199 ук рф уклонение от уплаты. Судебная практика по уклонению от уплаты налогов с организации. Нарушения в рассмотрении дела сработают

Органы государственной власти Российской Федерации неоднократно отмечали общественную опасность уклонения от уплаты налогов как умышленного неисполнения конституционной обязанности каждого гражданина платить законно установленные налоги. В настоящее время практика применения статьи 199 Уголовного кодекса РФ в национальном судопроизводстве носит далеко не эпизодический характер. Несмотря на динамичность изменений налогового законодательства, уголовный закон остается стабильным, а правоохранительные органы и судебная власть сформировали единый и устойчивый взгляд по вопросу его применения. В данной публикации автор – адвокат Павел Домкин предлагает ознакомиться с основными моментами практики расследования уголовных дел за совершение уклонения от уплаты налогов и сборов.

Полномочия расследования дела по статье 199 УК РФ

Следует отметить, что первостепенную роль в вопросе инициации и расследования уголовных дел по статье 199 УК РФ играют налоговые органы . В большинстве случаев поводом для возбуждения уголовного дела является направление налоговым органом информации о неисполненном в срок решении о взыскании выявленной недоимки, штрафов и пеней. Подобное сообщение направляется налоговой инспекцией в правоохранительные органы в силу требований закона, а целью данного сообщения является проверка наличия в действиях налогоплательщика-неплательщика признаков состава преступления по статье 199 УК РФ. В сообщении налоговой орган представляет информацию о размере задолженности налогоплательщика перед бюджетом РФ, которая возможно будет использоваться правоохранительными органами при исчислении размера ущерба бюджетной системе и инкриминироваться в официальном обвинении.

Как правило, перед поступлением информации из налогового органа в орган следствия, она является предметом предварительной проверки со стороны сотрудников полиции . В данной стадии уполномоченными лицами главным образом осуществляется проверка сообщения инспекции на предмет умышленности действий руководящих лиц налогоплательщика, допустившего нарушение налоговой дисциплины. Служебными целями органа дознания является проверка информации, например, об умышленном неправомерном отнесении к расходной части при расчете подлежащего уплате в бюджет налога на прибыль, о сознательном неправомерном применении вычета по НДС, о причинах с контрагентами и т.д. Полученная в рамках доследственной проверки информация впоследствии передается в следственные органы для принятия решения о возбуждении уголовного дела.

В соответствии с п.п. «а», п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ предварительное следствие по преступлениям, предусмотренным ст. 199 УК РФ, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации . Предварительное расследование уголовного дела производится по месту совершения преступления, а именно в месте, где налогоплательщик состоит на налоговом учете.

Порядок возбуждения уголовного дела по статье 199 УК РФ

Порядок инициации уголовного преследования по статье 199 УК РФ имеет существенные процессуальные отличия от «классического» алгоритма возбуждения дел по заявлению о преступлении. Закон не предполагает возможности возбуждения дела по обычному заявлению о преступлении, поданному заинтересованной стороной. Как указывалось ранее, в подавляющем большинстве случаев заявителем о преступлении выступают налоговые органы.

В тоже время органы дознания (полиции), следователи наделены полномочиями инициировать проверку в отношении налогоплательщика при соблюдении установленной процедуры участия налоговых органов. При поступлении информации не из налоговой инспекции о выявлении признаков уклонения от уплаты налогов следователь Следственного комитета РФ не позднее 3-х суток с момента поступления сообщения направляет в налоговый орган копию поступившего сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам. Не позднее 15 суток с момента получения таких материалов налоговый орган направляет следователю: (1) либо заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам; (2) либо информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято; (3) либо информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах. Руководствуясь информацией налогового органа, следователь принимает процессуальное решение о возбуждении уголовного дела, либо об отказе в таковом.

Следует отметить, что следователь вправе возбудить уголовное дело и до получения из налогового органа вышеуказанного заключения или информации, но лишь при наличии повода и достаточных (достоверных) данных, содержащихся в заключении эксперта и других документах, указывающих на признаки преступления. Отметим, что в следственной практике данное полномочие следователя реализуется не так часто.

Безусловно, что факт нарушения порядка возбуждения дела по статье 199 УК РФ может быть обжалован в судебном порядке, регламентируемом статьей 125 УПК РФ. При проверке доводов жалобы суд обязан оценить достаточность совокупности данных, указывающих на признаки преступления, а в случае отсутствия таковой, полномочен признать возбуждение уголовного дела незаконным.

Какие действия признаются преступлением по ст.199 УК РФ?

Уклонением от уплаты налогов и сборов законом признаются умышленные действия виновного лица, направленные на их неуплату и повлекшие полное или частичное не поступление соответствующих налогов и сборов в бюджет.

