сфере;

    § регулирование внешнеэкономической сферы, направленное на стимулирование экспорта и ограничение импорта.

    2.Сущность и методика государственного регулирования экономики . Сущность основных моделей государственного регулирования: реактивной модели; проактивной модели. Содержание, особенности использования и сферы применения основных методов регулирования экономики: методы прямого и косвенного воздействия; административный и экономический методы регулирования.



    Реактивная (адаптационная) модель, характерная для США. Она позволяет четко реагировать на изменения и «осечки» рынка.

    Это обеспечивается подвижностью структур и функций регулирующих органов, варьированием рычагов прямого и косвенного регулирования на макро– и микроуровне, сочетанием разных форм совместной деятельности государства и частного бизнеса.

    Проактивная модель государственного регулирования (Япония) предполагает предупреждение возможных сбоев в рыночном механизме путем «точной» дозировки объемов государственного вмешательства, использования прогнозирования, координирующих или корректирующих рекомендаций в переговорах государства и предпринимателей.

    Прямые методы регулирования – это властно-распорядительные отношения с хозяйствующими субъектами, целевое финансирование секторов экономики, регионов, фирм субсидиями, дотациями, льготными кредитами.

    Их цель - защита населения и общественно необходимых секторов экономики. Инвестиции в определенные отрасли могут идти по двум направлениям:
    а) развитие государственного сектора (в угольной промышленности, на железной дороге и водном транспорте, в научно-исследовательской работе, подготовке кадров, строительстве оборонных заводов);
    б) субсидирование негосударственных предприятий (предоставлением товаров по низким ценам, поддержкой крупного бизнеса льготами в налогообложении - США).



    Косвенные методы регулирования: кредитно-денежные, налоговые, бюджетные меры и индикативное (рекомендательное) планирование; лицензирование, регистрация фирм, антимонопольные запреты, лимиты цен, установление минимальной зарплаты; планы и комплексные программы, стандарты, нормативы, тарифы, государственные инвестиции; учетная ставка, резервная норма, операции на рынке ценных бумаг, кредитные льготы, валютные интервенции; налоговые ставки, таможенные пошлины, налоговые льготы.

    Административно е регулирование включает контроль над ценами, доходами, учетной ставкой банков, валютным курсом, охраной среды и социальную защиту населения.

    Экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений с целью создания оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результате.

    К экономических методов государственного управления можно отнести следующие: индикативное планирование, государственное регулирование, денежно-кредитная и финансовая политика, конкурентная политика, влияние на рыночное ценообразование, налоговая политика, экономическое стимулюв ванн.

    3.Сущность и методика государственного регулирования экономики. Сферы применения и механизмы реализации различных видов государственного регулирования: прямого и косвенного регулирования; экономического и социального регулирования; правового и административного регулирования.

    Южнокорейская модель экономики является одной из самых успешных в мире. Она показывает пример того, как беднейшая страна мира, к тому же истерзанная войной, за несколько десятков лет превратилась в одну из самых богатых и высокотехнологичных держав.

    Сегодня Южная Корея – один из лидеров в производстве бытовой и компьютерной техники, торговых судов, автомобилей, компьютерных игр, однако старшее поколение корейцев ещё помнит времена, когда приходилось работать в буквальном смысле за еду, а цветных телевизоров (разумеется, импортных) насчитывалось всего несколько штук на всю страну.

    Принципы экономики

    • Экономика Южной Кореи базируется на нескольких уникальных принципах, возникших в условиях восточного менталитета:
    • Невероятное трудолюбие;
    • Крупные корпорации – чёболи – как основа экономики;
    • Немногочисленность и слабость малых предприятий;
    • Высокая социальная сплоченность;
    • Авторитарный стиль правления, заметный даже при нынешнем, формально демократическом режиме.

    Чёболи

    Чёболь – это жёсткий костяк экономики, культуры и всей жизни Южной Кореи. Он представляет собой конгломерат формально независимых, но подчинённых единому руководству предприятий. Одно такое мегапредприятие производит десятки и сотни видов товаров. Рабочие в чёболях получают зарплату, а также во многих случаях общежитие или квартиру. Однако большую часть суток работник проводит на предприятии, возвращаясь домой только чтобы переночевать.