В судебной практике не фигурируют «стандартные» схемы, за которые виновные лица привлекаются к ответственности. Обвинительные приговора выносятся: — за умышленное непредставление в налоговый орган обязательной к подаче декларации, — в случае не отражения в полном объеме учета доходов, расходов и объектов налогообложения в налоговой декларации; — при занижении виновником налоговой базы по НДС в налоговой декларации путем принятия к профессиональным налоговым вычетам по НДС не существующих расходов; — в случае умышленного уклонения от уплаты налогов с организации путем внесения в бухгалтерскую отчетность и налоговые декларации заведомо ложных сведений о несуществующих транспортных расходах и т.д.

Наиболее распространенной категорией дел становятся случаи, когда правоохранительные органы доказывают в рамках возбужденного уголовного дела, что спорный контрагент фактически не мог осуществить поставку товара, а привлекаемый к ответственности налогоплательщик не предоставил обосновывающую коммерческие взаимоотношения документацию, либо создал фиктивный документооборот для завышения расходной части по налогу на прибыль и неправомерного получения права на вычет по НДС.

Публикация Бюро : .

Для оценки рисков привлечения к ответственности следует понимать положения закона, определяющие принцип признания тех или иных действий противоправными:

Способами уклонения от уплаты налогов и (или) сборов статьей 199 УК РФ законом признаются:

  1. умышленное непредставление налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
  2. умышленное включение в налоговую декларацию или иные документы , заведомо ложных сведений. Под «иными документами» закон понимаетпредусмотренные законодательством документы, подлежащие приложению к налоговой декларации (расчету) и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов или сборов: выписки из книги учета доходов и расходов хозяйственных операций; выписки из книги продаж; расчеты по авансовым платежам и расчетные ведомости; журнал полученных и выставленных счетов-фактур; справки о суммах уплаченных налогов; документы, подтверждающие право на налоговые льготы; годовые отчеты и т.д.

Полагаем, что следует дополнительно раскрыть условие наказуемости «второго» способа уклонения от уплаты налогов. Так, включением в декларацию или в иные документы заведомо ложных сведений признается умышленное указание любых не соответствующих действительности данных об объекте налогообложения, о расчете налоговой базы, наличии налоговых льгот или вычетов и любой иной информации, влияющей на правильное исчисление и уплату налогов, сборов, страховых взносов.

Заведомо ложные сведения могут быть представлены путем умышленного не отражения в отчетной документации данных о доходах из определенных источников (например, полученной прибыли ); в виде уменьшения фактического размера полученного дохода (например, включение в декларацию сведений о фактически не имевших место хозяйственных операциях ), в виде сознательного искажения произведенных расходов, учитываемых при исчислении налогов (завышение расходной части ). Кроме того, в соответствии с официальной позицией Верховного Суда РФ к заведомо ложным сведениям относятся «не соответствующие действительности данные о времени (периоде) понесенных расходов, полученных доходов, искажение в расчетах физических показателей, характеризующих определенный вид деятельности, при уплате единого налога на вмененный доход и т.п.» .

Состав преступления по статье 199 УК РФ наличествует только в том случае, если уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов совершено с прямым умыслом , когда лицо осозновало общественную опасность своих действий или бездействия, предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления.

Обязательным признаком преступления, предусмотренного статьей 199 УК РФ, является крупный или особо крупный размер неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов. Крупный (особо крупный) размер неуплаченных налогов, сборов и страховых взносов определяется за период в пределах трех финансовых лет подряд. При исчислении размера уклонения складывается как сумма налогов по каждому их виду, так и сумма сборов, страховых взносов, которые не были уплачены в бюджеты различных уровней. Расчет размера осуществляется по правилам, установленным в Примечании к статье 199 УК РФ.

Публикация Бюро: .

Кто может быть привлечен к ответственности по статье 199 УК РФ?

Обвиняемым в совершении преступления может быть лицо, уполномоченное в силу закона либо на основании доверенности подписывать документы, представляемые в налоговые органы организацией, являющейся плательщиком налогов, сборов, страховых взносов, в качестве отчетных за налоговый /расчетный период. Сформировавшая судебная практика к числу лиц, привлекаемых к ответственности, по статье 199 УК РФ относит:

  • руководителя организации-налогоплательщика (генерального директора, директора и т.п.),
  • главного бухгалтера или специально уполномоченное лицо, в обязанности которого входит подписание отчетной документации,
  • лицо, фактически выполнявшее обязанности руководителя или главного бухгалтера в юридическом лице,
  • иного сотрудника организации, оформлявшего первичные документы бухгалтерского учета при условии осведомленности о противоправном характере своих действий (пособник преступления ),
  • лицо, фактически организовавшее совершение преступления, либо склонившее к его совершению руководителя, например, акционер, учредитель организации (организатор преступления ),
  • лицо, содействовавшее совершению преступления советами, например, помощник директора, независимый консультант (подстрекатель преступления ).