    Отпуск если и существует, то очень непродолжительный – всего несколько дней. Впрочем, трудолюбие корейских рабочих не стоит переоценивать: в полную силу они работают только несколько часов в сутки, а остальное время обедают, развлекаются, общаются – в общем, живут полной жизнью, не выходя за пределы организации.

    Чёболи настолько вошли в сознание корейцев, что о них даже сочиняют анекдоты. Чёболь даёт простому корейцу практически всё – деньги, карьеру, жизнь по высоким стандартам, а вне чёболей жизни нет. Первые чёболи появились в Корее в 60-х годах с лёгкой руки генерала Пак Чон Хи, ставшего диктатором и теперь признанного отцом нации.

    В тогда ещё нищей Южной Корее он объединил тридцать самых успешных предпринимателей и велел им развивать те или иные отрасли производства, взамен предоставив налоговые льготы и другие преимущества. Всего за 10 – 15 лет страна превратилась из импортёра всего, на что только хватало скудных средств, в экспортёра товаров лёгкой промышленности, обуви и строительных услуг.

    Прошло ещё немного времени, и Южная Корея превратилась в то, что она представляет собой сегодня – в крупнейшего производителя различного оборудования. Одновременно с этим японские чёболи (дзайбацу), процветавшие с XIX века, после Второй мировой войны исчезли.

    Южнокорейская модель имеет много общего с японской. Это объясняется прежде всего схожим психологическим складом населения, его трудолюбием и ответственному отношению к своим обязанностям. Государство здесь также активно участвует в перестройке экономики. Но вследствие относительно неразвитых рыночных отношений южнокорейское правительство целенаправленно содействовало созданию рыночной экономики

    в лице крупных корпораций, переросших потом в финансово-промышленные конгломераты. Кроме того, государственные органы оказывали всестороннюю поддержку мелкому и среднему предпринимательству. Еще одной характерной чертой южнокорейской модели стало четкое и сбалансированное разделение функций между центром и провинциями, что тоже способствовало формированию рыночных отношений.

    Следует заметить, что в смешанной экономике разных стран делается выбор между двумя путями развития - либеральным и социально-ориентированным.

    Либеральная смешанная экономика базируется на:

    1) безусловном преобладании частной собственности и хозяйственном законодательстве, обеспечивающем максимальную свободу субъектов рынка и ограждающем их от вмешательства государства.

    2) сосредоточение государственного регулирования главным образом на макроэкономических процессах.

    Здесь преобладает принцип - работающий человек обеспечивает себя сам, свою семью и свою старость. Государственный патернализм распространяется на нищих и обездоленных.

    Для социально-ориентированной экономики характерны следующие признаки: AAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAAA

    1) смешанная система хозяйствования с довольно значительным государственным сектором;

    2) государство регламентирует правила игры на рыночном поле как для государственных, так и для частных структур;

    3) государственное регулирование осуществляется не только на макроуровне, но и в сфере деятельности хозяйствующих субъектов;

    4) государство гарантирует определенное обеспечение потребностей населения в услугах здравоохранения, образования, культуры и жилья;

    5) регулирование занятости населения с целью минимизации безработицы.

    Таким образом, государство путем своего вмешательства непосредственно в деятельность производственных и коммерческих фирм получает возможность проявлять заботу о своих гражданах. Отсюда и название "социально ориентированной".

    Появление такой модели смешанной экономики пришлось на 70-80 годы и на сегодняшний день наибольшего развития достигло в таких странах как Германия и Швеция.

    Заключение

    Рассмотрим всё изложенное выше применительно к нашей стране. Россия сегодня имеет монетарную экономику с наемным трудом, правда, с некоторыми ограничениями. Она пока не управля­ется рыночным соглашением, то есть еще не является рыночной экономикой. При наличии финансового отношения без финансового рынка и плохо установленных и плохо контроли­руемых прав собственности едва ли можно квалифицировать ее как экономику с капиталисти­ческим началом, даже монополистическим. Напротив, можно отметить, что это экономика с финансовой олигархией, осуществляющая отчасти первичное накопление капитала.

    Следовательно, главная проблема для России - развитие рыночной экономики на базе монетарной экономики с наемным трудом и финансовой олигархией, то есть приведение в действие рыночного соглашения. Тенденция к разбросу цен как раз и свидетельствует об от­сутствии единого рынка. Эта трудность установления рыночного соглашения и служит од­ним из проявлений российской специфики или, в более общем плане, тем, что отделяет пост­советский «первый мир» от «второго мира» - Центральной Европы.

    Какие альтернативные модели возможны для будущего развития российской экономики?

    Первый путь состоит в следовании тра­диционной схеме, согласно которой модернизация российского общества осуществляется «сверху», государством или правящей верхушкой. Это как раз путь, выбранный российскими реформаторами, но «завязший» в олигархических интересах и рентоориентированной логике. Условием реализации такого сценария является усиление центральной государственной вла­сти, которое может быть достигнуто только путем эволюции в сторону авторитарности.

    Второй сценарий ведет к формированию слабого государства и победе финансовой оли­гархии. Это катастрофический сценарий с экономическим застоем и огромной социальной дифференциацией за счет перераспределения ренты, что наблюдалось в Латинской Америке, Азии или даже в Африке. Вполне возможно вмешательство армии для обеспечения социаль­ного мира. Способна ли в таком случае финансовая олигархия изменить свое поведение и стать основным субъектом модернизации страны, борясь с установками на получение ренты? Подобное возможно лишь при угрозе наступления политических изменений, опасных для олигархии, которая решит тогда объединить силы реформаторов, чтобы выжить, и револю­ционизировать общество, чтобы предотвратить угрозу.

    И, наконец, третий вариант, который уже начал претворятся в жизнь. Это - демо­кратический вариант, требующий прихода к власти новых людей, способных предложить план развития, который найдет отклик у населения. Основным условием является «освобож­дение» бюджета от финансовой олигархии. Сценарий был бы в данном случае близким к польскому: инициатива мелких предпринимателей постепенно изменила бы соглашения и правила игры, действующие в экономике, которые затем распространяется на крупные при­ватизированные предприятия, враждебно относящиеся к изменениям. Можно поручиться, что при таком сценарии впервые в своей истории российское общество может модернизиро­ваться «снизу». Выравнивание доходов в обществе произойдет лишь в результате действия ряда факторов, связанных с долгосрочными тенденциями экономического роста, фискальной политикой го­сударства и перераспределением доходов посредством трансфертных платежей, проведе­нием активной государственной политики доходов. Последняя призвана решать две главные задачи: регулировать рост заработной платы с целью стабилизации цен и поддерживать уровень доходов посредством программ социального страхования и государственной по­мощи. Один из признаков оптимизации распределения доходов в обществе - преобладающее возрастание доли средних доходов и значительное сокращение доли наиболее высоких до­ходов в общем «котле». В рамках политики регулирования доходов перспективно - об этом свидетельствует опыт ФРГ - освоение механизмов добровольного (автономного от государ­ства) регулирования заработной платы, предоставляющих союзам предпринимателей и на­емных работников право на свободные переговоры по заключению тарифных соглашений без вмешательства государства. Роль государства при такой системе - определение законо­дательных рамок, регулирующих трудовые отношения.

    Список используемой литературы

    Курс экономической теории. Общие основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, переходная экономика: Учебное пособие под. ред. А.В. Сидоровича - М. ДИС 1997

    Нуреев Р.М. основы экономических теорий: Микроэкономика: учеб. для вузов - М. Высш.шк. 1996

    Платонова Е.С. Экономические системы и их трансформация – М. ЭММО 1998

    Япония и Южная Корея являются главными экономиками восточноазиатского центра развитого капитализма - на них приходятся соответственно 5,5% и 2% мирового ВВП по ППС (на все остальные страны этого центра, включая Австралию и Новую Зеландию, падает около 3%).