Избрание меры пресечения по статье 199 УК РФ

Факт возбуждения уголовного дела безусловно сопровождается опасением применения меры пресечения в виде ареста к подозреваемым или обвиняемым лицам. Действующий уголовно-процессуальный закон (ч.1.1 статьи 108 УПК РФ ) устанавливает прямой запрет на применение меры пресечения в виде заключения под стражу по статье 199 УК РФ. Исключением являются случаи, когда обвиняемый: не имеет постоянного места жительства на территории РФ; его личность достоверно не установлена; обвиняемый нарушил ранее избранную мера пресечения или скрылся от органов предварительного расследования или от суда. Все иные предусмотренные законом меры пресечения, в том числе домашний арест, могут быть избраны органом следствия (судом) при осуществлении расследования уголовного дела по статье 199 УК РФ.

Освобождение от уголовной ответственности

Положение статьи 76.1 Уголовного кодекса РФ гарантирует освобождение от ответственности лицу, впервые совершившему преступление по статье 199 УК РФ, если ущерб, причиненный бюджетной системе Российской Федерации в результате преступления, возмещен в полном объеме. Лицом, впервые совершившим преступление, признается обвиняемый, не имеющий неснятую или непогашенную судимость за ранее совершенное преступление по статье 199 УК РФ .

Возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе РФ, является уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере представленного налоговым органом расчета. Применение положения статьи УК РФ и, как следствие, освобождение от ответственности по статье 199 УК РФ возможно лишь в случае, если возмещение ущерба было произведено до назначения судом первой инстанции судебного заседания. Если же возмещение ущерба состоится после назначения судом первой инстанции судебного заседания, то факт возмещения ущерба будет признаваться судом обстоятельством, смягчающим наказание. Частичное возмещение ущерба бюджетной системе также может быть признано смягчающим обстоятельством.

Публикация Бюро : .

Судебная практика выработала определенные требования к документальному подтверждению факта полного возмещения ущерба по статье 199 УК РФ. Оно может быть подтверждено официальными документами, удостоверяющими перечисления в бюджетную систему РФ начисленных сумм. Подтверждением перечисления будут являться платежное поручение или квитанция с отметкой банка, акт сверки с налоговым органом об отсутствии задолженности перед бюджетом. При наличии возникших сомнений относительно возмещения ущерба суд может проверить указанный факт по собственной инициативе. Следует отметить, что возмещение ущерба бюджетной системе может быть произведено не только обвиняемым лицом, но и другими лицами, а также самой организацией, уклонение от уплаты налогов с которой вменяется обвиняемому.

Различного рода обязательства перечислить денежное возмещение в федеральный бюджет, обещания возместить ущерб в будущем, не являются правовым основанием для освобождения от уголовной ответственности.

В качестве налогового агента, по действующему отечественному законодательству, выступает лицо, на которое налагаются обязанности по начислению, удержанию у плательщика и перечислению платежей в бюджет. Он обязан рассчитать сумму, которая должна быть уплачена при выполнении определенной операции. Исчисленную величину агент обязан удержать. Эта сумма исключается из средств, причитающихся каким-либо лицам, и направляется в бюджет.

Обязанности налоговых агентов

Эти лица осуществляют исчисление, удержание и перечисление обязательных платежей независимо от того, являются ли они сами плательщиками. Кроме этого, агенты обязаны:

  • отправлять письменное уведомление в налоговую инспекцию о невозможности удержания;
  • вести учет рассчитанных и выплаченных доходов, исчисленных, удержанных и направленных в бюджет сумм по каждому налогоплательщику в отдельности;
  • предоставлять в надзорный орган документы, которые необходимы для контроля над исчислением, удержанием, направлением сумм в бюджет;
  • сохранять документацию на протяжении 4-х лет.

Данные обязанности устанавливаются статьей 24 НК. Вне зависимости от используемой системы обложения, организация может исполнять функции агента по:

  1. НДФЛ.
  2. Налогу на прибыль.

Удержание

Вне зависимости от формы выплаты дохода (натуральная либо денежная), агент должен рассчитать сумму налога. Однако удержание ее осуществляется исключительно из средств, выплачиваемых контрагенту. Это правило устанавливается в подп. 1 пункта 3 указанной выше статьи. Не позднее месяца с того момента, когда налоговый агент узнал о невозможности удержания, ему необходимо отправить письменное извещение в налоговый орган. Это может быть заявление, составленное в произвольной форме. Момент, с которого начинается отсчет месяца, определяется в конкретной ситуации индивидуально. К примеру, в качестве него может выступать выдача призов гражданам в натуральной форме.

Ответственность

Она устанавливается за нарушение обязательств, вмененных налоговым агентам, и предусматривается в ст. 199 УК РФ. Преступления в сфере экономической деятельности сегодня являются одной из актуальных проблем государства. Как известно, отчисления предприятий и граждан формируют доходную часть бюджета. Неисполнение обязательств плательщиков или агентов наносит существенный ущерб финансовому состоянию страны.

Ст. 199 УК РФ: состав преступления

В норме установлено наказание за неисполнение в собственных интересах обязанностей агента по расчету, удержанию и перечислению платежей, подлежащих исчислению и перенаправлению в бюджет либо фонд внебюджетного типа, непредоставление отчетной документации, в крупном размере. Санкции за данное деяние следующие:

  • штраф в сумме 100-300 тыс. руб. или дохода (зарплаты) за 1-2 года;
  • арест до 6 мес.;
  • до 2 лет принудительных работ;
  • до двух лет заключения.

Дополнительно к последним двум санкциям статья 199 предусматривает запрет на осуществление определенных типов деятельности. Сюда же относится и пребывание на конкретных постах до 3-х лет. Указанные в ч. 1 ст. 199 УК РФ санкции действуют и в отношении лиц, включающих в декларацию или иные отчетные документы заведомо ложную информацию.

Квалифицирующие признаки

Ст. 199 УК РФ ужесточает санкции, если деяние совершено:

  • по предварительной договоренности группой лиц;
  • в особо крупных размерах.

В этом случае агент наказывается:

  • штрафом в 200-500 тыс. руб. или в размере дохода (зарплаты) за 2-5 лет;
  • тюремным заключением до 6 лет;
  • принудительными работами до 5 лет.

В последних двух случаях дополнительно может устанавливаться запрет на занятие определенных постов или осуществление конкретной деятельности на период до 3 лет.

Ст. 199 УК РФ с комментариями

В основном приведенные признаки неправомерного поведения совпадают с таковыми, установленными в другой норме - 198. Но, в отличие от ст. 199 УК РФ, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации предполагает другой предмет незаконного деяния. Кроме этого, имеет место отличие в суммах, которыми формируется крупная либо особо крупная величина. В ст. 199 УК РФ устанавливаются большие в сравнении с предыдущей нормой величины.

Разъяснения Пленума ВС

Они даются относительно субъектов, которые привлекаются к ответственности по ст. 199 УК РФ. Судебная практика руководствуется положениями нормы 11 НК. В соответствии с ней, к агентам следует относить юрлиц, образованных в соответствии с отечественным законодательством, иностранные компании и прочие корпоративные объединения, наделенные гражданской правоспособностью, или сформированные в порядке, предусмотренном правовой системой зарубежных государств, международные образования, их представительства/филиалы, располагающиеся на территории России.

Объективная часть

Она характеризуется по признакам, указанным в норме 198. Законодательство устанавливает перечень обязательных для предоставления надзорному органу документов. Среди них, в частности, присутствует отчет об убытках и прибылях либо целевом использовании средств, бухгалтерский баланс и пр. Предприятия (кроме общественных и бюджетных объединений, а также их структурных подразделений, которые не осуществляют коммерческую деятельность и не имеют оборотов по реализации материальных ценностей, кроме выбывшего имущества) обязаны предоставлять квартальную (в течение месяца по его завершению) и годовую (не позднее 90 дней с его окончания) отчетность, если другое не предусмотрено в законе.

ФЗ № 402

Бухгалтерская отчетность предприятия может предоставляться заинтересованному лицу непосредственно либо передаваться через представителя компании, направляться почтой с или по телекоммуникационным каналам. Пользователь документации не имеет права отказывать в ее принятии и должен, по просьбе исполнителя, поставить отметку на копии с указанием даты поступления. В случае получения отчетности по телекоммуникационным каналам, субъект обязан передать предприятию квитанцию о приеме ее в электронной форме. Днем представления документации считается непосредственно дата отправки либо фактической передачи.

Конструкция деяния

Состав преступления является формальным. Завершение деяния норма связывает с совершением действий, которые приводятся в диспозиции. Умысел виновного субъекта состоит в осознании того, что он уклоняется от выплаты налога либо страховых взносов в крупном размере. Данной величиной признается сумма от 2 млн руб. за три года подряд, при условии, что доля неотчисленных обязательных платежей больше 10 % от всех подлежащих направлению в бюджет удержаний, либо больше 6 млн руб.

Субъективная часть

Виновным может быть вменяемое физлицо, функциональные обязанности которого предусматривают обязательные бюджетные отчисления с предприятия. Другие субъекты не могут привлекаться к ответственности по ст. 199 УК РФ. Практика рассмотрения дел указывает на то, что в качестве обвиняемых выступают руководители компании-плательщика, бухгалтер (главный в том числе), в чьи обязанности включено подписание отчетности, предоставляемой в надзорные органы, обеспечение своевременных и полных отчислений в бюджет. К ответственности могут привлекаться и иные физлица, если они получили специальные полномочия на такие действия управляющим органом предприятия. В круг субъектов ст. 199 УК РФ относит также граждан, фактически замещающих на должностях бухгалтера либо руководителя. Если указанные лица предварительно договорились о совершении неправомерного деяния, направленного на непредставление отчетности либо включение в нее заведомо ложных данных, их поведение квалифицируется по п. "А", части 2 указанной статьи.