    Японская и южнокорейская экономические модели. Экономическая политика и экономическая динамика

    Экономическая модель Японии (названная японской, а впоследствии после ее успешной трансплантации на почву других азиатских стран - восточноазиатской, см. параграф 5.2) сформировалась в ходе модернизации, которую Япония совершила за последние 150 лет своей истории, превратившись из закрытой от остального мира отсталой страны в одну из крупнейших развитых экономик. Впоследствии Южная Корея вместе с остальными «восточноазиатскими тиграми» (Тайванем, Гонконгом, Сингапуром) успешно реализовала эту модель и продемонстрировала миру очередной (после японского) пример ускоренной модернизации, став развитой страной. Однако в Южной Корее в отличие от Японии большее значение имеют госрегулирование и господство бизнес-групп при меньшей роли малого и среднего бизнеса. Из-за этого южнокорейская модель как вариант восточноазиатской модели больше подвержена «вестернизации», т.е. размыванию традиций коллективизма и восточно-иерархической структуры общества. Этому также способствует современная культура страны - в Южной Корее высока и продолжает расти численность местных христиан-протестантов, которых уже больше, чем буддистов и конфуцианцев.

    И японская, и южнокорейская модели прошли ряд этапов в своей эволюции. Так, Япония во второй половине 1950-х - начале 1970-х гг. осуществила «японское чудо» (среднегодовые темпы роста ВВП составляли около 10%) за счет самого активного использования собственных трудовых и финансовых ресурсов и импорта иностранных научно-технических достижений (но не капитала), топлива и сырья, создав универсальную структуру промышленности, включающую как базовые (металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность), так и наукоемкие отрасли (станкостроение, автомобилестроение, электротехника и электроника), продукция которых успешно конкурировала на международном рынке.

    Для Японии 1970-е гг. стали временем серьезных потрясений, так как обнаружился ряд негативных последствий реализации сложившейся ранее экономической модели (экологический кризис, наращивание региональных диспропорций, перенакопление основного капитала) и уязвимых точек (чрезмерная зависимость от экспорта промышленной продукции и импорта технологий и природных ресурсов), которые делали неэффективной функционирование этой модели в условиях глобализации и роста мировых цен на энергоносители и сырье. Тем не менее, благодаря перестройке экономического механизма, в том числе отраслевой структуры за счет роста наукоемких отраслей и сферы услуг японской экономике удалось адаптироваться к новой ситуации.

    К середине 1980-х гг. в Японии сформировался новый вариант экономической модели, характеризующийся более умеренными темпами роста и более эффективным использованием ресурсов; главным фактором роста стал научно-технический прогресс; во внешней торговле начался переход к преимущественно «горизонтальной» модели участия в международном разделении труда, характеризующейся преобладанием готовой продукции не только в экспорте, но и в импорте, а в экономической политике заметной тенденцией стало дерегулирование.

    Но в 1980-е гг. завершение этих процессов происходило в Японии на фоне формирования «мыльного пузыря» с его гипертрофированным ростом рынков финансовых активов. Факторами возникновения «мыльного пузыря» в Японии стали перекачивание в финансовый сектор относительного избытка финансовых ресурсов из-за ограниченности выгодных сфер приложения капитала в реальном секторе, приток в страну значительных экспортных доходов при сохранении высокой нормы сбережений на фоне относительно высоких темпов экономического роста (от 3 до 7% в год) и проведения политики либерализации финансовых рынков. Крах финансового рынка в 1990 г. послужил толчком к кризисным явлениям и в других секторах. Правительство было вынуждено использовать активные меры антикризисного регулирования, в том числе предоставление компаниям и банкам налоговых льгот и льготного кредитования, что привело к быстрому росту государственного долга. В результате стране удалось избежать экономического кризиса, однако не удалось добиться подъема и экономика погрузилась в многолетнюю депрессию с ее очень низкими темпами экономического роста, что стало симптомом кризиса японской модели. Японские компании стали утрачивать свою международную конкурентоспособность и в поисках выхода ускорили вывод производственных мощностей за рубеж (он принял значительные масштабы уже во второй половине 1980-х гг.).