Классификация субъектов

Другие служащие предприятия-плательщика, в обязанности которых, например, входит оформление первичной бухгалтерской учетной документации, при наличии оснований могут привлекаться к ответственности по соответствующей части рассматриваемой нормы в качестве пособников, которые умышленно оказали содействие в совершении незаконного действия. Лицо, которое организовало или склонило руководителя, бухгалтера или иного сотрудника компании, а также содействовало совершению деяния указаниями, советами и так далее, может быть наказано как организатор, пособник либо подстрекатель. В данных случаях следует руководствоваться также положениями ст. 33.

Особо крупные размеры

Данный квалифицирующий признак, установленный в п. "Б" части 2 ст. 199 УК РФ, приобретает соответствующее значение только тогда, когда величина не отчисленных в бюджет сумм больше 2,5 млн руб. Расчет в данном случае осуществляется в пределах 3 финансовых лет, идущих подряд. При этом должно быть соблюдено условие о том, что доля не отчисленных налогов/сборов составляет более 20 % от общей суммы, подлежащей перечислению в бюджет. Если этот процент не соблюден, то особо крупным признается размер, превышающий 30 млн руб.

Заключение

Категория по мнению ряда юристов, вполне обоснованно включена в УК РФ. Наличие в законодательстве более жесткой ответственности позволяет пресекать нарушения финансовой дисциплины и обеспечивать стабильность поступлений в бюджет. При этом необходимо отметить, что уголовная ответственность имеет место только в случаях крупного размера не отчисленных сумм. Для установления его законодатель определяет временные пределы, которые составляют не менее 3 лет, следующих подряд. Из этого следует, что уголовное наказание возникает при систематическом нарушении финансовой дисциплины. В таких случаях имеет место прямой умысел виновных лиц.

В РФ предусмотрены достаточно жесткие налоги для предпринимателей. Естественно, желание сократить расходы на них преследует многих предприимчивых деятелей. Однако за уголовное наказание по УК РФ грозит не только ИП (), но и руководителям организаций.

Характеристика злодеяния

Под уклонением от уплаты налогов, совершенным организацией, понимают сокрытие налоговой декларации или прочих обязательных для проверки документов, а также внесение в эти документы фальсифицированных данных. Уголовная ответственность по 199 статье УК наступает, когда речь идет о крупном или особо крупном размере.

О том, что это за преступление и о его особенностях в некоторых странах расскажет следующее видео:

Основные понятия

Итак, в роли объекта описываемого злодеяния выступает нарушение порядка оплаты налогов. Предметом же являются сборы и налоги, взимаемые, согласно Налоговому кодексу (НК), с организаций. Поясним данные понятия.

  • Налог – это платеж (обязательный и индивидуально безвозмездный), который взимается с физлиц и организаций. Цель налогообложения – обеспечение деятельности государства и его муниципальных образований.
  • Сбор (иначе, пошлина) – это тоже обязательный платеж, но не безвозмездный. Он взимается, когда в отношении плательщика производится определенное действие, ему выдаются какие-либо права (лицензия) или оказываются услуги.

Состав преступления

Под определение «организация» подпадают все плательщики налогов, исключая физлиц.

Объективную сторону рассматриваемого преступления формируют два типа действий:

  • Непредставление (в случае, когда это обязательно) налоговой декларации или прочих необходимых документов;
  • Искажение данных, заносимых в упомянутые документы или декларацию.

В качестве , подпадающего под 199 статью, может выступать:

  • Руководитель организации, уклоняющейся от уплаты пошлин и налогов;
  • Главный (старший) бухгалтер;
  • Лица, выполняющие обязанности руководителя или бухгалтера;
  • Сотрудники организации, причастные к уклонению от налогов (исказившие данные в декларации и прочих документах, сокрывшие доход и т.п.).

199 статья предполагает умышленное совершение противоправных действий, уголовная ответственность за которые наступает только при условии уклонения в крупном размере.

В примечаниях к статье 199 поясняется:

  • Крупный размер – это сумма налогов за три года, равная или превышающая отметку в два миллиона рублей, если неуплаченные налоги составляют более 10%, или 6 млн. рублей.
  • Особо крупный размер – сумма налогов больше 10 млн., при неуплаченных 20% и более процентах, или 30 миллионов.

Виды уклонения

Есть масса способов уклониться от уплаты сборов и налогов. Рассмотрим несколько из них:

  • Уничтожение или подмена накладных после получения выручки от розничной торговли. Первичная документация уничтожается или искажается, в итоге не вся выручка отображается в налоговых документах;
  • Выручка, от реализации товара доверенными лицами, приходуется не полностью или не приходуется совсем. Организация дает доверенному лицу товар вместе с накладными. Когда это лицо вносит выручку в виде наличных, накладные уничтожаются либо переделываются, а разница в сумме не приходуется. Соответственно, уменьшается размер налога;
  • Наличие , через которые реализуется неучтенный товар. Такие точки стараются открывать там, где проверки правоохранительными органами проводятся редко;
  • Продажа одного продукта под видом другого. Дорогой товар проходит по документам как более дешевый (например, бензин А-95 как бензин А-92). Цена, разумеется, остается реальной. Разница в фактической цене на товар и в цене, записанной в документах, остается на руках у предпринимателя, то есть, становится ;
  • Различные схемы, в результате которых и оседает на счетах самой компании.

Все способы перечислить достаточно сложно, поскольку предприимчивые руководители организаций изобретают новые схемы, как только старые перестают действовать. Про ответственность, сроки давности за уклонение от уплаты налогов юридического лица по 199 статье УК РФ читайте ниже.

О том, какие схемы уклонения от налогов чаще всего используются, расскажет видеосюжет ниже:

Ответственность

Какое же наказание ждет руководителя или бухгалтера организации за уклонение от уплаты налогов? Если размер невыплаченных сборов и налогов признан крупным, прибегают к 1 части 199 статьи. В ней предусмотрены такие меры:

  • (100 000 – 300 000 рублей) или изъятие дохода (за 1 – 2 года);
  • (до 2 лет), которые, иногда, дополняются и заниматься соответствующей деятельностью (3 года максимум);
  • на полгода максимум;
  • (до 2 лет) с запретом заниматься конкретной деятельностью или без него.

Особо крупный размер налогов или совершение злодеяния группой сговорившихся предварительно лиц является квалифицированным составом преступления и рассматривается во 2 части 199 статьи. Меры здесь более жесткие:

  • Штраф (200 000 – 500 000 рублей) или доход за 1-3 года;
  • Принудительные работы (до 5 лет) с запретом/без запрета заниматься конкретным видом деятельности до 3 лет;
  • Лишение свободы (6 лет максимум) с запретом деятельности или без него.

Про расследование уклонений от уплаты налогов с организаций читайте далее.

Особенности расследования и заведения уголовного дела

В досудебном производстве выделяют два этапа:

  1. Доследственная проверка. Сотрудники ОЭБ или УЭБ МВД проверяют обоснованность поступивших в отношении организации сведений о факте уклонения от налогов и решают, возбуждать уголовное дело или нет;
  2. Предварительное расследование.

Обычно, основанием для проведения правоохранительными органами проверки организации является информация, сообщенная им налоговой инспекцией после проведения проверки, вынесения решения и выставления Требования об уплате налогов, штрафов и пеней. Чтобы выполнить данное требование, у организации есть 2 месяца.

В противном случае, возбуждается уголовное дело, дополнительной налоговой проверки для которого не требуется. Еще до возбуждения дела правоохранительные органы имеют право проводить дознание и участвовать в проверках, проводимых налоговой инспекцией.

После возбуждения дела его досудебным расследованием занимаются следователи Следственного комитета РФ.

О некоторых случаях из судебной практики по статье 199 УК РФ расскажем напоследок.

Судебная практика по ст. 199 УК РФ об уклонении от уплаты налогов с организации

Как уже отмечалось выше, уклонение от налогов может быть осуществлено через не предоставление налоговой декларации или через внесение в нее ложных данных. Мы рассмотрим второй случай.

Ухтинским городским судом к двум годам лишения свободы, замененным условным сроком, был приговорен руководитель организации «…» В.Л.С. За определенный налоговый период подсудимый отобразил в налоговой декларации ложные сведения о расходах. Его организация якобы пользовалась услугами нескольких транспортных фирм, за что и выплатила им конкретную сумму (указанные средства, разумеется, налогами не облагались).

Но при проверке выяснилось, что данные организации не имеют на своем балансе транспортных средств, то есть оказывать подобного рода услуги они не могли. Списание средств на расход позволили В.Л.С. уменьшить объем налогов, взимаемых с организации. Поскольку речь шла об особо крупном размере, был применен пункт «б» части 2 199 статьи УК.

Подсудимый признал свою вину. Ввиду этого, а также того, что обвиняемый, в целом, характеризовался знакомыми положительно, реальный срок заменили условным.