    Депрессия была преодолена лишь к началу 2000-х гг., и с 2002 г. японская экономика вступила в фазу подъема, но с невысокими даже для развитой страны темпами (1,5-2% в год). Этот умеренный подъем прервался в 2008 г., когда Япония оказалась втянутой в мировой экономический кризис, усугубившийся техногенной катастрофой на АЭС «Фукусима» в 2011 г., продолжающимся старением населения и хронической дефляцией. Можно сказать, что современные и прогнозные темпы экономического роста

    Японии отличаются небольшой величиной и неустойчивостью, что связано с сохранением в экономике рудиментов догоняющего развития (прежде всего это относительная закрытость для иностранных товаров, капиталов и рабочей силы и все еще чрезмерное государственное регулирование); сокращением экономически активного населения; снижением эффективности внешней торговли, причем в условиях растущей конкуренции на рынках традиционных товаров со стороны других стран. Прогнозируются невысокие темпы роста - примерно 1%, и хотя в расчете на душу сокращающегося населения это около 1,5% (2014 г.), но ниже американских и европейских темпов (см. табл. 3.10).

    Южная Корея во многом переняла опыт послевоенного развития японской экономики, повторив его с определенным временным лагом и под воздействием другой мировой конъюнктуры. На первом этапе (1945-1961 гг.) после освобождения от японского колониализма, проведения общедемократических реформ и гражданской войны (1950-1953 гг.) вначале шло послевоенное восстановление разрушенной экономики, а затем были предприняты первые попытки экономического планирования через создание полюсов роста (вначале это были в основном предприятия легкой промышленности и инфраструктуры, затем капиталоемкие производства обрабатывающей промышленности). В отличие от Японии Южная Корея смогла преуспеть, реализуя преимущественно экспортно ориентированный тип индустриализации, на не импортозамещающий, причем с большим вкладом в экономический рост внешних финансовых ресурсов в виде помощи от США и Японии и притока иностранных низкопроцентных государственных займов (но не прямых иностранных инвестиций).

    На втором этапе (1962-1997 гг.) в Южной Корее продолжали реализовываться государственные программы индустриализации и создавалась современная структура промышленности, в которой стали доминировать отрасли обрабатывающей промышленности, многие из которых приобрели международную конкурентоспособность. Южнокорейская экономика приобрела черты жестко регулируемого государственно-частного партнерства. Динамика оставалась очень высокой, и в годы подъема темпы роста ВВП достигали 11%.

    Но этот вариант южнокорейской модели не устоял, столкнувшись с вызовами начавшегося в Азии мирового экономического кризиса 1997-1998 гг И поэтому третий этап (с конца 1990-х гг. и по настоящее время) начался с реформирования прежней экономической модели при поддержке МВФ и других международных организаций, нацеленного прежде всего на либерализацию. В ходе этой либерализации укрепился финансовый сектор, приобрел новые черты реальный сектор (переход от традиционных семейно-клановых структур бизнеса к современным акционерным компаниям), уменьшилось присутствие государства в экономической жизни, на смену системе пожизненного найма пришел свободно функционирующий рынок труда, тем более что он численно растет. В 2008-2009 гг. Южная Корея сократила корпоративные налоги, ввела новую систему охраны интеллектуальной собственности, сократила число административных разрешений для создания крупных промышленных предприятий. Во многом благодаря этому начавшийся в 2008 г. мировой экономический кризис хотя и существенно затронул экономику Южной Кореи, не вызвал падения ее экономических темпов развития, подобного кризису 1998 г. Другой причиной была нарастающая неформальная интеграция южно- корейской экономики с китайской, которая смягчила для южнокорейской экономики ее «приземление» с высоких темпов роста. А в результате в этом и следующем десятилетиях для Южной Кореи прогнозируются высокие для развитых стран темпы - 3-4%, что позволит ей со временем обогнать по ВВП на душу населения многие другие развитые страны. Тем не менее современная динамика экономического развития Южной Кореи так же, как и Японии, характеризуется неустойчивостью (табл. 16.1).

    Таблица 16.1

    Япония и Южная Корея (прогноз ОЭСР среднегодовых темпов роста ВВП), %

    • * Только развитые страны - члены ОЭСР.
    • ** Потенциальные темпы роста, т.е. без учета спадов и бумов.
    Статьи по теме