О еще одном случае из практики уклонения от уплаты налогов рассказывает видео ниже:

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, -

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 325-ФЗ)

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

(примечания в ред. Федерального закона от 29.12.2009 N 383-ФЗ)

Адвокатская практика по ст. 199 УК РФ

Уголовное дело по ч.2 ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с организации в особо крупном размере)

Уголовное дело было возбуждено правоохранительными органами по сообщению налогового органа, в ходе проведения встречной проверки одной из организаций.

Адвокат вступил в дело с момента его возбуждения. В настоящее время обвинение не предъявлено и уголовное дело находится на стадии предварительного следствия.

Уголовное дело по ч.1 ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с организации)

Адвокат заключил соглашение с доверителем на стадии проверки его фирмы правоохранительными органами, в рамках уголовного дела, возбужденного в отношении фирмы «однодневки».

Адвокат, проанализировав полученную информацию, дал свои рекомендации доверителю по тактике защиты.

В ходе расследования, доверитель был допрошен и в ходе допроса дал показания о непричастности к совершенному преступлению. Кроме того, в ходе следствия, доверитель представил письменные доказательства о непричастности к совершению преступления.

В результате грамотно выстроенной линии защиты, в действиях доверителя, не было усмотрено состава преступления по ст. 199 УК РФ.

Уголовное дело по ч.2 ст.199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов и сборов с организации)

Адвокат заключил соглашение с доверителем на стадии предварительного следствия, после возбуждения уголовного дела. Адвокат, проанализировав полученную информацию, дал свои рекомендации доверителю по тактике защиты.

В ходе расследования, доверитель неоднократно вызывался для производства следственных действий, при этом допрашивался по обстоятельствам дела более пяти раз. Следователем неоднократно продлялись сроки предварительного следствия.

В связи с тем, что в ходе следствия не было собрано достаточных доказательств виновности доверителя, то в отношении него было вынесено постановление о прекращении уголовного преследования, а уголовное дело приостановлено.

В Уголовном кодексе предусмотрено несколько статей, устанавливающих наказания за налоговые преступления. Вероятность привлечения к ответственности не зависит от масштаба операций или размера фирмы.

Умысел

Он является обязательным признаком любого налогового преступления. Умысел может быть:

  1. Прямым. В этом случае субъект понимает общественную опасность поведения, предвидит вероятность либо неизбежность последствий и желает их наступления.
  2. Косвенным. В такой ситуации гражданин также понимает общественную опасность поведения, предвидит вероятность возникновения последствий. При этом он не желает, но осознанно допускает их или относится к ним с безразличием.

Степень тяжести

Она зависит от уровня и характера общественной опасности. К деяниям небольшой тяжести относят:

  1. Уклонение от отчисления налогов/сборов организацией, совершенное в крупных размерах. Ответственность установлена ст. 199 УК РФ , ч. 1.
  2. Невыполнение в личных интересах обязательств налогового агента в крупных размерах. Наказания предусматривает ст. 199.1, часть 1.

Среднетяжелым деянием считается сокрытие денег или имущества ИП/юрлица, которыми должно осуществляться взыскание обязательных платежей. Ответственность за него устанавливает ст. 199.2 УК РФ . К тяжким относят уклонение от отчисления налогов/сборов группой предварительно сговорившихся граждан или в размерах, считающихся особо крупными. Наказания за такие деяния предусматриваются во второй части ст. 199 УК РФ .

Последствия

Для преступлений, предусмотренных ст. 199 УК РФ в новой редакции, крупным считается размер, равный 500 000 р., исчисленный в пределах 3-х лет подряд. При этом доля неотчисленных платежей должна превышать 10% от сумм, подлежащих оплате, или превышает 1,5 млн рублей. Особенно крупным размером считается задолженность, составляющая за три финансовых года больше 2,5 млн рублей. При этом объем неуплаченных сборов/налогов превышает 20% от сумм, подлежащих отчислению, или 7,5 млн рублей. Для деяний, предусмотренных ст. 199.2, крупной является сумма, что больше 250 тыс. рублей, особенно крупной - свыше 1 млн рублей.

Срок давности

К ответственности допускается привлекать в течение:

  • 2-х лет - при деяниях небольшой тяжести;
  • 6-ти лет - при среднетяжелых посягательствах;
  • 10-ти лет - при тяжких преступлениях.

Гражданин, признанный виновным, считается судимым с даты вступления приговора в действие и до момента снятия/погашения судимости. Если ранее субъект уже привлекался к ответственности, но отбыл наказание, это обстоятельство не влияет на квалификацию и не выступает как отягчающее. При решении вопроса, касающегося рецидива, этот факт также не учитывается.

Ст. 199 УК РФ (2016 г.)

В норме зафиксирована ответственность за уклонение от уплаты сборов/налогов организацией в крупных размерах. По части 1 ст. 199 УК РФ , данное деяние влечет:

  1. Штраф в размере 100-300 тыс. рублей или составляющий доходы за 1-2 года.
  2. Арест на 4-6 мес.
  3. До 2-х лет тюрьмы. Дополнительно допускается вменить запрет на осуществление видов деятельности/замещение постов, установленных судьей, до 3-х лет.

Если деяния совершены в размерах, считающихся особенно крупными, или предварительно сговорившейся группой граждан, наказание ужесточается. В соответствии со второй частью ст. 199 УК РФ , виновным может грозить:

  1. Штраф в размере 200-500 тыс. рублей или взыскание, равное доходам за 1-3 года.
  2. До 6-ти лет тюрьмы. В дополнение может вменяться запрет на пребывание на постах/ведение деятельности, определенных судебной инстанцией, до 3-х лет.

Ст. 199 УК РФ с комментариями 2016 г.

В настоящее время в норме определен конкретный и закрытый перечень уклонения от обязательств плательщика. Преступление может совершаться путем:

  1. Неподачи декларации или другой документации, предоставление которой, согласно нормам законодательства, является обязательным.
  2. Включения в бумаги заведомо ложной информации.

Рассматривая ст. 199 УК РФ с комментариями , следует сказать о субъектах, которых допускается привлекать к ответственности. К ним относят руководителей, главных бухгалтеров, прочих сотрудников предприятия, имеющих полномочия на подписание документов, представляемых в налоговую службу, виновных в уклонении от обязательных платежей.

Отягчающие обстоятельства

Они зафиксированы в части второй ст. 199 УК РФ. Практика показывает, что особенно крупные размеры уклонений далеко не редки. При квалификации мотивы значения не имеют. Зачастую деяния совершаются несколькими предварительно сговорившимися гражданами. Пояснения по данной форме активных действий приводятся в 35 статье УК. В частности, часть вторая указывает на то, что лица должны заранее договориться о предстоящем совместном выполнении задуманного.

Соучастники

Следует помнить, что к ответственности привлекают не только непосредственных исполнителей. Наказание вменяется и гражданам, участвовавшим в каком-либо другом статусе в преступлении, а также использовавшим для его совершения других лиц, не подлежащих уголовному преследованию ввиду их невменяемости, в силу возраста и прочих обстоятельств. В качестве соучастников выступают пособник, организатор, подстрекатель. Последний склоняет гражданина к преступлению. При этом могут использоваться угрозы, подкуп, уговоры или иные средства. Организатор осуществляет руководящую функцию. Он планирует преступление, распределяет роли. Пособник - субъект, который оказывает содействие совершению деяния указаниями, советами, предоставлением сведений орудий, средств преступления. Он также может оказывать помощь путем устранения препятствий, дает обещания скрыть следы или злоумышленников и пр.

Сокрытие имущества или денег

Ответственность за это деяние определена ст. 199.2 Кодекса. Речь в норме о конкретных материальных ценностях, имеющих целевое назначение. Они предназначаются для взыскания налогов/сборов. За их сокрытие привлекаются к ответственности руководитель, собственник, иной гражданин, реализующий управленческие функции на предприятии, либо индивидуальный предприниматель.

Наказание

К уголовной ответственности допускается привлекать лиц, если они совершили преступление в крупных размерах (на сумму более 250 000 рублей). В качестве наказаний предусматриваются:

  1. Денежное взыскание, равное 200-500 тыс. рублей или составляющее доходы гражданина за 1,5-3 года.
  2. До 5 лет тюрьмы. Дополнительно предусматривается запрет на осуществление деятельности/замещение должностей, определенных судьей, до 3-х лет.

Специфика

Субъектом, реализующим управленческие задачи в коммерческой (иной структуре), признается гражданин, временно, постоянно или по другому особому полномочию выполняющий административно-хозяйственные, организационно-распорядительные обязанности, вне зависимости от типа собственности предприятия. Указанное лицо также может состоять в штате некоммерческой организации, которая не является государственным, местным органом власти или учреждением.

Заключение

Общественная опасность налоговых преступлений очевидна. Уклонение от исполнения обязательств субъектами приводит к уменьшению доходной части бюджета. Рассмотренные выше преступления негативно отражаются на финансовом положении страны в целом. Они нарушают процессы распределения и перераспределения поступлений в бюджет. Именно поэтому данные деяния относят к категории экономических посягательств. Все это существенно усложняет нормальное функционирование контрольных органов.

Расследование деяний осуществляют налоговые и правоохранительные структуры совместно. Законодательство устанавливает обязанность граждан и юрлиц осуществлять отчисления в бюджет. НК определяет порядок, условия, виды сборов и налогов. Невыполнение обязанностей влечет ответственность. Для применения статей УК необходимо совершение преступлений в крупном или особо крупном размере. В остальных случаях ответственность предусматривается в НК. В любом случае наказания избежать вряд ли удастся. Налоговые органы осуществляют тщательную проверку поступающих отчетных документов.

Статьи по теме